Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы учителя и всей образовательной системы в целом. Педагоги дошкольного образования ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только обращать внимание на формирование знаний, навыков и умений дошкольника и адаптировать их к общественной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно усваивать знания. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, совместного творчества детей и взрослых, одним из способов реализации личностно-ориентированного образовательного подхода является метод дизайна.
Дизайн — это сложное мероприятие, участники которого автоматически, без специально провозглашенного дидактического задания со стороны организаторов, осваивают новые концепции и идеи в различных сферах жизни. Проект в дошкольном образовательном учреждении — это педагогически организованный метод освоения ребенком среды в процессе постепенной и заранее спланированной практической деятельности для достижения намеченных целей.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предложил строить тренинг на основе оппортунистической деятельности студента в соответствии с его личными интересами. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Килпатрик писал: «Программа представляет собой серию экспериментов, связанных вместе таким образом, что информация, полученная из одного опыта, служит развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что интересам детей соответствуют только те занятия, которые связаны с реальностью, окружающей ребенка, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
В России проектный метод получил широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из основных направлений деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти — одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время деятельность проекта органично вписана в новые образовательные стандарты.
Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...
... Регулирование деятельности образовательных учреждений Российской Федерации осуществляется на основе управления ими на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями : осуществляется в соответствии с ...
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития — непременные условия гуманистического подхода.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, это делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Следовательно, эта проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом.
Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.
Объект исследования: использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе дошкольников.
Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ;
2) разработать проект физического воспитания дошкольников;
3) сделать выводы по результатам реализации проекта.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что целенаправленная организация проектной деятельности по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях будет способствовать укреплению здоровья дошкольников.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ.
Исследование проведено на базе МБДОУ № 24 «Искорки» г. Зеленогорска Красноярского края.
Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения методики проектов для физического воспитания дошкольников.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
... наблюдалось. Для дошкольников основная линия развития заключается в формировании беспредметных действий, и игра выглядит как застывший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ... отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также ...
Глава 1. Проектный метод в деятельности ДОУ
1.1 Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведения его в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, подчеркивается необходимость повышения внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Организация и внедрение инновационной деятельности в педагогическую практику образовательных учреждений имеет огромный потенциал для повышения качества образования. Сегодня в сфере образования выделяют большое количество нововведений различного характера, направленности и смысла, вводятся новшества в организации и содержании, методологии и технологии обучения. Нововведения определяют новые методы, формы, средства, технологии, применяемые в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, типы и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, обеспечивающие вариативность учебно-воспитательного процесса, ориентированные на индивидуальность ребенка и потребности его семьи. Поиск новых форм работы привел к широкому использованию метода проектной деятельности в практике дошкольного учреждения.
Метод проекта — это совокупность образовательных и познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий студентов с обязательным предъявлением этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).
Решение проблемы или работа над проектом в данном случае означает применение необходимых знаний и навыков из различных разделов образовательной программы дошкольников и достижение ощутимого результата.
Что касается детского сада, то проект — это комплекс мероприятий, специально организованных воспитателем и самостоятельно выполняемых учениками, направленных на решение проблемной ситуации и заканчивающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники с точки зрения психофизиологического развития пока не могут самостоятельно создать собственный проект от начала до конца, поэтому обучение необходимым навыкам и умениям является основной задачей воспитателей.
Стратегический анализ деятельности предприятия: содержание и ...
... методы проведения стратегического анализа предприятия. В современных условиях в теории и практике стратегического планирования и управления до сих пор нет единой общепринятой классификации методов и моделей стратегического анализа. ... назначения; оптовая и розничная торговля; товарообменная, торговозакупочная деятельность; производство товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, ...
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Поэтому без внедрения новых идей и технологий в работу дошкольных образовательных учреждений невозможно реформировать всю систему дошкольного образования. Развитие систем образования происходит благодаря тому, что инновации создаются, распространяются и осваиваются.
1.2 Классификация проектов, используемых в работе ДОУ
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
- а) по составу участников;
- б) по целевой установке;
- в) по тематике;
- г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
- ролево-игровые — проект с элементами творческих игр.
Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр — путешествий и т.д.;
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей — выставка;
- альбом с фотографиями;
- коллаж;
- рассказ;
- алгоритм;
- мнемотаблица;
- экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;
— творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В основе проекта — совместная творческая деятельность участников проекта. Мероприятия планируются и развиваются в зависимости от конечного результата и интересов участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
Значимы и следующие виды проектов, в том числе:
- комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица».
Смешанные типы проектов в предметной области интерсубъективны, а творческие — единичные.
По продолжительности они бывают:
Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром
... общения возникает на определенном этапе развития общения. Формирование языковой деятельности - это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств. Слово возникает ...
- краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели);
- средней продолжительности (2-3 месяца);
- долгосрочные («Творчество А.С.
Пушкина» — на учебный год).
Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
- Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Наглядно типология и классификация проектов ДОУ представлена в Приложении 1.
1.3 Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, пошаговую практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в этом направлении осуществляется, прежде всего, через подготовку учителей, воспитательную работу с родителями, создание тематико-пространственной среды в соответствии с требованиями методики проекта.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.
Педагог выступает организатором продуктивной деятельности детей, является источником информации, консультантом, экспертом. он является главным руководителем проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практической деятельности, координатором индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение проектного метода в практику начинается с организации работы с педагогическим коллективом. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимо посещений, презентации проектов. Примерные проекты в работе с кадрами представлены в Приложении 2.
Основная цель внедрения проектного метода в дошкольном образовательном учреждении — развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется развивающими задачами и задачами исследовательской деятельности детей.
Цель позволяет определить учебные задачи, сформировать предпосылки к образовательным и исследовательским навыкам и умениям в соответствии с основными направлениями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Методика проекта может быть использована в работе с детьми не только старшего, но и самого младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, они позволяют определить учебные задачи, сформировать предпосылки к образовательным и исследовательским навыкам и умениям в соответствии с основными направлениями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, размышляет над содержанием занятия и отбирает практический материал. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап — подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать к совместной поисковой деятельности, эксперимен-тированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Направления развития личности в дошкольном возрасте по направлениям.
1) физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
- социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).
2) познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).
3) эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).
Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт различных совместных действий, могут согласовывать действия и помогать друг другу. Ребенок реже обращается с просьбами к взрослому, активнее организует совместные занятия со сверстниками.
У детей развивается самообладание и чувство собственного достоинства, они способны достаточно объективно оценивать как собственные действия, так и действия своих сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, умеют выбирать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предлагаемых взрослыми, но и сами находят проблемы.
Третий этап — творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
1) социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
2) физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
3) познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»;
- групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- межгрупповой проект «Времена года»).
4) эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке.
Таким образом, в планирующей деятельности формируется субъективная позиция ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, которые в свою очередь способствуют личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»
Работа над проектом, включающая в себя разработку обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие учителя с детьми носит личностный характер.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и выполнимую для него задачу на определенный период времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.
Первый этап — Выбор темы.
Задача педагога — вместе с детьми провести выбор углубленной темы, разработать план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:
1. Что знаю?
2. Чего хочу узнать?
3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал.
Второй этап — Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на этом этапе — создать в группе условия для реализации детских идей.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию как психических функций, так и личностных качеств ребенка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,
- использования операций сравнения и сопоставления,
- проблемного изложения информации педагогом,
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.
д.);
- Третий этап — презентация проекта.
важно, чтобы презентация основывалась на материальном продукте, представляющем ценность для детей. В процессе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, используется информация, полученная в ходе реализации проекта.
Задача педагога — создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказывать о своей работе, гордиться своими достижениями и понимать результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
Четвёртый этап — рефлексия.
Взаимодействие между учителем и ребенком в проектной деятельности может меняться по мере увеличения активности ребенка. Позиция учителя постепенно укрепляется по мере развития исследовательских навыков и самозанятости: от обучения и организации на ранних этапах до руководства и координации к концу проекта.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Этапы работы над проектом кратко представим в виде таблицы 1.
