Креативный менеджмент — проблема активизации творческого потенциала коллектива

Курсовая работа

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные связи с этим возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому потенциалу организаций и административных как «творческий потенциал играет ключевую роль в определении места предприятия в информационном обществе»1.

Рост требований к менеджерам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента, — рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. О повышении спроса на менеджеров с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда». Все вышесказанное обусловлено актуальностью исследований по данной теме.

Предмет исследования — творческий менеджмент, предметом исследования — креативность личности и творческий менеджмент как фактор креативности потенциала коллектива.

Цель курсовой работы — рассмотреть проблемы особенностей творческого менеджмента в современных условиях.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

  • рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
  • показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;
  • предложена оптимальная модель развития креативности менеджеров.
  • изучены приёмы творческого разрешения проблем;
  • рассмотрена проблема диагностики креативности;
  • показаны стадии и элементы управления творческими группами.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, разделенных на параграфы, а также заключения и библиографии.

1 КРЕАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЦЕВ:, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Креативность личности: сущность и факторы развития

В современных условиях креативность и ее факторы являются определяющими факторами успешной управленческой деятельности, поскольку они способствуют принятию решений, разработке оригинальных инноваций и выполнению других значимых функций управления.

27 стр., 13476 слов

Планирование и развитие карьеры в современной организации. Планирование ...

... он окончил. Самым важным источником поддержки для человека в планировании карьеры и развитии является организация, в которой он работает. Современные организации рассматривают развитие своих сотрудников как один из фундаментальных факторов своего ...

Управленческая креативность – это социально-профессиональная компетенция субъектов деятельности, предполагающая способность к продуктивной активности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления функций по руководству социальными группами и организациями.

Развитие креативности управленцев необходимо осуществлять на предварительном, начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки; при этом инструменты диагностики и развития креативности должны соответствовать целям профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту участников процесса подготовки.

На высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно осуществлять направлениях: дивергентность мышления, оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность находить множество ассоциаций, к совершенству, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация, образная память, «цепкость» внимания.

Креативность – это общая творческая способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки – процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности.

Креативность – это способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, ре-зультатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, тех-нологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности личности – это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для количественных и качественных преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов креативности личности.

Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности – способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций, любознательность, к совершенству, способность идти на риск, мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения, целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии, уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция, способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений, темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батоврина влияет на развитие творческих способностей личности, если они ярко выражены2.

25 стр., 12272 слов

Дипломная работа профессиональное развитие муниципальных служащих

... квалификацию. Профессиональное развитие государственного и муниципального служащего должно носить непрерывный характер и осуществляться на протяжении всей его профессиональной деятельности. В настоящее время именно квалификационный подход к профессиональному развитию государственных и муниципальных служащих приобретает ...

В результате исследования Е.В. Батовриной биографий 19 выдающихся творческих личностей (писателей, художников, скульпторов, композиторов и ученых) было выявлено, что:

  • у 95 % творческих личностей состоялось раннее знакомство (чаще всего, в возрасте до 10 лет) с областью науки или искусства, в которой они в дальнейшем достигли значимых результатов;
  • нормирование и развитие способностей 53,0 % творческих личностей к творческой деятельности значимое влияние оказали учителя;
  • одним из значимых стимулов к началу активной творческой деятельности для 63,0 % творческих личностей стало либо сильное потрясение – собственная болезнь (33,3 %), смерть близких людей (6,7 %) и т.п., либо социальные невзгоды – напряженная атмосфера в семье (13,3 %), одиночество (20,0 %), отсутствие постоянного и интересного круга общения (26,7 %);
  • у 68, 4 % творческих личностей творческие способности проявились в возрасте до 15 лет.

Данные результаты свидетельствуют о том, что значимыми социокультурными факторами развития креативности личности являются, прежде всего, воспитание, образование, а также учителя, способствующие раннему приобщению личности к достижениям науки и искусства, созданию благоприятной обстановки в окружении личности, побуждающей к творческой деятельности. Эти факторы необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки менеджеров.

