Методы и принципы менеджмента

Курсовая работа

Более ста лет назад, когда Карл Маркс писал свой «Капитал», концепции управления в природе не существовало. Просто были предприятия, работающие под руководством управляющих. Крупнейшая в мире производственная компания — ткацкая фабрика «Эрмен и Энгельс» (Манчестер, Великобритания) — насчитывала не более чем 300 рабочих и принадлежала Фридриху Энгельсу, другу и соратнику Маркса. На этом предприятии — одном из самых прибыльных на тот момент — вообще не было «менеджеров», только так называемые «бригадиры», которые поддерживали дисциплину среди группы своих подчиненных — «пролетариев».

Институт управления или менеджмента — феноменальное явление в истории человечества. Менее чем за 150 лет он сформировался и приобрел огромный вес и влияние, полностью изменив социально-экономическое развитие развитых стран мира. мировая экономика была построена в соответствии с законами управления, и были установлены новые правила игры для стран, которые на равных участвуют в ее развитии. В ходе этого процесса само руководство претерпело существенные изменения.

Немногие лидеры осознают всю степень влияния менеджмента на наше общество. Многие из них напоминают Журдена, персонажа знаменитой комедии Мольера «Буржуа в дворянстве», который не подозревает, что «всю жизнь говорил прозой». Большинство руководителей едва ли отдают себе отчет в том, что занимаются (хорошо или плохо — другой вопрос) менеджментом. Поэтому они практически не готовы противостоять чрезвычайно сложным вызовам, с которыми им предстоит столкнуться в ближайшем будущем. Однако самые сложные проблемы управления лежат не в сфере технологий или политики. Источники этих проблем — внутри предприятия. Эти проблемы порождены успехами и результатами управления как такового.

Не подлежит сомнению, что основная задача менеджмента остается неизменной — обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав наиболее подходящую организации, обеспечивая такие условия для обучения и повышения квалификации работников, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды. Однако сущность этой основной задачи все же изменилась, хотя бы потому, что изменился качественный состав рабочей силы, которой приходится управлять: в прежние времена основную массу рабочих составлял малоквалифицированный персонал, тогда как в наши дни руководителям приходится иметь дело с высокообразованными работниками умственного труда.

2 стр., 922 слов

Управление денежными активами предприятия с использованием современных ...

Стабильная работа коммерческой неразрывно связанной с построением и грамотной финансовой стратегией предприятия, объединяющей стратегию управления денежными потоками, основанная на принципах организации максимизации прибыли. Прибыль предприятия формируется на основе полученных за вычетом ...

В этой работе мы рассмотрим, что такое менеджмент, поскольку это понятие часто начинает приходить на ум в повседневной жизни.

Цели и задачи данной курсовой работы включают в себя рассмотрение:

1. Основных этапов развития менеджмента;

2. Понятия «менеджмента»;

3. Целей, принципов и задач управления;

4. Функций менеджмента.

I. Основные этапы развития и понятие менеджмента

1.1 Зарождение менеджмента и основные этапы его развития

Накануне Первой мировой войны некоторые ученые уже начали изучать такое явление, как теория управления. Однако даже в наиболее развитых они представили, как поставить управление на службу человечеству. В наши дни крупнейшую самостоятельную группу на рынке труда (свыше 30% общего количества работников) составляют, по терминологии Бюро переписи населения США, «управленцы и специалисты». Именно менеджмент стал основной движущей силой этой трансформации. Руководство объясняет, почему впервые в истории человечества у нас есть возможность нанять огромное количество образованных и высококвалифицированных людей для производительной работы. Никогда раньше общество не могло себе позволить подобную «роскошь». Горстка интеллектуалов составляла промышленную элиту, в то время как остальные сотрудники работали на низкооплачиваемых и низкооплачиваемых работах. До недавнего времени никто не умел организовать совместную профессиональную деятельность людей с разными знаниями и квалификацией, направленную на достижение общих целей.

В XVIII столетии западные интеллектуалы с завистью обращали взоры на Китай, где обеспечивалось больше рабочих мест для образованных людей, чем во всей Европе того времени: около 20 тысяч в год. В наши дни высшие и средние специальные учебные заведения Соединенных Штатов Америки, население которых примерно равняется населению Китая тех времен, за год выпускают около миллиона молодых специалистов, большая часть из которых без проблем устраивается на высокооплачиваемые должности. Менеджмент позволяет обеспечить всех этих специалистов работой.

