ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Курсовая работа
Содержание скрыть

Проблема совладающего поведения сегодня является одной из самых актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку необходимо постоянно преодолевать всевозможные препятствия и трудности, адаптироваться к ситуациям и находить наиболее выгодные способы выхода из трудностей. В связи с этим человеку необходимо использовать все возможные ресурсы, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее защищенным.

Психологическая цель совладающего поведения — максимально приспособить человека к потребностям текущей сложной ситуации. Копинг — это динамическое когнитивное и поведенческое усилие человека, направленное на управление внешними или внутренними факторами, которые оцениваются как угрожающие.

В контексте проблемы совладающего поведения большой теоретический и практический интерес представляет поиск ответов на вопросы: как человек справляется с повседневными трудностями, включая стрессовые события в своей жизни, и как он их решает.

Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и многие др.).

В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно, тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., Балабанова Е.С., Белорукова Н.О., Горьковая И.А., Данилова Т.А., Замышляева М.С. Крюкова Т.Д. Сапоровская М.В. и др.).

Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное развитие происходит в подростковом и раннем подростковом возрасте. Этот период в жизни человека считается самым тяжелым, критическим и противоречивым. Подросток сталкивается с массой объективных и субъективных проблем, которые необходимо решить. Среди основных трудностей подростка выделяются снижение самооценки, повышенная чувствительность и раздражительность, физическое и душевное недомогание, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувства одиночества, чужеродности, непонятости, боязнь насмешек, гиперболизация недостатков внешности, повышенная тревога, беспокойство и неуверенность.

В настоящее время существует множество работ, посвященных изучению особенностей копинг-поведенческих стратегий у подростков. В то же время особенности копинг-поведенческих стратегий подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата изучены недостаточно. Эта проблема определила актуальность и тематику исследования: «Особенности поведенческих стратегий совладания с младшими подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

4 стр., 1989 слов

Разработка товарной стратегии на предприятии

... течение данного отрезка времени остается, как правило, практически неизменной. Варианты товарных стратегий, которые может принять предприятие для развития своей деятельности, представлены на рисунке 1. Рисунок ... продукцией понимается процесс создания новых идей для существующего продукта, а также разработки и маркетинга новых продуктов. Продуктовые инновации - основа устойчивости и стабильности ...

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ изучения совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Охарактеризовать стратегии совладающего поведения.

  3. Рассмотреть основные стратегии совладающего поведения подростков.

  4. Выявить клинико-психологическую характеристику подростков раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  5. Выявить особенности копинг-поведенческих стратегий у подростков младшего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования:, Методологическая основа исследования:

  • фундаментальные исследования совладающего поведения Л.И.

— труды Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского, Н.М. Лыковой, И.Н. Никольской и др., определяющие стратегии совладающего поведения подростков;

— концепция В.В. Ковалева, рассматривая клинико-психологические исследования психических расстройств у детей с разным уровнем моторики.

Методы исследования:

1. Теоретический — анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические:

  • опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк);

— методика диагностики стресс-совладающего поведения (автор Д. Амирхан).

3. Интерпретативный — количественный и качественный анализ полученных результатов., Теоретическая значимость исследования:, Практическая значимость исследования:, База исследования:, Структура:

ГЛАВА I . Теоретические основы изучения совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии

1.1. Общая характеристика стратегий совладающего поведения

Теория совладающего поведения возникла в психологии во второй половине ХХ века. Она носит название копинг поведение (от англ. coping — совладение; to соре — справиться, совладать) [6].

Впервые термин «совладание» был использован Л. Мэрфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Введшим и закрепившим данный термин считают А. Маслоу. В более широком понимании совладающее поведение характеризуется как готовность человека решать жизненные проблемы. это поведение, направленное на адаптацию к обстоятельствам и предполагающее сформировавшуюся способность использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.

