— это вид деятельности в условных ситуа-циях, направленный на воссоздание и усвоение ре-бенком общественного опыта. Игра обучает ребенка понимать значения предметов и явлений, развивает умение осваивать различные действия и операции, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.
отражение ребенком мира взрос-лых,
элементы,
ролевая игра,
в 4-5 лет. В более старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля за соблюдением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью.
ВИДЫ ИГР
два типа:
индивидуальные игры
деятельности, когда игрой занят один человек;
групповые игры
С развитием ребенка игра изменяется. В первые
два года жизни ребенок овладевает движениями
и действиями с окружающими предметами, что
приводит к возникновению функциональных игр.
В функциональной игре
ваются не известные для него свойства предметов
и способы действия с ними. Так, впервые открыв
и закрыв дверь ключом; ребенок начинает многократ-
но повторять это действие, пытаясь при всяком удоб-
ном случае повернуть ключ. Это реальное действие
переносится в игровую ситуацию. Играя, дети дела-
ют в воздухе движение, напоминающее поворот клю-
ча, и сопровождают его характерным звуком.
конструктивные
игры. В них ребенок что-то создает: строит дом,
печет пирожки. В конструктивных играх дети осмыс-
ливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся
манипулятивных,
ет окружающий предметный мир, воссоздает его
в доступных для него формах.
Ролевые игры
ограниченное определенной ролью, которую в игре
он берет на себя. Ролевая игра — преобладающая для
детей дошкольного возраста, форма игры, в которой
щихся объектов автоматически воспроизводятся Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное в ускорениях и замедлениях сокращений опреде- ^значение для формирования личности ребенка. На- (
происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.
Отношения между людьми осмысливаются в сю-жетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери»,
в «магазин», беря на себя определенную роль, по-этому сюжетные и ролевые игры тесно взаимосвя-заны, и имеет смысл говорить о сюжетно-ролевых играх.
Игра как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте
... взрослой жизни. Цель курсовой работы: Исследовать роль игры как основного вида деятельности у дошкольников. Предмет исследования - игровой процесс развития личности ребенка. Объект исследования - игровая деятельность как основной способ развития дошкольника. Исходя из этого, ...
Сюжетно-ролевые
в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, которые накладывают ограничения на поведение партнеров.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, предъявляемым к нему в игре: то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение
к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам
ряду с игровой деятельностью в этом возрасте фор-мируются и другие формы деятельности: конструи-рование, рисование. Существенным в формирова-нии личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
условном моделировании
к условиям будущей жизни. Точно так же детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых.
К. Бюлера,
ленных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Воображение, Фактура воображения, Запоминание
в процесс запоминания.
Припоминание
Мышление в ряде своих форм идентично прак-тической деятельности (так называемое ручное, или практическое мышление).
В наиболее развитых формах — образной и логической — момент деятельности проявляется в мысли в виде внутренних мысленных действий и операций. Речь — это тоже особый вид деятельности, поэтому часто при ее характеристике используют словосочетание «речевая деятельность». Поскольку внутренние психические процессы человека обнаруживают ту же структуру, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешних, но и внутренних действиях.
Билет № 1
а сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая является главной на любом этапе возраста. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже в раннем и старшем возрасте именно в игре у детей появляются самые большие возможности быть независимыми, делать обобщения со своими сверстниками по своему желанию, реализовывать и углублять свои знания и навыки.
Н.К.Крупская писала: «Для дошкольников игры имеют исключительное значение, игра — учеба, игра — работа, игра — серьезная форма обучения. Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».
Подобную мысль высказывал и А.И.Горький: « Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут…».
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
В игре формируются все аспекты личности ребенка, в его психике происходят существенные изменения, подготавливающие переход на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую современные психологи: Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, А.А.Люблинская считают ведущей деятельностью дошкольника.
«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй ...
... в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.). Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в ...
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает начальные знания об окружающей его жизни, начинает формироваться определенное отношение к людям, на работе вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.
Основной вид дошкольной деятельности, как мы уже знаем, — это игра, в ходе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость и другие качества.
В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят все, что видят вокруг в жизни и деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания
Игра — отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с . Детское творчество проявляется в концепции игры и в поиске средств ее реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация.
Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети в первую очередь взаимодействуют со своими сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общие интересы и опыт. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и действия своих сверстников и своих. Коллективная творческая игра — это школа для воспитания чувств дошкольника.
Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные внутри и вне дома, находят практическое применение и развитие в игре. Воспроизводя различные жизненные события, эпизоды сказок и сказок, ребенок размышляет над увиденным, прочитанным и рассказанным ему, смыслом многих явлений, их смысл становится ему понятнее.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие учебные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о . Они до сих пор по-детски наивны, не раз меняются, но важно, чтобы ребенок мечтал участвовать в полезном для общества деле. Постепенно в игре у ребенка складываются общие представления о смысле труда, роли различных профессий.
В игре умственная деятельность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить, как действует человек, который хочет подражать тому, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – изготовить самому.
Игра и её роль в развитии личности
... не говоря уже о том, что в процессе игровой деятельности ребенок проникает во взрослый мир. Таким образом, — человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между ... организации жизни людей, их законах и убеждениях, формах и методах воспитания. По мнению Д.Б. Эльконина: «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в ...
Так в игре развиваются творческие способности будущего дошкольника. создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хорошем состоянии, при полноценном кормлении малыша он будет вялым, плохо разовьется, если решит поиграть в увлекательную игру. В игре все аспекты личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Создание дружного коллектива, воспитание у детей товарищеских и организаторских навыков возможно только в том случае, если их можно очаровать играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки и отношения.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:
1. Это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, прятки и т.д.
Игры на свежем воздухе — отличное средство физического развития для дошкольников, во время игры дети учатся подчиняться правилам. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными забавными моментами, соблазнительными и любимыми песнями, рисунками, детскими стишками. Они сохраняют свое художественное очарование, представляют собой самую драгоценную и уникальную фольклорную игру.
Главным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда были и остаются глубокий смысл и плавность в большом репертуаре игр, а также методика педагогической ориентации. Воспитатель творчески использует игру как эмоционально образное средство воздействия на детей, пробуждает в них интерес, воображение, пытается активно выполнять игровые действия.
Педагог должен помнить, что его основная задача — научить детей играть самостоятельно и активно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям , находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
2. К этой группе относятся игры в лото, разноцветные пирамидки и т.д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность узнать о различных предметах, явлениях действительности. У детей формируются идеи, развиваются наблюдательность, память, мышление.
Такие игры имеют большое значение, в основном, для умственного развития дошкольников.
Дидактические игры играют важную роль в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятии и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра может служить неотъемлемой частью урока, способствует усвоению, закреплению знаний, овладению приемами познавательной деятельности. Дети осваивают знаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому для организации игры следует обращать особое внимание на присутствие в занятиях элементов занимательности поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.
Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
... Оформление документов по учебной практике 11.11.2017 15. Проведение миниконференции по результатам учебной практики по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей 11.11.2017 Студент (ка) Е.В. Чистякова (подпись студента) ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ Я, ...
ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника, что он большую часть
времени играет, прежде всего, в том, что игра вызывает значительные и
глубокие изменения во всей психике ребёнка.
Некоторые считают, что забавы — это ненужная трата времени, когда они ничего не дают ребенку: «В любом случае, малышу не весело, пока он не плачет», — возражают эти родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют дети, до тех пор, пока ребенок их не раздражает, не раздражает их вопросами и дает возможность заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко не правильным. Игра имеет чрезвычайно важное, значение для развития ребёнка.
Замечательный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра важна, значима в жизни ребенка, она имеет то же значение, что и деятельность, работа, служение взрослого. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Педагоги следят за тем, чтобы дети играли не только много, но и хорошо. Они тщательно подбирают игрушки, создают среду, в которой ребенок может играть со своими товарищами и в одиночку.
3. В эту группу входят наиболее типичные и одновременно важные для развития дошкольников творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых. Во время игры дети относятся к своей воображаемой работе, игрушкам и товарищам по играм, как взрослые на самом деле относятся к своей работе и друг к другу. Играть дети так же учатся с помощью взрослых. Сначала, это самые простые игры с погремушкой, мячом, куклой, затем ребёнок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, готовить еду. Иногда, кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых, но это не так. Взрослые показывают ребенку то или иное действие, и ребенок быстро его усваивает.
Подражая, ребенок узнает все больше и больше о том, что его окружает. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делает дворник, каменщик, стекольщик, шофёр; он узнаёт о работе доктора, продавца, парикмахера, и всё это отражается в игре ребёнка – дошкольника.
