В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка, являясь основным видом его деятельности1.
Дошкольник много времени проводит в игре. Но не поэтому игра считается основным видом деятельности дошкольника, потому что он играет большую часть времени — дело, прежде всего, в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Игра — это основное занятие ребенка, в ходе которого он получает впечатления и знания от окружающего мира. В нем ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра — это настоящая социальная практика для ребенка, его настоящая жизнь в обществе сверстников. Она, как важная деятельность ребенка, должна выполнять общеобразовательные и социальные функции.
Тема работы актуальна и содержательна, так как игра помогает во всестороннем развитии ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни.
Цель курсовой работы: Исследовать роль игры как основного вида деятельности у дошкольников.
Предмет исследования — игровой процесс развития личности ребенка.
Объект исследования — игровая деятельность как основной способ развития дошкольника.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие личности ребенка средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды для игровой деятельности детей.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1. изучение специальной литературы по данной проблеме;
2. выявить особенности развития игры на психическое развитие ребенка.
3. провести экспериментальную раб оту по выявлению игровых навыков у детей среднего возраста;
«Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста». методическая разработка
... расширенных форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества различными видами искусства». Таким образом, можно сформулировать важнейшее положение теории ролевой игры: ролевые игры возникают в ... психологической жизни ребенка, которая наиболее полно реализуется в игре. Он показал, как социальная среда и возраст детей влияют на характер и содержание игр, как в играх усваиваются основы ...
4. обобщение результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;
— – эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития детей.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игры дошкольников.
1.1. Значение игры в формировании личности дошкольника.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д.
На ранних этапах развития человечества, когда уровень производительных сил был еще крайне низким и охота была основным средством получения средств к существованию, дети очень рано начали участвовать в совместной работе со взрослыми. Практически усвоив способы использования примитивных инструментов, дети стали полноправными членами общества.
Каждая нация накопила и передала из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и развлекаясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои навыки, осваивают различные способы человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр.
Г.В.Плеханов в своем безадресном письме обратился к детским играм: «Решение вопроса о соотношении работы и игры, или, если хотите, игры-работы, чрезвычайно важно для выяснения генезиса искусства». Вместе с тем Г.В. Плеханов предлагает несколько тезисов, которые также являются основополагающими для решения вопроса о происхождении игры2. Самым важным является его тезис о том, что в истории человеческого общества работа старше игры. «Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших воинах, а потом уже – игра в войну для удовлетворения этой потребности». Эта позиция, как указывает Плеханов, позволяет понять, почему игра в жизни человека предшествует работе. «…Если бы мы не пошли дальше точки зрения индивидуума, — пишет В.Г. Плеханов, — то мы не поняли бы ни того, почему игра является в его жизни раньше труда; ни того, почему он забавляется именно этими, а не какими-нибудь другими играми»3. В свете тезисов Плеханова игра предстает как деятельность, возникающая в ответ на потребности общества, в котором живут дети и в котором они должны стать активными членами.
В.Г.Плеханов считал, что игра «.. составляет одну из связей, объединяющих разные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений от одного поколения к другому» 4. Имитируя в игре деятельность взрослых, дети практически осваивают простые навыки трудовой деятельности родителей и все, что связано с этой работой в обычаях общества. Ребенок сначала имитирует работу взрослых в игре и только потом начинает принимать участие в реальной работе. В.Г. Плеханов показывает закономерность этого явления: игра служит средством подготовки к работе, средством воспитания.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. В педагогической литературе понимание игры как отражение действительной жизни впервые было высказано К. Д. Ушинским. Окружающая среда оказывает сильнейшее влияние на игру, «она дает гораздо более разнообразный материал, чем тот, который предлагает магазин игрушек» 5. Игра — это своеобразная социальная практика ребенка.
«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй ...
... – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут ... игровой деятельности с детьми 3-4 лет В работе с детьми четвертого года жизни по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми мы используем методические ...
К.Д. Ушинский описывает игры своего времени и показывает, что у детей из разных социальных групп были разные игры. Он доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека»6. Эта мысль К.Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.
Детская игра имеет многовековую историю: «Это мощный образовательный инструмент, разработанный самим человечеством и, следовательно, в котором выражается подлинная потребность человеческой натуры». Но К.Д. Ушинский не связывал аспект игры ни с одним историческим периодом в жизни человечества. К.Д.Ушинский подчеркнул особенность игры: «Игра есть игра, потому что она самостоятельна для ребенка…». Но в то же время он считал, что необходимо направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
К.Д. Ушинский подчеркивал зависимость содержания детских игр от социальной среды. Он придавал большое значение совместным играм, так как в них связаны первые социальные отношения. К.Д. Ушинский считал игру свободным занятием ребенка, он заметил, что ребенок не играет, когда он занят игрой, когда его заставляют играть.
К. Д. Ушинский подчеркнул, что обучение в игровой форме может и должно быть интересным, увлекательным, но никак не развлечением7.
Теория игры также складывалась под влиянием на нее взглядов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
Н. К. Крупская в ряде работ подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка, не однократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста: требовала, чтобы жизнь детей детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она предавала им особое значение в игре, в деле воспитания коллективических чувств Н. К. Крупская считала, что главное в игре — постановка цели. Также должно быть построение плана игры. Н.К. Крупская8 призывала изучать игры разных народов. Он считал, что игры для детей должны быть интересными и что игры, вызывающие у детей нежелательные чувства, следует отвергать как опасные игры9.
Эти идеи на практике были развиты и реализованы А.С.Макаренко. Он считал, что игра — это подготовка к работе, четкой разницы между игрой и работой нет. Он вывел различие игры и труда: труд дает материальную базу, игра – нет. А. С. Макаренко обозначил ряд этапов развития игры и на каждом этапе некоторые лидерские задачи.
Важность игры в образовании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. В истории зарубежной и русской педагогической науке сложилось два направления использования игры в воспитании ребенка:
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
... протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Итак - суть проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, ...
- для всестороннего гармонического развития,
- в узкодидактических целях.
Демократический педагог Ян Амос Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, соответствующей его характеру и наклонностям. Он посоветовал взрослым уделять детским играм пристальное внимание, разумно ими руководить, поскольку игра — всеобъемлющее и гармоничное средство развития, условие радостного детства10.
Дидактическое направление наиболее полно было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Его взгляды на игру отражали религиозные и мистические основы педагогической истории. Им разработаны подвижные, дидактические игры, игры «с дарами». Но игры были чужды, непонятны детям, в них играли в основном под руководством взрослых.
М. Монтессори также разработала дидактические игры и упражнения с различными материалами.
Значительный вклад в разработку теории игры внес П. Ф. Лесгафт. Он сосредоточился на физическом воспитании детей, рассматривая игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. П.Ф. Лесгафт также подчеркивал большое значение «подражательных» игр.
Взгляды на игру Е.И.Тихеевой для теории игры представляет интерес. Он рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и одновременно одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов:
- свободные игры, стимулированные окружающей средой (в том числе и педагогической).
- игры, организованные педагогом, игры с правилами.
Е.И.Тихеева подчеркнула важность роли дидактической игры, она разработала множество игр этого типа11.
Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, связывает игру с искусством, которое также требует от человека одновременно верить и не верить в реальность происходящего конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он является личностью в полном смысле этого слова, и полностью человечен только тогда, когда он играет» 12. Происхождение игр различные исследователи связывают с магическими ритуалами поклонения или врожденными биологическими потребностями человеческого тела и психики.
Среди отечественных исследователей феномена игры следует Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского и др.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое жизненный поток идей и представлений об окружающем мире вливается в духовный мир ребенка. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф. Бейтендийк, который рассматривает игру как форму реализации общих первичных побуждений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
... сознания дошкольника. Психологи давно изучают игры детей и взрослых, ищут их функции, конкретное содержание, сравнивая их с другими видами деятельности. Игра может ... деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре, как и в основном занятии дошкольника, выполняются те действия, на ...