На основе анализа современных зарубежных и отечественных работ можно сказать, что исследователи описывают различные стратегии совладания и стили поведения, реализуемые людьми в сложных жизненных ситуациях. Существует большое количество различных классификаций поведенческих стратегий выживания. Они выделяются исследователями достаточно произвольно. Однако в зарубежной психологии исследование можно разделить на несколько направлений исследования стиля поведения в сложных ситуациях. Рассмотрим лишь некоторые из них.

11 стр., 5114 слов

Разработка стратегии управления персоналом

... и внутренние детерминанты планирования стратегии управления персоналом. Определите, как реализуется кадровая стратегия. Объект исследования, Предмет исследования Разработка стратегии управления персоналом Понятие стратегии управления персоналом Стратеги Она должна соответствовать общей стратегии организации. Таким образом, стратегия представляет собой долгосрочные решения, ...

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса Р.С. существует два глобальных типа копинг-стратегий (способов преодоления стресса) — проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный [8].

Проблемно-ориентированный тип направлен на рациональное разрешение сложной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ произошедшего, обращение за помощью к другим и поиск дополнительных источников информации.

Субъектно-ориентированный тип преодоления стресса является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями и проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, стремлении переложить свои заботы на других и использовании средств компенсации отрицательных эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п. Восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если у человека нет знаний, умений или реальных возможностей снизить давление стрессора.

Лазарус Р. и Фолкман С. выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности;

2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [16].

Хамер А и Зейндер М. разработали собственную классификацию психологических источников — ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, включающую пять областей жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в трудный период: это — сферы 1) познания и представлений, 2) чувств, 3) отношений с людьми, 4) духовности и 5) физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации [8].

На сегодняшний день практически все специалисты в области совладающего поведения, как зарубежные, так и отечественные, единодушны во мнении, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при совладании с ситуацией он выбирает. Везде указывается, что готовность человека решать жизненные проблемы предполагает сформировавшуюся способность пользоваться определенными средствами. Характеристики этой способности связаны с личными явлениями, такими как самооценка, место контроля, рефлексия, эмпатия и другие. Все это устойчивые свойства человека, которые формируются в процессе его социализации, регулируют поведение и в совокупности определяют связность или внутреннюю несостоятельность личности.

10 стр., 4551 слов

Основные типы конкурентных стратегий

... может получить и сохранить конкурентное преимущество. Сначала исследуются основные типы конкурирующих стратегий и то, как они приводят к выгодным позициям на рынке. 2. Три основных типа стратегии конкуренции Стратегия конкуренции - это набор ...

Эти личные характеристики серьезно влияют как на процесс выбора и использования стратегии борьбы с неблагоприятным событием, так и на результаты таких действий. Отсюда трактовка понятия «столкновение с жизненными трудностями» как одной из черт личности. По выбранной стратегии можно судить не только об успехе или неудаче в разрешении ситуации, но и о личном успехе в целом.

Стратегии преодоления также широко интерпретируются как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования [6].

Фолкман и Лазарус со своими сотрудниками разработали методологию «Пути преодоления», которая содержала 67 типов индивидуальных реакций на побочные эффекты. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий:

1. Противоположная стратегия совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявляя неприязнь и гнев по отношению к тому, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля — состоит в попытках контролировать свои чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки — это попытки человека найти информационную, материальную и эмоциональную помощь в обществе.

5. Стратегия подотчетности: это означает признание своей роли в возникновении проблемы и стремление не повторять одни и те же ошибки.

6. Стратегия избегания — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из неё.

7. Стратегия планового решения проблемы — состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки — описывает стремление человека придать положительный смысл происходящему, его попытку справиться с трудностями, интерпретируя ситуацию в позитивном ключе.

Все восемь типов жизненных стратегий совладания включают совершенно разные личностные ориентации. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы. В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда – дополняют [16].

По мнению отечественного психолога Малкиной-Пых И.Г., стратегии совладающего поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные, в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы [22].

Новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение обоснован в трудах Т.Л. Крюковой. По ее словам, важнейшим критерием сложности ситуации, инициирующей выбор совладающего поведения, является ее субъективное восприятие человеком.

11 стр., 5051 слов

Реферат стратегия бизнеса

... этом каждому из них дается возможность оценивать и влиять на отдельные ситуации, поведение сотрудника рассматривается с разных точек зрения. 3.Функция планирования – позволяет получить ... специальным функциям менеджмента; дать общую характеристику вопросов управления бизнес-единицами; рассмотреть основные стратегия управления отдельными бизнес-единицами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав ...

Крюкова Т.Л. рассматривает совладающее поведение с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации и развития человека. ей удалось показать, что существует особый вид социального поведения человека, гарантирующий или разрушающий его здоровье и благополучие. Справляющееся поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или сложной жизненной ситуацией с помощью сознательных действий, соответствующих его личности и ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией — изменение (когда она поддается контролю) или приспособление (в случае, когда ситуация не поддается контролю).

Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия [8].

Следовательно, стратегии совладания проявляются в различных формах адаптации, таких как активное взаимодействие человека с социальной средой. Поведенческие стратегии — это разные вариации процесса адаптации. Они могут сочетаться и дополнять друг друга, могут меняться в зависимости от сферы жизни человека, в которой проявляется.

1.2. Основные стратегии совладающего поведения подростков

Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное развитие происходит в подростковом и подростковом возрасте. Это дает нам основу для более глубокого изучения вопроса о разработке стратегий совладания в подростковом возрасте как важного шага в формировании личности.

Прежде всего, отметим, что стратегии совладания подростков, как и взрослых, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной сферах функционирования личности).

Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей [8].

Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для ребенка и подростка является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Дети и подростки чаще используют эмоциональные методы борьбы со стрессом, поскольку их отличительной чертой является уточнение эмоциональных характеристик личности.

В книге Никольской И.М., Грановской Р.М. «Психологическая защита у детей» описывается, что «…стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции) [16].

Поведенческие стратегии проявляются в изменении самой деятельности или в изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки).

20 стр., 9516 слов

«Жизненная стратегия современных трудных подростков»

... вас к пониманию возможностей управления поведением в более социально одобренном канале. Объектом предпринимаемого исследования служат трудные подростки. Предметом являются жизненные стратегии современных трудных подростков. Методы исследования: обработка и анализ ...

Кроме того, самый распространенный способ избежать трудностей для подростка — это общение с друзьями и сверстниками.

Младшим подросткам эффективно помогают детские стратегии «грызть ногти», «драться, драться», «сходить с ума».

Согласно исследованиям Тышковой М. у младших подростков преобладающей реакцией на негативные ситуации является реакция протеста, символический уход из экстремальных ситуаций или попытки сделать конструктивный вывод из прошлых неудач [6].

Другой специфической формой подросткового поведения в ситуациях психологической угрозы является детский ритуализм. Он может выступать в качестве симптома нарушения психического благополучия или в форме намеренно сконструированных поведенческих стратегий.

В исследованиях базисных копинг-стратегий у младших подростков, проведенных Сирота Н.А., Ялтонским В.М., Лыковой Н.М. обнаружены следующие факты. У 10-11-летнего подростка еще не сложился собственный стиль борьбы со стрессом. Его набор стратегий борьбы со стрессом включает в себя все способы справиться со стрессом, предлагаемые окружающей действительностью. При этом подросток пока еще не отдает явного предпочтения ни одному из них. В то же время отмечается, что стратегии совладания с целью поиска социальной поддержки и стратегии избегания получают приоритетную тенденцию развития в раннем подростковом возрасте. Это создает опасную ситуацию для всей популяции подростков исследуемого возраста. В силу своего возраста 10-11-летние подростки находятся на некоторой условной грани развития, когда вектор их копинг-поведения может быть легко изменен в сторону активного адаптивного поведения или неадаптивного поведения ведущего к формированию зависимости. Следовательно, очевидна необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному развитию подростка [22].

