Большую часть детства человек проводит в учебных заведениях. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Учебное заведение для ребенка — это не просто заведение, в котором он получает набор определенных знаний по разным предметам. Учебное заведение — это место, где оно осваивает различные социальные роли, готовится к взрослой жизни. В какой-то мере успех ребенка в будущем будет определяться тем, как он прошел процесс обучения и социализации в учебном заведении, какие знания ему удалось получить. Федеральные государственные образовательные стандарты конкретизируют взаимосвязь между образованием и воспитанием: образование рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, пронизывающий как образовательную, так и внешкольную деятельность. Если результаты по предмету ученики достигаются в процессе освоения школьных предметов, то в достижении метапредмета и, в частности, личных результатов: ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека. Доля внеклассных занятий намного выше, так как студент выбирает их исходя из своих интересов и мотиваций.
Одним из актуальных направлений деятельности образовательных учреждений является совершенствование внешкольной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
- все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
- правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, что в конечном итоге скажется на конкурентоспособности специалиста;
— все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. В таких ситуациях, когда родители заняты проблемой выживания, необходима помощь в возрождении семьи и тех традиций, в которых ее моральный облик, культура повседневной жизни и уважение к труду были источниками гражданского сознания. Педагоги смогут внести реальный вклад в развитие духовного мира семьи.
Проблема: определение формы организации внеурочной деятельности.
Противоречие между теорией и практикой: стремление модернизировать педагогическую и внешкольную деятельность с использованием технологий в четвертом классе.
Ученые, методисты работающие в этой области: А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, В.А. Левин., С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева.
Организация внеурочной деятельности современных школьников по ...
... внеурочной деятельности обучающихся следует руководствоваться ФГОС, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Под «внешкольной деятельностью» ... учебного процесса школы, одна из форм организации досуга учащихся. Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности ...
Цель исследования — изучить и проанализировать организацию внеклассной деятельности по технологии 4 класса.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании;
2) проанализировать особенности внеурочной деятельности по технологии в 4-х классах;
3) провести исследование эффективности внеурочной деятельности по технологии.
Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.
Объект исследования: благоприятные условия для формирования внеклассных занятий по технологиям в школе.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография.
1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании
1.1 Задачи, понятие и цель внеурочной деятельности
В педагогическом словаре определение внеклассной деятельности определяется как совмещенная часть обучения и обучения в школе, одна из форм организации досуга учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [11].
В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Исходя из федеральной основной учебной программы для государственных образовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по различным видам внеклассной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [12], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации учебного процесса состоит в том, чтобы дать студентам возможность сделать осмысленный выбор деятельности, направленной на их развитие.
В соответствии с ФГОС организация внеклассной деятельности рассматривается в пяти аспектах развития личности обучающихся: общекультурном, общеинтеллектуальном, социальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном. Эти аспекты являются основой для создания соответствующих образовательных программ, но каждое учебное заведение может самостоятельно выбрать приоритетные направления внеклассной деятельности, обозначить сроки и формы своей организации.
Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть
... опыта и достижений конкурентов; организация кооперации в проведении инновационных программ. Целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является разработка концепции системы ... современного дошкольного учреждения. Инновации проявляются как в форме новых программ, так и в ряде других сфер, которые взаимодействуя между собой, обеспечивают слаженную работу ДОУ. Это включает в ...
Мы рассматриваем два основных определения деятельности, потому что с терминами «урок» и «внеклассная деятельность» каждый ученик должен иметь дело каждый день. Основное различие между аудиторной и внеклассной деятельностью заключается в их определении, поэтому я предлагаю сравнить эти два термина и их роль в системе образования.
Дидактическая деятельность — это деятельность, которая осуществляется с помощью учителей в отведенное время. В связи с этим можно утверждать, что внеклассные занятия включены в школьное расписание и в школьную программу. Основной структурой формы учебно-воспитательной работы является лекция, которая проводится во всех школах. Правильно организованные уроки обеспечивают тщательное планирование и организацию дидактической и воспитательной деятельности. Кроме того, именно дидактическая деятельность гарантирует систематический контроль процесса, а также результатов, полученных в результате учебной и познавательной деятельности каждого из учащихся.
Рассмотрим отличительные особенности внеурочной деятельности.
Внеучебные занятия способствуют построению пространств для саморазвития, всячески способствуют индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независимой и будет иметь собственное мнение.
Такое обучение является реабилитационным и всесторонне развивает учеников, помогая им раскрыть любые личные интересы, склонности и так далее. Кроме того, именно с его помощью появляется возможность выявить смысловые компоненты ценности, необходимые для развития художественной самодеятельности детей.
Внеучебные мероприятия являются неотъемлемой частью базового образования и играют важную роль в процессе обучения и в то же время не аналогичны дополнительным образовательным программам.
Введение в 2010 году ФГОС общего начального образования коренным образом изменило структуру образовательного процесса в начальной школе. Внеучебные занятия стали важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая нацелена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, но осуществляется в формах, отличающихся от урочной [1].
Стандарт LEO рассматривает внеклассные занятия как дополнительный ресурс к рабочей форме урока, что в совокупности позволяет достичь требуемого качества обучения и воспитания учеников начальной школы. Внеучебная деятельность школьников в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена в первую очередь на достижение личностных и метасубъективных достижений, а также на расширение и углубление знаний, навыков и способов действия по предмету. Внеучебные занятия открывают огромные возможности для решения образовательных проблем. Поэтому ожидаемые результаты внеучебной деятельности носят, прежде всего, личный характер, обеспечивая социализацию студента. Методологической основой школьной образовательной практики является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно Концепция определяет особенности национального воспитательного идеала и задает цель воспитания – формирование «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [12].
Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях ...
... курсовой работы входят введение, 2 главы основной части, заключение, список использованной литературы и приложений. Глава 1. Теоретические аспекты использования коллективных видов деятельности на занятиях ... вид продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста Чтобы развитие дошкольников протекало гармонично и не было разрывов в формировании личности, в дошкольном образовании существуют ...
Внеклассная деятельность организована по различным направлениям развития личности студента: культурное, спортивное и общее оздоровление, духовно-нравственное, социальное, общее интеллектуальное совершенствование. Для их реализации дети включаются в различные виды внеурочной деятельности такие, как познавательная, трудовая, социальная, игровая, досугово-развлекательная и др.
При рациональном осуществлении внеклассной деятельности важно ее организовать с учетом разнообразия деятельности и организационных форм. При этом основную роль в проектировании деятельности должна играть система организации, основанная на основных направлениях развития личности студента. В среде образовательного учреждения как образовательной системы внеклассные занятия являются одним из элементов системы, которые в сочетании с различными предметами будут способствовать эффективному развитию и обучению школьников.
Внеучебная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего начального образования. Духовно-нравственное направление обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся в единстве урока, внеклассной и внеклассной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других общественных учреждений. Данное направление реализуется через экскурсии в музеи и выставки, посещение театров, проведение бесед эстетического и духовно-нравственного содержания, благотворительных акций, ярмарок и вернисажей, которые помогают обучающимся начальных классов понять основы духовно-нравственных ценностей личности. Социальное направление внеурочной деятельности. Это направление реализуется в школе через специально организованную коммуникационную и проектную деятельность.
Зачастую поступающие в первый класс дети демонстрируют ограниченный социальный опыт: имеют недостаточные навыки самообслуживания, не посещали дошкольные коллективы, не пользовались общественным транспортом, мало перемещаются и практически не выезжали за её пределы, не знакомы с жизнью страны и окружающих их людей, а их зарубежные впечатления обычно курортного характера. Таким образом, формулируется актуальная задача начальной школы, а именно приобретение детьми различных жизненных навыков, расширение жизненного опыта и его глобальное осмысление через формат реализации данного направления внеучебной деятельности.
Спортивно-оздоровительное направление. Реализация данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это направление реализуется через разговоры о здоровом образе жизни, проведение массовых спортивных соревнований по футболу, настольному теннису, шахматам, пешим прогулкам.
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... и умений. Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и ... тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » . Условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (свойство психики, как ...
Общее интеллектуальное направление внеклассной деятельности имеет своей целью формирование у студентов опыта продуктивной исследовательской деятельности и положительного отношения к знаниям как социальной и личной ценности. Общая интеллектуальная направленность внеучебной деятельности реализуется через участие школьников в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях, проведении олимпиад.
Общекультурное направление обеспечивает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование ценностных ориентаций, развитие общей культуры и познание общечеловеческих ценностей национальной культуры. В рамках данного направления организуются лекции в библиотеке, школьные вернисажи и выставки детских рисунков, поделок, творческих и проектных работ, проводятся беседы по этикету, о культуре поведения и речи. При значительной интеллектуальной нагрузке занятия и уроки керамики и живописи в театральной студии дают возможность отвлечься и измениться.
1.2 Формы и методы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании
Рассмотрим формы реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС, каковыми являются:
- Дополнительные образовательные занятия общеобразовательного учреждения, в которые входят кружки, секции, студии и т.п.
- Образовательная деятельность детских учреждений дополнительного образования, например, исследования и сообщества, проектная деятельность, практика и студенческое объединение.
Для правильного планирования и организации системы внеклассной деятельности студентов могут быть рассмотрены научно-методические исследования домашних учителей по классификации занятий. Например, выделив субъект-объектные отношения, которые возникают в процессе работы, Н.Е.Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом) [3].
Основоположники методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов рассматривают такие виды деятельности [2]:
- Игровая;
- Познавательная;
- Художественное творчество;
- Социальное творчество;
- Техническое творчество;
- Трудовая;
- Спортивно-оздоровительная;
- Проектная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Согласно ФГОС реализация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях направлена на достижение планируемых воспитательных результатов:
- приобретение опыта различного характера;
- активизация положительного отношения к социальным ценностям;
- приобретение опыта действовать и принимать решения самостоятельно.
Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе может быть организована по разнообразным направлениям, например:
Правовое регулирование инвестиционной деятельности субъектов ...
... социальных вопросов. Правовое регулирование взаимоотношений органов публичной власти с субъектами экономической деятельности при осуществлении инвестиций регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, ...
- Научно-познавательная деятельность включает в себя факультативы, кружки, научные общества, интеллектуальные встречи, олимпиады, викторины и т.д.;
- Художественно-эстетическое направление основано на постановке спектаклей, художественных выставок для детей.
При реализации внеурочной деятельности велика вероятность достигнуть таких результатов как:
- личностные результаты — саморазвитие учащихся, внутренняя и внешняя мотивация к учению и познанию, отражение индивидуально-личностных идей в обучении, социальные компетентности, личные качества обучающегося;
- формировавшиеся основы российского гражданина;
- метапредметные результаты — усвоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность администрации школы и педагогам решить ряд важных задач:
- организовать благоприятную атмосферу общения и нахождения ребенка в школе;
- правильно распределить учебную нагрузку;
- создать благоприятные условия для развития и мотивации учащегося;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.