Этическая и моральная стороны работы социального педагога

Курсовая работа

Имя специалиста «социальный учитель» происходит от слова учитель, которое в первую очередь ассоциируется с учителем. Поэтому неудивительно, что после введения такой должности учителя стали первыми социальными педагогами; они также составляют большинство студентов по всем формам переподготовки кадров для получения аттестата по данной специальности. Неудивительно, что профессиональная подготовка социальных педагогов в основном ведется в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога много общего. Прежде всего, эти две профессии то роднит, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его формиров ание и социальное становление.

Вместе с тем, профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд важных отличий, позволяющих раскрыть специфику двух родственных профессий. Педагог, выполняя свою основную воспитательную функцию, передает подрастающему поколению накопленные обществом знания и социокультурный опыт, в процессе которого происходит формирование и воспитание ребенка. В центре внимания социального педагога — социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива изоляции, «падение» нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель, уже находящийся в процессе профессионального обучения, ориентируется на работу в учреждении определенного типа, то есть в общеобразовательном учреждении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога намного ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной помощи. разграничить социально-педагогическую область и сферу социальной работы крайне сложно, поскольку обе они только что сформировались. При этом можно отметить как минимум одно важное различие, устанавливающее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности. Оно состоит в том, что в различие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или другие социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

23 стр., 11270 слов

Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит ... сознания, а определяются конкретно – историческими условиями. Социальными условиями, в которых он живёт, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь (Леонтьев 1974). Но, ...

Цель данной работы — раскрыть этические и нравственные аспекты работы социального педагога.

Для реализации цели постановлены следующие задачи:

Обратите внимание на профессионально значимые качества социального учителя.

Проанализируйте основные этические принципы социального учителя.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Этика социальной работы как научная теория ещё на стадии развития находится, ибо становление в нашей стране профессии социального работника проистекает в наши дни. С 1991 года социальная помощь существует в России как вид самостоятельной профессиональной деятельности. В Западной Европе и США социальная работа как особый вид профессиональной деятельности восходит к концу XIX века. Как и в других профессиях, у него есть определенные специальности и специализации. Среди них следующие можно выделить: социальные работники управленческого уровня, социальные работники социальных служб, специалисты по социальной работе с инвалидами, социальные работники служб занятости и миграции, социальные педагоги, социальные психологи и др. Как видите, социальная работа весьма разнообразна по своему содержанию, что устанавливает разнообразие ее форм.

Большое количество специализаций в этой профессии зависит от социальной политики, проводимой государством, а также от российских социокультурных традиций. Особенности социальной политики современного российского государства выражаются в том, что социальные работники заняты в сфере социального обеспечения и образования. В Российской Федерации создаются системы социальных услуг для оказания помощи пожилым людям, инвалидам, семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, и другим категориям людей, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. [2]

В настоящее время некоторые специалисты анализируют социальную работу как вид социальной помощи, поддержки всех людей, потому что каждому человеку необходимо реализовать свои социальные потребности.

Однако социальная работа сегодня — это вид профессиональной деятельности, объектом которой являются «слабые» слои общества, неспособные справиться с стоящими перед ними проблемами. Позиция социального работника также существует в существующих учебных заведениях. Социальные работники помогают подросткам, когда их родители не выполняют свои обязанности перед ними. Социальные педагоги, имея навыки работы с «трудными» детьми, оказывают педагогам и детям необходимую психолого-педагогическую помощь.

Несмотря на то, что «социальная работа» превратилась в независимую профессию за последнее десятилетие, различные виды социальной помощи оказывались даже на ранних этапах социального развития. Общество не смогло бы выжить, если бы оно не поддерживало те слои населения, которые в ней нуждаются.

Ранние социальные нормы, которые отражали потребность в производстве в древних обществах, не имели морального содержания. Их цель состояла в том, чтобы помочь удовлетворить насущные потребности членов сообщества в еде, одежде и безопасности.