При изучении стратегий совладания подростков чаще всего авторы отмечают преобладание эмоционально ориентированных форм совладания. Отсутствие конструктивных стратегий объясняется психологическими особенностями возраста.

Следует отметить, что в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса подростки часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

Младшим подросткам с аддиктивным поведением свойственна такая характерная черта, как пониженная толерантность к трудностям. Это обусловлено наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворения своих потребностей).

Кроме того, у этих подростков часто присутствует скрытый комплекс неполноценности, который выражается в частых перепадах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности можно объективно проверить. У таких подростков есть повышенное желание производить на окружающих положительное впечатление.

Следует отметить, что возрастные различия в основном естественны и естественны, четко сочетаются с половыми ролями и заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по строго определенной генетической программе.

В исследовании Никольской И.М., Грановской Р.М. представлено сравнение, каким стратегиям совладания отдают предпочтение мальчики и каким — девочки. Так, выявлено, что мальчики чаще других используют стратегии: «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор» (по 93 %), «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (по 91 %).

50 стр., 24836 слов

Ценностные ориентации старших подростков

... и др.), особенностям ценностных ориентаций у подростков с отклоняющимся поведением (Н.Б. Лисовская; Б.К. Салаев; и др.). ... Соколов отмечает, что «нарушения в процессе социализации могут привести к отклонениям. Если, например, подросток не получает правильных ... Соколов Д.К. писал о подростковом возрасте следующее: «Одновременно с психическим развитием происходит социализация подростков, когда они ...

У девочек наиболее частыми были четыре стратегии: «обнимаю, прижимаю, глажу» (92 %), «плачу, грущу» (82 %), «смотрю телевизор, слушаю музыку» (80 %) и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной» (80 %).

В то же время статистический анализ показал, что мальчики в два раза чаще девочек используют стратегию «борьба, борьба» и в полтора раза чаще — стратегию «над кем-то подшучивать». Замечена большая потребность мальчиков в физической или вербальной агрессии по отношению к другому лицу с целью аффективной разрядки [27].

В неприятной для себя ситуации мальчики достоверно чаще девочек прибегают к стратегии совладания «сплю» как к необходимому и эффективному способу восстановления физических сил. Девочки достоверно чаще, чем мальчики, используют стратегии «обнимать, прижимать, ласкать», «плакать, грустить», «молиться», «поговорить с собой». Эти различия указывают на огромную потребность девочек в интимной привязанности, эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, а также на трудности раскрытия себя. Для девочки очень важно иметь мать как своего рода психологическую защиту. Отрыв от матери изменяет все поведение ребенка, формируя реакцию пассивного протеста (отказ от еды, сна, пищи, игр) [8].

Социокультурные переменные оказывают значительное влияние на выбор субъектом методов совладания. К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения — детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания [15, c. 90].

Важнейшим аспектом, помогающим понять формирование основных стратегий совладающего поведения у подростков, является изучение влияния семьи и системы детско-родительских отношений. Экман П. отмечает, что индивидуальный набор защитных и совладающих механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.

Негативное влияние со стороны родителей заключается в недостаточном удовлетворении основных потребностей ребенка, что вызывает болезненное состояние напряжения или психической депривации. На структуру психологических защит и совладаний ребенка влияют такие факторы как властность матери, подавляющая ребенка; сверхзабота, пресекающая потребность ребенка в свободе и автономии; жестокость и авторитарность родителей; эмоциональное отвержение; барьеры общения.

Специалисты в области совладающего поведения подробно исследуют такое явление, как социальное «наследие» совладания, которое основано на взаимодействии поколений.

В исследованиях Гущиной Т.В. выявлены особенности проблемно-ориентированного копинга девиантных матерей и их детей-подростков. Оказалось, что женщины достаточно много думают о случившемся, анализируют ситуацию, пытаются понять причины ее возникновения, но никогда не предпринимают реальных попыток изменить ситуацию, то есть «застревают» на этапе размышления, что нередко приводит к кризису и распаду семьи. Подростки также используют стратегии проблемно-ориентированного копинга, размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, но никогда не приступают к реальным действиям, то есть знают, что нужно что-то делать, но не знают, как.

12 стр., 5832 слов

Подросток в обществе риска

... и сообществами - носителями девиантного поведения. Эти риски являются «рисками повседневности». Важность данной курсовой работы объясняется постоянно усиливающимся девиантным поведением в современном обществе, которое находит свое отражение в различных формах экстремизма. А ...

Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев в выработке адекватных совладающих стратегий, подросткам требуется профессиональная помощь. По большому счету именно в этом состоит одна из важных задач специалистов «помогающих профессий» — педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов, сопровождающих адаптационные процессы личности.

Крюкова Т.Л. пишет: «Жизненно необходимые навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разнообразных сферах (здоровье, обучение, экстремальные ситуации и др.), что является залогом психологического благополучия и здоровья человека. Обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга включает следующие компоненты: нахождение способа снижения негативных эмоций, чтобы появилась возможность мыслить рационально; развитие навыка классификации различных стрессоров; обдумывание альтернативных действий при воздействии разных стрессоров и оценка кратко- и долговременных последствий этих действий; прояснение и рефлексия целей и намерений совладания; планирование и рефлексия выбранного курса действий, инициирование, контроль, завершение и их оценка [16].

Итак, проведя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.

1.3. Клинико-психологические особенности младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Недостатки развития движений у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при нарушениях опорно-двигательного аппарата включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как первичным поражением мозга, так и с задержкой постнатального созревания.

Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.

Отклонения в психическом развитии у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большей степени обусловлены недостаточностью их практического и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта может быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений [13].

Иногда нарушения умственной работоспособности у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой – чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдается более стойкие дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства).

Синдром раздражительной слабости сочетается с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громкий звук, яркий свет, различные прикосновения).

Определенная роль в утяжелении указанного синдрома принадлежит социальным факторам, в частности воспитанию по типу гиперопеки. В результате может произойти недоразвитие мотивационной основы психической деятельности. В этих случаях более четко проявляется астеноаденомический синдром. Подростки с этим синдромом вялые, заторможенные. Они малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задание, двигаться, говорить. Их мыслительные процессы крайне замедлены.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения в школе может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова, как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общие стратегии познавания [14].

Специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных подростков отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью цереброастенического синдрома. Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

Для младших подростков с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувственности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами; особенно характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями [2].

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью.

Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация может увеличиваться. У подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Поэтому при встрече с реальными трудностями у них легко возникают различные афферентные состояния, иногда истерические реакции.

Таким образом, выражение трудности социальной адаптации младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.

ГЛАВА II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования

Цель экспериментального исследования – выявить особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

База исследования –

Нами было обследовано 20 детей младшего подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возраст – 11 лет. Мы использовали:

1. Опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).

2. Методика исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан).

С целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей нами использовался опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).

Процедура проведения., Обработка результатов — подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:

— никогда – 0 баллов;

— редко – 1 балл;

— иногда – 2 балла;

  • часто – 3 балла.

Ключ:

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.

— Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов. Описание субшкал:

  1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы.

  2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

  3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

  4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

  5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой.

  6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях.

  7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

  8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

С целью исследования базисных копинг-стратегий мы использовали методику «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан).

Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения.

Инструкция. Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого. Бланк ответов представлен в Приложении Б.

Порядок проведения, Обработка и интерпретация результатов, Таблица 1, Ключ к обработке результатов

Для получения общего балла по соответствующей стратегии подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла. Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

2.2. Анализ результатов исследования

Проведя исследование с целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей у младших подростков (Опросник способов совладания), мы получили результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования способов преодоления трудностей младшими подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Исходя из данных результатов видно, что наименьшее число подростков использует стратегию «Самоконтроль» — 2 человека (10 %).

Стратегию «Планирование решения проблемы» используют 3 подростка (15 %).

В данном случае наиболее часто учащиеся утвердительно отвечали на такие варианты ответов: «Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение», «Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения», «Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией». Это говорит о том, что для данных подростков мало приемлема стратегия, отражающая определенную степень ответственности за решение своих проблем, стоящих на их жизненном пути.

Стратегию «Бегство-избегание» выбрали 4 подростка (20 %).

В данном случает наиболее часто утвердительно были обозначены следующие варианты ответов: «Смотрю телевизор дольше, чем обычно», «Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем», «Сплю больше обычного», «Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе». Данная стратегия отражает в большей степени инфантилизм подростков, их неумение конструктивно справляться с жизненными трудностями.

Наибольшее количество младших подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» — 11 человек (55 %).

При этом наиболее часто подростки утвердительно отвечали на следующие вопросы: «Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо», «Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше», «Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение и к ее разрешению», «Иду к другу за советом — как исправить ситуацию», «Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему» и т.д. Данные показатели представлены на рисунке 1.

Порядок проведения 1

Рисунок 1 — Способы преодоления трудностей у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данные, полученные в нашем исследовании, подтверждены также и учителями. Исходя из беседы с классным руководителем, мы выяснили, что наиболее часто при решении своих проблем обследуемые нами подростки обращаются за поддержкой взрослых или сверстников — одноклассников, приятелей, друзей. В меньшей степени подросткам свойственно самостоятельное, конструктивное решение проблем и трудностей. Часто, по мнению учителей, данные подростки используют и стратегию «Бегство-избегание».

Используя методику исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан), мы получили результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования базисных копинг-стратегий у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Как видно из таблицы 3, в подтверждение предыдущей методики, 4 подростка (20 %) выбрали стратегию «Разрешение проблем», 10 подростков (50 %) выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» и 6 подростков (30 %) выбрали стратегию «Избегание». Данные показатели представлены на рисунке 2.

Порядок проведения 2

Рисунок 2 — Копинг-стратегии младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы провели теоретический анализ изучения совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии.

Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации, как активное взаимодействие человека с социальной средой. Поведенческие стратегии — это разные вариации процесса адаптации. Они могут сочетаться и дополнять друг друга, могут меняться в зависимости от сферы жизни человека, в которой проявляется.

Проведя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.

Выражение трудности социальной адаптации младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.

Также мы провели экспериментальное исследования с целью выявления особенностей стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ВЫВОДЫ

Итак, мы провели экспериментальное исследование с целью выявления особенностей стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и получили следующие результаты:

1. Проведя исследование с целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей у младших подростков (Опросник способов совладания), мы выявили, что наименьшее число подростков использует стратегию «Самоконтроль» (10 %).

Стратегию «Планирование решения проблемы» используют 15 % подростков. 20 % подростков выбирают стратегию «Бегство-избегание» и наибольшее количество младших подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» — 55 %.

2. Используя методику исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан), мы выявили, что 20 % подростков выбрали стратегию «Разрешение проблем», 50 % подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» и 30 % подростков выбрали стратегию «Избегание».

Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о том, что особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это преодоление негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/koping-strategii/

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. С. Абрамова – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 240 с.

  2. Бабенкова, Р.И., Ипполитова, М.В., Мастюкова, Е.М. Воспитание в семье детей с церебральным параличом. – М., 1991. – 210 с.

  3. Балабанов, Е. С. Типы стратегий совладания с жизненными трудностями // Кто и куда стремится вести Россию? — М., 2001. – 180 с.

  4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. — М., 1976. — 331 с.

  5. Калюжник, Э.С. Психические нарушения при ДЦП. – Киев, 1990. – 210 с.

  6. Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания / Г.С. Корытова. — Улан-Удэ; Изд-во БГУ, 2006. — 292 с.

  7. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. — Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007. – 190 с.

  8. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 167 с.

  9. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. — М.: 2007. — № 3. — С. 93-112.

  10. Крюкова, Т. Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения у современной молодёжи // Психология на рубеже веков / Ред. Е. Е. Сапогова. – Изд-во Тульского гос. ун-та, 2000. — С. 238.

  11. Крюкова, Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. А. Соловьёва. — Кострома, 2001. — С. 70-82.

  12. Левченко, И.Ю. Психологические особенности подростков с ДЦП. – М., 2000. – 279 с.

  13. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.- 310 с.

  14. Лубовский, В.И., Розанова, Т.В., Солнцева, Л.И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под. Ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  15. Мастюкова, Е.М. Ипполитова, М.В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомелита и церебрального паралича. – М., 2005. – 210 с.

  16. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / Л. Муздыбаев. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. — Т.1. — Вып. 2. — С. 3.

  17. Мухина, В.С. Возрастная психологии: Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип [Текст] / В.С. Мухина.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 456 с.

  18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.: Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2002. – 190 с.

  19. Психология. Учебник. / под редакцией А. А. Крылова. – М., 2001. 340 с.

  20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов. — М., 1996.- 425 с.

  21. Семенова, К.А., Махмудова, Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация детей с ДЦП. – Ташкент, 1979. – 200 с.

  22. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / М. Тышкова // Вопросы психологии, 1987. — № 1. — С. 27. Тышкова, М. Психология подросткового возраста. – М., 2007. – 240 с.

  23. Комплексная реабилитация детей с ДЦП (Симонова К.А. и др.).

    – М., 1999. – 210 с.

  24. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2005. – 190 с.

ПриложениЕ А

Таблица 4

Опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк)

Бланк ответов

1

… сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге

0

1

2

3

2

… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3

… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4

… говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

0

1

2

3

5

… критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6

… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7

… надеялся на чудо

0

1

2

3

8

… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9

… вел себя, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10

… старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11

… пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12

… спал больше обычного

0

1

2

3

13

… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

0

1

2

3

14

… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

0

1

2

3

15

… во мне возникла потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16

… пытался забыть все это

0

1

2

3

17

… обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18

… менялся или рос как личность в положительную сторону

0

1

2

3

19

… извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20

… составлял план действии

0

1

2

3

21

… старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22

… понимал, что сам вызвал эту проблему

0

1

2

3

23

… набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24

… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25

… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26

… рисковал напропалую

0

1

2

3

27

… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

0

1

2

3

28

… находил новую веру во что-то

0

1

2

3

29

… вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30

… что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31

… в целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32

… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33

… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34

… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35

… отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36

… говорил о том, что я чувствую

0

1

2

3

37

… стоял на своем и боролся за то, чего хотел

0

1

2

3

38

… вымещал это на других людях

0

1

2

3

39

… пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40

… знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41

… отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42

… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43

… находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44

… старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45

… что-то менял в себе

0

1

2

3

46

… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47

… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48

… молился

0

1

2

3

49

.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50

… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

0

1

2

3

Приложение Б

Таблица 5

Методика исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан)

Бланк ответов

Скорее да,

чем нет

Нет

1. Позволяю себе поделиться чувством с другом

1

2

3

2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3

2

1

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

3

2

1

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

3

2

1

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

3

2

1

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

3

2

1

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

3

2

1

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

3

2

1

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора

3

2

1

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

3

2

1

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

3

2

1

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

3

2

1

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

3

2

1

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению

3

2

1

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

3

2

1

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

3

2

1

17. Обдумываю про себя план действий

3

2

1

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

3

2

1

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

3

2

1

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

3

2

1

21. Избегаю общения с людьми

3

2

1

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем

3

2

1

23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию

3

2

1

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

3

2

1

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

3

2

1

26. Сплю больше обычного

3

2

1

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

3

2

1

28. Представляю себя героем книги или кино

3

2

1

29. Пытаюсь решить проблему

3

2

1

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

3

2

1

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

3

2

1

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

3

2

1

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

3

2

1