Самостоятельное осуществление власти населением имеет давнюю традицию, восходящую еще до государства. На протяжении веков накопленный опыт позволил нам сформулировать ряд идей, которые сегодня составляют теоретическую основу местного самоуправления и в большей или меньшей степени санкционируются законодательством.
В первую очередь подчеркивается независимость, изоляция органов местного самоуправления от органов государственной власти. Эта управленческая деятельность осуществляется при активном участии населения данной территории, и право участвовать в местной автономии является неотъемлемым правом каждого человека, которое должно быть гарантировано и защищено наравне с другими правами. Тесная связь организации местного самоуправления с национальными, историческими, культурными традициями и обычаями данной территории позволяет решать задачи управления без применения слишком «грубого» в таких случаях государственного принуждения, и использовать менее жесткие, следовательно, более убедительные рычаги воздействия.
Актуальность темы. Местное самоуправление играет решающую роль в традиционных системах свободной демократии на Западе. Основные начала современной организации местного самоуправления в Великобритании, Франции, Германии и некоторых других европейских государствах, а также в США складывались главным образом в результате муниципальных реформ XIX в. Однако их фундамент закладывается еще в средние века. Становление и развитие местного самоуправления было продуктом борьбы за власть и влияние в обществе, борьбы идеологий. Теоретические основы учения о местном самоуправлении были заложены в трудах таких выдающихся ученых XIX в., как Алексис де Токвиль, Лоренц Штейн, Рудольф Гнейст. Во всем мире рано или поздно приходили к идее самоуправления. Качество и структура муниципального самоуправления играют решающую роль в повседневной жизни горожан, так как 2/3 населения западных государств живут в городах.
Местное самоуправление играет большую роль в США. В его органах занято более половины административных служащих, общие доходы муниципального бюджета составляют около 40% федерального бюджета, даже если налоги удерживаются из местных бюджетов по статьям, дающим небольшие доходы. Полномочия местных властей расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: они передаются на решение социальных вопросов, лежащих на федеральном бюджете и бюджете штата.
Местное самоуправление в США характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от центрального правительства и даже от штатов, отсутствием прямого подчинения местных властей властям штатов.
История развития и зарубежный опыт местного самоуправления. Зарубежный ...
... и тенденции развития В современных зарубежных странах местное самоуправление - это децентрализованная организационная система местного самоуправления, которая сложилась в результате длительного, преимущественно эволюционного ... определяющими общую политическую линию. Третья форма городского управления в Соединенных Штатах - «комиссия» - довольно редко встречается в малых городах. Муниципальное ...
Целью данной работы является изучение содержания и структуры системы местного самоуправления в США.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть местного самоуправления в США;
- изучить структуру местного самоуправления в США;
- провести сравнительный анализ системы местного самоуправления США и России.
Объектом исследования данного курсового проекта является местное самоуправление США.
Предмет исследования — содержание и структура системы местного самоуправления США.
Практическая значимость исследования заключается в повышении профессионального уровня будущего менеджера. Рассмотрение системы местного самоуправления США как целостной системы позволит получить адекватное представление об особенностях функционирования местного самоуправления в США.
1. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В США
1 Правовые основы местного самоуправления
местное самоуправление правовое регулирование
В Конституции Соединенных Штатов нет четкого положения, которое гласит, что регулирование деятельности местных органов власти подпадает под юрисдикцию штатов. Как вы знаете, Конституция США устанавливает только исключительные полномочия центрального правительства и признает, что все другие вопросы относятся к компетенции штатов. В Соединенных Штатах, — пишут Ч.Белл и Ч.Прайс, — существует только один уровень конституционного закрепления статуса органов муниципального управления — штатный, поскольку регулирование вопросов деятельности местных подразделений не входит в компетенцию Союза [8].
Следовательно, именно государства конституционно уполномочены решать вопросы, касающиеся организации местного самоуправления на своей территории. В связи с этим многие исследователи местного самоуправления в США часто используют концепцию муниципалитетов — созданий штатов, подразумевающую полную зависимость местных властей от властей штатов. Так, например, известный американский специалист в области муниципального управления Ч.Адриан отмечает, что с конституционной точки зрения органы местного самоуправления являются частью правительства штата. Сообщества не имеют конституционного права на самоуправление; все их полномочия на законных основаниях принадлежат государству. Органы местного управления — креатуры штата подвластны его решениям, устанавливающим обязательства, привилегии, полномочия, ограничения для местных единиц, — пишет Ч.Адриан [5].
В то же время федеральные власти устанавливают прямые и прямые контакты с муниципалитетами. Основанием для этих отношений являются факторы экономического порядка; к их числу прежде всего относятся федеральные займы, федеральное гарантирование займов, получаемых муниципалитетами из других источников, а также субсидирование деятельности муниципалитетов. Важной вехой в установлении связей муниципалитетов и федеральных властей считается 1932 год. Именно тогда, в период великой депрессии, по инициативе Ф.Рузвельта, был принят первый федеральный закон, в соответствии с которым всем заинтересованным муниципалитетам были предложены ссуды и одновременно установлен ряд требований, которые должны были выполняться при реализации всякого финансируемого в соответствии с этим законом проекта.
Компетенция органов местного самоуправления
... и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из ... положения местных законов. В некоторых муниципалитетах мэр обладает правом освобождать от ответственности местных ордонансов (но не законов штата). На ... не вникают в дела других ведомств и тем самым «развязывают друг другу руки. Комиссия в ...
Особое место среди способов подключения муниципальных образований к федеральным властям принадлежит субсидиям — специальным субсидиям. Предоставление грантов муниципальным властям обычно связано с реализацией конкретной целевой программы.
Несмотря на наличие большого количества административных, юридических и даже политических проблем, связанных с федеральным финансированием муниципалитетов, гранты остаются основным способом вовлечения муниципальных властей в федеральное регулирование.
Правительства штатов обладают всеми необходимыми юридическими полномочиями для определения правовой и организационной структуры своего муниципального управления. Каждый штат независим в этой области, и, как следствие, в стране существует 50 различных муниципальных систем. Конституции почти всех 50 штатов содержат положения об организации и деятельности муниципалитетов, но в то же время подробное регулирование различных аспектов деятельности местных властей зависит от конкретного штата. Исходя из этого, конституции всех штатов можно разделить на две группы.
В первую группу входят конституции, содержащие незначительное количество правовых норм, регулирующих статус муниципалитетов, причем эти нормы прежде всего связаны с установлением определенных ограничений деятельности местных органов (штаты Алабама, Делавер, Массачусетс, Миссисипи, Теннесси и др.).
Вторую группу составляют конституции, которые содержат более подробные положения и широкий спектр полномочий, предоставленных муниципальным образованиям. Эти конституции закладывают основы организации и деятельности муниципалитетов, устанавливают концепции местных органов власти, цель системы муниципальных образований в целом, местонахождение муниципалитетов, их юрисдикцию и отношения с вышестоящими органами власти.
В конституциях штатов большое значение придается регулированию муниципальных финансовых вопросов, установлению разрешенных видов местных налогов, лимитов налогообложения, регулированию финансовой деятельности местных органов власти.
Текущее законодательство штата играет важную роль в правовом регулировании системы местного самоуправления в Соединенных Штатах. Законодательные акты, регулирующие правовой статус муниципальных образований, можно разделить на две категории. В первую входят акты, посвященные исключительно вопросам местного самоуправления. Они могут адресовываться всем муниципальным подразделениям (так называемые общие законы), либо отдельным их видам (например, Закон о тауне), отдельным группам (например, Закон о городах второго класса) и единичным муниципалитетам (так называемое, частое законодательство).
Общие законы, единообразно регулирующие статус муниципалитетов, не получили широкого распространения в США.
Организация местного самоуправления в Республике Казахстан
... формы местного государственного управления и самоуправления; изучить зарубежный опыт организации и развития местного самоуправления. казахстан местный самоуправление 1. Теоретические аспекты становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан 1 Сущность местного самоуправления Местная автономия, согласно Европейской хартии местного самоуправления, является ...
Вторую категорию законов, которые создают правовую основу для функционирования местных органов власти, составляют правила управления различными отраслями государственной деятельности. Число местных законов, регулирующих статус муниципалитетов, весьма значительно; при этом только в шести штатах законы, относящиеся к местным органам, кодифицированы. Большое по количеству и объему законодательство об органах муниципальной власти в ряде штатов значительно затрудняет анализ правовых положений, адресованных муниципалитетам, а также влияет на активность органов местного управления, сомневающихся в наличии у них того или иного полномочия.
Важным элементом, характеризующим правовой статус местных властей, являются муниципальные законы, принятые в большинстве муниципалитетов. Американские исследователи различают два толкования термина «хартия»: узкое и широкое. Строго говоря, устав задуман как единый документ, содержащий все правила, регулирующие деятельность соответствующего муниципального образования. Под хартией обычно понимается весь свод законов штата, регулирующих местное самоуправление, даже если эти законы не собраны в одном документе. Хартия в самом широком смысле включает все соответствующие положения конституции штата, законы и положения общего права в дополнение к документу, определяемому как хартия.
Функционирование органов местного самоуправления в США обеспечивается с помощью такого важного средства государственного воздействия, каким является административное регулирование деятельности муниципалитетов. Американские авторы акцентируют внимание на растущей зависимости муниципалитетов от исполнительной власти как на явлении, которое в настоящее время определяет развитие отношений между штатами и их местными территориальными структурами. Они подчеркивают распространенность этого типа контроля, указывая на его гибкость и квалификацию. Административные нормы легче изменить. При этом административный контроль отличает компетентность, — отмечает Л.Браун. — Например, департамент здравоохранения штата лучше разбирается в вопросах здравоохранения, чем легислатура штата.
Существенное место в правопорядке органов местного самоуправления занимают разного рода законодательные акты, в том числе судебные решения, регулирующие их отношения с федеральными органами власти.
Правовой статус органов местного управления определяется также положениями, содержащимися в формальных и неформальных мнениях генеральных атторнеев (прокуроров) штатов. Кроме этого, правом на совещательное мнение обладают аудиторы (контролеры) штатов и юридические службы ряда департаментов. Все эти документы, как правило, содержат ограничительное толкование актов о полномочиях муниципальных образований, поскольку они основаны на решениях судов по аналогичным вопросам. Органы муниципального управления считаются с разъяснениями атторнеев, аудиторов и представителей юридических отделов департаментов (хотя в общем-то они не являются обязательными для муниципалитетов), так как в противном случае их действия могут быть опротестованы.
Система правового регулирования местного самоуправления в США неоднозначна, так как состоит из множества подсистем местного, государственного и федерального уровней, которые очень часто противоречат друг другу. Это предопределяет определенную сложность полноценного анализа данной проблемы. Таким образом, в США в целом был принят принцип позитивного регулирования компетенции местных властей, характерный для англосаксонских стран. Однако, каждый штат решает этот вопрос по-своему; Конституция Калифорнии, например, предусматривает, что графство или город могут принимать и применять на своей территории любые решения и распоряжения по местным, полицейским, санитарным и иным вопросам не нарушая общих законодательных норм. Фактически, это признание общей компетентности и негативного регулирования. Напротив, Общий статут Коннектикута гласит, что местные органы власти могут предпринимать только действия, прямо предписанные или разрешенные законом, что является классическим примером позитивного регулирования.
Основы государственного и муниципального управления : «Формирование ...
... имуществом. Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное ...
2 Органы местного самоуправления
В общем и целом в настоящее время в штатах США существует до шести видов административно-территориальных единиц со своими органами местного управления: графства (counties); города (cities); бороу (boroughs); вилиджи (villages); тауны (towns) и тауншипы (townships).