Таблица 1 — Этапы работы над проектом
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. |
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
|
2 этап |
4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
|
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
|
4 этап |
9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
|
Методические рекомендации для педагогов по разработке проекта показаны в Приложении 3.
Поэтому проектный метод работы с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Специфика использования проектного метода в дошкольной практике состоит в том, что взрослые должны «направлять» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже спровоцировать ее возникновение, вызывать интерес и «вовлекать» детей в общий проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Глава 2. Организация проектной деятельности в условиях ДОУ
2.1 Постановка проблемы и обоснование проекта
Практическое исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного развития воспитанников № 24 «Искорки» г. Зеленогорска Красноярского края (МБДОУ д/с № 24 «Искорки»).
Для реализации приоритетного направления — сохранение и укрепление здоровья детей, в МБДОУ д/с № 24 «Искорки» используются технологии программы В.И. Усакова «Создание и функционирование здоровье-сохраняющей среды ребенка в ДОУ и семье», основная цель которой: становление ценностей здорового образа жизни, совершенствование двигательной активности детей, развитие представлений о своём теле и своих физических возможностях. Задачи программы решаются через систему реализации взаимосвязанных между собой проектов, составляющих здоровье-сберегающую и развивающую среду ДОУ.
Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кого волнует и заботит его будущее. По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, актуальные и здоровые, нам взрослым, важно формировать и поддерживать интерес к физкультуре и спорту, к здоровому образу жизни вообще. Всем хорошо известно, что проблемой, выросшей до глобальных размеров в наши дни, является недостаточная двигательная активность людей, в том числе детей. Отсюда берут начало и многие болезни.
Результаты исследования в НИИ физиологии детей и подростков говорят о сокращении из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и в целом двигательной активности. А от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Поэтому проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике дошкольного воспитания и требует нового поиска эффективных средств для ее решения. Важное место в решении этих задач занимает ДОУ, которое выступает в роли центра пропаганды здорового образа жизни, формирования интереса к физкультуре и спорту.
Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Для достижения гармонии с природой, с самим собой, с обществом необходимо учить заботиться о своем здоровье с детства. Этому должны способствовать и условия жизни, обучения, воспитания ребенка, строящиеся на принципах охраны и укрепления здоровья. Необходимо, чтобы вся работа по формированию здорового образа жизни представляла единую систему непрерывного взаимодействия взрослого и ребенка. В частности, в образовательном учреждении работа должна планироваться с момента поступления ребенка и на протяжении воспитания, обучения, т.е. с дошкольного возраста и в течение последующего обучения в школе. В подобной системе должны взаимодействовать три субъекта: семья, ребенок, педагог. Формировать основы здорового образа жизни, мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления нужно не только у детей, начинать нужно с семьи. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Однако, решая задачи по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, мы сталкиваемся с определенными трудностями:
- недостаточное соматическое развитие и уровень здоровья детей на выпуске из детского сада;
- недостаточно практической работы по привлечению родителей к здоровому образу жизни;
— недостаточное взаимодействие всех участников педагогического процесса в решении проблем, связанных с приобщением детей к физической культуре и спорту, формированию заинтересованности в здоровье формирующих компонентов в воспитании и обучении детей.
Причины возникновения данных проблем заключаются в следующем:
- в стремлении дать детям как можно больше знаний, умений и навыков упускается из виду важнейший аспект воспитания физически и психически здорового ребенка;
- нерациональное использование свободного от основной образовательной деятельности времени;
- недостаточное использование интегрированной и комбинированной непосредственно образовательной деятельности.
Пути решения проблемы:
- Реализация ведущих инновационных здоровьесберегающих технологий.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к детям во время физкультурных и закаливающих мероприятий.
- Более активное использование познавательных физкультурно-оздоровительных мероприятий, знакомящих детей с функционированием организма, поддержанием собственного здоровья.
- Повышение информированности и технологической грамотности родителей, воспитателей в вопросах здоровьесбережения.
Гипотеза исследования: целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по физическому воспитанию будет способствовать укреплению здоровья дошкольников.
2.2 Механизм реализации проекта
Тема проекта: «Здоровый ребенок — счастливая семья».
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь — декабрь 2012 г.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.
Задачи проекта:
1. Разработать серию мероприятий, направленную на укрепление здоровья дошкольников.
2. Активизировать консультативно-информационную работу с педагогами по вопросам здоровьесбережения.
3. Способствовать повышению компетентности родителей по воспитанию культуры здоровья дошкольника.
4. Создать позитивную мотивацию детей для занятий физической культурой.
Ресурсообеспечение проекта — спортивная база МБДОУ № 24 «Искорки»:
- наличие спортивных объектов в здании детского сада: спортивный зал и оборудование: шведские стенки, маты, гимнастические скамейки, мячи разных размеров, скакалки, обручи, флажки, мешочки с песком, тоннели для подлезания, кегли, гимнастическое бревно;
- бассейн;
- олимпийский музей.
- наличие спортивных объектов на территории ДОУ: спортивная площадка с разметкой и верандой для хранения оборудования, полоса препятствий (из колёс), спортивный комплекс на участке подготовительной группы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) — подготовительная группа в количестве 20 человек; инструктор по ФК; музыкальный руководитель; воспитатели подготовительной к школе группы; врач и медицинская сестра; родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа детей с высоким уровнем физического развития;
- увеличение числа воспитанников 1 группы здоровья;
- повышение интереса детей к спорту, повышение уровня сформированности культуры здоровья воспитанников;
- повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физическом совершенствовании.
Критерии оценки эффективности проекта:
- диагностика уровня физического развития в сравнении до и после реализации проекта;
- анализ медицинской документации по группе здоровья до и после реализации проекта;
- анкетирование родителей в начале и после реализации проекта.
Направления работы и условия реализации проекта:
1. Работа с воспитанниками: интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной «Программы В.И. Усакова «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребенка в ДОУ и семье».
2. Работа с педагогическим коллективом: наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Работа с родителями: накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.
4. Активное сотрудничество с социумом.
Взаимодействие с участниками проекта по месяцам более подробно представлено в Приложении 4.
Этапы реализации проекта:
1этап — подготовительный (01.09.2012. — 30.09.2012);
2 этап — основной (01.10.2011. — 30.11.2012);
3 этап — заключительный (01.12.2012. — 31.12.2012).
2.3 Реализация проекта «Здоровый ребенок — счастливая семья»
I. этап — подготовительный (диагностическое и организационное направление).
Содержание этапа:
- анкетирование и организация родителей для помощи в проведении данного проекта;
- диагностика уровней физического развития воспитанников;
- создание информационной базы, определение групп здоровья и подбор материалов по проекту;
- составление понедельного планирования.
Анкетирование семей воспитанников (20 человек) позволило выявить их отношение к предстоящей в рамках проекта деятельности. Причины болезней детей родители видят, прежде всего, в слабом иммунитете (62%), плохой экологии (43%).
Они отмечают ряд факторов, влияющих на состояние здоровья: достаточное пребывание на свежем воздухе (78%), благоприятная психологическая атмосфера (76%), соблюдение режима (70%).
Приемлемыми закаливающими процедурами родители признают проветривание (76%), облегченную одежду в группе (50%), умывание прохладной водой (39%).
62% опрошенных частично знают, как укреплять здоровья ребенка, испытывают необходимость помощи со стороны детского сада — 43% родителей.
Анкета прилагается в Приложении 5.
Результаты мониторинга уровня физического развития, проведенные инструктором по физической культуре показали, что высокий уровень развития основных движений характерен для 10% (2) детей, средний — для 70% (14), низкий — для 20% (4).
Анализ медицинской документации демонстрирует, что в подготовительной группе имеются 3 группы здоровья: I группа — у 15% (3), II группа — у 65% (13), III группа — у 20% (4) воспитанников.
II этап — внедренческий.
Содержание этапа:
1) Совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей.
Проведение следующих мероприятий в соответствии с режимом группы:
- физкультурные занятия, досуги и праздники;
- занятия по плаванию;
- музыкально-ритмические занятия;
- утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна;
- физкультурные минутки и физкультурные паузы;
- подвижные игры на прогулках;
Организация деятельности детей в целях профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни:
- закаливание (посещение занятий по плаванию;
- ежедневные 2-х разовые прогулки, игры с водой, хождение босиком по «Тропинке здоровья»);
- профилактические мероприятия (кварцевание спальных и игровых помещений, вакцинация, инд. УФО лор-органов «Солнышко», формирование диетических столов, витаминизация, кислородный коктейль, соляная пещера, аэрофито-терапия, контроль за соблюдением требований СанПиН);
- беседы, викторины с детьми по теме «Здоровьесбережение», получение знаний детьми об анатомии человека, валеологии, технике безопасности, оказание первой помощи;
- посещение современных спортивных комплексов имеющиеся в городе, выездные экскурсии;
- просмотр видеофильмов о спорте;
- фотовыставки, выставки рисунков, поделок посвящённые спорту, видеорепортажи с занятий по физической культуре, доска юных чемпионов;
- дидактические тематические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни;
- встречи со знаменитыми спортсменами города.
2) Организация совместной консультативно-информационной работы педагогов:
- педсоветы;
- лекции и семинары по вопросам здоровьесбережения;
- обмен опытом между педагогами внутри ГБДОУ и педагогами ДОУ города по инновационным технологиям в физическом воспитании детей;
- курсы повышения квалификации;
- деловые игры педагогов среди района;
- консультативная помощь со стороны логопедов и психологов в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
3) Активизация взаимодействия родителей с детьми по воспитанию культуры здоровья дошкольника:
- спортивные праздники, досуги;
- открытые занятия;
- участие в городских спортивных праздниках;
- анкетирование;
- совместные тренинги;
- лекции, семинары, беседы, деловые игры для родителей по теме «Воспитание здорового ребёнка»;
- наглядная информация для родителей;
- индивидуальные консультации для родителей.
4) Работа с социальными партнёрами:
- совместные спортивные мероприятия;
- фотоальбом «Спортивные звёзды города Зеленогорска»;
- посещение детьми спортивных учреждений города;
- участие в городском Дне здоровья.
III этап — контрольно-оценочный (подводятся итоги, выстраивается перспектива).
Содержание этапа:
- подведение итогов деятельности в рамках проекта;
- диагностика уровней физического развития;
- медицинское обследование детей;
- итоговое анкетирование родителей;
- ведение учёта по заболеваемости, посещаемости, по динамике состояния здоровья;
- рекомендации родителям по укреплению здоровья детей с учётом индивидуальных особенностей;
- консультации по организации активного отдыха в летний период.
IV. Презентация проекта.
Содержание этапа включает:
1) Спортивный праздник с участие детей и родителей «Папа, мама, Я — спортивная семья» (Приложение 6).
2) Выставка фото и рисунков на тему «Спорт в нашей семье».
V. Постановка новой задачи.
Возможное продолжение и развитие проекта:
1) Организация спортивных секций по направлениям (спортивные игры, ритмика, аэробика, легкая атлетика, лыжная подготовка — по результатам опроса и запросов родителей, воспитанников);
2) Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад — семья».
2.4 Результаты реализации проекта
Анализ состояния здоровья, физического развития детей МБДОУ д/с № 24 «Искорки» показывает, что в ходе реализации проекта в ДОУ были созданы все необходимые условия для сбережения и укрепления здоровья дошкольников, воспитания ценностного отношения к здоровью, формированию основ здорового образа жизни. Результаты диагностики по выявлению эффективности до и после реализации проекта показали следующее (табл. 1, рис. 1):
1) Уровень развития основных движений:
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||||||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
2 |
10 |
8 |
40 |
14 |
70 |
10 |
50 |
4 |
20 |
2 |
10 |
|
До реализации проекта:
- дети с низким уровнем развития основных движений были менее активны, испытывали затруднения в выполнении заданий, чувствовали себя менее уверенно.
- дети со средним уровнем развития основных движений вели себя более уверенно, чем дети с низким уровнем, но также испытывали некоторые затруднения в выполнении заданий.
- дети с высоким уровнем развития основных движений показали неплохие результаты, уверенно себя чувствовали, были активны.
Таким образом, по результатам диагностики было выявлено, что большинство детей имеют средний уровень развития основных движений.
После реализации проекта нами использовалась та же диагностика, что и в начале. Анализируя полученные результаты, сделан вывод, что уровень развития основных движений повысился, в том числе:
- количество детей с высоким уровнем развития основных движений увеличилось с 10% до 40%. Эти ребята выполняли задания с большой радостью, стали более активны и увереннее;
- количество детей со средним уровнем немного снизилось (с 70% до 50%), но произошло это за счет того, что часть воспитанников показала более высокий уровень и, соответственно, перешли в группу детей с высоким уровнем развития.
- количество детей с низким уровнем на конец проекта снизилось с4 до 2 (с 20% до 10%).
Дети при диагностике вели себя более уверено, в ответах и выполнении заданий не ошибались.
Необходимо также отметить, что, все дети проявили живой познавательный интерес к проекту в целом.
2) Результаты диагностики детей по группам здоровья также показали положительную динамику. Уменьшилось количество детей в 3 группе здоровья и, соответственно, увеличилось во 2 и 1 группах (рис. 1).
Рисунок 1 — Распределение детей по группам здоровья до и после проекта
Ожидаемые результаты — полученные результаты:
- увеличение числа детей с высоким уровнем физического развития — в сравнении с началом проекта, доля детей с высоким уровнем здоровья увеличилось на 30%;
- увеличение числа воспитанников 1 группы здоровья — в сравнении с началом проекта, количество детей 1 группы здоровья стало на 5% больше;
- повышение интереса детей к спорту, повышение уровня сформированности культуры здоровья воспитанников — 100% детей посещают спортивные секции дошкольной группы;
- повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физическом совершенствовании — посещаемость спортивных занятий, участие родителей в спортивных мероприятиях, встречах с медработником выросло с 43% до 65%;
- повышение интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми;
- сформированность у педагогов осознанного отношения к здоровью как воспитанников, так и своему собственному;
- создание условий и проявление интереса к укреплению связей социальных партнёров с ДОУ.
Следовательно, результаты проведенной нами работы подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы. В итоге реализации проекта уровень развития основных движений у детей повысился, несколько дошкольников укрепили свое здоровье, и были переведены в другую группу здоровья.
В процессе совместной деятельности над проектом в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, активными участниками были родители.
Дошкольники и родители активно приобщались к здоровому образу жизни, получали знания об организме, о способах предупреждения детского травматизма, закаливания и само выздоровления. Мы увидели творчество наших родителей, и то, как ответственно они, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.
В ходе подготовки проектов многие родители читали литературу, просматривали странички интернета, ходили в библиотеку. Это помогло им вооружиться новыми знаниями по этой теме и поделиться ими со всеми.
На собрании, после реализации проекта, родители оставили отзывы, например:
«Считаю, что коллективные спортивные мероприятия раскрепостили моего ребенка, Полина стала больше улыбаться и охотно идет в детский сад… » мама Полины.
«После проведения профилактики закаливания я заметила, что мой сын стал менее подвержен простудным заболеваниям, стал утром делать зарядку вместе с дедушкой… » мама Егора.
«После бесед с воспитателем решил отдать сына в секцию по борьбе, пусть занимается, оздоравливается… » папа Данила.
Итак, мы решили проблему, реализовали поставленные задачи, родители с огромным желанием приняли участие в отчете по проекту.
Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования педагогов: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Заключение
Таким образом, в теоретической части выпускной квалификационной работы мы изучили метод проектов как перспективную технологию в условиях ДОУ. Познакомились с видами проектов и основами организации проектной деятельности в ДОУ.
Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития — непременные условия гуманистического подхода.
Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива.