Теоретическая часть исследования
Сущность метода проектного обучения, его цель и задачи.
Проектный метод обучения применялся в обучении еще в 20-е годы прошлого века. Сегодня, основанный на новых знаниях о коллективной и групповой работе, на основах эволюционного и личностно-ориентированного обучения, этот метод получает новый импульс, обогащенный новыми подходами и формами. Его важной спецификой является жизненная ориентация, поэтому проектный метод обучения находит большое место в реализации компетентностного обучения, обеспечивая связь между школой и жизнью. Суть проектной методики обучения заключается в организации студенческой деятельности, направленной на решение практико-ориентированной задачи, осуществляемой в исследовательском и комплексном режиме. Выделяются основные моменты, выявляющие технологию метода проектного обучения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 1) самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т. д.) Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов и т. д.
Сегодня нет учителя, который бы не мечтал, чтобы ее общение со студентами было увлекательным, интересным, эмоциональным и, прежде всего, тем ценным приобретением, которое студенты могли бы трансформировать в свое мировоззрение и отношение. Проектная работа расширяет понимание студентом предметных областей, дает возможность увидеть и понять междисциплинарные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей других профессий, даёт реальный жизненный опыт и способствует серьёзным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности и ценностных приоритетов. Работа над проектом даёт возможность обучающимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки, ощущения успешности, способности к осуществлению ответственного выбора. Работа по методике проекта — педагогическая деятельность высокого уровня сложности, предполагающая профессионализм преподавателя. Важнейший принцип проектного метода — восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере . Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-ресурсы очень помогают в работе над проектами, что также является хорошим стимулом для интереса детей.
Курсовая работа проектная деятельность в доу
... форм проектной деятельности, а также проводит работу по устранению негативных качеств, препятствующих успешной реализации данной деятельности. В этом педагогу-психологу помогает весь педагогический коллектив ДОО. Методы и результаты этой работы обсуждаются ...
Основная трудность, Система действий учителя и учащихся
на разных стадиях работы над проектом
Стадии
Деятельность учителя, Деятельность учащихся
1.Разработка проектного задания
1.1.Выбор темы проекта
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.
Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Обсуждают и принимают общее решение по теме.
Группа учеников вместе с учителем выбирают темы и предлагают их классу для обсуждения.
Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Выделение подтем в теме проекта
Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Вместе с учащимися проводит эту работу
Каждый ученик выбирает себе подтему
Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя ( т. е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп
Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Уже определили свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить , задание для групп, отбор литературы
Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Однако в зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группах с последующим обсуждением в классе
«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»
... технологий и улучшения организации производства; создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать отношение ... по отдельным видам). Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношения результата в виде объема выпуска ...
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Принимает участие в обсуждении
В группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.
2. Разработка проектов
Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей
Осуществляет поисковую деятельность
3.Оформление результатов
Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей
Вначале по группам , а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми формами
4. Презентация
Организует экспертизу , например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т. д.
Докладывают о результате своей работы
5. Рефлексия
Оценивают свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки
Провести самооценку результатов, отработать себя в ней с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия
алгоритм действий
1.Выбираем тему проекта (исследования).
2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
3.Если это исследование, то вы должны выдвинуть гипотезу — гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
5.Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6.Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
7.Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8.Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность).
Даем оценку действиям в группе.
9.Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает студентам успешно продвигаться к цели создания проекта.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Одна из самых сложных подготовительных задач, которую предстоит решить преподавателю, руководителю проекта и ученикам — найти интересную и социально значимую проблему. Как было сказано выше, реализация проекта начинается с планирования действий по решению проблемы, в частности, с определения типа продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Следовательно, отличительной чертой проекта является поиск информации, которая затем будет обработана, понят и представлена членами проектной команды. Результатом работы над проектом, другими словами, результатом проекта является продукт, который члены проектной группы разработали для решения проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Исследовательская деятельность в работе учителя. Основы исследовательской ...
