Формы организации производства

Курсовая работа

Тема данной курсовой работы — «Формы организации производства и оценка их эффективности» выбрана потому, что на данный момент это актуальная проблема для экономики любой страны, в том числе и нашей.

Переход нашей экономики от плановой к рыночной экономике оказался очень трудным и трудным. Эта фаза сопровождалась падением производства, инфляцией, падением уровня жизни населения и ростом социальной напряженности в обществе. Лишь в 1999 г была достигнута определенная стабилизация, а в последующие годы в народном хозяйстве стали проявляться положительные изменения. Поэтому на данном этапе главная задача для нашей страны — не только закрепить то, что было достигнуто, но и создать необходимые условия для устойчивого экономического роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. известно, что одним из показателей, гарантирующих эффективность компании, является глубокое и правильное использование прогрессивных социальных форм организации производства, таких как концентрация, специализация, кооперация и сочетание производства. Кроме того, все прогрессивные общественные формы организации производства должны применяться во взаимосвязи и в тесной координации.

В данной курсовой работе раскрываются такие вопросы, как: формы организации производства, а непосредственно централизация, концентрация, специализация, кооперация и сочетание, их сущность, формы и показатели, экономическая эффективность этих явлений. Приведены примеры, которые помогут вам увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, а также рассмотреть другие важные аспекты этой проблемы.

Целью курсовой работы является углубление общей характеристики форм организации производства и оценка их эффективности. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщения выводов.

1 Централизация и концентрация производства

продукции на предприятии

1.1 Сущность и значение централизации

Централизация (лат. centrum, греч. kentron — острие (циркуля), сосредоточие) — одна из двух форм монополизации (другая — концентрация).

Централизация и концентрация — две стороны «одной валюты», экономического процесса. Централизация ведет к увеличению доли рынка в производстве и продажах и представляет собой объединение предприятий, предприятий в результате их слияний и поглощений под единой группой управления. Развитию и ускорению централизации способствует развитый фондовый рынок ценных бумаг. Приобретение контрольного пакета акций позволяет вам установить и расширить контроль из единого центра управления над десятками и сотнями предприятий, расположенных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких различных организаций для решения крупных технико-экономических проектов (задач); Суммировать, накапливать необходимые денежные средства для финансирования различных программ. Централизация служит основой для создания холдинговых и материнско-дочерних систем, что является единственным вариантом для создания промышленных и финансовых групп, составляющих основу любой национальной экономики.

16 стр., 7884 слов

Управление производством единичного цикла организации

... многие проблемы организации производства решаются технологами, важно различать функции технологии и функции организации производства. Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы управления производством. Объект исследования: ОАО «Белшина». Предмет исследования: управление производством. Для ...

следует различать централизацию производства и централизацию капитала.

Централизация производства — увеличение масштабов производства в результате слияния нескольких компаний в единое увеличенное хозяйство под общим управлением. Различают горизонтальную и вертикальную централизацию производства. Горизонтальная централизация — это слияние компаний одного типа внутри отрасли. Вертикальная централизация предполагает объединение предприятий различных отраслей, что позволяет выпускать сложную продукцию по единой технологической цепочке и увеличивать ассортимент (набор) изделий и услуг. Централизация производства в рамках одного хозяйственного образования, проводимая до определенных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение выпуска продукции за счет снижения издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масштабах производства. Однако чрезмерная централизация производства внутри экономического объединения может привести к тому, что производство станет громоздким, трудным в управлении и экономически неэффективным. Поэтому в процессе централизации за отдельными структурными единицами должна сохраняться относительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не должен превышать экономически обоснованных оптимальных (наилучших) объемов производства.

Централизация капитала — увеличение размера капитала в результате слияния или слияния нескольких некогда независимых капиталов. Часто это достигается за счет поглощения более слабых конкурентов крупным капиталом.

Наиболее распространена централизация капитала путем создания акционерных обществ и организации системы участия .

Основное преимущество создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах объединения капитала в областях технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения потребителей и снижения производственных и непроизводственных затрат.

Операционная экономия часто может быть достигнута путем объединения компаний, например, путем устранения дублирования функций между разными сотрудниками, путем интеграции таких видов деятельности, как маркетинг, бухгалтерский учет и закупки. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2 + 2 = 5.

21 стр., 10246 слов

Планирование производства и реализации цельномолочной продукции, ...

... В рамках данной курсовой работы рассматриваются следующие вопросы: организация производства цельномолочной продукции на перерабатывающих предприятиях; организация управления переработкой молочной продукцией; планирование производства и реализации ЦМП; планирование производственных затрат и экономической эффективности производства масла; пути усовершенствования ...

Помимо операционной экономии слияние может стать причиной получения экономии за счет «эффекта масштабности», т.е. когда происходит увеличение выпуска и реализации продукции.

В современной экономике преобладают такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы.

Каждая из этих форм имеет как общие характеристики, присущие любой ассоциации, так и свои собственные. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

  • установленными имущественными и правовыми отношениями;
  • конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;
  • В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX в.

наибольшее развитие получили холдинги и ФПГ. Рассмотрим подробнее сущность некоторых организационных форм объединения бизнеса.

Концерн (англ. concern — участие, интерес) — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. В состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или иные финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Члены компании остаются формально независимыми, но контролируются и управляются единым центром управления компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между подразделениями и т. п.

Первоначально концерны были широко распространены в США и Японии, теперь эта организационная форма стала преобладающей среди крупных компаний в развитых странах. Как правило, в отличие от конгломерата, концерн имеет четкое выраженное «производственное лицо», т. е. основной вид деятельности (продукции или услуги).

Традиционно выделяют производственную, транспортную, торговую, банковскую и другие виды деятельности.

На начальном этапе компании строились по принципу вертикальной интеграции, охватывающей все звенья технологической цепочки: добыча сырья — производство — транспорт — сбыт. С конца 1960-х гг. для них становится характерным стремление к диверсификации — проникновению в отрасли, технологически не связанные с основной продукцией концерна. В состав современных предприятий входят несколько групп предприятий, объединенных на основе вертикальной интеграции и работающих в различных секторах и сферах экономики. Также для них характерно активное проникновение на внешние рынки путем объединения компаний из разных стран и создания международных монополий .

Пример . Концерн «КАЛИНА» — крупнейший производитель парфюмерии, косметики и бытовой химии в России.

Сегодня Концерн «КАЛИНА» имеет производственное оборудование, отвечающее самым строгим международным стандартам, а его поставщиками являются крупнейшие мировые компании, производящие сырье для парфюмерно-косметической продукции.

30 стр., 14932 слов

Планирование деятельности предприятия в условиях рынка

... текущей рыночной ситуации компаниям нужны высококвалифицированные прогнозисты и эффективные менеджеры. Цель курсовой работы - ознакомиться с проблемами планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятий. Задачи данной работы – изучить основные методы планирования и прогнозирования на ...