Территориальная общественная автономия — одна из форм местной автономии, одна из составляющих права на местную автономию.
Первоначально территориальные общественные автономии функционировали как подразделения районной администрации, а не как самостоятельные объединения граждан по месту жительства. В то же время их создание и деятельность в некоторых районах города имели свою специфику.
Нередко формирование органов местного общественного самоуправления происходило исключительно по инициативе населения, по случаю собраний жителей.
Современная Россия претендует на звание правового государства. Такая ситуация закреплена в Основном законе страны — Конституции, о чем заявляют органы исполнительной власти нашей страны.
Но установление верховенства закона может быть установлено только в том случае, если будут созданы как законодательный орган, гарантирующий свободное осуществление прав человека и гражданина, так и механизм его реализации. Это также относится к вопросу об осуществлении права территориального общественного самоуправления.
В настоящее время в городах Российской Федерации все более активно развивается территориальное общественное самоуправление, как наиболее массовая и эффективная форма участия населения в реализации местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление рассматривается как самоорганизация граждан по месту жительства и как форма участия населения в местном самоуправлении.
Важность и необходимость разработки ТОС местными властями в основном обусловлена тем, что она способствует вовлечению граждан в процесс самоуправления в чрезвычайно доступных и понятных для каждого жителя формах.
Следовательно, территориально-общественная автономия должна рассматриваться как составная часть системы городского самоуправления и как форма непосредственного участия населения в местной автономии.
Объект исследования — территориальное общественное самоуправление.
Целью курсовой работы являются определение понятия и правовых основ территориального общественного самоуправления; рассмотрение форм территориального общественного самоуправления, а также порядка организации территориального общественного самоуправления.
В условиях провозглашения курса на построение гражданского общества в России территориальное общественное самоуправление может стать механизмом участия граждан в государственных делах, поэтому эта тема актуальна.
Система местного самоуправления в Российской Федерации
... Сильные органы местного самоуправления позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе; необходимость дальнейшего укрепления российской государственности. Лишь при наличии близких к населению территориальных структур управления демократическая система власти ...
Задачами курсовой работы являются:
- Определение понятия территориального общественного самоуправления.
- Распространение основных проблем местного общественного самоуправления и их рассмотрение.
— Предложение перспектив развития и путей решения проблем, связанных с территориальным общественным самоуправлением.
1. Теоретические основы территориального общественного самоуправления
1 Понятие территориального общественного самоуправления
Одной из форм местной автономии, одной из составляющих права на местную автономию является территориальная государственная автономия.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на этой территории.
Территориальное общественное самоуправление в населенных пунктах осуществляется непосредственно населением путем собраний и конференций граждан, а также путем создания органов территориального общественного самоуправления. [4, с. 121]
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Территориальные органы общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Общее собрание граждан является высшим руководящим органом территориальной государственной автономии.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориальной публичной автономии определяется уставом территориальной публичной автономии.
Гражданское собрание рассматривает вопросы, связанные с реализацией территориальной общественной автономии и отнесенные к его компетенции уставом территориальной общественной автономии.
Порядок принятия решений собранием граждан определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Полномочия собрания граждан могут осуществляться собранием граждан в случаях, когда количество проживающих на эталонной территории граждан, достигших 16-летнего возраста, превышает 300 человек.
Конференция считается правомочной, если в ней участвуют не менее двух третей делегатов, избранных в собраниях граждан, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Территориальная публичная автономия считается образованной с момента регистрации устава территориальной публичной автономии уполномоченным органом местной автономии соответствующего населенного пункта. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. [4, с. 123]
Территориальные основы местного самоуправления
... о территориальных основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации «местная автономия осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций”. Таким образом, Конституция РФ не ...
Территориальная общественная автономия в соответствии со своим уставом может быть юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и реализации территориальной общественной автономии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины жителей эталонной территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
- установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
- принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
- избрание органов территориального общественного самоуправления;
- определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
- утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления:
- представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
- могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
— вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. [4, с. 125]
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление, обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданского сознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и зависимых чувств население.
Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию территориального общественного самоуправления, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Здесь существенную помощь могут оказать депутаты от своих округов.
Основные теории местного самоуправления («Конституционные основы ...
... организация местного самоуправления на основе государственной теории местной автономии характерна и исторически обусловлена. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст. 12 Конституции Российской Федерации об организационной обособленности органов местного самоуправления ...
Значение территориальных органов общественного самоуправления для формирования гражданского общества в России важно, так как именно в них действительно происходит эрозионный процесс традиционного для России отчуждения общества от управленческой деятельности. Главное здесь, необязательность таких организаций.
Это означает, что можно предположить, что большинство из них возникнет не по указанию вышеизложенного, а в случае необходимости, когда жители сами осознают свои потребности и интересы и объединятся для их реализации и защиты.
Необходимо также отметить, что территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
- законности;
- свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
- выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (сходам), конференциям членов территориального сообщества;
- добровольного участия членов территориального сообщества в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, в их реализации;
- сочетания интересов членов территориального сообщества и интересов населения, не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
- самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
- гласности и учета общественного мнения. [4, с. 126]
Территориальные органы общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основании их добровольного волеизъявления.
Органы местного самоуправления могут делегировать территориальным органам общественного самоуправления определенные полномочия для решения вопросов местного значения или принятия решений с учетом мнения территориальных органов общественного самоуправления.
Поэтому территориальные органы общественного самоуправления следует рассматривать как одну из форм участия населения в местном самоуправлении, неотъемлемый элемент системы местного самоуправления.
Руководство территориальным органом общественного самоуправления осуществляет уполномоченное лицо, избранное его собранием. Оно имеет право представлять орган в отношениях с органами местного самоуправления, территориальными органами государственной власти и органами государственной власти, общественными объединениями и организациями всех форм собственности, созывать заседания органа территориального общественного самоуправления, готовить соответствующие документы, подписывать протоколы и решения, выполнять иные функции, определенные нормативными правовыми актами территориальных органов государственной власти районов, городов областного значения, муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством. [4, с. 127]
Важной формой участия общественности в местном самоуправлении является право на обжалование и право на законодательную инициативу.
Право на законодательную инициативу населения следует понимать как право определенной группы граждан на разработку проекта законодательного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования.
Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации
... местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 7, ст. 776); Указы Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации ... законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4614); Методические рекомендации по разработке по делопроизводству в ...
Вопросы местного значения можно назвать не вопросами обеспечения жизни населения, а только теми, которые указаны в уставах муниципальных образований и соответствуют федеральному и региональному законодательству.
Территориальное общественное самоуправление должно иметь устав. Требования к уставу определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. В любом случае в уставе должны быть указаны цели и порядок деятельности территориального общественного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, сроки и порядок созыва и проведения собраний (конференций) граждан, порядок приобретения и распоряжения имуществом и финансовыми средствами территориального общественного самоуправления, порядок принятия устава и внесения в него изменений (дополнений), порядок прекращения деятельности территориального общественного самоуправления.
Органы местного общественного самоуправления подлежат регистрации. Обычно регистрация территориальных органов общественного самоуправления осуществляется в органах местного самоуправления. В акте регистрации муниципального образования должен быть указан орган, регистрирующий территориальное самоуправление, порядок регистрации и причины отказа в регистрации территориального самоуправления. [4, с. 129]
В соответствии с уставом муниципального образования территориальные органы общественного самоуправления могут быть наделены правами юридического лица. Порядок и основания приобретения прав юридического лица территориальными органами общественного самоуправления, как ни странно, вызывают много вопросов. Органы местного общественного самоуправления нередко регистрируются в судебных органах в качестве общественных объединений, что, как упоминалось выше, не зарегистрировано.
Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление — это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности территориальное общественное самоуправление имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.
При организации территориального общественного самоуправления необходимо учитывать, что органы территориального общественного самоуправления могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.
Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...
... местного самоуправления и представителями трудящихся в лице профсоюзов в пределах их компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации ... от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем ...
Территориальные органы общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основании их добровольного волеизъявления. Структура органов территориального общественного самоуправления может быть различна, однако имеет смысл предусмотреть, что высшим органом территориального общественного самоуправления является собрание (конференция) граждан, имеющее(ая) исключительную компетенцию по определению целей и основных направлений деятельности, принятию устава территориального общественного самоуправления, изменений и дополнений к нему, установлению структуры органов территориального общественного самоуправления, утверждению регулярных отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления, выборам органов территориального общественного самоуправления. В том случае, если органы территориального общественного самоуправления имеют обособленное имущество, финансовые и иные средства, занимаются хозяйственной деятельностью, должен быть избран (сформирован) контрольный орган, например, ревизионная комиссия с установленными в уставе территориального общественного самоуправления полномочиями. [6, с. 203]
Формирование территориального общественного самоуправления на принципах, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», только началось. В связи с этим от всех заинтересованных лиц, связанных с организацией и деятельностью территориального общественного самоуправления, требуется не только четкое соблюдение законодательства, но и использование положительного опыта тех муниципальных образований, где территориальное общественное самоуправление уже успешно работает.
Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, прекращается на основании решения собрания или конференции.
Решение собрания, съезда граждан о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления передается в администрацию поселения, в Расчетный совет в трехдневный срок со дня принятия такого решения.
Таким образом, перед законодателем Российской Федерации и ее субъектов в настоящее время стоит задача создания прочной правовой основы для формирования и функционирования территориального общественного самоуправления.
1.2 Нормативно-правовая база ТОС
Правовой основой территориальной общественной автономии являются Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, правовые акты субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации устанавливает лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления, а территориальная публичная автономия является одним из элементов системы местного самоуправления. Местное самоуправление прошло определенный путь с 1991 года. Именно тогда был принят Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Но прошло достаточно времени с 1991 года, и этот «элемент» прописан в этом законе, где-то пытались сделать первые шаги, в некоторых регионах РФ это сработало, а где-то осталось только указанным в законе. [7, с. 49]
В настоящее время первым основополагающим элементом правовой основы ТОС следует назвать Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной Думой Российской Федерации в августе. 12, 1995. Правовой статус территориального общественного самоуправления четко определен заголовком статьи 27 этого закона и его первым абзацем. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.
Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической ...
... и субъектами Российской Федерации. Нормативно-правовые акты, принятые в постсоветский период (в 1991 - 2000 гг.), в основном имеют к этому косвенное отношение. Большинство из 20 нормативных документов имеют декларативный и ... Российской Федерации «О физической культуре и спорте". Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и ... спорт, лечебная физкультура, физическая рекреация и ...
Ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит также юридическое закрепление возможности наделения органов ТОС правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.
Следует отметить стремление законодателя обеспечить местным органам власти самостоятельность в решении вопроса о порядке организации ТОС.
Следует подчеркнуть, что существует ряд критериев, позволяющих определить круг ведения, который может быть передан органам территориального самоуправления. В их числе:
- полномочия, не входящие в исключительную компетенцию органов местного самоуправления;
- полномочия, использование которых связано с решением проблем населения, проживающего на территории органа общественного самоуправления;
- полномочия, которые органы территориального самоуправления согласны принять и реализовать в своей работе. [7, с. 51]
Возможны и другие критерии. Например, обеспеченность финансовыми ресурсами, возможность использования полученных полномочий по усмотрению органа территориального общественного самоуправления или в строгих рамках соглашения, срок использования полномочий ограниченного круга. Ясно одно: даже передача ограниченного круга полномочий территориальному самоуправлению сопряжена с исследованием довольно объемного пласта законодательства и увязки, содержащихся в нем положений с характером задач, ради решения которых и создаются органы территориального общественного самоуправления.
Требования необходимости закрепления правового статуса органа ТОС как местного общественного объединения и необходимость гармонизации Федерального Закона «Об общественных объединениях» и Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обусловливают необходимость разработки Федерального Закона об органах территориального общественного самоуправления.
По своей сути этот закон, не регулируя властные отношения, должен определить механизм осуществления двух конституционных прав человека в их единстве: право на объединение по месту жительства и право на осуществление местного самоуправления непосредственно гражданами (в части вопросов самоорганизации исключительно в форме органа ТОС, не затрагивая другие формы — сходов, собраний, референдумов и им подобных институтов в системе местного самоуправления).
Законопроект раскрывает порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления, их государственную регистрацию, права, предпринимательскую, хозяйственную и издательскую деятельность, обеспечение законности на территории действия органа и порядок перерегистрации действующих органов территориального общественного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона.
Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (2)
... и др. органы, в т.ч. и единоличные). В соответствии со ст.12 местные Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц РБ и основным звеном местного самоуправления, обеспечивающим на своей территории согласованную деятельность органов территориального, общественного самоуправления. ...
Принятие новой Конституции Российской Федерации, признание прав и свобод гражданина высшей ценностью и закрепление принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации потребовали нового осмысления политико-правовой природы территориального общественного самоуправления в условиях действия новой Конституции Российской Федерации, как базового института российского гражданского общества, и на этой основе решения вопроса разграничения в переурегулировании норм статей 80-86 между федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Уточненная политико-правовая природа института территориального общественного самоуправления широко обсуждалась на научно-практических конференциях и опубликована в ряде изданий. [7, с. 54]
В соответствии с пунктом «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации, относящей регулирование и защиту прав гражданина к ведению Российской Федерации, положения указанных статей 80-86, регулирующие право граждан на собрания и на объединение, подлежат переурегулированию федеральным законом. Нормы, устанавливающие целесообразность и порядок передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления, в соответствии с пунктом «н» статьи 72 и статьи 77 Конституции Российской Федерации подлежат переурегулированию законодательством субъекта Российской Федерации.
В этой связи принятый в 1995 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27) допускает не однозначность цели объединения граждан в форме органа территориального общественного самоуправления и необоснованно отнес регулирование этого права к законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования.
Данное обстоятельство явилось основной причиной допущенного неравенства на территории Российской Федерации указанных прав граждан.
По оценке экспертов только 52% субъектов Российской Федерации признают данные права граждан. Причем, в законодательстве этих субъектов допускается различное понимание и различный объем переурегулирования норм статей 80-86.
Предлагаемый проект Федерального закона в условиях действия новой Конституции Российской Федерации переурегулирует нормы вышеуказанных статей 80-86, определяющих право граждан на собрания и объединение в форме органа территориального общественного самоуправления. Будучи принятым, закон решает проблему неравенства данных прав граждан на территории Российской Федерации.
Разработка норм законопроекта, связанных с порядком созыва и проведения собраний и учреждением, регистрацией и деятельностью органов территориального общественного самоуправления по защите общественных интересов в судебном порядке, основана на обобщении опыта работы этих органов. [7, с. 55]
В предложенном проекте Федерального закона представлено 5 глав.
В первой главе даны основные понятия (территориальное общественное самоуправление, орган ТОС, общественные интересы, собрания и т.д.).
Здесь же определены правовое положение органа ТОС и предмет правового регулирования — права граждан РФ на собрания и на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов.
Правотворческая деятельность органов местного самоуправления
... моделям территориальной организации местного самоуправления в субъектах РФ, то Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. устанавливает скорее не основы местного самоуправления, а "непосредственно регулирует данную сферу общественных отношений". ...
Во второй главе законопроекта расписан порядок учреждения органов ТОС, устав, государственная регистрация, ликвидация органа ТОС, права органа ТОС, в т.ч. право собственности. Ст. 10 данной главы целиком посвящена предпринимательской и хозяйственной деятельности органа ТОС.
Третья глава регламентирует порядок проведения собраний, их подготовку, вынесение решений.
Гарантиям территориального общественного самоуправления посвящена вся четвертая глава законопроекта, где подробно описаны принципы взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, органами надзора и контроля.
В заключительной пятой главе расписан механизм вступления в силу данного законопроекта.
Концепция и основные положения законопроекта рассматривались 158 органами территориального общественного самоуправления самостоятельно, а также в форме специализированных семинаров, на межрегиональной научно-практической конференции, парламентских слушаниях.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления»: предлагаемый Федеральный закон не требует финансирования из федерального бюджета, он не содержит положений, предусматривающих льготное налогообложение и кредитование органов территориального общественного самоуправления.
Затраты на реализацию предлагаемого Закона осуществляются в рамках консолидированного федерального бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по статьям расходов на содержание органов юстиции и органов местного самоуправления.
Проанализировав основные положения проекта Закона, можно уже сейчас сделать вывод, что необходимо разработать некоторые нормативные правовые акты для реализации Закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления». [7, с. 58]
Итак, эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.
ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1 Российская и зарубежная практика ТОС
Территориальное общественное самоуправление России, без особой поддержки властей, за десять лет выросло до масштабов серьезного социально-политического фактора, с которым нельзя не считаться.
По данным различных ассоциаций органов ТОС, география его деятельности весьма обширна: она охватывает до 100 процентов населения малых городов.
Развитие ТОС в России крайне неравномерно и зависит от целого комплекса факторов, причем какой-либо стержневой фактор, влияющий на развитие ТОС, выделить не удается. В ряде регионов, где система ТОС является уже укоренившейся и доказавшей свою жизнестойкость, они действуют при поддержке местной администрации. Однако ни в каких регионах администрация не противодействует развитию ТОС. Не прослеживается и зависимости от первоначальной инициативы в создании ТОС — кем бы они не создавались (органами местной власти или инициативными группами), это не отражается на их деятельности и жизнеспособности. Также нет зависимости от форм самоорганизации: не наблюдается существенных различий в действиях ТОСов, чьи исполнительные органы избраны общим собранием граждан, и ТОСов, руководство которых выбрано их активом из своих представителей. Кадровый вопрос также не может быть определяющим. В подавляющем своем большинстве исполнительные органы ТОС формируются из числа лиц, находящихся на пенсии; чаще всего это военные пенсионеры и лица, работавшие в системе ЖКХ и строительства. Иногда руководство ТОС осуществляется штатными работниками администраций и ЖКХ, но это скорее исключение, нежели правило. [9, с.193]
В России ТОС является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории. Основным субъектом территориального общественного самоуправления является территориальная община — добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая жителями микрорайона, квартала, улицы, двора, дома и иного жилого комплекса для решения вопросов предусмотренных уставом территориальной общины. Главным органом территориального общественного самоуправления является собрание или, в зависимости от численности общины, конференция жителей. Для решения повседневных задач жители избирают комитет общественного самоуправления и контрольную комиссию. В малочисленных общинах могут избираться староста и контролер.
Таким образом, надо отметить, что в городах России существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община. Каждый из них в идеальном варианте должен выполнять по возможности четко определенные полномочия в конкретных сферах.
Рассмотрим развитие системы ОТОС в других регионах Российской Федерации.
Насколько известно, каких-либо специальных структур, занимающихся именно проблемами создания и функционирования ТОС, в Краснодарском крае нет. Теоретически, эту сферу курируют комитеты по развитию местного самоуправления представительных органов на местах. Именно такой комитет городской думы Краснодара в настоящее время ставит вопрос об организации специализированных органов подобного рода. На очередном его заседании шла также речь о необходимости подготовки программы развития ТОС в Краснодаре. Эта программа, судя по всему, станет прологом к созданию местной нормативной базы, регламентирующей деятельность ТОС.
На уровне администрации Тамбовской области работа с ТОСами отнесена к ведению организационного отдела. Деятельность эту нельзя считать излишне активной. На практике она сводится к снабжению органов МСУ методической литературой, законодательными актами, заслушиванию городских и районных администраций по данной тематике. Предпринимаются попытки обобщения опыта работы ТОСов Тамбова, Мичуринска, Моршанска. По мнению специалистов администрации области, развитие ТОС сдерживается отсутствием в области городов с крупными микрорайонами и недостатком средств на ее организацию и работу. Субъективно, неразвитость ТОС объясняется слабой заинтересованностью в его развитии у региональных властей. [9, с. 207]
В Самаре зарегистрировано и активно действуют 74 ТОСа. Их деятельность целиком поддерживается местной администрацией, практически все ТОСы были созданы по ее инициативе. Все ТОСы зарегистрированы как юридические лица. Их полномочия определены Уставом Самарской области, Уставом города, принято городское Положение «О деятельности комитетов территориального общественного самоуправления». На фоне всех остальных субъектов Самарские ТОСы отличаются наилучшей финансовой обеспеченностью.
Официально в Ростове зарегистрировано 95 ТОС, причем в форме ТОСов действует около трети от общего числа организаций. Статус юридический лица официально зарегистрировали 25 структур. В подавляющем большинстве ростовские КТОСы созданы по инициативе групп граждан, но контакты с администрацией оцениваются как весьма продуктивные. Примечательно, что в Ростове законодательная база деятельности КТОСов и местные правовые акты являются одними из лучших в регионе. Особо активно ростовские КТОСы работают в сфере социальной помощи населению. Ростовские ОТОСы функционируют за счет двух источников финансовых ресурсов: немногочисленных субсидий администрации и собственных финансовых средств, большую часть которых составляют безвозмездные пожертвования. Сведений о предпринимательской деятельности ОТОС Ростова не имеется. Другой особенностью ростовский ОТОСов следует считать их внутреннюю инфраструктуру. В подавляющем большинстве все их исполнительные органы избираются из числа актива и самим активом. [9, с. 210]
Структура ОТОС в Ставрополе медленно, но верно сокращается. Официально фиксируется деятельность двух КТОСов, которые зарегистрированы как юридические лица и образованы инициативными группами граждан. Администрация их практически не поддерживает, хотя законодательная и нормотворческая база оценивается как вполне удовлетворительные. КТОСы занимаются, в основном, наблюдением за состоянием территории и весьма активно содействуют социальной работе администрации. Иных полномочий у КТОСов не отмечено.
Тверь относится к числу тех немногочисленных муниципальных образований, которые с самого начала признали эту форму самоорганизации населения, заслуживающую серьезного внимания и поддержки, и рассматривают ее как один из ресурсов городского развития, как продолжение процесса муниципализации городской власти.
Действующая сегодня в Твери система территориального общественного самоуправления существует как нормативно и организационно оформленное самостоятельное звено в системе городского управления, имеющее определенные результаты, накапливающее опыт практических дел. <#»justify»>.2 Основные проблемы ТОС
Развитие институтов гражданского общества в России является одной из ключевых проблем современности. От её решения во многом зависит настоящее и будущее граждан. Однако если необходимость создания институтов гражданского общества в России уже не оспаривается, то вопрос о характере этой системы, её сущностных чертах и механизме реализации продолжает оставаться открытым.
Отличительной чертой демократических государств является развитость в них участия граждан в системе местного самоуправления, которое может осуществляться в различных формах. Одной из форм выражения непосредственного народовластия является территориальное общественное самоуправление.
Под территориальным общественным самоуправлением подразумевается право граждан, населения определённой территории на самостоятельное решение местных проблем. Признавая и гарантируя это право, государство тем самым признаёт самостоятельность ТОС в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права. [12, с. 234]
Территориальное общественное самоуправление представляется в качестве формы организации граждан, которые самостоятельно решают вопросы местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций и потребностей.
В целом, территориальное общественное самоуправление рассматривается как способ осуществления народом принадлежащей ему власти, как образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства, а также как показатель степени демократизации, зрелости общества, характеризующий его способность к самоустройству, самоопределению, самодеятельности.
Когда появилось территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного волеизъявления граждан — установить сложно, на этот счёт существуют противоречивые мнения. Началом действия территориального общественного самоуправления 1995 год, когда был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Таким образом, территориальное общественное самоуправление официально существуют уже более 10 лет. Всё это лишь подтверждает актуальность и сложность данной темы, и отсутствие эффективной системы прямого участия граждан в местном самоуправлении. Особенно это касается уровня муниципальных образований. В последние годы власти на местах преодолевают большие трудности в решении основных организационных вопросов: границы территории, наполнение бюджетов, кадры, полномочия и т.д. В данный момент такая проблема как привлечение населения к самоуправлению на местах практически не решается, поэтому положительного опыта осуществления территориального общественного самоуправления очень мало. [12, с. 237]
Существует множество проблем, препятствующих развитию территориального общественного самоуправления на территории России, среди которых следует выделить отсутствие должной финансовой базы деятельности территориального общественного самоуправления, отсутствие центров и систем подготовки кадров для территориального общественного самоуправления, отсутствие правового регулирования организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Последняя проблема связана, в том числе и с необходимостью разработки органами местного самоуправления положения о территориальном общественном самоуправлении, без принятия которого деятельность органов территориального общественного самоуправления согласно действующему законодательству не является легитимной.
В целом, становление институтов гражданского общества, в том числе территориального общественного самоуправления, в России происходит медленно.
Основными причинами этого являются:
- несовершенство законодательной базы территориального общественного самоуправления;
- недооценка, недопонимание, а нередко и ошибочное представление о самой сути территориального общественного самоуправления, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества;
- отсутствие у населения опыта сознательного участия в общественной жизни;
- отсутствие реальной заинтересованности государственных и муниципальных органов власти в создании территориального общественного самоуправления;
- недостаточное использование зарубежного опыта в формировании и функционировании институтов гражданского общества.
В западных странах демократические структуры гражданского общества представляют реальную силу и на равных ведут диалог с властью, причём не только с административной, но и с властью политической.
На территориальное общественное самоуправление в нашей стране возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объём проблем, возникающих в муниципальных образованиях. Положительный опыт образования территориального общественного самоуправления в виде домовых комитетов, ТСЖ, добровольных дружин, клубов по интересам, обществ огородников и садоводов, экологических объединений уже существует, но такие примеры более характерны для городов, чем для посёлков и сёл. Но проведенные исследования доказывают, что провинциальное население, тем не менее, готово принимать участие в общественной жизни населенного пункта. [12, с. 238]
Эти данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.
2.Население готово участвовать в территориальном общественном самоуправлении при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.
3. По сравнению с жителями городов, жители небольших населённых пунктов более активны, мобильны и более оптимистично относятся к возможности решить некоторые проблемы самостоятельно.
Итак, резюмируя вышесказанное, а, также основываясь на анализе практической деятельности территориального общественного самоуправления в разных регионах России, выделим основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня территориальное общественное самоуправление. Это:
непонимание сущности территориального общественного самоуправления;
сложности с юридической регистрацией территориального общественного самоуправления;
проблемы в разграничении полномочий между муниципальными органами власти и органов территориального общественного самоуправления;
недостаточная инициатива граждан в создании территориального общественного самоуправления;
различная степень активности комитетов территориального общественного самоуправления на местах;
ресурсная (в первую очередь — финансовая) необеспеченность деятельности органов территориального общественного самоуправления;
недостаточность материального стимулирования активистов территориального общественного самоуправления.
Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается еще с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:
неинформированность населения;
идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все — от простого жителя до главы администрации;
в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;
при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы;
органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;
в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение. Как правило, данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;
интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;
в настоящее время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны — органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны — не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;
для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС. [12, с. 240]
Российский территориальный общественный самоуправление
3. Перспективы развития территориального общественного самоуправления
.1 Пути решения основных проблем ТОС
Самоуправляться — значит самостоятельно зарабатывать, самостоятельно расходовать, самостоятельно управлять и самим отвечать за последствия своих решений.
Идея создания гражданского общества в России на основе самоуправления и активной жизненной позиции каждого постепенно переходит в разряд практических дел.
Многие жители страны и даже инициаторы создания органов ТОС не всегда понимают происходящее. Первые считают, что создается что-то вроде Советов народных депутатов. Вторые свое предназначение порой видят в том, чтобы задавать вопросы власти, требовать отчетов, выражать недоверие.
Еще недавно население России проживало в другом, управляемом сверху, обществе. Но уверенность в том, что все решится без участия населения, надежда на кого-то, к сожалению, обернулись социальным иждивенчеством. А с конца 90-х годов началась новая жизнь, новые условия и взаимоотношения. И населению очень сложно понять, что сегодня свои проблемы они должны решать сами. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предлагает только два варианта решения проблем. [5, с. 164]
Первый — когда население идет на избирательный участок и путем голосования передает право решать свои проблемы тем должностным лицам или органам, которых они избирают, т.е. местной власти.
Второй — когда население собирается на собрании жильцов подъезда, дома, улицы или на сходе граждан и говорит о том, что существует определенная проблема, и предлагает ее решить, а для того, чтобы население кто-то организовал для решения общей проблемы выбирается и далее, в зависимости от того, какие полномочия жители берут для выполнения собственными силами и на какой территории они это собираются делать, создается совет либо двора, либо микрорайона, либо села, либо уличный комитет, либо ТСЖ и т.д. Второй вариант и есть территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Являясь одной из форм народовластия (непосредственной демократии), ТОС — это одна из важнейших составных частей системы местного самоуправления, которое осуществляется на части территории муниципального образования, — явление, возможности которого в формировании гражданского общества действительно велики как института, способного быстро и оперативно решать все острые проблемы на уровне двора, улицы, микрорайона, посёлка, села; способного привести систему выборов к логической структуре, нормам международного права и здравому смыслу.
Прежде всего, необходимо раз и навсегда определить, что органы ТОС, являясь органами местного самоуправления, представляют собой органы власти, наиболее приближенные к населению и наиболее управляемые им. Иначе местное самоуправление теряет всякий смысл и таковым не является.
Ведь компетенции органов ТОС и органов местного самоуправления, согласно существующему законодательству, достаточно близки. Фактически у органов ТОС те же функции, что и у муниципальных органов, только ограниченные более локальной территорией. Поэтому ТОС является формой осуществления местного самоуправления, а органы ТОС являются составной частью системы и органами местного самоуправления и призваны обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепления гарантий реализации прав и свобод граждан. [5, с. 165]
Федеральный Закон (о ТОС) призван урегулировать отношения, возникающие в связи с образованием, а в некоторых областях уже и становлением ТОС. Проектом Закона о ТОС, регулируются правовые и финансовые основы, определяются полномочия ТОС в различных сферах жизнедеятельности.
Кроме того, необходимо внести в федеральное законодательство единые принципы государственной регистрации органов ТОС, в качестве основы используя процесс регистрации представительных органов МСУ.
Признав орган ТОС входящим в систему местной власти, целесообразнее формировать представительный двухпалатный орган местного самоуправления, в нижнюю палату которого войдут депутаты, избранные по одномандатным округам. Верхнюю же палату составят представители органов ТОС, по норме представительства, установленной в соответствии с уставом муниципального образования. Такая структура представительного органа позволит более полно учитывать мнение большинства всего населения при принятии решений, которые гораздо быстрее будут донесены до населения и более доходчиво им разъяснены.
Ещё одним положительным аспектом деятельности территориального общественного самоуправления является подготовка кадров для муниципальной службы.
Если в органы местного самоуправления придут люди, имеющие опыт работы в органах территориального общественного самоуправления, обладающие достаточными знаниями, смелостью и ответственностью для принятия самостоятельных решений; не теряющиеся в сложной, требующей безотлагательного разрешения обстановке, умеющие работать непосредственно с населением, — всё это вдохнёт новую жизнь в сам институт местного самоуправления, придаст ему подлинный демократизм и позволит реализовать подлинное народовластие. [5, с. 168]
Традиционные методы управления территориями не обеспечивают их выживания, сохранения и возрождения специфики социально-экономической и социокультурной среды местных сообществ, особенно сотен небольших периферийных городов, сельских населённых мест и микрорайонов в крупных городах. Поэтому со всей неотвратимостью перед местными руководителями всех уровней встаёт проблема поиска новых способов решения местных проблем и, прежде всего главной из них — обеспечения жизнедеятельности населения.
Естественный выход из сложившейся ситуации, когда местная казна пуста так же, как и государственная — это саморазвитие территорий за счёт «зарабатывания» средств собственными силами. При условии дальнейшей корректировки экономической реформы, в первую очередь, переноса её центра непосредственно в регионы и на места проживания граждан, а также передачи прав по использованию собственной ресурсной базы органам местного самоуправления, в том числе органам ТОС, процессы саморазвития территорий могут пойти быстро и эффективно. Реализация идеи саморазвития территорий возможна, прежде всего, на основе становления самоуправления как института народовластия, формирования и развития нового политического самосознания людей, пробуждения стремления к экономической и политической самоорганизации, не говоря уже о совершенствовании самой законодательной базы осуществления реформы на местах.
Саморазвитие территории на базе профессионального определения интересов, эффективных методов управления и справедливого распределения полномочий — это единственный путь возрождения, сохранения самобытности, индивидуальности территориальных сообществ.
Поэтому сегодня, как никогда, необходимо развитие «Перспективной культурологии», т.е. организации культурной деятельности как системы саморазвития территориального общества методами социального и культурного проектирования.
3.2 Перспективы развития ТОС
Развитие Территориального общественного самоуправления (ТОС) это единственный и наиболее эффективный путь к объединению и поднятию гражданской активности населения. Через ТОСы население может защищать свои права и интересы, принимать общие решения по различным проблемам.
ТОС — это не просто собрание жителей. Оно должно соответствовать определенным требованиям. С ним должны считаться органы власти муниципального образования, на территории которого находится орган ТОС. Для этого орган ТОС должен быть соответствующим образом зарегистрирован. Особенно это важно, когда создаётся орган ТОС как юридическое лицо, организационно-правовая форма которого действующим законодательством не определена. [8, с. 96]
В некоторых регионах предлагается регистрировать органы ТОС в управлении юстиции в качестве общественных объединений, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Однако общественное объединение основано на добровольном членстве, и решения его руководящего органа являются обязательными только для его членов (участников).
А решения органов ТОС, принятые в рамках его полномочий, обязательны для всех жителей территории, на которой действует соответствующий орган ТОС. Тем самым орган ТОС ближе к органу власти, и, думается, должен регистрироваться на заявительной основе, по предъявлению в регистрирующий орган соответствующих документов, подтверждающих выборы этого органа — по аналогии с регистрацией представительных органов местного самоуправления.
Основные направления деятельности ТОС, которые необходимо использовать:
работа с населением (разъяснительная работа, рассмотрение жалоб);
благоустройство территории;
участие в экспертизе и приемке строительных объектов, прежде всего социальной сферы;
проведение спортивных мероприятий;
оказание материальной помощи жителям.
Мероприятия ТОС должны регулярно освещаться в новостях местного телевидения, что приведет к популяризации идей территориального общественного самоуправления.
Финансирование деятельности ТОС должно осуществляется главным образом:
за счет средств, выделяемых из районного бюджета;
спонсорских средств, привлекаемых на проведение конкретных мероприятий;
часть мероприятий финансируемых по линии ЖКХ;
от реализации собственных инвестиционных деловых проектов (жилье, торговые центры).
Грамотная эксплуатация подведомственных ресурсов может позволить добиться бюджетной самостоятельности. [8, с. 99]
Становление и развитие территориального общественного самоуправления в регионе означает, что власть видит в нем особый социальный институт, обладающий большими возможностями. Децентрализация управления — это возможность реализации защиты граждан и сообщества, гармоничного сочетания духовного, культурного и экономического потенциалов территории.
Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и территориального общественного самоуправления требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.
С целью гармонизации взаимоотношений государственного управления и местного самоуправления регионам необходим, помимо закона о местном самоуправлении, еще целый пакет нормативных правовых актов регламентирующих местное самоуправление, и в том числе Закон О территориальном общественном самоуправлении в субъекте Федерации. Он устанавливал бы общие принципы взаимодействия с целью эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта, муниципальных образований и территорий в интересах населения.
Данный закон должен закрепить основные принципы и формы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта в развитии ТОС. В нем должны регламентироваться финансовые отношения между органами власти и ТОС, организационное и информационное взаимодействия. В законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти субъекта и местного самоуправления по вопросам ТОС. Здесь обязательно должен предусматриваться принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных муниципальных полномочий органами ТОС и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения. [8, с. 100]
В работе ТОС должно являться мощнейшим административным ресурсом для продвижения депутатов в законодательные органы города и области, то есть пройти могут доселе неизвестные кандидаты. ТОСы — эффективный инструмент воздействия на действующих депутатов.
Именно ТОСы могут стать кузницей дееспособных кадров для органов муниципального управления, власти. Этот механизм, является намного более эффективным способом выявления социально ответственных лидеров по сравнению с тем, что предлагают политические партии. Ведь при партийном отборе (в нынешнем понимании) решающим фактором является личная преданность партийному лидеру, а не обществу или идее.
Необходимо, чтобы ТОСы стали сильнее, перестали зависеть от субъективного фактора, от энтузиазма отдельных людей, стали неотъемлемой частью системы общественных отношений.
ТОСы должны иметь свою экономическую базу и представлять собой целостную самодостаточную структуру, иначе они будут лишь формальным образованием и придатком существующей власти. Необходимо развертывать самостоятельные социально-экономические программы, позволяющие вовлекать в работу на территориальном уровне широкие массы граждан.
ТОС же может выступить инициатором создания местных производственных, потребительских и сервисных кооперативов, где и производители, и потребители принадлежат к одному и тому же социальному формированию. Прежде всего, это, разумеется, контроль ТОСа за оказанием жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, есть множество видов услуг для граждан, для оказания которых не требуются дорогостоящие и громоздкие средства производства. Поэтому необходимо создать нечто вроде «народной диспетчерской», которая служила бы информационным и организационным центром для реализации подобных инициатив жителей, желающих стать предпринимателями на территории своего района, причем там же будет и рынок сбыта.
Помимо этого, с помощью ТОСов необходимо выстраивать интегрированную сеть народного контроля за должностными лицами различного уровня, позволяющие автоматически делать достоянием гласности любое незаконное посягательство на права и свободы любого члена ТОСа, организовывать действия по защите прав, коллективно предъявлять претензии, предоставлять всем заинтересованным гражданам собранную таким способом информацию на чиновников и многое другое. И в экономике, и в политике ТОСы непременно должны стать низовым элементом, фундаментом, зачатком системы новых общественных отношений, которые придут на смену существующим — это экономическая самоорганизация и кооперация граждан вместо диктата капитала и эксплуатации трудящихся, это общественное самоуправление на всех уровнях вместо бюрократического диктата коррумпированной государственной машины. Новое общество, более высокоорганизованное, необходимо начинать строить уже сейчас, и начинать строить его нужно снизу, посредством развития ТОСов, переводя их в другое качество путем развертывания в их среде принципиально новых экономических и политических программ, соответствующих общему направлению социального прогресса, при самом интенсивном вовлечении населения в их реализацию. [8, с. 107]
Самое главное — необходимо просвещение населения, в этом случае оно само будет создавать ТОС и тем самым повышать степень структурированности общества. Высокий уровень интеллектуальной подготовленности граждан со всей очевидностью является необходимым условием для развития системы общественного самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод, что территориальное общественное самоуправление занимает весьма значительное место в системе местного самоуправления. Развитие ТОС очень важно и перспективно. Только тогда, когда люди поймут, что они сами могут улучшить окружающий их мир и будут иметь возможность делать это, наша жизнь изменится к лучшему. А территориальное общественное самоуправление, как ни одна другая форма осуществления власти народом, способно выполнить такую задачу.
Заключение
Территориальное общественное самоуправление есть наша национальная особенность. Такого института нет ни в одном западном обществе. По своей организационной основе территориальное общественное самоуправление — это наша русская, дореволюционная община — сельская, крестьянская, казачья, территориально-национальная.
Сегодня на различных уровнях выделяют ряд принципиальных вопросов территориального общественного самоуправления:
. отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления;
. непоследовательность практики муниципального строительства;
. противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
. существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти;
. отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, необходимого кадрового потенциала;
. слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур;
. нерешенность вопроса о возможности местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.
Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.
Ситуация незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС, таким образом, наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.
Становление территориального общественного самоуправления в России — процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie/
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.2009 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник. — М.: Изд-во «Проспект», 2006. — 550 с.
. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. А.А. Мерцалова. — Орёл: ОРАГС, 2006
6. Игнатов В.Г., Рудой, В.В. Местное самоуправление. — РнД: «Феникс», 2001. -416с.
7. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник. — М.: Изд-во «Экзамен», 2005
. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления: Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2006
. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
10. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник. — Ростов н/д: АООТ «Ростиздат», 1997
11. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления. — СПБ.: Питер, 2003
12. Самостроенко, Г.М. Ключевые проблемы системы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. — ОрёлГТУ, 2008