... Проекта подразумевает: отслеживание каждого этапа проектируемой деятельности; рефлексия каждого проектируемого мероприятия; диагностика эффективности проектируемой деятельности; итоговая оценка Проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта: Развитие исследовательской ... Щиблицкая, учащаяся 10 Б класса, с работой ... руководством учителей наши старшеклассники успешно участвуют в научно-исследовательских ...
Итак, проектная деятельность предполагает:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
— высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
— обсуждение возникших идей;
— перечисление интересующих учащихся тем проектов;
— формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
— уточнение намеченной цели и задач;
— поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
— обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
— интерпретация данных;
— сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
— осмысление полученных данных и способов достижения результата;
— обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект. Таким образом, презентация и размышление являются важными этапами обучения проекту. Презентация проводится на школьных и областных конкурсах проектов, на всевозможных фестивалях школьного творчества. Рефлексия осуществляет самооценку результатов, оценку своего вклада в коллективный продукт. Таким образом, проектное обучение способствует повышению личной уверенности каждого участника, его самореализации, осознанию своих возможностей и своего вклада в процесс выполнения задания, развивает у учащихся понимание значимости коллективной работы, роли сотрудничества совместной деятельности.
Основы профориентационной работы в школе
... профессиональную ориентацию как систему общественного ... работы. Характер и объем профессиональной консультационной работы зависит от того, как подготовлен профессиональный ... учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы профессионального консультирования: медицинское и психологическое. Консультация врача всегда должна предшествовать психологической. Он предполагает обследование всех систем ...
Виды и типы проектов, Учебный проект, Образовательный проект
4) обучающий 5) практико- ориентированный 6) информационный
Каждый из типов проектов по- своему интересен. Исследовательские проекты позволяют студентам заниматься научной деятельностью. На уроках литературы, русского языка учащиеся проводят информативно- реферативную работу (исследование с целью получения новой информации); проблемно- реферативную ( творческие исследования), экспериментальную. Причём методы работы учащиеся выбирают самостоятельно. Преподаватель выступает консультантом и координатором исследовательской деятельности. Творческие проекты способствуют развитию коммуникативной компетентности студентов, развивают творческое мышление. Практико-ориентированные проекты позволяют студентам продемонстрировать свои навыки в разных областях знаний.
Глава 2 Практическая часть исследования. Реализация обучающего проекта «Молодые журналисты».
проект «Юные журналисты»
течение учебного года мы с ребятами вместе учимся журналистскому мастерству: пишем заметки, статьи о событиях школьной и городской жизни, объявляем конкурсы, участвуем в городских конкурсах сочинений . В нашем пресс-центре мы издаем три наименования: стенгазету «Вечерний звонок», ежедневную газету и журнал «Признание». Регулярные заголовки наших публикаций: «Живем по-крупному!», «Некогда скучать», «Интересные события», «Пен-тест», «Знаменательные даты», «Поэтическая колонка», «Копилка добрых дел», » Учиться усваивать знания». Названия рубрик говорят сами за себя. Ребята пишут не только о событиях школьной жизни, но и приносят материал об интересных поездках, о своей работе , об актуальных проблемах нашего общества; пишут стихи, участвуют в городских и школьных конкурсах сочинений. Так, мои ученики приняли участие в научно-популярных конкурсах на темы: «Наш старый добрый парк», «Город, в котором я живу», «Мой любимый учитель», «Моя любимая школа», «Сказка о добром ангеле». »,« Судьба России — моя судьба». Лучшие работы печатаются в школьной газете, а затем материал нашей журналистской работы мы отправляем в городскую молодёжную газету «Поколение NEXT » , где редакция выбирает на их взгляд лучшее и печатает в своём издании. Надо отметить, что ни один выпуск «Поколение NEXT » не обошёлся без творчества наших учащихся( см. приложение).
Управление качеством жизни населения
Целью курсовой работы является анализ взаимосвязи экономического роста и качества жизни населения. Для достижения указанной цели ... включает три параграфа. Раскрываются теоретические аспекты природы экономического роста и качества жизни. Вторая глава содержит два параграфа. ... во всех сферах хозяйственной деятельности (производство, реализация, управление и т. д.). Предпосылкой к его возникновению ...
На уроках русского языка и литературы в 10-12 классах я часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы), которое развивает мышление учащихся и помогает им самостоятельно проанализировать ситуацию или ответить на вопрос . Лучшие работы также печатаются в школьной прессе. К примеру, сочинения- рассуждения учеников 11 а класса Владислава Бурдина об идеальном человеке и Сергея Альбицкого о смысле жизни вызвали неподдельный интерес и были напечатаны в школьной прессе, а затем и в городской газете «Поколение NEXT » . Участие в этом проекте уже третий год принесло хорошие результаты на городском уровне, что является хорошим стимулом для продолжения этого проекта. В том числе награждение наших учеников благодарственными письмами от администрации города за участие в конкурсах сочинений, награждение призами и дипломами за победу на фестивале школьных средств массовой информации в номинациях «Лучший корреспондент» (2009), «Лучший пресс-центр» (2010), «Лучшая стенгазета» (2011).
Кроме того, работа старшеклассников в пресс-центре школы подталкивает их к выбору профессии журналиста.
Опыт использования метода учебного проекта на уроках русского языка и литературы
Такая работа позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает общение и способность к сотрудничеству, умение искать пути решения заданной проблемы и развивает исследовательские навыки.
Вот некоторые темы, где я использовала метод учебного проекта: «Жизнь и творчество М. А. Булгаков »,« Жизнь и творчество Максима Горького », комплексные творческие и исследовательские проекты« Сергей Есенин — певец русской природы »,« Литература и театр». Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Исследовательские работы студентов были представлены на занятиях и в течение недели дисциплинарной литературы.
Алгоритм работы над проектом по изучению жизни и творчества Максима Горького. Фрагмент урока
Оказалось, что у Горького много фотографий; Ни у одного другого писателя нет такого количества фотографий. Коллекция его фотографий, если собрать воедино все изображения из государственных и частных депозитов, могла бы войти в Книгу рекордов Гиннеса, так как она такая большая и разнообразная. Ребят удивили некоторые сведения о личной жизни писателя, в частности о трагической судьбе его сына Алексея Максимовича, а также о его непростых отношениях с советской властью.
« Ученическое самоуправление – школа жизни или игра
... своим. Это так сказать личностный уровень самоуправления. Что касается общественной жизни, то в ней главное - самоуправление учащихся на общее благо, это первично, а ... которые могут вдохновлять, знают, что обучение похоже на уход за садом. А тем, кто не знает, что делать с шипами, ... никогда не стоит беспокоиться о цветах. Автор неизвестен. 32. Эй, ...
Система работы над этим проектом была такой :
«Исследование жизни и раннего творчества М. Горького»
2.Постановка цели. (Для чего я это делаю?). Найти интересный материал о Горьком ( чего нет в учебниках), проиллюстрировать ранние рассказы, пробудить интерес к творчеству писателя , сделать урок современным интересным.
Рефераты и презентации, содержащие интересную информацию о жизни и творчестве М. Горького., Групповые, исследовательские, поисковые ,рефлексивные, презентативные методы, Работа в группах, консультации, Реферат и презентации
7.Анализ результатов. (Сравниваем полученные результаты с предполагаемыми).
Даем оценку действиям в группе, Получаем общую оценку результатов
урока по литературе 11 класс с использованием метода проекта
Тема: Жизнь и творчество М. Горького. Романтизм ранних рассказов.
Цели урока
Знать о жизни и творчестве писателя
Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, находить информацию по заданной теме в различных источниках, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации
Оборудование
М. Горького разных лет, мультимедийная доска ,проектор
Дидактическая модель обучения, Педагогические средства
Ход урока:
На доске эпиграф:
Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата,
тревожили все и, сотрясая, толкали вперед.
Максим Горький
Вводное слово учителя:
Имя Алексея Максимовича Горького известно каждому в нашей стране. С самого раннего детства у каждого на слуху это имя. Какие произведения Максима Горького вы можете назвать? («Детство», легенда о Данко, «Челкаш» и др. ).
Его детство и юность мы знаем по автобиографической трилогии «Детство, в людях, в моих университетах». Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 года повести «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ». Тогда же появился и литературный псевдоним –Максим Горький(по имени ветхозаветного пророка , которого нарекли горьким за притеснения и гонения, испытанные им при жизни).
Действительно, судьбу Максима Горького можно назвать горькой, настолько она была трудной и трудной. Но об этом расскажут ребята, изучавшие жизнь и творчество писателя . Что же интересного они узнали? Вот об этом они и расскажут.
Творческая работа учащихся(использование проектной технологии), Защита реферата
Более наглядно о судьбе М.Мы можем узнать Горького и его ранние романтические произведения из презентаций, подготовленных детьми вашего класса.
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке
... и методах улучшения познавательной активности младших школьников. Цель: изучить основные пути и средства повышения познавательной активности младших школьников на уроках. Задачи: определить сущность понятия «активизация познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе; представить особенности активизации познавательной деятельности младших школьников за свет ...
Представление и защита презентаций
Рецензирование учителем и учащимися, вопросы, рефлексия, оценивание
2.4. За неделю до изучения жизни и творчества Сергея Есенина перед ребятам были поставлены проблемные задачи : 1 группа- найти музыкальные произведения на стихи С. Есенина; 2 группа- портреты и фотографии самого поэта, а также фотографии и живописные картины, изображающие Родину поэта; 3 группа- подобрать к некоторым стихам Есенина подходящие иллюстрации, 4 группа- подготовить реферат на тему « Сергей Есенин- певец русской природы». Весь материал, найденный в результате исследовательской деятельности студентов, студенты объединили и спроектировали в единую презентацию, которая была представлена в ходе урока.
Краткое содержание урока литературы в 11 классе проектной методикой Тема: Сергей Есенин — певец русской натуры.
Цель : пробудить интерес к творчеству поэта, помочь постичь его духовный мир, привлекая для этого музыкальные произведениями на стихи Есенина и живопись русских художников
Знать о художественном своеобразии творчества поэта
Уметь анализировать поэтическое произведение ,видеть связь между поэзией, музыкой и живописью; находить информацию по заданной теме в различных источниках, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации
Оборудование, Дидактическая модель обучения, Педагогические средства
Ход урока:
Слово учителя:, Творческая работа учащихся(использование проектной технологии):
Представление и защита презентации учащимися
Звучат песни на стихи С. Есенина, найденные учащимися в результате поисковой работы: «Не жалею, не зову, не плачу», «Под окошком», «Клён ты мой опавший», « Отговорила роща золотая», «Ты поила коня», «Письмо к матери»
Слайд- портрет С. Есенина
Сергей Александрович — великий русский поэт ХХ века, величайший представитель Серебряного века русской поэзии. Сергей Есенин сам по себе явление уникально, это «могучий русский лирик с исключительным даром чувства» ( Р. Гуль).
Поэт большого дарования, наделённый «певучим даром славянской души» ( А. Толстой), ярчайшая страстная натура.
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы.
Слайды- фотопейзаж « На Родине Есенина», Бурзянцев А. Д «Село Константиново», «Дом Есениных» .
Сергей Есенин более половины своей короткой, но яркой жизни провел в Рязанской области, в деревне Константиново. На родине всё было мило и дорого сердцу поэта. Когда Есенину было тяжело, он приезжал в село Константиново, падал душой и душой на свою родину в Рязани, обретая моральные силы и животворную энергию для своих бессмертных стихов о России.
Методического дня, посещение открытых уроков и их обсуждение. Эти дни ﺍ
... реализации ФГОС на уроках права». Цель исследования: изучить готовность учителя к ведению юридических занятий в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта. Предмет исследования - работа преподавателя юридических факультетов в контексте реализации ... обучению подростков в условиях реализации ФГОС, методические указания для педагогов в новых условиях. Методология ...
Слайд- Левитан И. И. «Тихая обитель»
Голубая гладь озер, синева неба, костер рассвета, плеск волн, серебряная луна, шелест листвы — всю красоту родной природы воплотили в стихах Есенина, наполненных любовью к его родная земля.
Слайд- Левитан И. И. «Вечерний звон».
В ранней лирике Есенина природа уподобляется божественному храму, в котором : ночные небеса- «иконостас», звёзды- «лампадки небесные», «хаты- в ризах образа», «поля как святцы», «рощи в венчиках иконных», деревья- монашки, ветки деревьев- чётки, сумрак- ангел, ветер- схимник, «туман как ряса». В поэтическом мире Есенина природа полна божественных звуков, которые символизируют гармоничное состояние мира.
Слайды — Бурзянцев А. Д. «Синий звон», Нестеров М. В. «Святая Русь»
В дореволюционном произведении Есенина «звон колокола призывает не только человека, но и всю природу прославлять всемогущество Бога, Его благодать». И природа отвечает на этот зов радостным звоном: зовут облака, дожди, ветер, деревья, травы.(чтение и анализ ст-ий)
Для Есенина природа- это вечная красота и вечная гармония мира. Поэт чувствует себя частью природы, провозглашает единство человека и природы.
Удивительно по неожиданности, свежести взгляда и нежности одно из первых есенинских стихотворений:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход.
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Это стихотворение — удивительная миниатюра, зародыш всей будущей поэзии Есенина.
Слайд- Левитан И. И. «Слободка»
В ранних стихах Есенина чувствуется нежная любовь к скромной и сдержанной красоте природы его родного края. Ранние стихи поэта: « Наступление весны», « Осень! Небо тучно…», « Зима», « К друзьям», «Сосна и река», «Звёзды»,
« Восход солнца», «Весенний вечер», «Ночь» и другие были подражательны. Стихи были главным образом описательного содержания. Поэт изображает окружающий мир с помощью лексических образов( несколько учеников зачитывают, анализируют некоторые из перечисленных стихотворений)
Слайд – фотопейзаж «Заря и соловей»
В 1910 году пятнадцатилетний Сергей Есенин пишет стихотворение
« Выткался на озере алый свет зари…» Лирический герой , выражая свои бурные любовные чувства, противопоставляет их плачу глухарей и иволги. В этом стихотворении угадывается будущий Есенин. (чтение и анализ ст-ия)
Слайды: фотопейзаж « На Родине Есенина», Васнецов «Родина».
В ст- ии « Край любимый! Сердцу снятся…», написанном в 1914 г. , С. Есенин умеет уже так рассказать о природе, что мы чувствуем: он растворяется в природе, сливается с нею. В природе поэт видит источник вдохновения, чувствует частичку природы. (чтение и анализ стихотворений)
Поэзия Есенина по простоте образов и красочности близка произведениям русского народного искусства. Важнейшие и постоянные образы есенинских текстов происходят из вечного дерева фольклора, из дерева. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику: берёза, клён, черёмуха, сад. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой берёзки.
Слайды — Куинджи А. И. «Берёзы», Левитан И. И. « Берёзовая роща», «Белая берёза».
( чтение и анализ сти-ия «Берёза»)
Слайд- «Черёмуха весной»
Один из любимых образов Есенина- черёмуха. Пятнадцатилетний Есенин написал статью «Поливая снегом птичью вишню», в которой определена основная тема текстов поэта: поэтизация родной природы. В 1915 г. поэт написал ещё одно прекрасное ст-ие , в котором воспел черёмуху « Черёмуха душистая…»( чтение и анализ ст-ий)
Слайды- «Клён осенний», «Клён зимний», Слайды — Куинджи А. И. «Облака», « После дождя. Радуга».
«Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге»
«Не видать конца и краю
Только синь сосёт глаза»
«Синее небо, цветная дуга
Тихо степные бегу берега»
В годы революции и Г.В.( 1917- 1919) в поэзии Есенина наступает короткое красное лето. Поэт рисует художественный мир огненными тонами: красным, розовым, малиновым. Эти краски имеют символическое значение ( красный- значит революционный, цвет борьбы и крови)
Слайды- Куинджи А. И. «Закат», « Красный закат», Петров- Водкин «Купание красного коня», «Фантазия».
« Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир. Лирическому герою всё видится в розовом свете: « ликом розовым окапал рожь восток»,
« С небес через красные сети
Дождит молоко»
Есенинское лето оказалось коротким по сравнению с весной:
«Не сладились и не сбылись
Эти помыслы розовых дней»
В начале 20- х годов в поэтическом мире С. Есенина наступает осень.
Слайд- Поленов « Золотая осень»
Со второй половины 1925 г. в поэтическом мире Есенина наступает зима. Осенью 1925 г. Есенин написал цикл стихов о зиме, в котором отразилась русская зимняя природа.
Слайд- Поленов В. Д. «Ранний снег»., Таким образом, Есенин- мастер пейзажной лирики, певец родной земли., Слайд- Левитан И. И. « Золотая осень»., Слайды- Скобеева В. «Есенин», «Дом- музей Есенина», фотографии и портреты Есенина
Есенин — не только незаурядный лирик, артист уникального феноменального дара, поющая душа России. Недаром многие композиторы вдохновляются стихами Есенина на написание своих песен. Стихи Есенина о природе звучат как музыка, они успокаивают и утешают нас. Поэт как бы говорит нам всем: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от повседневной суеты, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте песнь ветра, шелест луговых трав, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую новый день, на звёздное ночное небо…
Благословенная рязанская земля!
Ты Есенина России подарила.
Он воспел твои луга, леса, поля,
В минуты тяжкие в тебе он черпал силы.
Век прошёл, но всё ещё живут
«Берёза белая» и «тополь серебристый»
И «Клён опавший» до сих пор поют.
Стихи его светлы, напевны, чисты.
Поэт от Бога, певец земли родной,
Жил так недолго, умер молодым.
Теперь живёт он в памяти людской….
Не всё пройдёт, «как с белых яблонь дым».
Рецензирование, вопросы, рефлексия, подведение итогов урока, оценивание
Работа над проектом «Преклоняя голову»
«Преклоняя голову»
« Фоменко Любовь Михайловна-
Больницу, которая находилась в здании школы, постоянно бомбили, медсестры при бомбежке прикрывали телами раненых, ревели, было очень страшно, но раненых не бросили. Любовь Михайловна вспоминает отважных моряков, до последнего боровшихся за Мамаев курган. Немцы запаниковали при виде черных курток: они назвали их «черной смертью».
Многие были убиты на Мамаевом кургане, но еще больше были ранены и искалечены. Их нужно было спасти, оттащить и переправить, эвакуировать за Волгу. Всех их несли на своих хрупких девчачьих плечах боевые подруги — «сестры». Люба несколько дней не выходила из операционной, обслуживала и доставляла инструменты хирургам. Его глаза слиплись, руки не слушались, ноги и спина болели, но еще больнее было осознать собственную беспомощность, когда он уже не мог помочь умирающему.
Война закончилась, но Любовь Михайловна долгие годы не покидала свою боевую послеоперационную. Здесь всегда шёл бой- бой за жизнь человека. Умелые руки оперирующей сестры Любови Михайловны даже в мирное время вытащили сотни людей из лап смерти. Любовь Михайловна давно уже на заслуженном отдыхе. Они с мужем , который также является ветераном Великой Отечественной войны, успели отпраздновать золотую свадьбу, 22 ноября 2008 года была бриллиантовая ( 60 лет совместной жизни).
Годы военных лишений сказываются на их здоровье, да и возраст берёт своё. Но ни годы, ни возраст не властны над памятью о славной военной молодости. Память жива!»
Конспект урока в 11 классе, Тема: Жанры публицистического стиля речи. Портретный очерк.
Тип урока:
Цель урока: познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи, научить писать портретный очерк;
Знать основные особенности жанров;
Понимать цель публицистического высказывания;
Уметь соблюдать общие принципы при написании текста в публицистическом стиле;
Ход урока:
-
Организационный момент урока.
-
Проверка домашнего задания
-
Повторение и углубление ранее изученного материала
Беседа
— Назовите характерные признаки публицистического стиля
-Назовите приметы публицистического стиля
-Что общего у публицистического стиля с художественным?
-Какие жанры публицистического стиля вы знаете?(заметка, статья, репортаж)
Слово учителя
— Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества- политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. , близка к художественной литературе. Журналистика, как и художественная литература, тематически неисчерпаема, жанровый диапазон огромен. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати ( статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы остановимся на характеристике рода шалфей и его разновидностей.
Сообщения заранее подготовленных учащихся по темам « Что такое очерк», «Особенности портретного, путевого и проблемного очерков» ( использование проектной технологии)
-
Проверка знаний. Отработка умений и навыков.( упр 411, 416)
Упр. 411
— К какому жанру публицистического стиля речи вы отнесёте этот текст? (путевой очерк)
— Признаки какого стиля проявляются? (художественного)
-Как бы вы озаглавили этот текст?
Упр. 416
— Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андронникове?
-Каким вы представляете этого человека?
-Как вы думаете, из каких основных частей создаётся очерк? ( описание внешности героя, рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты его биографии; описание особенностей характера героя, его речи, эпизод или несколько, раскрывающих в герое главное)
-Как начать портретный очерк? ( в качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Начало может быть повествовательным, если автор решит начать сочинение с эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке)
-Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном очерке?( Эссе — это жанровая форма, в которой авторское «Я», образ автора, служит двигателем развития сюжета, главным организующим фактором материала. Очерки могут быть более или менее сдержанными , строгими по степени самовыражения, по тону, но обязательной чертой жанра остаётся тесная связь изложения с авторским «я»
-
Творческая работа с использованием проектной технологии ( представление по группам сочинения – репортажа о встрече с ветеранами ВОВ, рецензирование)
-
Подведение итогов урока
-
Домашнее задание ( сделать работу над ошибками, портретные очерки оформить в виде мультимедийной презентации и стенда в фойе школы, выпустить сборник рассказов)
Рассмотренные проекты можно считать практико- ориентированными: они нацелены на социальные интересы самих участников , могут быть использованы в жизни класса и/ или школы, направлены на развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся , воспитание интереса к предметам гуманитарного цикла. Они упрощают подготовку к внеклассным занятиям, экономят время учителей и могут быть изменены для использования учителями других дисциплин.
Заключение
Следовательно, метод проекта — это система обучения, в которой студенты получают знания в процессе планирования и выполнения все более сложных практических задач. Этот метод решает следующие задачи:
-
развитие познавательных навыков учащихся;
-
развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и сотрудничать с другими людьми ;
-
развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
-
развитие критического и творческого мышления.
Работу над проектом можно представить в виде следующей системы вопросов:
-
Что надо исследовать из того, что ранее не было изучено.
-
Насколько данная проблема актуальна?
-
Каковы пути её решения?
-
Какие новые функции , свойства исследуемого могут быть выявлены?
-
Какой прогнозируемый результат можно получить?
-
Что сделать, чтобы цель была достигнута?
Задание этих вопросов помогает участнику исследования понять актуальность и значение целей, отразить и обосновать структуру работы, выбрать методы, необходимые для обработки и формализации результатов.
Таким образом, работа по методу проектного обучения включает в себя следующие основные действия:
1) анализ проблемы
2)формирование целей
3)разработка основных положений
4)структурирование и систематизация полученных данных
5) защита и рефлексия.
В зависимости от намерений преподавателя и учеников проекты могут быть разных типов и типов.
Практическая работа, проделанная по использованию методики проектов, показала эффективность данной методики, включающей в себя «активную» самостоятельную работу студентов. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, учащиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-russkogo-yazyika/
-
Быкова Н. Е. , Суздальцева И. А. Методика разработки учебных проектов и их использование на занятиях по русскому языку и литературе// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно- практической конференции/ Сост. Г. М. Вялкова , Т. А. Чернова; под ред. Савиной. М. : Планета, 2010
-
Дубина Т. М. Метод проектов в обучении русскому языку и литературе с целью развития коммуникативной компетенции учащихся// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно- практической конференции/ Сост. Г. М. Вялкова , Т. А. Чернова; под ред. Савиной. М. : Планета, 2010
-
Гриценко Л. И. Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие/ Л. И. Гриценко Волгоград 2008
-
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении М. 2005
-
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся М. 2005