По признанию ведущих специалистов, зоной сензитивности развития креативности личности предположительно является возраст до 15 лет. Поэтому дошкольное и школьное образование может существенно повлиять на развитие творческих способностей. Это основа для выявления наряду с традиционно изучаемыми этапами профессиональной подготовки менеджеров предварительного этапа.

Творчество как потенциал изначально закладывается в человека через развитие его или ее духовности, связанной с человеческим духом, идеалами, высшими основами его бытия. Субъективно и объективно хозяйствующий субъект нацелен на производство новых товаров, на получение дохода, на удовлетворение различных потребностей и интересов. именно в этом контексте творческий потенциал личности актуализируется в его сознании и мышлении, а также в конкретной экономической практике. Процесс этой актуализации характеризуется своим особым алгоритмом и предопределением, определяемым биологической и в то же время социальной природой самого человека, но имеющим духовную основу.

С точки зрения системности сознание различается как научное (специализированное) и ненаучное (обыденное).

Креативность присуща обоим разновидностям сознания, но в большей степени характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на большем объеме осваиваемой информации, переработке ее

20 стр., 9605 слов

«Развитие профессиональной мотивации у студентов ГБПОУ «Троицкий ...

... 1) выявить факторы, тормозящие развитие мотивации; 2) использовать эффективные методики формирования профессиональной мотивации; 3) выявить эффективные способы профессиональной мотивации студентов посредством опроса респондентов. задачи исследовательской работы: 1. Выявить проблему профессиональной мотивации на основе изучения ...

научными методами, что создает оптимальные возможности для актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого потенциала. С точки зрения полноты (содержания) сознание рассматривается

как сознание опытное, формирующееся на основании эксперимента, что также связано с креативным характером мыслительной деятельности субъекта, изначально моделирующего конкретную ситуацию.

Критическое мышление связано с необходимостью переосмыслить их в контексте меняющихся времен и мест.

По мнению Т.С. Орловой, фундаментальными предикатами творчества, определяющими его социо-онтологические основы, являются общие и частные ценности человеческого существования. К общим ценностям относятся: социальная справедливость, благочестие, человечность, доброжелательность, благочестие, совестливость, патриотизм и т.д. К специфическим (экономизированным) основаниям креативности относятся: выгода, полезность, эффективность, рациональность, дохлдность, утилитарность, прагматизм. Сакральная и светская интерпретация этих ценностных оснований позволяет сформировать духовную доминанту, которая обуславливает развитие объективно правильной, исторически справедливой и социально оптимальной иерархии ценностных предикатов сознания личности. Синтез указанных оснований позволяет задавать и определять подлинно верные векторы и координаты развития (актуализации) креативности личности. Напротив, ценностный релятивизм — непреодолимое препятствие на этом пути3.

1.2 Диагностика и особенности развития креативности управленцев

Основными критериями для сравнения методов и методик диагностики креативности управленцев являются: цель диагностики (определение уровня развития креативности, выявление особенностей креативного процесса или оценка творческого продукта испытуемого), временные ресурсы испытуемого и исследователя, информативность полученных результатов (большой объем информации об уровне развития креативности испытуемого; краткая, но четко сформулированная информация; большой объем информации о различных психологических особенностях индивида, в том числе, о его готовности к творческой деятельности), уровень сложности анализа полученных результатов. Оптимальным методом диагностического мониторинга креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки является стандартизированный тест-опросник, измеряющий наиболее значимые для управленческой деятельности факторы креативности и учитывающий специфику профессиональной деятельности субъектов управления.

Стандартизированные тесты-опросники, применяемые для диагностики креативности в процессе профессиональной подготовки управленцев в настоящее время, не учитывают особенности профессиональной деятельности управленцев, что свидетельствует о необходимости разработки новых стандартизированных тестов-опросников, учитывающих специфику управленческой деятельности. Весьма важными дополнительными требованиями к методам и методикам диагностики креативности управленцев являются: профессиональность и краткость, непрозрачность для испытуемых, учет особенностей профессиональной деятельности управленцев, учет личностных факторов креативности, наиболее значимых для управленческой деятельности, и др.

20 стр., 9740 слов

Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной ...

... и специально организованных занятий физкультурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе физической подготовки, к следующей профессиональной деятельности каждого молодого специалиста «приобретает не только личностное, но и социально-экономическое значение. ...

Поскольку в процессе диагностики креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо учитывать психологический и социальный возраст испытуемых, уровень их профессиональных знаний в области управления, опыт управленческой деятельности, существует необходимость разработки разнообразных стандартизированных тестов-опросников, предназначенных для диагностики креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.

Профиль управленческой креативности имеет широкий диапазон применения: может быть использован в процессе разработки тестового программ и упражнений для развития креативности управленцев; при разработке должностных и регламентов; а также при подборе, отборе, оценке персонала, формировании кадрового резерва.

Различают шесть ступеней развития творческих способностей, соответствующих этапам профессиональной подготовки менеджеров: предварительная, начальная, средняя, ​​высшая, послевузовская и дополнительная. На различных этапах развития креативности управленцев применяются подходы к развитию креативности: общий (развитие креативности без учета специфики профессиональной деятельности), специальный (развитие креативности с учетом специфики профессиональной деятельности), системный (развитие креативности на основе создания благоприятной среды), компетентностный (развитие креативности как социально-профессиональной компетентности), деятельностный (развитие креативности посредством вовлечения в выполнение творческой деятельности).

Применение общего подхода целесообразно на предварительном и начальном этапах профессиональной подготовки управленцев, компетентностного – на начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах, специального – на среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах, деятельностного и системного – на всех этапах профессиональной подготовки.

В целях успешного развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо регулярно применять методы развития креативности – синектику, мозговой штурм, решение творческих задач и др.

Сравнительный анализ и выбор форм обучения целесообразно осуществлять на основе следующих критериев:

  • соответствие базовым принципам развития креативности – принципам активности, мотивации, самостоятельной работы, рефлексии, благоприятной среды, а также выделенным нами принципам развития каждого личностного фактора креативности, вовлеченности преподавателя/тренера в процесс развития, двустороннего развития креативности, конкуренции между участниками процесса развития креативности;
  • возможность применения основных методов развития креативности в рамках используемых форм обучения;
  • направленность форм обучения на нейтрализацию барьеров, препятствующих креативному мышлению личности4;
  • учет особенностей профессиональной деятельности управленцев.

Разработка модели поэтапного развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки позволяет систематизировать и оптимизировать действия по развитию креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки с учетом основных подходов к развитию креативности, факторов и особенностей развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.

Модель креативной организации должна включать в себя следующие элементы: основные ценности; миссию; общую стратегическую установку; управления капиталом; развития человеческих ресурсов; методы управления персоналом; основные принципы управления; управления; стиль руководства; мотивацию и стимулирование труда персонала; подбор персонала; оценку и аттестацию персонала; организационную культуру и социокультурные условия труда.

21 стр., 10257 слов

Методика профессионального обучения» : Развитие профессиональных ...

... трудовой деятельности, путем проб и ошибок. противоречие Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования В основе курсовой работы лежит следующая гипотеза: развитие профессиональных ... и сам тип обучения с другими, адекватными новым целям, критериями и процедурами, формами организации учебного процесса и, собственно говоря, формирования подобающей образовательной среды, а также работы ...

Внедрение модели креативной организации, помимо развития креативности управленцев, актуально для решения таких практических задач, как создание конкурентного преимущества организаций; восстановление и развитие убыточных предприятий, ресурсоемких отраслей экономики за счет новых технологий и подходов; повышение эффективности работы организаций, персонал которых занят преимущественно творческим трудом.

Ключевыми действиями по развитию креативности менеджеров на всех этапах профессиональной подготовки являются: создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие креативности управленцев; разработка и внедрение программ по подготовке преподавателей и тренеров с высоким уровнем развития креативности в учебные планы вузов; издание литературы по проблемам диагностики и развития креативности и т.д.

(см. рис.1):

При разработке модели развития креативности менеджеров необходимо учитывать необходимость увеличения участия государства и других социальных институтов в развитии креативности менеджеров в процессе профессионального обучения.

Креативный менеджмент - проблема активизации творческого потенциала коллектива

Рис.1. Модель поэтапного развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки

Государственно-институциональный подход позволяет распределить зоны ответственности за осуществление действий по развитию креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки между государством, бизнес-сообществом и образовательными учреждениями, оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия социальных институтов, участвующих в данном процессе, а также реализовывать масштабные долгосрочные проекты по развитию креативности управленцев.

2 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ ПОТЕНЦИАЛА КОЛЛЕКТИВА

2.1 Креативный менеджмент и его специфика, Креативный менеджмент –

Креативный (от английского «creative») — это буквально «творческий, созидательный». В принципе, это касается проблем управления командой, причем тех, которые касаются дисциплинарных областей, не поддающихся четкой формализации и подпадающих под мобильные критерии, «плывущие по течению» для определения целей6.

В основе концепции креативного, то есть различного социально-ответственного менеджмента лежит творческая интеграция достижений всех школ и направлений, используя которые любая организация могла бы стать уникальной, непохожей на другие, способной к предвосхищению потребителя.

Креативный менеджмент, объединяя наработки в разнообразных областях деятельности, нестандартно используя информацию, технологию и другие виды ресурсов, принимает на этой основе новые, оригинальные решения, способствующие налаживанию прогрессивных взаимосвязей между внешней и внутренней средой, а также формированию этой среды.

9 стр., 4152 слов

Процесс стратегического менеджмента в современной организации

... и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что менеджмент фокусируется на интеграции управленческих навыков и методов, ... и внедряются другие части, обучение определяется тем, как компания предпочитает определять свою стратегию и как она реализует ее через руководство. В конечном итоге именно ...

Это взаимодействие должно осуществляться на основе признания и реализации корпоративной социальной ответственности.

Формирование креативного подхода к управлению, предъявляет новые требования к организационному проектированию и определяет необходимость современных создать не

копируемые конкурентные преимущества, раскрыть творческий и повысить мотивационный потенциал персонала организации, усилить результативность совместной работы.

Организационное осуществляется на основе творческой интеграции функционально-ориентированного (свойственного классическому подходу к управлению), процессно-ориентированного (характерного для рыночного подхода) и системно-целевого (позволяющего объединить основополагающие внутренние переменные организации на основе реализации социальной ответственности, совершенствования и обучения) подходов к организационному проектированию при реализации идеи максимально возможного внедрения командной работы.

Использование команд позволяет получить синергетический эффект, то есть новое качество результата совместного труда, создает условия для реализации творческого потенциала сотрудников, является крайне полезным для предприятия, но, как и любой другой метод, не может быть эффективным для всех видов организационной деятельности.

В креативной организации целесообразно творческое сочетание групповой и командной работы и выбор формы взаимодействия на уровне группы в первую очередь обуславливается характером выполняемой работы и степенью предрасположенности членов организации к командной или индивидуальной деятельности.

В основу построения креативных быть положено функциональное деление организации в соответствии с основными направлениями ее работы, позволяющее повысить результативность сложных специализированных работ и процессная департаментализация и координация, объединяющая ключевые, основные, обеспечивающие и координационные команды и направленная на получение высокого совокупного результата.

Целенаправленное управление должно быть основой для построения творчества, поскольку вся деятельность организации определяется определением целей и суть воздействия управления — достижение запланированного результата. Системно-ориентированное управление основано на грамотном разделении основных задач на подцели, что дает возможность увязать задачи каждого сотрудника предприятия с миссией и видением организации и учесть потребности организации заинтересованные стороны.

Креативное управление направлено на развитие творческого потенциала отдельной личности, создание условий для проявления синергетического эффекта как на уровне групп, функционирующих в организации, так и на уровне взаимодействия между этими группами, то есть в его основе лежит интеграция кадрового потенциала организации. Для формирования творческой организации необходимо постоянно внедрять кадровый, командный и организационный дизайн.

В организационной структуре, в рамках целевой, функциональной и технологической моделей, необходимо учитывать и связывать три выделенных уровня: личный, групповой и организационный.

Таким образом, креативное (различное социально-ответственное) управление может быть реализовано на основе формирования креативных обладающих креативным потенциалом.

4 стр., 1996 слов

Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью. ...

... объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады. Ответственными за организацию и производство работ повышенной ...

Креативный менеджмент «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт нельзя однозначно отнести к одному человеку, но он, безусловно, является результатом деятельности команды.

решать проблемы креативного менеджмента необходимо уже потому, что совершенно необходимо стремиться к повышению качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях, от государства до отдельного рабочего места. И нет причин откладывать эту нелегкую работу, как иногда принято считать, «на потом». Для того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР).

Такие методы призван дать креативный менеджмент.

Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив исходной информации, с другой, — учитывать специфику ЛПР и характера их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предлагая исходную для принятия решений информацию. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех резервов лиц, причастных к процессу, полном использовании их творческого потенциала, включая и самые глубинные его пласты, особенно если имеются в виду крупные решения глобально-стратегического масштаба.

Креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление персоналом» и «персональный менеджмент». Креативный менеджмент основан на творчестве — области знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач.

В творческом менеджменте, как и в любой другой науке, различают теоретические и прикладные аспекты. Теория креативного менеджмента — неотъемлемая часть теории креативности. Прикладные аспекты креативного менеджмента в основном связаны с инновациями и инновациями. Проблемы творческого менеджмента организационно связаны с управлением персоналом, когда необходимо создавать так называемые временные творческие коллективы.

при постановке задач искусственного интеллекта важно решать творческие управленческие задачи. Последние успехи в имитировании на ЭВМ отдельных элементов творческого процесса (автоматизация коллективного целенаправленного поведения роботов, обеспечение диалогового общения с ЭВМ пользователей на естественном языке их предметной области, особенно в связи с реализацией проектов создания ЭВМ так называемых пятого и шестого поколений) с особой очевидностью выявили необходимость разработки фундаментальных основ креативного менеджмента.

Креативистика, подобно любой иной науке, базируется на ряде аксиом. Из них стоит выделить следующие: а) для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома «глубинность знаний»); 6) творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и штампов; зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»); в) отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с водой»); г) какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксиома «крылья даны от природы»); д) наука о творчестве и, стало быть, креативный менеджмент, сами по себе творца не порождая, позволяют ему, однако, овладеть более мощным и совершенным для своей деятельности (аксиома «встать на крыло»).

5 стр., 2252 слов

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Предмет: ...

... задач, корректировку принятых решений в связи с изменением конъюнктуры на инвестиционном рынке. Инвестиционный менеджмент направлен на выполнение следующих задач: ... N 9, сентябрь 2010 г. Инновационная и экологическая деятельность в системе корпоративного учета: актуализация ... процессом в целом; - координирующая - для получения эффективного результата от инвестиционной деятельности необходимо на ...

Креативный менеджмент имеет общее со всеми другими отраслями науки стремление к довольно определенным целям. На сегодня в качестве наиболее интересных из них можно выделить такие: а) оценка творческого потенциала личности (специалиста, которого хотят привлечь к решению творческих задач) в зависимости от ряда факторов (специфики предметной области, экстремальности ситуации, наличия помех и т.д.); б) создание творческой атмосферы в коллективе, проработавшем долгое время и имеющем свои традиции, неформальных лидеров, оправдавшее себя распределение ролевых функций; в) формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения, в частности в области инновационной политики, ориентированной на улучшение состояния дел и предупреждение кризисных ситуаций, в которых может оказаться предприятие (фирма, ассоциация и т.п.); г) образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе; д) оценка доминирующих мотивационных установок, породивших их причин и возможных путей решения в ближайшей и долгосрочной перспективе задач, требующих примененных творческих способностей специалиста; е) определение эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения творческих задач специалистам, вошедшим во временные творческие коллективы.

Менеджмент как особый вид деятельности никогда не от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев по сути представляют занятие творчеством — пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых, руководство использует творческий подход, чтобы мотивировать подчиненных на необходимые действия с точки зрения руководителя. Этот импульс предполагает, с его элементарной грамотной организацией, постоянное обращение к творческому принципу, присущему каждому сотруднику, даже если оно осуществляется на интуитивном уровне.

Все это многообразие можно, очевидно, сконцентрировать, выделив две группы методов: 1) направленные на усиление креативных и эвристических способностей человека; 2) служащие формализации его логико-аналитической деятельности. Эти группы методов не противостоят друг другу и не отгорожены друг от друга «китайской стеной»; напротив, на деле они тесно взаимодействуют, при этом одна группа дополняет и усиливает другую. Первая из этих групп «подталкивает» к решению проблемы, позволяет «золотую жилу» ; вторая — строится на базе специально разработанных приемов, в которых отражается исторический опыт человека7.

Каждый из методов имеет свою область применения, свой особый смысл, сложность, эффективность и, конечно же, сторонников и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими Какой именно из них в том или ином случае выбрать — решается в рамках креативного менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств. Поэтому креативный менеджмент не «изобретает» методы увеличения творческого потенциала, а только определяет их оптимальный диапазон и наиболее рациональную последовательность на основе разработок. В то же время креативное управление берет цели и возможные ограничения от управления инновациями, которое с этой точки зрения обеспечивает функционирование жизненно важной инфраструктуры.

Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, однако, забывать общеизвестную истину: чем больше креативности в определенной сфере деятельности, тем больше его тяготение к сфере искусства. Практика показывает, что этот переход к новому этапу развития происходит плавно, без нарушения созданной кажущейся целостности, однако с глубокой деформацией многих устоявшихся и, казалось бы, незыблемых истин и стереотипов. поэтому разумно полагать, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и поэтому ее ждут новые интересные открытия, прежде всего в понимании основ творчества.

Как показывает опыт, для успешной работы таких групп они должны формироваться не только из людей разных профессий, способных повлиять на результат, но и разных когнитивных предпочтений или стилей мышления (право-, и левополушарных).

В то же время руководитель группы должен четко понимать как свои когнитивные предпочтения, так и своих сотрудников, и правильно их использовать.

Когда творческие группы работают, вам нужно уделить время двум фазам: расходящимся, когда формулируются различные варианты решения проблемы, и сближению, когда вырабатывается компромисс и выбирается лучшее решение.

В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом отдельных людей, а стали результатом коллективной работы коллективов специалистов. При разработке новых продуктов специалисты по маркетингу, дизайнеры, техники, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики и субподрядчики работают вместе.

Основными элементами управления такими творческими группами являются8: постановка задачи; формирование рабочей группы; планирование и распределение заданий; ресурсы; свобода действий; поощрение; организационная поддержка; право на ошибку; уважение мнения партнеров.

Современная наука пришла к выводу, что творчество — это целостное понятие разнородных и часто противоречивых процессов, и необходимо уметь точно идентифицировать компонент, необходимый в этих условиях в этом запутанном конгломерате. В противном случае не реализуется важнейшая позиция управления: для нее объект управления всегда должен быть конкретизирован, компетентно и четко очерчен и представлен в ясных и недвусмысленных выражениях.

Креативный менеджмент, несмотря на все сложности его обучения, после длительного периода ожидания уже зарекомендовал себя как настоящая область знаний. Более того, он становятся твердо признанным.

2.2 Некоторые приемы творческого разрешения проблем

После анализа проблемы творчества менеджера, проведенного в предыдущих параграфах, мы фактически пришли к некоторым методам или принципам творческого решения проблем, уже опробованным в различных сферах деятельности. Для тех, кто считает, что «приемы» и «творчество» объективно несовместимы, необходимо отметить, что по мере выявления некоторых закономерностей в поиске оптимального решения в противоречивых условиях, действительно «планка истинного творчества» поднимается, но взятая ступень (или вершина) при этом не становится мифом: эту территорию можно осваивать, приглядываясь к другим высотам.

Идеальная модель

Самый простой пример — это сделать плуг глухим при вспашке. Было предложено несколько приспособлений для затачивания, а идеальное решение — это самозатачивающийся плуг, лемех которого состоит из трех слоев; внешние (мягкие) слои разрушаются в процессе работы быстрее, чем внутренний (твердый), и острота сохраняется автоматически. Другой пример идеальной модели — подбор трав для коровы, гарантирующий необходимое качество молока. Изобретатели предложили вместо небольшого перемешивания скошенной травы оптимальный выбор семян при посеве трав: и проблема качества молока решается сама собой. Как применить принцип идеальной модели в менеджменте?

Как уже отмечалось, контроль (в более общем плане — наблюдаемость) в экономике имеет особое значение, при этом важно обеспечить высокую эффективность контроля при ограниченной стоимости. Известный менеджер Ли Якокка решил проблему качества продукции, возложив ответственность за качество на самих рабочих. Это означает, что он объединил систему производства и качества — и фактически использовал принцип идеальной модели: нет органа управления, но функции выполняются.

Для России остается актуальной проверка лидеров на злоупотребления. Н.В.Гоголь считал, что… «Назначить нового чиновника для ограничения первого в его воровстве — значит сделать двух воров вместо одного». Выход великий писатель видел в положительном примере руководителя: «Нужно развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то чтобы держали другие; чтобы он был в несколько раз самого закона, чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом — чтобы он был введен в значенье высшей должности». Таким образом, порочный круг «злоупотребления — чиновничий контроль — новые злоупотребления» Н.В.Гоголь просил прорваться с помощью идеальной системы управления, в которой функции управления выполняются без регулятора. Это и есть принцип идеальной модели.

Как известно, в застойное время предпринималось много попыток обеспечить качество продукции за счет дополнительного контроля (государственный контроль, знаки качества, социалистическое соревнование, управляемое тем же чиновником), но эффекта большого не было и быть не могло. Постепенно приходило понимание того, что функцию идеального контролера качества может выполнить только совершенный (идеальный) рынок.

Переход в надсистему

Можно говорить о том, что именно таким принципом руководствовался Л. Эрхард, решая вопросы социальной защиты населения Германии. Эрхард считал парадоксом сначала ввести рыночную экономику, а затем создать систему социальной защиты. По мнению Эрхарда, социальная защита должна быть обеспечена социальной направленностью самой экономики. «Необходимы не особые права государства на социальную защиту, а создание условий, когда каждый может и обязан позаботиться о себе, проявляя инициативу. Трудолюбие, находчивость; вначале собственная личная ответственность, а затем обязанность государства… Никому и никогда не удастся защитить людей лучше, чем это они смогут сами, будучи свободными от регламентирующих предписаний»11.

Таким образом, Эрхард от системы (социальная защита населения) перешел в надсистему (производство, инициативный труд людей), которая, увеличивая «общий пирог», дает возможность «откусывать от него все больше и больше» (для больных и престарелых, возможно, бесплатно).

Одна из сложных задач, которые должны решить руководители предприятий и предприятий, — это создание и поддержание рабочего климата, способствующего созиданию. Психологическая наука утверждает, что сложные творческие решения рождаются в спокойной обстановке. Но люди в коллективе разные, интересы полностью совпадать не могут, и конфликты того или иного уровня неизбежны. Попытки руководителей помирить или сблизить людей с помощью индивидуальной работы могут не принести успеха, да и время, как говорят, деньги. Разрешая проблему конфликта, полезно подумать о надсистеме. Когда в партии «Национальный конгресс» (Индия) разразился кризис и шла внутренняя борьба, Дж. Неру, находящийся в то время в тюрьме, написал своей дочери Индире: «В болоте нельзя уничтожить гниль, нужно воде дать движение». Так иногда возникает необходимость оторвать людей от «мышиной возни» и придать такое движение коллективу (новые задачи, высокие цели), при котором, по образному выражению поэта, «чтобы время сзади ядрами рвалось, чтобы в сторону относило только путаницу волос».

Прием инверсии

Известный лозунг недавнего прошлого: «Все для человека!», если его принимать всерьез, можно тоже относить к инверсии, поскольку более привычным (особенно со стороны власть имущих) было (и, к сожалению, остается) игнорировать человека.

Осознать простую мысль, что, перейдя от психологического состояния «обороны от людей» (обычная позиция многих чиновников и руководителей) (наступательному, но по-хорошему) движению к ним, можно быстрее и проще решить многие проблемы. Искреннее внимание к человеку как созидателю всех жизненных благ, «венцу всего живущего» может и должно разрушить неестественное противостояние власти и народа, обеспечить развитие самодеятельности людей, сделать реальными, как писал И.Ильин, совместное волевое напряжение и волевое действие, без которых нет настоящего государства.

Промежуточное поле