Конечно, в игре важно умственное развитие ребенка, но это не значит, что другие проблемы не решаются в игре. Умственное развитие в игре, как уже отмечалось, неразрывно связано с умственным, эстетическим, физическим, оно помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве, видеть красоту в окружающей среде.
Так, что делает игра участвующем в ней ребёнку. Какие психические свойства и способности она развивает.
Развивающее и воспитательное значение многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, свое мышление, свои чувства, они будут развиваться, формируются отношения со сверстниками, формируется самооценка и самосознание. В игре ребенок развивается как личность, формирует те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношений с людьми.
Указывая на необходимость воспитывать у дошкольников уважение к пожилым людям, товарищеские отношения, культуру поведения, независимость, организованность и дисциплину, необходимо помнить, что игре присущи большие возможности для успешного решения этих проблем.
Игрушки и множество игр, так или иначе, но всегда в доступной и интересной форме, имитируют саму жизнь. Конечно, в каждом возрасте интересы разных классов общества по-своему отражаются в детских играх, как будто они осознают в них свой социальный порядок по некоторым чертам личности, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении.
Принципы, формы, методы обучения персонала в организации
... методы обучения Известны 2 основные формы обучения: На рабочем месте. Эта форма является наиболее предпочтительной для большинства организаций в ситуации, когда речь идет о повышении уровня и качества персонала. ... принципа системности означает, что политику переподготовки и повышения квалификации следует рассматривать в контексте общей политики кадрового обеспечения; — прочность усвоения знаний ...
Наше время научно-технического прогресса и перестройки предъявило небывалую потребность в развитии творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как этот социальный заказ реализован в игрушках? Что покупают чаще всего, например, для девочек? Это всевозможные куклы, посуда, мебель, швейные машинки, стиральные машины.
Мальчикам: пистолеты, автомобили, самолёты, конструкторы. Но почему мы часто видим такую картину: у малыша много игрушек, а он ими не играет, причина тому, конечно, не одна, но чаще всего в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез; а он то и привлекает ребёнка в первую очередь. Готовая игрушка не способна дать ему задачу длительной интеллектуальной нагрузки. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаики и т.д. Эти игры служат детям дольше, не беспокоят их, так как имеют вариативность, разнообразие комбинаций. Но их способности к развитию также ограничены: они не побуждают детей к интенсификации умственной деятельности, не требуют значительного стресса с их стороны, не преодолевают развитие ребенка и в лучшем случае удовлетворяют его сиюминутные потребности. Но ведь это так мало для успешного развития творческих способностей. Нужен новый вид игры, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, в котором возникают возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми нового типа являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно: они не исходят из общей идеи и обладают :
1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора – механика и т.д.
2.Задачи даются в различной форме: в виде модели плоского рисунка, чертежа, письменной или умственной инструкции и т.д., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использованы народные игры от простого к сложному.
4.Проблемы, которые имеют очень широкий спектр трудностей: от тех, которые доступны для ребенка 2-3 лет, до тех, которые невыносимы для среднестатистического взрослого. По этому игры могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
6. объяснить ребенку метод и порядок решения задач невозможно, и это нельзя подсказать иначе, как словами, жестами или взглядами. Строя модель, практикуя решение, ребенок учится брать все сам из реальности.
7. Нельзя ожидать и стремиться к тому, чтобы ребенок решил проблему с первого раза: возможно, он еще не повзрослел, не повзрослел, и вам придется ждать день, неделю, месяц или даже больше.
ДИПЛОМ!!! ПОЛНЫЙ!!! (Стимулирование продаж в коммерческой деятельности ...
... продажам: как правило, эта деятельность осуществляется непосредственным производителем продукции или по его указанию. Осуществляется в местах, где проводится общая экспозиция товаров. К числу основных методов стимулирования продаж ... стимулирующих продажи, можно отнести варианты снижения цен на продукцию, демонстративного представления рекламируемых товаров или услуг, проведение игр, дегустаций, ...
8. Решение задач предстаёт перед ребёнком на абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет вам визуально сравнить «действие» с «решением» и лично убедиться в точности действия.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Разработка игр позволяет каждому достичь «потолка» своих возможностей, где развитие идей наиболее успешно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
Во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего детства.
Во-вторых, их задачи: шаги всегда создают условия, предвосхищающие развитие навыков.
В-третьих, лазая, каждый раз независимо от своего «потолка», ребенок развивается успешнее.
В-четвертых, развивающие игры могут быть самыми разнообразными по своему содержанию и при этом, как и все игры, не теряют своей актуальности и создают атмосферу свободного радостного творчества.
В – пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы, незаметно для себя, приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу, самому размышлять и принимать решение, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способствовать умению к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобразительностью, творческим складом умения.
Билет № 2
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», a «didasko» – «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовав в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, это область педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, закономерности процесса обучения.
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Все новое, открываемое дидактикой, влияет на процесс обучения. Дидактика, являясь отраслью педагогики, оперирует и некоторыми ее основными понятиями: воспитание, педагогическая деятельность, образование, педагогическое сознание. Кроме этого, дидактика имеет свои, специфические понятия. Основными категориями дидактики являются:
Особенности профориентационной работы на х трудового обучения ...
... работы на уроках трудового обучения с умственно отсталыми детьми 13-15 лет. Объект: профессиональное самоопределение умственно отсталых детей 13-15 лет. Предмет: особенности профессиональной ориентации ... могут спланировать оперативный ход работы и оценить конечный результат своей деятельности. Таким образом, основными направлениями профориентационной работы со старшеклассниками с умственной ...
- обучение – спланированное, заранее спроектированное общение. Целью этого общения являются образование, воспитание и развитие обучаемого, изучение им отдельных сторон опыта человечества. Обучение – двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Педагог передает информацию ученику, и этот процесс называется преподаванием. В процессе обучения удовлетворяются познавательные потребности ученика, Обучение в значительной мере порождается мотивацией;
- образование – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Часто обучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.
В обучении выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Принципы – основополагающие идеи, основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы – это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие:
- принцип природосообразности (один из самых старых педагогических принципов): в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития;
- следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень: ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- принцип демократизации означающий предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения;
- принцип культуросообразности заключающий в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
- принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и семьи;
- принцип образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;
- принцип профессиональной целесообразности заключающий в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;
- принцип политехнизма, являющийся дополнением принципа профессиональной целесообразности, т.е., несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.
Принципы обучения имеют несколько особенностей:
Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста
... радость от игры постепенно трансформировалась в радость обучения. Список литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/igra-i-igrovaya-deyatelnost/ А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. ... В свою непосредственную учебную деятельность я также включаю логические задания и задания, они формируют компоненты логического мышления у детей. Я заметила, что в ...
- все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;
- принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;
- принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении;
- в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.
3)Дайте понятия методам обучения и раскройте содержание каждого из методов. Обоснуйте выбор методов с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
- а) словесные методы — источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;
- б) наглядные методы — источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;
- в) игровые методы — позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход в игру.
г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.
Методы по уровню самостоятельной деятельности детей:, Объяснительно-иллюстративный метод —
Он имеет следующие характерные признаки:
2) учитель организует восприятие знаний ;
3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;
4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение
Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.
Репродуктивный метод —
Его используют для формирования умений и навыков школьников Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам предлагают в \»готовом\» виде;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;
4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение
Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу
Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.
Метод проблемного изложения —
Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в \»готовом\» виде не предлагают;
2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;
3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи
Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.
Частично-поисковый метод —
Этот метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в \»готовом\» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;
2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают , анализируют, сравнивают, обобщают
Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.
Исследовательский метод —
Характерные признаки этого метода следующие:
1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;
2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;
3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;
4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание — глубиной, прочностью и действенностью
Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.
Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:
1 Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)
2 Формулировка гипотезы по решению проблемы
3 Построение плана исследования
4 Реализация плана
5 Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов
Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя
4) Охарактеризуйте занятие как традиционную форму обучения дошкольников. Покажите вариативность организации занятий. Докажите, что в дошкольном образовании существует разнообразие форм организации учебно-познавательной деятельности детей.
Занятие — это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятие — это:
- Основная форма организации познавательной активности ребенка;
- Динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
Элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
- Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
признаки занятия
Занятие — основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
- По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
- Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
- Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
- Группа — основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
- Группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
- Занятие проводится в заранее определенные часы дня;
- В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
- Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).
Индивидуальная форма организации обучения, Групповая форма организации обучения
форма организации обучения
непосредственно образовательная деятельность (НОД).
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
три основные части.
Первая часть, Вторая часть, Третья часть
БИЛЕТ №5
Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.
Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, ус
Олеся Боровикова
Игра как вид человеческой деятельности
деятельности
деятельность вообще и игровая деятельность в частности
деятельность – это внутренняя
Понятие «игра » включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения.
игра — это процесс
игра — развитие души
X. Хогленд считает, что «понимание атома — это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том,что : «точное определение игры невозможно, всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов .
Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века, и самыми значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е. Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других .
К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жизнеобеспечения.
Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил» , которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности . Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности , человек играет .
Многие советские ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека . Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода самообразования.
Если обратиться к расшифровке понятия «игра » , то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хороводы , спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.
В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств .
Наиболее подробное определение понятию «игра » дает В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра . то, чем играют и во что играют : забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие» .
Современные подходы к понятию «игра » рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова .
человека к игре
В опубликованном издании «Потребности человека » П. М. Ершова, вышедшем в 1990 году, автор предлагает рассматривать игру как одну из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку — потребности в вооруженности (вспомогательные потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей .
А. Н. Леонтьев считает, что игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» . Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра » , она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра — это вид деятельности , возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .
Попытка вывести свое определение в большом разнообразии понятий «игра » , сделанная учеными XIX-XX века, считается нами нецелесообразной, так как может просто пополнить терминологический ряд. Однако мы остановимся на ряде положений, очерчивающих границы этого явления (по Т. С. Бибарцевой) :
- игра есть определенное действие : физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;
- игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо : отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться ;
игра является не только
- игра — необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации .
С термином «игра » тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность » . В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в , и ей присущи такие функции,как : развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека .
деятельность
деятельности можно отнести
деятельности
деятельность
Игры можно разделить по возрастным особенностям детей :
1) игры детей дошкольного возраста.
деятельностью
По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки, манипулятивные с предметами (двигающимися предметами игрушками для катания) . Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм .
В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра , причем, как сюжеты, или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.
К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.
Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу» , являясь близкой перспективой старших дошкольников.
2) игры детей младшего школьного возраста
деятельности
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя , школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека . Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.
играют с мячом
У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм , а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности : игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.
могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов .
На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения : игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, так как в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
3) игры детей подросткового возраста
«трудным»
жизнедеятельности подростков
деятельность
Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.
деятельности
Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование.
деятельности
4) игры-тренинги для старших подростков
Игровым тренингом условно называют систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.
«психологические игры»
Существуют разные виды игр : подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные .
деятельность взрослых людей
деятельностью
Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.
В дошкольном возрасте выделяются три класса игр :
самодеятельные игры
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят :
Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра » охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр : наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации.Игры строятся на основе литературного произведения
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/razvitie-deyatelnosti/
: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка.
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими : постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега) .
В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.
деятельности
Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т. п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие, а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру .
деятельность
деятельности в жизни человека
Игра – это особый вид деятельности человека
деятельности
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм . Это для них всегда творческая изобретательская деятельность .
деятельности ребенка
Игры детей характеризуются следующими особенностями :
1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;
деятельности
3. игра , как и всякая другая человеческая деятельность , имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей;
4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности;
5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка;
6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность ;
7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека . Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций , направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» .
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции,как :
1. развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативную : освоение диалектики общения;
человеческой практики
жизнедеятельности
5. диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. коррекционную : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
человеческого общежития
Таким образом, игра сопровождает развитие человека , начиная чуть ли не с первых его шагов, когда он отличается от высших животных только своими нереализованными задатками, до вершин его сугубо человеческой деятельности . Но, сопровождая человека на всем его пути , игра не всегда занимает то же место в его потребностях. Роль игры увеличивается от раннего детства до молодости и зрелости. Здесь потребность в вооруженности бывает обычно доминантой. Далее игра постепенно уступает другим трансформациям той же потребности в вооруженности, иногда некоторое время конкурируя с ними более или менее успешно. Но когда эти другие трансформации с успехом выполняют свою роль, игра опять набирает силу — у человека возникает досуг ! Именно теперь выступает родство игры с художественным творчеством. Художник во всеоружии мастерства творит, играя ; высокое актерское искусство не только условно называют игрой, но оно в своей импровизационной сущности действительно подобно игре. Станиславский уподоблял его даже детской игре.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/razvitie-deyatelnosti/
1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей : забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., 2009.
2. Абраменкова В. В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2010.№7. с. 16-19.
3. Бибарцева Т. С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы. СПб., 2009.
4. Большая Энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова. – М.: Наука, 2011.
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2011.
6. Гросс К. Душевная жизнь ребенка : Пер. с нем. — Киев, 2006.
7. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56
деятельности
9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 2008.
10. Ершов П. М. Потребности человека . – М.: Мысль, 2010.
11. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2015.
12. Калугина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учебное пособие для студентов высших специальных . – М., 2011.
13. Козак О. П. Путешествие в страну игр. – СПБ.: Дело, 2013.
Деятельность
15. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 2011.
16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2008. 144 с.
17. Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 2011.
18. Мид Дж. Г. Избранное : Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн. -информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с.
19. Педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 480 с.
20. Петровский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2012.
21. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. /Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 2012.
22. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2014.
деятельности ребенка
24. Сыч В. Д. Влияние телевидения на игры дошкольников// Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте : — M., 2015. — С. 70-72.
25. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. М., 2012.
26. Ушинский К. Д. Собрание сочинений М., 2015. Т. 8.
27. Фридман Л. М. Психология современного человека . – М.: Эксмо, 2015.
28. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией И. Ильясова, В. Я. Ляудис – М.: МГУ, 2014.
29. Чёрная А. В. Психологические основы традиционных игр. // Развитие личности. 2009. № 4. — С. 86-98.
30. Эльконин Д. Б. Игра : ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2012. №5. С. 41-46.
31. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2015.
«Игра – это огромное светлое окно, через
которое в ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В.А. Сухомлинский
ГЛАВА 2. ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша ещё крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка, — игра.
Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. Преимущество игры по сравнению с другими средствами заключается в том, что она является школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, усваиваемые ребенком в процессе игры, оказывают влияние на его поведение, отношение к близким людям.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно-полезным трудом главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Игровая деятельность детей давно используется в целях воспитания.
В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон:
— Во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
— Во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.
За последние годы в Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательно-образовательном процессе. Многое сделано и делается по созданию условий для её развития.
2.1. Многообразие детских игр, их классификация.
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делились неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого её вида, а также того, чтобы определить каким образом, можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (), движений (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.
творческим играм
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх делятся на:
Режиссерские
Сюжетно-ролевые
Театрализованные
Игры со строительным материалом
Игры с правилами
дидактические и подвижные
дидактические игры
— По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры
— По степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),
— По преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.),
— По предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Магазин сувениров», «Кошки-Мышки» и др.), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Такие игры дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной, игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходит игра, но эти правила, дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем:
— В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета;
— В играх с правилами главное решение задачи, выполнение правил.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.
Новую классификацию детских игр разработала С.Л. Новоселова.
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
самостоятельные игры
— игра – экспериментирование;
— самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие
досуговые игры
традиционные
2.2. Своеобразие каждого вида игр и их роль в воспитании детей.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношения к товарищам и взрослым.
Единство и взаимодействие проявляются по-разному в х игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им, зависят сила эмоций и, в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям.
Игры занимают большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
сюжетно-ролевых играх
Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. А.А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетения реальности и вымысла. По мнению Д.Б. Эльконина, сам факт принятия на себя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры. Л.С. Выготский считает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у дошкольников замысла игры, который в свою очередь, означает возникновение и развитие творческого воображения.
Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре, ребенок не просто запечатлевает увиденное. В ней, по мнению А.П. Усовой, происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет от жизни.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Всё это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
режиссерская игра
Игры с правилами
Интерес детей к игре, её значение в детской жизни используются в педагогических целях. Для физического развития, для обучения языку, счету, для ознакомления с величиной, цветом, формой и т.д. разрабатываются обучающие (дидактические) игры. Эти игры развивают движения, смекалку, волю, а также мышление, речь и т.п.
строительная игра
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений.
При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать всё аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь.
Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомеры. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.
Также строительные игры способствуют эстетическому воспитанию детей. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит их с новыми постройками, архитектурными особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Наблюдение за работой строителей дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремление внести украшающие детали и этим воспитывает художественный вкус детей.
Игры с предметами
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
Сюжетно-дидактические игры
Игры-инсценировки
Настольно-печатные игры
словесные игры :
Словесные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
Подвижные игры
Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психической развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные игры сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и , становления индивидуальности и формирования детского коллектива».
Дети играли во все времена. И мальчик из Спарты, и воспитанник мастера в Средневековье, и маленькие жители Древней Руси, и юные леди и джентльмены времен королевы Виктории, и трехлетний детсадовец из Москвы XXI века — всех объединяет игра.
В наше время родители стремятся дать малышу как можно больше возможностей, порой загружая его расписание под завязку. Но свободная игра все равно остается важнейшей, незаменимой частью досуга ребенка. Она необходима для его развития — как физического, так и психического.
Мнение специалиста
Елена Михайловна Кравцова
Что такое игра с точки зрения психологии? В чем важность игры, каковы ее функции?
В психологии существует очень много определений понятия «игра». Например, такое: игра – это вид деятельности, в которой важнее процесс, чем результат.
Специалисты выделяют следующие признаки детской игры:
- она внутренне мотивирована (дети начинают и продолжают играть потому, что им это нравится);
- добровольна;
- приносит удовольствие;
- не буквальна (содержит притворство, фантазию);
- играющий активно вовлечён.
Все специалисты подчёркивают, что игра – очень важный вид деятельности. В дошкольном возрасте её польза для развития ребёнка особенно велика. Игру ничем нельзя заменить.
Она готовит психику ребёнка, создавая условия для развития интеллекта, речи, восприятия, внимания, памяти, эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. Навыки, полученные во время игры, расширяют способности, возможности и интересы детей.
В каком возрасте ребенок начинает играть?
Научившись управлять своим телом, например, делать осмысленные движения руками и переворачиваться, малыш начинает повторять одни и те же действия просто для удовольствия. Это и есть первая, пока ещё очень простая, не имеющая символического плана игра. А происходит это в первое полугодие жизни (в 2-5 месяцев).
Нужно ли покупать ребенку много игрушек?
Такой необходимости нет. На первом году жизни сложные игрушки бессмысленны, так как они не привлекают внимание малыша. У него другие интересы. Гораздо важнее для малыша иметь место и время для игр. Как показывают исследования, современным детям остро не хватает ни того, ни другого.
Для ребёнка постарше любая вещь может стать игрушкой. Кастрюля, коробка из-под чайника, палочки для суши вызывают гораздо больше интереса, чем развивающая установка с музыкой и подсветкой. Секрет прост: с простыми вещами можно играть так, как тебе захочется, использовать воображение, придумывать действия.
Именно собственные действия важны для маленьких детей, а не тот предмет, которым они играют.
Можно ли прерывать процесс игры, если ребенок очень сильно им увлечен?
Универсального ответа на этот вопрос не существует, ситуации бывают разные. Если речь идёт о том, чтобы соблюдать режим дня, то специально прерывать не стоит. Можно немного подождать. Или вплести сон и обед в канву этой игры.
Часто развивающие занятия для малышей ведутся в игровой форме. Могут ли они заменить для малыша игру?
Нет, не могут. Это два разных вида деятельности. Специалисты бьют тревогу: последнее время взрослые очень озабочены ранним интеллектуальным развитием детей. Эта мода наносит огромный вред психике детей и родителей. Она приводит к тому, что взрослые стремятся любую игру превратить в развивающее занятие. Они хотят «проскочить» период, когда в играх нет смысла для постороннего наблюдателя. Получается, развитие детей раннего возраста приравнивается к обучению!
Для того, чтобы ребёнок вырос здоровым и счастливым, нужно помнить, что значение свободной детской игры таково, что всё дошкольное детство должна соблюдаться следующая формула: время на свободную игру должно быть больше, чем время на обучение.
Нужно ли обязательно играть с ребенком, если сам этого не любишь и не умеешь?
Это часто бывает. Взрослым правда сложно играть с малышами. А детям действительно важно, чтобы родители иногда с ними играли и попросту «валяли дурака». Важно не концентрироваться на чувстве вины перед своим ребёнком, а искать . Ловить собственное настроение и включаться в игру, когда почувствуешь себя способным на это. Играть с малышом по заранее намеченному плану, допустим 20 минут после полдника, но не стесняться честно говорить ему, что вы очень довольны, но сейчас вы устали и хотите заняться другими делами.
Если есть взрослые или старшие дети, которые хотят играть с вашим ребёнком – с лёгким сердцем предоставьте им такую возможность и наслаждайтесь процессом со стороны. Со сверстниками сложнее: элементы появляются в общении детей только около 3 лет, а согласованная игра начинается примерно в 4 года.
До какого времени игра остается основным видом деятельности ребенка?
Считается, что с наступлением школьного возраста на первый план выходит познавательная деятельность. В это время игра перестаёт быть основным видом деятельности, но её значение остаётся важным на протяжении всего детства. В школьном возрасте учёба будет проходить лучше, если взрослые станут использовать элементы игры.
Да и во взрослой жизни человеку необходимо иногда играть!