В последнее десятилетие в российской экономике начали формироваться тенденции к активному использованию экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь, об этом свидетельствует введение платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов для формирования и использования средств из собранных платежей.
Такие механизмы уже существуют в международной практике экологического менеджмента и доказали свою эффективность. Основным методологическим принципом установления налогов на загрязнение является принцип «платит загрязнитель». Соответствующая нормативно-методическая база была возвращена к этому принципу, и с его помощью решены проблемы управления и контроля.
С 1988 г. заметно усилилась работа по формированию экономического механизма природопользования. Этому способствовало создание специальных служб: природоохранных комитетов федерального, республиканского, регионального, областного, городского и районного уровней. Комитеты Союза и России по охране природы приступили к разработке нормативно-методических документов по введению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нормативы платы включали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба, возникающего при загрязнении ОС. Однако новизна проблемы, не проработка ряда методических вопросов, а также противодействие отраслевых министерств потребовали одобрения этих предложений.
Глава 1.Формирование методов управления природопользованием в России, Исторический аспект нормативно- правовой и методической
базы в России
Основным экономическим развития природоохранной деятельности на территории России до принятия Закона РФ «Об охране окружающей среды» являлась плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января 1991 г. №13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».
В 1991 г. Государственный комитет по охране природы РСФСР предложил Комитету по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Верховного Совета Российской Федерации концепцию формирования экономического механизма природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. Среди основных положений Концепции — III Закон «Об охране окружающей среды», посвященный экономическому механизму охраны окружающей среды.
Государственная политика в области охраны труда (2)
... Украины «Об охране труда» нормативно-технической базой охраны труда является государственный нормативный акт об охране труда. Этот закон об использовании на национальном уровне составляет основу системы управления охраной труда в ... условий труда на производства. Трудовой процесс определяется показателями тяжести и интенсивности труда. В общей оценке факторы производственной среды делятся на: Опасный ...
Закон предусматривает постепенную и эволюционную замену существующей налоговой системы в России на основе ранее разработанной долгосрочной программы налоговой реформы. В рамках разработки программы необходимо обосновать темпы изменения пропорций различных видов налоговых поступлений, максимально возможные без существенных негативных последствий для экономики; определить перечень, структуру, а также сроки принятия законодательных актов, регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природных ресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться или отменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать методическую базу экономической оценки всех видов природных ресурсов и на этой основе провести такую оценку; разработать методики определения платы за пользование различными природными ресурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы, соответствующего полной экономической оценке природных ресурсов.
Расчеты показывают, что основная часть российского бюджета, формирующаяся при существующей за счет:
1) налога на прибыль;
2) подоходного налога с граждан;
3) налога с оборота;
4) акцизов;
5) налога на добавленную стоимость — в действительности образуется благодаря газо- и нефтедобыче (рентному доходу) и почти полному отсутствию цен на продукцию, при производстве которой наносится ущерб окружающей среде, платы, «компенсирующей» это воздействие.
1.2 Плата за природные ресурсы
При действующей налоговой системе сложно ввести эффективные платежи за природные ресурсы. Принятые законодательные акты, регулирующие платежи за землю, недра, леса и другие природные ресурсы, не взаимосвязаны. Платы, определенные на основе разной методологии и методик расчета, концентрируясь на прибыли (себестоимости) реального природопользователя, не стыкуются между собой по абсолютным размерам, источникам их покрытия, направлениям использования и т.д. В связи с этим в условиях переходной экономики важно сформировать эффективную систему платежей за природные ресурсы, которая была бы составной частью налоговой системы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концепцию налогообложения, разработать такую стратегию его совершенствования, которая была бы направлена на постоянное (вплоть до отражения в платежах полной величины экономической оценки природных ресурсов) увеличение роли платы за природопользование в формировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.
В качестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы Минприроды РФ с участием научных организаций был разработан проект Закона Российской Федерации «О системе платежей за пользование природными ресурсами», в котором определены общие принципы введения, установления, определения, взимания и использования платежей за природные ресурсы. Проект исходит из приоритетности вопроса собственности. Практической задачей является получение комплексных социально-экономических оценок природных ресурсов (объектов), дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории в целом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1993 г. было принято решение об эксперименте по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природного ресурсного потенциала. Цель эксперимента — отработка механизма формирования комплексных территориальных природных ресурсов (КТКПР) как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.
