Мотивация — одна из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Его значение для развития современной психологии связано с анализом источников деятельности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос о том, что побуждает человека действовать, по какой причине это делается, является основой его правильной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В более общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, подталкивает человека к выполнению любого действия, включенного в деятельность, определяемую этим мотивом.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж.Нюттен:, С.Л. Рубинштейн:, 3. Фрейд, П. Фресс, в.э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.).
Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтъев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.З. ЧУДНОВСRИЙ), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
В отечественной психологии мотивация считается сложным многоуровневым регулятором жизни человека — его поведения и деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет гораздо более сложный простой набор определенных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, Но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их Иерархическая мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию стали доминирующими.
Влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
... определить, как самооценка влияет на профессиональную деятельность; это исследование может быть использовано в собственной будущей профессиональной деятельности. Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень профессиональной успешности. 1. 1. Подход к понятию деятельности в психологии. В психологическом ...
Глава I
Понятие личности
Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду “индивид – субъект деятельности – личность — индивидуальность” в предложенной Б.Г. Ананьевым классической тетраде понятий, описывающих человека в целом.
Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделять 3 мира: внешний мир, социальный мир (“наш мир”, мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир (“мой мир”, индивидуальность и неповторимость “моего” существования).
Внешний мир — это мир природы, которым человек овладевает, зная законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразных деятельности, в котором ничто не принимается на вееру и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства или имперической верификации, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять-таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивает с точки зрения утилитарной полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: “я знаю!”, потому что ответом будет требование: “докажи, приведи факты”; или “я умею!” – ответом будет: “сделай, покажи”, или: “это полезно!” – в ответ человек услышит: “как это использовать?”. Это мир, в котором особо ценится те зная и способы действий, которые могут быть представлены в доступном для понимания и повторения виде и транслировано другим людям, то есть теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики, где нет “моего” или “его” восприятия мира, а есть “истинна” или “ложная”, где высказывания “эта вещь мне дорога” бессмысленно, а имеет смысл – “эта вещь мне полезна”. Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяжести будет действовать на объект, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объект отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.
Социальный мир — это мир, основным способом включения человека в который является его предметная деятельность. Основная единица объективной деятельности — это намеренное действие, основанное на верных, осуществимых и утилитарно полезных идеях с точки зрения цели и результата. Следовательно, взаимодействие человека с «внешним миром» — это формирование активности и развитие человека как субъекта объективной деятельности. В процессе этого развития формируются основные операционные механизмы психики. С точки зрения содержания эта линия развития связана с овладением человеком методами и средствами действия, представленными во всем человеческом опыте, культуре, формированием знаний, навыков и компетенций, проникновением в культуру инкультурация. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта, т.е. интериоризацией способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводом образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества освоенные, интериоризованные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризуются, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действия вырабатывать новые способы и приемы деятельности. В этом смысле субъект деятельности становится одновременно и субъектом познания и сознания как сознания, в содержании которого актуально интегрированы как единицы непосредственного отражения реальности – «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия), так и единицы, опосредованные речью, транслированным опытом других людей, — значения и возникающие в связи с ними смыслы.
Особенности организации педагогического процесса во внеурочной деятельности
... благоприятную адаптацию ребенка в школе [38]. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО осуществляется по направлениям развития личности (социальное, спортивнооздоровительное, общекультурное, ... партнера по деятельности; действия, которые направлены на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, которые служат средством передачи информации другим людям и ...
Овладение различными способами действия, в свою очередь, приводит к обобщению умственной деятельности, посредством которой регулируются объективные действия и действия. С.Л. Систему обобщенных психических действий, закрепленных в человеке, Рубинштейн назвал способностью. Высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности соответственно являются способности, которые характеризуют психическую деятельность преимущественно с ее операциональной стороны, определяющей темпы освоения, разнообразие способов и результативность деятельности, т.е. инструментальные проявления личности.
Однако, как указывал С.Л. Рубинштейна, психические процессы, опосредующие деятельность, не имеют самостоятельной линии развития. Поэтому необходимо выделить некое начало, которое векторизует психическое развитие человека, определяет тенденции этого развития. Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами не обладает, они принадлежат субъекту. Когда же мы пытаемся постичь деятельность субъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, что определяет для человека саму необходимость деятельности и ее освоения, ее ценность, направленность и задает цели, — деятельность выступает как реализация определенного отношения человека к миру (включающего его самого).
Рассматривая человека во всей совокупности его взаимоотношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н. В этой связи Мясищев сказал, что психологию безличных процессов следует заменить психологией активности личности.
Чтобы понять человека в многообразии его взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой, найти истоки и понять направление его деятельности, необходимо определить место, положение, которое человек занимает в мире. Подход к человеку как к личности связан прежде всего со взглядом на человека как на единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.
Управление человеком и управление группой
... управления людьми и управления группой. Управление человеком Специфика психических свойств человека, влияющих на успешность управленческой деятельности, ... социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как концентрация, умение и характер. Ориентация характеризуется стабильностью в направленности поведения человека, ...
Следовательно, отправной точкой при рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.
Дело в том, что, рассматривая отношения человека с окружающим миром как деятельность, как предмет деятельности, получается не индивид, а определенная организованная группа людей, общество. По мере развития социума последовательно меняется состав и разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, появляются сферы деятельности, специально связанные с организацией взаимодействия людей: управление, политика, право, образование, военная служба и т.д. Эти виды деятельности распределяются обществом среди людей как единицы общества, образуя определенную взаимосвязанную систему частной деятельности, которая реализует отношение к внешнему миру, характерное для конкретного общества.
Следовательно, вид деятельности человека напрямую связан с его статусом в обществе и реализует определенные отношения между людьми как носителями статуса, и в этом смысле как осознанная установка деятельность приобретает свой смысл, цель и направление. именно в этом смысле человек всегда одновременно и субъект объективной деятельности, и субъект и объект социальных отношений, взаимодействия между людьми и социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стоны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями), т.е. его поведения со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.
Осваивая нормы и ценности во взаимодействии с окружающими людьми, человек социализируется, постепенно превращаясь из объекта социальной регуляции в субъект регулирования социального поведения, из объекта поведения и социальных отношений в свой субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценностно-допустимые цели и соответствующие нормам ценности поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.
Следовательно, основным механизмом возникновения личностных новообразований является переход внешних отношений личности во внутренние, превращение объекта социальных отношений в их субъект.
Этот механизм опосредствует включение человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, когда люди согласны в том, что звучит звукосочетание «мама», какой способ социального поведения есть норма, а какой – запретное отношение, что есть ценность, общественное благо, а что является злом. Принятые нормы и ценности в своем единстве экстернализуются в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, системы статусов и ролей и т.д.).
Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...
... формы, технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога определяет разнообразие его средств. Принципы социально-педагогической деятельности: 1. Принятие человека таким, каков он есть. При решении ...
Следовательно, в социальном мире процесс институционализации происходит как типизация и консолидация письменных и неписаных норм и ценностей в социальных институтах. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективизируют социальный мир как социальную реальность и в то же время как человеческий продукт.
Однако, когда новый человек входит в этот мир, социальный порядок, созданный другими, может быть совсем не очевиден и не очень понятен для него. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т.е. он должен стать для этого человека легитимным. Следовательно, интернализация социального порядка основана на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей – все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональный и рациональный компонент, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир – это мир веры. Социальный контроль необходим, когда социальные институты неэффективны, когда не хватает веры и общества, подавление необходимо в случаях ненормального поведения. Индивид становится истинным членом человеческого сообщества, когда принимает его веру и в этом смысле приобретает социальную идентичность.
Осваивая нормы и ценности во взаимодействии с окружающими его людьми, человек социализируется, постепенно превращается из объекта социальной регуляции в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта поведения и социальных отношений в их тема. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценносто допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.
Таким образом, основным механизмом возникновения личностных новообразований является переход внешних отношений индивида во внутренние, превращение объекта социальных отношений в их субъект.
Этот механизм опосредствует включение человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, когда люди согласны и в том, что значит звукосочетание «мама», какой способ социального поведения есть норма, а какой — запретное отклонение, что есть ценность, общественное благо, а что является злом. Принятые нормы и ценности в своем единстве экстернализуются в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, системы статусов и ролей и т.д.).
Следовательно, в социальном мире процесс институционализации происходит как типизация и консолидация письменных и неписаных норм и ценностей в социальных институтах. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективизируют социальный мир как социальную реальность и в то же время как человеческий продукт.
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность); послепрофессионализм (человек ... профессионализм человека, тем менее он похож на других работников ... людьми уклад общественной жизни . Объект здесь - “приемник” воздействий (если это социальный ... поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека ...
Однако, когда новый человек входит в этот мир, социальный порядок, созданный другими, может быть совсем не очевиден и не очень понятен для него. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т.е. он должен стать для этого человека легитимным. Следовательно, интернализация социального порядка основана на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональные и рациональные компоненты, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир — это мир веры. Социальный контроль необходим тогда; когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и обществу приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Индивид становится истинным членом человеческого сообщества, когда принимает его веру и в этом смысле приобретает социальную идентичность.
Вера далеко не всегда рациональна: вы можете верить в Бога или верить, что его не существует, и то и другое зависит от веры и одинаково недоказуемо. В «нашем» мире мы оцениваем поведение индивидуума не в терминах «истинности» и «утилитарной полезности», а в терминах «правильности» или «ценности», Т.е. соответствия социальным нормам и ценностям. Последствия «неправильного» социального поведения — изменение социального статуса или даже исключение индивидуума из общности — отличаются от последствий «неистинной», основанных на ложных представлениях предметной деятельности, ошибки или нерезультативность которой, будучи социально оправданными, могут и не повлечь изменений в социальном положении ее субъекта. То, что считается правильным и ценным в конкретном обществе или сообществе людей, может быть с точки зрения объективной деятельности, разума вовсе не истинным и бесполезным.
Единицей социального поведения является не действие, а поступок. Поступок с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель (как в предметном действии).
Когда человек спасает ребенка или отказывается предать друга, он сохраняет и утверждает свои ценности, то, что ему дорого, даже за счет прагматической выгоды. Когда нет жизненных ценностей — приходит отчаяние (Р.Мэй).
С точки зрения метода и средств реализации действие как социальное действие нормативно регулируется: спасая друга, мы прибегаем только к тем способам действия, которые оправданы, законны, законны и соответствуют нашим внутренним нормам. Действие всегда адресовано другим людям, и его основная функция состоит в том, чтобы выразить конкретное отношение человека как субъекта к объекту как ценности: другому человеку, социальному институту, объективной деятельности.
Эссе социология в профессиональной деятельности
... изучения социологии; — продемонстрировать возможность применения социально-гуманитарного знания в профессиональной деятельности и выхода на междисциплинарные ... на одном из первых семинарских занятий (после обсуждения темы «Социология как наука»), выполняется в аудитории, студенты работают в микрогруппах по четыре — шесть человек. Цель: повысить мотивацию студентов к изучению курса «Общая социология». ...
Следовательно, включение человека в социальный мир основывается на его понимании и овладении системой субъектно-объектных отношений, существующей в этом мире. С этой точки зрения субъективно-психологическое отношение человека к окружающему миру является его основным содержанием как личности.
Однако бытие личности в социальном и внешнем мире — это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность, с точки зрения которой реализуются отношения личности в деятельности, мы говорим об ориентации личности. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны способов реализации взаимоотношений индивида, мы говорим о возможностях индивида. Когда мы рассматриваем интеграцию, единство и взаимосвязанность направлений и методов деятельности, интеграцию социального поведения и предметной деятельности, мы говорим о характере. Следовательно, личность в ее отношениях и взаимодействии с миром включает концентрацию, умение и характер.
Когда мы говорим об отношениях личности в смысле личностной отнесенности человека к миру и связанных с этим переживаниях, то мы обращаемся миру, в котором живет человек, — это «мой», внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности, личной отнесенность к чему-либо, «событийности» существования с другими людьми, это мир, в который в преобразованном мире может войти предметная деятельность как «моя лично» деятельность, как творчество, а не просто утилитарно-полезная деятельность, обезличенное предметное действие, социальное поведение входит в «мой» мир как межличностное общение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение, как «драматургическое действие». В «моем» мире появляются определенные виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как контакт с внутренними мирами.
Личная релевантность человека внешнему и социальному миру проявляется в той степени, в которой он становится частью внутреннего мира, в той степени, в которой его существо становится «событием» или событием для человека. Этот мир основан не на объектно-объектных отношениях, как во внешнем мире, не на субъект-объектных отношениях, как в социальном мире, а на отношениях субъект-субъект. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.).
любить питомца, кошку или собаку можно, только «очеловечив их», придав им характеристики предмета, возведя в ранг предмета наравне с самим собой. Поэтому главным критерием интерсубъективного поведения, когда между людьми устанавливаются действительно личные, событийные отношения, является не полезность, не правильность, а искренность, правдивость, открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживания искренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и «мой» внутренний мир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было в моем личном опыте.
Глава II
Мотивация как психологическая категория
Задуманная как источник деятельности и одновременно как система стимулов для любой деятельности, мотивация изучается в различных аспектах, поэтому интерпретируется авторами по-разному. Исследователи определяют его и как специфический мотив, как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Мотивация трудовой деятельности (2)
... побуждений человека к деятельности, мотивация к труду, виды, типы и уровни мотивации в трудовой деятельности, а также анализ системы мотивации на примере организации Локомотивное депо Сызрань 1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности ...
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее. Отметим, что понимание мотива как опредмеченной потребностью, по А.Н. Леонтьева, позволяет определить его как внутренний мотив, являющийся частью самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, одна из причин заключается в том, что деятельность осуществляется; объекты из внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания могут служить мотивом. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность. Такое определение мотива снимает множество противоречий в его интерпретации, где сочетаются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.
Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
мотивации
При изучении мотивации (в.г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений целостности объекта, как инвариант системы. Анализ мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней: а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.
Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы — не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование.
Государственная поддержка инновационной деятельности (2)
... инновационного потенциала страны необходима поддержка государства. 1. Государственная поддержка инновационной деятельности. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в ... в низком потенциале отечественных НИОКР, а в слабой инфраструктуре инновационной деятельности, отсутствии мотивации ... систем в России по всем видам продукции. С целью государственной поддержки важнейших инновационных проектов ...
Существенным для исследования мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три — ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность, (еe процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, о Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное учебной деятельности, оказалось очень продуктивным для анализа учебной мотивации. Интерпретация мотивации ее организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.).
Одним из ранних исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х. Мюррея (1938).
Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. Эти потребности, рассмотренные в более широком контексте, М. Аргайл включил в общую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах); 2)потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, принятие руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть; 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками; 4) потребность в доминировании, т.e. принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения; 5) сексуальная потребность — физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого; 6) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально; 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации, т.е. в принятии самого себя как значимого. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся.
В плане рассмотрения потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой — его познавательная, когнитивная природа. связанная с самоактуализацией. При его рассмотрении обращает на себя внимание, во-первых, место и значение, которое отводится собственно когнитивным (познавательным) и коммуникативным потребностям человека, и, во-вторых, то, что потребностная сфера человека рассматривается его деятельности — только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Дж. Брунера).
Основание классификации мотивации (мотивов).
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) время (протяженность) обусловливания деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону); г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по л.и. Божович); д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные).
Продолжая эту линию исследования, социальные потребности, определяющие групповую интеграцию и общение, согласно А.А. Леонтьеву, можно грубо разделить на три основные потребности, ориентированные на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом. В качестве примера проявления первой группы потребностей (мотивов) автор приводит выступление члена производственной группы перед товарищами, направленное на изменение ее производственной деятельности. Потребности, мотивы собственно социального плана связаны с интересами и целями общества в целом. Эта группа мотивов обусловливает поведение человека как члена группы, интересы которой становятся интересами самой личности. Очевидно, что эта группа мотивов, характеризуя, например, весь учебный процесс в целом, может характеризовать также и его субъектов: педагога, учащихся в плане далеких, общих, понимаемых мотивов. Говоря о мотивах (потребностях), ориентированных на самого, коммуникатора, А.А. Леонтьев имеет в виду мотивы, направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия. Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей учебной мотивации в учебной деятельности.
К определению доминирующей мотивации деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно, высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как чувства, интересы, привычка и т.д. Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделаны на три группы мотивов (потребностей): интеллектуально-познавательные, морально-этические и эмоционально-эстетические.
Потребности и мотивы личности
Потребность — это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — источники активности человека.
Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные — потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе проявляются и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. КЛевин в своей работе «Намерение, воля и потребность» (1926) выделил квазипотребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях.
В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие — социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей — это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении.
Неудовлетворение жизненно важных потребностей человека тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека, либо меняет направление этой активность. Голодный человек менее способен к творчеству; тот, кто не получает удовлетворения от своей работы и не может удовлетворить свои потребности в творчестве, находит замещающую деятельность в принятии пищи, имеет различные хобби, которые носят компенсирующий характер. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния Фрустрация (лат. — тщетное ожидание, обман ) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, внyтpeнним дискомфортом, общей напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события,