Большинство штатов (кроме двух) делятся на графства (это название унаследовано от средневековой Англии, хотя графов в США никогда не было; дворянские титулы были сразу после образования США отменены).
Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц — шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея — представителя штата, казначея и др. В 3/4 штатов в графствах избирается совет комиссионеров (на 2-4 года, реже на 3-5 лет), обычно 5-7 человек. Члены Правления не могут входить в состав исполнительных органов и занимать иные должности. Они поочередно выбирают президента и коллективно решают местные вопросы, управляют финансами. В немногих штатах это совет контролеров. Он состоит из выборных членов (делегатов) — муниципалистов и тауншипов, входящих в графство. Их намного больше, обычно около двадцати человек, но все они становятся должностными лицами округа и занимаются своими делами. Под руководством совета и этих должностных лиц есть утвержденные советом городские чиновники. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет в основном решает вопросы местного бюджета, определяет программы развития.
Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют разные системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет — управляющий. Население избирает совет (в крупных городах, например в Чикаго — до 50 человек, но обычно 6-7 человек), который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанятый по договору специалист — официальный менеджер. Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Эти названия сложились исторически и, по сути, между ними нет никакой разницы, хотя иногда небольшие города с прилегающими окрестностями называют поселками, а поселки представляют собой примерно однородную группу поселений. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет; 3-5 человек).
В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и выборами исполкома сходы граждан также избирают некоторых должностных лиц: казначея, констебля — ответственных за общественный порядок. В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.).
Система корпоративного управления: формирование совета директоров
... как правило, намного меньше, чем от работы по двум ключевым направлениям, упомянутым выше. Надлежащее исполнение советом директоров своей роли в системе корпоративного управления зависит от многих факторов: количественного ... главой СД и гендиректором8. Однако в последнее время число сторонников перехода к модели с разделением двух руководящих функций значительно выросло и сейчас эту идею ...
Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких районах население избирает комитеты или должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает должностных лиц здесь. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.
Нынешняя муниципальная система США достаточно работоспособна и гибка, что во многом связано с особым подходом к регулированию статуса муниципальных органов управления. Как и во многих странах с федеральной формой правления, в Соединенных Штатах местное самоуправление регулируется конституциями и законами отдельных штатов.
Децентрализованный характер системы муниципальных органов в Соединенных Штатах обусловлен самой формой правления в этой стране. В условиях федерации организация местного управления в США составляет предмет ведения каждого из 50 штатов; в каждом штате имеется свой ассортимент муниципальных единиц.
Муниципалитеты. В муниципальных корпорациях (сити, бороу, вилиджах и таунах) проживает 2/3 населения страны, и на их долю приходится 1/3 всех расходов местных властей. Муниципалитеты превосходят другие органы местного самоуправления в расходах на полицию, противопожарную охрану, жилищное строительство, обновление городов, строительство и эксплуатацию аэропортов, дорог, парковок, библиотек, парков и зон отдыха, а также на удаление отходов. В других сферах местного управления (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, строительство общественных зданий, инфраструктура водного транспорта и др.) муниципалитеты затрачивают от 10 до 45% от общей суммы соответствующих местных расходов. Важная роль муниципалитетов в системе местного управления США объясняется прежде всего тем, что они являются органами управления преимущественно в городах (в них проживает 87% населения страны), где потребность в местных социально-экономических службах наиболее высока. именно внутри этой группы административно-территориальных единиц США различия особенно заметны. В 164 крупнейших городах страны с населением превышающим 100 тыс. проживает более 56 млн. человек. В то же время более половины муниципальных корпораций имеют менее 1 тыс. жителей. Большинство муниципальных образований входит в состав графств; 39 городов выделены из графств и их муниципалитеты осуществляют функции, свойственные и муниципальным корпорациям, и графствам (Балтимор, Сент-Луис, а также 36 независимых городов в Вирджинии).
Из различных видов муниципальных корпораций наибольший интерес представляет организация управления городскими образованиями, в которых проживает в целом более 160 млн. человек. Подавляющее большинство населения страны ведет урбанизированный образ жизни. Неслучайно в США нередко отождествляют местное управление и политику с городским (муниципальным) управлением и политикой.
Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
... «Местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы...». Отсюда следует, что местное управление осуществляется гражданами и местными советами, а самоуправление осуществляется исполнительными и административными органами. Это несоответствие объясняется тем, что термин «самоуправление» ...
Принципы, лежащие в основе взаимоотношений этих советов с высшими должностными лицами города и исполнительным аппаратом в целом, оказывают значительное влияние на положение муниципальных советов в Соединенных Штатах.
Совет-мэр. Более чем в 50% городов США система органов власти построена на основе модели Совет-мэр. Совет является выборным органом; избирается путем всеобщих прямых выборов жителями города. Модель «Совет-мэр» — старейшая форма городского управления, отражающая традиционное американское стремление к разделению властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра заставляют его чувствовать себя независимым от совета, и это позволяет ему до некоторой степени определять местную политику. Кроме того, правовой и социальный статус мэра очень сильный и значительный, поскольку он получает свой мандат непосредственно от народа. Мэр избирается чаще всего сроком на 4-5 лет. Практически каждая муниципальная хартия устанавливает ряд требований, которым обязан удовлетворять кандидат на пост мэра. Разумеется, он должен быть гражданином США, обычно не моложе 30 лет и постоянно проживать на территории соответствующего муниципалитета (в ряде штатов устанавливается срок не менее трех лет).
Порой можно услышать мнение, что положения муниципальных хартий о гражданстве кандидата на пост мэра не имеет смысла, поскольку трудно представить, чтобы население муниципалитета захотело бы выдвинуть на пост мэра иностранца. Скорее всего, данное требование муниципальных хартий — не более, чем дань традициям, истории страны, а не столько юридическое предписание.
