Профессиональный стресс — . Профессиональный стресс Стресс возникающий при реальной или предполагаемой опасности

Дипломная работа
Содержание скрыть

Интеграция различных областей психологического знания позволяет рассматривать и актуализировать различные типологии как объект исследования . известно, что социальные и социально-психологические теории занимают значительное место в западных и российских концепциях психологического стресса. Во многих работах по изучению стресса социальные, социально-психологические факторы занимают одно из важнейших мест. В то же время некоторые виды стресса в социально-психологических теориях изучены явно недостаточно. Например, коммуникативный стресс — это область недостаточно изученных знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В.И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента, исследования кандидата психологических наук Самоуниной Н.В., в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности.

Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса, в основном в отечественной психологии, не означают, что это явление не нужно изучать. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс – распространенное явление в . Это обусловлено:

1. Имеется в виду высокая интенсивность общения у молодых людей и особенно в подростковом возрасте.

2. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных).

3. Значительная степень коммуникативных процессов, порождающих конфликты между молодыми людьми.

4. Отсутствие необходимых навыков и умений психопрофилактики и преодоления коммуникативных проблем.

5. Низкий уровень коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности.

В настоящее время вы можете дать как минимум два определения коммуникативного стресса в широком и узком смысле. В широком смысле – коммуникативный стресс представляет собой вид психо-социального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле – сложное психологическое явление, отражающееся в в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

35 стр., 17066 слов

«Профилактика профессионального стресса медицинских работников» ...

... стресс в деятельности медицинских работников. Предмет исследования –профилактика профессионального стресса. ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ Цель данной работы изучитьпрофилактику ݀ ݀ ݀ профессионального стресса среди медицинских ... социально-психологическом климате, на организационной среде, на организационной культуре, а также на социально-психологическом уровне. -экономическая эффективность организации в ...

В то же время деятельностный детерминизм как психологического стресса, так и коммуникативного процесса в контексте деятельностного подхода в домашних условиях не может быть исключен из внимания . Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике его проявлений следует рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельности возникает в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе . Такая ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами во взаимоотношениях на коммуникативном уровне — учитель-ученик и ученик-ученик.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

Профессиональный стресс. Факторы стресса. Работоспособность. Функциональные состояния. Адаптационный период. Условия деятельности (нормальные, особые, экстремальные, сверхэкстремальные).

Влияние профессионализма человека на деятельность в стрессовой ситуации.

Теории и модели профессионального стресса. Общая модель профессионального стресса.

Проблема десинхроноза.

Профессиональный стресс — это стрессовое состояние работающего человека, которое проявляется у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии негативных и экстремальных эмоциональных факторов, что напрямую связано с выполняемой профессиональной деятельностью. Существуют виды профессионального стресса, такие как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

информационный стресс.

Эмоциональный стресс, Коммуникативный стресс

Если попытаться отследить динамику профессионального стресса, то можно определить следующие стадии развития :

  • нарастание напряженности (I);
  • собственно стресс (II);
  • снижение внутренней напряженности (III).

первой стадии

Вторая стадия

третьей стадии

сценарий стрессового поведения

психотехнику

В принципе есть и несколько правил [саморегуляции в условиях профессионального стресса]:

  • полезно понаблюдать за самим собой;
  • успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно будет замечено начало вступления полосы стресса и потери самоконтроля;
  • необходимы поиски способов остановки самого себя (пауза в общении с сотрудниками, помолчать несколько молчание, выход из комнаты, кабинета и пр., смена занятия);
  • серьезно задуматься и попытаться понять, что помогает снять напряжение, что больше радует, чем занимаетесь с увлечением – отсюда: стараться чаще выкраивать немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

коммуникативную агрессию

Чувствительность

  • внутренне решиться заботиться о самом себе, своем спокойствии;
  • не брать всю вину на себя;
  • не винить партнера;
  • дать время себе и партнеру, коллеге обдумать решение…
  • научиться отказывать.

При формулирования отказа текст, произносимый отказывающим человеком, содержит три основные части: фразу, содержащую положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношений или ситуации); фразу, содержащую отрицательное содержание (формулировку отказа я его объективных причин); фразу, содержащую опять положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что является важным факт сохранения хороших отношений).

7 стр., 3499 слов

Особенности профессионального общения в деятельности юриста

... значение. Поэтому роль общения в профессиональной деятельности юриста настолько велика, что в некоторых случаях играет свою главную и главную роль. 1. Понятие, профессионального общения юриста ... Роль описанных выше феноменов исключительно велика. Если юрист в процессе общения не замечает их влияния на развитие межличностных отношений, они начинают активно проявляться в виде коммуникативных ...

Приведенная формула отказа является эффективной, потому что построена на основе психологических законов восприятия и общения – человек акцентирует внимание и эмоционально реагирует на начало и конец общения, лучше запоминает именно начало и окончание разговора, а содержание середины несколько «смазывается», не несет для него особой эмоциональной нагрузки и часто воспринимается более спокойно. Особенно, если эта среда «пронизана» объективными причинами, вызвавшими отторжение.

манипулировании.

А у нас в качестве активного субъекта выступает человек. Манипуляция, относящаяся к особому типу человеческого взаимодействия, всегда используется только с негативным подтекстом, предлагая что-то унизительное, оскорбительное, понижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство. Цели манипулятора просты и очевидны:

  • корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека;
  • самоутверждение.

Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование действительно имеет место, выступают ситуации:

  • когда один человек запугивает другого и стремится вызвать в нем переживания страха;
  • когда манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват;
  • когда кто-то пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуверенность в себе, снижение самооценки;
  • когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга.

В роли «жертвы» часто выступает открытый и добрый человек, который [долго] не может поверить в то, что его используют. И тот факт, что эти люди являются «добычей» манипулятора, не является причиной, по которой им нужно освободиться от своей доброты, рассердиться и заткнуться. Доброта приносит человеку радость: он счастлив, когда может кому-то помочь, умеет искренне радоваться и преданно любить. Мрачные и тяжелые чувства посещают его очень редко, душа у него светлая и светлая. С возрастом он становится красивее: его лицо светится, глаза лучатся…

Манипулятивное общение – общение скрытое и «замаскированное». Обычно манипулятор объясняет свои действия желанием позаботиться не о себе, а о другом человеке. Поэтому если другой открыто говорит о том, что. он понимает истинные цели манипулятора, ситуация общения между ними кардинально меняется. Манипулятор либо начнет заставлять себя учитывать интересы и пожелания партнера, либо вообще прекратит свои попытки. Вполне возможно, что он захочет уйти (что воспринимается партнером, как освобождение из плена).

10 стр., 4890 слов

Контроль в системе менеджмента

... по ложному пути. Понятие "контроль в системе менеджмента" следует рассматривать в трех основных аспектах: ) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из ... должно контролироваться все: люди, действия, объекты. В своей работе «Общий и производственный менеджмент» он подчеркнул, что в любом случае целью контроля является проверка соответствия ...

стресс несовпадения по темпу общения.

программу на успех.

вызванный боязнью сделать ошибку

Профессиональная деятельность многих мужчин в женщин часто бывает похожа на отчаянный бег по дорожкам конкуренции: в окружающих людях они видят именно конкурентов, даже в друзьях и близких; их сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе. Они болезненно реагируют на малейшие детали, которые ускользают от обычных разговоров, завидуя успеху даже тех людей, которых они не знают. Наконец, они боятся быть естественными и, чтобы считаться успешными, ведут себя неестественно, украшая себя и свою жизнь. На «алтарь соревнований» часто кладут все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любовь, а иногда даже рождение детей. Человек, отдающий себя конкурентной «гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил. И часто возникает не только стресс: возникает настоящая психологическая, эмоциональная, зависимость, известная ученым как «трудоголизм».

надрываться

взаимоотношениях

Результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов сегодня еще недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой деятельности, отражающей характер развития технического и технологического, электронного и компьютерного оснащения практически всех сфер производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанные с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами соответствующих профессий.

Можно попытаться определить рабочий стресс как многомерное явление, выражающееся в физиологических и психологических реакциях на трудную рабочую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующее:

1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;

2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;

3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений;

4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений

Главным в исследованиях профессионального стресса сегодня является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов профессиональной деятельности. Так, существует гипотеза о том, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»).

Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители).

6 стр., 2702 слов

Управление стрессами

... получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях. Таким образом, в контексте данной работы, ... к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность. Еще одна важная черта личности - это способность человека контролировать ситуацию. Хотя контроль ...

Есть и профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отдаленной по времени реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику .

модель стресса, вызванного социальным окружением,

Индивидуальные различия и элементы социальной среды могут изменить эти отношения .

объективная (реальная) ситуация,

Общая картина профессионального стресса отражает содержание и характер взаимоотношений главных компонентов. В целом, факторы рабочей системы могут вызывать прямые реакции на стресс, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками . Если эти кратковременные стрессовые реакции станут хроническими, они могут привести к серьезным негативным последствиям для здоровья и работы .

Представители когнитивного подхода считают, что несоответствие между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами испытуемого запускает активность одного из контуров управления, обеспечивающих уменьшение несоответствия. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане).

Это попытки активной адаптации: они направлены на устранение несоответствия с помощью контрольного решения для увеличения использования когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур).

Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все три варианта регуляции стресса характеризуются разным уровнем затрат ресурсов . В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда. В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряжение связано с активной поведенческой адаптацией и включает в себя высокое субъективное напряжение, активацию и компенсаторную регуляцию активности. При этом напряженность и усилия не тождественны .

ориентацию и контроль (управление),

ориентация

  • в контроле можно выделить реализацию деятельности по решению проблемы и приобретение новых адаптационных навыков.

Если результатом ориентации являются неудачи в выявлении проблемы и ошибки в формировании стратегии решения проблемной ситуации, то возникновение стрессового состояния и сопутствующие ему чувства тревоги, беспомощности и неуверенности неизбежны. Ошибки управления, вызванные перенапряжением или обратной связью с предыдущими ошибками управления, возвращают человека на стадию выявления проблемы или вызывают компенсаторную активность. В обоих случаях проблемная ситуация не получает своего разрешения.

9 стр., 4082 слов

Деятельность человека и потребность в управлении

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Деятельность - это особый вид деятельности человека, направленный на улучшение окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. Среди компонентов деятельности выделяют: мотивы, ...

Сопоставление и концепций профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают две позиции: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную).

Эти два аспекта тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды , так же как любой психологический стресс внутри-личностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.

десинхроноз

Можно ли декретом правительства заставить Солнце всходить или заходить на час, два, три раньше? В стране, где, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки (8 февраля 2011 года), треть населения считает, что Солнце вертится вокруг Земли, многие вполне допускают такую ситуацию. Однако эксперименты правительства с течением времени отнюдь не безвредны для нашего здоровья. В свете сообщений о скором (весной 2014 года) принятии указов о переходах на зимнее и , становится все неуютнее..

биологические закономерности отошли на задний план

Исследования ясно показывают, что отклонения ритмов работы и отдыха, сна и бодрствования от солнечного солнечного времени приводят к стрессу и десинхронозу, то есть несоответствию между внутренними ритмами организма и циркадными ритмами.

Вот статистика скорой помощи Новосибирска в период перевода стрелок на «летнее» время за последние три года: число вызовов к больным с гипертоническими кризами и инфарктами миокарда в первые пять суток после перевода стрелок по сравнению с предыдущей пятидневкой увеличилось на 11,7 %, количество суицидов – на 66 %. В третьи пять дней после переключения коммутаторов количество аварийных звонков было на 19,2% больше, чем за пять дней до события. По данным ГИБДД за 2011 год, за 15 дней после переключения пунктов в Новосибирске было на 41% больше ДТП, в которых пострадали люди, чем за аналогичный период до перехода на летнее время.

стрессирующей нагрузки

У представителей обеих групп людей повышаются показатели психоэмоционального напряжения, возрастает конфликтность, ухудшается успеваемость в школе. И показатели приходят в норму примерно через две недели после перехода на летнее время. Обратный перевод стрелок — в «зимнее» время — вызывает нагрузку около недели на психофизиологические показатели. Разве это не говорит о преимуществах жизни по «солнечному» времени?

Российские ученые неоднократно заявляли об опасности регулярных перебросков стрел. Так, еще в 2001 году участники совместного заседания бюро отделения профилактической медицины, отделения медико-биологических наук, отделения клинической медицины и президиума Сибирского отделения РАМН приняли решение о том, что переходы на «летнее» и «зимнее» время не соответствуют биологическим ритмам человека и могут приводить к нарушениям физиологических функций. В обращении в Государственную думу Федерального собрания (№ 11-1/22 от 09.04.2001) президент РАМН академик В.И.Покровский подчеркнул: « Результаты ряда научных исследований и социологических опросов показывают, что при переходе на новое время (дважды в течение года) у большинства детей и лиц пожилого возраста отмечаются нежелательные сдвиги в деятельности организма – стресс-реакции, нарушения режима сна, ухудшение самочувствия, нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, иммунной и других систем, обменных процессов».

17 стр., 8333 слов

Управление персоналом в стрессовых ситуациях в организации

... управления персоналом» 1. Теоретические аспекты понятия стресса 1.1 Природа и сущность стресса , Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в ... сцене. невозможно заранее определить, вызовет ли данная ситуация стресс у человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных ...

Введение круглогодичного «летнего» времени заставит работающих людей просыпаться на два часа раньше существующего поясного времени, т. к. на один час мы уже «сдвинуты» декретом 1930 года. Иными словами, многим придется вскакивать в четыре часа утра по Солнцу. А между пятым и шестым часами предутреннего времени (солнечного) наступает четвертая фаза сна, необходимая, прежде всего, для восстановления функции центральной нервной системы. Если человек встал раньше, страдает его мозг, главный регулятор всех наших внутренних процессов. Вначале это приводит к ухудшению здоровья и головным болям, тревоге, депрессии, недомоганию, а затем к неврозам и другим заболеваниям. Этого не понимают люди, желающие жить по «летнему» времени. Им бы хотелось возвращаться домой засветло. Но сдвигая время заката, они сдвигают и время рассвета, и если даже летом подъем до четырех утра по солнечному времени не способствует хорошему самочувствию, то зимой такая нагрузка на организм становится одним серьезным стрессом. В темноте, между полуночью и четырьмя часами утра, гипофиз интенсивно синтезирует и выпускает в кровоток гормон мелатонин, который контролирует качество сна и восстановление уставших внутренних органов в течение дня. Если человека заставляют работать ночью и отдыхать днем, полного восстановления органов и систем жизнеобеспечения не происходит, так как у людей, не спящих ночью, синтез мелатонина резко снижается. И с каждым днем ​​накапливается хроническая усталость, плохо восстановленные органы стремительно стареют, начинают болеть, развивается атеросклероз, развиваются опухоли, сокращается продолжительность жизни. Сильное пробуждение очень ранним темным зимним утром снижает выработку мелатонина и имеет те же эффекты, что и ночное пробуждение. Но не только переход на «летнее» время или отмена «зимнего» времени может вызвать десинхронизм и биологически отрицательный стресс. К такому результату приведет любая попытка заставить человека жить моментом, не соответствующим суточному ритму планеты. Биоритмы человека, которые за сотни тысяч лет приспособились к вращению Земли, не могут полностью адаптироваться к навязанным ритмам, противоречащим законам природы .

П рофессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Существуют виды профессионального стресса, такие как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случае информационной перегрузки, когда сотрудник не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принять важное решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряжение может возрасти, если процесс принятия решений сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, отсутствия необходимой информации, слишком частых или неожиданных изменений информационных параметров профессиональной деятельности.

44 стр., 21550 слов

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными ...

... синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Эта профессиональная деформация ...

Эмоциональный стресс может быть остро пережит человеком, поскольку разрушаются самые глубокие установки и ценности сотрудника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, опыте унижения, вины, гнева и негодования, в случаях противоречий или сбоев в рабочих отношениях с коллегами или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых ворот­ничков» и выявили следующие их группы:

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работы ставит человека перед проблемой, сможет ли он справиться с задачей. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Сотрудник, который не находит работу в соответствии со своими способностями, обычно чувствует разочарование, тревогу за свою ценность и положение в социальной структуре организации и явно чувствует себя неоплачиваемым.

плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;

  • дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);
  • необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

ролевая неопределенность, например недостаточная инфор­

мированность о профессиональных обязанностях и соответствую­

щих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;

  • ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Ролевой конфликт может возникнуть и при нарушении принципа индивидуального управления. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;

ответственность за других людей и за какие-то вещи (за обо­

рудование, за бюджет и т. п.).

Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;

слишком низкая ответственность, больно бьющая по само­

любию и очень расхолаживающая в работе;

  • малая степень участия в принятии решений в организации.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

взаимоотношения с руководством, подчиненными, кол­

легами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;

  • трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Факторы, связанные с деловой карьерой:

  • два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
  • статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);

несоответствие уровня притязаний данному профессиональ­

ному статусу.

Факторы, связанные с организационной структурой и психоло­

гическим климатом:

  • неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных воп­

росов);

  • ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

Внеорганизационные источники стрессов:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/stress-v-professionalnoy-deyatelnosti/

  • основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жиз­

ни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.

  • мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основ­

ную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена).

По дан­

ным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена вклю­

чается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;

  • различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы;
  • «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от на

­

чальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными рабо

­

той, ориентированные на достижение показывают большую неза

­

висимость и включенность в работу, чем ориентированные на бе

­

зопасность и спокойствие…

Виды профессионального стресса

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:

  • информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределен

­

ностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;

эмоциональный стресс возникает при реальной или предпола

­

гаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отно

­

шения с коллегами и др.).

Нередко разрушаются глубинные уста

­

новки и ценности работника, связанные с его профессией;

коммуникативный стресс связан с реальными проблемами де

­

лового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воз

­

действия и т. п.

особый интерес представляет профессиональный стресс дости

­

жения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожида

­

ний реальным возможностям человека;

также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки связан с двумя моментами: 1) слишком сильная внутренняя установка только на успех 2) запреты или карательные санкции в случае ошибки. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности челове

­

ка. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бо

­

яться жить»;

  • достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек ви

­

дит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, ря

­

дом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соот

­

ветствует европейским стандартам, а не любимая женщина…» (Н. В. Самоукина).

Проблема таких людей в том, что они имеют только одну цель — карьеру, успех в конку

­

ренции. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что мно

­

гие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это разочарование, зависть и одиночество);

  • отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тог

­

да, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения насту

­

пает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось;

особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред).

Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но если они прихо

­

дят неожиданно и, главное, незаслуженно. Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают к тому, что «все продается и покупается», но это основа личной деградации. Проблемы для богатого на

­

чинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, нельзя купить любовь, если это действительно настоящая любовь).

И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «по

­

купками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию.

Средство преодоления и предотвращения профессионального стресса как ресурсосберегающая технология., Управление производственным стрессом

Купер и Маршалл выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом:

изменение социального, психологического и организацион

­

ного окружения на рабочем месте;

обеспечение большей автоно

­

мии работника;

  • построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;
  • повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);

создание в организации благоприятного со

­

циально-психологического климата.

22. Общение как деятельность руководителя. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

Понятие управленческого общения: структура, функции, принципы

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.

Таким образом, управленческое общение — это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью .

Предметом анализа в данной курсовой работе будет в основном межличностное общение, то есть общение начальника и подчинённого.

Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

Структура управленческого общения. Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция — их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция — процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА. В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.

Специфика коммуникативных процессов проявляется в следующих особенностях:

  • в характере процесса обратной связи;
  • в наличии коммуникативных барьеров;
  • в наличии феномена коммуникативного влияния;
  • в существовании передачи информации.

С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того, очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:

1. Вербальные средства коммуникации — речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь — паузы и так далее);

2. Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации — оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».

Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной атмосферы в беседе, если один из её участников своим внешним видом постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы — создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА. В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми :

1. «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);

2. «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);

3. «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);

4. «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);

5. «диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА. С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

Межличностная перцепция — процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное бюджетное государственное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский путей сообщения

Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология»

На тему: «Коммуникативный стресс»

Разработал студент гр. ПЛБ-111

Кондрачук Н.С.

Руководитель: доцент Никандрова Н.П.

Содержание

Введение

Глава 1. Характер , Глава 2. Причины и источники коммуникативного стресса

2.1 Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса

2.2 Профилактика и преодоление стресса, связанного с общением , Заключение , Приложение

Введение

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые не дают нам сосредоточиться и отвлечься от повседневности. Работа предлагает все больше заданий, семья предъявляет претензии, клиенты жалуются, а внутри растет недовольство и страх по отношению к себе и к окружающим людям. Это самый распространенный стресс — коммуникативный.

Человек не может обходиться без общения. Однако в большинстве профессий это необходимость, должностная обязанность, основная часть работы. Проходит время, и мы замечаем, что все труднее понимать собеседника. Это касается и начинающих сотрудников, которым еще сложно ладить с людьми, и школьников, студентов, которые пришли в новую коммуникационную среду. Для них коммуникативный стресс — это неизбежное последствие, с которым нельзя мириться.

Цель работы: изучить коммуникативный стресс и выявить факторы, способствующие его развитию.

Выявить причины коммуникативного стресса;

  • Найти способы борьбы с коммуникативным стрессом.

Глава 1. Характеристика коммуникативного стресса

В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса — в широком и узком смыслах.

В широком смысле — коммуникативный стресс представляет собой вид психосоциального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения — обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле — сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время деятельностный детерминизм как психологического стресса, так и коммуникативного процесса в контексте деятельностного подхода в домашних условиях не может быть исключен из внимания психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике его проявлений следует рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельности возникает в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях — педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

Глава 2. Причины и источники коммуникативного стресса

Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы — объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса. Например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые — отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие.

Грубо говоря, коммуникативный стресс можно разделить на пять вероятных причин:

1. Длительное общение и сложные ситуации. Это касается людей, которые постоянно работают с «трудными» клиентами, когда должность обязывает сохранять вежливость и невозможно достойно ответить на грубое обращение.

2. Отсутствие необходимых знаний. Работа с людьми требует хорошей подготовки, но отсутствие знаний приводит нас в тупик, заставляет чувствовать себя «в хвосте», теряться при незнании ответа на вопрос. Таким образом, у человека возникает стресс, связанный с общением.

3. Несоответствие работе.

4. Лишнее общение тоже вызывает стресс. Коммуникативный стресс возникает, потому что вы не можете вовремя остановить собеседника, сказать «нет» и поэтому выслушиваете его проблемы, жизненные ситуации и много ненужной информации.

5. Отсутствие помощи. Пожалуй, это сама распространенная причина, когда вы не можете обратиться за советом к кому-то или боитесь это сделать. Ситуация продолжает усугубляться и может привести к плачевным результатам: срыву, перенапряжению, конфликтам, постоянному раздражению.

2. 1 Характерные эмоциональные и поведенческие проя вления коммуникативного стресса

Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему:

Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуникативные стрессы, базовыми из которых являются: страх, гнев, раздражение.

Эмоциональные проявления обусловлены как объективными факторами, определяющими сложность, неопределенность ситуации, так и субъективными факторами (индивидуальными или типологическими особенностями личности).

Большое значение в сфере эмоциональных проявлений коммуникативного стресса имеют социальные эмоции — стыд и вина. В целом следует выделить пассивное и активное эмоциональное реагирование в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному эмоциональному реагированию относятся страх, внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов, а бурно протекающие реакции (открытая агрессия, явно выраженный страх) преобладают у холериков.

Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами темперамента также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного стресса. Во многом это зависит и от переживания либо коммуникативного эустресса, либо коммуникативного дистресса. Речь человека во время эустресса становится быстрее, но само изложение фраз более логично и последовательно, чем в обычном состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в пропусках некоторых букв и слов, произношении окончаний слов, запинках, заикании, заметном увеличении количества лишних междометий, предлогов. Очень часто во время стресса, что уже упоминалось в предыдущих главах, поведение человека меняется в противоположную сторону по сравнению с обычным спокойным состоянием. Так, речь и в целом общение спокойного, уравновешенного человека, становиться оживленным, суетливым, с активной жестикуляцией. Напротив, у человека с «живым» стилем общения последний меняется на медлительный, заторможенный.

2.2 Профилактика и преодоление стресса, связанного с общением

Первый и самый важный факт — признать то, что у вас стресс. Коммуникативный или нет — это не имеет значения. Главное, что вы четко понимаете проблему и готовы действовать в направлении ее решения.

Существуют методики по «профилактике» общения с людьми. Одна из них называется «Вы — врач». Часто при выслушивании очередной жалобы от клиента или пациента мы говорим себе: «Я выдержу, я смогу это вытерпеть». Это ложная позиция. Представьте себе, что вы — врач, а он не может обижаться, оскорблять человека в ответ. Врач внимательно его выслушает, проявит сопереживание и постарается решить проблему. Пассивное состояние только усугубит стресс, тогда как активное даст положительную динамику. Ваше участие не останется незамеченным.

Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса.

Самодиагностика своего состояния

Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях.

Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.

коммуникативный стресс эмоциональный поведенческий

Таблица 1.

Человек, ведущий стрессовый стиль жизни

Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни

Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.

Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий.

Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения.

Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.

Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.

Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы.

Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий.

Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

Вкладывает энергию в деятельности, что в целом приносит удовлетворение.

Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться.

Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.

Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей.

Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.

Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, , не имеет чувства юмора

В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Заключение

Стресс является неотъемлемой частью в жизни любого руководителя, но как говорил Ганс Селье: «Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок?» Кроме применения методик, необходимо уметь отвлекаться. Занятия спортом (бег, плавание, тренажеры), долгие прогулки, общение с близкими друзьями, хорошая комедия: все это призвано излечить самый сложный стресс — коммуникативный. Представляйте себе, что мир вокруг наполнен красками, он разноцветный и красивый. Это тоже легкая и полезная методика по гармонизации внутреннего состояния. Уделяйте больше времени себе и не забывайте, что не стоит прятаться от проблемы. Встречайте ее с гордо поднятой головой, чтобы победить!

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/stress-v-professionalnoy-deyatelnosti/

1) Г. Лебон «Психология народов и масс» 1896г.

2) У. Мак-Даугалл «Основные проблемы социальной психологии»

3) В.Н. Лавриненко «Психология и этика делового отношения»

4) В.И. Мельников, О.Л. Сафронова «Психология стресса в профессиональной деятельности»

5) Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис… д-ра психол. наук. — М., 1993.

6) Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1980

7) Селье Г. «Стресс без дистресса», М. 1979 г

8) Карандашев В. Н. «Как жить в условиях стресса», С-П. 1993 г

9) Изард К. «Психология эмоций», М. 1980 г

10) Лутошкин А. Н. «Эмоциональный потенциал коллектива», М. Педагогика, 1988 г.

Приложение 1

Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (отметьте V).

, Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта (с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста

Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели- от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов. , Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.

Приложение 2

Т ест №2 Тест на учебный стресс .

1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников ______________

1.4 Непонятные, скучные учебники _____

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами ___________

1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание _____________

1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами _________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно) ______________________________

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (отметьте V).

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания ________

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки

3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание мышц ______

3.15 Головные боли

3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените) _____________________________

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V)

— алкоголь,

— сигареты,

— наркотики,

— телевизор,

— вкусная еда,

— перерыв в работе или учебе,

— сон,

— общение с друзьями или любимым человеком,

— прогулки на свежем воздухе,

— хобби ………………………………………… ………..……..

— физическая активность ……………….………………………

— иное ……………………………….. ………………………….

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):____________________ баллов

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (отметьте V)

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание ______

6.4 Скованность, дрожание мышц ______

6.5 Головные или иные боли _______

6.6 Иное (напишите, что)________________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

Краткие сведения о себе:

ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________ , Результаты теста по данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направлений

Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов