Управление стрессами

Эссе

, причины стресса на рабочем месте, его эффекты и основные способы контроля / управления стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения.

1. Понятие стресса

В переводе с английского слово «стресс» означает «давление, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь [1] дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.).

Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.).

Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них).

Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

72 стр., 35824 слов

Стресс-менеджмент. Гендерные особенности принятия решений

... значимость исследования., Глава 1. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации 1.1 Основы стресс-менеджмента Концепция управления стрессом, как и многие другие ... линию поведения в ходе полемики с конкурентами. Например, у Билла Клинтона был целый штат консультантов. ... психики и характеристик интеллекта. Различные исследования, сравнивающие рабочие и психологические качества женщин и мужчин, ...

  • v факторы стресса вне организации;
  • v групповые факторы стресса;
  • v факторы стресса, связанные с организацией;
  • Рассмотри их подробнее.

Стресс на работе не может ограничиваться событиями и условиями, которые происходят на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Например, можно сказать, что плохое финансовое положение может заставить людей выполнять дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и увеличивается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные [10, 11] о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

К групповым факторам стресса можно отнести следующие [4, 9, 12]:

1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

2.3 Факторы стресса, связанные с организацией;

— Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

  • § неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];
  • § невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников [3, 4, 8-10];
  • § характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];
  • § ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];
  • § специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];
  • § стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных [2, 11, 12];

— § давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [2-4, 10].

5 стр., 2264 слов

Влияние стресса на психическое здоровье преподавателя

... в профессиональной деятельности наблюдается состояние эмоционального напряжения, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и снижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоционального напряжения на деятельность молодых учителей. Постоянное действие напряженных факторов профессионального ...

Все вышеперечисленные состояния являются потенциальными факторами стресса, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования [4, 10] также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи [9] называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [4] начали изучение полярных типов характера В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Первоначально на основании проведенных исследований считалось, что тип А наиболее подвержен стрессу и одним из самых серьезных его последствий: сердечным приступом.

35 стр., 17066 слов

«Профилактика профессионального стресса медицинских работников» ...

... В.М. и др. Предмет исследования ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ - профессиональный стресс в деятельности медицинских работников. Предмет исследования –профилактика профессионального стресса. ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ Цель данной работы изучитьпрофилактику ݀ ݀ ݀ профессионального стресса среди медицинских работников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ...

Однако некоторые современные исследования [2] не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение [2, 11], что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

Еще одна важная черта личности — это способность человека контролировать ситуацию. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом [10].

Важными факторами являются также:

  • Ø Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей;
  • страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса;
  • к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события [9].

Ø Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось [2, 12] и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

Ø Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. ежедневное отсутствие возможности повлиять на рабочие потребности с большей вероятностью приведет к стрессу, чем временная перегрузка на работе, вызванная, например, болезнью коллеги. Наконец, как отмечают исследователи, также важна предсказуемость факторов стресса: непредсказуемые факторы стресса с большей вероятностью вызовут негативные реакции.

3. Эффекты стресса на рабочем месте

Имеются данные [2, 4, 9], что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. Фактически, слишком низкий уровень стресса может даже привести к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров [11].

34 стр., 16809 слов

Профессиональный стресс в управленческой деятельности

... зарубежных исследователей посвящена исследованию проблемы профессионального стресса. литературе не [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnyiy-stress/ Профилактика стресса незаменима в работе менеджера, так ... то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых ...

Легкий стресс также улучшает кровообращение, ведет к повышению активности и, в конечном итоге, к новому росту продуктивности.

Стресс вызывает химические и другие изменения в физическом, психическом или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с вопринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором).

До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс достаточно подробно описаны в большом количестве литературы, я не буду останавливаться на этом вопросе.

Хотя взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем уделялось много внимания, особенно со стороны медицинских специалистов, влияние стресса на психологическое благополучие подробно не изучалось. В то же время имеются данные [4], что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Подобные психологические проблемы, вызванные стрессом, в свою очередь, приводят к неудовлетворительному исполнению обязанностей, низкой самооценке, сопротивлению руководства управлению автомобилем, неспособности сосредоточиться и принимать решения и неудовлетворенности на работе. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации [4, 8, 9]. Например, менеджеры, которые постоянно подвергаются стрессу, становятся жертвами резких перепадов настроения, а их подчиненные вскоре привыкают не беспокоить их, даже когда дело доходит до серьезных вопросов.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. В конце концов, они злятся, когда руководство пытается вернуть их в нужное русло и начинает ненавидеть свою работу.

Еще один аспект воздействия стресса — это изменение поведения человека. Поведенческие реакции, такие как недоедание или переедание, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и антидепрессантами, могут быть прямым результатом тяжелого стресса на работе. Несколько исследований обнаружили некоторые доказательства прямой связи между стрессом, прогулами и текучестью кадров.

Вы также можете заметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты [7] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Именно поэтому они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под воздействием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ, может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они «давят» на еду, в результате чего могут получить ожирение. Оптимистичные люди с большей вероятностью справятся со стрессом из-за сильной нервной системы.

17 стр., 8333 слов

Управление персоналом в стрессовых ситуациях в организации

... и управления персоналом организаций. Объект исследования: ООО «Центр услуг управления персоналом» 1. Теоретические аспекты понятия стресса 1.1 Природа и сущность стресса , Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми ...

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы» (цит. по [2, с. 433]).

Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

Предупреждение стресса

Есть много способов и методов «справиться со стрессом», как индивидуальных, так и организационных. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

4) обеспечение достаточной продолжительности сна;

5) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение платы за занятия в тренажерном зале или бассейне в соцпакет сотрудника. Некоторые из них стараются, чтобы работники знали о конкретных и простых методах, которые помогут справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях [6].

Эта 57-страничная брошюра о снижении стресса на рабочем месте наполнена другой ценной информацией. В частности, есть подробная схема, как в случае совершенно безвыходного состояния сложить безбумажный самолетик. Если это не помогает справиться с возникшими трудностями, сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и подолгу наблюдать фото с альпийским пейзажем.

Однако применения таких мер недостаточно. Проблему необходимо решать комплексно, не только помогая сотрудникам справиться с уже существующим сильным стрессом или его последствиями, но и предотвращая его на уровне организации. Во второй главе перечислены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и уменьшение негативного воздействия этих факторов следует обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом [2, 4, 9-12]:

  • q регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;
  • q оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
  • q исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
  • q максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
  • q обогащение содержания обязанностей работников;
  • q соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • q предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
  • q предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
  • q обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
  • q предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Эти меры необходимы для обеспечения того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

19 стр., 9214 слов

Проблемы управления персоналом организации

... основных проблем, возникающих при найме персонала, организации его труда, обучении и обеспечении развития, управлении кадровым резервом; рассмотрение новой концепции управления, а также управления персоналом в американских и японских компаниях. Структура работы. Данная курсовая работа ...

Поэтому в данной работе рассматривается явление и понятие стресса и дается его определение. В статье также представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов, способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на устойчивость к стрессу. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте и предложены меры по предотвращению стресса на организационном уровне.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/upravlenie-stressami/

1. Большой энциклопедический словарь. [WWW document]. URL

8. Lazarus R.S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.

9. Maier N.R.E. & Verser G.C. Psychology in industrial organizations. Boston: Houghton-Mifflin, 1982.

10. Mobley W.H. Employee Turnover: Causes, Consequences and Control. Reading, MA: Addison-Wesley, 1982.

11. Ross R.R. & Altmaier E.M. Intervention in Occupational Stress. London: Thousand Oaks, New Delphi, 1994.

12. Wells J.A. The role of social support groups in stress coping in organizational settings // Handbook of Organizational Stress Coping strategies. Cambridge, MA: Ballinger, 1984.