3 стр., 1225 слов

Принципы деятельности и функции коммерческих банков

... лиц. В своей деятельности коммерческие банки руководствуются определенными принципами, соблюдение которых позволяет обеспечить достижение основной цели: получение прибыли. Основополагающий принцип коммерческого банка - действовать в пределах фактически имеющихся ресурсов. Коммерческие банки могут осуществлять вложения, ...

Первобытный человек не обладал физическими способностями, необходимыми для ведения уединенного образа жизни. Поэтому жизнь в коллективе была «уготована» ему его личной природой. [11;25]

Общинные формы взаимоотношений, возникшие на доисторической ступени общественного развития как отмечает И.Л. Зеленкова, были социальной базой для возникновения простейших форм нравственных отношений. Общинные черты жизни (общность земли, постановление всех спорных вопросов на собраниях, наличие целого бога-покровителя, одинаковые права в управлении) определяли возникновение целых норм поведения.

Благотворительность — одна из форм проявления милосердия в современном обществе. Филантропия (с гр. – человеколюбие) обозначает благотворительность. В древней истории истоки благотворительности можно отыскать. Общественное мнение в древности ценило действия любого человека, исходя из того, как в них сочетались личные и коллективные интересы. Поведение, осужденное сообществом, в котором игнорировались общественные интересы. Постепенно в этом процессе выработались простейшие моральные нормы, которые впоследствии были названы народной мудростью. Самые древние правила народной мудрости (народной нравственности) относились отношения к умершим, старшим, женщине-матери, детям. К этому периоду можно отнести, пишет Г.П. Медведева, возникновение «прообразов будущей благотворительности».

Оказание поддержки слабым (старикам, детям, оставшимся без родителей) в общественном сознании оценивалось с древнейших времён как выражение милосердия, доброты, доброжелательности, радушия.

Основная цель Кодекса этики — определить основные права и обязанности, вытекающие из характеристик профессиональной деятельности социального учителя.

Кодекс «Клиент и общество» предназначен для защиты в целом от нежелательных последствий неконтролируемого и неквалифицированного психологического и социально-педагогического воздействия, а также для защиты социальных педагогов и практической социально-педагогической деятельности от дискредитации.

Этические принципы вызваны обеспечить:

  • Постановление профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • [12;63]

Защиту законных прав людей, с которыми в профессиональное взаимодействие вступают социальные педагоги;

  • Сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
  • Усилить авторитет службы социально-педагогического образования среди студентов, школьников, родителей и педагогического сообщества.

Главными этическими принципами деятельности социального педагога является:

  • Принцип конфиденциальности и информированности клиента;
  • Принцип компетентности;
  • Принцип ответственности;
  • Принцип этической и юридической правомочности;
  • Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;
  • Принцип благополучия клиента;
  • Принцип профессиональной кооперации.

Полученная информация не подлежит преднамеренному или случайному разглашению. Если необходимо передать ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

Участие учащихся, воспитанников, их родителей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., осмысленным и добровольным должно быть.

4 стр., 1588 слов

Курсовая работа социально трудовые отношения

... социально-трудовых отношений. Задачи работы: Рассмотреть значение коллективного регулирования труда; Изучить конституционное право на ведение коллективных переговоров и заключения коллективного трудового ... на всех сотрудников соответствующего подразделения. Кстати, суд не вправе признать положения коллективного договора недействительными по заявлению отдельного сотрудника. Стороны социального ...

Люди, участвующие в социально-педагогических исследованиях, должны осознавать объем и характер своей работы.

При работе с клиентами используйте язык, который им понятен.

Заключение социального педагога по результатам опроса не должно быть категоричным. Оно клиенту может быть предложено только в виде ясных назначений.

Присутствие третьих лиц во время консультирования только с предварительного согласия клиента допускается или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих).

Социальный педагог должен четко устанавливать и учитывать в своей деятельности уровень своей ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.

Социальный педагог ответственность несет за соблюдение «этического кодекса»

В случаях, когда несовершеннолетнему не исполнилось 16 лет, родители должны дать согласие на его участие в психологических процедурах или лицам, которые их заменяют.

Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права использовать непроверенную информацию, чтобы вводить людей в заблуждение относительно их образования и степени компетентности.

Социальный педагог клиента может не информировать об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные способы достижения этих целей невозможны.

Принимая постановление об оказании социально-педагогической поддержки, социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями для ведения социальной и образовательной деятельности.

В случае несоответствия норм настоящего Кодекса обязанностям, возложенным на него администрацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами настоящего Кодекса.

2.2 Стандарты этического поведения социального педагога

Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника устанавливают нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты исчерпывающего характера не носят.

Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника. [12;45]

Социальный работник и социальный педагог:

  • а)соблюдают Кодекс этики, ратифицируют ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, защищают, улучшают и популяризируют их;
  • б)поднимают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, формируют профессионализм социальной работы, к постановлению посильных для них задач привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников;
  • в)поднимают статус социальной и социально-педагогической работы, ее защищают от неосновательной критики и у людей разнообразных социальных групп укрепляют веру в ее необходимость;
  • г)принимают участие и поощряют иных к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности;
  • д) достигнутые в личной практической работе итоги критически оценивают, свои профессиональные и личные возможности не преувеличивают;

— е)в доходчивой форме объясняют окружающим предназначение, цели и задачи профессиональной социальной и социально-педагогической работы, как в качестве представителя этих профессий, так и в качестве представителей Союза социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.

2 стр., 852 слов

Роль общения в работе педагога

... общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности учителя. Коммуникация - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. ... по общению. Поэтому первым необходимым условием успешного взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии есть три компонента общения: интерактивный, ...

Этическое поведение но отношению к людям, которые пользуются социальными услугами

Социальный работник и социальный педагог:

  • а) принципы социальной работы соблюдают в части относящейся клиентов: человека принимают таким, как он есть;
  • его привлекают к активной коллективной работе;
  • обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и к ней доступ;
  • ответственность несут за последствия своей работы с клиентом;
  • личную порядочность выражают по отношению к нему;
  • б) собственные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними постановлению его проблем ценят и уважают;
  • проявляют поддержку клиентам с целью возобновления и развития их личных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав иных людей и социальных групп;
  • в) приоритет отдают помощи главных интересов клиентов, но при этом интересы и иных людей уважают и учитывают;
  • в тех случаях, когда появляется конфликт интересов разнообразных клиентов или конфликт интересов клиента и функционирующего в России законодательства, клиента предупреждают о том, что могут быть отклонены его интересы и просьбы;
  • г)минимизируют применение юридических, психологических, экономических или прочих видов принуждения;
  • в случаях, когда неизбежно такое принуждение, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано;

— д) всякие формы дискриминации отвергают, сформированной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте , вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических, недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

Этическое поведение по отношению к коллегам

Социальный работник и социальный педагог:

  • а) к коллегам с уважением относятся вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, проявляя им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в сфере социальной и социально-педагогической деятельности;
  • б)уважают разнообразные взгляды и подходы коллег и иных специалистов, на себя принимая ответственность за справедливость своей критики в их адрес в разнообразных инстанциях и межличностных отношениях;
  • в) своих коллег защищают от всяких форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных союзов в тех случаях, когда такое влияние необоснованно;
  • [3]

г) советам и консультациям коллег и наставников следуют, если они служат интересам дела.

13 стр., 6372 слов

Социальная работа с семьями «группы риска» (на примере ...

... района, направленной на работу с семьями «группы риска». 3. Разработать программу по оптимизации социальной работы Невского районного центра поддержки семьи и детей с семьями из группы риска». Объект исследования: семьи «группы риска». Предмет исследования: социальная работа с семьями «группы риска». Гипотеза исследования:социальная работа с семьями «группы риска» будет эффективна, если: ...