Итоговая слушателя программы профессиональной переподготовки «Содержание и методика начального общего образования»

Аттестационная работа
Содержание скрыть

В последние годы в современном обществе произошли огромные изменения в понимании целей современного образования и способов их реализации. Одним из обязательных результатов образования являются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают умение учиться, способность к совершенствованию и саморазвитию. При этом навыки, умения и знания рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, сохраняются и применяются в непосредственной связи с активными действиями самих учеников. Качество усвоения полученных знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий [1].

Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых возможно максимальное развитие личности ребёнка, способной к самостоятельной творческой деятельности [2].

Эта задача помогает реализовать включение младших школьников в школьную деятельность и внеклассную деятельность в игровую деятельность.

В период общего начального образования игровая деятельность сменяется учебной. Учебная деятельность уже становится лидером в осознании необходимости получения знаний среди младших школьников.

противоречие

В младшем школьном возрасте дети не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру возможно используют как полигон для отработки учебных умений, например, коммуникативных, что на сегодняшний день является актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Возможности игры, как педагогического метода

Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: « Игровая деятельность школьников как условие развития коммуникативного ВДГ».

Объект изучения:, Предмет изучения

Цель работы – рассмотреть игровую деятельность как условие развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

4 стр., 1910 слов

Реферат внеурочная деятельность школьников

... задач. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. Определять план выполнения заданий. Исправьте выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. ...

В соответствии с проблемой и целью нами определены следующие задачи:

1) раскрыть понятия «игровые технологии» и «игровая деятельность младших школьников»;

2) раскрыть значение коммуникативных УУД как планируемого результата начального общего образования;

3) определить функции и типы игр в младшем школьном возрасте для развития коммуникативных УУД»

4) рассмотреть правила организации игровой деятельности младших школьников.

методы изучения:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава I. Особенности организации игровой деятельности.

I .1. Понятие «игровая деятельность» школьников, ее структура, содержание.

Что же такое игровая деятельность? Это особая сфера человеческой активности, в которой играющая личность не преследует никаких целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил [3].

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, конечно же, в той, которая руководит на каждом этапе возраста, определяет его интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с другими людьми. В жизни дошкольников игра занимает первое место. Свою значимость она не утрачивает и далее, в младшем школьном возрасте. В игре дети проявляют независимость, подражают взрослым, по желанию общаются со сверстниками, осваивают новые навыки и умения, а также знания. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и образования, тем значительнее педагогическая направленность игры на формирование поведения ребенка, взаимоотношений между детьми, на формирование их активной жизненной позиции.

Лев Семёнович Выготский выделяет такие особенности игры, благодаря которым она обеспечивает необходимое развитие ребёнка:

— ребёнок испытывает в игре только удовольствие;

— игра – школа морали, т.к. обычно ребёнок переживает подчинение правилу как отказ от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу это путь к максимальному удовольствию;

— ребёнку нравится замещение предметов и натуральные предметы;

— игра — это школа воли;

— взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений в игре;

— игра — это деятельность творческая, а развитие игры предполагает руководство ею.

Выготский Л.С. точно формулирует основной закон любой игры:

«Игра эволюционирует от открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и, скрытым воображаемой ситуации и роли» [4].

6 стр., 2946 слов

«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй ...

... т. д.). Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя ...

Нельзя не согласиться с этим высказыванием и постараемся определить сущность феномена игры [5]:

  • игра – основная сфера общения детей. Решает проблемы межличностных отношений, дружбы, сотрудничества, совместимости, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений у детей;

  • игра — многогранное понятие. Она означает отдых, тренинг, развлечение, занятие, соревнование, упражнение, потеху, забаву, утеху, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, а значит, становятся активным средством воспитания и самовоспитания;

  • игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, только детский мир жизни ребёнка. Игра — практика развития. Дети играют, потому что развиваются и развиваются, потому что играют;

  • игра – путь поиска ребёнком себя в коллективах сотоварищей, в нашем обществе, во вселенной, человечестве, выход на социальный опыт, культуру настоящего, будущего и прошлого;

  • игра вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребёнка многогранным явлением;

  • игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребёнка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;

  • игра – свобода самораскрытия и саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество, продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение игре: «Игра — один из видов человеческой деятельности». Данное определение понятно и общепринято, но в педагогике и частных методиках встречается разное толкование термина «игра»: игра как метод обучения (Виноградова Н.Ф.) или игра как форма обучения (Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.) [6].

Эльконин Д.Б. обращал внимание на социальную природу игры. Он проанализировал структуру игр, выделил основные единицы – роль и правила [7 ]. Мы будем рассматривать игру как один из методов организации и регулирования коммуникативной деятельности младших школьников.

В младшем школьном возрасте игра продолжает занимать значительное место, но меняются фокус и содержание игры. В это время основное место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, определять последовательность своих действий, контролировать ход и результат деятельности, находить и исправлять ошибки, то есть развивать навыки, важные для успешного обучения.

10 стр., 4898 слов

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

... сознания дошкольника. Психологи давно изучают игры детей и взрослых, ищут их функции, конкретное содержание, сравнивая их с другими видами деятельности. Игра может ... деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре, как и в основном занятии дошкольника, выполняются те действия, на ...

Конечно, игровая и обучающая деятельность имеют существенные качественные различия. Переход от игры к направленному школьному обучению кроется в использовании методов обучения младших школьников. И здесь на помощь приходит игра. Важную роль в этом процессе занимают дидактические игры, которые являются наиболее действенным методом усвоения знаний. Они нацелены не только на решение конкретных тренировочных задач, но при этом в них проявляется воспитательная и развивающая значимость. И поэтому не следует недооценивать важность игры для детей школьного возраста. Особенности возрастного развития младших школьников определяют необходимость плавного и незаметного перехода от игровой к учебно-познавательной деятельности.

В русской психологии и современной педагогике есть иное понимание дидактической игры. Её рассматривают со следующих позиций [8]:

  • как деятельность, смыслом и целью которой является привитие детям определенных навыков и знаний; как игру, предназначенную для обучения ( Голецыова О., Клиндова Л., Бердыхова Я.).

  • как процесс применения дидактического материала в игровой деятельности, с помощью которого производится обучающее воздействие, приводящее к развитию способностей и знаний (Хачапуридзе Б.И.);

  • как игру, использующую дидактическую цель и требующую соответствующего дидактического материала (Тихеева Е.И.);

  • как ряд подобранных операций, включенных в новую задачу (Леонтьев А.Н.).

  • как единый комплекс воздействий, направленных на формирование потребностей в знаниях, активного интереса к новым источникам, а также более совершенных познавательных навыков и умений (интеллектуальных, кинетических, сенсорных и др.) (Богуславская З.М.);

Оказывается, дидактические игры — это своего рода игры по правилам, специально созданные учителем для обучения и воспитания детей. Их направление — решение конкретных задач в обучении детей, и в то же время в них проявляется эволюционное и воспитательное влияние игры. Необходимость использования дидактических игр как метода обучения младших школьников определяется рядом причин, выделим основные [9]:

7 стр., 3469 слов

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

... протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Итак - суть проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, ...

1. Отсутствие у ребенка обучения основам «обучения» и умения организовывать свою деятельность. Подавляющее большинство детей не понимают смысла учебного упражнения и не могут отличить выдуманную учебную задачу от практической жизненной ситуации.

2. Отсутствие развитых и значимых для школы

3. С переходом ребенка в период развития начальной школы игровая деятельность не заканчивается. «В школьном возрасте игра не уходит на второй план, а вторгается в отношение к окружающей действительности. Игра имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Оказывается, выполнение игровых упражнений, приемов и форм игры является наиболее оптимальным и удобным способом вовлечения детей в творческую деятельность и стимулирования их активности.

4. Всё еще недостаточно сформирована познавательная мотивация. При поступлении в первый класс для младших школьников больший интерес вызывают внешние атрибуты школьной жизни: красиво оформленный кабинет, сидение за партой, звонки, шумные перемены, школьная форма, новый портфель, и т.д. Основная проблема заключается в том, что причина, по которой самый младший ученик приходит в школу, не связана с содержанием учебной деятельности; у многих детей не развиты способности к обучению. Поэтому не все дети хорошо адаптируются к школе. Наиболее действенным средством преодоления этих трудностей является дидактическая игра.

Дидактическая игра имеет свою определённую структуру [10].

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровой деятельности одновременно. Выделим следующие структурные составляющие дидактической игры:

1.

2. Игровая деятельность осуществляется детьми, а дидактическая деятельность в игре осуществляется через игровую деятельность. Он определяет игровые действия и становится задачей для самого ребенка. Выделим самое главное: дидактическая задача законспирирована и возникает перед детьми в виде игрового замысла .

3.

4.

5.

При игре в игры важно сохранить все структурные элементы, так как с их помощью решаются дидактические задачи.

В процессе дидактической игры знания усваиваются намного лучше. Дидактическую игру и урок сравнивать нельзя. Самое главное то, что дидактическая задача законспирирована от детей. Внимание ребенка привлекается к выполнению игровых действий, но сама задача не выполняется. Это делает игру особой формой игрового обучения, когда дети неосознанно приобретают навыки, знания и навыки. Отношения между учителем и детьми определяются игрой, а не учебной ситуацией. Педагог и дети – равные участники одной игры. Если нарушить это условие – педагог становится на путь прямого обучения.

Оказывается, дидактическая игра — это игра только для детей. Для учителя она – эффективный метод обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых методик обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным и интересным.

2 стр., 812 слов

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

... радость от игры постепенно трансформировалась в радость обучения. Список литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/igra-i-igrovaya-deyatelnost/ А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. ... В свою непосредственную учебную деятельность я также включаю логические задания и задания, они формируют компоненты логического мышления у детей. Я заметила, что в ...

Перечислим основные функции дидактических игр:

1. Формирование собственно учебной деятельности.

2. Формирование психических новообразований.

3. Формирование универсальных воспитательных действий, воспитательных умений и самозанятости.

4. Формирование навыков самооценки и самоконтроля.

5. Формирование устойчивого интереса к обучению и снятие стресса, связанного с адаптацией ребенка к школьному распорядку.

6. Формирование естественных отношений и развитие социальных ролей.

Итак, дидактическая игра – это не простое, многогранное явление. В дидактических играх происходит не просто усвоение учебных знаний, но и

формируются и развиваются все психические процессы детей, их эмоциональная и волевая сфера, способности и УУД. Дидактическая игра способствует созданию радостной рабочей атмосферы, делает дидактический материал веселее и интереснее. Умелое использование дидактической игры в процессе обучения облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна и понятна ребёнку. В процессе игры все законы обучения быстро усваиваются, и положительные эмоции способствуют процессу обучения.

учителю важно подумать о постепенном распределении игр и игрового времени на уроке. А также рассчитывает допустимые пределы введения игровых элементов непосредственно в учебный процесс. В начале урока цель игры — заинтересовать и организовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения материала по теме, по окончании урока игра может носить исследовательский характер. На любом этапе урока игра должна соответствовать следующим требованиям: быть доступной, интересной, включать в себя разные виды деятельности для детей. Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках любого типа. Дидактическая игра является частью целостного педагогического процесса, совмещенного и тесно взаимосвязанного с другими формами обучения и воспитания.

I .2. Функции, типы игр.

Изучая педагогическую литературу, мы видим, что детские игры — явление неоднородное. Эти наблюдения позволяли ученым предпринимать многочисленные попытки изучить и сделать описание каждого вида игры с учетом её функций, дать классификацию всех игр.

Игра занимает важнейшее место в жизни любого ребенка, это преобладающий вид его самостоятельной деятельности.

4 стр., 1581 слов

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ...

... особенности развития ролевой игры у старших дошкольников с умственной отсталостью. Задачи исследования: Выбрать методику изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями и детей с нормальным интеллектуальным развитием. Выявить особенности игровой деятельности детей ...

Исследуя значение детских игр, Шмаков С.А. выделяет следующие её функции: функция межнациональной коммуникации, социокультурное назначение игры, функция коррекции в игре, игротерапевтическая функция игры, функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики, развлекательная функция игры, диагностическая функция игры, коммуникативная функция игры [11].

Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), движений (моторные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры) [12].

По педагогическому значению классифицировал игры К. Грос [13]: умственные, сенсорные, подвижные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».

Новоселова С.Л. выделяет в качестве основы для классификации инициативу ребёнка [14]:

  • игры, возникающие по задумке взрослого: обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • игры, возникающие по начинанию детей: самодеятельные игры – экспериментирования; самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

  • игры, определяемые деятельностью этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.

Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. систематизируют игры по признаку свободы действий: творческие (театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские) и игры по правилам (игры на умственную компетенцию, на физическую компетенцию, игры на удачу) [15].

Таблица 1. Специфические признаки игр по правилам и творческих игр по Коротковой Н.А. [16].

1.Базовый: список формализованных правил, обязательных для всех участников. Эти правила безличны, одинаковы для всех, неизменны на протяжении всей игры.

2. Игра носит совместный характер.

3. Есть конечный результат — победа. Это результат действий каждого игрока, связанный с результатами других детей. Момент завершения игры определяется критериями победы.

4. Бизнес-процесс развивается циклически, каждый цикл игры заканчивается победой, а затем начинается заново.

5. Действия реальны и однозначны.

6. Тип отношений игроков – отношения соревнования.

1.В основе лежит фиктивная ситуация, которая проявляется в замещающих и условных действиях. Все действия имеют личный смысл, у каждого игрока своя интерпретация придуманной ситуации.

2. Игра может носить как совместный, так и индивидуальный характер.

3. Наблюдается поступательный характер процесса развития, придуманная ситуация постоянно развивается.

4. Процесс активности не имеет окончательного результата, время окончания игры определяется волей игроков.

5. Условные замещающие действия внешне неоднозначны.

6. Тип отношений игроков – отношения дополнительности и сопричастности., Таблица 2. Опорная схема игровой деятельности [17].

Отображение, моделирование, исследование, релаксация, познание, экспериментирование, упражнение,

22 стр., 10618 слов

Игра как вид человеческой деятельности. «Игра, как основной вид ...

... и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Игры по правилам ряду с игровой деятельностью в этом возрасте фор-мируются и ... ребёнка. Знания, полученные внутри и вне дома, находят практическое применение и развитие в игре. Воспроизводя различные жизненные события, эпизоды сказок и сказок, ребенок размышляет над ...

прогнозирование, самопознание, компенсация, реализация потребностей, отдых, забава.

По количеству играющих, Индивидуальные, коллективные, массовые., Инициатива в возникновении игры, От взрослого, от ребёнка, от других детей., По динамике, Подвижные, статичные, малоподвижные., По месту развития

Внутри: игральные карты, стол, экран, подиум, лист бумаги, групповое пространство. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении.

Игровые приемы, Драматизации, соревнование., По способу решения игровых задач, Двигательные, интеллектуальные, социальные., По степени и характеру создания, Творческие, импровизированные, готовые, репродуктивные., По времени создания и развития, Длительные, архаичные, ситуативные, современные, традиционные, с фиксированным временем.

Получается, что все исследования современных психологов (Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.Б., Михайленко Н.Я., Эльконин Д.Б., Короткова Н.А. и другие) связанные с игровой деятельности детей младшего школьного возраста объединяет:

  • представление, что игры – это социальная деятельность;

  • понимание, что игра – это неотъемлемая часть существования ребёнка. Его стимул, радость и жизненная необходимость;

  • понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей из следующих моментов: ребёнок по-особому самостоятелен в игре, он свободен в выборе темы, роли, сюжета, в определенном изменении направления, содержания, в выборе игровых материалов, друзей по игре, определении начала и окончания игры;

  • оценка игры как сильнейшего средства воспитания ребёнка, формирования личности, развитие его многих содержательных сторон.

Поскольку в школе и на внеклассных занятиях дети играют в основном в дидактические игры, давайте сосредоточимся на их типологии.

Известный психолог Сорокина А. И. выделяет следующие виды дидактических игр [18]: игры-загадки, игры-поручения, игры-предположения, игры-путешествия, игры-беседы.

Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний и находчивости. Решение головоломок развивает у учащихся способность анализировать, обобщать, тренирует способность правильно рассуждать и делать правильные выводы.

Игры – поручения. По содержанию они достаточно просты, а по продолжительности коротки. В их основе лежат действия с каким-либо предметом или словесные задания.

Игры – предположения («было бы если…»).

Детям дается задание и создается ситуация, требующая осмысления и понимания всех последующих действий. Здесь активизируется мыслительная деятельность детей, и они учатся слушать друг друга.

Игры – путешествия. Они созданы, чтобы усилить общее впечатление, привлечь больше внимания детей к окружающему. Игры усиливают наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются различные методы распространения познавательного контента в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, объяснение способов их решения и их пошаговое выполнение.

9 стр., 4177 слов

Коммуникативные процессы в управленческой деятельности

... в управлении деятельностью определяется именно коммуникативным общением между партнерами, которое будет рассмотрено в данной работе. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности Невозможно переоценить важность коммуникаций в ... собой большую часть обмена информацией в организации, коммуникация носит всеобъемлющий и сложный характер. В процессе коммуникации обмен информацией между его ...

Игры – беседы. В их базисе лежит общение. Главное — непосредственность чувств, интерес, доброжелательность. Эта игра активизирует мыслительные и эмоциональные процессы. Это способствует способности слушать вопросы и ответы, объединять сказанное, выражать свои мысли и суждения и фокусировать внимание детей на содержании. Познавательный материал для проведения таких игр должен быть предоставлен в определенном объеме, чтобы вызвать интерес у детей.

I .3. Правила организации игровой деятельности младших школьников.

Понятие «игровая деятельность младших школьников» включает обширную группу приемов организации обучения в форме различных дидактических игр. На современном этапе развития педагогики под словосочетанием «игровая деятельность» понимается процесс реализации игры в общем учебном процессе с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся, формирование их интереса к изучению конкретного предмета, освоение школьниками коммуникативных УУД [19].

Структура игровой деятельности состоит из планирования, определения целей, достижения целей и анализа результатов, в которых человек реализует себя как субъект. В игровую структуру с точки зрения процессов входят:

а) реальные взаимоотношения между всеми участниками;

  • б) игровое использование вещей, то есть замещение реальных предметов условными, игровыми;
  • в) роли, взятые на себя участниками игры;
  • г) игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • д) содержание(сюжет) – область действительности, условно воспроизводимая в игре [20].

Невозможно исчерпать смысл игровой деятельности школьников младших классов и оценить ее возможностями для развлечения и досуга. это ее феномен, который, будучи развлечением или досугом, способен трансформироваться в творчество, терапию, обучение, в модель типа человеческих отношений и проявлений в работе, в образовании. В современной школе, где делается ставка на интенсификацию и активизацию обучения, учителя используют игровую деятельность в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже целого раздела учебного предмета; как элементы (зачастую весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии целого занятия или его фрагмента (объяснения, упражнения, введения, закрепления, контроля); как технология внеурочной деятельности (игры типа «Зарница» и т.д.).

Исходя из значимости игровой деятельности младших школьников для развития коммуникативных УУД, а также последовательности и системности включении игровых приемов и игр в творческую познавательную деятельность на уроках и во внеурочную деятельность младших школьников, выделим общие условия применения игр в процессе обучения младших школьников:

а) понимание игры как

б) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;

в) создание доброжелательного и положительного эмоционального фона, способствующего вызвать у школьника состояние инициативы и творческого поиска в процессе игры;

г) необходимость расценки ежедневного применения игры по двойному критерию: по ближайшему эффекту и в перспективе развития познавательных интересов.

Игровая форма занятий создаётся на уроках с помощью игровых ситуаций и приёмов, которые выступают как эффективный метод стимулирования и побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых ситуаций и приёмов на уроках происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед школьниками в виде игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность внедряется элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [21].

При использовании игровых упражнений и приёмов на уроках необходимо тщательное соблюдение следующих правил:

1) умеренность в использовании игр;

2) соответствие игры дидактическим целям;

3) доступность для учащихся данного возраста.

Учителем начальных классов используются следующие игровые приёмы [22]:

1) ролевые игры на уроках;

2) использование игры на определённом этапе урока (адаптационный, основной, творческий; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, навыков, повторение и систематизация);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) различные виды внеурочной работы (лингвистический КВН, вечера, олимпиады, экскурсии и т.п.), которые можно проводить среди учащихся разных классов в одной параллели.

5) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — конкурс, урок — соревнование, урок — путешествие);

Игровая деятельность младших школьников занимает основное место в образовательном процессе, так как способствует реализации коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся и, так же, выполняет ряд других функций:

1) игра стимулирует умственную деятельность школьников, развивает внимание и познавательный интерес к любому предмету;

2) игра помогает обучающимся раскрепоститься, приобрести уверенность в себе;

3) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы организации игровой деятельности как условия реализации коммуникативных УУД младших школьников, мы пришли к следующему выводу: внеурочные занятия и уроки, состоящие из элементов игры, соревнования, содержащие игровые ситуации в значительной степени способствуют развитию познавательных интересов и формированию всех видов УУД, особенно коммуникативных. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра — не беззаботное и легкое времяпрепровождение: игрок дает максимум ума, выносливости, энергии и независимости. Познание окружающего мира в игре не похоже на стандартное обучение: здесь присутствует фантазия и самостоятельный поиск ответов, новый взгляд на известные явления и факты, пополнение и расширение умений и знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но главное, чтобы не по принуждению, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходило многократное повторение материала в различных его формах и сочетаниях.

Глава II. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в игре.

II .1. Коммуникативный УУД как планируемый результат общего начального образования.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий – обязательный результат начального общего образования в начальной школе [23].

К коммуникативным действиям относятся:

  • управление поведением партнёра — оценка, контроль, корректировка его действий;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации;

  • разрешение конфликтов — нахождение проблемы и её идентификация, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие и реализация решения;

  • планирование учебного взаимодействия с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников и способов их сотрудничества;

  • умение с достаточной точностью и полнотой излагать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматикой и синтаксисом родного языка, современных средств коммуникации [24].

Универсальные обучающие коммуникативные действия — это способность устанавливать и поддерживать контакт со своими противниками на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективных коммуникативных действий в межличностных ситуациях. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выделим три группы коммуникативных универсальных образовательных действий.

1 группа — речевые или коммуникационные: умение аргументировать; умение строить доказательство; умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание.

2 группа — перцептивные (умения восприятия): умения слышать и слушать собеседника (правильно истолковывать информацию, в том числе и невербальную (позы, мимику, жесты), понимать скрытый смысл и др.), умение понять настроение и чувства собеседника (сопереживание, способность к эмпатии, соблюдение такта), умение делать выводы (способность к рефлексии).

3 группа — интерактивные (умения взаимодействия в процессе разговора): умение формулировать вопросы, вежливо и тактично излагать мысли, умение сформулировать требование, общаться в конфликтных ситуациях, умение проводить переговоры, беседы, обсуждения, умение увлечь за собой, умение управлять своим поведением.

Полуэктова Н.М. выявляет четыре этапа формирования у учащихся коммуникативных умений [25]:

  • ознакомительный – знакомство школьников с содержанием коммуникативного умения, накопление знаний о нем;

  • мотивационный – раскрытие ученикам значимости коммуникативного умения в достижении успеха при общении;

  • овладение умением — создание в условиях учебного диалога ситуации предметно — содержательно взаимодействия учителя и учеников с целью овладения коммуникативным умением;

  • совершенствование умения — самостоятельное использование учениками коммуникативных умений в процессе выполнения творческого дела или общения.

В начальной школе можно выделить следующие цели коммуникации [26]:

а) презентация;

б) убеждение;

в) информационный обмен;

г) эмоциональное самовыражение;

д) информационный запрос;

е) мотивированный отказ.

Невозможно достижение поставленных целей коммуникации без овладения школьником универсальных способов взаимодействия, таких как высказывание, выступление, диалог, аргументация, вопрос, монолог, сообщение, отрицание, дискуссия, электронное письмо, SMS , телеграмма и телефонный разговор [27].

Овладевая универсальными способами взаимодействия, ученик научится [28]:

а) самостоятельно выбирать информационный источник, пользоваться справочниками и словарями, включая электронные;

б) адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих в коммуникации, осуществлять обоюдный контроль (управление коммуникацией);

в) вести диалог в разных коммуникативных ситуациях, соблюдая речевой этикет;

г) проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач (инициативному сотрудничеству);

д) строить понятные для других монологические высказывания, выражать и доказывать свою точку зрения разными способами, в том числе и неречевыми, слушать и слышать собеседника (взаимодействие);

е) задавать вопросы, отвечать на них, формулировать своё собственное мнение, с помощью вопросов уточнять недостающую информацию;

ж) выступать перед знакомой аудиторией (своим классом) с небольшим сообщением.

При оценке уровня сформированности коммуникативных навыков необходимо учитывать психологические особенности студентов, связанные с их возрастом. На основе этого постулата составим таблицу n. 1 в соответствии с требованиями ФГОС, что позволяет планировать и контролировать процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Таблица 1. Критерии коммуникативной грамотности учащихся [29].

Школьник может:

различать оценку действия и оценку личности; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие или несогласие с мнениями участников учебного диалога.

II класс

Школьник может:

строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения; организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами; отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога; излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста; отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание; уметь представлять свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

III класс

Школьник умеет:

использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; уметь вести устный диалог и монолог: высказывать суждение (мнение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию; осуществлять письменную коммуникацию: оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом; участвовать в продуктивной групповой коммуникации: могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы; определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации; уметь публично представлять свои достижения и результаты: готовить план выступления на основе заданной цели; использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления; могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга.

IV класс

Школьник умеет:

создавать медиа-сообщения; общаться в цифровой среде (блог, форум, электронная почта, видеоконференция, чат); фиксировать ход коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись); уметь публично представлять свои достижения и результаты: выступать с аудио-видео-поддержкой; участвовать в продуктивной групповой коммуникации: учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают (фиксируют) промежуточные результаты; осуществлять письменную коммуникацию: создавать письменный текст, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции; определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности; применять в своей речи логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией; с помощью взрослых (в группе) готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использовать их;

учащиеся могут называть области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, давать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы.

В пособии «Планируемые результаты начального общего образования» сказано, что в сфере коммуникативных универсальных учебных действий к концу 4 года обучения ученики приобретут навыки учитывать позицию оппонента, осуществлять кооперацию и сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, коммуникативные УУД обеспечивают:

  • умение слышать, слушать и вступать в диалог;

  • социальную компетентность и учёт мнений других людей, напарников по общению или деятельности;

  • участие в обсуждении проблем в коллективе;

  • интегрирование в группу одноклассников и построение продуктивного сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

II .2. Функции и типы игр в младшем школьном возрасте для развития коммуникативных УУД.

Одним из наиболее эффективных

а) игра является одним из приёмов улучшения активности школьников;

б) с помощью игры осваивается диалектика общения;

в) игра регулирует межличностные отношения между детьми;

г) устанавливает оптимальные взаимоотношения «ученик-учитель» и «учитель-ученик»;

д) игра содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

е) помогает устанавливать отношения с людьми.

Выделим пять основных типов игр, которые помогают младшим школьникам овладевать коммуникативными УУД:

1. Дидактические

2. Сюжетно-ролевые

3. Подвижные

4. Настольные

5. Деловые

6. Интеллектуальные.

Дидактические игры многоплановы и разнообразны. Они проводятся во время выездных мероприятий и прогулок, на уроках для обобщения полученных знаний, формирования у школьников конкретных элементарных понятий.

В данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. В дидактической игре создаются определенные условия для развития коммуникативных навыков. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь обращаться, выражать свои мысли.

Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом.

В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия, потому что не каждый сверстник одинаково успешен: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения.

В дидактической игре создаются условия для установления контакта, построения диалога, формирования важных умений, связанных с учетом интересов партнёров по игре, предупреждению конфликтов, развития диалогической речи.

Общение со взрослыми и сверстниками в сюжетно-ролевой игре облегчают формирование коммуникативных навыков младших школьников, так как в сюжетно-ролевой игре такой переход происходит легко и естественно. Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений. Ребёнок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. Планирование сюжетно-ролевой игры уже несёт коммуникативную функцию. Навыки совместного планирования являются коммуникативными навыками. В сюжетно-ролевой игре формируется умение подчиняться правилам и следовать им, совместно планировать действия игры в общении и разворачивать игровое действие.

Подвижные игры можно проводить как на улице, так и в закрытом школьном помещении. Во время объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и ребёнка. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т.е речи. Во время объяснения дети слушают речь взрослого, воспринимают и анализируют её. После объяснения игры идет закрепление правил, а значит развитие диалогической речи. Происходит обмен информацией между ребёнком и взрослым, т.е взрослый задает вопросы – дети отвечают. Так же коммуникация может идти между детьми, это когда один ребёнок объясняет правила другому ребёнку или группе детей. Кроме того, любая подвижная игра, имеет название и текст. За счёт стихов, которые содержатся в игре, у детей развиваются вербальные и невербальные средства коммуникации. При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен между детьми и взрослым, т.к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов взрослого. В подвижной сюжетной игре школьники исполняют выбранные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог.

Настольные игры: кроссворды, ребусы, лото, домино и так далее. Применение настольных игр оказывает положительное воздействие на формирование коммуникативных УУД. Прежде всего, настольная игра основана на общении: установлении контактов, спорах в процессе игры, обсуждениях результатов игры. Развивается дар убеждения, лидерские качества, дедукция. Во время игры возможно взаимодействие детей как одной возрастной группы, так и разных возрастов. Так же настольные игры дают возможность детям отвлечься от школьных дел, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.

Деловые игры – развивают детскую фантазию, но фантазию реальную, опирающуюся на приобретенные знания, учат рассказывать, рассуждать, доказывать и сравнивать. Ученики как бы становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют определённые роли, решают “настоящие”, жизненные проблемы. Следует обратить внимание на то, как обращаются друг к другу коммуниканты в ситуациях официального/неофициального общения, как запрашивают информацию, обращаются с просьбой, здороваются, прощаются, начинают и завершают разговор и так далее. Нужно также сообщить учащимся слова, закреплённые за определёнными ситуациями (приветствия, обращения, поздравления).

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России, обучающимся можно предложить такую ситуацию: один из вас капитан, другой – помощник капитана. Надо выбрать маршрут плавания, например, по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о достопримечательностях тех мест.

Интеллектуальные игры – подразумевают наличие у школьников активной познавательной деятельности. Самые известные примеры таких игр: судоку, шахматы, шашки, и т.д. В этой категории находятся всем известные задачи «на смекалку» — ребусы, шарады, головоломки, вызывающие наибольшую заинтересованность. Дети учатся отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению окружающих, убеждать сверстников в правильности своей точки зрения, приходить к общему компромиссу.

Следовательно, сформировать коммуникативные УУД в игровой деятельности – значит:

  • научить школьника договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных моментах;

  • уметь не только высказывать, но и аргументировать своё мнение, уметь и убеждать и уступать;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в споре и при противоречии интересов, уметь с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • сформировать способность брать на себя инициативу в организации совместной работы, а также осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения поставленной задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе была проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература по теме. Мы пришли к выводу, что игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте не потеряла своей актуальности в младшем школьном возрасте. Она помогает младшему школьнику овладевать учебной деятельностью, определять последовательность действий, которые необходимы для её осуществления, контролировать ход и результат своей деятельности, находить и исправлять свои ошибки. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения играет важную роль в психическом личностном развитии ребенка. В игре закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу дошкольника к более сложной ведущей деятельности – учению.

В соответствии с первой задачей и на основе анализа литературы были раскрыты понятия «игровые технологии» и «игровая деятельность младших школьников». По определению Г.К. Селевко [30], игровые технология — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра, игровая деятельность — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Второй задачей было раскрыть значение коммуникативных УУД как планируемого результата начального общего образования. В ходе решения этой задачи мы определили, что коммуникативные УУД – это обязательный комплексный результат начального общего образования. Универсальные обучающие коммуникативные действия — это способность устанавливать и поддерживать контакт со своими противниками на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективных коммуникативных действий в межличностных ситуациях. Мы пришли к выводу, что без формирования коммуникативных универсальных учебных действий невозможно развитие мышления и речи ребёнка; развитие других психических процессов, а также налаживание продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса (в урочной и внеурочной деятельности), а значит и успешное обучение младших школьников.

Третьей задачей было определить функции и типы игр в младшем школьном возрасте для развития коммуникативных УУД. В ходе решения этой задачи мы установили следующие типы игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные, деловые, интеллектуальные и их основные функции: активизация деятельности учащихся, освоение диалектики общения, регулирование межличностных отношений в детском коллективе, установление оптимальных взаимоотношений между учителем и учеником, содействие благоприятному психологическому климату в коллективе; налаживание взаимоотношений между людьми и другие.

И последней задачей нашей работы было рассмотреть правила организации игровой деятельности младших школьников. В ходе решения этой задачи мы определили и систематизировали правила организации игр в процессе обучения младших школьников:

1. поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке,

2. умеренность в использовании игр,

3. соответствие игры дидактическим целям урока,

4. доступность (соответствие данному возрасту учащихся),

5. наличие в игре разнообразных видов деятельности детей.

Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения играет важную роль в психическом личностном развитии ребенка. В игре закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу дошкольника на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.

Именно в игре развитие и познание происходит легко и с удовольствием. Создание благоприятной общей атмосферы в игре помогают активизировать деятельность ребенка, развивают познавательные процессы личности: воображение, восприятие, мышление, речь, внимание, память, поддерживают интерес к изучаемому, снимают утомление у детей, развивает все виды универсальных учебных действий, особенно коммуникативные, которые, по мнению А.Г. Асмолова обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и своими сверстниками.

Мы пришли к выводу, что игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте не потеряла своей актуальности в младшем школьном возрасте. Она помогает младшему школьнику овладевать учебной деятельностью, определять последовательность действий, которые необходимы для её осуществления, контролировать ход и результат своей деятельности, находить и исправлять свои ошибки. Использование игры в обучении помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе.

Именно в игре возможно создать условия для того, чтобы ребёнок:

а) проявил потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

б)

в) научился ориентироваться на партнёра в общении и взаимодействии;

г) научился слушать собеседника;

д) эмоционально относился к процессу сотрудничества;

е) научился договариваться, приходить к компромиссному решению даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах.

Поэтому овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и становлению самостоятельной творческой личности, способной на решение реальных жизненных задач.

Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития младших школьников, одним из основных средств формирования коммуникативных УУД в начальной школе.

Следовательно, задачи, поставленные нами в работе, полностью решены; цель достигнута.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/attestatsionnaya/itogovayaperepodgotovka/

Основная

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- С.334.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие, 2008 ррррррррр

  5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

  6. Баев, И.М. Играем на уроках русского языка/И.М. Баев. — М.: Просвещение, 1989.- С.113.

  7. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2014. – С.61. – (Работаем по новым стандартам).

  8. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2012. – С.95. – (Работаем по новым стандартам).

  9. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2013. – С.96. – (Работаем по новым стандартам)

  10. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2013. – С.95. – (Работаем по новым стандартам).

  11. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – С.272.

  12. Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.

  13. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.

  14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.

  15. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся/ Т.В. Костаева. — Педагогика сотрудничества: проблемы

  16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. — М.: Педагогика, 1990 ……………

  17. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- С.228.

  18. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. /Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- 324с.

  19. Новоселова С. Л. Игра дошкольника: учебное пособие Издательство: Просвещение, 1989 г.

  20. Педагогические игры. (Деятельность классного руководителя).

    — Мн.: Изд. ООО «КрасноПРИНТ», 2005 ььь

  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.

  22. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномены культуры. — М, 1994 чччччч

  23. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.

Дополнительная

  1. Занько С.Ф. Игра и ученье /С.Ф. Занько .-М.: Просвещение, 1992.- С.226.

  2. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся/ Т.В. Костаева. — Педагогика сотрудничества: проблемы

  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.Талызин. – М.: Просвещение, 1999.- С.224.

  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. –С. 227.

  5. Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах /Н.Н.Ушаков. – М. – Просвещение, 1986. – С.83.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.

  7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – С.50 – ISBN 87953-127-9;

  8. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков, 1997.- С.45

ПРИЛОЖЕНИЕ, Игровые моменты и игры-упражнения для формирования коммуникативных УУД

1. Угадай-ка.

В парах или группах, по начальным строчкам узнать произведение.

2. Читай – не зевай!

Ребёнок читает рассказ, который составлен из прочитанных на уроках произведений. Нужно узнать эти произведения и вспомнить их авторов.

3. Любимый герой.

В группах или парах представить любимого героя из произведений, изученных на уроках в интересной форме (стихотворение, загадка, песня и т.п.).

4. Зайка.

Ребёнок читает стихотворение А.Барто «Зайка», Зайку бросила хозяйка –, Под дождем остался зайка., Со скамейки слезть не мог,, Весь до ниточки промок.

Затем Ребёнок должен представить, что он Зайка и рассказать, что с ним случилось (придумывает концовку этой истории).

5. Расшалившиеся картинки.

Дети рассматривают картинки. Рисунки расположены не по порядку. Нужно расставить картинки в нужной последовательности, чтобы получилась связная история, и рассказать её своими словами.

6.Сам вопросы задавай, сам на них и отвечай!

Ребёнок читает небольшой рассказ. Нужно задать самому себе несколько вопросов о том, что происходило в этом рассказе. Необходимо стараться, чтобы вопросы не были совсем уж простые – ведь чем интересней вопрос, тем и ответ интересный. Пусть, например, вопросы будут начинаться со слов: «Почему?», «Каким образом?», «Откуда?», «Зачем?», «По какой причине?»

7. Возьми друга на буксир.

Учитель быстро читает текст. Ученик следит глазами за чтением, старается не отставать. Как только учитель останавливается, ученик берет его на буксир – продолжает чтение сам. Теперь учитель следит глазами за чтением ребёнка.

8. Письмо от Красной Шапочки.

Ученики читают письмо Красной Шапочки, в котором Буквоежки съели часть букв. Нужно помочь бабушке прочитать письмо, что же ей написала внучка.

9. Соберем пословицу.

Ученики получают конверты с частями пословиц. Учитель предлагает собрать правильно пословицы. Ученики работают в группах, читают получившиеся пословицы, объясняют их смысл.

10. Сказочные приметы.

Учитель предлагает ученикам вспомнить признаки сказки и доказать, что это произведение относится к жанру сказки.

11. Расскажите по картинке.

В игре используются иллюстрации, которые ученики рисовали к одному из раздела учебника литературного чтения. Ученики составляют свои рассказы со слов «это иллюстрация к рассказу …», «Здесь изображены …» и т.д.

12.Творческая страничка.

Учитель предлагает ученикам придумать такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.

13. Озвучка.

Учитель предлагает ученикам посмотреть фрагмент мультфильма по сказке К.Чуковского, но без звука. Ученики должны его озвучить.

Игровые моменты и игры-упражнения для формирования коммуникативных УУД

1. Скажи наоборот.

Учитель говорит слова, а ученики произносят звуки в обратном порядке, чтобы получилось новое слово, например, краб (парк), лоб (пол), торг (крот).

2. Назови свой звук.

На столе вперемешку лежат предметы или картинки. Разделившись на команды, ученики подходят к столу. Им дается задание как можно быстрее отобрать предметы и рисунки, названия которых начинаются с одного и того же звука.

3. Определи вид речи.

Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Ученики называют вид речи.

4. Знаки препинания.

На доске записан текст (без знаков препинания):

У меня зазвонил телефон

Кто говорит

Слон

Откуда

От верблюда

Что вам надо

Шоколада

Для кого

Для сына моего

(К.Чуковский)

Ученики по цепочке выходят к доске, читают предложения и ставят соответствующие знаки препинания, объясняют свой выбор.

5. Большие и маленькие.

Команды по очереди выполняют задание на доске – выбирают, в каких случаях одни и те же слова являются именами нарицательными, а в каких – именами собственными. Например: Для украшения класса дети надули разноцветные шарики. У школы детей встретил пес шарик. Учитель выразил надежду , что все закончат учебный год успешно. Лена пригласила свою подругу надежду в гости.

6. Супермаркет.

Учитель предлагает учащимся составить текст о покупках в супермаркете, при этом правильно употребить в речи формы множественного числа родительного падежа имен существительных. Например: В овощном отделе мы купили _ _килограмм…помидор…, _ _килограмм… апельсин… В молочном отделе мы купили _ _ грамм… сыра.

7. Придумай загадку.

Ученики в парах составляют загадки – описания, построенные с использованием приема сравнения. Дети подбирают нужные слова, которые наиболее точно передают свойства предметов.

Например: (Гладкое), как поле

(Синее), как море (небо).

8. Словесный портрет.

Ученики составляют словесный портрет одного из одноклассников, используя словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных (белая рубашка, карие глаза).

Делают вывод о том, что имя прилагательное всегда стоит в той же форме (рода, числа и падежа), что и имя существительное, с которым оно связано.

9. Игра в слова.

близкий, добрый, огромный, медленный, грустный

10. Исправь ошибки Незнайки.

Ученики читают предложения, составленные Незнайкой. Исправляют ошибки, определяют и называют, какие правила не умеет применять Незнайка.

11. Рыбалка.

Учитель показывает рыбку, в которой написано слово с парным согласным звуком в слабой позиции. Ученики показывают одну из букв на ведерке, называя проверочное слово.

12. Шарады.

Учитель предлагает ученикам послушать шарады и назвать пары слов и звуки, которыми они различаются. Например: С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье (колос – голос).

Игровые моменты и игры-упражнения

для формирования коммуникативных УУД на уроках математики

1. Розыск.

Учитель выдает двум ученикам карточки с числами 9 и 3. Карточки классу не показывают. Ученики должны описать свое число так, чтобы остальные учащиеся поняли, о каком числе идет речь.

2. Фокусник.

Учитель складывает в мешочек карточки с числами от 1 до 10. Ученики достают оттуда по одной карточке и выполняют задания учителя: назвать последующее или предыдущее число, соседей числа, достать два числа и назвать все числа, стоящие в числовом ряду между ними, и т.д.

3. Весёлый мяч.

1)Учитель бросает мяч и говорит, какое нужно назвать число. Ученик, поймавший мяч, называет это число. Например:

Назовите число, которое: идет при счете после числа 15;стоит между числами 13 и 15;стоит перед числом 14; меньше числа 11 на 1, меньше числа 14 на 10.

2) Учитель читает высказывание и кидает мяч. Ученик, поймавший мяч, заканчивает высказывание. Например:

Если карандаш длиннее ручки, то ручка …

Если арбуз легче дыни, то дыня …

Если дом выше дерева, то дерево …

Если стол шире скамейки, то скамейка …

Если папа старше мамы, то мама …

Если суп горячее чая, то чай …

Если ночь короче дня, то день …

Если стержень тоньше ручки, то ручка …

4. Составь задачу по рисунку.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки на карточках. Ученики в парах составляют такую задачу, чтобы решение подходило к первому выражению. Затем учитель просит решить задачу с этими же данными, но чтобы она решалась другим действием.

5. В магазине.

Учитель предлагает обыграть ситуации, изображенные на карточках (нужно купить различные вещи, цена которых составляет некруглое двузначное число, используя купюру в 500 рублей), выступая в роли продавцов и покупателей, рассказать, как определяли сумму сдачи.

6. Любимые сказки.

Учитель предлагает командам вспомнить и назвать сказки, в которых встречается числа. Выигрывает команда, назвавшая больше сказок.

7. Что лишнее?

понедельник,

Игровые моменты и игры-упражнения

для формирования коммуникативных УУД на уроках

окружающего мира

1. Кто больше

Ученики в командах говорят названия рыб. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает команда, назвавшая больше рыб.

2. Угадай овощ или фрукт.

Ученики с закрытыми глазами берут муляжи овощей или фруктов и угадывают, что это.

3. Наши питомцы.

Ученики, работая в парах, анализируют текст об одном из животных, при помощи символьных обозначений составляют и зачитывают описание животного.

4. Не ошибись.

Учитель демонстрирует предмет, например, ложку, стул, шарф, телевизор и т.д.) и просит назвать как можно больше других предметов этой группы. Ученики называют предметы, в случае ошибки дети хлопают в ладоши.

5. Отгадай-ка.

Учитель загадывает ученикам загадки на различные явления природы. Выигрывает команда, отгадавшая больше загадок.

6. Чудеса тундры».

Учитель предлагает рассмотреть рисунки, рассказать, какие необычные для других природных зон явления и объекты можно встретить в тундре.

7. Игра-инсценировка «В стране сказок».

Учитель предлагает подобрать реквизит, распределить роли, обыграть предложенный фрагмент сказки. Другие ученики пытаются узнать персонажей и сказку, пояснить, какие права нарушены. Например:

Русская народная сказка «Заюшкина избушка», сюжет «Лиса выгнала зайца из дома».