Проблема контроля за условно осужденными

Курсовая работа

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что исследования разных форм реализации уголовной ответственности свидетельствуют о том, что уголовное наказание в виде лишения свободы выступает не всегда эффективной, так как изоляция от общества является причиной нарушения социально-полезных связей, а непосредственное пребывание в местах лишения свободы напрямую связано для осужденного с отрицательными последствиями. В юридической литературе неоднократно указывалось, что общество не заинтересовано в том, чтобы без нужды наказывать преступника больше, чем он заслуживает и что необходимо в интересах правосудия и перестройки его системы поведения.

Современная практика показывает, что строгое карательное воздействие малоэффективно в отношении лиц, виновных в преступлениях, не представляющих большой общественной опасности для общества. Таким образом, для этих правонарушителей достаточно форм реализации уголовной ответственности, не связанных с эффективным исполнением приговора, например, отсрочки исполнения приговора.

Широкое использование судами условного приговора, а также трудности контроля, связанные с его исполнением, заставляют обратиться к углубленному изучению этого института. Кроме того, с развитием общественных отношений пределы и основания допустимости условного приговора, основания его отмены, а также ряд вопросов, обеспечивающих эффективность этого института в судебной практике, требуют дальнейшего развития.

Следует отметить, что институт условного осуждения постоянно совершенствуется, возникают новые проблемы, требующие как теоретического, так и практического эффективного решения. Как показывает практика, многие из этих проблем до сих пор окончательно не решены. В данной дипломной работе исследуется проблема контроля над условным осуждением и меры по его совершенствованию.

Научной разработке проблемы контроля за условно осужденными посвятили свои работы Антонян Ю. М., Батычко В.Т., Борзенков Г.Н., Дегтярева О.Л., Виноградов А.Б., Чугаев А.П. Земляной Г.Л. Романова С. В.Д., Казанцев С. Я., Кругликов Л. Л., Козочкина И.Д., Шнитенков А.В., Щепельков В.Ф., Яковлева Л.В. и многие другие.

Целью бакалаврской работы является анализ проблемы контроля над испытуемыми, а также разработка способов совершенствования этой процедуры контроля.

Для достижения представленной цели необходимо решение следующих задач:

9 стр., 4078 слов

Выбор систем контроля и управления доступом

... познакомиться с различными системами контроля доступа и на основании полученных знаний уметь делать выбор на практике. 1. Автономные и сетевые системы контроля и управления доступом 1.1 Автономные СКУД ... вариант системы с «тачмемори»считывателями. 2. СКУД «Проходная1» - это система контроля и управления доступом с одной точкой входа через турникет, основанная на программном комплексе TSS2000Profi. ...

  • исследовать понятие и юридическую природу условного осуждения;
  • изучить учреждения и органы, контролирующие исполнение условного осуждения;
  • рассмотреть порядок исполнения условного осуждения;
  • охарактеризовать отмену условного осуждения или продление испытательного срока;
  • проанализировать формы и виды контроля за условно осужденными лицами;
  • изучить технические средства контроля и их значение в повышении его эффективности;

предложить мероприятия по совершенствованию процедуры контроля за условно осужденными

Объектом исследования в данной бакалаврской работе являются общественные отношения, возникающие в результате реализации контрольной функции над стажером в Российской Федерации.

Предметом исследования в данной бакалаврской работе выступают действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство РФ и связанные с ними нормативно-правовые акты, регулирующие основания и порядок применения контроля за условно осужденными, учебная и научная литература об условном осуждении.

Исследования, проводимые в данной дипломной работе, основаны на диалектическом методе научного познания явлений окружающей действительности, который отражает взаимосвязь теории и практики. Обоснованность положений, рекомендаций и выводов, содержащихся в дипломной работе, достигается за счет комплексного применения таких социально-правовых методов исследования, как историко-правовой, логико-правовой и статистический.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как Виноградов А.Б., Журавлева М.П., Наумов А.В., Зайцева Т.Ю., Инкина Ю.А., Казанцев С. Я., Карпец И.И., Коробов П.В., Ломако В.А., Смаева Р.В., Тарбагаев А.Н., Яковлева Л.В. и другие.

Нормативная база исследования представлена Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» от 18.02.2013 г.

Эта дипломная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ, .1 Понятие и юридическая природа условного осуждения

На сегодняшний день в юридической литературе нет единого мнения о правовой природе условного приговора.

Между тем грамотное решение этой проблемы имеет теоретическое и практическое значение. В зависимости от формулировки юридической природы условного осуждения определяется решение конкретных вопросов при назначении наказания по совокупности приговоров или отмене назначенного судом первой инстанции условного осуждения вышестоящей судебной инстанцией, а также включении условного осуждения в систему наказаний, определении в системе Общей части Уголовного кодекса места условного осуждения и др.

В юридической литературе самыми распространенными выступают следующие определения юридической природы условного осуждения:

16 стр., 7670 слов

Уголовное право (Общая часть)

... преобладание естественных Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 275. Гольдинер В.Д. Мотив преступления и его значение в советском уголовном праве // Сов. ... мотивом оказывают влияние формирование преступного поведения человека. Мультимотивация предполагает наличие связного набора исходных мотиваций и основных целей преступного поведения. Эта последовательность сочетается с ...

  • в качестве отсрочки исполнения наказания;
  • в качестве особого вида наказания;
  • как особой меры общественного воздействия;
  • как особого средства исправления (воспитания) осужденного;
  • как условного освобождения от отбывания (исполнения) наказания.

Те юристы, которые рассматривают условный срок как наказание, как правило, обосновывают свою точку зрения теми аргументами, которые можно сформулировать следующим образом. Во-первых, испытательный срок, как и другие наказания, предусмотренные уголовным законодательством, является актом государственного принуждения. От имени государства суд осуждает виновное лицо, хотя и условно. Однако, наказывает его.

Во-вторых, испытательный срок, как и другие уголовные наказания, включает элементы принуждения. В течение испытательного срока осужденный должен вести себя в установленном порядке.

В-третьих, испытательный срок направлен на решение целей наказания, что характерно только для наказания.

По мнению Тяжковой И.М. и Кузнецовой Н.Ф., представленные доводы несодержательны, а ссылка на то, что условное осуждение является актом государственного принуждения и осуждения, не определяет юридический характер условного осуждения как наказания.

Также урегулирование гражданского спора может осуществляться с использованием принуждения через суд, но это принуждение не является наказанием.

Условное предложение связано с реализацией некоторых элементов принуждения. Согласно ст. 188 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ), за условно осужденным в ходе испытательного срока осуществляется контроль. Кроме того, суд может наложить на осужденного определенные обязанности, например, не менять постоянное место работы, проживания и учебы без соответствующего уведомления уголовно-исполнительной инспекции. Однако это принуждение никак не связано с наказанием, поскольку находится вне наказания.

По мнению сторонников этой точки зрения, тот факт, что ее применение гарантирует достижение основной цели наказания, определенной уголовным законом, свидетельствует в пользу признания приговора условным. Однако эти цели достигаются без уголовной ответственности и наказания. К примеру, при освобождении от уголовной ответственности виновного по причине его деятельного раскаяния в соответствии со ст. 75 УК РФ.

Отнесение к наказанию условного осуждения вызывает проблему сравнения тяжести реально исполняемых исправительных работ и условного осуждения с отбываемыми в действительности наказаниями (например, условное осуждение).

Вопрос о возможности замены условного приговора более мягким судом второй инстанции возникает в связи с отнесением условных приговоров к наказаниям.

Признание условного приговора связано с тем, что в случае его отмены за несоблюдение условно осужденным условий в течение испытательного срока «неисполненная» часть условного приговора подлежит исполнению.

В соответствии со ст. 74 УК РФ, в случае злостного или систематического неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока наложенных на него судом обязанностей, по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может постановить об отмене условного осуждения, а также исполнении назначенного приговором суда наказания.

