Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Контрольная работа

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулируемым процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики, государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальной проблемой. В противном случае, хаотично развивающиеся инвестиционные процессы не позволили бы государству выполнять тактические задачи, а тем более решать общеэкономические и социальные проблемы.

Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система законодательных, исполнительных и регулирующих мер, принимаемых уполномоченными государственными органами для стимулирования инвестиционной активности и, на этой основе, экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу экономического выбора и свободу экономических действий в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности[1].

1. Необходимость государственного управления инвестициями

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат основной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса без инвестиций, обеспечение непрерывности воспроизводства, развития и реализации производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличивать объемы производства, повышать эффективность функционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Следовательно, государство должно сочетать интересы общества, в первую очередь направленные на сохранение его благосостояния, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

35 стр., 17340 слов

ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

... инвестиционных операций. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЛИЗИНГА. § 1. Возникновение и значение договора лизинга. Конструкция лизинга (как ... развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие ... позволяли государственным подрядчикам ... законодательного регулирования. Деление лизинга на ...

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности — одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Государственное вмешательство должно удовлетворять интересы всех слоев общества, чтобы получить наиболее эффективное общественное производство. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы [2].

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики соответствующими законодательными актами по существу направлена ​​на улучшение социально-экономического положения общества в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, отвечающих государственным потребностям и национальной безопасности. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок [4].

2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты [5].

Инвестиционный бизнес в России регулируется как общегосударственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

8 стр., 3812 слов

Состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в АПК

... России и в частности агропромышленный комплекс вследствие крупных просчетов в стратегии и ... -кредитный механизм; отсутствие эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей ... средства других организаций (инвестиционные и пенсионные фонды, ссуды промышленных предприятий и др.) — 6,2 ... государством меры по стабилизации и развитию сельскохозяйственного производства на федеральном и ...

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, постановления, которые напрямую регулируют инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное регулирование осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного

экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. Это влияние представлено законодательными и нормативными актами. Например, закон требует, чтобы все инвестиционные проекты подвергались оценке воздействия на окружающую среду.

Экономические методы государственного воздействия — это методы, с помощью которых государство воздействует на субъектов инвестиционной деятельности, стимулируя принятие инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах общества в целом.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения инвестиционных целей. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от реализации финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной и инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы [6].

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются государственного регулирования:

1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:

совершенствования системы налогов, механизма начисления

амортизации и использования амортизационных отчислений;

  • установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга;
  • проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:

  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;
  • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
  • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
  • размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

  • проведение экспертизы инвестиционных проектов;
  • защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, материалов;
  • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
  • выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных находящихся в государственной собственности;
  • предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной

деятельности;

  • гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
  • право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

  • защиту капитальных вложений.

Закон предусматривает, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и эквивалентного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности — это совокупность государственных подходов и решений, санкционированных законодательством организационно-правовыми формами, в рамках которых действует инвестор.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Регулирование финансовых инвестиций Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности Регулирование сфер и объектов инвестирования

Государственное регулирование инвестиционной деятельностиГосударственное регулирование инвестиционной деятельностиГосударственное регулирование инвестиционной деятельностиФормы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Регулирование участия инвесторов в приватизации
Экспертиза инвестиционных проектов Проведение эффективной амортизационной политики Льготное кредитование Предоставление финансовой помощи

Рис. 1 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться формами и методами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует методы:

  • контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
  • экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

  • установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
  • размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.
  • выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных находящихся в муниципальной собственности;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

— Механизм государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

3 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Функция определения состояния заключается в определении целей и приоритетов при определении целей инвестиционной политики на следующий период. Обучение и приоритеты предполагают анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мер государства по их решению.

Мобилизационная функция государства — исследование источников инвестиционных ресурсов, определение способов их привлечения для решения поставленных задач. Реализация этой функции связана с регулированием оборота инвестиционных ресурсов, их распределения и перераспределения между структурными единицами национальной экономики. Основное выполнение этой функции — денежно-кредитная политика, налогообложение, амортизационная политика, бюджетная политика, регулирование забалансовых средств.

Стимулирующая функция государства направлена ​​на безусловное и ускоренное решение основных приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные

Контрольная функция подразумевает контроль со стороны государства за соблюдением экономических и правовых норм, установленных государством, хозяйствующими субъектами в ходе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через компетентные контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следует различать два типа мер и, как следствие, две формы деятельности — тактики.

  • долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой задачи;

3) использует оперативные средства и формы воздействия на поведение инвесторов.

В целом экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций — это продолжение и дополнение к логическому завершению.

Задача №3

По какой цене инвестор согласится приобрести облигацию с нулевым купоном номинальной стоимостью 100 руб. и сроком обращения 3 года, если приемлемая для него ставка дохода составляет 18% годовых?

Решение:

Из условий задачи мы знаем: инвестиционный доход, процентную ставку и количество инвестиционных периодов. Нам нужно найти текущую приведенную стоимость денежных потоков. Данный процесс называется дисконтированием, для этого используем соответствующую формулу:

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Где: FV — доход от вложения;

  • PV – настоящая приведенная стоимость денежных потоков;
  • r – норма доходности, годовая процентная ставка;
  • n – количество периодов инвестирования капитала.

Подставим известные значения в формулу и получим:

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Ответ: инвестор согласится приобрести облигацию с нулевым купоном номинальной стоимостью 100 руб., сроком обращения 3 года, и ставкой доходности 18% если ее цена будет равняться 60.86 р.

Заключение

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Постоянно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, повышается роль внутренних источников накопления предприятий в составе инвестиций, усиливается государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Очень серьезным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других показывает, что даже при экономических трудностях и политической нестабильности за счет адекватного правового регулирования, создания благоприятного правового режима для инвесторов можно привлечь значительные инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стороны, и сегодняшней Российской Федерации — с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

При этом одной из основных целей государственного регулирования должна быть защита законных прав и интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности и защита инвестиций. Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе управления экономикой, хозяйственной деятельности в новых условиях, должны соответствовать современным реалиям, текущим условиям развития экономики России.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/gosudarstvennoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti-diplom/

1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544с.

2. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономист, 2004. – 478с.

3. Нешитой А.С. Инвестиции. – М.: Дашков и К, 2007. – 372с.

4. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы. — №9. – 2005 — .с.19-21

5. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования процессов. – М.: Экономист, 2005 – 116 с.

6. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. – М.: Экономист, 2006. — 124