Знания, особенно знания о передовых технологиях, всегда носят специализированный характер. Сами по себе они ничего не дают. Однако в современной, даже довольно скромной компании, может работать до 10 тысяч высокообразованных людей, представляющих около 60 различных областей знаний. Инженеры, дизайнеры, маркетологи, экономисты, статистики, психологи, плановики, бухгалтеры, кадровики — все работают в одной компании. Деятельность такого множества специалистов не будет эффективной без правильного управления бизнесом.

Споры по поводу того, что является первичным — быстрое развитие системы образования, которое мы наблюдали за последние 100 лет, или менеджмент, который сделал эти знания реальной производительной силой — не имеют для меня никакого смысла. Современный менеджмент и современное предприятие не могут существовать вне «базы знаний», сложившейся в развитых обществах. Но другое утверждение не менее верно: именно менеджмент, и только менеджмент, гарантирует реальную эффективность всех этих знаний и этих квалифицированных людей. Появление менеджмента способствовало превращению знаний из своего рода «социального декора» и «предмета роскоши» в настоящий экономический капитал.

7 стр., 3453 слов

Производство и услуги в операционном менеджменте . Управление ...

... менеджмента - согласовать эти интересы: в неформальных группах неформальные лидеры возникают в силу своих личных качеств. В современной экономике улучшение организации управления производством в более широком контексте операций ... человека допускается некоторая степень неопределенности спецификации. Есть семь ключевых областей, в которых компания ставит долгосрочные цели. Управление ... реферат. ...

Не все бизнесмены могли предвидеть подобное развитие событий в 1870 году, когда появились первые крупные предприятия. Причина этой близорукости заключалась не столько в недостатке воображения, сколько в отсутствии прецедентов. В 19 веке единственной крупной постоянной организацией в любой стране мира была армия. Поэтому неудивительно, что военные, основанные на подчинении приказам и контроле за их выполнением, стали образцом для предпринимателей, организовавших работу трансконтинентальных железных дорог, сталелитейных заводов, банков и универмагов. Эта «модель управления», при которой несколько руководителей высшего звена отдают приказы, а огромная масса подчиненных занимается их исполнением, доминировала в экономике почти столетие. Однако эта модель отнюдь не была статичной, как может показаться, учитывая ее почтенный возраст. Напротив, он начал меняться с первых лет своего существования по мере того, как компании вбирали в себя все больше специальных знаний.

В 1867 году, впервые в истории промышленного производства, компания Siemens (Германия) приняла на работу инженера с университетским образованием. Его звали Фридрих фон Хефнер-Альтенек. За пять лет ему удалось создать в компании исследовательский отдел. Пример оказался заразительным: позже у компании появились и другие профильные подразделения. В начале Первой мировой войны в основном сформировалось стандартное функциональное подразделение производственной компании: исследования и разработки, производство, продажи, финансы и бухгалтерский учет, а вскоре после этого появился отдел управления персоналом.

Не менее важной, с точки зрения влияния менеджмента на предприятие (и на мировую экономику в целом), стала еще одна тенденция, обозначившаяся в ту пору. Речь идет о применении принципов менеджмента в сфере обучения ручному труду. Обучение, обусловленное потребностями военного времени, резко ускорило процесс преобразования мировой экономики, который мы наблюдаем на протяжении последних 50 лет. Страны с низким уровнем оплаты труда смогли добиться совершенно невероятных с точки зрения традиционной экономической теории результатов: они быстро наладили эффективное (и по-прежнему малозатратное — в силу низкого уровня оплаты труда) конкурентоспособное производство.

Адам Смиту считал, что для формирования определенной производственной традиции и приобретения соответствующих управленческих навыков, необходимых для успешного изготовления и сбыта любого продукта (будь то уголь или скрипка), страна или регион должны потратить сотни лет.

Однако уже в годы Первой мировой войны многие страны были вынуждены в кратчайшие сроки преобразовать массы неквалифицированных, «доиндустриальных» рабочих в производительную и достаточно квалифицированную рабочую силу. Чтобы решить эту задачу, компании Соединенных Штатов Америки и Великобритании начали применять теорию научного управления Фредерика У. Тейлору за масштабное обучение рабочих. Они анализировали задачи, которые предстояло выполнить, и разбивали их на отдельные операции, выполнение которых не требовало высокой квалификации и которые можно было освоить достаточно обучения, которые получили дальнейшее развитие в годы Второй мировой войны, с большим успехом приняли на вооружение японцы, а спустя примерно 20 лет — корейцы. Феноменальный поворот в развитии Японии и Южной Кореи связан с реформой производственного обучения.

9 стр., 4027 слов

Менеджмент в организации

... РЖД» предоставляет спецодежду и инструменты для сотрудников организаций. У организации ПЧ-9 существуют конкуренты: ПЧ-8(Аскиз),ПЧ-11 (Боготол),ПЧ-15(Саянская). 4. Менеджмент в организации ... управления входят: технический отдел, отдел кадров, бухгалтерия, экономист, инженер по нормированию труда и инженер по охране труда. Организация ... Сейчас поставщиками ОАО РЖД являются компании из 19 отраслей, ...

В 1920-е и 1930-е годы сфера управления производством значительно расширилась. Например, использование децентрализации позволило получить оптимальное сочетание особых преимуществ, которыми обладают крупные и мелкие экономические субъекты внутри компании. Бухгалтерский учет прошел путь от простого «бухгалтерского учета» к анализу и контролю. Планирование эволюционировало от печально известных «диаграмм Ганта», впервые появившихся в 1917–1918 годах, до планирования военного производства. То же верно и для аналитической логики и статистики, которые используют количественную оценку для преобразования опыта и интуиции в определения, информацию и диагноз.

Маркетинг родился из применения принципов менеджмента к маркетингу и продаже продуктов. Более того, еще в середине 1920-х и начале 1930-х годов пионеры менеджмента в Соединенных Штатах Америки, такие как Томас Уотсон-ст. из компании IBM, которая тогда делала первые шаги; Роберт Е. Вуд из компании Sears, Roebuck; Джордж Элтон Мейо из Harvard Business School, подвергли сомнению существующий способ организации производства. Они пришли к выводу, что сборочная линия (конвейер) — далеко не идеальный вариант организации труда, а всего лишь временный компромисс. Несмотря на огромную производительность конвейера, он невыгоден с экономической точки зрения из-за отсутствия гибкости, нерационального использования человеческих ресурсов и плохой проработки конструкции. Они начали думать и экспериментировать, что в конечном итоге привело к идее «автоматизации» как эффективного способа организации производственного процесса. Более того, именно эти специалисты предложили идеи бригадного контракта, кружков качества и «информационной организации» как способа эффективного управления человеческими ресурсами. Каждая из этих управленческих новаций реализовала научный подход к производственной деятельности; на смену силовым методам решения проблем пришли более тонкие и эффективные. Другими словами, вместо того, чтобы «брать по номерам», предлагалось выиграть по «умению».

Колоссальный эффект от этих нововведений проявился уже во время Второй мировой войны. Честно говоря, немцы были великолепны: поскольку у них были значительно более короткие внутренние коммуникации, немецкой армии требовалось меньше вспомогательных воинских частей, что позволяло им сражаться наравне со своими противниками. Однако Третий рейх проиграл — и эта потеря произошла в основном из-за просчетов в управлении. Соединенные Штаты Америки, население которых составляло лишь пятую часть населения всех других воюющих стран, имели почти такое же количество солдат, как и все члены антигитлеровской коалиции. В то же время Соединенные Штаты произвели больше военной техники, чем все другие союзники вместе взятые. Американцы доставили свою военную технику в отдаленные районы войны, такие как Китай, Советский Союз, Индия, Африка и Западная Европа. Поэтому неудивительно, что в конце войны мир обратил внимание на проблемы надлежащего управления. Неудивительно, что менеджмент стал относительно самостоятельной сферой человеческой деятельности, сферой, которую можно изучать и развивать как особую научную дисциплину. Именно это происходило в каждой стране, ставшей одним из послевоенных экономических лидеров.

4 стр., 1572 слов

«Организация внеурочной деятельности по английскому языку»

... методической темы: «Организация внеклассных занятий на иностранном языке». Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку 1. Направления внеурочной деятельности В документах ФГОС ... различия Добровольный характер, Внеурочный характер занятий, Большая самостоятельность и инициативность 2. Принципы организации внеурочной деятельности Принципы добровольности и массовости, ...

После Второй мировой войны стало очевидно, что менеджмент нельзя рассматривать как исключительно экономическое явление. Концепция менеджмента применима практически ко всем видам человеческой деятельности, в которых участвуют организованные группы людей с разным объемом знаний, разным уровнем подготовки и квалификации. Менеджмент можно с успехом применять ко всем учреждениям так называемого «третьего сектора», таким как больницы, университеты, церкви, творческие организации и органы социального обеспечения, которые после войны множатся в Соединенных Штатах Америки даже быстрее, чем коммерческие фирмы или государственные организации. Несмотря на то, что управление общественными работами или сбором благотворительных пожертвований существенно отличается от управления коммерческой фирмой, функции менеджеров в обоих случаях одинаковы; в частности, определение оптимальной целей, повышение квалификации и обеспечение возможностей для служебного роста своих подчиненных, определение экономических показателей деятельности своего подразделения и маркетинг услуг своей организации. Менеджмент в мировом масштабе стал новой социальной функцией.

1.2 Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) — это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

  • теорию руководства;
  • практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие «менеджмент» стало частью нашей повседневной жизни и стало привычным для корпоративной жизни. Однако следует иметь в виду, что речь идет о новой философии, в которой действуют разные системы ценностей и приоритетов.

В этой связи необходимо подробнее остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «менеджмент» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но на самом деле их реальное содержание сильно различается. Когда мы используем термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой мы имеем в виду весьма специфический круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление» не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской акционерной компании. Кроме того, адекватной экономической базой для управления является управление рыночного типа, осуществляемое на основе промышленной организации производства или торговли.

Таким образом, термин «менеджмент» используется в связи с управлением экономической деятельностью, тогда как для других целей используются другие термины.

В наших терминах следует использовать термины «организация», «менеджмент» и «администрация». Однако правительственные, общественные и другие организации также должны использовать принципы и методы управления, если они хотят достичь своих целей с минимальными затратами.

2 стр., 677 слов

Положительные стороны участия персонала в управлении организацией

... действенной корпоративной культуры; обеспечение участия наемных работников в управлении, в прибыли и в собственности. Использование этих средств ... компании в целях привлечения и удержания квалифицированного персонала, формирование лояльности персонала к организации, положительной ... на обзор корпоративного управления и менеджмента российских компаний, следует заметить, что в отечественной науке и ...

Управление — это управление людьми, которые работают в одной организации с общей конечной целью. Но менеджмент — это не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т.е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими успеха являются:

  • выживание организации в долгосрочной перспективе;
  • результативность;
  • эффективность.

С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных из науки управления, опыта лучших менеджеров мира и искусства управления.

Как система научных данных, менеджмент — это набор философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.

Сущность менеджмента.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис.1.1).

Рис.1.1 Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

  • «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
  • «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
  • «чем» осуществляется управление аспект).

Возможно, центральным моментом роли менеджера в управлении является его понимание своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции, безусловно, связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, выполняющие основные задачи в управлении:

  • сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);
  • формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);
  • критериев принятия решений («Какой путь лучший?»);
  • инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.1.2).

Рис.1.2 Сущность менеджмента

Необходимые для управления организациями ресурсы.

К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:

  • материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;
  • финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);
  • людские ресурсы (персонал);
  • информационные ресурсы;
  • временные ресурсы.

Управление как особый вид деятельности, его специфика.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление — не что иное, как «настраивание людей на труд».

Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.

Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять — значит приводить к успехам других.

Майкл Мескон считает, что управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Можно дать и такое определение: управление — это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.

Все приведенные определения управления имеют нечто общее — это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

  • предмет труда, которым является труд других людей;
  • средства труда — организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;
  • объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;
  • продукт труда, которым является управленческое решение;
  • результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

Организация как объект управления:

составные части, уровни, основные процессы.

Организация — это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.

Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1) получение ресурсов из внешней среды;

2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.

В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

Элементы процесса управления.

Управление — это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители).

Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер — руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты — работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т.д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а самоуправление — как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников — это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Поскольку менеджмент — это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

1.3 Цели и задачи управления, Постановка оперативных целей.

Целенаправленность управления предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели (несмотря на препятствия и даже вопреки им).

В последнее время в литературе появилось даже новое понятие «напористость менеджера», которое предусматривает осуществление неоднократных мер, решений или мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Очень важно, чтобы цель была поставлена в показательной форме и ее можно было измерить.

Примеры правильно поставленных целей:

  • повышение объемов продаж на 10%;
  • снижение себестоимости продукции на 5%;
  • повышение прибыли на 7%;
  • повышение рентабельности на 2%.

Примеры неправильно поставленных целей:

  • повышение качества продукции;
  • улучшение дизайна выпускаемой продукции и т.д.

Очевидно, что в первом случае необходимо выделить показатель или показатели, позволяющие оценить качество продукции, например среднее время наработки на отказ продукта, или процент выхода годных изделий (например, при изготовлении микросхем).

Во втором случае необходимо разработать систему оценки дизайна продукции (например, автомобиля или электронной системы).

Обычно для этих целей используется метод экспертных опросов (например, по баллам: 1 — удовлетворительно; 2 — хорошо; 3 — отлично) специалистов или потенциальных покупателей, клиентов, Опрос экспертов позволяет вычислить максимальный средний балл дизайна выпускаемой продукции и поставить цель на будущее.

Соотношение цели и достигнутых результатов.

Часто встречаются три варианта.

1. Конечный результат (который также должен быть обязательно измерен) не только близок, но и превосходит поставленную цель.

2. Конечный результат уступает поставленной цели.

3. Конечный результат противоречит поставленной цели.

Очевидно, что в первом варианте организация явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо к более точным предварительным расчетам и планам.

Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат — тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за слабой «напористости» менеджеров, плохой системы управления организацией, в других случаях — из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей.

Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д. Более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются. В экономике также возможны ситуации, когда цель, например повышение производительности труда за счет ужесточения дисциплины, входит в противоречие с достигнутым результатом (снижение психологической мотивации к труду приводит к резкому уменьшению показателей производительности).

Задачи управления.

К основным задачам управления можно отнести:

  • управление персоналом (коллективом, кадрами);
  • управление качеством продукции;
  • управление инновациями (нововведениями в организации);

управление роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание

управление финансовыми ресурсами;

  • управление материальными ресурсами и запасами;
  • управление информационными ресурсами;
  • управление временными ресурсами (сетевое планирование);
  • управление производительностью труда;
  • антикризисное управление предприятием;
  • управление маркетингом (маркетинговыми например, стратегиями «цена-качество»);
  • управление по целям (МВО) (предложено в 1950-х гг.П.

Друкером, предполагает правильную постановку цели (ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);

  • управление по результатам (цикличный процесс постановка результатов (целей) — процесс ситуационного управления — контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).

II. Основные функции менеджмента

Когда говорится о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеется в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения плана. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций.Т. е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

В настоящее время в определение функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость.

Можно сформулировать некоторые исходные позиции. В функциях проявляется сущность, содержание управления. Отсюда функция управления есть функция процесса управления.

Функция — это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого.

Управление — совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства.

Дать исчерпывающий перечень функций управления очень трудно. Несмотря на многообразие их можно разделить на общие и конкретные.

К общим функциям относятся: прогнозирование и планирования; мотивация; координация и регулирование; организация; контроль; учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда.

К конкретным функциям относятся: производственные функции (технические, технологические, организация труда и т.п.); управление НТП; экономические функции; политические функции.

Вся огромная совокупность управленческих действий может быть сведена к ограниченному перечню относительно функций, составляющих замкнутый цикл управления:

  • Принятие управленческого решения;
  • Реализация решения;
  • Контроль.

Каждая из функций может быть подвергнута дальнейшей дифференциации. В табл.1 предлагается один из возможных вариантов.

Табл.1

Функции управления Составляющие функций управления
Принятие управленческого решения Прогнозирование
Планирование
Реализация решения Организация
Координация и регулирование
Активизация и стимулирование
Контроль Учет
Анализ

Остановимся на характеристике общих функций управления.

2.1 Прогнозирование и планирование

Экономическое прогнозирование — это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.

Планирование — это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и т.п. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает

Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется рыночной экономики, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.

Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.

Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства — важнейшее условие его эффективности.

Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Существует три основных типа планирования.

планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) — это определение промежуточных целей на пути достижения целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) — это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при