В данном случае речь идет о реальной возможности исполнения не так называемой «невыполненной» части, а всего условно назначенного наказания. Подобная проблема возникает также при решении вопроса о назначении наказания условно осужденному по совокупности приговоров, при совершении в течение испытательного срока преступления (ст. 74 УК РФ).

10 стр., 4583 слов

Организация труда осужденных

... труде особенностей (ч. 2 ст. 103 УИК РФ). 3) сочетание труда и профессионального обучения осужденных. Данный принцип в соответствии с частью 1 ст. 108 УИК РФ выражается ... условиях, удовлетворять потребности самих заключенных, помогать семьям, накапливать необходимые средства для отбытия наказания. 1.1 Основные принципы Эффективность норм уголовно-исполнительного законодательства зависит не только от ...

В том случае, если приостановление исполнения наказания является наказанием, то в этом случае к приговору, назначенному за новое правонарушение, можно добавить «условное наказание» только в его «невыполненной» части.

В УК РФ условное осуждение не входит в систему наказаний. Однако, оно помещено вместо гл. 12 «Освобождение от отбывания наказания» в гл. 10 «Назначение наказания».

Характерной чертой условного осуждения выступает то, что суд ставит осужденному условие при его применении, суть которого заключается в том, что в течение испытательного срока лицо выполняет определенные обязанности, возложенные на него судом и перечисленные в ст. 73 УК РФ.

Основная цель условного приговора — стимулировать исправление правонарушителя. Следовательно, УК РФ определяет, что если условно осужденный собственным поведением доказал свое исправление до истечения испытательного срока, то суд может постановить об отмене условного осуждения, а также о снятии с осужденного судимости по представлению осуществляющего контроль за поведением условно осужденного органа.

При этом, согласно ст. 74 УК РФ, допускается отмена условного осуждения по истечении не менее половины установленного испытательного срока. Если условно осужденный совершит преступление по неосторожности или умышленное преступление по неосторожности в течение испытательного срока, вопрос о сохранении или отмене условного приговора решается судом.

Для осужденных, не оправдавших доверия суда, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены конкретные последствия, дифференцированные по признакам противоправного поведения осужденного. Например, при уклонении условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или совершении нарушения общественного характера, за которое на него было наложено соответствующее административное взыскание, суд может продлить испытательный срок не более чем на один год.

Таким образом, условное наказание может быть отнесено к виду освобождения от наказания или к определенной форме реализации уголовной ответственности.

Правовая природа условного осуждения состоит в условном освобождении виновного от реального отбывания им наказания, назначенного приговором суда, при условии выполнения лицом обязанностей, возложенных на него, и соблюдения установленных ограничений в ходе конкретного испытательного срока, установленного приговором суда.

Относительно юридической природы данной меры существует большое количество мнений: ее рассматривают:

  • как вид уголовного наказания;
  • как особый порядок исполнения приговора и т.д.

Однако, на наш взгляд, наиболее приемлемым является мнение о том, что условность выражается непосредственно в неприменении приговора, вынесенного судом, в условиях, предусмотренных законом, при которых лицо окончательно и полностью освобождается от наказания.

1.2 Учреждения и органы, контролирующие исполнение условного осуждения

Система исполнения наказаний без лишения свободы в различных государствах основана на двух основных вариантах.

29 стр., 14192 слов

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

... «административное наказание», определите сущность административного наказания. 2. Определите виды административных санкций, разделите их на возможные классификации. 3. Изучить основные виды административных наказаний. 4. Проанализировать дополнительные виды административных наказаний. 5. Определить имеющиеся проблемы административных наказаний. Методология ...

Например, в ряде зарубежных странах (Польша), контроль за условно осужденными возложен на суд. В других странах данную функцию выполняют такие специальные государственные органы, как военизированная организация (полиция) или гражданская служба.

В Российской Федерации большинство альтернативных мер, а также не связанные с лишением свободы наказания, исполняют такие специальные государственные органы, как уголовно — исполнительные инспекции (УИИ).

УИИ РФ вплоть до начала 1999 г. были включены в структуру территориальных (городских, районных и межрайонных) органов внутренних дел, в то время как их сотрудники являлись сотрудниками МВД.

Сегодня уголовно-исполнительные инспекции — это учреждения, которые, по мнению УИК РФ, осуществляют уголовные санкции в отношении осужденных без изоляции от общества. На УИИ РФ возложены следующие задачи:

  • исполнение наказаний в виде исправительных работ;
  • исполнение наказаний в виде обязательных работ;
  • контроль за поведением условно осужденных;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать конкретные должности;
  • предупреждение преступлений и других правонарушений со стороны состоящих на учете в инспекциях лиц.

Эти проверки в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственные акты.

Согласно ч. 1 ст. 188 УИК РФ, уголовно-исполнительные инспекции РФ реализуют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, а также контролируют соблюдение условно осужденными общественного правопорядка и исполнение возложенных судом на них обязанностей при содействии сотрудников других служб органов внутренних дел.

При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности УИИ РФ в полном объеме осуществляет мероприятия, установленные ст. 33 — ст. 38 УИК РФ.

ежеквартально проверяют осужденных по существующим учетам городских районных органов внутренних дел на предмет выявления совершения новых преступлений и нарушений общественного порядка, которые повлекли за собой применение мер административного воздействия, а также привлечение к уголовной ответственности в том случае, если не установлен автоматизированный порядок уведомления соответствующих инспекций со стороны информационной службы о допущенных осужденными нарушения;

  • проводят профилактические беседы с условно осужденными, их родственниками и лицами, которые могут положительно повлиять на процесс воспитания условно осужденных. Кроме того, принимают меры по предотвращению случаев неисполнения обязанностей, возложенных судом, нарушений общественного порядка, а также повторных преступлений со стороны условно осужденных;
  • систематически направляют списки осужденных, поставленных на учет, в городские районные органы внутренних дел, основываясь на характере преступлений, совершенных осужденными, а также в территориальные подразделения городских районных органов внутренних дел (не реже одного раза в квартал);
  • принимают участие в разных спецоперациях и рейдах, а также дают задания, направленные на проверку поведения осужденных по месту их проживания и в общественных местах другим службам городского районного органа внутренних дел при реализации представленных мероприятий;
  • проводят другие мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением контроля за образом жизни и поведением осужденных, исполнением обязанностей, возложенных судом.

В необходимых случаях Пенитенциарный институт РФ дает указания сотрудникам служб УВД города по наблюдению за поведением осужденных и проверке исполнения судом возложенных на них обязанностей.

18 стр., 8538 слов

Должностные преступления

... должностных преступлений; изучение методик планирования расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальных следственных действий с учетом большого количества статей находящихся в главе 30 УК РФ и ограниченным объемом курсовой работы ... Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно подразделяются на следующие группы: общие должностные преступления, которые ...

О выявленных фактах неисполнения осужденными обязанностей, возложенных на них судом, различных формах антиобщественного поведения, а также о реализованных мероприятиях по контролю за поведением условно осужденных, участковые инспектора полиции и сотрудники иных служб в обязательном порядке докладывают начальнику городского районного органа внутренних дел рапортом.

Во всех необходимых случаях к протоколам могут быть приложены объяснения осужденных и других лиц, различные материалы. После непосредственного рассмотрения рапорты с соответствующей резолюцией начальника городского районного органа внутренних дел подлежат передаче в инспекцию вместе с материалами в целях приобщения к личным делам условно осужденных и принятия соответствующих мер.

В условиях реализации принципа гуманизации уголовного законодательства РФ и правоприменительной практики судами общая доля осужденных к мерам и наказаниям уголовно-правового характера без лишения свободы составляет на сегодняшний день около 60%.

Ежегодно, по данным Российской Федерации, уголовно-исполнительные проверки Российской Федерации проходят от 1,3 млн до 1,4 млн заключенных.

