Основы современного социального управления (2)

Дипломная работа
Содержание скрыть

Раздел 1. Теория и история социального управления

1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

менеджмент,

С точки зрения менеджмента, менеджмент — это процесс проектирования и инноваций социальных организаций, мотивирующий людей работать над достижением целей организации.

В теории менеджмента управление в большей мере исследу­ется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в прак­тике управления, т.е. как искусство управления.

Экономика склонна интерпретировать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных затратах.

Юриспруденция трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов.

Политология понимает управление как воздействие на обще­ство со стороны государства политическими методами и т.п.

регулирование, руко­водство, администрирование, менеджмент, организация

Расплывчатость понятия «менеджмент» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию технологий социального управления. Органы управления часто вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или традициями управления, сложившимися в организациях, которые являются недостаточными и часто несовершенными.

Социальный менеджмент как наука специально не исследует экономические, правовые, политические и другие аспекты управления, объектом изучения является теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех социальных явлений в процессе их взаимного взаимодействия и влияние. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их це­лостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений сово­купного интеллекта, присущего обществу на данном историчес­ком этапе развития.

Поэтому задача социального управления — обеспечение целост­ного представления о взаимодействии сложных социальных сис­тем, их внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

необходимо сформировать науку о социальном менеджменте как единую общую отрасль научного знания и учебной дисциплины. Это обусловлено, во-первых, все возрастающей потребностью в комплексном развитии окружающего мира и, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их целостном качестве.

6 стр., 2951 слов

Финансовый менеджмент как система управления – Финансовый менеджмент ...

... социального развития и др. Формирование этих фондов, управление ими и их правильное использование - один из важнейших аспектов финансовой работы в компаниях. Содержание Введение 1.Финансовый менеджмент ... взаимоотношений с другими предприятиями,бюджетом,банками,страховыми организациями и др.Финансовый менеджмент— наука об управлении всеми этими процессами.Финансовый менеджмент компании включает в себя ...

социальное управление.

Социальное управление — предмет изучения многихнаук , прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии,педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Основным методом исследования в науке управления является системный подход, системный анализ явлений общественной жизни, который объединяет набор методов и инструментов, помогающих изучить свойства объекта в целом, представив его как социальную сложную систему.

Напомним, что система — это множество взаимодействую­щих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Системный подход

Система социального управления реализует различные функции управления:

  • включает разных специалистов, объединенных в органах управления;
  • исполь­зует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техни­ки;
  • объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая по­зволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.

Глубокий дисбаланс между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризи­са постоянно нарастает вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факто­ров, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет все возрастающие требования к менеджменту, который должен наиболее точно понимать суть происходящих изменений в общественной жизни, которая является не только объектом, но и предметом воздействия. Состояние, при котором процессы развиваются в одном направлении, а действия субъектов управления — в другом, часто диаметрально противоположно, характеризуется как состояние кризиса системы управления.

Научные основы социального управления основаны на теории систем социального управления и теории искусства социального управления. Поэтому объектом исследования является изучение управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе создания социальной системы управления, изучаемой теорией ее функционирования и совершенствования.

образы управления, конкретные управ­ленческие ситуации.

Наука социального базируется на общеметодологических принципах фундаментальных общественных наук, таких как философия, экономика, социология, политология, психология и др. У него свой предмет, свои проблемы, это самостоятельное и очень современное направление познания жизни, от успеха которого во многом зависят темпы социального прогресса и качество жизни людей.

3 стр., 1350 слов

Отчет по практике в управлении социальной защиты населения

... информации по освещению вопросов социальной защиты населения. Вариативная часть: Производственную практику проходила с 7 по 18 июля 2014 года в Управлении социальной защиты населения Администрации ... в реализации в районной целевой программе "Система мероприятий по обустройству доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, пожилых людей и других маломобильных категорий населения в ...

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управленческой культуры, недостаточное снабжение управленческой «критической массой» способствуют деградации типов частного управления, особенно экономического и политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состо­яний, но и своими некомпетентными действиями только умножа­ет число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.

2. Сущность и содержание социального управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющих, определяемых формами существования материи: неодушевленная природа, живая природа и человеческое общество.

В каждом из этих компонентов некоторые процессы развития осуществляются под влиянием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неподвижной природе или в технических системах, управление в живой природе или биологических системах, управление в человеческом обществе или социальных системах.

Управление техническими системами

управлением био­логическими системами,

социальному управлению.

Понятие «социальный менеджмент» рассматривается в узком и широком смысле этого слова. Строго говоря, социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы с целью достижения поставленных целей.

Объективная потребность в управленческой работе порождает особую группу работников — менеджеров.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социаль­ного управления, а также преподаватели, осуществляющие под­готовку, переподготовку и повышение квалификации управлен­ческих кадров.

Потребность в социальном управлении в основном связана с фактом разделения труда на группы людей, на большие коллективы, в масштабах государства, а также с необходимостью его сотрудничества. Следовательно, как совместный труд людей является основой любого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом совместной работы, существования и развития общества.

воздействие.

уп­равления.

целенаправленного

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определе­ние целей управления — главный и начальный этап управления.

Определение целей — это процесс проверки и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа социальных потребностей в продуктах, услугах, качества социальных связей на основе реальных возможностей их полного удовлетворения.

Подчеркнем, что в социальных системах влияние контролирующего субъекта на объект не только не спонтанное, случайное, бессознательное, но, напротив, максимально эффективно, возможно и согласованно. Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

11 стр., 5150 слов

Менеджер в системе управления сущность деятельности менеджера

... такой человек - менеджер. 1. Менеджер в системе управления 1.1 Сущность деятельности менеджера Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Термин "менеджер" может ...

Источником активности, как известно, являютсястимулы.Стимулы могут быть внешними и внутренними, положительными и отрицательными, объективными и субъективными, материальными и духовными, сознательными и бессознательными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или инуюсистему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных дей­ствий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношениемотив . Мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с увеличением творческих сил личности необходимо все более полно использовать человеческий фактор, ресурс личности в управлении.

управление

социальная организация.

социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое влияние имеет место в процессе управленческой деятельности — одной из разновидностей человеческой деятельности в целом. Управленческая деятельность предназначена для выполнения задач и функций руководства, для обеспечения подготовки и выполнения управленческих решений. Ее можно опре­делить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий чело­века в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается своим интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена ​​на разработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, направленных на изменение состояния и протекания социальных процессов, уровня использования ресурсов, социальных аспектов деятельности компании. Он должен адекватно отражать социальную реальность, выявлять доступные ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные пути улучшения социальных систем и переводить их на новый уровень.

Управленческая деятельность во многом информативна, поскольку связана с приемом, пониманием, систематизацией, архивированием, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Управленческая деятельность в основном посвящена исследованию, отбору, обработке, анализу социальной информации.

Каждый человек, занятый управ­лением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает особый социально-психологический микроклимат в социальных организациях, активно влияя на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и активности. Постоянная сила воли, тяжесть ответственности, дисциплина, подчинение своего «эго» управленческой функции: это естественные компоненты, присущие управленческой деятельности нормального органа управления.

38 стр., 18795 слов

Отчет по учебной практике туроператорская деятельность

... ПРОГРАММА ПРАКТИКИ Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности для направления подготовки 43.03.02 Туризм профиль «Туроператорская и турагентская деятельность» ...

В процессе управленческой деятельности субъекты управле­ния, органы управления, управляющие и каждый человек всту­пают в управленческие отношения , которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, поста­новкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения

Помимо подчиненности типа «руководитель-подчиненный», существуют координационные отношения между членами организации, находящимися на одном иерархическом уровне, направленные на взаимную координацию действий на основе совместного управления или выполнения задач.

функции управле­ния

прогнозирования

Таким образом, основные задачи управления и его составная часть — организация решаются системой управления. Конечным результатом его работы является принятие и реализация грамотного управленческого решения.

3. История управленческой социальной мысли

Сегодня вряд ли кто-нибудь скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной —

экономической —

оборонительной —

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали бы и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).

Например, египетские пирамиды — памятник управленческого искусства того времени, ведь такие уникальные сооружения требовали точности в планировании, организации работы большого количества людей и контроле за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, можно выделить несколько исторических периодов.

I. Древний период.

Самые ранние простейшие и элементарные формы упорядочивания и организации совместной работы были отмечены на стадии первобытнообщинного управления, осуществлявшегося совместно всеми членами клана, племени или общины. Старейшины и вожди кланов и племен олицетворяли руководящий принцип всей деятельности.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

II. Индустриальный период (1776—1890).

III. Период систематизации (1856—1960).

В сущности то, что мы сейчас называем управлением, заро­дилось во времена промышленной революции в XIX в. Появление фабрики как основного вида производства и необходимость предоставлять рабочие места большим группам людей означало, что отдельные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех рабочих. Лучшие работники обучены представлять интересы собственника на рабочем месте. Это и были первые менеджеры.

Основные школы управления.

классической школой.

Первых управленцев в основном волновал вопрос эффектив­ности производства (технический подход).

Свою деятельность они сосредоточивали в основном на адаптации рабочих: разра­батывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с тем, что не все люди по качеству подходят для управленческой работы. было замечено, что все успешные менеджеры обладают определенными чертами характера и навыками. Поэтому считалось, что достаточно установить качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими.

3 стр., 1068 слов

Управление социальным развитием коллектива ООО «ОРтранс»

... жизни работников трудового коллектива. Управление социальным развитием организации представляет собой совокупность приемов, процедур и правил целенаправленного воздействия субъекта управления на объект на основе ... обслуживание, физическая культура; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка ...

школы научного управления.

ад­министративная школа,

административная школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распоряди­тельства; подчинение частного интереса общему; вознагражде­ние за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедли­вость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; ини­циатива.

управле­ния рабочей силой

Основная черта классической школы (научной и администра­тивной) заключается в утверждении, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому целью классических менеджеров было открыть этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

школы человеческих отношений

А. Маслоу предложил классификацию потребностей личности: физиологические; безопасности существования; соци­альные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); само­выражения, полного использования своих возможностей, дости­жения целей и личного роста.

Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960).

В основе его теории (X и У) лежат следующие характеристики работников: теория Х — средний индивидуум туповат, стремится увиль­нуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой катего­рии предпочитает, чтобы им руководили, избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория У — люди от природы не пассивны, а стали такими в результате работы в организации. Для этой категории работников затраты на физический и умственный труд так же естественны и необходимы, как игры в отпуске. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Ему не нужен внешний контроль, так как он умеет контролировать себя.

IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).

В современных условиях математические методы используются практически во всех областях управленческой науки.

Системный подход

открытой системы.

ситуационного подхода:

Социальная сфера управления становится относительно независимой, многоукладной и массивной как с точки зрения объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип менеджера — рыночный.Каждый муниципальный менеджер становится своего рода предпринимателем в сфере управления, успешно конкурирующим с государственным управлением, что создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизи­руется, вырождается и деградирует. Как показывает мировой опыт, это основной механизм формирования ответственной и профессиональной команды не только менеджеров, но и органов управления.

15 стр., 7485 слов

Управление социальным развитием коллектива ООО «ОРтранс» (2)

... управления социальным развитием организации являются организационно оформленные общности людей, формируемые ими органы управления; ... воздействия субъекта управления на объект на основе научных подходов, знания закономерностей протекания социальных процессов и реальной практики управления. Выявление сущности и особенностей управления социальным развитием ... социальной среды организации образует персонал. ...

В результате буржуазной революции, казалось, правящий класс заменил класс капиталистов. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государствен­ное управление.

управление персоналом

Основные суждения об управлении, высказываемые в трудах этих ученых и всех их последователей на сегодняшний день, посвящены управленческой деятельности — сочетанию научных знаний, технических средств, труда и эвристических навыков человека в управлении. Именно эти исследователи открыли и внедрили огромные резервы рационализирующих систем управления, а на этой основе и с помощью менеджмента — всю общественную и частную жизнь людей. Обширная и разнообразная научная литература посвящена управленческой деятельности, полезной и необходимой для изучения каждому руководителю.

История мирового социального управления знаменует собой несколько управленческих революций, знаменующих поворотные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате дело­вого общения и калькуляции.

Вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего образцы сугубо светского аристократического стиля

управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, отно­симой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая совпала с зарождением капитализма и началом прогресса европейской цивилизации. Инду­стриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

Пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной силы — профессиональных менеджеров, клас­са управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.

Начало развития управленческой науки в России было поло­жено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государст­венного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из пер­вых русских управленцев, поставившим вопрос о развитии не только но и тактического (на микроуровне) управления,

петровские реформы по совершенствованию управ­ления экономикой.

развитие крупной промышленности и государственная под­держка ремесленных производств;

  • содействие развитию сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;
  • активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, и контроль за их исполнением — регулировали раз­личные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

Особую роль в сфере управления в России сыграл М.М. Спе­ранский (1772-1839).

Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опи­рающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполни­тельную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым вводилось всесослов­ное самоуправление.

15 стр., 7166 слов

Управление социальными процессами в организации

... бизнес-единицами. Важность этого аспекта проявляется, прежде всего, в социальном управлении, звене сегодняшнего корпоративного управления. В-третьих, в условиях кризиса особенно остро стоит необходимость ... образования или по электронной почте. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 1.1. Проблемы централизации и ...

4. Принципы социального управления.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к систе­ме, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следова­тельно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отно­шений управления. Взаимосвязь принципов, законов и законо­мерностей можно представить в такой последовательности: зако­ны социального развития — социальные законы соответствую­щего периода (этапа) социального развития — законы и законо­мерности социального управления — принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

  • принцип единоначалия в принятии решений и коллегиаль­ности при их обсуждении;
  • единства воздействия всех методов управления для поддер­жания целостности социальной системы;
  • сочетания отраслевого и территориального управления;
  • приоритетности в достижении целей;
  • научности социального управления;
  • прогнозирования социального управления;
  • мотивации (стимулирования) труда;
  • ответственности за результаты социального управления;
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и исполь­зования кадров;
  • экономичности и эффективности управления;
  • системности (рассмотрение объекта или субъекта управле­ния как системы, состоящей из различных звеньев);
  • иерархичности (рассмотрение систем как многоступенча­тых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
  • при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управ­ляемая система);
  • обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
  • программно-целевой;
  • делегирования полномочий;
  • гуманизма и нравственности в управлении;
  • гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выби­рать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

8 стр., 3850 слов

Рулевое управление и тормозная система автомобиля

... в неразборном крышка завальцована в головке (рис. 5, д). РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «ЗАПОРОЖЕЦ» МОД. ЗАЗ-968 И -968А, На автомобиле «Запорожец» Рулевой механизм, расположенный в чугун­ном картере 16 (рис. ...

  • основываться на законах развития общества,на законах управления;
  • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
  • учитывать временные и территориальные аспекты процес­сов социального управления;
  • в необходимых случаях иметь правовое оформление, полу­чать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе раз­вития и социального управления. Тем не менее, основные прин­ципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выра­жают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

5. Методы социального управления, Метод управления —

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на сис­тему (объект) управления.

Содержание — это специфика приемов и способов воздейст­вия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сло­жившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредствен­ное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирую­щих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно приме­няют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии ди­намического равновесия.

Можно выделить методы управления:

  • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • самоуправление как разновидность саморегулирования соци­альной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содер­жательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.).

Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального разви­тия: экономических, организационно-технических, демографи­ческих, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны со способами до­стижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных ор­ганизаций, повышение социальной зрелости общества, его от­дельных первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защи­щенностью, качеством социального воздействия, чувством соци­альной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий спектр методов со­циального нормирования, социального регулирования, мораль­ного стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социаль­ными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политичес­кие методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутрен­него трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального ре­гулирования применяются для упорядочения социальных отно­шений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные методы управления включают социально-психо­логические способы и приемы воздействия на процесс формиро­вания и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Со­циально-психологические методы управления прежде всего от­личаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др.

Психологические методы управления направлены на регули­рование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектова­ния малых групп, гуманизации труда, профессионального отбо­ра и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качест­венные отношения между работниками с учетом психологичес­кой совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих про­цессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объектив­ные законы социального развития и законы психологии. Объек­том воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне населения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления представляют собой спо­собы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на со­знательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника и получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование опирается на следую­щие основные принципы:

  • взаимосвязь и согласованность целей экономического стиму­лирования с целями развития организации;

дифференциация экономического стимулирования, направ­ленная на реализацию необходимых изменений в

производства;

  • сочетание экономического стимулирования с другими метода­ми мотивации;
  • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответствен­ность организаций и отдельных работников.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-админи­стративное воздействие осуществляется основных видах: прямое административное указание, которое имеет обязатель­ный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

  • установление правил, регулирующих деятельность подчинен­ных (нормативное регулирование), выработка стандартных про­цедур административного воздействия;
  • разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых ор­ганизационно-административному воздействию;
  • контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядитель­ство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий его участников для выполнения поставлен­ных перед ними задач.

В целом объективной основой использования организацион­но-административных методов управления выступают организа­ционные отношения, составляющие часть механизма управле­ния. Поскольку через их посредство реализуется одна из важ­нейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в коор­динации действий подчиненных. Сколько бы справедливо не критиковали рычаги административного управления, следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздейст­вия, обеспечивающего четкость, дисциплинированность и поря­док работы. Важно определить оптимальное сочетание, рацио­нальное соотношение организационно-административных, эко­номических и социальных методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономичес­ких методов расширяется только за счет вытеснения организа­ционно-административных методов управления, нельзя при­знать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую орга­низации дисциплину и ответственность. Однако административ­ные методы не следует отождествлять с волевыми и субъектив­ными методами руководства, т.е. администрированием.

Организационно-административные методы оказывают пря­мое воздействие на управляемый объект через приказы, распо­ряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяй­ственного законодательства, социального регулирования.

В рамках организации возможны следующие формы прояв­ления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2) договорные методы (консультация, разрешение компро­мисса);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложе­ние, общение и т.п.).

Организационно-административные методы отличает от дру­гих четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний; их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это — преимущественно методы принуждения, которые сохраняют свое значение до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реали­зации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воз­действия, расширяющих права и ответственность разных субъ­ектов самоуправления.

Самоуправление предстает как процесс превращения челове­ка, трудового коллектива из объекта управленческой деятель­ности в ее субъект. Это особый вариант организации управле­ния, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осущест­вляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управ­ление, иными словами, складывается новый тип социально-эко­номических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управ­ления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу». Именно на этом уровне самоуправления вырабатывают­ся те направления и способы его дальнейшего развития и углуб­ления, которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объ­ективно предполагает демократизацию управления (самоуправ­ление).

Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творчес­кую деятельность всех работников, осознавших себя полноправ­ными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и развития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом самоуправ­ление не антипод управления, а реальное средство вовлечения в управленческую деятельность не только большого числа работ­ников, но и всех уровней управления.

В сложившихся условиях не стоит рассуждать о том, насколь­ко следует ослабить или усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и децентрализации в управлении, при котором централизация обеспечит гармоничное, системное раз­витие в целом, а децентрализация — принятие и реализацию «свободных решений» каждым субъектом управления, работаю­щим на принципах самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта управления не только за государст­венными органами и общественными организациями, но и за социальными группами и трудовыми коллективами. Следует учитывать и то, что «прямые» демократические принципы имеют свои пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без исключения управленческих вопросов. В итоге выявляются функции (обязанности) и такое их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику руководства, где возникли и получили распространение различ­ные формы прогрессивной организации труда и всей обществен­ной жизни. В этих условиях принцип демократического центра­лизма воплощается в демократическом управлении, что в идеале соответствует самоуправлению.

Характер самоуправления в рыночных независи­мо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономи­ческий и социальный интерес каждого участника производствен­ного процесса ставится в зависимость от эффективности управ­ления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управле­ния участвовать в обсуждении всех аспектов общественной дея­тельности, принятии и реализации управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

самостоятель­ность

Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается управлением активно, а дру­гая (большая часть) — пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в ком­петентности, предполагающей, кроме профессиональных качеств, и информированность членов трудового коллектива о течении производственно-хозяйственных процессов. Не имея достаточного количества информации, общество, трудовой коллектив (отдель­ные его члены) лишены возможности не только принимать управ­ленческие решения, но и участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию контроля.

В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

1) приемы, ориентированные на работников: постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабо­чим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачива­ются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготов­ка (прохождение курса обучения перспективным специальнос­тям за счет организации);

2) приемы, ориентированные на работу: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятель­ность в целом); гибкий график работы (т.е. такой режим труда, когда работники могут самостоятельно планировать время нача­ла и окончания работы); телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деле­ние функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

3) приемы, ориентированные на организацию: расширение пол­номочий сотрудников (предоставление работникам больших воз­можностей для участия в повседневных делах организации); учас­тие в достижении целей (получение регулярных денежных возна­граждений за успешные результаты коллективной работы) и др.

В целом очень важно понять, что возможности использова­ния различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

Важно отметить, что использование сложной техники управ­ления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, воз­можно: а) с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных, политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным содержа­нием, прежде всего социальным проектированием.

Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое моделирование. Как считают крупные ученые, характерная черта кибернетического подхода — тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных объектов с целью изуче­ния их основных параметров и раскрытия на этой основе их глубокой сущности. Основной путь современной научной харак­теристики таких объектов связан с построением моделей для них с последующим увеличением их информационной содержа­тельности.

Процесс совершенствования моделей полезно рассматривать как процесс их постепенного обогащения или проработок. Начи­нают обычно с самых простых моделей.

В настоящее время наука и практика располагают самыми разнообразными по характеру и предназначению методами и формами моделирования. В данном случае нас интересуют те модели, которые непосредственно обслуживают управление, со­здают предпосылки к его оптимизации. Для управления слож­ными системами следует выработать качественно новые модели, но полезно использовать и семантические и прагматические отношения.

Важное место в управлении социальными системами в насто­ящее время занимает прогнозирование. Всякое, даже элементар­ное решение предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального характера, требует верно предвидеть главные направления раз­вития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность появления в будущем определенного собы­тия, тем, естественно, солиднее база для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыс­лом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями.

Прогноз как форма социального предвидения описывает воз­можную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно не управляе­мые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нор­мативную, предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую мо­дель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Прогнозирование, как и моделирование, — сложная научно-исследовательская и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так, чтобы давать необходимую ин­формацию при подготовке управленческих решений. Значение прогнозов в управлении социальными процессами заключается прежде всего в том, что они выступают предплановыми докумен­тами. Задачи прогнозирования — не констатировать возможное будущее, а помогать плановой деятельности, содействовать ее оптимизации. Следует иметь в виду, что для выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа, посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, транс­формируется так, что может служить основой оптимального планирования.

В современных условиях в связи с возросшей сложностью управленческого процесса формируется специфический вид труда, обслуживающего управление, — консультативный труд и соответствующий метод управления. В развитых капиталисти­ческих множество обществ, бюро, орга­низаций, которые вырабатывают экспертные оценки и дают консультации руководителям. Крупные ученые выступают за создание системы коммуникаций между специалистами по уп­равлению и руководством организаций.

управления компаниями все чаще вводится не­зависимый эксперт, которому не дана власть, он не несет ответственности за какой-либо сектор работы. Такой советник президента или генерального управляющего оценивает положение вещей в компаниях не с позиции какого-либо подраз­деления или службы, а в широком, масштабе. В отличие от специалистов, привлекаемых из консультативных фирм по управлению на основе договоров, этот эксперт является как бы доверенным лицом высшего руководства, посвященным во все намерения и тайны, относящиеся к долгосрочной и предстоящей тактике. Его не тяготят бремя текущей оперативной работы, груз прежних традиций и ошибок, он не ограничен тесными рамками служебной иерархии. От него тре­буют объективных оценок, смелых рекомендаций крупного мас­штаба, которые могут существенно повлиять на положение дел.

Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров компаний ученых, специализирующихся по вопросам экономики, рыночных отношений, финансов, капита­ловложений, социального управления. Такой постоянно рабо­тающий в университете или научном центре ученый является одновременно и одним из директоров компании. Не отвечая за определенный участок работы и не будучи связан какой-либо отдельной производственной функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего руководства.

Процесс сбора и обработки информации качественно меняет­ся в результате применения электронно-вычислительной техни­ки, которая служит технической базой для разрешения истори­ческого парадокса — наличия информационного голода на фоне изобилия первичной информации. Современное производство, техника и наука требуют от человека такой точности реакций, которые находятся вне пределов его физиологических и психологических возможностей. Электронно-вычислительная техника обеспечивает ускоренную обработку огромных объемов информации и таким образом помогает руководителям в подго­товке и принятии управленческих решений.

Раздел 2. Система социального управления

1. Сущность, содержание, элементы системы

система —

системность

Системные свойства социальной материи, социальных орга­низаций изучаются в рамках системного подхода, который вы­полняет теоретическую и методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных систем». Слово «систе­ма» — греческого происхождения, означает составлен­ное из частей соединение. Системы делятся на естественные и искусственные. К первым относятся природные, ко вторым — социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее, а также то, на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.

В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени слож­ности они делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те, которые решения многоцелевых задач. Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсис­теме относятся все элементы, обеспечивающие непосредствен­ный процесс создания материальных и духовных благ или I оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все эле­менты, обеспечивающие процесс целенаправленного воздейст­вия. Важнейший элемент управляющей системы — организаци­онная управления,

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образую­щих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, тех­нологическую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая, Технологическая, Организационная, Экономическая, Социальная

Все системы – техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально-экономическую.

Связь между управляющей и управляемой системами осущест­вляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступаю­щих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливаются: чем значи­тельнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие системы в целом подчинены глобаль­ной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функциониро­вание таких систем и управление ими — не только процесс сохранения их целостности и определенности, но и перевода в новое качественное состояние.

Характерными чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование обществен­ных законов, закономерностей управления, обеспечение систем­ности и непрерывности процесса управленческих воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления с учетом количественных и качественных измерений как объек­тов, так и субъектов управления.

Таким образом, теория социального управления устанавлива­ет законы и закономерности, принципы развития социальных процессов и явлений, а также своих управленческих систем. При этом необходимо учитывать принципсамооргани­зации социальных систем. Для процессов самоорганизации в пространстве и времени необходимы условия: 1) отно­сительная открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в нее и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки капитала, товаров, чело­веческих ресурсов и т.д.); 2) нелинейность закона взаимодейст­вия различных частей социальной системы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхожде­ния, случайности в научно-технических изобретениях и послед­ствиях их применения и т.д.); 4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качест­венном поведении социальной системы, так называемых управ­ляющих параметров. Если управляющие параметры имеют кри­тические точки, за которыми поведение системы коренным об­разом меняется и возникают новые разновидности решений, то такие управляющие параметры называютбифуркационными. Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэконо­мического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные ха­рактеристики (например, валовой национальный продукт) и т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального взаимодействия.

Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самооргани­зующего поведения будут каждый раз иными, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть обще­ства (организационно-управленческая верхушка), осуществляю­щая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных потоков социальной ин­формации. Одно несомненно, что взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы — объекта и субъекта — главный вопрос управления, создания и совершенствования системы.

Различают подходы к изучению проблем социального управления:

  • конкретно-исторический, который изучает отношения соци­ального управления как процессы, находящиеся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;
  • комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, соци­ально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;

— аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.

2. Принятие управленческого решения

Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения, как экономические, со­циальные, политические, идеологические, государственно-пра­вовые, и тактические, глобальные и специфичес­кие, концептуальные и программные, научно-обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.

Совершенно очевидно, что можно выделить много стадий в подготовке управленческого решения (поиск проблемы, опреде­ление путей решения, выбор оптимального решения из имею­щихся альтернатив, декларация решения и т.п.), но основным является процесс сбора, анализа и переработки информации о внешних и внутренних условиях.

При подготовке и принятии решений используются современ­ные научные и технические средства, методы исследования операций, системный анализ, моделирование, электронно-вы­числительная техника. Для коллективных решений особое зна­чение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта уп­равления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого интеллекта, профессионализма, воли и других личных и профес­сиональных качеств.

Любое решение связано с человеком, его творческой индиви­дуальностью, мотивацией к деятельности каждого. Без учета этого даже самое обоснованное решение не может быть принято, а тем более реализовано. Субъект управления, принимая реше­ние, организуя его исполнение, руководствуется незыблемым принципом: решение должно быть «спроецировано» на человека, коллектив, организацию, затрагивать их коренные интересы, мотивировать их к деятельности. Поэтому важно способствовать тому, чтобы решение было принято людьми и они осознали его необходимость. Конечно, может сложиться такая ситуация: решение правильное, даже инновационное, но сознание людей не готово к его восприятию, в нем преобладает приверженность к старым решениям, действуют стереотипы прошлого, эмоции преобладают над здравым смыслом. Но и в таком случае субъект управления проводит работу по инновированию сознания, постепенно добивается внедренческого эффекта средствами разъясня­ющих и обучающих технологий по изучению и инновированию общественного мнения.

Принятие решения можно определитькак процесс неслучай­ного выбора действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом процесса принятия решений является само решение. В сущности решение — это такое ощущение субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже знает, как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуации, но и приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого. С психологической точки зрения принятие решения — «волевой акт формирования последова­тельных действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации в ситуации неопределенности»‘.

двухступенчатыми.

Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны, всегда воспитываюту подчиненных либо позитивные, либо негатив­ные качества. Поэтому, принимая то или иное решение, руко­водитель должен иметь в виду двоякий эффект:производствен­но-экономический и социальный, нравственно-психологичес­кий. И оценкой оптимальности принятого им решения будут не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их актив­ности, инициативы.

В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект управления, принимающий решение, различают реше­ния:

уверенности

риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или Их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);

неуверенности

М. Вудкок и Д. Френсис различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня приня­тия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

Уровень первый — рутинный., Уровень второй — селективный., Уровень третий — адаптационный., Уровень четвертый — инновационный.

единоличные

единоличное принятие решений без предварительных кон­сультаций с сотрудниками их информирования;

  • единоличное принятие решений информиро­ванием подчиненных;
  • единоличное принятие решений с предварительными кон­сультациями в коллективе;
  • принятие совместных решений с сотрудниками;

— полная передача подчиненным функции принятия решения. Соответственно этим типам принятия решения можно говорить о пяти возможных стилях руководства: 1) директивном, 2) дирек­тивно-коллегиальном, 3) коллегиальном, 4) коллегиально-либе­ральном, 5) либеральном.

В научной литературе описываются также решения:

  • альтернативно-условные («Я сделаю М, если будут условия С, но если будут условия Д, я сделаю Н») и однозначные («Я сделаю только М»);
  • компромиссные («Я сделаю К, поскольку это не вызовет такой бурной реакции со стороны X, как мое действие М»);
  • бескомпромиссные;
  • и смелые;
  • перспективные (касаются определения человеком или группой направления деятельности) и текущие (принимаемые по поводу . изменения условий в рамках выработанного направления).

Чтобы квалифицированно принимать решения, человек должен обладать определеннымиличностно-деловыми качествами. Исследования показывают, что есть руководители, которые, обладая этими качествами, не владеют искусством принимать решения. В связи с этим представляют интерес те психологичес­кие условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недостаток:

  • прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач, соотнесение их с реальными условиями реализации;
  • составление подробного информационного описания «слагае­мых», необходимых для принятия решения и возможных дейст­вий по его реализации;
  • умелое оперирование своими знаниями, постоянное исполь­зование профессионального опыта и интуиции;
  • активное подключение специалистов к разработке конкрет­ных предложений по выработке решения, осуществление выбора наиболее обоснованных путей, осваивание этих идей под углом зрения своей концепции решения;
  • основательная волевая подготовка, внутреннее преодоление «борьбы мотивов» в пользу принятия решения, которое меньше сопряжено с риском, обладание высоким чувством ответствен­ности;
  • критическая оценка эффективности путей реализации выра­ботанного решения, «открытость» к новой информации, помо­гающей скорректировать принятое решение.

В научной литературе различаютруководителей с внутрен­ней и внешней стратегией при принятии решений. К первой группе относят тех, кто считает, что качество решения, его осуществимость прежде всего зависят от собственной компетент­ности, интеллектуальных способностей, воли. Лица с внешней стратегией убеждены, что их успехи или неудачи прежде всего зависят от внешних обстоятельств, на которые они не могут оказать влияние.

Полезно будет также выделение типов принятия решений в зависимости от сочетания таких психологических качеств, как продуктивность мышления и его критичность. Первое качество (обозначим буквой П) проявляется в способности гипотез, вариантов, нестандартных предложений и т.п. Второе (обозначим буквой К) обнаруживает себя в склонности к тща­тельной проверке предлагаемых проектов и гипотез. О людях, обладающих им, говорят,что они ничего не принимают на веру, тщательным образом все взвешивают. «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — это сказано именно о них. Различают:

  • импульсивноерешение, выражаемое формулой (П >
  • К), — процессы гипотез значительно преобладают над их проверкой;
  • рискованное решение (П > К) — процессы гипо­тез доминируют над их проверкой, но это доминирование не

является значительным;

уравновешенное решение (П = К) — процессы

гипотез уравновешиваются их проверкой;

  • осторожное решение (П < К) — проверка гипотез в основ­ном преобладает над процессами

инертное решение (П < К) — контроль гипотез значительно

преобладает над их построением.

Немаловажное значение для принятия решений имеет реши­тельность, т.е. способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятель­ности. Она очень важна в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из несколь­ких альтернатив. Решительность означает также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение.

Люди, очевидно, хотели бы, чтобы принятые ими решения были оптимальны, эффективны. Но для реализации такого желания нужно по меньшей мере знать тефакторы, которые влияют на процесс принятия решения. Их можно свести в четыре группы:

информационные факторы,

происходить действие;

мотивационные факторы,

характерологические факторы,

технологические факторы,

Человек больше дорожит собственным решением, нежели навязанным извне. Этой закономерности, кстати сказать, особое ; внимание уделяется в японских компаниях. Принятию решения здесь предшествует длительное, тщательное и всестороннее изу­чение проблем во всех инстанциях, подразделениях и звеньях.

Если у работника создается впечатление, что ему приказывают, как автомату, то это считается грубейшей управленческой ошиб­кой, подрывающей «социальную гармонию» на предприятии. Принято делать так, чтобы каждый был уверен, что он причастен к принятию решения. Хотя в общем-то чаще всего руководство компании принимает это решение задолго до его одобрения ‘коллективом. Однако «капитаны» японской экономики тратят много сил на то, чтобы внешне все выглядело как процесс «коллективистского менеджмента».

Руководитель прежде всего принимает решение о деятельнос­ти своих непосредственных подчиненных. Однако, как правило, каждый руководитель берет на себя принятие решений по опре­деленным вопросам, исключая их из той сферы, где правом решать пользуются его непосредственные подчиненные.

Для принятия каждого решения есть свой подходящий мо­мент, или, иначе говоря, ситуация, наиболее благоприятствую­щая данному решению. Упуская этот момент, мы усложняем свое положение.

Для различных решений продолжительность подходящего момента оказывается неодинаковой — от долей секунд до не­скольких месяцев или даже лет. Например, принятие решений (аварийной, опасной для жизни) ситуации может совершиться в доли секунды, принятие же решения о выборе доктрины общественного развития возможно в течение нескольких лет.

С учетом рассмотренных закономерностей можно сформули­ровать несколько принципов принятия эффективных решений.

Принцип системности., Принцип стандартизации

В случае если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчле­нения на стандартную и нестандартную части. Для нестандарт­ной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.

Принцип оптимальной информированности., Принцип автоматизма реализации управленческих решений.

Чтобы реализовать этот принцип, необходима система хорошо отлаженных и взаимоувязанных управленческих механизмов. Если такие механизмы отсутствуют или их совокупность недо­статочна, любое, самое хорошее решение может остаться нереа­лизованным или его выполнение неоправданно затягивается.

Принцип учета вероятных последствий., Принцип свободы выбора., Принцип ответственности., Принцип соразмерности прав и ответственности.

Данный принцип предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и испол­нителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей.

Принцип творчества.

Этот принцип достаточно полно представлен в книге М. Вуд-кока и Д. Френсиса «Раскрепощенный менеджер». В процессе творческого решения проблем они выделяют и описывают пять стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев примененных идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и анализ.

Принцип своевременности., Принцип единства единоначалия и коллегиальности., Принцип соучастия.

Процесс принятия решений состоит из нескольких стадий и

шагов. Рассмотрим эти шаги применительно к общей технологии решения проблем; общей процедуре принятия решений; проце­дуре принятия групповых решений.

Как это ни парадоксально, но любая процедура, применяемая при решении проблем, тем менее полезна, чем более четко ее придерживаться. При решении проблем вполне можно работать последовательно, и каждый шаг этой работы можно четко опре­делить. Если не удается эффективно решать проблемы, вероят­но, вы неправильно действуете на одной или нескольких стадий.

Настройка.

Цели. Цель должна быть определена ясно и конкретно, понятна для всех, вовлеченных в работу еще до ее начала.

Критерий успеха., Информация., Планирование., Действия., Анализ действий для их улучшения.

Состоящий из приведенных семи шагов подход к решению проблем — орудие, приспособленное к гибкому применению. На любой стадии можно вернуться на несколько шагов, модифици­ровать образец так, чтобы он лучше соответствовал вашим личным методам работы и конкретной задаче, которую нужно решить.

Теперь обратимся к самому процессу решения, который также осуществляется в несколько шагов.

операционализации

1) постановка цели решения;

2) установление критериев решения;

3) разделение критериев;

4) выработка альтернатив;

5) сравнение альтернатив;

6) определение риска;

7) оценка риска;

8) принятие решения.

Возможны различные решения. Есть решения тривиальные, которые человек принимает не задумываясь, они не связаны с каким-либо риском или риск слишком мал, чтобы ломать над ним голову. Есть также решения импульсивные, отличающиеся высокой степенью риска, имеются и нетривиальные решения, которые принимаются человеком в результате выработки и срав­нения различных альтернатив, определения и оценки риска, выбора оптимального варианта.

Операционализация касается, преждевсего, принятия нетри­виальных решений. Она позволяет:

  • осуществить принятие решений наиболее рациональным об­разом, не делать при этом ненужных, неоправданных шагов;
  • предусмотреть все факторы, значимые для принятия эффек­тивного решения;
  • осуществить контроль процесса принятия решений и внести в этот процесс по мере необходимости коррективы;
  • уменьшить вероятность ошибок;
  • проанализировать и оценить опыт принятия решений, сделать из этого конструктивные выводы по его совершенствованию;
  • научить принятию эффективных решений.

европейская

Европейская модель представлена, в частности, в книге М. Вудкока и Д. Френсиса «Раскрепощенный менеджер». В ней выделяются и рассматриваются или стадии:

  • определение ролей членов группы;
  • группы (с учетомсоответствующих задач);

осознание метода работы группы;

  • просеивание, т.е. приведениегрупповых идей в определенную последовательность;
  • уточнение задач членов группы;
  • запрашивание идей (реакций);
  • предоставление «эфира», т.е. обеспечение того, чтобы каждая точка зрения была услышана;
  • указание путей к цели;
  • поддержание дисциплины;
  • использование ресурсов.

Есть множество разнообразных методов принятия решений, которые делятся на три группы: общие методы принятия реше­ний; групповые методы принятия решений; методы воздействия на принятие решений — к ним относятся методы, которыми пользуются, чтобы склонить партнера к принятию нужного варианта решения.

Словом, существует много приемов и методов принятия и реализации эффективных решений. Их набор и комбинация во многом зависят от сложившейся проблемной ситуации, где необ­ходимо не только искусство управления, но и знание общих принципов, наработанных веками технологий, открытых наукой

закономерностей.

Естественным является предпочтение чего-либо лучшего по сравнению с хорошим, что означает применение оптимального критерия. Поэтому везде, где оптимизация решений не наталкивается на особые трудности, люди стремятся к оптимальным решениям, а где это слишком сложно, они ограни­чиваются удовлетворительными решениями.

Оптимизация решения

Когда люди принимают важные управленческие решения, они не могут себе позволить поиск решений путем «проб и ошибок», ибо цена таких поисков может быть слишком велика. Лучше понести значительные расходы на разработку решений, но уменьшить риск ошибки.

3. Социальный контроль и эффективность управления

Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходим социальный контроль за его выполнением, оценка его эффективности и внесение необхо­димых коррективов, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективным, чем предыдущий. Поэтому осуществление социального контроля и оценка эффективности управления — последние стадии управленческого труда, необ­ходимые для начала его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.

В широком смысле словасоциальный контроль это сово­купность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет соответствовать установ­ленным общественным нормам и ценностям. Порядок в обще­стве означает, что каждая личность, каждый субъект деятель­ности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собствен­ных целях. Выделяют три способа осуществления социального контроля:

Эффективное воспитание и социализация,, Принуждение,

Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы ответственности. Эффективность социального контроля целиком и полностью зависит от характера и степени продвижения обществу, институты и организации которого способны поддерживать и реализовывать интересы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства.

Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а складывается из сложных управленческих отношений, которые пронизывают всю систему снизу доверху. В то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса. В этом смысле он — та часть управленческого труда, которая связана с наблюде­нием и проверкой соответствия процесса функционирования объ­екта принятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда решение принято, управляемая и управ­ляющая системы приведены в порядок, отрегулированы с целью его поддержания и совершенствования, системой контроляподво­дятся результаты деятельности. Затем принимается новое реше­ние или остается прежнее, начинается новый цикл управления. Снова совершаются действия, операции по реализации функций управления. При этом все функции управления находятся в един­стве, во взаимодействии, особенно его контрольная функция, котораяпронизывает все стадии управления, выступает как интегрирующая, руководящая и объединяющая их в единый ансамбль. Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к организационной деятельности.

Контроль занимает важное место в обеспечении стабильности общества, в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных существу контроль — один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государст­вом и социальными институтами. Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действия отдель­ных субъектов управления в соответствии с социальными нор­мативами, ценностными стандартами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не сводится только к воздейст­вию на отдельного человека, к учету работы, статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качествен­ной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире — обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все общество, его гражданские институты. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают формы непо­средственной демократии (референдумы, запросы граждан, об­щественное мнение, органы представительной власти и т.п.).

В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полу­ченной дополнительной информации о выполнении принятых решений.

С помощью контроля не только выявляются отклонения от программы, но и определяются причины этих отклонений. Можно сказать, что социальный контроль — это одна из основ­ных функций регулирующего воздействия со стороны общества, которая реализуется в управленческой деятельности общества как субъекта управления. Общество пока слабо прогнозирует ожидаемые отклонения от нормы и вносит своевременную кор­рекцию в деятельность отдельных субъектов управления, преж­де всего государства. Можно выделить и другие функции, которые решаются с помощью контроля исполнения (схема 2).

1. Диагностическая функция

2. Функция обратной связи,

3. Ориентирующая функция

4. Стимулирующая функция

5. Педагогическая функция.

6. Корректирующая функция

В практике управления организацией применяются три основ­ныеразновидности контроля:

  • предварительный — предшествует принятию окончательного решения, его цель — дать более глубокое обоснование принима­емому решению;
  • текущий — с его помощью вносят коррективы в процесс исполнения принятых решений;
  • служит для проверки эффективности при­нятия решений.

Таким образом, контроль является объективной необходимос­тью, так как даже оптимальные планы не могут быть реализова­ны, если не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.

Суть эффективности состоит в том, что управление обеспечи­вает решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п. Неправомерно эффек­тивность рассматривать как результаты разных видов конкрет­ной управленческой деятельности. В обществе интегрирующим является социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших затратах всех остальных средств. Именно качество жизни — основная цель общественного разви­тия и главный критерий эффективности.

Для оценки качественных параметров эффективности управ­ленческой деятельности прежде всего необходимо иметь в виду цели, всю систему целеполагания, ведущее место в которой занимают социальные задачи, задающие вектор развития всем остальным, и имеющиеся затраты на их осуществление, получен­ный конечный результат. Эффективность в данном случае оце­нивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.

Центральная проблема методологии эффективности — согла­сование целей (общих и частных, среднесроч­ных и близлежащих), выбор приоритетов, учет сроков и дости­жения и получения тех или иных результатов. Поэтому необхо­димым условием получения эффективности являются, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспектив­ными целями развития социальной системы (общества), особен­но в период его реформирования или модернизации; во-вторых,

ориентация на человека, человеческий ресурс как цель и решаю­щий фактор всех перемен, накопления потенциала развития. При этом нельзя не учитывать трудности такого расчета:

1) разные эффекты не могут быть измерены в одних и тех же единицах;

2) эффекты могут иметь разную направленность, модаль­ность (положительную, отрицательную);

3) не существует в полной мере стоимостных оценок некото­рых результатов деятельности, напримерцены человеческой жизни, потери культурных ценностей, гениальных идей, худо­жественных образцов и т.п.;

4) практическая значимость всех действий субъектов управ­ления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими и социокультурными) данной цивилизации, схема оценки эффективности оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. Происходит оценка проблемной ситуации.

Контуры теоретической модели (философские), базовые по­нятия операционализируются, вырабатываются критерии, пока­затели, индикаторы для оценки не только качественных перемен, состояний в социальных процессах, но и количественных. Пос­ледние существуют в основном в двух видах: статистические и социологические, что и является основой для принятия управ­ленческих решений, эффективность которых оценивается на основе независимой экспертизы.

Показатели —

Критерий — средство для суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классификация чего-либо, определяется значимость или незначимость чего-либо, состояния объекта.

Эталоны — количественно-качественное состояние объекта, процесса, которое отвечает всем общественно необходимым и благоприятным характеристикам и ожиданиям. Они делятся на два типа: международные, разрабатываемые такими организа­циями, как ООН, МОТ, МЭТТ, ЮНЕСКО и др.; национальные: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации), местного, муниципального.

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сфе­рам жизни: экономической, социальной, политической, духов­но-культурной. К числуэкономических критериев и показате­лей относятся, например, темпы роста, совокупный националь­ный продукт, рост производительности труда, техническая осна­щенность производства и др. К социальным — душевой доход, семейный доход, минимальный прожиточный уровень, потреби­тельская корзина и др. Политическая сфера характеризуется развитостью демократических институтов, наличием граждан­ского общества, развитостью правового регулирования, включе­нием населения в управление» общественными делами и т.п. Состояние духовно-культурной жизни общества обычно оцени­вается уровнем развития науки, культуры, образования. Напри­мер, приемлемым показателем в развитых образования является такой: расходы на образование не долж­ны быть меньше 6% бюджета, иначе — стагнация в развитии общества.

Приближение к ней возможно при эффективном функциони­ровании не только сильного государства, но и всех гражданских институтов общества (трудовых ассоциаций, семьи, творческих организаций, науки как общественного института, местного сообщества, каждого гражданина, партий и политических движе­ний, СМИ, народных референдумов и т.п.) Последние берут на себя регулирование в отдельной сфере деятельности, осущест­вляют здесь функции управления и организации, получают от государства необходимые ресурсы и права, проводят социаль­ный контроль за деятельностью государства как во всех сферах его полномочий, так и в наиболее компетентной для каждого института.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Отчет о прохождении учебной практики

Студентки ___________________

Место практики_______________

_____________________________

Подпись студента, дата_________

_____________________________

Руководитель практики

от учреждения_________________

_____________________________

(подпись, печать)

Оценка по результатам

защиты______________________

Руководитель практики от

института____________________

_____________________________

(подпись, дата)

Тольятти 2002