Введение в психолого-педагогическую деятельность

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет психолого-педагогический

Кафедра психологии образования

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность»

для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность программы: Психология образования

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

Виды занятий

Распределение по семестрам

Всего часов

1

семестр

семестр

\семестр

1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

180

180

Аудиторные занятия, в т.ч.:

18

18

лекционные (ЛК)

8

8

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

10

10

лабораторные (ЛР)

Самостоятельная работа студентов (СРС)

126

Форма текущего контроля в семестре*

Экзамен

Экзамен

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)

Разделы дисциплины и виды занятий

Модуль*

Номер раздела

Наименование раздела

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Л.

Пр.

1

1

Общая характеристика психолого- педагогической деятельности

47

2

3

42

2

2

Трудовые функции практического психолога образования

47

2

3

42

3

3

Психологическое сопровождение субъектов образования. Теоретические основы труда педагога-психолога — научная психология

50

4

4

42

Контрольная точка — экзамен

36

Итого (включая экзамен)

180

8

10

126

Лекционные занятия

Модуль

Номер раздела

Содержание лекционных занятий

Форма текущего контроля

1

Общая характеристика психолого- педагогической деятельности

1. Профессиональная деятельность и личность педагога – психолога. Функционал педагога

реферат

2. Психолого — педагогическое сопровождение УВП. Психологические механизмы формирования личности

2

Трудовые функции практического психолога образования

3. Диагностика в структуре деятельности педагога – психолога. Консультативная деятельность педагога – психолога. Коррекционная деятельность педагога – психолога.

собеседование

3

Психологическое сопровождение субъектов образования. Теоретические основы труда педагога-психолога- научная психологи

4. Работа с учителями. Работа с учащимися группы риска. Работа с родителями.

дискуссия

4

Психологическое сопровождение субъектов образования. Теоретические основы труда педагога-психолога- научная психология

5. Общие основы общей психологии и психологии развития. Анализ объекта и предмета изучения социальной психологии

реферат

6 Специфика педагогической психологии

Практические (семинарские) занятия

Модуль

Номер раздела

Содержание практических занятий

Форма текущего контроля

1

Общая характеристика психолого- педагогической деятельности

Психология личности педагога-психолога. Педагог-психолог как личность и профессионал. Квалификационная характеристика педагога-психолога. Способность и доступность педагога-психолога к профессиональной деятельности. О сновные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, а также Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Применение этих знаний в организации своего профессионального обучения.

2.

Трудовые функции практического психолога образования

3.

Психологические аспекты педагогической деятельности. Сравнительный анализ основных концепций обучения и воспитания. Структура учебной деятельности. Обучающийся как личность и субъект учебной деятельности. Коучинг в обучении.

Анализ диагностической работы психолога в образовательном учреждении. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога.

Выступление с презентацией

3

Психологическое сопровождение субъектов образования

4.

Социализация личности. Понятие личностного роста. Технология работы педагога-психолога с разными возрастными группами учащихся. Социально-педагогическая запущенность у детей. Личностные характеристики социально-педагогически обездоленного школьника. Адаптивное и отклоняющееся поведение. Система работы с учащимися, склонными к девиантному поведению. Факторы, формирующие девиантное поведение. Методы выявления девиантного поведения.

Собеседавание

Теоретические основы труда педагога-психолога- научная психологи

5.

.

Составление схем структуры общей психологии и психологии развития. Применение этих знаний в работе школьного психолога..

Составление портфолио педагога — психолога г. Читы

Организация самостоятельной работы

Модуль

Номер раздела

Содержание материала выносимого на самостоятельное изучение*

Виды самостоятельной работы

1

1

Анализ:

— Международных норм и договоров в области прав ребенка и образования детей и использование этих знаний в просвещении учителей, родителей;

— требований Законодательства Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка и применение этих знаний в просвещении школьников. Методика работы педагога-психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация педагога- психолога. Социально-психологический климат педагогического коллектива. Конфликты в педагогическом коллективе и методы их преодоления

-Мотивация педагога и удовлетворенность профессией. Профессиональная Я-концепция педагога. Педагог-психолог и эксперт по проверке профессиональной компетентности учителей. Методика работы педагога-психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация учителя в ППС. Социально-психологический климат педагогического коллектива. Конфликты в педагогическом коллективе и методы их преодоления.

— работа в рабочей тетради

— реферат «Мотивация труда педагога и его удовлетворенность профессией».

— составление опорного конспекта по теме «Экспертиза профессиональной компетентности педагогов»;

— подготовка электронных презентаций, по теме «Методика работы педагога-психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения»

— составление и заполнение таблиц «Социально-психологическая адаптация учителя в ППС»

— составление списка литературы по теме «Конфликты в педагогическом коллективе и методы их преодоления» ;

— подготовка реферата по проблемам соответствия образовательных программ особенностям психического развития обучаемых.

2

2

1.Направления профессиональной деятельности психолога в работе с детьми с ОВЗ:

-Психолого-педагогическая диагностика

-Психопрофилактика

-Психологическое консультирование

-Психологическая коррекция

-Развитие образовательной среды

2.Классификация психодиагностического инструментария. Диагностика специальных способностей. Диагностика уровня работоспособности: дрессировка, воспитание, развитие. Диагностика естественных психофизиологических особенностей человека Анализ профилактической функции психолога. Психокррекция как направление деятельности педагога-психолога. Психолого-педагогическое, методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

— сбор и систематизация источников по направлениям труда психолога в работе с детьми с ОВЗ:

— подготовка сообщения по одному изпредставленных направлений;

— работа в рабочей тетради

3

3

1.Дети группы риска (дошкольный возраст, младше школьный возраст, подростковый возраст)»:

2.Диагностическая программа но определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению:

— составление тезисного плана по теме «Дети группы риска»:

Характеристика основных трудностей развития ребенка. Нарушения поведения. .Отставание в психическом развитии

-составление тезауруса по проблеме психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

4

4

1. Социализация личности. Понятие личностного роста. Технология работы педагога-психолога с различными возрастными группами

2. Составление схем структуры социальной психологии.Анализ принципов профессиональной этики. Составление схем структуры педагогической психологии. Значение тренингов в профессиональном развитии учителей

— разработка модели совершенствования профессиональной подготовки

-работа в рабочей тетради

Организация внеаудиторной работы

Модуль

Содержание

Форма работы

1

Социально-педагогическая запущенность у детей. Личностные характеристики социально-педагогически обездоленного школьника. Адаптивное и отклоняющееся поведение. Система работы с учащимися, склонными к девиантному поведению. Факторы, формирующие девиантное поведение. Методы выявления девиантного поведения. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И.Рожков, М.А. Ковальчук).

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения.

— составление психологического портрета ребенка, склонного к девиантному поведению

2

. Сравнительный анализ основных концепций обучения и воспитания. Структура учебной деятельности. Обучающийся как личность и субъект учебной деятельности. Коучинг в обучении.

-собеседование;

3

Психологическая структура класса и методы ее изучения. Влияние положения в группе на развитие личности. Тактика педагогического общения с учащимися, занимающими различное положение в группе

— консультация;-

4.

Основы тренинговой работы с учителями .

Обосновать необходимость проведения педагогического тренинга «Психологическое благополучие учителя». Обоснуйте необходимость каждого упражнения. Будьте готовы провести данный тренинг среди своих однокурсников

— консультация;

Форма текущего контроля

Темы для рефератов по теме 1

1 . Ознакомление воспитателей ДОУ с сущностью Международных норм и договоров в области прав ребенка и образования детей

2. Использование знаний

3. Ознакомление родителей обучающихся с сущностью

4. Особенности разъяснения младшим школьникам требований

5. Специфика просвещения подростков и старших школьников в области требований

6. Согласование о

7. Значение

Задания для рабочей тетради по теме 2

Вариант 1

1.Охарактеризовать понятия «развитие» и «личностное развитие» субъектов образования.

2.Перечислить и охарактеризовать основные составляющие модели специалиста /по А.К. Марковой/.

3.Какие личные качества учителя-психолога делают его успешным, каковы их характеристики.

4.Описать основные направления деятельности квалифицированного специалиста и их отличие от деятельности неквалифицированного специалиста /модель Адлен-Абрамовой/.

5.В чем суть универсальной типологии педагогической деятельности.

6. Раскрыть сущность основных этических принципов работы педагога-психолога. Сформулировать этический кодекс педагога -, психолога пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите предложение «Я никогда не сделаю другому человеку…», а в правой предложение «Я всегда сделаю для другого человека …».

7.Определите основные этические проблемы в профессиональной деятельности педагога-психолога, охарактеризуйте их.

Вариант 2.

1.Опишите социальные и организационные характеристики обучения в университете.

2.В чем заключаются особенности построения взаимоотношений студента-педагога с преподавателями и администрацией /выделить основные проблемные моменты/.

3.Дать характеристику проблем, возникающих во взаимоотношениях студентов друг с другом /привести примеры/.

4.Дать характеристику этапам формирования индивидуального стиля деятельности педагога.

5.Какие типы и уровни профессионального самоопределения выделяют.

6.Какие варианты определены для способов повышения квалификации, раскрыть их суть.

7.Охарактеризовать основные направления («вектора») профессионального самосовершенствования педагога-психолога.

Темы собеседований по теме 3

1. Профессионализм личности педагога-психолога и его составляющие. Профессиональная направленность личности.

2. Структура способностей педагога — психолога. Различные подходы к выделению профессиональных способностей.

3. Качества личности как обобщенные свойства личности. Профессионально важные качества личности специалистов.

4. Профессиональная компетентность. Виды профессиональной компетентности.

5. Профессионально-педагогическая компетентность и ее виды. Профессионализм деятельности. Структура деятельности. Психологическая структура деятельности. Структура и объект профессиональной деятельности педагога.

Темы выступлений с презентациями по теме 4

1. Особенности труда педагога-психолога в области психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ

2. Значение труда педагога-психолога по проведение психологической экспертизы (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

3. Особенности психологического консультирования субъектов образовательного процесса

4. Организация коррекционно-развивающаей работы с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

5. Значение психологической диагностики детей и обучающихся

6. Особенности психологического просвещения субъектов образовательного процесса

7. Организация психопрофилактической деятельности (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

8. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Темы собеседований по теме 5

1.

2. Обоснуйте психологическую сущность п едагогического воображения как специальной способности, выражающейся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Подберите диагностики на выявление уровня сформированности п едагогического воображения. Составьте программу развития п едагогического воображения для молодых учителей.

3. В чем сущность развития способности учителя к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности? Составьте программу развития способности учителя к распределению внимания для неопытного учителя

4. Создайте программу развития способности терпеть, умения контролировать себя, управлять своими чувствами, настроением, чувствами, темпераментом для учителей с сильной и слабой нервной системой.

5. Известно, что на успешность работы учителя оказывают временные психические состояния (настроения), обусловленные различными причинами. Многие учителя по опыту знают, что если они «не в настроении», их урок не пройдет хорошо, и наоборот. ( после опроса тысячи школьников, которые письменно ответили, угадывают ли они настроение учителя и как оно влияет на их состояние. 90,7 процента учащихся уверенно ответили, что угадывают настроение учителя; 84,7 процента ответили, что оно явно влияет на них. Школьников просили указать также, какая из перечисленных причин (плохая отметка лично ему; плохая отметка товарищу; плохое настроение учителя; сознание, что плохо усвоил материал урока; сознание, что плохо подготовился к уроку) наиболее отрицательно сказывается на состоянии ученика. Большинство учащихся указали на плохое настроение учителя. Остальные причины — полученная плохая отметка, недостаточная подготовка к уроку, плохая отметка товарищу, слабое усвоение материала урока — собрали гораздо меньше голосов).

Какова роль психолога в формировании у учителя способности контролировать собственное настроение? Опишите последовательность действий психолога

6. Опишите способы помощиучителю в умелом использовании своих индивидуальных качеств личности в процессе труда, способности формировать у себя необходимые черты личности, преодолевать свои недостатки.

Темы дискуссий по теме 5

1.

план рефлексии

3. Разработайте и обоснуйте свой вариант образа «Я-будущий педагог-психолог»

2. В чем заключается профессиональное здоровье педагога-психолога?

3. Каковы психологические технологии профессионального развития учителя?

4. В чем заключается сущность личностной структуры учителя (Л.М. Митина выделяет в ней 3 основные составляющие:

1) направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности

2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании

3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель.).

Согласны или нет? Аргументируйте свое мнение

5. В чем заключается эмоциональная гибкость учителя?

6. В чем отличие модели адаптивного поведения учителя и модели профессионального развития?

Темы для рефератов по теме 7:

1. Общая структура знания в области общей психологии. Значение этих знаний в труде педагога — психолога

2. Содержание дисциплины — психология развития. Значение этих знаний в труде педагога — психолога

3. Объект и предмет изучения социальной психологии. Значение этих знаний в труде педагога – психолога

4. Сущность научного знания в области педагогической психологии. Значение этих знаний в труде педагога – психолога

5. Область научного знания – психология образования. Значение этих знаний в труде педагога – психолога

6. Место психолого-педагогической деятельности в школьной практике. Психологическая служба образовательного учреждения: место, роль, функции, нормативное обеспечение

7. Анализ Профессионального стандарта педагога-психолога

8. С пособность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий

Портфолио педагога-психолога по теме 8.

План портфолио:

1. Общие сведения о педагоге-психологе

  • Ф.И.О., год и место рождения.
  • Образование ( что и когда окончил, специальность и квалификация по диплому)
  • Стаж работы по специальности.
  • Сведения об аттестации и повышении квалификации (дата последней аттестации, присвоенная категория;
  • название образовательного учреждения, где проходил курсовую подготовку, год, месяц, проблематика курсов, количество часов).

  • Награды и звания.
  • Дипломы различных конкурсов.

2. Приоритетные направления деятельности педагога-психолога.

  • Выделение приоритетных направлений, обоснование их выбора.
  • Отражение направлений в планах, циклограммах ОУ.

3. Положительная динамика результатов психологической поддержки по направлениям, определенным как приоритетные в деятельности педагога-психолога.

  • Количество детей, охваченных различными формами педагогической поддержки.
  • Положительная динамика коррекционно-развивающих занятий.
  • Аналитические данные мониторингов.

— Положительная динамика в индивидуальной работе с детьми (уменьшение количества повторных нарушений поведения, дезадаптации, стабилизация отношений в семье и пр.), отраженная в отзывах и характеристиках родителей, педагогов, справках КДН и ЗП.

  • Положительная динамика результатов психологической поддержки по направлениям, определенным как приоритетные в деятельности педагога-психолога.

4. Образовательная и воспитательная деятельность

  • Результаты участия в мероприятиях на уровне ОУ: акциях, социально значимых инициативах, проектах; днях открытых дверей.
  • Реализация программ факультативов, кружков, секций, элективных курсов и др.
  • Организация и проведение различный мероприятий (Неделя психологии, арт-проектов и др.).

  • Проведение психологических тренингов и тренировочных циклов с рефлексией участников.

5. Научно-методическая деятельность

  • Участие в педагогических конференциях, чтениях.
  • Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства.
  • Использование инновационных технологий, наличие промежуточных результатов их эффективности.
  • Участие в исследовательской деятельности и ее результаты.
  • Работа в методическом объединении, проблемных группах, творческих коллективах.
  • Организация и проведение семинаров, открытых занятий, круглых столов, мастер-классов (категория участников, тема, уровень: ОУ, район, город, край;
  • дата проведения).

  • Разработка авторских программ, научно-методических материалов (рекомендации, памятки и др.).

  • Публикации в методических журналах, брошюрах и пр.

6. Работа с родителями и педагогами

  • Реализация активных форм работы (тренинги, семинары-практикумы, мастерские) —.
  • Организация и проведение конференций, круглых столов.
  • Выпуск газеты, оформление папок-передвижек.
  • Увеличение количества запросов на индивидуальное консультирование (данные за последние 5 лет).

Задания для промежуточной аттестации -экзамена

Вариант 1

Задания на проверку уровня сформированности знаний

Задания с единственным ответом

(с приведением аргументов в пользу выбранного ответа)

1. Какое из суждений характеризует научную психологию:

а) знания носят интуитивный характер;

б) знания передаются в ограниченных вариантах;

в) знания связаны с конкретными жизненными ситуациями;

г) знания получаются в специальных исследованиях и экспериментах.

2. Какое из суждений можно отнести к характеристике житейской психологии:

а) знания основаны на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей;

б) знания передаются в ограниченных вариантах;

в) знания получаются в специальных исследованиях и экспериментах;

г) рациональное объяснение психических явлений.

3. Каким образом человек получает информацию о самом себе:

а) в процессе самопознания;

б) в процессе обучения;

в) через воздействие другого человека;

г) в процессе своей жизни.

4. Кем из ученых рассматривались различные аспекты понятия «профессия»:

а) С.Л. Рубинштейном;

б) Е.А. Климовым;

в) А.К. Марковой;

г) Г.С. Абрамовой.

5. Какое из понятий характеризуется как конкретная область приложения сил:

а) занятие;

б) служба;

в) деятельность;

г) должность;

д) специальность.

6. Человек, обращающийся к психологу за психологической информацией – это…

а) клиент;

б) пользователь;

в) заказчик;

г) практик;

д) консультант.

7. Какое направление деятельности психолога направлено на предупреждение психологических проблем?

а) психологическая профилактика

б) психологическая диагностика

в) психологическая коррекция

г) психологическое сопровождение образовательного процесса

8. Основной задачей образования является:

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

  • б) формирование умений и навыков;
  • в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
  • г) овладение социокультурным опытом.

9. Под обучением понимают:

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

  • б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
  • в) предпринимаемые учеником учебные действия;
  • г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

10. К какому виду относятся научные знания о людях, полученные учеными:

а) к стандартным знаниям;

б) к житейским знаниям;

в) к академическим знаниям;

г) к философским знаниям.

Задания с множественным выбором (два ответа)

11. Ведущими принципами отечественной педагогической психологии является: а) принцип социального моделирования;

  • б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
  • в) принцип личностного подхода;
  • г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д) принцип деятельностного подхода

12. Целью развивающего обучения является:

  • а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
  • б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
  • в) формирование умственных действий и понятий;
  • г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

13. Педагогическая психология — это наука:

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) об использовании достижений всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

г) изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания .

14. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:

а) низкий уровень знаний;

  • б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
  • в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

Задания на проверку уровня сформированности умений

(решение разноуровневых задач)

Задача репродуктивного уровня :

1. Выделите приемы ознакомления родителей ДОУ с

2. Обозначьте этапы разьяснения учителям требований

3. Составьте схему применения норм п

4. Опишите основные трудовые действия педагога- психолога, описанные в профстандарте

Задачи творческого уровня :

Разработайте пункты

2. В чем заключается сущность коррекционно-развивающей работы психолога в ДОУ

3. Обозначьте приемы убеждения педагогов начальной школы в необходимости сотрудничества с педагогом-психологом

4. Опишите свою будущую работу в классе, в котором обучаются 3 слабовидящих подростков

Задания на проверку уровня сформированности владения компетенциями

(решение кейс задач)

Алгоритм решения кейс-задачи

1.Определить запрос и проблему (поведенческие, личностные, эмоциональные; деятельность (учеба), взаимоотношения);

2.Сформулировать гипотезы о возможных причинах явления;