Курс лекций «Основы исследовательской деятельности»

Дипломная работа

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Тверской химико-технологический колледж»

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

Курс лекций

учебной дисциплины

УД. 01. Основы исследовательской деятельности

для специальностей

11.02.02Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

(по отраслям),

09.02.04. Информационные системы (по отраслям)

Тверь, 2016

Рассмотрено Принято

методическим Советом

протокол №_______

цикловой комиссией

общеобразовательных

дисциплин

Протокол №_____

от «____»______________20___г.

Председатель ЦК Скоркина Е. М. ____________

Разработчик: Ижицкая М. О., преподаватель.

Современный этап развития профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности. В связи с этим в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в учебном плане предусмотрена дисциплина «Основы исследовательской деятельности», позволяющая студенту правильно сориентироваться в исследовательской деятельности, результатом которой является курсовая или квалификационная работа.

Программа дисциплины « Основы исследовательской деятельности » позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.

9 стр., 4399 слов

Мини- по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель ...

... дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. ... приблизиться к позиции ребенка, а ребенку `` встать '' на позицию воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в ...

Основное направление курса «Основы исследований» — практическое овладение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы. Курс также нацелен на формирование основ культуры умственного труда.

Кроме того, дисциплина направлена ​​на создание условий для развития исследовательской компетентности студентов за счет развития методов научного познания и навыков учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1) теоретический компонент:

— получить базовые представления о науке, этапах ее развития и ее роли в современном обществе;

— дать представление о сущности и методологических основах исследования;

— освоить и закрепить основные понятия научно-исследовательской работы;

— выяснить сущность познания как активной деятельности человека, направленной на приобретение знаний;

— понимать роль исследований в практической деятельности людей;

— составить представление о логике процесса исследования;

— сформировать у студентов научный стиль мышления, значимый в познавательной и практической деятельности в условиях информатизации общества;

— знать структуру научного документа и требования к его структурным элементам;

— знать виды и формы научно-исследовательской работы.

2) познавательный компонент:

— изучить методы научного познания и возможности их применения на практике, в том числе в профессиональной деятельности;

— познакомить с алгоритмом планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов научных текстов, ;

— уметь осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной информации;

— изучить структуру и технику оформления научного документа;

— получить базовые практические навыки работы с различными источниками информации;

3) практический компонент:

— иметь навыки по применению в практической деятельности методов научного познания;

— уметь работать с научной, учебной литературой;

— уметь оформлять результаты исследования в различных формах;

— правильно классифицировать научные факты и явления;

31 стр., 15095 слов

Курсовой работы, а также развивает компетенции аналитической, ...

... научно-исследовательской работе (Отчет о НИР, за исключением НИР как тип практики) – научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования. ... формах: дипломная работа; дипломный проект. Контрольная работа – отдельный элемент учебной деятельности, ...

— осуществлять исследования в процессе выполнения курсовых и дипломных работ.

— приобретать навыки дискуссии в процессе защиты исследовательских работ.

2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Основы исследования» входит в общеобразовательный цикл.

3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выбирать тему,

-осуществлять сбор, изучение и обработку информации;

— анализировать и обрабатывать результаты исследования, формулировать выводы и делать обобщения;

использовать методы научного исследования;

-оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах, работать с компьютерными программами при обработке и оформлению результатов исследования .

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сущность и принципы научно-исследовательской деятельности;

— основные понятия научно-исследовательской работы;

— методику выполнения исследовательских работ, логику процесса исследования и его основные этапы, этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы,

— способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;

— основные формы представления результатов исследования, требования к стилю и языку научных работ, структуру и технику оформления научного документа.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 27 часов:

теоретические занятия-11;

практические занятия — 6

домашнее задание -8;

Дифференцированный зачет- 2.

Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет., Цель: изучить основные понятия научно-исследовательской деятельности.

Каждый специалист должен иметь представление о методологии и организации исследовательской деятельности, науке и ее основных понятиях.

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мысли.

Как специфическая сфера человеческой деятельности, она является результатом общественного разделения труда, обособления умственного труда от физического, превращения познавательной деятельности в особую сферу занятости определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более быстрыми темпами, чем любая другая сфера деятельности.

3 стр., 1173 слов

Профессиональная этика как объект социологического исследования ...

... организаций. Цель работы - рассмотреть профессиональную этику как объект социологического исследования на основании статьи Абрамова Р.Н. ... работе и исследованиях упор делается на разработку новых форм обращения. Исследовательский проект, разработанный ... научное изучение общества. Только социология изучает социальные отношения, само общество. Профессиональная этика так же важна, как и личная этика. ...

Понятие «наука» включает как деятельность, направленную на получение новых знаний, так и результат этой деятельности — сумму приобретенных научных знаний, которая служит основой для научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин «наука» используется для обозначения некоторых областей научного знания.

науковедение.

классификации наук,

Наука, возникшая в момент осознания незнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знание. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, адекватный ее отражению в сознании человека. Это идеальное воспроизведение условной формы обобщенных представлений о закономерных звеньях объективной реальности.

познанием,

Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу для понимания сути явлений объективной реальности.

Диалектика познавательного процесса состоит в противоречии между пределами наших знаний и неограниченной сложностью объективной реальности. Познание — это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Познавательный процесс имеет двухконтурную структуру: эмпирическое знание и теоретическое знание, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:

Что? сколько? Чему? Которое? Как? — на эти вопросы может дать ответ наука.

Как сделать? — на этот вопрос дает ответ методика.

Что сделать? — это сфера практики.

Ответы на вопросы определяют непосредственные цели науки — описание , объяснение и предвиденье процессов и явлений объективной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает, то есть в широком значении — теоретическое воспроизведение действительности.

12 стр., 5954 слов

Курсовая работа менеджмент школа научного управления

... и развития школ менеджмента. Объект исследования - школа менеджмента как основной этап эволюции менеджмента. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления. Для ...

Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имею-

щих хождение в научной деятельности. Основу языка составляют слова и словосочетания терминологического характера:

Автореферат диссертации — это научное издание в виде буклета, содержащего аннотацию его исследования, составленную автором.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некото-

рым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной

ситуации для решения данной проблемы.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-

либо явлений.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы част-

ных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи,

научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в каче-

стве квалификационной работы, призванной показать научно-

исследовательский уровень исследования, представленного на соискание уче-

ной степени.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим

выводам.

Информация:

обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных

документов;

релевантная – информация, заключенная в описании прототипа науч-

ной задачи;

реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных

научных документах;

сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания,

выполняющая функцию предварительного оповещения;

справочная – вторичная информация, представляющая собой система-

тизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные

данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников.

8 стр., 3909 слов

«Экология» используются следующие виды заданий для аудиторной ...

... в России Возможность управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности ведения лесного хозяйства в рамках концепции устойчивого развития. Возможность управления почвами в рамках концепции ... обобщенный вывод по теме реферата. Список литературы. Как правило, при разработке реферата используется ... новой темы; групповая самостоятельная работа используется для совместной ...

Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную

ситуацию и избранные для изучения.

Определение – один из способов, предохраняющих от недоразумений

в общении, споре и исследовании.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта иссле-

дования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства

предметов и отношения между ними.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения,

науки.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных

вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают

следующие виды проблем:

исследовательская – комплекс родственных тем исследования в грани-

цах одной научной дисциплины и в одной области применения;

комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из

различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохо-

зяйственных задач;

научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-

исследовательскую работу или ее часть;

Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отри-

цается.

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщен-

ных положений, образующих науку или ее раздел.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из неко-

торого количества заданных суждений выводится иное суждение, определен-

ным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий тексто-

вую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую со-

стояние предмета исследования или собранную в результате научно-

исследовательской работы.

Формула изобретения – описание изобретения, составленное по утвер-

жденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной

форме и содержащее исчерпывающее изложение, его сущности.

Домашнее задание: изучите основные условия поиска., Цель: Определить особенности структуры научного исследования.

План:

4 стр., 1581 слов

Реферат оон и основные направления ее деятельности

... это реферат географія оон унывай! Веселее! НГАУ, 20 стр. Содержание: Введение. Общая характеристика ООН (Создание ООН. Членство, бюджет и языки ООН; Устав ООН. Цели и принципы деятельности ООН). Структура органов ООН (Генеральная Ассамблея ООН, ее функции и полномочия; ...

1. Этапы исследовательской деятельности.

2. Структура реферата, курсов и выпускной квалификационной работы, особенности их построения.

1. Этапы исследовательской деятельности.

Тезисы – выражают суть изучаемого материала в кратких формулировках. Тезисы делятся на простые — они обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные — создаются на основе простых с помощью их обобщения. При составлении тезисов необходимо сохранить оригинальность авторского суждения, документацию и убедительность.

Отчет — это вид самостоятельной работы, способствующий формированию исследовательских навыков и навыков критического мышления. В процессе работы с источниками полученная информация систематизируется, делаются выводы и обобщения.

Экзамен — одна из форм проверки и оценки полученных знаний, уровня самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе. Виды и характер письменных тестов, их разнообразие зависят от специфики и содержания учебного предмета. Первый шаг в подготовке к тесту — это выбор темы, составление плана и изучение литературы по теме. Подготовленный материал оформляется по плану и составляется примерное содержание контрольной работы. На втором этапе — во введении показана актуальность темы, в соответствии с поставленными вопросами раскрывается основное содержание, в выводах делаются выводы.

Синопсис — относится к жанру учебно-научного стиля, отражая изложение первоисточника в свернутом виде с возможным цитированием или доработкой основных положений. Различают краткие конспекты и подробные.

Реферат — это один из первых видов письменного представления результатов научной работы. Основная цель — проявить эрудицию, умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Реферат может быть основан на одном или нескольких источниках.

Статья в научном журнале — это наиболее надежная и предпочтительная форма записи результатов и результатов исследования. Обычно она имеет ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста).

Каждый абзац статьи построен таким образом, что начало чтения сразу дает основную информацию. В основу текста кладется одна научная мысль или идея.

Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Первый абзац, которым открывается статья, знакомит читателя с проблемой исследования, но не ставит перед собой задачу дать обзор уже известной специалистам литературы. Здесь указаны цель исследования, задачи данной работы, возможности ее практического использования. Структура статьи определяется тематикой и характеристиками исследования, но во всех случаях представленные в ней данные являются обобщением полученных в процессе научного исследования.

Основой построения журнальной научной статьи может являться следующий план:

1) заглавие статьи с указанием фамилии и инициалов автора, название учреждения, в котором была выполнена работа;

2) вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теории и практике;

3) краткие данные о методике исследования;

4) анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;

5) выводы и предложения.

В соответствии с выделением теоретического и эмпирического уровней знаний в научных исследованиях различают теоретические и эмпирические статьи.

13 стр., 6146 слов

Работы, обзор концепций, подходов и научных исследований по избранной ...

... на которых расположены: выводы, заключение, библиографический список, приложения (Приложение 3). Введение раскрывает сущность и состояние изученности научной проблемы, выбранной для исследования в курсовой работе. Актуальность выбранной темы и желательность ее развития ...

2. Структура реферата, курсов и выпускной квалификационной работы, особенности их построения.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и другие.

В литературном (обзорном) реферате важно критически и всесторонне рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнительные его стороны. Такой литературно-критический обзор может послужить основой для вводной части будущих исследований.

План литературного (обзорного) реферата:

1) вводное слово о целевой установке реферата;

2) теоретическое и прикладное значение темы;

3) спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;

4) новые публикации по освещению темы;

5) нерешенные вопросы и их научное или социальное значение.

Реферат методического характера написан в части сравнительной оценки применяемых приемов и методов решения намеченных задач. Следовательно, основное внимание уделяется подробному анализу качества методов и ожидаемых результатов исследования.

План рассмотрения темы реферата методического характера:

1) основные задачи исследования темы;

2) анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;

3) отзывы специалистов о частнонаучных методах по изучению данного объекта;

4) выводы и предложения.

Этапы работы над рефератом:

1. Формулирование темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/osnovyi-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti/

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и является логическим продолжением предыдущего).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/osnovyi-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti/

Критерии оценки реферата:

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания теме.

3. Глубина проработки материала.

4. Правильность и полнота использования источников.

5. Соответствие оформления реферата определенным требованиям.

Работая над курсовой работой студентам необходимо соблюдать определенные требования:

1. изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу, историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние;

22 стр., 10731 слов

Как оформлять курсовую работу по госту

... всем типам текстовых документов, как правило, по всем направлениям подготовки выпускников Костромского государственного университета. Рекомендации не распространяются на оформление пояснительных записок конструкторских курсовых работ (проектов), выполнение которых предусматривает ...

2. провести (по мере необходимости) опытно-экспериментальную работу;

3. обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации;

4. оформить в соответствии с определенными требованиями.

Структура курсовой работы:

1. Титульный лист;

2. оглавление;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список используемой литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/osnovyi-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti/

7. приложение.

Указатель включает: введение, названия разделов или глав плана работы курса, заключение, библиографию, приложения.

Введение – это вступительная часть научно-исследовательской работы, где необходимо показать актуальность темы, цель и задачи исследования, определить практическую значимость и др.

В основной части раскрывается содержание курсовой работы. Основная часть состоит из теоретического и практического разделов. Теоретическая часть раскрывает историю и теорию рассматриваемой проблемы, дает анализ психолого-педагогической литературы и формулирует выводы.

В практическом разделе описаны методы, ход и результаты эксперимента. В основной части должны быть представлены схемы, диаграммы, таблицы и т.д.

В заключении содержатся итоги работы, выводы, рекомендации.

Список литературы – перечень использованных книг и статей. Имена авторов приведены в алфавитном порядке, а все источники перечислены под общей нумерацией литературы. В источниках указываются фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания, количество страниц.

Приложения к курсовой работе оформляются как продолжение работы на ее последующих страницах и располагаются в том порядке, в котором ссылки появляются в тексте. Каждое приложение должно начинаться на новой странице со словом «Приложение» в правом верхнем углу». Каждое приложение должно иметь собственное название, отражающее его содержание. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №): Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Когда приложение оформлено как отдельная часть, слово «Вопрос» печатается на титульном листе под названием работы».

Последовательность выполнения курсовой работы:

1. определение темы;

2. подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

3. обоснование актуальности темы курсовой работы;

4. определение структуры;

5. анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и изложение состояния изучаемого вопроса;

6. анализ и обобщение педагогического опыта;

7. написание введения, теоретической и практической части курсовой работы;

8. подготовка и проведение эксперимента, анализ его результатов;

9. написание заключения;

10. оформление списка используемой литературы;

11. подготовка и оформление приложений;

12. оформление титульного листа;

13. представление работы руководителю;

14. подготовка к публичной защите курсовой работы.

Критерии оценки курсовой работы:

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания работы теме.

3. Глубина проработки материала.

4. Правильность и полнота разработки поставленных вопросов.

5. Результативность проведенного эксперимента.

6. Значимость выводов для последующей практической деятельности.

7. Соответствие оформления курсовой работы определенным требованиям.

Выпускная квалификационная работа.

Подготовка выпускной квалификационной работы связана с углубленным изучением теории проблемы, внесением ранее полученных знаний в систему и реинтеграцией в процесс практического решения поставленной задачи. Работа над выпускной квалификационной работой позволяет развивать исследовательские навыки, проводить эксперимент и самостоятельно изучать психолого-педагогическую литературу по проблеме.

Выпускная квалификационная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, которая реализует свои идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, используя новые факты и результаты дальнейших наблюдений и экспериментов. В этом случае реферат может быть использован как глава или раздел выпускной квалификационной работы.

Требования к выпускной квалификационной работе:

1. необходимо глубоко изучить и критически проанализировать научную литературу, историю исследуемой проблемы и ее практического состояния, педагогического опыта;

2. дать характеристику цели, задачам, объекту, предмету, методам исследования и т.д.;

3. описать и проанализировать проведенный эксперимент.

Структура выпускной квалификационной работы:

1. Титульный лист – является первой страницей работы.

2. Оглавление — перечисляет все заголовки работы и указывает страницы, с которых они начинаются.

3. Введение, содержащее методический аппарат исследования.

4. Главы основной части:

  • В первой главе рассматривается теория разрабатываемой темы.

— Вторая посвящена проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценки ее результативности. Сюда также могут входить: система разработанных занятий, лекций, внеклассных форм работы и рекомендации по использованию учебных наглядных комплексов или учебных пособий.

5. Заключение, в котором представлены результаты проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов.

6. Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/osnovyi-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti/

7. Приложения.

Критерии оценки выпускной квалификационной работы:

1. Актуальность темы и ее соответствие современным потребностям образовательной системы.

2. Полнота и полнота изложения теоретической и практической частей работы.

3. Эффективность использования выбранных методов исследования для решения проблемы.

4. Обоснованность и ценность результатов исследований и полученных выводов, возможность их практического применения.

5. Полнота и правильность использования литературы.

6. Качество доклада и ответов на вопросы при защите работы.

7. Степень самостоятельности автора в разработке проблемы.

Цель: выявить основные нормы оформления научного исследования.

Основные понятия: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложение.

Общие положения. Оглавление (содержание), которое располагают за титульным листом, печатается через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала.

Текст работы печатается на листах стандартного формата А4 (210х295 мм), с одной стороны через одинарный интервал (1,0), 14 шрифтом, с оставлением полей: сверху = 25 мм, снизу = 20 мм, слева = 30-35 мм, справа = 10-15 мм, отступ = 1,25; текст выравнивается по ширине страницы.

Сноски печатаются на страницах, к которым они относятся, и пронумерованы на каждой странице.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов систематически оформляются в тексте, заголовки подразделов — по абзацу. Расстояние между заголовками и текстом необходимо увеличить, чтобы заголовок выделялся.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов — строчными буквами, заголовки не подчеркиваются и точки в конце не ставятся.

Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово («Приложение») и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №); например, Приложение 1.

В работе используется общая нумерация страниц, включая библиографию и приложения. Первая страница – титульный лист, вторая – оглавление (содержание) работы. Введение, каждая глава основного текста работы, заключение, библиография и приложения начинаются с новой страницы. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами по центру. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страниц на них не ставят (т.е. введение начинается с 3 стр.).

Можно выделить общие правила оформления:

Научная работа выполняется на однотонной белой бумаге формата А4 с одной стороны листа, работа должна быть переплетена в твердом переплете.

Текст работы набирается на компьютере, размер шрифта – 14 пунктов, гарнитура шрифта Таймс (Times Nev Roman

Схемы, формулы, рисунки и таблицы должны быть выполнены на компьютере черными чернилами или чернилами.

Опечатки, опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после тщательного стирания или растушевки.

Нумерация страниц и глав:

Страницы произведения должны быть пронумерованы арабскими цифрами, соблюдая сплошную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится внизу посередине без точки в конце.

Титульный лист и оглавление включены в общую нумерацию страниц, но номер не проставляется. Иллюстрации и таблицы, размещенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.

Каждый структурный элемент научной работы (введение, главы и т. п.) следует располагать с новой страницы. Заголовок располагается посередине строки без точки в конце и пишется прописными (заглавными) буквами, не подчёркивая, отделяя от текста межстрочным интервалом. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовке не допускаются.

Разделы и подразделы работы:

Они должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела включает номер главы, раздела и порядковый номер подраздела, разделённые точкой, например, 1.11, 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2. и т.д. Если раздел состоит из одного подраздела, то нумеровать его не следует. Заголовки разделов и подразделов должны начинаться с отступа параграфа и писать с заглавной буквы без точки в конце и без подчеркивания.

Оформление элементов научной работы:

1. Титульный лист должен содержать полное название учреждения, название работы, информацию о студенте, руководителе, городе и году написания работы.

2. Содержание раскрывает структуру работы. В содержании отражаются все элементы работы (кроме титульного листа), а так же главы, разделы основной части.

3. Введение – объём не более 2-5 страниц. Он дает мотивацию для выбора темы, характеризует ее актуальность, теоретическую и практическую значимость, цель и задачи исследования.

4. Основная часть — содержание этой части должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Он может состоять из нескольких глав, каждая глава разбита на разделы и подразделы. В первой главе представлен обзор теоретических источников по теме исследования. Вторая глава характеризует исследуемый объект, раскрывает методы и организацию исследования. В третьей главе представлено наше исследование, и применение результатов исследования также может быть выделено в отдельной главе.

5. Заключение – объём 1-3 страницы. Содержит краткое и конструктивное изложение итогов проведённого исследования, отражает теоретическое и практическое значение работы.

6. Список использованных источников – Должен включать перечень всех источников, на которые исследователь ссылается в тексте работы. Список оформляется в соответствии с требованиями государственного стандарта.

7. Приложение – содержит вспомогательный материал, который с целью сокращения объёма работы не вошёл в основную часть. Приложение не нумеруется.

Порядок оформления таблиц, графического материала, формул. Форма таблицы применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Таблица имеет два уровня членения: вертикальный – графы; горизонтальный – строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу нежелательно (объем таблицы может быть при необходимости уменьшен за счет уменьшения шрифта до 10 и интервала до 1.0).

Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовок таблицы помещают под словом «Таблица» посередине страницы.

Например:

Таблица 1

Показатели физического развития детей из района с неблагоприятным (группа 1) и благоприятным (группа 2) шумовым режимом

Примечание: ДР – достоверность различий, * — различия достоверны, р<0,05

Таблицы помещаются либо в тексте работы сразу после ссылок на них, либо в приложениях. И в том и в другом случае они должны иметь сквозную нумерацию. Если таблицы помещаются и в тексте и в приложении, используется отдельная нумерация для текста и для приложения. Знак № при нумерации не ставится.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического еженедельника или другого источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

В случае необходимости под таблицей помещается примечание, в котором поясняются знаки и сокращения, применяемые в таблице. Примечание может быть выделено более мелким шрифтом (например, 12 пт) или курсивом.

Графические материалы (схемы, диаграммы, графики и др.) помещаются в работе в целях установления свойств и характеристик объекта или в качестве иллюстраций для лучшего понимания текста.

Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложениях. Графический материал должен иметь тематическое наименование (название), которое помещается снизу.

Графический материал основной части и приложений следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Например:

Рис. 1. Сравнительная характеристика силы правой и левой кисти у девушек из экологически благоприятного района (ЭБР) и экологически неблагоприятного района (ЭНБР) г. Кирова.

Формулы расчетов в тексте надо выделить, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Например:

Жизненный индекс (ЖИ) измеряется в (мл/кг) и рассчитывается по формуле:

ЖИ= ЖЕЛ : МТ, где ЖЕЛ – жизненная емкость легких (мл), МТ – масса тела (кг).

Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться. Например:

Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью формулы:

(1)

(2)

Вычисление среднего арифметического (формула 1) позволяет нам вычислить усредненное значение признака и сравнить несколько групп между собой.