Переход России к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, меняет цель образования: общее культурное, личностное и когнитивное развитие учащихся, обеспечивая ключевую компетенцию, такую как способность учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий также является залогом предотвращения школьных трудностей.
В широком смысле «универсальные образовательные действия» — это саморазвитие и самосовершенствование через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Младшие школьники охотно и с интересом приобретают новые знания, навыки и умения, будь то в обычной школе или в маленькой школе. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. правда, их больше увлекает сам процесс обучения, а младший школьник проявляет большую активность и усердие в этом плане. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению [19, c . 145].
Решение проблемы психологического обеспечения новых образовательных стандартов привело к выбору темы исследования: «Поиск универсальных познавательных образовательных действий младших школьников в малой школе».
Цель:
Объект:
Предмет:
Задачи:
1. Раскрыть общую характеристику познавательных учебных действий.
2. Выявить возрастные особенности школьников в условиях обучения в малой школе.
3. Провести исследование познавательных УУД младших школьников
4. Представить количественный и качественный анализ исследования.
«Управление учебной мотивацией и стимулированием школьников младших ...
... работы по формированию мотивации в учебном процессе будут способствовать повышению ее уровня? Цель исследования: выявить приемы формирования мотивации младших школьников в учебном процессе. Объект исследования : учебная мотивация младших школьников. Предмет исследования: основные пути формирования учебной мотивации. ... уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. Формирование социально ...
Методы исследования
1.Теоретические:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение справочной психолого-педагогической литературы и др.
2. Эмпирические:
- наблюдение, беседа, тестирование, опытно-экспериментальная работа.
- мониторинг диагностики познавательных УУД, основанный на следующих методиках:
а) «Найди несколько различий»
б) «Что такое хорошо, что такое плохо»
в) «Исключение лишнего»
г) «Логические закономерности»
Методологическую основу
Экспериментальной базой исследования
В исследовании приняли участие: 8 детей, 1 класс – 3 человека, 2 класс – 3 человека и 3 класс – 2 человека, дети от 6,5 до 9 лет.
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Структура курсовой работы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных УУД младших школьников в условиях малокомплектной школы
1.1 Общая характеристика познавательных УУД
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
[22, c 121]
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные; регулятивные; коммуникативные; познавательные.
Личностные УУД
Они позволяют сделать обучение значимым, связав его с реальными целями и ситуациями. Личные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, они позволяют ориентироваться в моральных нормах и правилах, развивать свою жизненную позицию по отношению к миру.
Личностные действия обеспечивают ценностно — смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулирующий LUD, Обеспечьте студенческую организацию их учебной деятельностью. К ним относятся следующие:
· целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Исследования: формирование социокультурной компетенции младших ...
... на уроках английского языка. Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать серию упражнений для формирования социокультурной компетентности младших школьников на уроках английского языка. Гипотеза исследования: вероятно, формированию социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста на уроках английского языка ... учебной ... и умение учиться, ...
· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Более подробно остановимся на познавательных УУД, Познавательные универсальные действия включают:
1. Общеучебные универсальные действия;
2. Логические универсальные действия;
3. Постановка и решение проблемы.
Познавательные действия включают исследовательские действия, исследование, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
это система методов познания окружающего мира, выстраивающая автономный процесс исследования, исследования и набор операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Универсальные познавательные учебные действия — это система способов познания окружающего мира, выстраивания самостоятельного процесса исследования, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные универсальные действия, Общеучебные универсальные действия
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. [1 8 , c. 45]
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно — графическая или знаково-символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
· синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
· подведение под понятие, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы
· формулирование проблемы;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Планируемые результаты формирования универсальной образовательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира |
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции |
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность |
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматривается в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к этой проблеме.
В научном исследовании авторов представлены различные методики развития различных сторон ребенка: мелкой моторики, внимания и других познавательных процессов, но не все они адаптированы к внедрению федерального государственного образовательного стандарта, который крайне необходимо в это время. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий (УУД) [23, с.224].
Проблема формирования и развития познавательных интересов у школьников в настоящее время чрезвычайно актуальна для построения единой системы обучения детей, основанной на их самообразовании, стремлении познавать новое и расширять кругозор. Данная задача — несомненно, стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина).
Выявлены закономерности формирования ВУД у детей разного возраста. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. У данных авторов существует, свой профессиональный взгляд на данную проблему, которую авторами статьи старались уже отразить в предыдущих научных статьях [2, с.113].
Еще один важный аспект, определяющий формирование познавательной ЕУЛ у младших школьников, — это формирование способности к обучению. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.).
Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Как отмечает А.Г. Асмолова, формирование УУД происходит в процессе освоения студентами различных дисциплин, предусмотренных учебным планом. При этом, в каждом изучаемом предмете и даже в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД, в зависимости от содержания и форм организации учебной деятельности [2, с.187].
И.М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же как и любая другая) включает в себя несколько компонентов — действий, операций, мотивов, задач.
Можно выделить следующие характеристики деятельности обучения, которые отличают ее от других:
- она сконцентрирована на освоение учебного материала, а так же решение учебных задач;
- изучение научных понятий и способов действий;
- обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся;
– данные изменения обучающихся происходят в психике и поведении и зависят от личной включенности в обучение и применение собственных сил и действий [12, с. 109].
Анализируя вопросы формирования когнитивного развития детей младшего школьного возраста, можно сказать, что разработан большой теоретический материал, который может послужить основой работы школьных учителей по решению данной проблемы. Но, несмотря на это, можно сказать, что существует проблема практического внедрения знаний в работу школы. Нет никаких конкретных механизмов для решения этой проблемы; кроме того, эти теоретические разработки несколько устарели из-за меняющейся ситуации в современном образовании.
1.2 Возрастные особенности младших школьников в условиях обучения в малокомплектной школе
Физическое и психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет.
Однако, несмотря на выявленные в это время некоторые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку, физиологический кризис не столько усугубляет, сколько, наоборот, способствует большей адаптации ребенка к новым условиям. В младшем школьном возрасте у некоторых детей наблюдается нерегулярное психофизиологическое развитие. Сохраняются различия и в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые учёные приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той партой сидят дети разного возраста; в среднем мальчики моложе девочек на год, полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения, познавательная сфера трансформируется количественно, формируется личность и складывается сложная система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. [ 24, с.178 ]
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Определите наиболее важные изменения в развитии психики детей в данном возрасте. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, гарантирующим развитие на более позднем возрастном этапе.
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. [6, c.312]
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает претенциозно себя вести, гримасничать, привлекать внимание демонстрациями. Всё это производит впечатление странного, немотивированного поведения. Ребенка становится трудно воспитывать, он перестает следовать общеизвестным и привычным нормам поведения.
Учебная деятельность младших школьников регулируется сложной многоуровневой системой мотивации. Мотивы учебной деятельности, ради чего школьники учатся. У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие «внутреннюю позицию школьника», связанную с потребностью ребёнка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьёзную, общественно значимую деятельность: «Хочу ходить в школу», «Хочу учиться в школе, как старшие». На первых порах пребывания в школе эти мотивы в сочетании с достаточно выраженными познавательными интересами способны обеспечить включение ребёнка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней[21, с. 143].
Возрастная периодизация., Младший школьный возраст с точки зрения психологии:
1. Пренатальный период.
2. Период новорожденности.
3. Грудной период (до 1 года).
4. Ранний период (1-3 года).
5. Дошкольный возраст (3-6 лет).
6. Школьный возраст (6-11 лет).
7. Пубертатный период (11-15 лет).
8. Юношеский период (15-20 лет)[12, с. 46], С точки зрения педагогики:
1. Младенчество (1-й год жизни).
2. Предшкольный возраст (от 1 года до 3 лет).
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
4. Младший школьный возраст (6-10 лет).
5. Средний школьный возраст (10-15 лет).
6. Старший школьный возраст (15-18 лет), Практическая педагогика опирается на закономерности:
1) В молодом возрасте физическое развитие человека более идёт быстрее и интереснее; по мере того, как человек становится старше, темп развитие замедляется.
2) Физически ребёнок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.
3) Каждый орган человеческого тела развивается в своём темпе: в целом части тела развиваются неравномерно и пропорционально[24, c. 105].
В шестилетнем возрасте ребёнка ждёт первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с кардинальными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Обучение становится основным занятием, меняется образ жизни, появляются новые обязанности, и отношения ребенка с другими тоже становятся новыми.
В младшем школьном возрасте нервная система улучшается, функции полушарий головного мозга интенсивно развиваются. Быстро развивается психика ребёнка.