Мэр традиционно имеет право обращаться с посланиями к муниципальному Совету, определяя содержание местного нормотворчества. Он вправе присутствовать на заседаниях Совета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма эффективным средством проведения определенной политики. Известны множество случаев, когда лишь угроза применения вето заставляла муниципальный Совет прислушиваться к мнению мэра по спорному вопросу и даже не ставить его на голосование. В ряде муниципалитетов мэры обладают правом выборочного вето, т.е. могут отклонять отдельные положения местных нормативных актов. Большинство муниципальных хартий предусматривает, что вето мэра может быть преодолено 2/3 голосов членов Совета при повторном голосовании в Совете.
Комиссионная система управления сегодня является наименее популярной моделью местного управления, впервые была использована в 1901 году в городе Галвестон (штат Техас).
При этой модели местного управления население избирает обычно на 4 года муниципальный Совет, состоящий из 3-5 человек. Каждый из его членов выступает в двойном качестве: как член местного представительного органа — муниципального Совета и как глава одного из управлений и служб в системе исполнительной власти муниципалитета. При такой системе управления пост мэра не предусмотрен, а если и имеется, то мэр выполняет обычно представительские функции. Нередко мэром избирается один из членов муниципального Совета, и главной функцией его как мэра является то, что он председательствует на заседаниях Совета.
Комиссионная модель управления критикуется американскими специалистами за то, что она не позволяет провести принцип разделения властей и поэтому недемократична. Считается, что эта модель может развиваться в самых различных направлениях и принимать непредсказуемые формы, особенно, если члены Совета, договорившись, не будут вникать в дела других управлений и служб и тем самым развяжут друг другу руки. Кроме того, следует учитывать, что каждое такое подразделение с членом муниципального Совета во главе может действовать обособлено, поскольку возможности для координации их деятельности довольно ограничены. В результате таких действий может возникнуть несколько местных исполнительных органов, функционирующих независимо друг от друга.
Система органов местного самоуправления
... - распорядительный орган власти на муниципальном уровне; -иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия). Предмет исследования - органы местного самоуправления. Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие в процессе функционирования органов местного самоуправления. Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления - одно ...
Совет-менеджер (управляющий).
Значительно большей популярностью по сравнению с комиссионной моделью пользуется система местного управления, при которой муниципальный Совет (избираемый, как и в других случаях, населением) назначает — т.е., фактически, нанимает — менеджера (управляющего).
Модель Совет-менеджер имеет приоритет главным образом в муниципалитетах, на территории которых проживают обеспеченные люди, согласные хорошо платить компетентному профессионалу — менеджеру. При такой системе управления менеджер возглавляет муниципальный аппарат и во многом определяет кадровую политику в отделах и службах исполнительного органа муниципального управления. Менеджер работает на основании контракта, заключаемого с муниципальным Советом. В этом случае Совет предварительно обсуждает кандидатуры на своем заседании, затем вопрос выносится на голосование. Контракт заключается с кандидатом, набравшим простое большинство голосов. Кроме того, Совет может всегда уволить менеджера, если признает его работу неудовлетворительной или же по другой причине, которую Совет сочтет убедительной. Необходимо также заметить, что модель Совет-менеджер подчеркнуто ориентирована на тип отношений, характерный для фирмы или корпорации.
Согласно хартиям различных муниципальных образований основные обязанности менеджера можно свести к следующим:
- координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей;
- готовить и представлять на утверждение Совета годовой бюджет муниципалитета;
- контролировать исполнение решений Совета;
- представлять Совету рекомендации, требующие его решения.
Модель местного управления Совет-менеджер продемонстрировала на практике и во времени свою жизнеспособность. Интересно отметить, что графства, организационная структура которых в США является одним из самых архаичных институтов местного управления в этой стране, начинают вводить должность менеджеров. Причем в ряде из них предусмотрено право жителей графства отказать в увольнении менеджера, несмотря на такое решение местного Совета. И наоборот, может быть отозван член Совета графства, проголосовавший за увольнение менеджера, если большинство жителей считает увольнение несправедливым. В настоящее время такая практика стала применяться во многих штатах страны. В тех случаях, когда внесение соответствующих изменений в хартию муниципалитета невозможно или сопряжено с большими трудностями, местные Советы принимают решения об учреждении должности административного помощника. Тогда полномочия последнего производны от компетенции муниципального Совета и весьма незначительны.
Вместе с тем, ряд исследователей местного управления в США называют модель Совет-менеджер антиамериканской, считая недопустимым, что лицо, занимающее такой ответственный пост и во многом определяющее местную политику, не избирается населением. Тем не менее, очевиден интерес муниципальных органов к этой модели управления, позволяющей решать проблемы местного хозяйства на профессиональной административной основе.
Система органов местного самоуправления муниципального образования ...
... задач: изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления; осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении; выявление особенностей структуры органов местного самоуправления; исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город ...
Следует отметить, что и при данной модели возможно существование поста мэра, выполняющего, как и в первом варианте, церемониальные функции (в основном связанные со статусом председателя муниципального Совета).
Чаще всего мэром избирается один из членов Совета. Он не имеет права вето, и в очень редких случаях ему предоставлено право решать вопросы по своему усмотрению, например в случае чрезвычайного положения на территории муниципалитета.
Графства. В большинстве штатов основной региональной единицей общего значения является графство, лишь в штате Луизиана такие территориальные единицы называются приходами. Графства служат, главным образом, для управления негородской территорией; всего в стране в начале 90-х гг. XX в. насчитывалось немногим более 3000 графств. Подавляющее большинство других местных единиц управления расположено на территории графств. По размерам территории, численности населения и формам управления графства чрезвычайно разнообразны. Всего на их территории проживает 189,7 млн. человек, т.е. 87% населения страны. Свыше 60% графств имеет менее 25 тыс. жителей, между тем как 137 графств (4%) насчитывают по 250 тыс. населения и более. В совокупности в последних проживает 48,7% общего числа жителей графств. Из них в 19 проживает по 1 млн. и более жителей. Графства первоначально создавались для достижения двух основных целей. Первая состояла в оказании содействия штатам в выполнении ими таких функций, как оправление правосудия и проведение выборов, вторая — в предоставлении услуг сельским жителям, включая строительство и поддержание порядка. Границы многих графств, сложившиеся много лет тому назад, устарели. Значение графств неодинаково в различных географических районах США. Так, органы графств играют существенную роль в местном управлении штатов Юга, в то время как в штатах Новой Англии (Вермонт, Коннектикут, Массачусетс и др.) многие функции графств осуществляются таунами.
