Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России

Дипломная работа

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни взаимоотношений с другими и в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами как бесплатная помощь, была важной частью их жизни. Переломным моментом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, которое требовало любви и милосердия.

Благотворительность прошла долгий путь в своем становлении и развитии и стала основой формирования такой профессиональной деятельности, как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

В последние годы развитие благотворительности в российском обществе стало одним из важнейших приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен «годом благотворительности». Это связано не только с огромной ролью явления благотворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но и с реалиями времени. Дело в том, что проблема формирования института благотворительности сильно обостряется в период кризиса, когда для одних членов общества благотворительность становится способом сохранения психического здоровья, для других — чуть ли не единственным условием выживания. За последнее десятилетие в российском обществе расширилась социальная база личностей, нуждающихся в поддержке — инвалиды, многие пожилые люди, беженцы, переселенцы, бездомные и т.д. Миграция, безработица, преступность, разрушение семьи, рост социальных девиаций — это тот общественный фон, который определил масштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту проблематики указанных категорий населения. Кроме того, в благотворительной поддержке нуждаются не только люди с ограниченными возможностями, мигранты или безработные, но и другие социальные группы, которые не смогли адаптироваться к изменившимся реалиям с точки зрения ценностей, профессионального отношения и статусной роли. Поэтому необходимо изыскивать ресурсы для благотворительной деятельности, создавать благоприятные условия для развития этого социокультурного феномена.

Изучение феномена благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует более эффективному уходу за нуждающимися людьми.

16 стр., 7669 слов

Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?

... общества рассматривалась как история становления свободы человечества через его деятельность. Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечества, преодолевающее отчуждение и завоевывающее свободу. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. ... свойств, которые реализуются в социальных отношениях, в социальных институтах, в культуре и, в более общем плане, в социальной жизни. Такой подход ...

Объект исследования — благотворительность как социальный феномен.

Предмет – возрождение благотворительности в современной России.

Сочетание перечисленных тенденций определили цель исследования: изучить феномен благотворительной деятельности в благотворительном фонде «Радуга Таруская».

Данная цель обусловила необходимость последовательного решения ряда задач:

Рассмотрите благотворительность как социальное явление и определите ее исторические и культурные основы, а также духовные и нравственные основы.

Опишите виды, формы, мотивы и направления благотворительной деятельности.

Проанализировать современную ситуацию в сфере благотворительности; изучить возрождение благотворительных традиций на современном историческом этапе.

Изучите правовую базу, которая позволяет активизировать благотворительную деятельность.

Систематизировать теоретические и статистические данные, характеризующие текущую ситуацию в сфере благотворительности.

Выявить существующие проблемы в сфере благотворительности, проанализировать, какие меры принимаются для решения этих проблем.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Учебник Курбатова «Социальная работа», в котором указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Правовую базу регулирования отношений некоммерческих организаций разрабатывают законы РФ — ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации статьи 217, 238, Распоряжение №367- рп «Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» и т. д.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении методических основ развития благотворительности на базе повышения мотивации коммерческих и филантропических организаций в осуществлении благотворительной деятельности и совершенствования государственного и общественного контроля за использованием благотворительных средств.

10 стр., 4530 слов

Коммерческая деятельность в торговых организациях

... Проблема организации реальной коммерческой работы предприятия розничной торговли определила выбор предмета исследования. Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации на ... для систем в других сферах (техническая, биологическая и социальная системы и др.) Конечно, торговля как система имеет ...

Практическая значимость работ определяется возможностью их использования в процессе дальнейшего развития благотворительной деятельности в благотворительном фонде «Радуга Таруская» и других благотворительных фондах. Положения, выводы и предложения диссертационного исследования имеют практическое значение для муниципальных властей и властей Калужской области, для благотворительных организаций, а также для коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность.

Методы исследования: теоретический анализ научных трудов социокультурной направленности, сравнительно-правовой метод.

работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников. В первой главе «Благотворительность как вид социально-культурной деятельности» рассматривается история становления благотворительности в России, сущность благотворительности, мотивация благотворителей при оказании той или иной помощи, изучены возможные направления благотворительности, выделены новые виды благотворительности.

Вторая глава «Тенденции возрождения благотворительности» посвящена современным проблемам возрождения традиций благотворительности. Для этого оцениваются условия развития благотворительности, выделяются наиболее актуальные проблемы. Во втором и третьем абзацах рассматривается, как решаются проблемы, выявленные в законодательной сфере, а также способы стимулирования благотворительности.

ГЛАВА 1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 История становления благотворительности в России

Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества.

Началом благотворительной деятельности на Руси считается 988 год, дата крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — любви к ближнему — в России впервые заговорили о благотворительности бедных, которая нашла свое выражение в раздаче милостыни бедным.

Князь Владимир, вводя христианство на Руси, был глубоко проникнут его положениями, направленными на человеческую душу. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Вникнув в эти провизии, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог самостоятельно попасть в княжеский двор, привозили специальные телеги для подаяний.

Сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах активно помогали бедным и больным. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала женскую школу для всех классов на собственные средства. Сын Владимира Мономаха Мстислав, как и князь Ростислав, отличался особой любовью к бедным: например, Ростислав отдал им все унаследованное имение1.

9 стр., 4085 слов

Консалтинговые компании России. Направления деятельности. Выбор ...

... продуктом переходной экономики. Однако география консалтинга в России (Урал, Восточная Сибирь, города ... производством и заканчивая юридическим обеспечением деятельности корпораций, подбором персонала и тим- ... приживаются новинки западного образца, а работа по реализации и продвижению ... и чаще обращаются за 9 помощью к профессионалам. Если они ... почти 90% за последние пять лет. Причинами растущего спроса на ...

Эти тенденции в развитии общественной благотворительности в Киевской Руси были прерваны, как и весь исторический процесс формирования Российского государства, татаро-монгольским нашествием, которое явилось тяжелым испытанием на его осуществимость1.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Для помощи нуждающимся приняты специальные законы. За короткое время был создан ряд благотворительных организаций, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали главными ценностями Православия: в монастырях и приходах содержались больницы, приюты, школы для детей-сирот, библиотеки, организовывались бесплатные обеды.

В 1601 году разразился страшный голод из-за неурожая, в Москве собрались толпы голодающих. На государственные деньги закупили хлеб для Москвы, который раздавали голодным. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам2.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович доверил патриархальному порядку открытие детских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже при царе Алексее Михайловиче были созданы особые приказы для помощи беднякам.

Много внимания больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов основал под Великим Новгородом приют для внебрачных детей. Пьетро одобрил это начинание и направил доходы от различных монастырских владений на содержание приюта. Вскоре детские дома для внебрачных детей открылись и в других городах России. Меры, введенные при Петре I для борьбы с перебоями в попрошайничестве в силу чрезвычайных обстоятельств, существуют давно.

Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой).

При Екатерине в Гатчине были созданы дома престарелых для бедных, хосписы для подопечных Детского дома, институт акушерок с родильным отделением для бедных женщин1.

Императрица Мария Федоровна продолжила традиции благотворительности и много сделала для расширения и укрепления жены Павла I. В ноябре 1796 года она стала главой Воспитательного общества благородных девушек, затем одной из крупнейших благотворительных организаций дореволюционной России, вошедшей в историю под названием «Учреждения императрицы Марии». Основными видами деятельности Учреждений и самой Императрицы была помощь детям, инвалидам, вдовам и старикам2.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавского собора 1551 года в России начался переход к системе общественной благотворительности с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающимся в помощи.

9 стр., 4247 слов

Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века

... политической, социальной и культурной политике, проводимых «сверху» в жестокой и требовательной форме. Цель исследования - выявить особенности развития культурно-просветительской деятельности в России XVIII века. ... развития России. Особое внимание уделяется реформам в области образования и просвещения, нововведениям в сфере благотворительности, особенностям церковной жизни XVIII века, процессу ...

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в области образования стала координироваться Министерством просвещения, созданным в 1802 году.

В 1828 году почетный попечитель граф Шереметев с больницей для нуждающихся (сегодня — Институт скорой помощи им. Склифосовского).

16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской семьи1.

В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России.

В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При ее участии в столице был основан первый в России институт слепых. Во время Крымской, русско-турецкой и русско-японской войн повсюду в стране стали появляться братские общества милосердия.

Радикальные социальные реформы 1960-х годов, проведенные в период правления Александра II, стали благодатной почвой для развития меценатства и благотворительности. Практически каждый день в России возникали новые благотворительные компании и фонды, появлялись организации, объединяющие людей по профессиональным качествам, уровню образования, месту жительства, склонностям. Распространились бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где учителя работали бесплатно, например воскресные школы1.

В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год)

В условиях реформ государство стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественной и политической жизни, одной из важных составляющих которой была благотворительность.

В конце XIX века социальное обеспечение в России отличалось разнообразием форм и уровней: городская, сельская, земская благотворительность занималась общественной благотворительностью. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления созданы специальные комитеты2.

4 стр., 1810 слов

Организация предпринимательской деятельности

... акционерное общество «Москва-Макдональдс» имеет представителя в лице управляющего рестораном, который действует на основании доверенности сроком на три года. Организационная структура ресторана: ДНЕВНИК ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ...

Частная благотворительность набирала обороты, и не только богатые люди делали пожертвования на благотворительность. Большой популярностью пользовались «кружечные» налоги: на стенах приютов, лавок развешивали железные чашки — туда бросали милостыню. «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. Многочисленные благотворительные организации, работавшие в определенных сферах, такие как Союз по борьбе с детской смертностью в России 3, также успешно работали.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным социальным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, отвечающая за законодательные, финансовые и даже классовые аспекты благотворительности. Важнейшим результатом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, в том числе финансовой, для всех слоев общества. С конца 19 века общественный контроль над благотворительностью привел к росту общественного доверия к деятельности филантропов и, как следствие, к беспрецедентному увеличению числа жертвователей1. В конце века среди богатых промышленников и богатых купцов стало модным вкладывать средства в развитие культуры и искусства. Их имена навсегда вошли в историю России: Третьяков, Мамонтов, Бахрушин, Морозов, Прохоров, Щукины, Найденов, Боткин и многие другие.

В начале ХХ века благотворительность в России достигла своего апогея. На каждые 100 тысяч жителей европейской части России приходилось 6 благотворительных организаций.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революций не допускала никаких форм благотворительности. Все фонды общественных и частных благотворительных организаций в короткие сроки были национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными указами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности нашла отражение в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному чуждо понятие благотворительности».

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы — субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался1.

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности2. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Исторический опыт организации благотворительности и обобщение исторических дореволюционных традиций благотворительной деятельности в Российской империи показывает, что:

7 стр., 3277 слов

Опыт общественной деятельности пример – Большая польза от мелкой ...

... к полноценной жизни». Общественная жизнь med36.com Общественная деятельность 01.08.2018 Почему некоторые люди стремятся заниматься общественной деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит выяснить, кто такой общественный деятель и чем занимается. Общественный деятель не только влияет ...

  • в России были сильны традиции государственной социальной помощи, поддержки образования, науки, искусства;
  • однако государственной помощи на протяжении всей истории развития нашего Отечества было недостаточно;
  • данная тенденция, наряду с религиозными обычаями бескорыстной поддержки, обусловила развитие многих видов благотворительности в дореволюционный период;
  • переход к капитализму во второй половине XIX столетия, формирование класса русского буржуа, а также особенности национального русского характера способствовали процветанию меценатства в купеческой среде;
  • культура в диалектическом единстве духовных и материальных ценностей стала объектом возрождающейся благотворительности и в период новейшей истории Российской Федерации.

