Моя профессиональная философия

Эссе

Накарякова Татьяна Сергеевна (учитель начальных классов)

МОУ СОШ №1, Свердловская область, город Серов.

Моя профессиональная философия 1

Только-только окончится лето –

И идут малыши в первый класс.

Как подсолнух на солнышко, дети,

С восхищением смотрят на нас.

Мы ведем, их дорогой к взрослению,

Помогаем стать старше, умней.

Ценят нас за добро и терпенье,

За внимание к миру детей!

Вы когда-нибудь видели, что подсолнух может улыбаться и счастливо расти? И я увидел. Это мой любимый 2 класс. Маленькие дети, как семечки, как дружная семья, удивляют и радостно улавливают каждое мое слово, как растение принимает тепло от солнца, они захватывают каждый мой взгляд, взгляд учителя, учителя, классного руководителя.

Учитель начальных классов – классный руководитель – это единое целое. Я с детства мечтала стать учителем. Первыми моими учениками были куклы. Я усадил всех своих кукол и, подражая учителю, преподавал уроки, решал задачи на доске, которая служила стеной туалета на балконе. Первое сочинение, которое я написал, было на тему «Кем я вырасту?» Я написал, что буду учителем. 1991 год, мне 8 лет. Я еще не слышал взрослой фразы «Педагогическая философия»: мои родители были обычными рабочими, учителей среди родственников не было. Но, как мне кажется, эта философия зародилась в том далеком и прекрасном детстве. Сегодня во дворе XXI век, 2011 год. Мне 27. Вот я и стала учителем.

Почему я выбрала эту профессию?

Задумываясь над этим вопросом, я сразу вспоминаю свою любимую учительницу — Вяткину Римму Федоровну. Она была моей первой учительницей. Как же я её любила! Для меня она была самой красивой, доброй и справедливой. Глядя на неё, я мечтала сама проверять тетради и ставить отметки. Поэтому мой выбор был сделан в пользу Северного педагогического колледжа, а затем Уральского государственного педагогического университета.

3 стр., 1359 слов

Учителя русского языка и литературы высшей категории

... учителем русского языка и литературы. Учитель – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; ... я постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности. Каждый человек должен оставить о себе память. Мир стремительно ...

Наверное, правда, профессия учителя самая лучшая. Если по прошествии стольких лет я вспоминаю своих дорогих учителей с любовью и уважением.

Профессия, которую я выбрал раз и навсегда, состоит из очень близких понятий: учитель — учитель — наставник — классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречает учеников только в классе — по одну сторону учительского стола, а с другой — ученики не знают души ребенка» и который не знает души ребенка и который не знает, ребенок не может быть воспитателем. В школе неприемлемы отношения, в которых учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не испытывает радостей и болей детства, не пытается мысленно поставить себя на место ребенка». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как правильно вести, как правильно воспитывать? Самый сложный класс — первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она — площадка взаимоотношений классного руководителя и родителей. Это время, когда нельзя пренебрегать, мало говорить, обеспечивать низкую доступность, иначе фундамент сломается и платформа будет нестабильной.

Я не боюсь просить совета у родителей, говоря им: «Порекомендуйте меня… Давайте вместе поразмышляем… Что вы думаете…». Но зато потом, когда в классе нет проблемы с драками, с оскорблениями, когда дети держат свои обещания, когда им можно доверить серьезные поручения и они «расшибутся», чтобы не подвести, когда родители откликаются на предложения, не отказывают в сотрудничестве, а, то и сами предлагают помощь, ты скажешь: «Все не зря».

С чем можно сравнить образовательный процесс? Вся жизнь на Земле зависит от солнца. Поставь растение в темный шкаф, оно погибнет без тепла и света. Самое солнцелюбивое растение – подсолнух.

Он «смотрит» на солнце с утра до вечера, «следует» за ним, поворачивая «голову». Эта аллегория: подсолнух – дети, мне очень понравилась.

Учитель начальной школы для своих учеников подобен солнцу, которое окружает их любовью, заботой, лаской, дарит тепло, контролирует их нравственное развитие. Дети младших классов тянутся к своему первому учителю, стараются подражать ему, угодить, быть старательными, чтобы не огорчить его.

Они все, как семечки в подсолнухе. Эти «семечки» учатся жить в команде, заботиться друг о друге, заботиться и помогать друг другу. Дети растут физически, умственно, нравственно, т.е. «зреют».

Насколько многое зависит от меня, учителя, классного руководителя, какая у меня ответственность: не только учить учиться, но и закладывать основы формирования человеческой личности. Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал, что «необходимо возноситься в духовный мир ребенка, а не снисходить к нему». Обаяние Януша Корчака следует воспринимать как тончайшее понимание и чувство детского познания мира — познания разума и сердца.

29 стр., 14365 слов

«Проектная деятельность в начальных классах»

... младших школьников; способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии; способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом; выявление организаторских способностей детей, ... приемов и форм деятельности учителя и учащихся на ... проектной деятельности студентов позволяет сделать вывод о том, что современная школа ...

Моя педагогическая философия проста: каждый урок ребенок выходит с победой, пусть и небольшой, но своей. Его посетило творческое озарение. Он увидел какую-то проблему по-иному. Он преодолел «планку». Взял «высоту». Сделал открытие для себя самого. Радуйся каждой удаче ребенка. очень важно, чтобы он верил в себя, считал себя умным, талантливым, желанным на вашем уроке. Значит  я могу!

Отлично помню свой первый год работы. Мой первый урок… Обращенные ко мне голубые, зеленые, коричневые, серые, черные глаза сливаются в переливающееся соцветие жизни. Кажется, что на свете нет ничего, кроме этих умных, бдительных, искренних и уверенных глаз. А в них вопрос: «Какой ты, наш новый учитель? Для чего пришёл к нам?» Думала ли я, входя с трепещущим от волнения сердцем и дрожью в коленках в свой «первый» класс, что каждый новый день будет приносить мне нечто большее, чем просто удовлетворение от хорошего урока?! Вглядываясь в испуганные лица первоклассников, я познавала своё учительское «Я».

стало легче, когда появились мои дети, когда я почувствовала, как сердце матери может болеть за своего ребенка. Потом пришло понимание, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход. Хочу снова обратиться к словам замечательного педагога В.А.Сухомлинский: «Если ребенок не видит успехов в своем деле, пламя жажды знаний гаснет…, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы». Это страшно. Как важно в школьной жизни создать успешную ситуацию для всех! А чтобы ребенок «не застегивал все кнопки», не стоит экономить на добрых словах, делить детей на близких и не очень. Если ребенок счастлив в детстве, он будет счастлив и потом.

Что такое счастье? В народе говорят: счастье — это когда утром хочется бежать на работу, а вечером домой. Каждое утро я рада видеть свой любимый подсолнух, свою маленькую дружную семью, любопытные глаза своих учеников. Я счастлив, что могу передать им некоторые из своих знаний, научить их учиться и дружить.

Я люблю свою профессию и испытываю радость от возможности профессионально расти, раскрывая свой педагогический потенциал.

Я также рада, что семья меня любит, муж меня понимает и поддерживает, а сын гордится мной, уважает меня. Моя поддержка и поддержка, два моих надежных, понимающих человека, всегда готовых помочь, как дома, так и в школе.

Учитель начальных классов, ты что? Прежде всего, мне кажется, учитель начальных классов не должен быть равнодушным, равнодушным к чутким душам детей. Разве может работать в школе педагог, безразличный к детям, которому важно только «вложить» в них школьную программу? Конечно, нет.

Каждое утро по дороге в школу я прохожу «путь приветствия», когда все дети, которых я встречаю, здороваются и улыбаются. Я знаю, что уже возле кабинета меня ожидают мои ученики. Торопятся, друг друга перебивают, спешат рассказать, что у них было без меня. Им очень хочется поделиться со мной всем тем новым, что у них появилось, что их озадачило за время, проведённое в школе и вне её. Никогда не думаю, что сломанная ручка для ребенка — ерунда, порванный погон — ерунда, потерянный карандаш — так себе проблема.

2 стр., 953 слов

Учителя начальных классов

... -vneurochnoy-deyatelnosti/ Приложения. Образец отчета по преддипломной практике учителя начальных классов Основная информация, которую необходимо отобразить в отчетном материале студента-практиканта, должна полностью раскрывать деятельность стажера в школе: количество проведенных ...

Нет, все это важно, важно найти правильные слова, важно найти выход, важно своим примером научить сочувствие. Дети тонко умеют видеть фальшь, неуважение. И обязательно ответят тебе этим же. Как прав был А.С. Макаренко, когда говорил: «Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Учитель начальных классов, ты что? У каждого свой ответ, полученный из жизни, из педагогического опыта. Но всех учителей начальных классов объединяет одно: любовь к своей профессии, к детям. Если любишь – научишь, поможешь, поддержишь, не останешься равнодушным. А какие семена подарит этот подсолнух, во многом зависит от нас, учителей, классных руководителей.