Отличительной чертой управления графствами в большинстве штатов США является отсутствие единого исполнительного органа власти, когда, наряду с Советами графств, местное население избирает целый ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от Советов. В разных штатах число этих выборных должностей различно, но наиболее типичными являются должности шерифа, атторнея, казначея, клерка суда, коронера, асессора, аудитора, клерка графства, регистратора, суперинтенданта школ, землемера графства. Большим авторитетом в графстве пользуется фигура шерифа, который обычно избирается населением на 2-4 года. Шериф возглавляет полицию графства, производит аресты, вызов в суд и т.п. Надзор за соблюдением законов составляет главную обязанность атторнея графства, который чаще всего избирается местным населением, но иногда назначается атторнеем штата или даже губернатором.
Специальные и школьные округа. Кроме традиционных для США органов местного управления (графств, тауншипов, муниципалитетов) для решения многих практических задач управления на местах действует большое число органов, именуемых специальными округами и выполняющих какую-либо одну или несколько строго определенных функций (по образованию, водоснабжению, противопожарной службе и т.п.).
Специальные округа относительно автономны в административном и финансовом отношении от других местных органов; они выступают как самостоятельные субъекты права, имеют право заключать соглашения и контракты; приобретать объекты собственности и распоряжаться ими; имеют право на сбор налогов и пошлин определенного назначения, на получение платы за предоставляемые услуги, на получение денег по финансовым обязательствам.
В каждом специальном округе образуется руководящий орган, как правило, из 3-7 человек, избираемых населением либо назначаемых властями штата или местными органами.
Школьные округа в США традиционно выделены в особую группу специальных округов. Все школьное законодательство и руководство деятельностью школ в штате регулируется и осуществляется департаментом просвещения штата и местными школьными округами.
В школьных округах создаются избираемые населением Советы, которые обладают правами взимать специальный поимущественный налог для финансирования строительства и содержания школ, получать и распоряжаться штатными и федеральными субсидиями на развитие образования, нанимать преподавательский состав и под общим контролем штата и графства заниматься всеми практическими вопросами организации школьного образования.
Таким образом, одним из основных условий хорошей работы местных властей является правильный выбор организационной структуры управления. Данный вопрос регулируется в США хартией органа муниципального управления и относится к сфере дел, в которые власти штата традиционно не вмешиваются.
2. СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В США И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
2.1 Правовое регулирование системы местного самоуправления в РФ и США
Правовое регулирование местного самоуправления в США и России значительно различаются как по предмету, так и по методам. В России налицо «позитивная» нормотворческая компетенция Российской Федерации и субъектов РФ в области местного самоуправления.
В настоящее время система правового регулирования местного самоуправления в РФ выглядит следующим образом.
Конституция РФ в статье 12 закрепляет основу конституционного строя — местное самоуправление — важнейшее право населения РФ. Глава 8 Конституции регулирует местное самоуправление через систему правовых гарантий, к которым относятся право на судебную защиту местного самоуправления, запрет на ограничение прав местного самоуправления, право на муниципальную собственность и местный бюджет как экономическую основу местного самоуправления.
В РФ основной вектор правового регулирования местного самоуправления идет от федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Закон закрепляет территориальные, правовые, организационные, экономические основы местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать вопросы местного самоуправления только в части, прямо предусмотренной ФЗ-131. Закон был принят в рамках реформы местного самоуправления 2003-2009 годов и призван установить все основные вопросы местного самоуправления, выстроив определенную модель организации муниципальной власти, внедряемую повсеместно.
Федеральными законами напрямую также регулируются некоторые другие аспекты местного самоуправления, имеющие косвенное значение. В частности, Гражданский кодекс РФ определяет вопросы правового режима муниципальной собственности, вопросы деятельности муниципальных предприятий и учреждений. Кроме того, существуют специальные законы по отдельным аспектам местного самоуправления. Такими законами, например, являются Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (2005г.), а также Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009г.).
Огромную роль в системе правового регулирования местного самоуправления играют федеральные законы, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Среди них обычно выделяют кодексы — объемные кодифицированные нормативные акты, регулирующие базовые правоотношения в той или иной сфере. Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ — все они закрепляют полномочия органов местного самоуправления в определенной отрасли общественных отношений.
Специальный федеральный закон регулирует муниципальную службу, закрепляет статус муниципальных служащих и предоставляет регионам соответствующие полномочия по регулированию муниципальной службы.
Избирательное законодательство России включает в себя несколько федеральных законов, регулирующих актуальные вопросы выборов и референдума в муниципальных образованиях. Основным избирательным законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Президент РФ как глава государства не является субъектом, нормативно регулирующим деятельность органов местного самоуправления. Он лишь своим указом утверждает оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти в РФ определяет социально-экономическую эффективность деятельности органов местного самоуправления. Показательным здесь будет постановление Правительства 2006 года «О предоставлении статистических показателей о социально-экономическом развитии муниципальных образований». Постановлениями Правительства РФ утверждаются также границы муниципалитетов, если регионы не установили эти границы в срок. Кроме того, Правительство ведет государственный реестр муниципальных образований.
Субъекты РФ в сфере организации и функционирования местного самоуправления имеют четкую нормотворческую компетенцию, прямо предусмотренную Федеральным законом № 131-ФЗ. В соответствии с ним они могут решать следующие вопросы:
1) Установление статуса муниципальных образований;
2)Изменение границ муниципальных образований;
)Порядок выдвижения инициативы проведения местного референдума и порядок его проведения и подготовки;
)Преобразование муниципальных образований;
)Случаи и порядок финансирования обязательств органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения из регионального бюджета;
)Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ и т.д.