Повышается точность работа органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения – на 50 %, зрительные – на 80 %.
По мере развития мелких мышц руки появляется способность выполнять мелкие движения, скелет окостеняет.
Восприятие младших школьников отличается нестабильностью и дезорганизацией, но в то же время острым и свежим, «созерцательным любопытством». Самый младший ученик умеет путать числа, мягкий и твердый знак, но в то же время с острым любопытством воспринимает окружающую его жизнь, которая каждый день открывает для него что-то новое.
Внимание школьников непроизвольно, недостаточно стабильно и ограничено по объему. Таким образом, весь процесс обучения и воспитания младшего школьника подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений произвольного внимания, произвольных усилий по концентрации. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности[10, c. 36].
Ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой интеллектуальной функцией. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарь нынешних четырёхклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что словарный запас ребенка значительно расширился, но, прежде всего, в приобретении чрезвычайно важной способности выражать свои мысли устно и письменно.
Малокомплектная школа – это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся[9]
У маленькой школы есть много недостатков, но в то же время есть большие преимущества. Материальная база в сельских школах, малочисленных, в подавляющем большинстве не соответствует требованиям и не обеспечивает нормальных условий для уроков физической культуры: отсутствуют спортивные залы, нехватка спортивного инвентаря и т.д. Поэтому рекомендуется заниматься на открытом воздухе, на территории школы.
Маленькая школа отличается от остальных небольшим количеством учеников. Организуйте классы с низкой посещаемостью, в которые войдут ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа, в мелких же и крупных городах такой вид школ не распространен, потому что есть больше возможностей для создания школ с обычной комплектацией учащихся[10, c. 22].
Маленькие школы в основном являются начальными, но среди них есть и средние школы. В России существует несколько тысяч малокомплектных школ. Для них характерна такая особенность: учитель работает одновременно не с одним, а с двумя или даже тремя классами. По своей структуре маленькие школы похожи на большие семьи, где учителя — родители, а ученики — их дети. Поскольку в таких школах очень мало учеников, учителя хорошо знают каждого из них, поэтому могут применять к ним индивидуальные методы обучения.
В небольшой начальной школе могут работать только один или два учителя, поэтому у них много других обязанностей, помимо прямых обязанностей учителя. Они сами могут моделировать классы и подходить к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей учеников и конкретных условий существования школы в данном районе.
Если в школе 2 учителя, вы можете объединять учеников из разных классов и проводить с ними урок. Поэтому при планировании расписания занятий они стараются вставить урок по предмету этих классов одновременно. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по одной теме. Например, если это урок литературы, вы можете представить материал о писателе двум разным возрастным группам. В других случаях сочетают разные по тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русский язык и природоведение[9]
Одним словом, в маленькой школе учитель должен уметь быстро и точно перестраиваться для работы с разными классами. Его работа состоит в том, чтобы уметь распределить свое внимание и время, чтобы у него было время объяснить новый материал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не остаться без работы, пока он занят другим классом. Поэтому лучше использовать комбинированный тип занятия, потому что в его структуре большой объем самостоятельной работы в виде уроков с книгой и различными упражнениями. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс сейчас выполняет некоторую самостоятельную работу, а затем наоборот.
Особенность такой самостоятельной работы в том, что она не требует внимания преподавателя и проводится учениками самостоятельно. Комбинированный урок помогает сделать несколько переходов от работы с учителем к самостоятельной работе и наоборот во время урока.
Поскольку небольшие школы в основном находятся в деревнях, их основная проблема — это отсутствие учебных пособий и, в частности, разнообразных учебных пособий и наглядности. Поэтому учитель в основном обеспечивает своих учеников рабочими материалами и учебными пособиями. Создавайте картинки, плакаты, карты и некоторые другие учебные пособия, необходимые для проведения урока и обеспечения наилучших результатов обучения для учащихся.
Младший школьный возраст является классическим временем
оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в
моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать
«правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» —
все это типичные черты моральной психологии определяются и
оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически
«послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе
разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные
моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно»
делать, испытывая наслаждение в приспособлении» [5, с. 125].
Следует отметить, что для младших школьников характерно
повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих,
желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии
нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно
требовать от других детей соответствующего поведения.
В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный
ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне
поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату.
Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например,
помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка),
расценивается ими как плохой. Усвоение выработанных обществом норм поведения позволяет ребенку постепенно трансформировать их в собственные внутренние потребности для себя. Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.[14, c .9]
С поступлением в маленькую школу эмоциональная сфера ребенка меняется. С одной стороны, младшие школьники, особенно первоклассники, в значительной степени сохраняют характерную для дошкольников черту бурной реакции на отдельные волнующие их события и ситуации. Дети чувствительны к влиянию окружающей среды, эмоционально и эмоционально чувствительны. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. [10 , c. 8]
Вывод по главе 1
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели, Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для
общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием
познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.
Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных
процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная деятельность способствует подготовке
образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач
научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть
сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения
проблем. Именно эти критерии мы будем рассматривать при выявлении
уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.
Методы исследования познавательных УУД младших школьников
должны ориентировать на представленную выше классификацию.
Таким образом, методы исследования познавательных УУД младших школьников–это:
1. Методы диагностики общеучебных универсальных действий. Это может быть наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты, а также диагностические методики: диагностика универсальных действий общего приема решения задач (А. Р. Лурия).
2. Методы диагностики универсальных логических действий. Это могут быть методики «Найди отличия» (сравнение картинок) для 1ого класса, выделение существенных признаков, тест «Логические закономерности» для 3 класса, методы исследования словеснологического мышления младших школьников.
3. Методы диагностики умений постановки и решение проблемы. Это могут быть задания проблемно-поискового характера, самостоятельные и практические работы, творческие задания, проекты, а также диагностические методики, например, Методика «нахождение схем к задачам» по А.Н. Рябкиной.
Глава 2. Исследование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 1-3 классов в условиях малокомплектной школе
2.1. Организация и методы исследования
Для успешного обучения в начальной школе должны быть
сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения
технологическ
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – это
умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения
задач в начальной школе базируется на сформированности логических
операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение,
выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию,
логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать
аналогии. [20, c . 18 ] Раскроем их содержание более подробно:
1. Общеучебные универсальные действия предполагают, что
младший школьник умеет:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
- применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью
компьютерных средств;
-осуществлять знаково-символические моделирование (это преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексировать способы и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- определять основную и второстепенную информацию;
-свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
-определять и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Универсальные логические действия предполагают, что младший
школьник умеет:
- анализировать объекты с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
-осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
-выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; подводить под понятия, выведение следствий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выстраивать доказательство;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать.
3. Постановка и решение проблемы: предполагают, что младший
школьник умеет:
- формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать способы решения проблем
Методы исследования познавательных УУД младших школьников
должны ориентировать на представленную выше классификацию. Таким
образом, методы исследования познавательных УУД младших школьников
- это:
1. Методы диагностики общеучебных универсальных действий. Это
может быть наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты, а также диагностические методики: диагностика универсальных действий общего приема решения задач (А. Р. Лурия)
2. Методы диагностики универсальных логических действий. Это могут быть методики «Найди отличия» (сравнение картинок) для 1ого класса, выделение существенных признаков, тест «Логические закономерности» для 3ого класса, методы исследования словеснологического мышления младших школьников.
3. Методы диагностики умений постановки и решение проблемы. Это могут быть задания проблемно-поискового характера, самостоятельные и практические работы, творческие задания, проекты, а также диагностические методики, например, Методика «нахождение схем к задачам» по А.Н. Рябкиной.
Цель: определить уровень познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.
Объект: Познавательные УУД детей младшего школьного возраста.
Предмет: исследование познавательных УУД детей младшего школьного возраста по средством методик..
Задачи исследования:
1.Подобрать диагностический инструментарий для изучения познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.
2. Проведение экспериментальной работы.
3.Анализ полученных результатов.
4. Подбор рекомендаций родителям по развитию познавательных УУД детей младшего школьного возраста, База исследования:, В исследовании принимали участие 8 детей младшего школьного возраста., Методики выявления уровня сформированности познавательных УУД
УУД |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Познавательные |
«Найди несколько отличий» |
«Что такое хорошо и что такое плохо» |
«Что такое хорошо и что такое плохо» |
Методика «Исключение лишнего» |
Методика «Логические закономерности» |
Методика «Логические закономерности» |
Мною были выбраны следующие методики:
1. Методика: «Найти несколько различий» (приложение 1)
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД:, Форма проведения:
Возраст:
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (приложение 2)
Цель: выявить нравственные представления учеников., Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций., Возраст:младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
3. Методика «Исключение лишнего» (приложение 3)
Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников., Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
4. Методика «Логические закономерности» (2, 3 классы).
(приложение 4)
Цель: выявление уровня развития логического мышления., Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия ., Форма проведения: письменный опрос., Возраст: младшие школьники., Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им
2.2. Анализ результатов исследования познавательных УУД младших школьников
В результате проведения исследования по выбранным методикам, были определены следующие уровни познавательных УУД:
Методика: «Найти несколько различий», В исследовании принимало участие 3 учащихся 1 класса.
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД:, Форма проведения:
Возраст: 6-7 лет.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
Данная диагностика выявила следующие результаты:
На основании проведенной диагностики можно сделать следующий вывод:
66,6 % (2 чел) детей в классе имеют средний уровень, 33,3 (1 чел) имеет высокий уровень развития операции логического мышления.
Продолжить работу по формированию познавательных универсальных учебных действий., Методика «Исключение лишнего», Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников., Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов.
Учащимся были розданы листы с 12 рядами слов, им было необходимо в каждом ряду найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Результаты таковы:
33,3% учащихся выявили 11 рядов и обобщены родовыми понятиями- высокий уровень. 66,6% — 10 и 9 рядов с одним родовым понятием-средний уровень
ДИАГРАММА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД 1 КЛАССА (по количеству учащихся):
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В 1 КЛАССЕ
Фамилия, Имя уровень УУД |
Метапредметные УУД |
Познавательные УУД |
|
Маша К. Выше базового |
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. |
Настя Х. Базовый уровень |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения |
Ксюша Т. Базовый уровень |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения |
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», В исследовании принимало участие 5 учащихся 2 и 3 классов.
Цель:
Оцениваемые УУД:
Возраст:
Форма (ситуация оценивания)
Инструкция:
По данным методики «Что такое хорошо, что такое плохо» следующие результаты: у 80 % учащихся по 16 баллов (на все ответы – А), 20% учащихся – 11 баллов.
80 % детей отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
20% детей достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Методика
Цель
Оцениваемое УУД
Форма проведения:
Возраст
Испытуемым были предъявлены письменно ряды чисел. Им необходимо было проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен был определить два числа, которые бы продолжили ряд.
Результаты: 80% учащихся справились с работой за сравнительно небольшое количество времени, набрав по 3,4 балла- хорошая норма. 20% учащихся – справились с работой за 5 минут 45 секунд, набрав при этом 2 балла – средняя норма.
Ф.И. учащегося |
Время |
Кол-во ошибок |
баллы |
Уровень развития логического мышления |
Арина К. |
4 м 34 с |
0 |
5 |
высокий |
Анна Ф. |
4 м 39 с |
0 |
4 |
Норма |
Никита Ф. |
5 м 56 с |
0 |
4 |
Норма |
Саша С. |
7 м 45 с |
0 |
4 |
норма |
Алёна Ш. |
8 м 45 с |
1 |
3 |
средний |
ДИАГРАММА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД 2 и 3 КЛАССОВ (по количеству учащихся):
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Имя уровень УУД |
Метапредметные УУД |
Познавательные УУД |
|
Анна Ф. Высокий |
Ориентируется в учебниках, отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике, сравнивает предметы и объекты: находит общее и различие; группирует предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывает прочитанное. «Что такое хорошо, что такое плохо»; Высокий уровень. |
Никита Ф. Базовый уровень |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. Ориентируется в учебниках. «Что такое хорошо, что такое плохо»; Высокий уровень. |
Саша С. Базовый уровень |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. Ориентируется в учебниках. «Что такое хорошо, что такое плохо»; Высокий уровень. |
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД, В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Имя уровень УУД |
Метапредметные УУД |
Познавательные УУД |
|
Арина К. Высокий |
Ориентируется в учебниках, отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике, сравнивает предметы и объекты: находит общее и различие; группирует предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывает прочитанное. «Что такое хорошо, что такое плохо»; Высокий уровень. |
Алёна Ш. Ниже базового |
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. «Что такое хорошо, что такое плохо»; Средний уровень. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени. |
Вывод по второй главе
Проведя эмпирическое исследование развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях малокомплектной школы, пришли к
В первом классе 3 обучающихся, из них высокий уровень познавательных мотивов имеет 1 учащаяся, 2 – базовый уровень.
Во втором классе 3 обучающихся, из них 1 – уровень выше базового, 2 – базовый уровень познавательных мотивов.
В третьем классе обучающихся, 2 – 1 – вше базового, вторая – ниже базового.
Уровень развития значительного числа учащихся достиг необходимого предела, и только у одного учащегося уровень развития явно недостаточен.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
Заключение
Целью нашего исследования является
Анализ нормативной, психолого-педагогической, методической литературы, проведенный в первой главе, позволил нам выявить, что новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование универсальных учебных действий также является залогом предотвращения школьных трудностей.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1)познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Для успешного развития познавательных учебных действий школьников ,необходима работа по планированию, составлению рабочих программ, программ развития УУД, технологических карт уроков. Учить учиться – это значит последовательно и целенаправленно формировать у школьников учебную деятельность, то есть сознательную деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук.
Современный учитель сегодня сам стремительно развивает свои познавательные УУД, чтобы научить завтра этим действиям детей.
Формирование учебной деятельности – сложный и длительный процесс, осуществляемый в совместной деятельности учителя и учеников.
Цель программы формирования УУД- регуляция процессов освоения метапредметных умений, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Способы учета уровня их сформированности — в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Проведя эмпирическое исследование мы пришли к такому выводу что:
Уровень развития значительного числа учащихся достиг необходимого предела, и только у одного учащегося уровень развития явно недостаточен.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/klassnyiy-rukovoditel-spetsifika-ego-deyatelnosti/
1. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.[Электронный ресурс] dart-obrazovaniya. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли» / Асмолов А.Г. М.: «Просвещение» — 2011.- с.152. 3. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. — М., Вита-Пресс, 2010г.- с.192. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2007.- с.398. 5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. — 159 с. 6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д.Б.Эльконина.— М.: Педагогика, 1984. – 432 с. 7. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1984. – 80 с. 8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 2000.- с.480. 9. Данилова Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] // Время и люди: сайт. — Режим доступа. URL: http://vilvolovo.ru/ 10. Зайкин М.И. Обучение в малочисленных классах / М.И. Зайкин // Советская педагогика. – 1990. – №2. – С. 34–38. 11. Зимняя И.А. Педагогическая психология /Зимняя И.А.// учебник – 2004 – с. 384 12. Избран.психол. произведения, 1983, т. 2, с. 141 13. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1990.- с.256. 14. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. — № 1. — С.14. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. — М., 1975. — 548 с. 16. Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с. 17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – с.134. 18. Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3).- с.46-54. 19. Обучение в малокомплектной сельской школе: Книга для учителя / Ред. Г.Ф. Суворова. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. 20. Репкин Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика, — Томск: «Пеленг», 1993.- с.61. 21. Позднякова, Е. П. Как развивать метапредметные компетенции у детей младшего школьного возраста / Е. П. Позднякова // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии молодежи: изб. науч. тр. / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А. А. Саламатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010., с.- 235. 22. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006., с. – 145. 23. Щеулова Е. А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428. 24. Эльконин, Д.Б., Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., 1988. – 246 с. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностические методики изучения познавательных УУД
в начальной школе
Тест “Найди несколько различий?”
Цель:
Оцениваемое УУД:
Форма проведения:
Возраст:
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
Оценка результатов теста
10 баллов — ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель:
Оцениваемые УУД:
Возраст:
Форма (ситуация оценивания)
Инструкция:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А
Б
В
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А
Б
В
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А
Б
В
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А
Б
В
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А
Б
В
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А
Б
В
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А
Б
В
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А
Б
В
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,, За второй ответ (Б) – 1 балл,, За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень
Средний уровень (6-11 баллов):
Низкий уровень (0-5 баллов):
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика «Исключение лишнего»
Цель
Оборудование
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
1. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
1. Собака, лошадь, корова, лось.
2. Стол, стул, пол, кровать.
3. Сладкий, горький, кислый, горячий.
4. Очки, глаза, нос, уши.
5. Трактор, комбайн, машина, сани.
6. Москва, Киев, Волга, Минск.
7. Шум, свист, гром, град.
8. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
9. Береза, сосна, дуб, роза.
10. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
1. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).
1. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
2. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»
Цель:
Оцениваемое УУД:
Форма проведения:
Возраст: