Проблема экономического роста — центральный пункт экономической теории и практики. именно с ним связаны показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни населения, а значит, всего общества и государства в целом.
Практическая деятельность правительств по реализации экономической политики в конечном итоге также направлена на ее решение. Фискальная политика является ключевым звеном экономической политики государства и инструментом регулирования макроэкономических пропорций, определяемых способностью республики собирать доходы и эффективно управлять расходами. В рыночной экономике любое государство во многом использует фискальную политику как некий регулятор воздействия на негативные рыночные явления.
Таким образом, налогам отводится важное место среди экономических рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Использование налогов — один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, бизнеса независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы компании. С помощью налогов определяется взаимосвязь налогоплательщиков с балансами всех уровней, а также с банками, головными организациями и другими субъектами налоговых отношений.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств а также в ликвидации убыточных предприятий. В то же время формирование фискальной политики в ПМР осложняется последствиями административно-командной системы управления приднестровской экономикой, отсутствием опыта использования налоговой системы для развития национальной экономики.
В то же время, налоговая система способна в определенной степени к саморегуляции – автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение государственных расходов в период подъема, и наоборот, уменьшение налоговых поступлений и увеличение государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.
Субъекты, несущие налоговые риски
... проработанности налогового законодательства, неоднозначности его отдельных положений налоговые риски могут возникнуть как для государства, так и для налогоплательщиков налогов и сборов. При этом проведение неэффективной фискальной политики ... В то же время для государства и для налогоплательщиков в том же направлении действует другой внешний фактор: мировая экономическая ситуация в ценах на ...
Рассмотрим ситуацию. Для ослабления производственного бума нужен профицит бюджета, то есть превышение входящей части государственного бюджета над расходной частью. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Достичь этих целей можно двумя способами, один из которых — путем регулирования налоговых поступлений. Так что в первом случае выход — увеличить налоги, во втором — уменьшить их.
Допустим, в стране небольшое падение производства, и у правительства еще не было времени на ответные меры. Так что снижение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизбежно приведет к снижению налоговых поступлений, а это то, что нужно для стабилизации экономики. Следовательно, правильно функционирующая налоговая система способна автоматически регулировать экономику. Фактически, с ростом доходов граждан будут расти и налоги.
Помимо фискального, существует еще ряд встроенных стабилизаторов, которые в совокупности уравновешивают экономическую систему страны.
Однако, несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи стабилизаторов, проведение дискреционной политики представляется необходимым (под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контролем над инфляцией и ускорением экономического роста.
Таким образом, фискальная политика, определяемая экономической политикой и наделенная собственными принципами, может оказывать эффективное макроэкономическое влияние не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.
В то же время неупорядоченная и непродуманная фискальная политика только в фискальных целях способна вывести государство в ситуацию «налоговой ловушки», когда не с чего платить налоги, а значит, и к коллапсу всего. Государственная финансовая система.
В связи с этим целью данной статьи является рассмотрение фискальных аспектов экономического роста PRM с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов, а также анализ текущих основных направлений фискальной политики. Центральное место в работе занимают сугубо практические вопросы фискальной политики, которые в то же время приближаются к той или иной теоретической позиции.
Так, в первой главе “Теоретические основы построения налоговой политики” прежде всего мною были рассмотрены концептуальные подходы к построению налоговой политики, а именно: понятие налога и экономическая сущность налогообложения, функции налогообложения, в разумном соотношении которых заложена эффективность применяемой налоговой политики, и принципы, определяющие роль налоговой системы, и тем самым основополагающие при разработке налоговой политики.
Только после этого, исходя из вышеизложенного, рассматривались сущность налогово-бюджетной политики, ее цели и задачи.
Во второй главе “Налоговая политика на современном этапе. Пути ее улучшения », была предпринята попытка разобраться в текущей фискальной политике, выделить основные направления и методы реформирования. А именно:
Диплом налоговое регулирование инвестиционной деятельности
... налоговой системы. Чтобы понять налоговую систему, необходимо проанализировать понятие налога и его проявление в деятельности государства, поскольку налоговая политика должна основываться на теории налогообложения. ... задачами реформирования системы налогообложения, важно понимать функции налогов, роль, которую они играют в системе государственных и муниципальных финансов, а именно: фискальная ...
§2.1. “Характерные особенности действующей налоговой политики ПМР, существующие проблемы” – была осуществлена попытка разобраться в недостатках и неразумном паритете сегодняшней налоговой политики: проблема непосильного налогового бремени (чрезмерная налоговая нагрузка), укрывательство доходов и уход от уплаты налогов, несовершенство действующего налогового законодательства, а также исторические аспекты, определяющие национальную специфику, проблема легализации “теневой экономики”, неотработанность механизма льгот, чрезмерных финансовых и штрафных санкций, паритет прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и физических лиц.
§2.2.”Объективные предпосылки реформирования налоговой политики и основные направления реформы ”. существующие проблемы были рассмотрены в другом ракурсе, а именно с точки зрения недостатков существующей налоговой системы. Были предложены два варианта развития событий: первый – “эволюционный” – совершенствование действующей налоговой системы (что подробнее было рассмотрено в §2.3.”Реформирование налоговой системы “эволюционным путем””), второй – альтернативный – создание принципиально новой налоговой системы (он был затронут в §2.3.7.“Перспективные налоги”).
Далее мною были рассмотрены вопросы реформирования местных налоговых систем и совершенствование Государственной Налоговой Службы (§2.4.“Реформирование местных налоговых систем”,§2.5.“Реформирование налогового администратирования”).
Что, я считаю, в сочетании с вышеизложенным, будет способствовать более эффективному осуществлению налогово-бюджетной политики.
А правовое оформление существующих вопросов и возможных новшеств (§2.6.“Правовые основы реформирования. Налоговый кодекс”.) должно исключить ряд существующих проблем налоговой политики и возможно создать принципиально новую налоговую систему.
В заключении предложены выводы по проделанной работе.
Благополучие всего общества и богатство всего государства во многом зависят от продуманной, последовательной и рациональной фискальной политики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ, НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.
§1.1. Концептуальные подходы к построению налоговой политики.
“В сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве”.
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 г.г.)[№13, с.74].
1.1.1. Понятие налога и экономическая сущность налогообложения.
Возникновение налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, которые создали и использовали налоговые механизмы для финансирования собственных расходов. Однако налог — это, прежде всего, важнейшая финансово-экономическая категория.
национальный доход (НД)
Однако объективная необходимость мобилизации части POS для казначейства возникает только на этапе распределения. Поскольку именно на этой стадии выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов общества в СОП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения СОП осуществляются без участия государства, поскольку весь производственно-распределительный процесс в принципе невозможно осуществить иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства (c), выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль (m).
Основные принципы и методы исследования систем управления
... блокируя остальные (неблагоприятные) события и процессы. Глава 2. Методы исследования систем управления, Метод исследования Когда у организации возникает проблема, она исследует ситуацию, которая ... могут быть описаны только вероятностными характеристиками. 3 Принцип целенаправленности Принцип учитывает постулат выбора: сложные системы обладают способностью выбирать поведение, и, следовательно, ...
В то же время государство, возникшее как форма управления обществом на соответствующем этапе развития цивилизации, объективно требовало материальной основы для своего существования, источником которой могла быть только сфера материального производства. Именно с возникновением государства начинается формирование системы перераспределительных отношений, которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.
Основным методом перераспределения СОП стало прямое изъятие государством определенной части СОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется НД, которая является единственным источником уплаты налогов, независимо от их цели.
Перераспределение части СОП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников (из “c”) в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из “m”) в форме НДС, налога на прибыль и др. [№13,с.74].
Особенностью современной фазы является то, что большая часть национального дохода формируется в сфере обращения.
Теперь более подробно остановимся на понятии “налог”. Так, налоги в реальном налоговом механизме – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с действующим налоговым законодательством части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Вместе с налогами налоговой системы в определенное время определенное место занимают пошлины и налоги. Их не следует отождествлять с понятием “налог”, так: пошлина – это соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя; сбор – платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет [№54,c.74].
Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.
Присвоение автономных элементов обусловлено особой важностью отношений, наносящих ущерб материальным интересам налогоплательщиков.
налогово-правовая форма
Объект обложения
масштаб обложения –
единица обложения
Плательщик, Норма налогообложения, Налоговая ставка
налоговые льготы –
срок уплаты налога
порядок уплаты налога
Получателем налога
1.1.2. Функции налогов.
Налоги как категория стоимости имеют свои отличительные особенности и функции, раскрывающие их социально-экономическую сущность и назначение. Так, функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств, показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как стоимостного распределения и перераспределения доходов [№22,с.74]. В этой связи можно отметить, что, несмотря на все разнообразие мнений, эволюция налоговой системы исторически определила три основные функции: фискальную, контрольную и распределительную. Которые взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому ни один из них не может развиваться за счет другого.
Налоговое планирование на предприятии
... способов налогового планирования коммерческих организаций; 3) исследовать способы оценки эффективности налогового планирования; 4) провести оценку организации налогообложения ООО «Орган-я»; 5) проанализировать налоговую политику ООО «Орган-я»; 6) разработать систему налогового планирования в ...
При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению наполняемости казны (от латинского слова fiscus – государственная казна).
Фискальная функция
Государство, устанавливая налоги, прежде всего стремится снабдить себя необходимой материальной базой для выполнения возложенных на него задач. Таким образом, в период становления буржуазного общества налоги выполняли в основном фискальную функцию. Однако мировой опыт показывает, что функции налогов меняются с развитием государства.
контрольной функции
Распределительная функция, Стимулирующая подфункция
-
необлагаемый минимум объекта налога;
-
изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
-
освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
-
понижение налоговых ставок;
-
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты;
-
прочие налоговые льготы.
Преференции, Подфункцию воспроизводственного назначения
1.1.3. Принципы налогообложения.
Принципы (от латинского principium – основа, первоначало) – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Что касается налогообложения, следует учитывать существующие основные идеи и положения в налоговых вопросах.
Однако, учитывая многогранность налогов, их сложный и неоднозначный характер, следует отметить, что в каждой сфере налоговых отношений существует своя система принципов.
Так, можно условно выделить три такие системы:
-
экономические принципы налогообложения;
-
юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);
-
организационные принципы налоговой системы.
Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов и так далее.
Экономические принципы
-
принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанные на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
-
принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: “. . . соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства; ”
23 стр., 11346 словФинансовая стратегия и финансовая тактика государства. Финансовая ...
... финансовой политики государства, которая включает финансовую стратегию и тактику государства и ее реализацию на текущем этапе. Исходя из цели курсовой, задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику. ...
-
принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
-
принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
-
принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налогов должны быть меньше, чем сами налоговые поступления;
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако, за более чем 200-летнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре экономических принципа налогообложения:
Принцип соразмерности заключается во взаимосвязи между восстановлением бюджета и последствиями неблагоприятного налогообложения для налогоплательщика. Сущность остальных принципов соответствует сущности одноименных принципов, предложенных А. Смитом.
правовыми принципами
Правовые принципы организации системы налогообложения, используемые в международной практике, можно сформулировать образом:
-
Правовое равенство перед законом всех коммерческих лиц и граждан. Налоговый нейтралитет.
-
Налоговые преференции подлежат обязательному утверждению в законе.
-
Гарантированность стабильности и последовательности налоговой политики.
-
Налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).
-
Запрещение обратной силы налогового закона (действие налогов во времени).
-
Функционирование института ответственности основывается на презумпции виновности налогоплательщика при условии гибкого фискального воздействия на нарушителей налогового законодательства.
-
Ориентация преимущественно на прогрессивные формы налогообложения.
-
Антидискреционность решений налоговых администраций.
-
Пропорциональность налоговых поступлений, распределяемых бюджетной системой, зависит от суммы расходов, ежегодно утверждаемых действующим финансовым регламентом.
-
Приоритет финансовых общественно необходимых целей [№ 54,с.74].
организационным принципам
-
принцип единства;
-
принцип подвижности;
-
принцип стабильности;
-
принцип множественности налогов;
-
принцип исчерпывающего перечня налогов. [№13,с.74]
§1.2. Сущность цели и принципы налоговой политики
Налоговая политика
Как специфическая сфера человеческой деятельности, фискальная политика относится к разряду, между ней и экономической базой общества существует тесная связь. С одной стороны, фискальная политика порождается экономическими отношениями, общество несвободно в разработке и реализации политики, последняя определяется экономикой. С другой стороны, фискальная политика, рожденная и развивающаяся на экономической основе, как неотъемлемая часть финансовой политики, обладает определенной автономией: у нее есть определенные законы развития и логика. По этой причине он может иметь обратное влияние на экономику и состояние финансов. Это влияние может быть разным: в одних случаях путем реализации политических мер создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — тормозится.
Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций: ...
... налогообразующие элементы; 3) определение порядка формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов и расходов; 4) определение и анализ проблемы несоответствия бухгалтерского и налогового учета; 5) определение путей совершенствования механизма формирования налоговой базы; Курсовая работа состоит ...
Научный подход к разработке фискальной политики предполагает ее соответствие законам общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.
Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы – изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Таким образом, в течение определенного периода времени каждый последующий шаг на пути к созданию налоговой системы во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.
При этом на выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют факторы: общая экономическая ситуация в темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
При разработке налогово-бюджетной политики полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой. В теории и практике налогового регулирования в развитых странах Запада фискальная политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).
Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В развитой экономике это достигается не за счет увеличения налоговой нагрузки на производителей и физических лиц, а за счет расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне масштабного и целенаправленного снижения налогов .
Переход приднестровской экономики на рыночную основу предполагает формирование экономики, принципиально отличной от той, какой она была в условиях административно-командной системы, фискальной политики . Однако это отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей, которые эффективны только на развитом рынке. Российская модель нам ближе, но, опять же, необходимо учитывать особенности Приднестровья. Теоретическая база и значительный практический опыт западных стран в области и использовании налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к нашим условиям. Причем, принимая во внимание как текущий уровень развития, так и состояние кризисной экономики, и задачи, которые предстоит решить, и в значительной степени с помощью фискальной политики.
Организация и планирование налоговой деятельности
... ОСНо - ежеквартально по всем налогам. При этом, если у организации есть ненулевой отчет, отчет по НДС представляется только в электронном формате. Разнообразие форм НКО и сфер деятельности, наличие различных способов и источников их ...
Если конкретизировать цели фискальной политики, адаптированной к PMR, то в первую очередь следует отметить, что основная цель фискальной политики — не пополнение казны любой ценой, а стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности.
Чрезмерное налоговое бремя ведет только к еще большему падению производства, уклонению от уплаты налогов и расцвету «теневой экономики”. Оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. При этом бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно способных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые методы как рычаг, влияющий на экономическое поведение субъектов предпринимательства и стимулирующий их производственную и инвестиционную деятельность.
Таким образом, в основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки :
-
использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;
-
использование налогового в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности .
Практическая деятельность по реализации этих задач в конечном итоге направлена на решение главной проблемы экономического роста.
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПМР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
§2.1. Характерные особенности действующей налоговой политики.
Существующие проблемы
Со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщика стоит на первом месте “Между этими двумя границами обложения — потребностями государства и имущественной способностью граждан и вращаются все налоговые вопросы”
Н.Н.Янжул.[№55,с.74]
“…Государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными эстетическими и экономическими началами, в противном случае, отягчая население несправедливыми и непосильными поборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего существования”.
C.Ю.Витте.[№20,с.74]
Основным финансовым ресурсом государства являются налоги: эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по разному финансовую систему.
Статистика доходов и расходов населения
... выплаченный доход, удерживаемые налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законом. К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся: Характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств; Анализ дифференциации денежных доходов и потребления; ...
Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30%% от ВВП.
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых доходов 25-30 тыс. дол. и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании-17 тыс. дол. на душу населения(доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии- около 15 тыс. дол. на душу населения(доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии-14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии — в диапазоне 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%,45%,46.5%,47%).
занимающих последние места по уровню среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее- лишь 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения(доля налогов в ВВП-22%), в Турции- приблизительно 600 дол. на душу населения(доля налогов в ВВП-22%), в Мексике- менее 500 дол. (доля налогов в ВВП-16%) [№28,с.74 ].
ПМР по уровню среднедушевых доходов попадает в последнюю категорию, но по уровню налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми этом, удельный вес доходов к ВВП из года в год растет. Так, в 1997