Разработка и принятие конституции РФ1993 г

Курсовая работа

В истории современного государственного строительства одним из важнейших пунктов является разработка и принятие его конституции — Основного закона, который определяет сущность государственной власти, общественного порядка, прав, свобод и обязанностей граждан и т.д.

Очень важно изучить, как разрабатывалась и принималась Конституция, какие были наиболее острые проблемы, как политические партии и общественное мнение были вовлечены в этот процесс. Только разобравшись в проблемах, связанных с разработкой и принятием Конституции, можно понять, что это за государство. Учет всех этих проблем на основе опыта Российской Федерации представляется нам очень актуальным, потому что здесь процесс принятия первой конституции оказался длительным, сложным, противоречивым и привел к его дальнейшему развитию. Все это дает возможность понять, почему началась разработка Конституции и как она развивалась, обсуждение ее вариантов, принятие так называемого «президентского» проекта и важность принятия Конституции для дальнейшего формирования российского общества. Федерации были крайне актуальны.

Актуальность во многом объясняется, с одной стороны, тем, что функционирование Российской Федерации как «нового» государства на основе демократических принципов напрямую связано с Конституцией; это основная организационная единица, нормы которой регулируют поведение людей, политических партий, объединений и т.д. Во-вторых, законодательная реформа создала множество проблем, решение которых во многом зависит от конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция служит основным определяющим фактором дальнейшего развития демократии и верховенства закона в России.

Более того, актуальность данного исследования продиктована не только необходимостью анализа процесса формирования новой российской государственности, но и сложным и противоречивым процессом улучшения политической жизни страны, обновления государственности и формирования на этой основе новых отношений между основными социальными группами российского общества, государством и его гражданами. И, конечно же, важнейшее место в этом сложном процессе принадлежит легитимному формированию законодательной и исполнительной власти, созданию механизмов их гармоничного и устойчивого взаимодействия на основе положений Конституции. Конституционный процесс сыграл важную роль в развитии демократических принципов в России и явился результатом развития политической системы, оказал влияние на все стороны жизни российского общества и определил развитие страны на многие годы вперед.

9 стр., 4180 слов

Конституция как основной нормативно-правовой акт

... будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю деление на разделы, главы, ... с помощью издания юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие ...

Хотя принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г открыло новую страницу в качественном содержании российского конституционализма, оно не решило полностью всех конституционно-правовых проблем, особенно проблем федеративного устройства России. В результате в 1990-е годы в политической истории России произошло резкое ослабление государственности и снижение эффективности центральной власти, а отдельные субъекты приняли правовые и административные акты, нарушающие федеральное законодательство и Конституцию. Поэтому без научного понимания развития конституционного процесса невозможно понять смысл и цели реформ, которые начались в то время и продолжаются по сей день в России.

Цель работы, В этом контексте можно определить основные задачи:

  • показать необходимость разработки и принятия новой конституции;
  • изучение проектов альтернативных конституционных проектов;
  • рассматривать деятельность Конституционной комиссии, Верховного Совета, VI, VII Съезда народных депутатов Российской Федерации, Конституционного Собрания по подготовке проекта Конституции;
  • раскрывать позиции законодательной и исполнительной власти Российской Федерации о методах и условиях принятия Конституции;
  • подвести итоги референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года, и показать важность принятия первой Конституции.

Разработка и принятие Конституции РФ 1993 года

16 июня 1990 г. Первый съезд народных представителей РСФСР принял постановление о создании Конституционной комиссии по разработке новой Конституции России. На съезде было решено, что комиссия должна состоять только из народных представителей РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин, его заместитель — первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР.

Задачи Конституционной комиссии состоят в следующем: Подготовка проекта новой Конституции Российской Федерации и проведение конституционной реформы; подготовка самостоятельно или во взаимодействии с заинтересованными комиссиями палат и комитетов Совета Верховного Совета проекта изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации после ее принятия; предварительная экспертиза и заключение Съезда и Совета Верховного Совета по другим законодательным инициативам, связанным с изменением и дополнением Конституции.

Первый проект Конституции уже был подготовлен осенью 1990 года. В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект также был поддержан Президентом России.

Однако уже к концу 1992 года борьба за власть значительно обострилась, что изменило весь ход конституционной реформы — каждая из воюющих партий — Президент и руководство Верховного Совета РСФСР — выдвигали свои требования и пытались использовать проект Конституции в своих интересах.

Альтернативные проекты Конституции 1993 года

10 стр., 4520 слов

Перспективы развития управления проектами

... быть достигнута в 2012 году . 2.2. Статус Управления Проектами в России. Развитие методов управления проектами в нашей стране, как и в других странах, уходит корнями в период индустриализации 1930-х годов. И это шло в русле мирового развития, правда, ...

Были также подготовлены альтернативные проекты российской конституции:

Проект рабочей группы

В отличие от проекта Конституционной комиссии, проект Х.М. Шахрая не содержал раздела, посвященного гражданскому обществу, и в целом проект имел характер «государства», а не «общественного» государства; не было определения (характеристики) самого государства и положений о порядке внесения изменений в Конституцию.

Проект Политического совета Российского движения

Проекты народных депутатов-коммунистов —

Проект Президента Российской Федерации

Высшим законодательным органом является Парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), а исполнительным органом — Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и считается автономным субъектом власти.

Президент Борис Ельцин обосновывал инициативу по представлению собственного проекта Конституции указом от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации»: «Преодоление конституционного кризиса и проведение демократических реформ возможно только через скорейшее принятие Конституции Российской Федерации». 12 мая 1993 года Президент издал указ «О составе рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации» — о доработке проекта Конституции Конституционным Советом.

Следовательно, Комитет по конституционному законодательству был образован Верховным Советом Российской Федерации.

Это усугубило противостояние между Верховным Советом и Президентом России — некоторые депутаты и большинство экспертов Конституционной комиссии (Верховного Совета) встали на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного Собрания (Президента).

Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1993 года «О ходе работы Конституционного Собрания» были установлены условия его работы — с 5 по 16 июня 1993 года, однако работа Конституционного Собрания продлилась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект Конституции был одобрен Президентом Российской Федерации.

Согласно президентскому проекту, Государственная Дума изначально была очень слабым органом. Проект Конституционной конференции в определенной степени укрепил свои позиции, в том числе за счет передачи определенных полномочий от Совета Федерации Совету Федерации — одобрения Председателя Правительства Российской Федерации, решения вопросов доверия Правительству Российской Федерации или его отставки.

Примерно в те же даты Конституционная комиссия также представила свой (обновленный) вариант. Оба проекта были внесены на рассмотрение в регионы, но результаты оказались неожиданными: большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

21 сентября 1993 года Президент России Борис Ельцин издал Указы № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Об обращении к гражданам России». Указ прервал законодательную, исполнительную и контрольную функции Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно указу, новый двухпалатный парламент — Федеральное Собрание Российской Федерации — должен руководствоваться указами президента и постановлениями правительства, прежде чем приступить к своей работе и принять соответствующие полномочия. В этих условиях проект Учредительного собрания стал основным, а не альтернативным предложением.

13 стр., 6070 слов

Статистический анализ развития внешнеторговой деятельности Российской ...

... деятельности Российской Федерации в 2012-2016 годах на примере России и Дальнего Востока. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные особенности и объект изучения статистики внешней торговли; ...

Конституционная комиссия поставила перед собой новую задачу — разработать механизм выхода из кризиса: проекты поправок к действующей Конституции 1978 года, положения о досрочных выборах Президента и Парламента, положения о временной (до досрочных выборов) процедуре деятельности федеральных органов власти и окончательную редакцию проекта новой Конституции. Эти документы были представлены в Верховный Совет 3 октября 1993 года. В Москве некоторое время было объявлено чрезвычайное положение. Президент сосредоточил всю государственную власть в своих руках, и работа над проектом конституции была возобновлена. Очевидно, что проект, подготовленный Конституционной комиссией и другими органами, больше не подвергался сомнению. 15 октября 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначено голосование 12 декабря. В тот же день состоялись выборы в Федеральный парламент. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%) приняли участие в голосовании. За принятие проекта Конституции России проголосовали 32 927 630 избирателей (58,4%), против — 23 431 333 человек (41,6%).

Фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.

Официальной датой вступления в силу Конституции Российской Федерации является 25 декабря 1993 г. 12 декабря 1993 г. — День Конституции Российской Федерации.

Подготовка и принятие Конституции

В подготовке настоящей Конституции Российской Федерации 1993 года важную роль сыграла созванная на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 года «О созыве Конституционной конференции и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» Конституционная конференция. Этот форум должен выражать общественное мнение по вопросу о том, какая конституция нужна России. Съезд народных депутатов, высший законодательный орган того времени, в 1991 году решил разработать новую конституцию.

Конституция РФ препятствовала его принятию под разными предлогами. Несмотря на эти поправки (а их было более трехсот), процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию 1978 года продолжался. Конституция больше не может быть правовой основой изменений в российском обществе. Требовался новый фундаментальный закон, отражающий фундаментальные изменения, произошедшие после краха тоталитарного режима и краха советской империи.

Конституционное собрание состоит из 250 членов, работающих в пяти секциях: представители федеральных органов власти; представители органов власти субъектов Федерации; представители местных органов власти; представители политических партий, общественных организаций, профессиональных союзов, религиозных конфессий; представители сырьевых товаропроизводителей и предпринимателей. Последние три секции впоследствии сформировали Общественную палату Учредительного собрания.

2 стр., 952 слов

Теоретическая и практическая части дипломной работы

... студента, безусловно, есть возможность отразить максимум своих полезных качеств как исследователя и будущего профессионала в практической части. Как писать практическую часть дипломной работы Определившись на страницах первой главы с теми теоретическими, методологическими ...

Учредительное собрание обсудило представленный Президентом Российской Федерации проект Конституции. При этом были учтены многочисленные замечания и предложения граждан, а также проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. В результате многолетней работы — с июня по октябрь 1993 года — был подготовлен и вынесен на всенародный референдум проект новой Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. В референдуме приняли участие 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из которых 58,4 процента поддержали Конституцию.

Референдум

Основные положения Конституции Российской Федерации 1993 г

Структура и содержание Конституции Российской Федерации. Структура российских конституций менялась на разных этапах своего развития. Это зависело не только от вопроса регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, конституция России должна была полностью отражать структуру конституции Союза. Первое место в структуре советских конституций, конечно, занимали нормы, отражавшие идеологическое отношение к общественному строю и диктатуре пролетариата, тогда как первые советские конституции не содержали раздела о правах и свободах. Только в Конституции РСФСР 1938 года в одной из последних глав было упоминание о правах и свободах.

По своей структуре Конституция Российской Федерации 1993 г состоит из Преамбулы, 137 статей, обобщенных в первом разделе и состоящих из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений» в качестве второго раздела.

Новая Конституция России приняла структуру, характерную для многих последующих конституций. В первой главе изложены основы конституционного строя России, представляющие собой свод принципов, его основные положения, составляющие первичную нормативную базу как для иных положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативных правовых актов. Нормы первой главы включают принципы народной власти, верховенства закона, государственного суверенитета Российской Федерации, признания и утверждения свобод человека и гражданина как высшей ценности, идеологического и политического плюрализма, свободы экономической деятельности, признания и защиты различных форм собственности, гарантий местного самоуправления и др.

Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1).

Демократический характер государства отражается, прежде всего, в том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и сам народ, который осуществляет эту власть как напрямую, так и через органы государственной власти и местные автономии правительство. Характеристика Российского государства как федеративного государства указывает на форму его территориального и государственного устройства. Определение государства как правового государства означает, что в организации и деятельности государства принципы права преобладают над соображениями политической целесообразности. Верховенство закона связано с законом и основывается на признании неотъемлемости прав и свобод человека. Термин «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются или образуются представительными органами. Утверждение о том, что российское государство является социальным государством (часть 1 статьи 7), означает, что оно должно служить обществу и заботиться о человеке. Конституционное определение государства как светского (статья 14) означает разделение церкви и государства и разграничение их сфер деятельности.

14 стр., 6680 слов

Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

... разграничения полномочий. В статье 11 Конституции РФ закреплено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция Российской Федерации в ...

Глава «Права и свободы человека и гражданина» следует сразу за главой «Основы конституционного строя в новой Конституции Российской Федерации». Размещение этой главы в Конституции свидетельствует о том значении, которое придается этому вопросу в нашей стране. Правовой статус человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые предоставляются ему как субъекту правоотношений при реализации норм всех отраслей права. Конституция включает все права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных договорах. Конституция основана на ее естественном и неотъемлемом характере: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения» (часть 2 статьи 17).

Права и свободы признаются Конституцией как имеющие прямое действие. Это означает, что поведение человека, которого они возглавляют, является законным. Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и охраняются судебной властью (статья 18).

также важно подчеркнуть принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции. Каждый гражданин Российской Федерации имеет все права и свободы и несет одинаковые конституционные обязанности.

Третья глава Конституции определяет федеративное устройство страны. Позиция данной главы Конституции определяется тем, что Российское государство по своему территориальному устройству является не простым, унитарным, а союзным государством, состоящим из государств (республик) и близких к государству по своему статусу государственных образований (краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Федеративное устройство основывается на принципе разделения компетенций и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, имеющих равные права во внутрифедеральных отношениях. Федеральное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

На законодательном уровне законодательная власть осуществляется Федеральным собранием, исполнительная власть — правительством, а судебная власть — Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех ветвей власти, но его задача — «обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов управления». (Часть 2, статья 80).

11 стр., 5399 слов

Основные принципы построения и функционирования органов государственной ...

... на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание тот факт, что частные принципы в конечном ...

Первый раздел Конституции заканчивается главой 9, которая регулирует поправки и дополнения к Конституции.

Заключительным и переходным положениями Конституции Российской Федерации является ее второй раздел, состоящий из девяти частей. Первая часть раздела предусматривает, что Конституция вступает в силу в день официального опубликования по итогам всенародного голосования, и одновременно прекращает действовать Конституция (Основной закон) Российской Федерации — России, принятая 12 апреля 1978 года. Вторая часть «Заключительных и Переходных положений» определяет порядок действия законов и иных правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, а третья часть — шестая часть — об осуществлении Президентом, Правительством и судами Российской Федерации своих полномочий в связи с новыми полномочиями, установленными Конституцией.

Части седьмая-девятая части второй Конституции Российской Федерации определяют порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, а также возможность совмещения деятельности депутатов с деятельностью члена Правительства Российской Федерации.

Правовые характеристики Конституции Российской Федерации

Впервые примат Конституции закреплен в конституционном законодательстве нашей страны (часть 2 статьи 4).

Это означает, прежде всего, утверждение нового конституционного строя, правового государства. Признание верховенства Конституции также означает подчинение государства Конституции.

Приоритет Конституции имеет и другой аспект. Это важно в контексте провозглашения Россией федеративного государства и проистекает из того факта, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Примат федеральной конституции гарантирует единство, согласованность и стабильность всей правовой системы. В этом смысле верховенство также подразумевает юридически жесткое разграничение компетенций и полномочий Федерации и ее субъектов. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации означает, что Конституция Российской Федерации занимает наивысшее положение в иерархии правовых актов Российской Федерации. Он имеет преимущественную силу над законами и иными правовыми актами. Поэтому в тексте самой Конституции должно быть заявлено, что законы и иные правовые акты, принятые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15).

При этом не только акты федеральных государственных органов, но и акты государственных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции. Конституция распространяется на всю территорию Российской Федерации и олицетворяет единство системы государственной власти.

Примат Конституции Российской Федерации в правопорядке всей страны и ее высшая юридическая сила обеспечивается механизмом ее исполнения и защиты.

Конституция Российской Федерации является нормативным актом прямого действия (часть 1 статьи 15).

25 стр., 12028 слов

Государственное управление субъекта федерации

... назначение служебных программных средств. 38. Программа WordPad : назначение, основные элементы управления. Ввод, редактирование и форматирование текста в программе WordPad . 39. Общие ... и точность измерений. Строение химических элементов. Химический катализ и методы управления химическими процессами. Молекулярная основа воспроизведения генетической информации и осуществления связи между ...

В предыдущих российских конституциях такой записи не было. Это означает, что новая Конституция Российской Федерации является не декларативным и пропагандистским документом, а правовым актом, подлежащим рассмотрению в судах и других государственных органах.

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркнул, что при рассмотрении дел суды должны оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего правоотношения, рассматриваемого судом, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации как акт прямого действия.

При разрешении дела суд непосредственно применяет Конституцию, в частности в следующих случаях

  • если положения Конституции в том виде, в каком они закреплены в ней, не требуют какого-либо дополнительного регулирования и не содержат упоминания о возможности их применения, при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина, и других положений;
  • б) действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ему;
  • если суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит соответствующим положениям Конституции;
  • если закон или иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации и отсутствует федеральный закон, регулирующий правоотношения, рассматриваемые Судом.

Однако это не означает, что положения Конституции не нуждаются в уточнении путем принятия действующих законов. Это предусмотрено в ряде статей Конституции. Например, статья 6 содержит справочную норму, согласно которой гражданство в Российской Федерации «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом». Статья 47 Конституции предусматривает, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право быть судимым в суде с участием присяжных. Однако это право осуществляется «в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Взаимосвязь Конституции Российской Федерации с конституциями республик и уставами других субъектов Федерации. Каждая республика (в Российской Федерации их 21) имеет свою конституцию, вытекающую из ее статуса государства. Другие субъекты Федерации — края, области, города федерального значения, автономная область и автономный округ — имеют уставы, которые по форме, структуре и содержанию являются подлинно конституционными.

Конституция Российской Федерации, в отличие от советских конституций, не указывает на необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, как конституций республик, так и уставов других субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставляется значительная степень автономии в определении пределов конституционного и законодательного регулирования. Они практически самостоятельно определяют систему органов государственной власти, их наименование, структуру, полномочия, наличие руководителя субъекта Федерации (в республиках — президента, в краях и областях — губернатора и т.д.) и их полномочия, определяют взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти, а также систему органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации лишь устанавливает, что обеспечение такого соответствия является совместной ответственностью Федерации и субъектов Федерации (статья 72 а)).

6 стр., 2810 слов

Модель местного самоуправления в России

... институтов местного самоуправления в Российской Федерации. Эти преобразования осуществляются на основе статей Конституции Российской Федерации, гарантирующих независимость местного самоуправления и его отделение от системы государственной власти. В свете продолжающейся реформы местного самоуправления становится актуальным определение характеристик российской модели ...

Однако важно отметить, что ссылка в Конституции на «совместную компетенцию» не определяет, какие вопросы в этой сфере относятся к компетенции Федерации или ее субъектов. Поэтому при определении степени участия Федерации в решении вопросов соответствия Конституции Российской Федерации конституциям республик и уставам других субъектов Федерации необходимо учитывать и другие положения Конституции Российской Федерации.

Прежде всего, положения конституций и уставов не должны противоречить основам конституционного строя, установленного Федеральной конституцией. Такими основаниями является совокупность основных принципов и основных положений Конституции, которая является первичной нормативной базой как для других положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. Нормы первой главы Конституции включают, в частности, принципы власти народов, главенство Конституции, государственный суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др. Ни одно из этих основных положений Федеральной конституции не может противоречить конституциям республик и уставам других субъектов Федерации. Субъекты Федерации не вправе налагать какие-либо ограничения на эти положения Конституции Российской Федерации.

Необходимо также сослаться на положение Федеральной конституции о том, что «права и свободы человека и гражданина применяются непосредственно». Согласно Конституции, они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью» (статья 18).

Следовательно, конституционные органы Федерации не могут ограничивать прямое применение конституционных норм, а также объем прав и свобод человека и гражданина, установленный Конституцией. Субъекты Федерации могут только усиливать в своих конституциях или уставах правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод, установленные Конституцией.

Определенное соответствие конституций республик и уставов других субъектов Федерации Конституции Российской Федерации определяется также иными положениями Конституции Российской Федерации. При этом статус республики определяется Федеральной Конституцией и Конституцией республики (часть 1 статьи 66), а статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Федеральной Конституцией и уставами этих субъектов Федерации (часть 2 статьи 66).

Статус субъекта Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (часть 5 статьи 66).

Кроме того. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность принятия по представлению органов законодательной и исполнительной власти автономной области и автономного округа федерального закона об автономной области и автономном округе (часть 3 статьи 66), а также законов, регулирующих отношения между областью, краем и принадлежащей к ним автономной областью (часть 4 статьи 66).

Конституции республик и уставы других конституционных органов Федерации основываются на положении Федеральной Конституции о том, что определение общих принципов организации системы государственной власти и органов местного самоуправления относится к общей компетенции Федерации и конституционных органов (пункт «n» статьи 72).

Однако в отличие от других положений статьи Федеральной конституции, касающихся вопросов совместной компетенции, это положение конкретизировано в статье 77 Конституции: Принимая федеральный закон, Федерация устанавливает общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Понятие «соответствие конституций республик и уставов других субъектов Федерации Федеральной Конституции» имеет правовое содержание, которое может быть установлено путем анализа соответствующих норм Конституции Российской Федерации и норм конституций республик и уставов других субъектов Федерации. Поэтому решение дел о таком соответствии возлагается на Конституционный Суд по запросу государственных органов, указанных в статье 125 Конституции Российской Федерации. Положения конституций республик и уставов, признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу и подлежат отмене.

Заключение

Политические кризисы начала 1990-х годов резко ухудшили социально-экономическую ситуацию в стране. Возникла проблема отставания правовых норм от реальности жизни, и стала очевидной необходимость изменения законодательства на основе Конституции РСФСР (1978 г.).

Благодаря систематическому принятию изменений и дополнений в Конституцию РСФСР (1978 г.) удалось снять напряжение только на определенный период времени, но не решить проблему. Это стало возможным только благодаря разработке и принятию новой Конституции.

Говоря о причинах противостояния законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, можно выделить одну из главных особенностей развития правовой и политической системы СССР — Россию, которая привела к появлению и отделению новых государственных органов от структуры нынешней власти, претендовавшей на лидерские позиции.

Съезд народных депутатов и Верховный Совет пытались постепенно сконцентрировать власть в обновленной России и боролись против президента. Июнь 1991 года стал решающим годом для новой России, и именно в этот период Б.С. Пушкин был избран Президентом РСФСР. Президентом РСФСР был избран Ельцин, который в то время был самым популярным политиком России. Введение президентской должности и особенность его политического статуса не позволили четко определить его функции и место в будущей системе государственной власти в России в Конституции РСФСР 1978 года. Кроме того, инициированные экономические и политические преобразования привели к общему снижению уровня управляемости социальных процессов. Передача властных функций от «центра» всего Союза к «русскому» привела к ослаблению централизованного влияния на экономику и политику, межнациональные отношения и социальные процессы.

Августовские» события 1991 года стали доказательством полного отсутствия в стране сильной политической власти, дисциплины и контроля над исполнением решений. Чувство нестабильности в обществе резко возросло и углубило экономический и структурно-функциональный кризис всей политической системы, который быстро распространился на горизонтальные и вертикальные параметры и парализовал весь механизм власти и управления. Борис Ельцин говорил о необходимости разработки новой конституции в таких условиях: «Масштабная конституционная реформа давно назрела. Путь, избранный для укрепления конституционных основ нашего государства, — путем внесения поправок в действующую конституцию — действовал до августа. Теперь он исчерпан. Как бы мы ни меняли некоторые его статьи и положения, дух и смысл Основного закона, по которому живет Россия, остается неизменным».

Для разработки новой конституции России созданы два консультативных органа: Конституционная комиссия и Конституционное собрание. В результате их деятельности были подготовлены два проекта новой Конституции России: проект Конституционной комиссии, одобренный Верховным Советом РСФСР, и «президентский» проект, доработанный и одобренный Конституционным Собранием.

Работа Конституционной комиссии изначально проходила в условиях существования СССР и относительного единства сфер власти. Когда V СПД получила чрезвычайные полномочия, Президент постепенно ускорил процесс разработки и принятия новой Конституции России, тем самым изменив ситуацию. Несогласие VI ССР с новой Конституцией России сохранило вышеупомянутое противоречие в структуре государственной власти России. Понимание того, что президент, получив чрезвычайные полномочия, в то же время смог сконцентрировать в своих руках значительное количество рычагов власти, способствовало росту амбиций президента, чтобы со временем он полностью отказался от контроля над политической системой. Ситуация в стране менялась, и Борис Ельцин все больше недоволен проектом Конституционной комиссии, которую он официально возглавил. Более того, VI СНД РФ выявили различные задачи законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в отношении изменений в России, и вопрос о новой Конституции Российской Федерации имеет большое значение, поскольку именно новая Конституция Российской Федерации способна закрепить определенные политические реалии, сложившиеся в обновленном российском обществе.

Во время Конгресса оппозиционная тенденция была очерчена двумя личностями: Р.Г. Ковалев и Р.С. Ковалев. Р. Хасбулатов — Председатель Верховного Совета Российской Федерации, Б. Хасбулатов — Председатель Верховного Совета Российской Федерации. Хасбулатов — Председатель Верховного Совета РФ. Ельцин — президент, глава исполнительной власти.

Сравнительный анализ различных редакций проекта российской конституции, подготовленный Конституционной комиссией, показывает, что за три года она не претерпела каких-либо существенных изменений.

Усиливающееся политическое противостояние между ветвями власти, которое также связано с принципиальными разногласиями относительно хода экономических реформ, стало одной из причин конфликтов вокруг разработки новой Конституции Российской Федерации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/konstitutsiya-goda-istoriya-ee-prinyatiya-osobennosti/

  1. Альтернативные материалы к проектам новой Конституции Российской Федерации М. 1994.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №3.
  3. ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №12.
  4. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации «Об Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400. Политическая энциклопедия. М. 1992.
  5. Конституция Российской Федерации. Проект конституционной комиссии. // Советская Россия. 1991. 24 ноября.
  6. Конституция Российской Федерации // Федерация. 1992. №14-1511 Конституция России: Проект ЛДПР. Утром. 1991.
  7. Конституция РСФСР. Москва 1978.13 Конституция Российской Федерации. М. 1992.
  8. Конституция Российской Федерации: Альтернативные проекты. Москва. 1994. в 2-х томах.
  9. Доктор Зорькин В.Д. Об угрозах конституционной системе и необходимости правовых реформ в России // Журнал российского права. 2003. №6.
  10. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М. 2005.
  11. Румянцев О.Г. Конституционная реформа в РФ // Народный представитель. 2002. №10.
  12. филатов С.А. Судьба конституции решается на референдуме // Известия. 1992. 14 мая.
  13. Филатов С.А. Проблемы с принятием Конституции РФ в 1993 г. М. 2004.
  14. Филатов С. А. Что значит Конституция 1993 года для России // Общественные науки и современность. 2002. №6.
  15. Х. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М. 2002.
  16. Шейнис В.Л. Конституция РФ 1994года в исторической ретроспективе // Новая историческая газета. 2001. №3.
  17. Шейнис В.Л. Конкурс проектов // Общественные науки и современность. 2002. №6.
  18. Авакян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестн. Сир. Вестник Москва. 2002. №2.
  19. Президент Российской Федерации Авакян С.А.: развитие конституционного статуса // Вестник Москвы. ун-та. Вестник Москвы. Ун-та. 11. Вестник Москва. 1998. №1.
  20. Актуальные проблемы государственно-правовой дисциплины: сборник научных статей. М. 2000.
  21. Арановский К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде // Юриспруденция. 2001. №1.
  22. Ю. Арато А. Концепция гражданского общества // Социология. 2004 №3.
  23. Байниязов Р.С. Конституция и современное правовое сознание // Конституционное развитие России: Межвузовский научный сборник. 2. саратов. 2007.
  24. Жученко А.А. Взаимосвязь конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. М. 2002.75.3а Конституции, с которыми мы еще будем бороться // Новое время. 2004. №49.
  25. Кикот» В.А. «Конституция — величайшая надежда на торжество демократии и прав человека в нашей стране» // Законодательство и экономика. 2002. №12.
  26. Колушин Е.И. Конституционное (конституционное) право России. М. 2008.
  27. Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи в XIX веке // Государство и право. 2001. №5.