Управление земельными ресурсами в Энгельсском районе
... района Саратовской области, рычагов управления земельными ресурсами, использование земельных платежей района, то есть всей сложившейся системы управления земельными ресурсами района. Глава 1. Природные и социально-экономические ресурсы муниципального образования 1.1 Природные ресурсы Энгельсского района Муниципальный ...
По состоянию на 31 декабря 1994 г. в эксперименте участвовал 31 субъект Федерации, администрации которых официально подтвердили свою заинтересованность в его осуществлении и приступили к формированию территориальных межведомственных органов для реализации целей и задач эксперимента. Наиболее активно эта работа ведется в Московской, Ленинградской, Ярославской и Калужской областях.
Для обеспечения мероприятий по эксперименту Минприроды РФ с участием министерств и ведомств эколого-ресурсного блока и научных организаций разработало проект под названием «Порядок формирования и ведения комплексных территориальных природных ресурсов» и проект федеральной целевой научно-технической программы «Кадастры природных ресурсов», а также «Временные методические рекомендации по формированию и ведению комплексных территориальных природных ресурсов», нацеленные на координацию действий участников эксперимента на региональном уровне в рамках первого этапа эксперимента. Под руководством Минприроды РФ разработана система показателей баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовлено прикладное программное обеспечение для региональных органов государственного управления в части комплексной информации о природно-ресурсном потенциале, разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионов с целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования.
Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» стало действенным рычагом повышения эффективности использования природных ресурсов, их сбережения и предотвращения опасного загрязнения, внедрения системы экономического регулирования природопользования и охраны природной среды. Основные элементы этой системы описаны в разделе III Закона включают в себя: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, финансирование экологических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на комплексное природопользование, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, плат; за природные ресурсы, вопросы формирования экологических фондов, экологического экономического стимулирования i поддержки экологического предпринимательства. В 1992–1993 годах Минприроды России разработало пакет нормативно-методических документов, направленных на реализацию закона в части экономического механизма природопользования.
Глава 2.Методы управления природопользованием в России
2.1 Экономическое стимулирование природоохранной
деятельности
Правовые основы стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды заложены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24 п.1).
В настоящее время особое значение приобретают экономические стимулы. В Правительство Российской Федерации и в Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации были представлены
Земельные ресурсы мира и России
... экономической деятельности. Почвенные ресурсы характеризуются размером территории и ее качеством: рельефом, растительным покровом и рядом других природных условий. Крупнейшими по площади территории являются: (млн. км 2) 1. Россия - 17,1 ...
поправки в законы Российской Федерации по вопросам налогообложения, обеспечивающие экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
Этими поправками предусматривается:
- освобождение от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ природоохранного назначения, а также товаров и технологического оборудования, ввозимых в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций на сумму средств, направляемых ими для финансовой поддержки основной деятельности природных заповедников, национальных природных и дендрологических парков, ботанических садов;
- освобождение от налога на имущество государственных внебюджетных экологических фондов.
Вопрос об освобождении от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, ввозимого на территорию России, и запасных частей к нему уже решен (см. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1994 г. (ст.1 п.2)).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» значительно расширены права органов государственной власти на местах по введению на подведомственной им территории дополнительных местных налогов и сборов и предоставлению льгот по ним. В целях стимулирования природоохранной деятельности территории могут принимать решения о льготном налогообложении в виде налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Практика предоставления таких льгот бизнесу существует в Санкт-Петербурге, Ярославле.
В последние годы особо охраняемые территории России, в основном заповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникла необходимость в дальнейшем экономическом обосновании необходимости создания и управления сетью аналогичных территорий для усиления их поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важно провести анализ природоохранного, научно-информационного и эколого-просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках, определяемых законодательством, и внедрить экономический механизм природопользования, ориентированный на привлечение дополнительных финансовых средств в такие территории без ущерба их природным ресурсам (объектам).
Приказ Минприроды РФ от 29.07.2012 г. 255 выдано о проведении эксперимента по совершенствованию экономического механизма природопользования на особо охраняемых природных территориях. В ходе эксперимента будут прорабатываться предложения по созданию условий для ведения ограниченной хозяйственной деятельности путем расширения сферы оказываемых платных услуг, в частности будет разработана нормативная основа эколого-туристической деятельности на базе национальных парков, заповедников и заказников.
Кроме того, также необходимо будет разработать и принять ряд нормативных правовых актов, которые наделяют соответствующих должностных лиц этих организаций дополнительными правами для повышения эффективности и результативности их деятельности. В частности, эти права необходимы для усиления работы по сохранению природных ресурсов, их защите и воспроизводству. Они рассматривают возможность предъявления исков в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства, осуществления архитектурно-строительного контроля на прилегающих территориях и т.п.
Общественные экологические движения
... экологических организаций участвуют в Конгрессе лесоводов и Конгрессе работников водного хозяйства, организованном Минприроды России. Активизации природоохранной деятельности ... Федерации. Возрастает роль общественного экологического движения в реализации экологической политики. В последние годы наблюдаются процессы расширения взаимодействия и взаимопонимания между общественными объединениями как на ...
В примерный перечень объектов особо охраняемых природных комплексов, на территориях которых в 1994-1995 гг. проводится эксперимент, входят госзаповедники: Тебердинский, Кивач, Центральный Лесной, Байкало-Ленский; парки: Валдайский государственный природный национальный парк, природный национальный парк «Лосиный остров», Прибайкальский национальный парк. В значительной степени эта задача облегчилась в связи с принятием в 1995 г. Закона об особо охраняемых природных территориях. Реализация этого положения об экспериментировании потребует поддержки администраций субъектов федерации.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, расширения полномочий местных органов власти и самоуправления, неустойчивого политического и экономического положения многие предприятия сами решают проблемы, связанные с вхождением в рынок, что может предопределить неуправляемое, негативное развитие экологической ситуации. предотвратить эту ситуацию можно, развивая рынок экологических работ и услуг, создав гибкий механизм взаимодействия рыночных структур в области экологии, правоохранительных и природоохранных органов. Как показывает зарубежный опыт, деятельность на рынке экологических услуг в значительной степени регулируется, контролируется и поддерживается государством и направлена на конкретные меры или мероприятия по охране окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. утверждено Положение о Минприроды РФ, в котором ему дается право на проведение лицензирования видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Однако этого документа было недостаточно для выполнения этой работы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» впервые определена компетенция Минприроды РФ в области лицензирования видов деятельности, связанных с:
- утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
- проведением экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
- осуществлением видов деятельности, сопряженных с работами (услугами) природоохранного назначения.
В целях обеспечения экологической безопасности предпринимательства подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении лицензионного положения в области охраны окружающей среды и природных ресурсов». В настоящее время проект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указанных видов деятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).
В 1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформирована система экологической сертификации, разработана соответствующая Федеральная программа, которая является подпрограммой Научно-технической программы «Экологическая безопасность России» (1993-1995 гг.).
В 1994 г. был разработан проект постановления Правительства РФ «О создании федеральной системы экологической сертификации». Однако рассмотрение проекта постановления было отложено из-за отсутствия необходимой нормативной базы, определяющей объем и объекты экологической сертификации. Также продолжалась работа по подготовке системы добровольной экологической сертификации к регистрации в Госстандарте России.
Совершенствование деятельности предприятия на внешних рынках ...
... дипломного проекта: определение понятия и сущности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики; исследование методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия в Республике Беларусь; изучение организации управления внешнеэкономической деятельностью предприятия; анализ основных технико-экономических показателей ...
Минприроды РФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке Указа Президента России от 19 августа 1993 г. «Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности» и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».
В соответствии с этими документами проводилась разработка экологических требований и перечня экологически вредных технологий, применяемых на предприятиях Госкомобороны России. С целью повышения эффективности этих работ в июле 1994 г. было подписано Соглашение «О взаимодействии Минприроды России, Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по сертификации экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности».
В связи с выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техники боеприпасов» и во исполнение соглашения между Минприроды России и Госкомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29 декабря 1994 г. «О временном порядке выдачи заключения о выполнении требований экологической безопасности производств предприятий Госкомоборонпрома России».
Основные документы и материалы по экологической сертификации были рассмотрены на межрегиональных встречах и отправлены в местные органы власти. На их основе в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татарстан, Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В 1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоединения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработка Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе учтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.
Остается нерешенной проблема освобождения от выплаты таможенных пошлин закупаемого за границей природоохранного оборудования; такие вопросы возникают у многих регионов. В Свердловской области, например, при участии Минприроды России положительно решен вопрос об освобождении от таможенных пошлин двух передвижных комплексных лабораторий, закупленных в Германии. Когда возникают такие проблемы, решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема не решена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленные Минприроды РФ предложения в проект Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РФ по вопросам налогообложения» в части, касающейся ст.35 Закона РФ «О таможенном тарифе» о распространении таможенных льгот на ввоз (вывоз) товаров «прямого природоохранного назначения».
Виды и формы собственности и их трансформация в России
... рыночные преобразования, происходящие в современной России, направлены на развитие института собственности, в частности частной собственности. Предмет курсовой работы - различные формы собственности и их развитие в современной России. Предметом исследования являются экономические ...
2.2 Экологическая паспортизация
Продолжается работа по совершенствованию экологической паспортизации на территории Российской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначность взглядов на эту проблему, ее решение приняло масштабный характер. В настоящее время в различных регионах составлено и утверждено значительное количество экологических паспортов бизнеса, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября 1994 г. составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в том числе промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1 тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимся данным, в 43 экологических комитетах субъектов Федерации информация из экологических паспортов вносится в базу данных по экологической обстановке и используется в процессе принятия решений и реализации мероприятий в области экологической безопасности охрана окружающей среды и природопользование.
Улучшение экологических паспортов позволит использовать их данные при приватизации объектов, в экологической сертификации производства и процессов, в разрешении природопользования, в экологическом аудите. Ни один из ранее действовавших экологических документов не создает таких широких возможностей.
необходима разработка шаблонов экологических паспортов для сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, объектов Минобороны и других отраслей. Все макеты должны предусматривать возможность машинной обработки информации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических паспортов как составную часть единой государственной системы мониторинга и Государственной экологической информационной системы (ГЭИС).
В настоящее время Кировский областной комитет работает над созданием модели экологического паспорта недропользователя, основанной на новых принципах и являющейся основной базой данных по воздуху, воде, почве и отходам. Разработанный макет экологического паспорта позволяет формировать формы статистической отчетности для любого уровня управления, объема ПДС, ПДВ предприятия, города, территории и привязан к сложным территориальным природным ресурсам.
С 1994 г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетов экологических паспортов, отражающих отраслевую специфику предприятий. Департаментом речного транспорта Минтранса России разработан и согласован с Минприроды России образец экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФ подготовил типовой проект экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия, который в настоящее время проходит промышленные испытания в нескольких регионах страны.
Государственный комитет оборонной промышленности Российской Федерации завершает работу над образцом экологического паспорта завода, выполняющего ремонт и техническое обслуживание судов с атомными энергетическими установками. Надо отметить, что мне приятно, что иностранные организации, особенно из Швеции, заинтересованы в работе по созданию эко-паспортов для агробизнеса. Планируется провести совместное мероприятие по данной проблеме.
Проводится работа по экологической паспортизации военных объектов. Военно-космические силы разрабатывают документацию для сертификации космодромов, точек запуска ракет и объектов, связанных с их оснащением и обслуживанием. Росгидромет работает над паспортизацией гидрометеорологических систем. Минприроды России ведет научно-исследовательские работы по созданию макетов экологических паспортов особо опасных территорий и промышленных предприятий.
Методы управления качеством окружающей среды
... в области окружающей среды; научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений. 1. Методы управления качеством окружающей среды Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют ... предлагаются различные определения понятий экологического менеджмента и охраны окружающей среды. В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось ...
Для усиления эффективности данных работ необходимо подготовить проект основных направлений совершенствования экологической паспортизации, реализация которых позволила бы экологическому паспорту стать одним из основных нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения природопользователей с органами охраны природы.
В рамках реализации Программы приватизации важно определить место и роль территориальных комитетов Министерства в этой работе. Для этого с учетом мнения субъектов Федерации были подготовлены предложения по учету экологического фактора в процессе приватизации и внесены в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации. (Программа утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.)
2.3 Приватизация и устойчивое развитие
В пункте 6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизации заключается в проведении экологического аудирования, определении требований по экологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платной приватизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводе части экологически опасных предприятий за пределы городских или иных территорий. Соответствующие нормативные и методические документы, регулирующие учет экологических требований при приватизации, подготовлены Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госкомимуществом России и, как ожидается, будут утверждены в ближайшее время. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического фактора при приватизации и невозможность дальнейшего затягивания этого вопроса, целесообразно согласовать соответствующие временные документы на уровне субъектов Федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходим именно с точки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практике реализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасности приватизируемых предприятий, определение перечня мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. Например, можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельская и Тверская области.
В соответствии с планом-графиком разработки нормативных актов, обеспечивающих переход к выполнению «Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом России велась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям. Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природы подготовили перечни опасных для окружающей среды предприятий по регионам, совместным приказом Госкомимущества и Минприроды РФ были принята Русса, определяющая порядок учета экологического фактора. В соответствии с Указом Президента «О государственной Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (февраль, 1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающая сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения. Основными исполнителями были Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации, РАН и органы исполнительной власти субъектов РФ. Документ должен быть оформлен в виде постановления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантов Концепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.
Формирование социальной стратегии развития предприятия
... процесс взаимодействия национальных предприятий, органов государственной власти и общества. В процессе реализации социально ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей компании. Научно ...
Минприроды ведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизма природопользования. Планируется отработать такие новые направления, как разработка территориальных комплексных природных ресурсов, включая социально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензий на комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизма платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологическая сертификация и паспортизация; создание экобанков и системы экологического учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологических услуг. Такую работу можно было бы проделать более эффективно, если бы существовала концепция устойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе экономические, разрабатывались комплексно.
2.4 Направление природоохранной деятельности
Глубокие политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации за последние годы, породили новые проблемы в области экономики окружающей среды. Появились дополнительные факторы, негативно влияющие на экологическую ситуацию: разрушение единого экономического кризиса, межрегиональные конфликты и проявление экоэкстремизма.
Регионы и компании в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью компаний, ростом инфляции, которые во многом повлияли на спад производства и инвестиций. Все это затормозило осуществление природоохранных мероприятий.
В настоящее время экономика России является переходной. Сохраняются элементы старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный механизм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий переходному периоду.
Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование экономических методов управления природопользованием в переходный период будет происходить направлениях.
1. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий. Осуществление количественного и качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов природных ресурсов.
2. Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных и отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организаций.
3. Финансово-кредитный механизм природопользования. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологического экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов.
4. Экологическое Внедрение обязательного и добровольного экологического для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы экологического от стихийных бедствий. Создание государственных фондов экологического и поддержки независимых компаний.
5. Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональных экобанков. Создание специальных банков для реализации крупных экологических фондов, для оказания ими ряда банковских услуг.
6. Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях.
7. Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющим природоохранные мероприятия. Применение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги).
Введение на конкурсе или аукционе «купли-продажи» лицензий (разрешений) на право выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.
8. Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоохранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохранного назначения. Разработка механизма привлечения фирм к выполнению экологических работ и услуг.
9. Платность природопользования. Развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы за загрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей.
10. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий. Экономический механизм разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
11. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования. Лимитирование и квотирование природопользования. Договоры и лицензии на комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в области использования природных ресурсов и отходов. Формирование системы экологической сертификации и паспортизации.
12. Учет экологического фактора при приватизации. Установление порядка учета экологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.
Заключение
Управление природопользованием должно осуществляться в рамках каждой уровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды. Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятий финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большое достижение в развитие управлением природопользованием .
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-prirodopolzovaniem/
1.Папенов Т.В.Экономика и природопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. – С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика и природопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Аспект пресс ,1995 – С.159-167.
3.Орлов Е.П. Природопользование / Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.
24