Все годы советской власти благотворительности как явления вообще не существовало. Вероятно, в какой-то степени это было оправдано: ведь все социальные проблемы плохо или хорошо, но решались официальными органами. Так что благотворительность, милосердие как идеология были просто вычеркнуты из нашей жизни. В последнем издании Большой советской энциклопедии такого понятия просто нет, а в предыдущем издании БСЭ, вышедшем в пятидесятых годах, благотворительность характеризовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов»1.

Тема благотворительности, милосердия возродилась в России вместе с перестройкой. В то время со не сходили репортажи из домов престарелых, больниц, где работали добровольцы во главе с приходскими священниками. Тогдашние прорабы перестройки утверждали, что эра милосердия не за горами. Но вскоре вместо всеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительности осталась как бы на обочине общественных интересов.

Эпоха девяностых годов, когда под вывеской благотворительности подчас творились неблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеи благотворительности. Но и тогда было сделано много хорошего2.

Одними из первых активных благотворителей России стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, так как работа подобных отечественных организаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, фонды открывали свои отделения в России.

Но уже в середине 90-х годов появились российские благотворительные специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.

Сейчас в России над созданием собственных корпоративных фондов работают «РосБанк», «СеверСталь», «УралСиб», «Евросеть», «Ренова» и другие предпринимательские объединения. Многие компании построить деловые альянсы с теми, кто лучше разбирается в нуждах сообщества. В России партнерство в реализации проектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чаще всего можно увидеть взаимодействие частных и корпоративных доноров, а не корпораций: «Династия» и «СеверСталь» — проект для учителей; СУАЛ и CAF — создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городской благотворительный фонд Тольятти — проект для молодежи города1.

35 стр., 17247 слов

Диплом организация коммерческой деятельности розничного предприятия

... предприятиями-изготовителями ; выбор наилучшего партнера и наиболее выгодных договорных условий в процессах коммерческой деятельности; организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество в сделках купли-продажи товаров; розничная ... для коммерческих и производственных предприятий. Благодаря сети Интернет компания может с помощью профессионально организованной коммерческой деятельности не ...

За последние годы у нас в стране уже сформировалось большое, работающее с серьезным менеджерским подходом благотворительное сообщество, в которое входят различные некоммерческие организации, фонды. Развивается корпоративная благотворительность. Существует даже своя профессиональная ассоциация «Форум доноров», задача которой — объединить усилия для выработки общих стандартов благотворительности, отношений с государством, обмена опытом, проведения совместных акций. В Общественной палате РФ создана Комиссия по благотворительности и волонтерству. Там идет большая работа по подготовке предложений по изменению законодательства РФ в этой области. 2006 год был объявлен в России «Годом благотворительности». Что эти высокие слова означают на деле?

Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданам России больше узнать о значении благотворительности для развития жизни, о различных формах этой деятельности, дать возможность россиянам принять участие в практической благотворительной работе, чтобы каждый мог сделать что-нибудь полезное для людей, нуждающихся в помощи. Сегодня благотворительность – «не игра, а серьезная работа многих-многих людей»1.

Таким образом, возрождение благотворительных традиций России наметилось в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение благотворительности. Однако на данном этапе благотворительность понимается несколько иначе, чем в предыдущие исторические эпохи. Рассмотрим, что понимается под благотворительностью сегодня.

1.2 Социально-культурная сущность благотворительности

В связи с тем, что понятие благотворительности является новым для современной России, то и термин «благотворительная деятельность (благотворительность)» является новым. В то же время понятие «благотворительная деятельность» в российском законодательстве отличается от понятия «спонсорство», поскольку обязательным условием спонсорства является упоминание об определенном лице, предоставившем средства на конкретные цели, как о спонсоре.

Благотворительность или филантропия — это добровольная и бескорыстная деятельность субъектов (физических и юридических лиц) по вложению своих частных ресурсов в решение личностных и общественных проблем. Ресурсы могут быть финансовые, материальные, административные, маркетинговые, социальные (например, известность, имя); личностные (например, время и энергия людей — деятельность волонтеров).

Благотворительность — универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности1.

5 стр., 2423 слов

Структура предпринимательской деятельности в социальной сфере

... как социальное явление. Предмет работы- структура предпринимательской деятельности в социальной сфере важно отметить, что социальные ... благотворительности, социальное предпринимательство направлено на обеспечение финансовой устойчивости за счет продажи товаров или услуг, а не благотворительных ... подчеркнуть, что эта работа не является благотворительной. Помощь оказывается по принципу "дать не рыбу, ...

Осуществлять благотворительность — значит «творить благо». Понятие «творить благо» всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.

Альтруизм — необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью — это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает» эту услугу или «получает удовлетворение» своей потребности в альтруизме.

Вторым необходимым условием благотворительности является наличие частного ресурса, который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.

В социальном плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом1.

Благотворительность – это осуществляемая физическими и юридическими лицами, исключая государственные органы и организации, деятельность по безвозмездному оказанию помощи либо предоставлению материальных ценностей, услуг, выполнению работ на льготных условиях; термины «благотворительность в сфере культуры» и «меценатство» являются синонимами, однако оттенки значения слова «меценатство» позволяют сделать вывод о том, что понятие «благотворительность в сфере культуры» несколько шире по содержанию, чем «меценатство», поскольку последнее предполагает наличие мецената – представителя частного сектора, в то время как благотворителями в сфере культуры могут выступать и юридические лица.

В макроэкономическом аспекте благотворительность — это независимый от государства механизм перераспределения частных средств в интересах осуществления общественно полезных программ. Это — своего рода механизм добровольного налогообложения, в котором «налоги» уплачиваются добровольно и не в централизованный «бюджет», а непосредственно в бюджет исполнителя программы. Благотворительный ресурс при этом может принимать любую форму: денег, услуг, имущества, труда. Важной особенностью благотворительности является то, что, помимо пользы конкретному лицу или группе лиц, она является общественно выгодной в целом, т.е. индивидуальная помощь конкретному человеку одновременно является и помощью всему обществу. Все общество выигрывает оттого, что выигрывает конкретный человек. Это возможно, если только благосостояние этого человека является предметом общественной заботы, функцией и ответственностью общества, государства и самоуправления, т.е. каждый член общества несет нагрузку по его обеспечению.

Исходя из того, что благотворительность — частная добровольная сфера, каждый самостоятельно формирует свое отношение к ней. Общественные призывы к благотворительности и милосердию формируют общественное представление о том, что относить к этой сфере. Исходя из того, на что люди жертвуют средства, в каких проектах участвуют добровольцы, можно выявить общественное отношение к благотворительности. Таким образом, общественное представление о благотворительности определяется согласованием мотивов и объемов пожертвований и социальным запросом на оказание помощи. В целом к благотворительности может быть отнесено все, что в общепринятых представлениях укладывается в понятие «общественная польза». Обычно благотворительность определяется именно через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия. Человеческая составляющая, права человека являются доминантами определения благотворительности.

Благотворительность является бесприбыльной деятельностью, т.е. осуществляется не в целях получения прибыли. Это не означает, что благополучатель пользуется благотворительной помощью полностью бесплатно. Обязательным, однако, является то, что он уплачивает за нее цену ниже рыночной и ниже себестоимости. При определенных условиях осуществление благотворительной деятельности может приводить к образованию прибыли, которая должна быть направлена на реализацию уставных целей. Не всякая некоммерческая деятельность является благотворительной, а только та, которая в полной мере соответствует признанному определению благотворительности. Все виды коммерции, т.е. деятельности, имеющей целью получение прибыли или любой выгоды для того, кто ее осуществляет, не является благотворительностью. Настоящий благотворитель всегда ухудшает свое благосостояние, благотворительность сопровождается убытком для благотворителя.

Политическая деятельность, т.е. деятельность, имеющая целью расширить свои властные полномочия или увеличить свое влияние на общество, также не может расцениваться как благотворительная. Сюда входят и участие в выборах и политических кампаниях, и ведение идеологической пропаганды, и удовлетворение честолюбия, к известности или популярности.

Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот, она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности и не может осуществляться с нарушением закона. В таком случае общественный ущерб не может быть оправдан никакой полезностью. Поэтому любая противоправная или противозаконная деятельность не является благотворительной. Все участники благотворительного деяния и само деяние должны иметь легальный статус и соответствовать общепринятым стандартам, а участники, к тому же, — соблюдать нормы поведения. Например, к благотворительности не относится пожертвование незаконно приобретенного имущества, лечение непроверенными методами, действия, унижающие достоинство людей или не соответствующие представлениям об общественной нравственности. Нелегальная деятельность подразумевает, что ей предшествовали незаконные действия и что благотворительность, тем самым, оказывается осуществленной за счет и против воли третьих лиц, в отношении которых был нарушен закон. К благотворительности не относятся также проекты, ориентированные на обеспечение дополнительных благ людям, которые сами в силу своего благосостояния и общественного статуса в состоянии обеспечить себя этими благами. В то же время аналогичную помощь т.н. социально уязвимым категориям населения следует признать благотворительностью.

Таким образом, обобщая характеристики, присущие благотворительности и отличающие ее от других видов общественной деятельности, следует определить благотворительность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи. Исходя из вышесказанного, можно выделить общие признаки благотворительности:

1) Свобода выбора субъекта (она осуществляется без административного давления) Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

2) Отсутствие утилитарных мотивов (эта деятельность не предпринимается с целью получения прибыли, но косвенные льготы есть — налоговые, маркетинговые и т.д.)

3) Организованность и целенаправленность (т.е. вклад осуществляется в реализацию программ)

4) Преимущественно безличный характер (по объекту помощи — в отличие от милостыни, которую даешь по просьбе конкретному лицу);

5) Наличие общественно значимых целей.

Основные функции благотворительности в обществе заключаются

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

  • Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
  • Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
  • Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу, не по своей воле, отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности, потребления общественных благ и самореализации;
  • одновременно — воздействие на общественное мнение;
  • Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
  • Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно — культивация альтруистических и человеколюбивых в обществе1.

Созидательная: на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник.

Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на нравственно-психологический климат его. Она снимает, по крайней мере частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью феномена благотворительности в духе особо деликатного по форме и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет ее особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, социального конформизма и толерантности1.

Благотворительная деятельность — это многосубъектный феномен, участниками которого являются различные категории. Федеральное законодательство о благотворительности под участниками благотворительности понимает граждан и юридических лиц, участвующих в благотворительном процессе и играющих в нем разные роли. Это — благотворители, благополучатели и добровольцы.

1. Благотворители — лица, осуществляющие благотворительную деятельность. Осуществление благотворительности — частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворители осуществляют благотворительные пожертвования в различных формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, безвозмездного или на льготных условиях выполнения работ, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности.

Частное лицо участвует в благотворительности, делая пожертвования деньгами или материальными ценностями в одну из организаций, считая, что эта организация занимается благотворительностью, и, рассчитывая, что она использует этот ресурс по назначению. Человек может также выступать в качестве добровольца, бесплатно выполняя работу в одной из благотворительных организаций. Часто люди считают возможным не прибегать к услугам организации и творят то, что они считают благом, непосредственно помогая материально другим людям или обслуживая их. Во всех случаях каждый человек сам решает, в каком объеме, в какой