Методы управления качеством окружающей среды

Контрольная работа

Проблема защиты окружающей среды в последнее десятилетие стоит во всем мире остро. Не секрет, что именно производственная деятельность по добыче нефти и газа остается постоянным источником антропогенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями и загрязнением окружающей среды. можно перечислить множество причин, по которым мы разрушаем окружающую среду, но прежде всего мы должны начать с себя.

В общей сложности существует более 1600 глобальных и региональных многосторонних международных конвенций и более 3000 двусторонних договоров по всему миру, полностью или частично посвященных защите окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов. Но этих конвенций и договоров, если их будет даже больше еще в 10 раз не поможет защитить окружающую среду, требуется каждому человеку на планете Земля относиться к среде, которая его окружает и дает хлеб, более тщательно и задумываться над вопросом: а что я делаю либо не делаю, чтобы наша окружающая среда стала лучше?

В данной работе рассматриваются методы управления качеством окружающей среды, потому что можно долго «переводить стрелки» друг на друга, указывая тем самым кто прав, а кто виноват, но вопрос все же останется открытым: что делать? Что делать с авариями, которые уже нанесли огромный ущерб природной среде, что делать с выбросами всевозможных заводов, что делать с отходами и др.?

Управление качеством окружающей среды считается важнейшим элементом влияния государства на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства, защиты и защиты окружающей среды.

Изменения, происходящие в системе органов управления, можно разделить на кардинальные, которые охватывают всю систему управления, и местные, которые затрагивают отдельные уровни системы.

Кардинальные изменения в этой сфере обусловлены Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, принятой с учетом рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

В юридической литературе предлагаются различные определения понятий экологического менеджмента и охраны окружающей среды. В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось как осуществление органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами функций, вытекающих из содержания права исключительной собственности государства на землю, недра, воды и леса. Основной задачей государственного управления в этой сфере была организация рационального использования и охраны природных ресурсов. В юридической литературе отмечалось, что основной целью государственного управления является деятельность, «распоряжение вещами», осуществляемая людьми.

8 стр., 3872 слов

Воздействие человека на окружающую среду

... влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на ... на окружающую среду. Воздействие на животный мир - животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе ... дополнительной защите и воспроизводстве. Воздействие на земную кору: человек стал ...

Приходим к выводу, что система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность организаций, учреждений, органов, выполняющих однородные задачи, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место в системе государственного управления, направляющих свои усилия на осуществление возложенных на них управленческих функций.

Компетентный орган управления считается основным элементом системы управления. При установлении компетенции органа управления в области использования природных ресурсов и защиты окружающей среды важным моментом является достижение необходимого соответствия между функциями и полномочиями.

Во-первых, содержание полномочий должно быть полным и зависеть от содержания функций компетентного органа управления.

Во-вторых, объем полномочий должен соответствовать объему выполняемых функций, эффективно гарантируя выполнение каждой функции по отношению к каждому объекту контроля.

Следует отметить, что разделение ответственности между различными органами определяется функциональным назначением и характером выполняемых задач. В пределах своей компетенции проводится классификация органов управления природными ресурсами и охраны окружающей среды. Они подразделяются на органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции вместе с руководством изучаемой области также управляют многими другими видами деятельности и секторами экономики. К таким органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, областные, муниципальные и районные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

Особенностью органов специальной компетенции является то, что содержание их компетенции определяется в основном или исключительно возложенными на них функциями по управлению природопользованием, воспроизводством, охраной и охраной одного или нескольких природных объектов. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Министерство лесного хозяйства и др.

Органы управления межведомственной компетенции осуществляют отдельные мероприятия, виды природоохранной деятельности по всем природным объектам независимо от их ведомственной и иной принадлежности.

К ним мы можем отнести: Министерство здравоохранения; Министерство внутренних дел и т. д.

Властные полномочия руководящих органов ведомственной компетенции распространяются только на нижестоящие структуры. К ним можно отнести: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство обороны.

2 стр., 803 слов

Предисловие. Основы управления в правоохранительных органах

... правоохранительных органов Российской Федерации. В результате изучения материала, содержащегося в учебнике, обучающийся должен: знать сущность и содержание основных понятий учебного курса; правовой статус и систему правоохранительных органов; основы управления правоохранительными органами; особенности государственной службы в правоохранительных органах; основные ...

также можно предложить более простую и доступную классификацию органов управления окружающей средой — на органы общей и специальной компетенции.

Мы рассматриваем управление природными ресурсами и охрану окружающей среды как автономный и особый правовой институт, который в той или иной степени связан с другими отраслями или тесно связан с ними.

Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах:

  • разделение функций природопользования и охраны окружающей среды;
  • обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду;
  • сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;
  • подконтрольность органов государственного управления;
  • гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления;
  • ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды;
  • информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;
  • научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.

1. Методы управления качеством окружающей среды

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых процессов (производств) с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды.

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на:

  • административные, т. е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения;
  • экономические, т.

е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды;

  • методы морального стимулирования, которые реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей.

1) газообразные отходы (пары бензина, этилацетата, ацетона, этилового, бутилового спирта);

2) туманообразные воздушные массы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидких пластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот, диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);

3) жидкости (конденсат перечисленных выше растворителей и пластификаторов, насыщенный минеральными солями, дисперсиями полимеров и другими взвесями);

4) твердые частицы — пыль различного состава (поверхностно-активные вещества, ускоряющие полимеризацию мономеров, наполнители, частицы кожи, полимеров и продуктов их распада).

Все эти отходы загрязняют окружающую среду. Поэтому крайне желательно их нейтрализовать или, еще лучше, ввести в производственный цикл, для чего необходимо разработать принципы малоотходной и безотходной технологии.

Проблемы развития безотходной технологии впервые были рассмотрены еще в 1976 г. на Международном симпозиуме стран — членов СЭВ. В Ногинском научном центре АН СССР состоялась Первая всесоюзная конференция по научно-техническим основам безотходного производства, где были сформулированы четыре основных направления безотходной технологии:

8 стр., 3949 слов

Эффективность государственного управления Республики Беларусь

... выражением общественных интересов социальных групп и граждан. Поэтому содержательное определение понятия “эффективность государственного управления” и ее ... эффективность” [17]. Как уже отмечалось, эффективность государственного управления - это не чисто технологическая проблема, а проблема с историческими последствиями. То есть неэффективное государственное управление является следствием социальной ...

1. Создание бессточных технологических систем различного назначения на основе существующих и перспективных методов очистки и многократного последовательного использования нормативно очищенных стоков. Шлам, образующийся при очистке сточных вод, обычно не утилизируется, а отправляется на утилизацию. Но даже места захоронения ила не исключают негативного воздействия на окружающую среду.

2. Разработка и внедрение систем обращения с промышленными и бытовыми отходами с учетом вторичных материальных ресурсов. Внедрение таких систем на определенных этапах технологических процессов приводит к созданию малоотходных производств с переработкой всех видов отходов в продукты, пригодные для потребления.

На современном уровне научно-технического развития пока невозможно преобразовать все виды токсичных производственных отходов не только в потребительские товары, но и в продукты, инертные для окружающей среды. Следовательно, необходимо создавать новые технологические процессы.

3. Разработка технологических процессов получения традиционных видов продукции принципиально новыми методами, при которых достигается максимально возможная передача вещества и энергии готовой продукции. Такие процессы должны иметь максимальную энергетическую, экологическую и экономическую эффективность. Другими словами, речь идет о малоотходных процессах с минимальными потерями вещества и энергии в окружающую среду.

Следует полагать, что эффективность использования вещества и энергии в таких процессах будет близка к эффективности их использования в естественных биохимических процессах и составит 95-98%. Видимо, именно этот уровень следует считать оптимальным при разработке экологически чистых технологических процессов.

4. Разработка и создание территориально-промышленных комплексов (ТПК) с возможно более полной замкнутой структурой материальных потоков и отходов производства внутри них. Благодаря этому решению, прежде всего, возрастает роль различных типов компаний, способных ассимилировать отходы основного производства.

Практически все производства легкой промышленности характеризуются большими потерями энергии в космической системе, окружающей производство, которые загрязняют это пространство.

Технологии не стоят на месте и позволяют использовать различные методы очистки, утилизации и др. на производстве, позволяет выбрать ценовой барьер, но вопрос в том, будут ли это делать предприниматели?

2. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, как главный метод управления качеством окружающей среды

Механизм управления природными ресурсами и их охраны включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, которые осуществляют такое управление.

Под формой управления природными ресурсами и охраной окружающей среды понимается правовой способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. Законодательная, правоохранительная и правоохранительная деятельность государства используется как формы управления.

38 стр., 18588 слов

Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь

... уделяется вещному праву, понятию права хозяйственного ведения и оперативного управления и т. д.. Так, Точилин В. В. в своей работе «Право оперативного управления и право хозяйственного ведения: ... ограниченных вещных прав 1 Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь В истории национального права судьба прав собственности складывалась по-разному. Следуя примеру прав собственности, можно ...

Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды означают выполнение целого ряда конкретных функций, связанных с экологическими отношениями. Среди ученых есть несколько схожие взгляды на содержание, виды и тенденции развития функций природопользования и охраны окружающей среды. Они позволяют рассматривать функции экологического менеджмента и охраны окружающей среды как наиболее характерные, специфические по содержанию, обособленные виды деятельности, влияющие на экологические взаимоотношения и отношения, составляющие единый экономический механизм. Все функции экологического менеджмента и защиты окружающей среды можно разделить на общие функции и функции, присущие управлению рассматриваемой территорией.

К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся:

  • стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды;
  • планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • мониторинг окружающей среды;
  • учет в области окружающей среды;
  • государственная экологическая экспертиза;
  • экологическая сертификация;
  • контроль в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды

Как уже отмечалось, органы управления в области использования и охраны окружающей среды делятся на органы общей и специальной компетенции. Органами управления общей компетенции являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы независимы в пределах своей компетенции: они взаимодействуют друг с другом, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В соответствии со ст. 8-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

  • определяет единую государственную политику;
  • утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок предоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения о предоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  • объявляет зоны экологического бедствия;
  • устанавливает срок приостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зоне экологического бедствия;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»:

  • обеспечивает реализацию единой государственной политики Республики Беларусь;
  • принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;
  • определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды;
  • устанавливает порядок использования природных ресурсов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
  • устанавливает лимиты на природопользование, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • вносит Президенту Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения об установлении отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот;
  • устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;
  • утверждает Положение о Красной книге Республики Беларусь;
  • определяет содержание, порядок ведения и использования государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее;
  • принимает решения об объявлении территорий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, их преобразовании или о прекращении их функционирования;
  • объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;
  • устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
  • определяет порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды;
  • устанавливает порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и определяет перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок материального поощрения должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, выявивших правонарушения в области охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок информирования государственных органов и граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
  • обеспечивает организацию и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;
  • осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов в области охраны окружающей среды:

29 стр., 14289 слов

Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда»

... той области человеческой деятельности, которая носит название «безопасность жизнедеятельности», видно, что она состоит из трех взаимосвязанных разделов: «охрана человека в быту», «охрана человека в процессе труда» и «охрана окружающей среды (экология)». Охрана труда, ...

  • утверждают территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  • распоряжаются на подведомственной им территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, недрами, водами, охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами, находящимися в их ведении, а также осуществляют контроль за их использованием;
  • отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству Республики Беларусь о земле;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны окружающей среды:

3 стр., 1337 слов

Законодательство рб в области охраны труда

... аспектом совершенствования законодательства Республики Беларусь в области охраны труда является приведение его категориального аппарата в соответствие с международными актами. В том случае , если данный проект по Охране труда не подходит Вам по теме, В ы можете ...

  • разрабатывают и представляют в местные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и принимают меры по их выполнению;
  • принимают меры по защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
  • осуществляют на подведомственной им территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  • организуют сбор, перевозку, хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на их территории;
  • принимают решения об ограничении или приостановлении работы отдельных производств, цехов и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
  • организуют развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры;
  • изучают предложения юридических лиц, в том числе общественных объединений, а также граждан по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Особенностью органов особой компетенции является возложение на них функций управления в определенной сфере.

Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству — Совету Министров Республики Беларусь, определена Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г., № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

К органам государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды специальной компетенции относятся:

1) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Полномочия определены в ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды», Положении о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В структуру Минприроды входят департаменты с правами юридического лица и департаменты.

В систему Минприроды входят территориальные органы Минприроды: межобластные специализированные инспекции без прав юридического лица; областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды с правами юридического лица, включающие городские, районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, областные, Минская городская, межрайонные лаборатории аналитического контроля; государственные организации, подчиненные Минприроды.

6 стр., 2938 слов

Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (2)

... населения, социально-экономического развития соответствующей территории. В соответствии со ст. 9 Закона « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет ...

Главными задачами Минприроды являются:

  • проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;
  • осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;
  • регулирование и координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат, а также экологической сертификации и экологического аудита;
  • взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами в решении природоохранных вопросов;
  • государственный контроль в области охраны окружающей среды и гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;
  • обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;
  • обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

— * осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, регулирования воздействия на климат, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита.

В структуре Министерства природных ресурсов есть два отдела с правами юридического лица: Департамент гидрометеорологии и Департамент геологии.

Основными задачами Департамента по гидрометеорологии являются:

  • проведение единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности, а также в области мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;
  • осуществление государственного управления в области гидрометеорологической деятельности;
  • государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение в установленном порядке государственных органов, юридических лиц и граждан гидрометеорологической информацией и информацией, полученной в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;
  • осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности, а также в области мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга.

Основными задачами Департамента по геологии являются:

5 стр., 2341 слов

Инертная, агрессивная и оптимальная среда управления

... среды. 3 1.2 Агрессивная среда управления. Способы управления в агрессивной среде управления. Агрессивная среда управления ... окружающее пространство, охватить окружающий мир, включить его ... среды ускоряет развитие социальной организации, мобилизует внутренние силы организации, усложняет процесс достижения индивидуальных ... и внешней среды являются факторы, определяющие реакцию внешней среды на организацию: ...

  • проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области геологического изучения недр;
  • осуществление государственного управления в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • государственный контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, их рациональным использованием и охраной.

Государственными организациями, подчиненными Минприроды, являются: Республиканское унитарное предприятие «Центральный научно исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов», Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие БелНИЦ «Экология», Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»; Геологоразведочное республиканское унитарное предприятие «Белгеология» и др.

2) Министерство лесного хозяйства. В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, на указанное министерство в области охраны окружающей среды возложены следующие задачи:

  • проведение единой государственной политики в области рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства, координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности;
  • осуществление регулирования в области лесного и охотничьего хозяйств и управления деятельностью подчиненных ему государственных организаций;
  • государственный контроль за состоянием, рациональным использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства;
  • проведение единой экономической политики в области лесного хозяйства, обеспечивающей создание необходимых условий для эффективной работы подчиненных ему государственных организаций;
  • обеспечение в установленном законодательством порядке потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, лесоматериалах и другой лесной продукции;
  • обустройство лесного фонда.

3) Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны, действующим на основании Положения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г., № 756. В структуру МЧС входит ряд департаментов с правами юридического лица. Функции управления в области природопользования и охраны окружающей среды выполняют: Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике с правами юридического лица (Проматомнадзор); Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Проматомнадзор выполняет специальные (регулирующие, контрольные, надзорные, исполнительные и иные) функции в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр.

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выполняет задачи государственного надзора в области охраны и использования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению; обеспечения контроля за исполнением законодательства по вопросам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.

4) Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество).

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, главными задачами Госкомимущества являются проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.

5) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Основными задачами Государственной инспекции в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г., № 45, являются: осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; принятие мер по обеспечению воспроизводства диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, их рационального использования, сохранения биологического разнообразия.

6) Министерство здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. В области охраны окружающей среды Минздрав обеспечивает организацию государственного санитарного надзора и контролирует соблюдение санитарного законодательства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами; утверждает санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы; организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий; организует и осуществляет необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

7) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Минсельхозпрод в области охраны окружающей среды осуществляет государственный контроль за ветеринарной деятельностью, направленной на охрану здоровья животных, обеспечение соответствия качества продуктов животного происхождения, в том числе в организациях перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности, кормов и кормовых добавок ветеринарно-санитарным требованиям, а также за содержанием вредных веществ в живых животных и продукции животного происхождения при экспорте их в страны Европейского Союза, обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных в пользование юридических лиц, находящихся в ведении министерства. В структуре министерства существует Департамент мелиорации и управления водными ресурсами на правах юридического лица.

3. Функциональная структура автоматизированной системы ИАС Минприроды Республики Беларусь, как метод управления качеством окружающей среды

Успех природоохранной политики, достоверность анализов, оценок и прогнозов экологического состояния основных компонентов природно-территориальных комплексов (ПТК), экосистем и природных ресурсов, эффективность и своевременность принятия управленческих решений в значительной степени зависит от использования в практической деятельности методов и средств современных информационных технологий.

Это относится в первую очередь к случаям принятия решений, имеющим дело с большими массивами качественной информации о природных и техногенных процессах, о состоянии и использовании в народном хозяйстве природных ресурсов, природно ресурсного потенциала административных регионов, о закономерностях динамики их пространственного и временного проявления. Только на основе современных информационных технологий с соответствующим программным, математическим и информационным обеспечением возможно быстрое и полное сопровождение принимаемых решений и их реализация на оптимальном уровне.

Актуальным и своевременным является переход на информационные технологии и создание ИАС Министерства природных ресурсов Республики Беларусь, обеспечивающих коллективное использование информационных ресурсов в области охраны окружающей среды и управления качеством окружающей среды. Это требует в свою очередь системной организации информационных потоков, информационных ресурсов, обеспечения их сбора, хранения, обработки и представления потребителям в систематизированном и классифицированном виде (в базах данных) для решения функциональных задач и текущих ситуационных вопросов в различных сферах охраны окружающей среды. Решение этих проблем невозможно без использования современных информационных технологий, создания различных целевых автоматизированных систем (АИС, АРМ, ЭГИС, ГИС, СУБД и т.д.), локальных (региональных), ведомственных и глобальных сетей передачи данных.

Необходимость перехода к автоматизированным методам управления природопользовательской и природоохранной деятельностью диктуется и регламентируется законами Республики Беларусь «Об информатизации», «Об охране окружающей среды», рядом указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь (о государственных кадастрах природных ресурсов, о перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение и др.), приказами Минприроды и другими распорядительными документами уполномоченных органов, определяющими основные направления государственной политики в области информатизации природопользования в Республике Беларусь.

Информационно-аналитическая система реализации функций природоохранной деятельности и управления качеством окружающей среды (ОС) разрабатывается в соответствии с Концепцией развития информационной технологии формирования и управления информацией о состоянии и использовании природно-ресурсного потенциала (ПРП) регионов Беларуси. Более того, она относится к числу основных ИАС и представляет собой по предметному содержанию информационно аналитическую систему для целей анализа, оценки и управления качеством ОС и в первую очередь оценки качественного (экологического) состояния почвенного покрова (включая биоресурсы), водных объектов и атмосферного воздуха как основных компонентов ОС.

Рис. 1. Функциональная структура автоматизированной системы ИАС Минприроды Республики Беларусь

При этом по своему назначению состав компонентов функциональной структуры и содержание информационного носителя в виде универсальной базы данных земельных кадастров и другой информации будет использоваться для решения многих других задач экологической защита.

Рассмотрим основные компоненты создаваемой автоматизированной системы, функциональная структура которой представлена на рис. 1.

Основным объектом анализа, оценки и управления методами и средствами ИАС являются природные ресурсы (ПР) в составе ПРП административной территории Республики Беларусь не только регионального уровня (областей), но и более мелкого ранга — административных районов.

Поскольку с позиции народного хозяйства и экономики страны наибольшую ценность представляют собой ПРП территорий (регионов), то основным объектом оценки и управления можно рассматривать ПРП районов, областей (регионов) и республики в целом.

Учитывая достаточно высокую сложность создаваемой системы с позиций информационно аналитического и программного обеспечения, в составе ИАС предусмотрены ряд функциональных блоков (подсистем), обеспечивающих возможность формирования и ведения многоцелевой базы данных (МБД), программных средств целевого назначения решения природоохранных задач и управления качеством ОС. Основные из них следующие: функциональные, информационно-аналитические блоки, методические и программные средства, ГИС-технология, включая:

1) методы и средства формирования информационного обеспечения (ИО) в составе инструктивно-методических документов и программных средств;

2) численные и количественные показатели ПРП (наличие в регионах тех или иных природных ресурсов — численные и количественные показатели каждого из ПР);

3) качественные показатели ПРП (экологическое состояние, определяемое составом загрязняющих веществ (ЗВ) в выбросах в атмосферный воздух, стоками в водные объекты и загрязнение почвенного покрова специфическим набором ЗВ в почвах и т.д.);

4) комплексные показатели использования ПРП (использование территорий и отдельных компонентов ОС в рекреационных целях, заказников, заповедников и т.д. для стабилизации экологического состояния территории проживания населения и др.);

5) использование природных ресурсов (природопользовательские показатели) в народном хозяйстве страны;

6) экспорт информации о состоянии ПРП в ИО ИАС (передача на электронных носителях информации о качественном и количественном показателях отдельных ПР на сервер баз данных ИАС Минприроды);

7) информационно-аналитические и методические блоки;

8) программное обеспечение и ГИС-технология.

Перечисленные выше функциональные и другие блоки осуществляют программно-аналитическую, пользовательскую, методическую и техническую связи между объектами автоматизации(территории, ПРП) и другими компонентами ИАС: информационным обеспечением (МБД), аналитическими блоками, основными подсистемами, пользователями и потребителями результатов создаваемой ИАС.

Наиболее сложным и трудоемким в формировании и реализации по назначению является ИО в виде МБД, состоящей из 11 кадастровых и других баз данных по отдельным природным ресурсам:

  • БД 01 — водные ресурсы;
  • БД 02 — земельные ресурсы;
  • БД 03 — состояние атмосферного воздуха;
  • БД 04 — климатические ресурсы;
  • БД 05 — лесные ресурсы;
  • БД 06 — растительные ресурсы;
  • БД 07 — ресурсы животного мира;
  • БД 08 — минерально-сырьевые ресурсы;
  • БД 09 — торфяные ресурсы;
  • БД 10 — сапропелевые ресурсы;
  • БД 11 — отходы (вторичные ресурсы).

ОИ также будет формировать базы данных законодательной, нормативной и оперативной информации, циркулирующей в структурах Министерства природных ресурсов Республики Беларусь.

Для целей анализа и оценки качественного состояния основных компонентов окружающей среды, определяющих в основном экологические условия проживания населения на загрязненных территориях, в составе ИАС предусмотрено три методических блока, относящихся преимущественно к информационному и аналитическому обеспечению:

1. Методический блок № 1. Предназначен для анализа и оценки экологического состояния административных территорий и растительного покрова, включая биологические ресурсы, с учетом основных антропогенных нагрузок: промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и демографических.

2. Методический блок № 2. Предназначен для анализа и оценки качественного состояния водных объектов (ресурсов) с учетом основных техногенных нагрузок, обусловленных в основном загрязняющими веществами в сбросах сточных вод и в сточных водах из загрязненных территорий.

3. Методический блок № 3. Предназначен для анализа и оценки качественного состояния атмосферного воздуха с учетом основных источников его загрязнения — выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и др.).

Информационно-аналитический блок является одним из важных структурных компонентов ИАС. Он содержит все необходимые методы и средства для оценки и управления качеством основных природных ресурсов и сред, включающих необходимые базы данных, входящие в состав ИО, аналитические модели и расчетные формулы, программные средства, природоохранные мероприятия для управления качеством окружающей среды. Описание всех структурных компонентов и математических моделей этого блока будет представлено ниже.

Программное обеспечение (ПО) для реализации всех функций создаваемой системы сформулировано в виде отдельных подсистем, оформленных в виде единой программной среды (пользовательской оболочки) открытого модульного типа. Каждая из подсистем может быть доработана, углублена, интегрирована с отдельными функциями в зависимости от содержания объекта ИО и комплекса решаемых задач. На данном этапе в составе ПО предусмотрены следующие подсистемы:

  • формирования и ведения многоцелевой базы кадастровой, оперативной и другой информации;
  • организации сбора, обработки и управления кадастровой и другой информацией для целей анализа и оценки экологического состояния основных природных сред;
  • формирования и ведения метаданных об источниках информации, организациях-разработчиках кадастров, структуры и состава МБД;
  • многомерного анализа данных для оценки состояния ПРП и поддержки принимаемых решений в области природоохранной деятельности;
  • отображения и выдачи данных о состоянии ПРП в административных регионах на основе ГИС-технологии.

Рис. 2. Генеральная алгоритмическая схема эколого-экономической оценки состояния природно-ресурсного потенциала (ЭЭОС ПРП) административных территорий

В качестве основных средств передачи информации из отдельных организаций-разработчиков кадастров и из районно-областных структур Минприроды Республики Беларусь на сервер баз данных создаваемой ИАС, расположенных в Министерстве и РУП БелНИЦ «Экология», используется инфраструктура ведомственной (корпоративной) сети (ВМС).

На данном этапе уже разработана и функционирует в Минприроды Республики Беларусь локальная вычислительная сеть, являющаяся основным звеном ВМС. Основными пользователями и потребителями продукции ИЧВ являются природоохранные структуры республиканского уровня и Министерство природных ресурсов Республики Беларусь. Основные компоненты эколого-экономической оценки состояния ПРП, источники воздействия на основные природные среды, дифференциальные, интегральные и комплексные показатели данного анализа и оценки представлены на генеральной алгоритмической схеме эколого-экономической оценки состояния ПРП административных территорий Республики Беларусь (рис. 2).

Рис. 3. Алгоритмическая схема для решения задач по управлению качеством (экологическим состоянием) окружающей среды

Проблема контроля и управления качества окружающей среды рассматривается в настоящее время научной общественностью в области природопользования как крупная оптимизационная проблема, выражаемая в виде оптимального минимума суммарных издержек на ликвидацию последствий загрязнения ОС, т.е. минимизацию экологического ущерба

(F (Ц) = F (Уiоб) > min)

и максимизацию вклада (стоимости) ПРП в национальный доход страны

(F (Ц) = F (RПРП — RПМ — Уiоб) > max)

В связи с этим большое значение придается оценкам экологической эффективности природоохранных мероприятий, стоимостным оценкам ПР, экономическому ущербу от загрязнения природных сред и оптимизации управления качеством ОС (рис. 2).

Основные подходы и принципиальные решения по управлению качеством Ос, основанные на использовании отдельных расчетных моделей

(ДИХО = а + bx, (%) и ДИПЭП = axb, (%)),

реализации тех или иных природоохранных мероприятий в зависимости от загрязнения территорий и планировании расширения хозяйственной деятельности в регионах, представлены на рис. 3.

Заключение

Ключом к решению экологических проблем является переход на экологически чистые технологии. Таким образом, способность стимулировать технологическую адаптацию служит важным критерием оценки достоинств методов экологической политики.

Существуют законы, которые регулируют вопросы по охране окружающей среды, но многим предпринимателям закон «не писан» и они его не боятся, но если человек разумный и хочет, чтобы его дети и будущее поколение росли здоровыми то нужно помнить, что загрязнение окружающей среды — причина 40% смертей в мире! Уже эту цифру стоит бояться! Казалось как просто — простая бактерия способна очистить окружающую среду от загрязнений, но загрязнили уже настолько сильно, что остались жить и развиваться только вредные бактерии и вирусы.

Нормативные правовые акты

1. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. от 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. — № 1. — Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — № 85. — 2/875; 2004. — № 174. — 2/1068; 2005. — № 121. — 2/1139; 2006. — № 6. — 2/1177; № 107. — 2/1235; № 122. — 2/1259; 2007. — № 147. — 2/1335.

2. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Бел., 5 мая 2006 г., № 289 (с изм. и доп.) // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. 2006. № 74. 1/7567; № 86. 1/7610; № 179. 1/8023; 2007. № 16. 1/8265.

3. Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 962 (с изм. и доп. от 7 дек. 2006 г., № 1632; 21 мая 2007 г., № 651; 31 мая 2007 г., № 729) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 125.- 5/22679; № 207.- 5/24361; 2007. — № 131.- 5/25240; № 136. 5/25327.

4. Об образовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 янв. 2003 г., № 45 (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

5. О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 дек. 2006 г., № 756 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 4. — 1/8210.

6. Вопросы Мин-ва лесного хозяйства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 марта 2004 г., № 298 (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

7. Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 958 (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

8. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 авг. 2000 г., № 1331 (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

9. Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1590 (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

государственный природопользование окружающий охрана

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/upravlenie-kachestvom-okrujayuschey-sredyi/

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 188 с

2. Цаценко Л.В., Малюга Н.Г. Чувствительность различных тестов на загрязнение воды тяжелыми металлами и пестицидами с использованием ряски малой Lemma minor L. // Экология. — 1998. — № 5. — С. 407.

3. Научно-методические рекомендации по решению проблемы анализа, оценки и управления качеством окружающей среды» //Гатих М.А., Лис Л.С. и соавт.,// БелНИЦ «ЭКОЛОГИЯ», 2005 г.