Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственное регулирование инновационных процессов необходимо и обусловлено, прежде всего, их растущим значением для экономики и общества в целом.
Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.
В более развитых странах вклад научно-технического прогресса в рост валового внутреннего продукта колеблется от 75 до 100%. Поэтому первым аспектом национальной актуальности инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого инновации влияют на структуру общественного производства, на институциональные экономические механизмы, на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и, что самое главное, на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства.
очевидно, что регулирование инновационного процесса должно регулировать государство, поскольку в настоящее время именно оно определяет перспективы развития страны.
Аксиома состоит в том, что активная роль государства в стимулировании научно-технического прогресса и инновационной активности в современной политике экономического роста неоспорима.
Экономический рост в большинстве стран базируется, прежде всего, на использовании открытых научных знаний и технологий, а сфера исследований и разработок получает значительную государственную поддержку с точки зрения масштабов и различных методов.
Каждое государство, являясь объектом создания благоприятных экономических условий для осуществления инновационных процессов, индивидуально для своей страны внедряет и практикует такие меры стимулирования инноваций, которые обязательно включают определенную систему национально-государственных научных приоритетов.
Инновационная деятельность — это эффективный инструмент коммерциализации результатов науки, технологий и технологий, она становится определяющим элементом международной конкурентоспособности страны, а роль государства в стимулировании инноваций огромна.
Цель работы:
- Изучение теоретических основ и практических методов государственного регулирования инновационной деятельности в РФ;
Для достижения поставленных целей в работе решаются следующие задачи:
Инновация как объект инновационного менеджмента
... новых технологий не будет прогресса. Предметом данной работы будут инновации в управлении инновациями. Предметом будут являться сами нововведения. Целью данной работы будет являться рассмотрение видов инноваций в инновационном менеджменте 1. ...
- изучить теоретические основы методов государственного регулирования инновационной деятельности в РФ;
—провести анализ деятельности АНО «Арзамасский центр развития предпринимательства», как основного элемента инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства г. Арзамаса в инновационной сфере;
—разработать предложения по совершенствованию методов поддержки инновационной деятельной предпринимателей г. Арзамаса
Глава I. Теоретические основы методов государственного регулирования инновационной деятельности в РФ
.1 Государственное регулирование инновационной деятельности
инновационная деятельность государственное стимулирование
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются спецификой инновационного процесса как объекта управления. В большей степени, чем другие элементы научно-технического прогресса, он связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все этапы его реализации. Это убедительно доказывает тот факт, что в условиях развитой рыночной экономики основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В этой ситуации государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой фундаментальной науки и задачами производства, и определяется следующими основными направлениями:
·содействие развитию науки, в том числе прикладной, и подготовки научных и инженерных кадров как основного источника инновационных идей;
·разработка и реализация разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности бизнеса;
·осуществление государственных заказов, преимущественно в форме контрактов, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), обеспечивающих начальный спрос на нововведения, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
·эффективное использование фискальных и прочих элементов государственного регулирования, способствующих стимулированию воздействия внешней среды и обусловливающих эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
Поэтому государство выступает скорее как посредник в организации эффективного взаимодействия фундаментальной и прикладной науки, стимулирует сотрудничество в области исследований и разработок промышленных компаний и университетов. [5]
Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности ...
... часов 6 6 92 Зачет/ реферат Содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности в области гражданской авиации в ... авиационного права. Координация деятельности ведомств и организаций в сфере гражданской авиации - основа обеспечения безопасности полетов. Методологические основы правового регулирования деятельности гражданской авиации. ...
Механизмы государственного регулирования инновационных процессов могут быть следующими:
·аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
·координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;
·стимулирование инноваций;
·создание правовой базы инновационных процессов;
·формирование научно-инновационной инфраструктуры;
·институциональное обеспечение инновационных процессов;
·регулирование социально-экологической направленности инноваций;
·повышение общественного статуса инновационной деятельности;
·региональное регулирование инновационных процессов;
·регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций); [4]
При всем многообразии форм и приемов государственного стимулирования инновационной деятельности во всех промышленно развитых странах прослеживаются следующие общие черты, позволяющие выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования:
согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу;
широта воздействия инновационной политики, нацеленная на предложение инновационных идей, инициирование начального спроса на результаты инновационных процессов, привлечение в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создание благоприятного для инноваций экономического и политического климата;
учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, вероятностного характера, высокой степени риска и т. д. [3]
.2 Методы государственного регулирования инноваций
Сложность объекта и множество аспектов регулирования обуславливают необходимость разработки государственной инновационной политики — комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с введением и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной политики в области инноваций должны включать стимулирование конкуренции, компьютеризацию общества, стандартизацию и сертификацию продуктов и услуг. Кроме того, государство должно оказывать поддержку инновационной деятельности.
Инновационные проекты, как процесс преобразования компании
... нескольким конкурентам. Целью дипломной работы является изучение и систематизация теоретических знаний по управлению инновационными проектами и разработка практических рекомендаций по управлению проектами в компании. ... в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инноваций поступает как из государственных, так и ...
Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами. Их взаимоотношения определяются экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — с упором на рынок или централизованное воздействие.
. Прямые методы.
К прямым методам относится финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т.д.).
[5]
Существенным элементом прямой поддержки инновационных процессов является формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения инноваций и консультационных центров, которые предоставляют бизнес-услуги новаторам. Государство способствует формированию инновационного рынка и само выступает его агентом.
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-ориентированной.
Программно-целевая форма государственного регулирования предполагает конкретное финансирование инновационных процессов посредством государственных целевых программ поддержки инноваций, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т. д.
Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений — договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР — например, в аэрокосмической области, — а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком).
В контракте четко прописаны сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Взаимные обязательства и экономические санкции строго оговорены. [3]
Особое место в системе прямых мер государственного воздействия на инновационные предприятия занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных компаний в сфере НИОКР и кооперацию вузов с промышленностью. Вторая из этих форм сотрудничества определяется осознанием объективной необходимости, с одной стороны, довести передовые научные идеи до стадии их коммерческого воплощения, а с другой — создать условия для интересов промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, — наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
... приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного экспертизой инвестиционных проектов. Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое ...
Государственная поддержка создания таких организационных образований осуществляется в развитых индустриальных странах преимущественно в виде специальных программ различных государственных ведомств.
. Косвенные методы.
Важность косвенных методов государственной поддержки инноваций во многом определяется тем, что косвенное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно важно для современной России. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, направлены, с одной стороны, на стимулирование одних и тех же инновационных процессов, а с другой — на создание общего экономического и социально-политического климата, благоприятного для инновационной деятельности.
Среди косвенных мер регулирования, прежде всего, необходимо выделить несколько налоговых преимуществ, в том числе снижение НДС, налог с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и так далее. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга (ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату) и франчайзинга (право на создание инновационных предприятий, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре).
Очень действенной мерой является государственное страхование рискованного предпринимательства, которое создает необходимую инвестиционную базу для поддержки инновационных малых и средних предприятий. [7]
Обобщая все многообразие таких методов государственной инновационной политики, их можно свести к следующим основным:
либерализация налогового и амортизационного законодательства. Поэтому предприниматели внедряют инновационные процессы, чтобы получать больше прибыли. Склонность к предпринимательству в целом, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли;
законодательные нормы, которые весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующий в США патентный закон регулирует права изобретателей на свои открытия — интеллектуальную собственность, что подразумевает монополию автора на научно-техническое решение. Это позволяет изобретателю получать оплату за использование своего изобретения, что в конечном итоге положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы — важного фактора стимулирования инновационной активности;
Виды деятельности предприятия
... «предприятие», охарактеризовать основные функции хозяйственной деятельности, описать основные виды и формы предпринимательства; Определить роль государства в развитии предпринимательства, описать историю развития российского предпринимательства, ... XIX веке ученые-экономисты подчеркивали инновационный характер предпринимательства. Это точка зрения широко исследуется на протяжении всего XX столетия. И ...
создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если принять во внимание роль связующей информации в реализации инновационного цикла, который состоит из отдельных и отдельных фаз: исследования, разработки, производства и продаж. [8]
.3 Роль государства в стимулировании инноваций
С переходом на инновационный путь развития роль государства значительно возрастает. Принять соответствующие законы, установить или прекратить финансовые стимулы. Кроме того, при поддержке государства развиваются фундаментальные и производственные науки, создаются новые технологии и материалы. И это сегодня является мировой практикой.
Инновационная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи нельзя напрямую использовать в экономической деятельности, целью которой является получение прибыли. Поэтому организации и компании очень ограничены в прямом финансировании исследований, хотя они очень нуждаются в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения предприятий одним из важнейших ресурсов инновационного процесса: научными знаниями и идеями. Именно поэтому научно-технический прогресс рассматривается в официальных документах основных стран как единая цепочка: научные идеи и разработки — инновационный бизнес — массовое использование. [2]
Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основе которых она будет реализовываться в науке и инновациях, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от существующей экономической системы страны, от глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из основных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.
Государство в первую очередь реализует программы развития приоритетных направлений науки и технологий. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологий, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ также предусмотрено создание новых лекарств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.
Научно-техническая политика государства не может и не должна ограничиваться только финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.
Правовое регулирование предпринимательства
... предпринимательства, должна заключаться в том, чтобы государство было органом, который будет выражать и защищать интересы экономического субъекта. В своей курсовой работе я раскрою саму суть предпринимательской деятельности, а также роль государства ...
Исключительная прерогатива государства — правовое регулирование инновационных процессов. Здесь роль государства — законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав ученых и новаторов, механизм разработки и реализации научно-технической и инновационной политики.
Для любого бизнеса решение о внедрении нововведений — значительный риск, особенно если это нововведение никем и нигде не применялось. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.
Что побуждает предпринимателей идти на такой серьезный риск? Для любой экономической системы эти силы можно разделить на внутренние и внешние или объективного и субъективного характера. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).
[3]
Набор внутренних стимулов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль при принятии решения об инновационном процессе. Таким образом, для вновь созданного малого бизнеса рождение и развитие инновации может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако внутренние причины часто оказываются недостаточно значительными. Многие компании склонны к довольно консервативной инновационной политике. Например, крупные монополии, добившиеся доминирования на рынке, обычно не имеют внутренних стимулов брать на себя риски, связанные с инновациями. Здесь решающим стимулом могут быть внешние причины, вызванные соответствующими мерами экономической политики государства.
Государство стимулирует научно-технический прогресс — создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новые высокоэффективные технологии. Его органическая составляющая — экономические стимулы — это установление соответствия между самодостаточным доходом предприятий и научно-технических объединений и их реальным вкладом в достижение эффекта научно-технического прогресса, решение научно-технических задач. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).
[1]
Сложность стимулирования научно-технического прогресса предполагает органическое единство систем вознаграждения по результатам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник, сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т. д.).
Инновационная деятельность предприятия ООО ‘ИКЕА’
... предприятия. Проанализировать инновационное состояние предприятия ООО «ИКЕА», определить цели и задачи предприятия. Глава 1. Инновационная деятельность ... социальным услугам [11]. Следовательно, можно выделить основные свойства инновации: Научно- ... работы является изучение приемов маркетинговых ходов, позволяющих получать наибольший доход от ООО «ИКЕА». Объектом исследования являются инновационные ...
Значительная роль государства в стимулировании инновационной активности заключается также в создании специальных фондов финансирования. Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они используются для финансирования инициативных проектов, разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных инженерных и других технических услуг.
Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска
Также важна роль государства в стимулировании инновационной деятельности путем выдачи кредитов государственными банками предприятиям на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Условия кредита устанавливаются банком с учетом отраслевых стандартов по обновлению продукта и возмещению затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.
При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты).
Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия — банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд. [2]
Особенности деятельности гостиничных предприятий
... предприятий предоставляют услуги населению, проживающему по месту их нахождения, в ... услуг, гостиничных услуг и общественного питания» установлено, что деятельность гостиниц осуществляется на основании сертификата соответствия по безопасности предоставляемые услуги. Эти требования включают выполнение необходимых мер в ... также для туризма в целом) можно ... невосполнимые потери. В связи с тем, что отели ...
Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании инноваций связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли. [9]
Государство оказывает помощь малому инновационному предпринимательству, используя такие инструменты финансирования, как поручительства, займы на льготных условиях, гарантии. Важными государственными мероприятиями по поддержке инновационной деятельности являются выделение премий за инновацию, прибыльные госзаказы, финансирование государственных исследовательских центров и университетов, создание инновационных центров и технологических парков, представляющих собой форму партнёрства между промышленностью и государственными исследовательскими и образовательными учреждениями, которые финансируются государством.
Огромную роль в государственном стимулировании инноваций играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.
Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов этому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства в экономику государства, то есть при помощи государственного регулирования. [3]
Глава II. Анализ деятельности АНО «Арзамасский центр развития предпринимательства»
.1 Характеристика АНО «Арзамасский центр развития предпринимательства»
К настоящему времени в г. Арзамасе сформирована и эффективно функционирует инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
ØАНО «Арзамасский Центр развития предпринимательства»
ØСовет по развитию предпринимательства при мэре г. Арзамаса
ØОО «Союз предпринимателей и промышленников г. Арзамаса».
Автономная некоммерческая организация «Арзамасский центр развития предпринимательства» основана Администрацией г. Арзамаса 03 ноября 2003 году как основной элемент инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Организация оказывает субъектам малого предпринимательства следующие услуги:
—юридические услуги;
—бухгалтерские услуги;
—образовательные услуги в части повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий по обучающим программам: «Пользователь ПК», «Основы предпринимательской деятельности», «Пользователь ПК со знанием 1С-Бухгалтерии», «Кадровое делопроизводство», «Бухгалтерский учет», «Управление персоналом»;
—бизнес-консультирование.
За время существования услугами АНО «АЦРП» воспользовались около семи тысяч человек. Постоянными клиентами являются более 100 малых предприятий и порядка 1000 индивидуальных предпринимателей.
Организуются семинары по вопросам, представляющим интерес для предпринимателей. Проводится обучение и проверка знаний по охране труда для руководителей и специалистов, подготовка документации по охране труда для организаций, аттестация рабочих мест. Осуществляется микрофинансирование субъектов малого предпринимательства.
Обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арзамаса к информации, необходимой для эффективной деятельности и успешного развития бизнеса. Количество человек, пользующихся услугами АНО «АЦРП», увеличивается с каждым годом, что подтверждают данные таблицы 2.1. таблица 2.1
Основные виды услуг, оказываемые АНО «АЦРП»
Наименование услуги2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Офисные услуги67527391100Образовательные услуги147109182330450Бухгалтерские услуги2-336355975800