На основании этих полномочий в субъектах РФ сформировалась значительная законодательная база.
Местное самоуправление в различных муниципальных образованиях регулируется также большим количеством муниципальных правовых актов, основное место среди которых занимают уставы муниципальных образований.
Таким образом, система правового регулирования местного самоуправления в России выстроена по уровням власти и основана на разграничении компетенции между различными субъектами.
В Соединенных Штатах Америки с образованием единого государства и принятием Конституции и Билля о правах, сформулировавшего принцип остаточной компетенции штатов, вопросы организации местного самоуправления оказались в ведении штатов. Данное правило закреплено в 10-й поправке к федеральной конституции, которая предусматривает, что все полномочия, специально не переданные национальному правительству, резервируются за штатами, т.к. конституция не упоминает о местном управлении, следовательно, эта сфера находится в юрисдикции штатов. Местное самоуправление в доктрине и законодательстве стало считаться производным от власти штатов, в связи с чем определение статуса институтов местного управления осуществляется на основе доктрины «ultra vires» (доктрина превышения, или неправомерного использования полномочий).
Правовую базу организации и деятельности местного самоуправления в общем составляют три группы нормативных актов. Их можно охарактеризовать на примере штата Виргиния.
Первая группа (федеральные акты) — Конституция США, решения Верховного Суда, акты Конгресса Национальной Лиги Городов (публикуемые в сборнике National League of Cities Weekly).
Штатные акты — Конституция Виргинии (1971г.), решения Верховного Суда, акты Генеральной Ассамблеи Виргинии (эти акты, касающиеся организации местного управления, полномочий местных органов и т.п., публикуются как Кодекс Виргинии).
Местные акты — местные хартии [1].
Приоритет в системе нормативных актов, регулирующих деятельность муниципалитетов, принадлежит конституциям штатов. Между штатами нет единообразия в степени детальности конституционного регулирования вопросов муниципального управления. Конституции одних штатов ограничиваются установлением запретов, определением границ деятельности муниципальных органов, конституции других штатов более детально регулируют вопросы их структуры и компетенции.
Конституция Содружества Пенсильвания 1776 года в статье 9 закрепляет право на самоуправление на территории штата, предусматривается также принятие всеми муниципалитетами по их усмотрению муниципальных хартий местного самоуправления.
Так, Конституция штата Массачусетс (1780г.) в статье 89 закрепляет право народа на местное самоуправление, регулирует вопросы, связанные с порядком принятия местных хартий, определяет общую компетенцию и ограничения компетенции местных органов, а также основные полномочия штатной легислатуры в отношении местного управления.
Конституция штата Иллинойс (1971г.) содержит определение «муниципалитетов» и «территориальных единиц местного управления», порядок определения границ местного управления, структуру местных органов, порядок их организации и деятельности и т.д. [2]
Законодательные органы штатов, кроме того, принимают еще два вида актов, регулирующих деятельность местных органов: комплексные законодательные акты, касающиеся определенного звена местного самоуправления (например, законы о таунах); законы, касающиеся отдельных отраслей государственной деятельности.
В системе законов, регулирующих статус муниципалитетов, особое место занимают частные акты, адресованные конкретному, указанному в законе органу муниципального управления. Формально местное управление в США всегда было под властью штата, лишь в результате реформ, начиная с середины 19 века, в конституции штатов были включены ограничения против законодательного вмешательства в местные дела. В результате этих мер многим штатным легислатурам было запрещено иметь законодательство, предназначенное исключительно для особо обозначенных местных территорий. Таким образом, штаты могли иметь только общее законодательство, обращенное в равной мере ко всем местным единицам.
Несмотря на формальное запрещение в подавляющем большинстве штатов, частные акты продолжают играть важную роль в определении правового статуса муниципалитетов, являясь одним из средств вмешательства власти штатов в дела местного значения.
Местное правотворчество осуществляется, прежде всего, путем принятия конкретным муниципалитетом собственной хартии самоуправления (Home Rule Charter).
Право на такую хартию устанавливается конституциями 44 штатов.
Однако данным правом обладают не все местные единицы, а лишь те, которые признаны инкорпорированными, то есть получили статус «муниципальных корпораций». В ряде штатов такой статус имеют только города, численность населения которых превышает определенный минимум (например, в Аризоне — 3,5 тыс. человек, в Техасе — 5 тыс.).
В некоторых штатах хартии самоуправления предусмотрены помимо городов также для графств и тауншипов. Хартии не должны противоречить федеральным Конституции и законодательству, а также конституции и законам соответствующего штата.
Обычно хартии принимаются на местных референдумах. В некоторых штатах они подлежат последующему утверждению легислатурой штата. Содержание хартий включает вопросы организации власти в соответствующей единице, порядок формирования органов местного самоуправления и их аппарата, статус советника (депутата), осуществления гражданской инициативы и референдума.
Нередко принятие хартий связано с действием принципа «home rule» (делегирование прав на самоуправление).
Штат может предоставить муниципалитетам право осуществлять свои полномочия на основе принципа самоуправления. Тем самым местным органам предоставляется право самостоятельно, без вмешательства штата: 1) разрабатывать, принимать и вносить поправки в свою хартию самоуправления; 2) осуществлять все полномочия местного самоуправления, помимо ограничений, которые могут быть установлены конституцией штата или обычным законом.
Однако поскольку до сих пор в штатах четко не определены критерии отнесения тех или иных вопросов к делам местного значения, степень самостоятельности муниципалитетов довольно условна и обычно зависит от усмотрения суда (чаще всего суды решают споры не в пользу муниципалитетов).
Таким образом, предоставление права на самоуправление в большинстве штатов связано с принятием муниципалитетом хартии самоуправления, хотя в других принятие хартии не является обязательным, и муниципалитеты могут действовать на основе общих законов штатов.
Особое место среди правовых средств регулирования муниципальной деятельности отводится судебным доктринам и прецедентам (это обусловлено традиционно американской ролью судов в толковании конституции и законов, а также местом, которое занимают судебные решения в системе источников права).
Суды, как правило, осуществляют жесткое толкование законов при определении пределов муниципальных полномочий, отдавая приоритет центру.
Несмотря на то, что федерация не вправе вмешиваться в деятельность местного уровня организации власти, федеральные органы фактически оказывают воздействие на местное управление с помощью так называемых федеральных программ, предусматривающих предоставление финансовой помощи в качестве платы за проведение федеральных мероприятий и принятие установленных федеральной властью управленческих и иных стандартов.
Судебные прецеденты как источники муниципального права в США, с одной стороны, формулируют гарантии прав местного самоуправления, а с другой — являются важным элементом в механизме контроля за ним со стороны правительства штатов на основе использования доктрины «ultra vires».
2.2 Особенности реализации полномочий органов местного самоуправления России и США
Полномочия органов местного самоуправления России и США различаются по своему составу, законодательному закреплению, субъектам реализации, а также особенностям реализации на современном этапе.
В России налицо «федеральная регламентация» компетенции муниципальных образований, предусмотренная в Федеральном законе № 131-ФЗ.
Компетенция муниципалитетов включает в себя две группы элементов.
Первая группа — вопросы местного значения, т.е. предмет ведения местного самоуправления. Они дифференцированы по типам муниципальных образований.
У городских и сельских поселений наибольший объем вопросов местного значения. К ним относятся вопросы коммунального хозяйства, организация досуга населения, транспортные услуги, развитие культуры, физкультуры и спорта, дорожная деятельность, противопожарная деятельность и др. Причем у городских и сельских поселений вопросы местного значения аналогичны.
Муниципальные районы призваны решать следующие вопросы местного значения: организация предоставления услуг связи, сбор и вывоз отходов, муниципальные школы и дошкольные учреждения и др. Часть полномочий муниципальных районов и находящихся на их территории поселений совпадают, просто различен территориальный уровень их решения.
Городские округа как муниципалитеты с развитой инфраструктурой решают и вопросы поселений, и вопросы муниципальных районов.Второй элемент компетенции муниципальных образований — это собственные полномочия органов местного самоуправления. Они едины для всех типов муниципалитетов. К ним относятся:
1)принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2)установление официальных символов муниципального образования;
)создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
)установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5)регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и т.д.
Кроме того полномочия органов местного самоуправления могут быть закреплены и другими федеральными законами (таких законов около 30).
Субъекты РФ не имеют законодательного права закреплять за органами местного самоуправления определенный набор полномочий. Но они могут передавать им определенные государственные полномочия. В Самарской области органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов преданы следующие полномочия: поддержка сельхозпроизводства, транспортное обслуживание населения, социальная защита населения, архивное дело, отдельные полномочия в области образования и здравоохранения, опека и попечительство. И в последнее время таких полномочий становится больше.
В США подобные вопросы решаются по-другому, учитывая традиции.
Для определения полномочий органов местного самоуправления различных муниципальных образований в США используются два основных правила:
Первое правило — «Правило Диллона». ( «Dillon’s Rule»).
Такое название оно получил по имени своего автора — судьи Верховного Суда штата Айова Диллона, опубликовавшего первый текст по праву местного управления [2].
В соответствии с «Правилом Диллона» бесспорным считается, что муниципальные образования владеют и могут осуществлять только следующие полномочия и никакие другие:
Предоставленные законом в четко выраженных словах;
Которые необходимо и справедливо подразумеваются и присущи полномочиям, прямо предоставленным законом;
Которые существенно важны и необходимы для создания муниципального образования [3].
Любое справедливое и существенное сомнение относительно существования того или иного полномочия решается судами, как правило, не в пользу муниципалитета и в полномочии ей отказывается.
Главное разграничение между этими двумя видами полномочий состоит в том, что «управленческие функции» (общественная безопасность, общественное здравоохранение, образование, социальная защита) осуществляются местной единицей как агентом штата, в то время как такие полномочия, как водоснабжение, газоснабжение и пр., классифицируются как «частные», т.е. осуществляемые местной единицей как муниципальным образованием и имеющие более частный или корпоративный характер.
Значительная часть функций, осуществляемых местным управлением, лежит в так называемой «сумеречной зоне», и в одних штатах относятся к управленческим, в других — к частным.
Второе правило определения полномочий — «Home rule». Конституционное закрепление во многих штатах положений «home rule» было вызвано необходимостью предоставить местному управлению большей самостоятельности в определении и осуществлении своих полномочий. Эти конституционные положения были призваны делегировать местным властям право автономии посредством конституционного дарования независимости от законодательной деятельности штата. Первое положение о муниципальном «home rule» принял штат Миссури в 1875 году, а сейчас подавляющее большинство штатов предусматривают для своих муниципалитетов такую привилегию. Половина штатов также предусматривает право «home rule» и для графств. Конституционный «home rule» может быть выражен в двух формах.
Первая форма, названная «imperium in imperio» — «государство в государстве» — предоставляет (дарует) местным властям определенные властные полномочия. Обычно предоставляются полномочия по «муниципальным» делам, или по муниципальной «собственности, делам и управлению». При данной форме «home rule» важную роль играют суды, поскольку именно они должны определять дарованные полномочия по осуществлению местной власти. Данное обстоятельство явилось центральным пунктом критики противников этой формы «home rule», заявляющих, что суды безответственно урезают властные полномочия, дарованные местным властям. Вторая, более поздняя, форма конституционного «home rule» может быть названа «законодательное home rule», и предложена впервые она было Джефферсоном Фордхамом. Она получила одобрение национальными муниципальными организациями и принята несколькими штатами. В соответствии с ней, конституция дарует местному управлению все полномочия, которые легислатура способна делегировать, но легислатура сохраняет за собой право изымать или ограничивать полномочия «home rule» статутом. Таким образом, главная цель «законодательного home rule» — переместить контроль над муниципалитетами от судов к легислатуре штата. Следует также отметить, что при наличии любой из названных выше форм «home rule» в конституции штата может содержаться норма, провозглашающая, что осуществление местного «home rule» является объектом «общих» законов, принимаемых легислатурой, и легислатуры широко используют это правило.
Местные власти, не наделенные правом «home rule», имеют лишь один источник полномочий — уполномочивающий статут легислатуры (наряду, как правило, с широким действием «правила Диллона». В частности, действие правило Диллона в отношении муниципалитетов прямо предусмотрено в штате Виргиния. Для местных единиц, обладающих правом «home rule», обычно существует по меньшей мере два источника полномочий — уполномочивающие статуты и конституционное дарование «home rule». Штаты принимают уполномочивающие законодательные акты, охватывающие большинство сфер функционирования муниципалитетов.
Полномочия муниципальных образований охватывают несколько сфер. Более всего местные власти занимаются вопросами социального обслуживания: школьным образованием, библиотечным делом, социальным обеспечением, благоустройством, организацией мест отдыха, контроля за качеством товаров.
Второе место по объему функций органов местного самоуправления занимают вопросы административно-управленческие: обеспечение правопорядка, управление полицией, правосудия и противопожарной безопасности, сбор налогов, проведение выборов, запись актов гражданского состояния.
Третья группа полномочий экономические вопросы. Муниципалитеты руководят принадлежащими им предприятиями и службами, управляют своим имуществом, а также косвенно регулируют деятельность частных предприятий, осуществляют строительство муниципального жилья, устанавливают ставки арендной платы и т. п. Своеобразная черта муниципальной системы США — отсутствие четкого разграничения компетенции между муниципалитетами различных уровней. В качестве общей тенденции можно отметить расширение прав крупных муниципалитетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в США в соответствии с западными традициями демократии правовые и политические права и обязанности органов самоуправления реализуются в условиях, предусмотренных Конституцией и законами штатов. Государство устанавливает единые нормы для местных администраций, регулирует основные принципы формирования и деятельности местных органов, возлагая правовое регулирование местного управления в основном на субъекты федерации. Зависимость и производность местных органов от штатов-субъектов федерации была сформирована еще в 1868 г. Положения о деятельности местных органов содержатся в конституциях всех субъектов федерации. На практике местные органы самоуправления обладают широкой автономией в решении вопросов местного значения. Муниципальные органы в США вправе самостоятельно решать местные задачи независимо от вмешательства штата и вносить поправки в свои хартии самоуправления, имеющиеся у большинства муниципалитетов. Вместе с тем принятие муниципальными органами хартии связано с соответствующим актом легислатуры штата и происходит на основе конституции штата.
Местное самоуправление в США характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от центрального правительства и даже от штатов, отсутствием прямого подчинения местных властей властям штатов.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться органам местного управления США, во многом схожи с проблемами, стоящими перед муниципалитетами других стран: к их числу относятся и недостаточная собственная финансовая база, несовершенная организация системы органов муниципального управления, раздробленность, сложные отношения богатых пригородных муниципалитетов и находящихся в постоянном финансовом кризисе городов.
Местное самоуправление играет решающую роль в традиционных системах свободной демократии в США.
Таким образом, анализируя систему организации местного самоуправления в США, можно сделать вывод, что опыт США свидетельствует о том, что местное самоуправление оказывает влияние на федеративные отношения преимущественно через партийный механизм, а также через группы давления, представляющие интересы местных властей на федеральном уровне и в законодательных органах штатов. В США, как и в большинстве иных демократических государств, местное самоуправление как группа давления хорошо организовано в национальном масштабе. Достаточно большим политическим весом обладают ассоциации графств, муниципалитетов, мэров и т.п., имеющие свои представительства в Вашингтоне. В США существуют 5 основных форм местного управления, призванные обеспечить максимальную реализацию принципов демократии на территории страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты.- М., 1993.
2.Dillon, Municipal Corporations.- 1st ed., 1872, Sec.55.
3.Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран /А.С. Автономов. — М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2005. — 378 с.
.Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран / А.М. Арбузкин. — М.: Юристъ, 2010.- 245 с.
.Евдокимов, В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В.Б. Евдокимов, Я.Ю. Старцев. — М.: Спарк, 2011. — 225 с.
.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. — М.: Изд-во НОРМА, 2009. — 158 с.
.Правовые системы стран мира, Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд.- М.: Изд-во НОРМА, 2011. — 358 с.
.Решетников, Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник / Ф.М. Решетников. -М.: Юрид. лит., 2009. — 451 с.
.Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. -357 с.
.Цаликова, М.Б. Президент и Конгресс США на международной арене / М.Б. Цаликова // Конституционное и муниципальное право. — 2011.- № 3. — С. 15-19.
.Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. -М.: Юрист, 2010. — 393 с.
.Шалягин, Д. Полиция в системе органов местного самоуправления США / Д. Шалягин // Российская юстиция. — 2009. — № 8. — С. 9-14.
.Шумилов, В.М. Правовая система США / В.М. Шумилов. — М.: ООО «ДеКА», 2010. 248 с.
14.Основы местного самоуправления в США [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://bugabooks.com/book/175-osnovy-mestnogo-samo-upravleniya/32-41-osnovnye-tipy-mestnogo-samoupravleniya.html >.
.Старцев, Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах <http://nashaucheba.ru/v32720/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2_%D1%8F.%D1%8E._%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8_%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85> / Я.Ю. Старцеыв [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://polbu.ru/starcev_govmanagement/ch18_all.html >
16.State and Local Government in a Federal System: Cases and Materials.- 3rd edition.- Contemporary Legal Education Series, 1990, p. 91. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.imi-samara.ru/node/1840>