Педагогическое мастерство

Курсовая работа

Образование 21 века делает упор на свободное развитие человека, творческую инициативу, независимость и конкурентоспособность.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, обладающему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценностей. Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом, осваивая и развивая педагогическую деятельность, осознавая педагогические ценности.

Сегодня существует общественная потребность в творческой индивидуальности, готовности учителя действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие уникальных индивидуальных свойств. Современный педагог объединяет духовную, нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.

При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования художественных способностей — важного профессионального качества человека, которое способствует его успешной самореализации и решению профессионально-творческого. Для этого от учителя требуется не только совершенное владение предметом, который он преподает, не только мастерство педагогики, современного преподавания, педагогической психологии, но также, в определенной степени, искусство, искусство игры. В связи с этим тема актерского мастерства в работе учителя очень актуальна.

1. Формирование артистизма — основа профессионального педагогического мастерства

Мастер-педагог — это специалист в области высокой культуры, мастер своего дела, свободно владеет преподаваемой дисциплиной, методами преподавания и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных областях науки и искусства.

Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебного процесса. Одним из проявлений педагогического мастерства является художественное мастерство учителя. Искусство и ремесла — это категории одного порядка, тесно взаимосвязанные. В связи с этим интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей педагогических вузов через театральное искусство в последнее десятилетие значительно вырос. Так, Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. По утверждению Г.М. Кожаспировой, педагогическое мастерство — это уровень безупречного владения педагогической деятельностью.

7 стр., 3117 слов

Роль и личные качества учителя логопеда . Моя педагогическая философия

... Логопед. Свой педагогический путь я начала с профессии педагога, окончив факультет олигофренопедагогики Хабаровского педагогического университета, который стал для ... счастливее! Учитель – логопед, не ... для полноценного психического и интеллектуального развития. Учитель-логопед МКДОУ № 5 р.п. Охотск Болдырева Нины Петровны Эссе «Моя » Батина Светлана Юрьевна «Умение воспитывать - это все-таки искусство, ...

По С.Д. Якушева, педагогическое мастерство — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направить их на развитие и всестороннее совершенствование личности, на формирование его мировоззрения и умений. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, а также психолого-педагогические знания, являются слагаемыми педагогического мастерства.

Современная педагогика, заявляет С.Д. Якушева, — педагогика сотрудничества. Он стремится активизировать самого ученика, сделать его товарищем по оружию, соучастником педагогического процесса.

А.И. Щербаков понимает мастерство как синтез научных знаний, методических навыков и умений, а также личностных качеств учителя. Таким образом, личные качества учителя вводятся в понятие мастерства, и процесс овладения им происходит на личном уровне.

И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.

Педагогическая способность, по его мнению, представляет собой самоорганизованную систему в структуре личности, в которой гуманистическая направленность является фактором формирования системы, позволяющей правильно построить педагогический процесс.

Специфика педагогической работы заключается в том, что основным орудием труда педагога является собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной» ситуации и которая в конце концов определяет результаты всей практической деятельности педагога.

Сущность педагогического мастерства заключается в личностных качествах самого учителя, что при выполнении этой работы гарантирует ее успех. Якушева утверждает, что педагогическое мастерство — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие и всестороннее совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей. Креативность — главная черта, определяющая эффективность всех действий и поступков людей перед лицом непрерывных изменений действительности.

Педагогическое творчество проявляется и в научной деятельности педагога и в творческой педагогической работе (оригинальное решение педагогических задач, разработка новых педагогических методов, приемов, применение педагогического опыта в новых условиях, совершенствования системы работы с учащимися, импровизация в педагогическом процессе. Во многих ситуациях учителю приходится действовать не по «бумаге», а принимать решения на основе личных знаний и ценностей, использовать все свои актерские навыки и способности. Чем богаче человек как личность, тем он ценнее как член организации, если, конечно, организация заботится не только о поддержании статус-кво, но и об улучшении деятельности, создании языков для творчества и разработка.

10 стр., 4646 слов

Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...

... содержание деятельности. Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными ... Он не похож на школьного учителя или другого педагога. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ребенка, - общаться с семьей, ...

Занимаясь творческой деятельностью, создавая что-то новое, педагог в первую очередь обращается к импровизации, суть которой — быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Педагогическая импровизация всегда связана с творчеством: в условиях педагогической импровизации происходит процесс самореализации и мобилизации творческих сил и способностей, происходит творческое саморазвитие педагога.

Многие ученые занимались разработкой проблемы искусства и формированием навыков актера и театрального педагога. Вопросы, связанные с формированием артистизма и развитием творческих способностей личности, нашли свое отражение в работах ведущих педагогов И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова. Сходство актерских и педагогических способностей отмечали А.С. Макаренко, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. Эту же особенность выделял К.С. Станиславский выделил основные элементы, необходимые для творчества как актера, так и педагога: развитое воображение, внимание, сопереживание, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительность, обаяние.

Артистизм, как педагогическая проблема стал предметом исследования диссертации Н.И. Плешковой, которая вводит понятие «коммуникативная компетентность» и характеризует его как интегративное профессиональное качество, способствующее развитию таких способностей как креативность, композиционность и интерперсональность мышления, эмоциональность, экспрессивно-речевые и суггестивные способности, способности саморегуляции.

По мнению В.А. Разумного, педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.

Актерско-сценические умения, как составная часть педагогической техники в процессе вузовской подготовки, рассматриваются в исследовании Д.А. Белухина. Автор подчеркивает важность развития этих навыков у будущих учителей как необходимого компонента общения. Освоение элементов педагогической техники в педагогическом вузе предлагается в форме адаптационного комплекса личности.

Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательной работе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Под искусством понимается целостная система личностных качеств, способствующая свободному самовыражению личности. Г.А. Гарипова представляет его как совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: психофизических, эмоционально-эстетических, художественно-логических. Как утверждает Г.А. Гарипова, при изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования искусства — важного профессионального качества человека, которое способствует его успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач задачи. Он считает, что для этого от учителя требуется не только совершенное владение предметом, который он преподает, не только мастерство педагогики, современного преподавания, педагогической психологии, но также, в определенной степени, искусство, искусство игры.

20 стр., 9979 слов

Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников ...

... работы заключается в том, что разработанная программа внеурочной деятельности может быть использована в практической деятельности учителя начальных классов, а также студентами практикантами педагогического ... деятельности младший школьник мог развивать свои потенциальные творческие способности. Что же такое творчество? «Несмотря на то, что ... они создавали шедевры искусства: изобретали, делали научные ...

Согласно точке зрения И.А. Зязюна, в овладении умением воздействовать на аудиторию решающую роль играют природные задатки учителя и умение совершенствовать приобретенный талант в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Он вычленяет шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности: коммуникативные: расположенность к людям, доброжелательность, общительность; перцептивные: наблюдательность, эмпатия, интуиция; динамизм личности: способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость — способность владеть собой; оптимистическое прогнозирование; креативность — способность к творчеству.

В.И. Загвязинский считал, что артистизм — это особый, образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

О.С. Булатова соглашается с В.И. Загвязинский, определяя педагогическое искусство как совместное творчество ученика и учителя, но добавляет, что искусство — это способность не только красиво, впечатляюще, убедительно передать что-то, но и передать, эмоционально влияя на ученика. Он считает, что настоящее искусство — это богатство и красота внутреннего мира учителя, умение решать проблемы, конструировать будущее, изображая его в картинках, используя воображение и интуицию, гармонично сочетая логику и эстетику.

И.Ф. Исаев выделяет четыре уровня сформированности педагогического артистизма:

Адаптивный уровень педагогического искусства характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее разработанной схеме без использования творчества. Педагоги не проявляют активности в плане профессионально-педагогического творческого самобытного артистизма, фасцинация (завораживание) осуществляется по необходимости, либо вообще отвергается.

Репродуктивный уровень предполагает тенденцию к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог больше ценит роль педагогического искусства, внутренняя «настройка» на творчество неустойчива, ограничивается репродуктивной деятельностью. При заданном уровне развития педагогического искусства задачи педагогического общения успешно решаются. Педагог осознает необходимость повышения уровня педагогического мастерства.

Эвристический уровень проявления педагогического артистизма характеризуется хорошо развитыми наблюдательностью и воображением, творческой самобытностью, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собираться» в нужный момент, организовывать свою волю и психику, способностью к перевоплощению, обаянием и убедительностью. На этом уровне педагогическое искусство проявляется в способности воплощать мысль и опыт в образе, поведении, слове.

22 стр., 10996 слов

Методического дня, посещение открытых уроков и их обсуждение. Эти дни ﺍ

... главе рассматриваются требования к учителю в контексте реализации ФГОС и различие между уроками старого и нового типов. В третьей главе рассматривается организация системы методической работы с педагогическими кадрами в контексте внедрения федерального государственного ...

Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогического артистизма, мобильностью психолого-педагогических знаний, духовностью содержания профессионально-педагогической деятельности, уверенности в себе, дипломатии в отношениях с людьми, стремления к сотрудничеству, отзывчивости, эмпатии, эмоциональной реактивности, адаптивности, открытости (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»), гибкости (легкое разрешение возникающих проблем).

Поэтому на современном этапе развития ученые-педагоги стали уделять все больше внимания педагогическим навыкам, особенно акцентируя внимание на педагогическом искусстве, которое сильно влияет на личность ребенка. Главный организатор детской деятельности, педагог должен владеть и активно применять на практике приемы педагогического искусства.

2. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства

2.1 Особенности учительской деятельности

мастерство артистизм педагогический

Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель — возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд — яркое искусство самовыражения.

Основные точки соприкосновения педагогической «техники» с «техникой» актерского мастерства и режиссуры: во-первых, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С. Станиславский состоит из следующих компонентов: принципы театральной эстетики, учение об актерской этике и техника игры как мастерство выразительности действий. В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием; во-вторых, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, сочетающей в себе законы педагогики и сцены, понимается значение понятий «выставка», «постановка», «кульминация», «интрига». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге — к предмету; в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении.

5 стр., 2441 слов

Творческие, технологические особенности профессиональной деятельности ...

... обновленное понимание всей сущности современного педагогического процесса. Кроме того, Особая педагогическо-просветительская деятельность К.С. Станиславского связана с психологией творчества. Характерно, что параллельно с ... Алексеев, известных своей благотворительной и просветительской деятельностью. Начальный период деятельности К. С. Актер и режиссер Станиславский совпал по времени с его большой ...

Для более четкого представления о том, развитию каких способностей будущих педагогов может помочь изучение основ педагогического артистизма, рассмотрим существенные характеристики деятельности учителя, сближающие ее с актерской, и требования, предъявляемые учителю (табл. 1).

Таблица 1 — Особенности учительской деятельности

Деятельность учителяТребования к учителюСпособности, необходимые для деятельностиТриединство творца, материала и инструмента в одной личностиСвязь внутренних и внешних проявлений личности; стабильность творческой формыСпособность находить резервы для поддержания творческой формы в рабочем состоянии, обладание знанием собственных потенциальных возможностей и путей их развитияПубличность и заданность творчества (регламентация во времени)Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; «владение» вдохновениемБыстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность к рефлексииКоллективный характер деятельностиНеобходимость сделать ученика сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителяСпособность к эмпатии; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и ученика); способность к написанию «партитуры произведения», осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно-ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышлениеОценивание окружающими внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами деятельностиВысокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической и социальной культуры. Осознание ответственности за свои действия и слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны окружающихСпособность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним «перестройкам»; постановке и решению сверхзадачи своих действий

2 Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому учителю важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух этапов: образовательной концепции и процесса ее реализации. И на этом, и на другом этапе важную роль играют театральные выразительные способности учителя. Каждый конкретный урок — это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:

автор сценария (выстраивает драматургию отношений),

режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе),

актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла),

импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).

Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре требуется редко и скорее противоречит общей идее. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие для руководства уроком и создания законченного произведения — наличие у учителя творческой идеи. Для этого нужно:

11 стр., 5103 слов

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

... стиль деятельности учителя». Цель исследования: изучить влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание. Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно сказывается на индивидуальном стиле деятельности учителя. Задачи: ...

  • осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);
  • учет психологических и других особенностей учащихся;
  • планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);
  • пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету).

Столы, как и любой барьер, разделяют людей, и это будет уместно, например, при решении служебных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;

  • использование наглядного и звукового оформления.

Второе условие — подумать о целях, которые должны быть достигнуты с группой или с одним учеником. По сути, цель состоит в том, чтобы свести все элементы дизайна к общему знаменателю — идее соединения дизайна.

Третье условие — это ощущение целостности происходящего и обоснованность необходимости определенных действий. Это состояние достигается наличием у учителя сверхзадачи и чувством правды жизни.

По словам Станиславского, основа формы — в содержании, и достижение целостности означает ответ на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Почему я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос означает понять идею, а ответ на второй — понять основную задачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории, бесполезно заимствовать только внешние приемы, формы, методы.

Важной составляющей педагогического таланта, связывающей его с талантом актера, является потребность в самовыражении. Кроме того, мастерство педагога реализуется через ряд элементов, устанавливающих схожесть его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.

Первый элемент — наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера — это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти).

Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше).

В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:

  • мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;
  • ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);
  • способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;
  • проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;
  • эмоциональные переживания педагога.

Второй элемент — физический и психологический тренинг. Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие сучащимися с учетом их характера.

5 стр., 2437 слов

Педагогическое творчество

... на педагогов. Теоретик-логик, Теоретик-интуитивист, Практик (экспериментатор), Организатор, Инициатор 3.2 Проявление педагогического творчества, В этом вопросе я рассмотрю сферу и условия, способствующие проявлению педагогического творчества. Творческая деятельность учителя, ... другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение ...

Третий элемент — умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.

Четвертый элемент — правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.

Пятый элемент — способность перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие восприятия у педагога. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».

2.3 Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия

Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию — передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности. Сходство театральной и педагогической деятельности можно проследить по следующим параметрам.

  • По цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания).

  • По содержанию (коммуникативные творческие процессы).

  • Процесс театрального и педагогического творчества реализуется в обстановке публичного выступления (и зрители, и учащиеся являются соучастниками процесса).

  • Объект воздействия одновременно становится и субъектом творчества.
  • Творчество осуществляется в отведенное для этого определенное время, что требует оперативности в управлении своим психическим состоянием.
  • Результаты этого творчества динамичны, они развиваются, то есть важен не только итог, но и процесс.

Не менее важно знать и основные отличия педагогического и актерского мастерства. Изучать актерское мастерство в педагогическом вузе нужно осторожно. Лишними, а часто и опасными могут быть театральная выразительность и наигранное поведение. О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, различия:

  • в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией);
  • в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования);
  • в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель — к монологу);
  • в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера);
  • в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима);
  • в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д.

А.С. Макаренко подчеркивал эстетическую направленность актерского труда: «В театре мы получаем эстетическое наслаждение от игры актера, а в педагогике тот же живой организм, но не играющий, а воспитывающий». Заимствовать элементы театральной педагогики для подготовки преподавателя и воспитателя — не значит, что из педагогов надо делать актеров. Нужно стремиться воспитать педагога с качествами актера, которые будут проявляться в зависимости от возникающих педагогических задач.

2 стр., 749 слов

Социального педагога. материал

... наш – Социальный педагог. И должность наша хоть и не проста – Идти на помощь тем, кто слаб в системе Ведь на весах лежит ... сохранит уважение и признательность. Главными целями в моей работе являются: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание нравственной личности, ... укрепляют доверительное отношение. Считаю, что самое главное в моей профессии - это глубокое уважение к личности каждого ...

Суммируя сказанное, выделим основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность, а также характеристики, показывающие специфику каждого труда. Рассмотрим основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность.

Общие черты театрального и педагогического действия:

  • Содержательный признак — коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.
  • Инструментальный признак — личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
  • Целевой признак — воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
  • Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени;
  • результат творчества динамичен;
  • наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика;
  • объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом;
  • творчество носит коллективный характер.
  • Структурный признак — анализ материала;
  • определение проблем, противоречий;
  • рождение замысла, разрешающего противоречия;
  • воплощение;
  • анализ результата;
  • корректировка. Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: репетиционный — у актера, доурочный — у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя — у актера, образ урока — у учителя;
  • технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, «обкатывается» на репетициях роль актера, у учителя «репетируется» урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план;
  • период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя — в классе.
  • Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества;
  • осуществление социальной функции — функции воспитания;
  • присутствие интуиции, чутья, вдохновения;
  • специфические профессиональные эмоции;
  • необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом»).

— Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.

Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности. Будущим учителям необходимо не только развить умение предъявлять себя, но и умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.

Таблица 2 — Сравнительная характеристика актерской и педагогической деятельности

АКТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1. Наличие зрителя

Таким образом, с точки зрения актерского мастерства, профессия педагога чрезвычайно сложна. Его значение в педагогической деятельности требует особого внимания и целенаправленной работы специалистов. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве. Ш.А. Амонашвили сравнение профессий педагога и актёра привело к мысли-заповеди «Дари себя детям!»: «Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. … Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами».

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Заключение

Современный педагог — это профессионально-компетентная, творчески развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выраженная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал. Творческий потенциал личности педагога — многозначная и динамичная характеристику, включающую три дополняющих друг друга компонента — ценностный, когнитивный, деятельностный. В содержание каждого из этих компонентов входят специфичные, присущие именно педагогической профессии черты.

Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. В этой связи важно овладение педагогом высшего мастерства общения (педагогическим артистизмом).

Педагогический артистизм — это деятельность, поднятая до уровня искусства, высший уровень совершенства в работе педагогов, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту. На сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н. Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский.

Актерское мастерство педагога — это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.

Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством — артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/deyatelnost-sovremennogo-uchitelya-remeslo-ili-tvorchestvo/

1.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. — М.: Издательский центр «Академия». 2001. — 240 с.

2.Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.

3.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 192 с.

4.Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.

5.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. — М.: Академия, 2004. — 208 с.

.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2004. — 528 с.

.Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2001. — 523 с.

.Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н.А. Неудахина. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 209 с.

.Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. — М.: Высшая школа, 2006. — 495 с.

.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.