Анализ отечественных правовых памятников Памятники русского права. Вып. 4 : Памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV-XVII вв. / под ред. Л.В. Черепнина. М. : Госюриздат, 1956. С. 233. свидетельствует о том, что уголовное законодательство об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями сформировалось далеко не сразу и уходит своими корнями к концу XV — началу XVI веков. В досудебном законодательстве не было выявлено общих элементов правонарушения, а особые элементы были в основном посвящены защите правосудия. Так, в Судебнике 1550 г. наказанию подлежало вынесение неправосудного решения, причем не только неосторожное, как в статье 19 Судебника 1497 г., но и умышленное. То есть дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют сделать вывод, что официальная преступность — ровесница государства. Распространенность и социальная опасность этого явления стремительно возрастают во времена великих социальных потрясений, часто сопровождаемых почти полным разрушением верховенства закона и одновременным увеличением зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия — не исключение.
В настоящее время, в период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, весьма важная роль в этих процессах отведена органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. Решение масштабных задач, стоящих перед обществом и государством, во многом зависит от точности функционирования государственной службы, честности и подотчетности ее сотрудников. Между тем, в силу ряда причин, во властные структуры и на государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность; ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность этих органов, подрывающими их авторитет в глазах общества.
Коррупция и, прежде всего, официальная преступность, как наиболее опасная составляющая, представляют угрозу для российского общества, ослабляя и даже меняя направленность государственного воздействия на многие сферы общественной жизни. Коррупция смогла «заполнить» ниши социального управления, оставленные государством свободными, раньше, чем это смогли сделать институты гражданского общества.
Вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является раскрытие содержания злоупотребления служебным положением в соответствии с современным законодательством Российской Федерации. Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
Демократия Наихудший Способ Управления Государством
... эту фразу?Аргументируйте " Демократия - это... Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего... Демократия – наихудшая форма правления. Если не считать... Эссе по обществознанию ... это форма правления, основанная на полном подчинении общества государству, которым правит партия, обычно с сильным лидером.[ ... а не себя. Таким образом, можно сделать несколько выводов. В мире со временем ...
1) определить понятие должностного преступления и проанализировать уголовное законодательство о должностной преступности;
2) дать уголовно-правовую характеристику злоупотребления должностными полномочиями по УК РФ.
Теоретической основой работы послужили труды таких известных ученых, как: Д.Н. Бахрах, А.В. Бриллиантов, Б.В. Волженкин, В. Воронин, В.В. Голубев, Н.А. Егорова, С.В. Максимов, А.В. Наумов, А.А. Пионтковский, П.С. Ромашкин, В.М. Чхиквадзе, и др. Также в работе использовались нормативные акты Российской Федерации.
Когда начинается уголовно-правовой анализ преступного мира, необходимо изучить понятийный аппарат преступного мира. С.И. Ожегов определяет должность как служебный долг, служебную должность, офицер — как лицо, занимающее административную или руководящую должность. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М. : Изд-во «Азъ», 1992. С. 488. Следует согласиться с Д.Н. Бахрах, который считает, что должность — это, прежде всего, служебные обязанности, при выполнении которых должны осуществляться служебные действия. Бахрах Д.Н. Административное право России : учеб. М. : Норма-ИНФРА-М. 2000. С. 209.
Определение понятия «должностное лицо» необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения работников к ответственности за нарушения или должностные правонарушения в зависимости от квалификации правонарушения.
Понятие «должностное лицо» многократно используется в Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации : принята 12 дек. 1993 г. (в ред. ФКЗ от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек.. Так, в ст. 41 Конституции РФ говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).
Уголовный кодекс РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 28 июл. 2012 г. № 141-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. (далее — УК РФ) дает определение должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ: должностным признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Постоянное выполнение назначенных функций означает, что они доверены лицу в силу занимаемой им должности. Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).
Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы (стажеры органов милиции, прокуратуры, арбитражные и присяжные заседатели).
Исполнительная власть и государственное управление
... дать понятие управления; рассмотреть социальное управление и его виды; изложить государственное управление. Субъекты государственного управления; охарактеризовать исполнительную власть; решить задачу. ... возложенных на него управленческих функции. Следовательно, менеджмент неотделим от понятия «власть», «государственная власть". Власть управления определяет возникновение организационных связей, ...
Осуществление лицом функций представителя власти является безусловным признаком должностного лица: эти функции никто, кроме должностных лиц, не выполняет. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти является должностное лицо правоохранительных, контролирующих или иных органов, которое в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 окт. 2009 г. № 19 // Рос. газ. 2009. 30 окт.).
Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий — права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений (ст. 318 УК РФ).
В п. 2 постановления от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что к представителям власти относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, оперативный состав органов прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ и т. п. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля. 2000 г. // БВС РФ. 2000. № 4. С. 5.
Что же касается лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то они могут быть как должностными, так и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, поскольку характеристика тех и других в примечании 1 к ст. 201 УК РФ и в примечании 1 к ст. 285 УК РФ совпадает. Должностные лица отличаются от лиц, выполняющих управленческие функции, не содержанием этих функций, а объемом, в котором они выполняются. Если организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции осуществляются в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ, то лицо, выполняющее указанные функции, является должностным. Если те же самые функции осуществляются в любой коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, то осуществляющее их лицо является не должностным, а лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.
Службы управления персоналом
... конкретного сотрудника. Сегодня службы управления персоналом стали многофункциональными, их задачи намного шире и многограннее, чем функции отделов кадров. Управление персоналом из вспомогательных служб становится одной из основных функций компании. Основная задача кадровой службы - повышение эффективности ...
В литературе принято выделять сотрудников государственных и муниципальных учреждений и организаций с двойным статусом. При выполнении сугубо профессиональных обязанностей (прием, консультирование, лечение больных врачом; чтение лекций, ведение практических занятий, научное руководство написанием курсовой или дипломной работы педагогом), такие лица не являются должностными. Но если те же лица осуществляют организационно-распорядительные полномочия (участие врача в работе экспертной комиссии по установлению инвалидности, пригодности к военной службе и т.д., выдача листка временной нетрудоспособности; участие педагога в приемной или государственной аттестационной комиссии и т. д.), то они признаются должностными. Так, Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала правильным осуждение за получение взятки Ш., который как врач-терапевт городской поликлиники был назначен председателем медицинской водительской комиссии при поликлинике, и в этом качестве получал вознаграждение от лиц, проходивших комиссионное обследование Обзор судебной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий // БВС РФ. 2009. № 8. С. 19-20.. Позиция Судебной коллегии полностью соответствует смыслу закона.
Формулируя определение рассматриваемой группы преступлений, не следует упускать из виду, что и в других главах УК РФ (например, о преступлениях против правосудия, о преступлениях против военной службы) предусматриваются некоторые преступления, субъектом которых является должностное лицо. Такие правонарушения обычно называют особыми видами правонарушений, и поскольку они затрагивают другие объекты, они не классифицируют их как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в местных государственных органах.
должностной лицо злоупотребление преступление
Последствия правонарушения заключаются в причинении существенного ущерба общественным или государственным интересам либо правам и интересам граждан, охраняемым законом. Действующий УК РФ относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Следует отметить, что название раздела X УК РФ не в полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной власти, но и местного самоуправления, т. е. публичной власти в целом. Следовательно, единым общим объектом всех этих преступлений является обширный набор социальных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местных автономий.
Видовой объект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как совокупность общественных отношений по осуществлению нормальной (т. е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.
Дисциплинарные процедуры в системе государственной службы в дореволюционной ...
... мер дисциплинарной ответственности. Рассмотрим подробнее юридическую природу дисциплинарных производств и дисциплинарной ответственности государственных служащих в дореволюционной России. Гущева Н.В., исследовав содержание нормативных документов, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих сделала вывод о том, что ответственность чиновников ...
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ. Для обеспечения полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность государственных чиновников, исполняющих обязанности государственной службы (федеральной или субъектов РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июл. 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. ФЗ от 28 дек. 2010 г. № 419-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. (ст. 48), за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление не входит в систему государственной власти и осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ).
Для обеспечения этих полномочий создается специальный управленческий аппарат профессиональных муниципальных служащих, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от 2 мар. 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. ФЗ от 17 июл. 2009 г. № 160-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152. (ст. 27) и оплачивается из средств местного бюджета.
Таким образом, видовой объект рассматриваемой группы преступлений состоит из трех элементов: 1) публичная власть, включающая все ветви государственной власти (в том числе органы военного управления) и местное самоуправление; 2) интересы государственной службы; 3) интересы муниципальной службы. Каждый из этих элементов, в зависимости от района совершения преступления, может служить прямым объектом.
Отличительные особенности преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключаются в следующем. Во-первых, все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами своих полномочий или с выполнением служебной деятельности другими государственными и муниципальными служащими, то есть с использованием или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей либо противодействием их исполнению. Во-вторых, они совершаются против интересов службы, то есть в ущерб интересам нормального функционирования аппарата государственного управления, государственной или муниципальной службы. В-третьих, они связаны с существенным нарушением законных прав или интересов граждан или организаций либо интересов общества или государства, охраняемых законом, либо создают реальную угрозу такого нарушения. В-четвертых, они совершаются специальным субъектом, за исключением ст. 291 УК РФ, ответственность по которой могут нести любые лица.
Полномочия органов местного самоуправления
... образования города; осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города; в случаях, установленных представительным органом, готовит и представляет на его рассмотрение проекты правовых актов; взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, ...
Учитывая четырехуровневую систему объектов по УК РФ, в отличие от трехуровневой по УК РСФСР 1960 г. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (утратил силу).
М. : Норма-Инфа М, 1993. , следует иметь в виду, что трактовка родового объекта в работах советского периода соответствует трактовке видового объекта должностных преступлений в научных публикациях современного периода. Что же касается родового объекта данных преступлений, то с позиции УК РФ в таком качестве выступает государственная власть, то есть «такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, то есть проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке» Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. : Юристъ, 2001. С. 45..
По мнению Б.В. Здравомыслова, родовым (видовым в современной интерпретации) объектом должна признаваться «правильная работа (или функционирование) советского государственного аппарата» Волженкин Б.В. Служебные преступления. М. : Юристъ, 2000. С. 98.. Аналогичной точки зрения в настоящее время придерживается большинство российских адвокатов по уголовным делам. Особенная часть : учеб. / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М. : ИНФРА М-Норма, 1997. С. 751; Курс уголовного права. Т. 5 : особ. часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М. : Зерцало-М, 2002. С. 90; Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М. : Норма-ИНФРА-М, 2001. С. 707.. Тем не менее, встречается более широкое понимание объекта должностных преступлений (в том числе злоупотребления должностными полномочий), за счет включения в него авторитета соответствующих органов. Данная позиция, скорее, отражает суть данного преступления, разъясняет его, позволяя максимально широко защитить интересы государственной и муниципальной службы.
Есть также противники квалификации полномочий занимаемой должности в качестве объекта правонарушения. С.П. Славянин считает, что авторитет или престиж государственной власти в целом и ее органов в частности является элементом правового сознания, он не порождает общественных отношений и не является таковым. Поэтому авторитет или престиж государственной власти и отдельных ее органов не может быть объектом рассматриваемого должностного злоупотребления, оно относится к правосознанию и выступает в виде проявления преступных последствий в форме морального вреда, который причиняется совершенным уголовно-наказуемым должностным злоупотреблением Слав С.П. Ответственность за должностные злоупотребления (по материалам Приднестровья) : автореф. дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.08 — уголов. право и криминология; уголов.-исполнит. право. М., 2004. С. 15-16.. Хотя С.П. Славянин справедливо приписывает власть элементу юридической совести, необоснованно исключает юридическую совесть из механизма уголовной защиты.
Поскольку нарушение полномочий государственного органа влечет за собой уголовные последствия, оно также нарушает объект, охраняемый уголовным законодательством.
Специфика реализации полномочий органов управления ВУЗа
... бы правильно представлять специфику полномочий органов военных вузов необходимо подробно разобраться с их структурой (на примере Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации, далее МВИ). ... коммуникации целого с внешними условиями. формы имеют относительную самостоятельность от содержания управления и в то же время служат ему1. Следовательно, успешная реализация ...
Некоторые авторы называют предметом правонарушения государственную дисциплину, которая в административном праве означает своевременное и сознательное выполнение всеми сотрудниками и гражданами обязанностей, установленных законами и иными правовыми актами. Исходя из этого определения, любое нарушение самого закона следует рассматривать как узурпацию объекта преступного мира, что вряд ли правильно. Кажется, что государственная власть не может существовать без ее функциональной и содержательной конструкции — государственной службы. Фактически функции государства реализуются через деятельность государственных органов, которая осуществляется в контексте государственной службы.
Таким образом, родовой объект этих преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность властей. По существу об этом же говорилось и в УК 1960 г. Эти правонарушения наносят ущерб функционированию и престижу субъектов государственной службы, интересам государственной службы и ее деятельности. Под интересами государственной службы понимается объем обязательств лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону. Службу в системе органов местного самоуправления следует рассматривать как выполнение соответствующих должностных и служебных функций.
в качестве прямых объектов данной группы преступлений логично рассматривать обычную деятельность органов власти или государственного управления, интересы государственной службы и службы местных автономий. Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления. То есть дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности).
Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка (ст. 290-291 УК РФ), документы (ст. 292 УК РФ).
Следует отметить, что защита государственной власти в УК РФ осуществлялась непоследовательно. понятно, что государственная власть обычно осуществляется через функционирование системы государственной службы в государственных и частично муниципальных органах, а также в вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях. Однако не все его функции выполняются государством через систему органов; некоторые из них имеют другой порядок проявления. Целый ряд правомочий по осуществлению функций государства (в первую очередь, социальной функции) передан государственным и муниципальным учреждениям, а также организациям иной организационно-правовой формы (например, унитарные предприятия).
Несмотря на это, защите в гл. 30 УК РФ подлежит нарушение интересов государства лишь в сфере осуществления публичной службы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях. Эта ситуация также противоречит административному законодательству, которое относит ряд работников государственных и муниципальных предприятий к государственным служащим. Все это позволяет отдельным ученым высказать серьезные сомнения в необходимости выделения самостоятельной гл. 23 УК РФ. По этому поводу нет единого мнения: одни за создание единой главы, другие против, а некоторые считают, что это совсем не важно.
Полномочия должностных лиц в таможенном менеджменте
... полномочия должностных лиц в управлении таможней, необходимо иметь четкое представление о таких понятиях, как «полномочия», «должностные лица» и области, связанной с их реализацией, а именно о таможенной службе. Вопрос о понимании полномочий ...
Другая точка зрения была предложена Л.А. Солдатовой, предлагающей свое видение системы рассматриваемых преступлений: предусмотреть в УК РФ специальный раздел «Служебные преступления» и включить в него две главы: «Преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» Солдатова Л.А. Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий : автореф. дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.08 — уголов. право и криминология; уголов.-исполнит. право. Ульяновск, 2002. С. 11.. Этот вариант, по сути, заслуживает внимания законодателя, но в то же время заставляет задуматься о присвоении нового родового объекта этих преступлений.
Название гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» является доказательством того, что законодатель в качестве объекта преступного посягательства выделяет как общественные отношения (а именно, общественные отношения, связанные с деятельностью государственной власти), так и охраняемые уголовным законом интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые сами по себе нельзя назвать общественными отношениями. В связи с этим применение традиционного понятия «субъект преступления — общественные отношения» в рассмотренном выше случае затруднительно. Следовательно, объектом преступной узурпации могут быть как общественные отношения, так и интересы, которым нанесен ущерб в результате совершения преступления. Такое понимание объекта преступления вполне отвечает современному состоянию отечественного уголовного права, наиболее точно отражает сущность объекта в теории уголовного права и в полной мере применимо при анализе объекта злоупотребления должностными полномочиями.
Под интересами службы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях следует понимать безупречное точное соблюдение государственными служащими, служащими органов местного самоуправления законодательства РФ о государственной и муниципальной службе, включающего Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Действия, наносящие ущерб этим интересам, влекут за собой серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, интересов общества или государства, охраняемых законом, что говорит об общественной опасности злоупотребления служебным положением. Понятие «интересы службы» образуют не только интересы того органа власти или учреждения, где состоит на службе должностное лицо, но и связанные с ними интересы других учреждений и организаций, интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления Стренин А.С. Соотношение злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11 : Право. 2002. № 3. С. 123..
Особенности управления в таможенных органах
... по совершенствованию системы управления изложена в принятой Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года и сводится к созданию в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства ...
Таким образом, представляется неверной позиция некоторых авторов, полагающих, что родовой, видовой и непосредственный объекты рассматриваемого преступления совпадают и составляют один общий объект — нормальную деятельность органов государственного управления, государственной службы и местного самоуправления. Смирнова Н.Н. Уголовное право. Общая и Особен. части : учеб. / под общ. ред. П.П. Глущенко, Ю.А. Лукичева. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 573. При такой трактовке нарушается общепринятое положение о том, что указанные объекты (родовой, видовой, непосредственный) должны находиться в плоскости одних и тех же общественных отношений. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и в его отдельных звеньях. В связи с этим можно согласиться с Б.В. Волженкиным Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 201.. Видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, является государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, то есть нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач.
Кроме того, при злоупотреблении должностными полномочиями посягательство на нормальную деятельность государственных органов или органов местного самоуправления совершается в форме использования должностным лицом своих служебных полномочий в корыстных или иных личных целях, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Следовательно, дополнительным объектом являются общественные отношения, защищающие законные права и интересы граждан, организаций, общества и государства.
Объективная сторона анализируемых преступлений состоит из различных форм уголовного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ злоупотреблением должностными полномочиями признается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется следующими обязательными признаками: а) использование лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) наличие причинной связи между использованием лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями. Уголовное право России : учеб. для вузов. // под ред. проф. В.К. Дуюнова. М. : ПРИОР, 2009. С. 437.
Следует подчеркнуть, что в отличие от УК СССР 1960 г. действующий Кодекс характеризует данное преступление как использование должностным лицом не служебного положения, а служебных полномочий. Некоторые авторы, анализируя текст ст. 285 УК РФ, делают вывод, что злоупотребление осуществляется в результате использования только конкретных служебных полномочий, а текст «использование» означает, что речь идет о деянии в форме действия Голубев В.В. Злоупотребление должностными полномочиями как основа отечественной коррупции // Зак-во. 2002. № 6. С. 81; Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 142; Уголовное право России. Часть Особ. : учеб. / отв. ред. Л.Л. Кругликов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 680.. Следует не согласиться с таким мнением, поскольку рассматриваемое преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, попустительство), которое состоит в совершении (либо несовершении) должностным лицом конкретных действий, которые формально не выходят за пределы служебной компетенции виновного, но совершаются (либо в нарушение обязанности не совершаются) им вопреки интересам службы, то есть в ущерб тем целям и задачам, которые поставлены перед данным должностным лицом в соответствии с его статусом.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать такие действия лица, которые непосредственно вытекали из его полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо в связи с занимаемой должностью, то есть составляющими его служебную компетенцию. Полномочия должностного лица, вытекающие из его служебного положения, различны. Чтобы установить, какие именно служебные обязанности были им нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим служебную деятельность отдельных должностных лиц, и определить их права и обязанности. Уголовное право России: учебник. для вузов. Т. 2 / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М. : Норма, 2005. С. 805.. Установление пределов полномочий должностного лица позволяет рассматривать определенные действия (бездействие) как злоупотребление должностными полномочиями.
Использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т. п., если при этом должностное лицо само не совершало действий по службе и не нарушало нормативных актов, регламентирующих его действия, не может считаться злоупотреблением должностными полномочиями. Хотя отдельные авторы считают, что подобный признак необходимо учитывать Яни П.С. Злоупотребление должностными полномочиями // Зак-во. 1999. № 9. С. 62.. В случае злоупотребления служебным положением автор не выполняет свои служебные обязанности, а использует предоставленные ему полномочия вопреки интересам службы в личных целях. Поэтому если допустить, что при злоупотреблении должностными полномочиями используется авторитет занимаемой должности, тем самым не уточняется характер этого превышения и не указываются никакие ориентиры для его квалификации, ибо данный авторитет неизбежно вытекает из факта занятия должности. Напротив, это приводит к слишком широкой интерпретации авторитета позиции, такой как использование личных связей, внешнего давления и других действий, которые не могут представлять собой злоупотребление служебными полномочиями. Таким образом, использование должностным лицом своего авторитета есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Наумова. М. : Юристъ, 1996. С. 602..
Помимо формы поведения, обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями являются общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Эти последствия в УК 1960 г. именовались существенным вредом и фактически не изменили своего юридического смысла. Некоторые ученые полагают, что определить нарушение (вред) как существенное можно лишь в зависимости от конкретных обстоятельств данного дела Курс советского уголовного права : в 6 т. Т. 6. Часть Особ. : Преступления против государственного аппарата и общественного порядка. Воинские преступления / ред. кол.: А.А. Пионтковский, П.С. Ромашкин, В.М. Чхиквадзе; АН СССР, Ин-т государства и права. М. : Наука, 1971. С. 10.. Другие определяют существенность вреда, исходя из одного только стоимостного критерия Мельникова В.Е. Должностные преступления. Вопросы уголовно-правовой квалификации : учеб. пособие / отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М. : ВЮЗИ, 1985. С. 18.. Также существует точка зрения, что существенный вред может выражаться в: а) причинении прямого материального ущерба государственному или общественному имуществу; б) заведомо для виновного упущенной выгоде; в) нарушении охраняемых законом политических, трудовых, жилищных, личных и имущественных прав и интересов граждан; г) подрыве престижа представителей государственной власти и управления; д) создании обстановки, затрудняющей учреждению, предприятию осуществлять основные функции.
Общественно опасные последствия этого преступления определяются как существенное нарушение законных прав и интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. По характеру эти последствия могут носить как имущественный, так и иной характер — нарушение конституционных прав и свобод, подрыв авторитета органов власти, создание помех в функционировании публичных институтов, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т. п. При этом следует помнить, что категории материального ущерба и морального вреда довольно тесно связаны. Например, различные притеснения гражданина по работе из мести или личных неприязненных отношений нередко выражаются не только в неоправданном усложнении служебных заданий и различных придирках, но и в лишении заслуженной премии, уменьшении должностного оклада и т. п.
Материальный ущерб, причиненный злоупотреблением служебным положением, может быть как в виде реального материального ущерба, так и в виде упущенной выгоды. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. (далее — ГК РФ) реальный ущерб причиняется в результате утраты или повреждения имущества, а упущенная выгода — это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Понятие значительного ущерба не может быть отнесено к нарушению полномочий властей, к нарушению общественного порядка, к вмешательству и нарушению работы, поскольку эти последствия несущественны или крайне неопределенны. Квициниа А.К. Должностные преступления. М. : Рос. право, 1992. С. 53.
Такая разновидность существенного нарушения, как нарушение нормальной деятельности учреждения или органа, может быть связана с нарушением производственного ритма, запутанностью учета, систематическим невыполнением плана, израсходованием имущества не по назначению и т.п.
Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий. Порой опосредованный характер связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями; отсутствие физического взаимодействия между причиной и следствием; неоднозначность связей, когда одно и то же нарушение вызывает разнообразный, хотя в целом и ограниченный круг последствий, и, наоборот, конкретное последствие может быть результатом различных, но однородных нарушений; нормативный характер причины, обусловленный тем, что ею является лишь деяние, нарушающее то или иное положение, закрепленное в правовой норме; ограниченность деяний, способных выступать в качестве причины последствий, предусмотренных законом; ограниченность последствий, признаваемых в качестве признака преступления и т.д., то есть цепь причинности при злоупотреблении должностными полномочиями, нередко носит неоднозначный характер.
Наиболее общепринятой в отечественной доктрине уголовного права является теория необходимого причинения (необходимой и случайной причинной связи).
Например, В.Е. Мельникова отмечает следующие черты причинности: «Наступивший существенный вред может быть вменен должностному лицу в ответственность, когда он явился необходимым закономерным последствием совершенного должностным лицом действия либо, наоборот, бездействия, имел в этом свое основание» Мельникова В.Е. Указ. соч. С. 21.. Такое разъяснение полностью согласуется с основными положениями данной теории. А.А. Пионтковский указывал, что «вопрос об ответственности за наступившие последствия может быть поставлен и положительно решен лишь тогда, когда эти последствия были необходимыми, закономерными последствиями совершенного лицом действия, имели в нем свое основание» Курс советского уголовного права / Ред. кол.: А.А. Пионтковский, П.С. Ромашкин, В.М. Чхиквадзе. С. 77.. Деяние, совершаемое в силу служебного положения виновного, должно по времени предшествовать наступлению существенного вреда, указанного в законе. Оно должно являться главной и непосредственной причиной его наступления. Вред должен быть необходимым и закономерным, а не случайным последствием деяния по службе. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления : понятие и квалификация. М. : Юрид. лит., 1975. С. 23.
Противоположного мнения придерживается М.Д. Лысов, который усматривает ее упречность в смешении объективного и субъективного, сложности доказывания при опосредованном причинении вредных последствий, и стоит на позициях непосредственной (прямой, ближайшей) причинной связи. При этом он выделяет несколько характерных видов причинных связей: 1) непосредственные и опосредованные; 2) прямые и ответвленные (аберрационные); 3) ближайшие и отдаленные; 4) простые и сложные. Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1972. С. 122-123. В отличие от непосредственной, при опосредованной причинной связи последствия вызываются не действиями должностного лица, а действиями других лиц или воздействием производственных факторов либо сил природы. Критерием отграничения является установление объективно общественно опасного характера совершенного должностным лицом деяния.
Теория непосредственной причинной связи не раз подвергалась обоснованной критике в научной литературе, в частности, в связи с тем, что не общественная опасность деяния является критерием причинности, а наоборот, причинная связь между деянием и общественно опасным последствием придает деянию общественно опасный характер. Поэтому нет оснований для оспаривания ставшего традиционным мнения об обязательности установления необходимой причинной связи между превышением должностных полномочий и соответствующими последствиями.
Состав данного преступления сконструирован как материальный, поэтому оконченным преступление следует считать с момента наступления общественно опасных последствий. Уголовное право. Общая и особенная части : учеб. для вузов / под общ. ред. проф. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М. : Норма, 2008. С. 517.
Подводя краткий итог, следует отметить, что объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями в доктрине уголовного права понимается достаточно единообразно и в целом соответствует законодательной трактовке этого состава преступления. Наиболее типичные ошибки в судебной практике связаны с игнорированием специфики действий должностного лица, содержания последствий и развития причинной связи.
Введение в УК РФ признака «использование служебных полномочий» вместо признака «использование должностного положения» положило конец многолетним спорам специалистов об узкой и широкой трактовке понятия «использование должностного положения». Закон однозначно решил эти споры в пользу узкого понимания данного признака рассматриваемого преступления. Представляется, что вполне обоснованно отказался новый закон и от двойного наименования этой статьи, исключив указание на злоупотребление властью, поскольку никаких принципиальных отличий между злоупотреблением властью или должностными полномочиями нет.
В соответствии с диспозицией нормы деяние должно быть совершено вопреки интересам службы. Это означает, что оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и задачам, выполняемым отдельными управленческими системами и звеньями, нарушает основные принципы и методы работы. В этой связи необходимо отметить, что судебная практика неоднократно сталкивалась со случаями, когда должностное лицо допускало нарушения служебных инструкций, но делало это ради достижения успехов в деятельности соответствующего учреждения Изосимов С.В. Злоупотребление должностными полномочиями : проблемы законодательного определения и квалификации // Рос. судья. 2003. № 3. С. 58..
Кроме субъективной стороны, большое значение для квалификации имеет субъект злоупотребления должностными полномочиями, который един для большинства должностных преступлений.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, может быть только должностное лицо, не занимающее государственных должностей РФ либо субъекта РФ, а также должности главы органа местного самоуправления. К лицам, занимающим государственные должности РФ, закон относит лиц, занимающих должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» Уголовное право России. Части общая и особенная : учеб. / под ред. проф. А.И. Рарога. СПб. : Проспект, 2008. С. 590., государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что новое служебное законодательство не знает разделения должностей на три категории: «А», «Б» и «В», что было характерно для Федерального закона «Об основах государственной службы» 1995 г. Об основах государственной службы РФ : федер. закон от 31 июл. 1995 г. № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990. (утратил силу) Общепризнанно, что должностное лицо исполняет свои обязанности постоянно, временно или по специальному полномочию, но на законных основаниях. Не обязательно, чтобы в момент злоупотребления должностными полномочиями лицо демонстрировало внешние атрибуты власти (находилось в форме, предъявило удостоверение).
С другой стороны, необходимо, чтобы виновный в начальной стадии превышения выступал в качестве должностного лица и воспринимался в этом качестве окружающими и потерпевшими.
Под главой органа местного самоуправления следует понимать предусмотренное уставом данного муниципального образования выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, которое избирается населением либо представительным органом данного муниципального образования в порядке, установленном федеральными законами и законами субъекта РФ (ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.).
Ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» указывает, что гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Статус публичного (государственного или муниципального) служащего складывается из органически взаимосвязанных элементов: прав, обязанностей, поощрений и гарантий, ответственности, Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс : полный курс. — М. : Изд-во Тихомирова М.Ю., 2001. С. 255-261. однако с позиций уголовного права первоочередное значение имеют первые два элемента — права и обязанности, описанные в законодательстве и научной литературе.
Кроме термина «служащий», в административном законодательстве широко употребляется термин «должностные лица» (например, в Таможенном кодексе РФ 2003 г. Таможенный кодекс Российской Федерации : от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 нояб. 2010 г. № 311-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.), определение которого содержится в ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 8-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I).
Ст. 1. (далее — КоАП РФ).
Получается, что понятие должностного лица в административном праве имеет существенные особенности по сравнению с уголовным правом. Представляется, что выработка общего понятия должностного лица для уголовного и административного права невозможна с учетом разных методов правового регулирования административного и уголовного законодательства.
Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категорий четыре:
1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, и замещаемые без ограничения срока полномочий.