Среднемесячная численность осужденных составляет около 700 тысяч осужденных. Следовательно, учитывая современную правоприменительную практику, основная задача Правительства РФ состоит в том, чтобы организовать все надлежащие и необходимые условия для эффективной деятельности и успешного функционирования уголовно- исполнительных инспекций РФ.

Таким образом, в течение процесса исполнения условного осуждения осужденный находится под контролем уголовно-исполнительной инспекции, система средств контроля которой разнообразна (от точного установления дней отчетности условно осужденного до осуществления личных проверок инспектором по месту проживания, на работе и реализации специальных рейдов), что способствует созданию объективной картины поведения условно осужденного в течение испытательного срока.

Таким образом, контроль за поведением условно осужденного осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.

В течение испытательного срока судья по предложению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного правонарушителя, может полностью или частично отменить или дополнить обязанности, ранее установленные для осужденного правонарушителя.

31 стр., 15457 слов

Можно условно разделить на две группы

... стратегий немецких автоконцернов. Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи : Определить понятие конкуренции и охарактеризовать конкурентную стратегию как способ получения компанией преимущества на рынке; Определить, как структурный анализ рынка влияет на ...

1.3 Порядок исполнения условного осуждения

Условное осуждение может быть применено в том случае, если осужденному назначено наказание в форме исправительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения по военной службе или лишения свободы до 8 лет. В свою очередь, условное осуждение не назначается в следующих случаях:

  • осужденным за преступления террористического характера (ч. 1 ст. 205, ч.1 и 2 ст. 205.1, ст. 205.2, ч. 2 ст. 205.4, ч. 2 ст. 205.5, ч. 1 — ч. 3 ст. 206 и ст. 360 УК РФ);
  • осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних младше четырнадцатилетнего возраста (половые преступления и деяния, связанные порнографией и проституцией);
  • совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в процессе испытательного срока при назначенном за совершение умышленного преступления условном осуждении или в течение неотбытой части назначенного за совершение умышленного преступления наказания при условно-досрочном освобождении;
  • опасный или особо опасный рецидив.

Кроме того, суд может прийти к выводу, что правонарушителя можно исправить, фактически не отбыв ему наказания. При этом он постановляет считать назначенное условным наказание.

Условные приговоры в основном используются при назначении тюремного заключения. Обычно отсрочка наказания не назначается как за тяжкие, так и за особо тяжкие преступления.

Суд может применить его к отдельным участникам подобных преступлений только в тех случаях, если установлена второстепенная роль данных лиц, а также в том случае, когда характеризующие личность виновного данные, а также обстоятельства, при которых было осуществлено преступление, дают право считать изоляцию осужденного от общества нецелесообразной.

На практике условное осуждение применяется крайне редко при установлении срока наказания выше 5 лет, но оно может быть назначено также при совокупности преступлений (назначается за все преступления общее наказание).

Суд при назначении условного осуждения учитывает степень характер и характер опасности совершенного преступления, а также личность виновного (смягчающие или, наоборот, отягчающие обстоятельства).

Так, рассматривается поведение данного лица после и до совершения преступления (присутствие правонарушений и аморальных поступков или, наоборот, положительное постпреступное поведение).

Кроме того, учитывается факт наличия иждивенцев, положительные характеристики с места учебы или работы, возраст (несовершеннолетний, пожилой), плохое состояние здоровья, признание вины.

При назначении условного наказания суд устанавливает испытательный срок, в течение которого осужденный своим поведением обязан ясно продемонстрировать свое раскаяние и исправление. В том случае, если лишение свободы назначено на срок до 1 года или был применен более мягкий вид наказания, испытательный срок должен от 6 месяцев до 3 лет. В случае лишения свободы свыше 1 года — от 6 месяцев до 5 лет.

В случае назначения наказания в виде лишения свободы в дисциплинарной воинской части испытательный срок устанавливается со дня вынесения приговора в течение оставшегося срока военной службы.

Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В этот период отсчитывается время, прошедшее со дня оглашения приговора. Данные правила установления сроков были официально установлены Федеральным законом № 33-ФЗ «О внесении изменений в ст. 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 29.03.2010 г. Испытательные сроки, не истекшие на день вступления в силу этого закона, исчисляются в новом порядке.

20 стр., 9524 слов

Система управления запасами точно в срок

... собственном представлении об управлении производственными запасами. Это система «канбан» и система «точно в срок». Но мы остановимся более подробно на методе управления запасами «точно в срок» или «точно в срок», сокращенно «jit». Как известно, система «точно в срок» впервые появилась в Японии. Организация производства ...

Кроме того, к условному приговору могут быть применены дополнительные виды наказания.

При назначении условного осуждения суд возлагает на условно осужденного с учетом его состояния здоровья, возраста и трудоспособности исполнение конкретных обязанностей:

  • трудоустроиться или продолжить обучение в общеобразовательной организации;
  • не изменять постоянного места работы, жительства и учебы без соответствующего уведомления осуществляющего контроль за поведением условно осужденного специализированного государственного органа;
  • не посещать конкретные места;
  • пройти курс лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании или венерического заболевания.

Суд имеет право возложить на условно осужденного исполнение иных обязанностей, которые поспособствовали бы его исправлению (поступить на учебу, устроиться на работу или возместить причиненный преступлением вред и т.п.)

Сегодня до половины приговоров, вынесенных судами, предусматривают отсрочку приговора.

Таким образом, условное осуждение на сегодняшний день регламентируется ст. 73 УК РФ.

Если суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания им наказания (содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения по военной службе, исправительных работ, лишения свободы на срок до 8 лет), то он постановляет считать условным назначенное наказание.

При назначении отсрочки наказания судья принимает во внимание личность виновного, степень и характер социальной опасности преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Суд при назначении условного осуждения устанавливает испытательный срок, величина которого определена в ч. 3 ст. ст 73 УК РФ, в ходе которого условно осужденный обязан своим поведением доказать исправление. Испытательный срок начинается с момента вступления приговора в законную силу и включает время, прошедшее со дня вынесения приговора.

1.4 Отмена условного осуждения или продление испытательного срока

Согласно ст. 74 УК РФ, законом предусмотрены конкретные способы, которые дают суду возможность скорректировать решение о назначении условного осуждения, принятое ранее.

К данным способами относятся следующие, представленные на рисунке 1.1:

 отмена условного осуждения или продление испытательного срока 1

Рисунок 1.1 — Способы, которые дают суду возможность скорректировать решение о назначении условного осуждения

Для каждого из способов, представленных на рисунке 1.1, закон предусматривает определенные правовые основания.

В соответствии ч. 1 ст. 74 УК РФ, правовым основанием для отмены условного осуждения по конкретным реабилитирующим признакам выступает такое поведение осужденного, которое может послужить доказательством для его исправления.

Согласно содержанию норм регулирующих применение условного осуждения УК РФ и УИК РФ, становится видно, что данное поведение должно быть выражено, в первую очередь, в несовершении в ходе испытательного срока нового административного правонарушения или преступления, исполнении лицом обязанностей, возложенных судом, а также отсутствии существенных замечаний со стороны контролирующего органа.

5 стр., 2431 слов

Психологические аспекты и сущность управленческого контроля

... а обнаружить и помочь: в этом психологическая сущность и значение контроля как управленческого действия. Существует несколько общеизвестных классификаций контроля. Обратимся к другой достаточно хорошо известной ... К недостаткам этой системы относятся: 1. Слабеет непосредственный (оперативный) контроль руководителя над деятельностью подчиненных. 2. Есть опасность, что цели фирмы могут быть ...

Только в этом случае условное наказание подлежит автоматической отмене по окончании испытательного срока, который исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Судимость погашается и контроль за поведением лица, соответственно прекращается на основании п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Согласно данному основанию, суд имеет право отменить условное осуждение также до истечения испытательного срока, т.е. по представлению контролирующего органа досрочно, что является причиной для возникновения дополнительного стимула для примерного поведения осужденного. Следует отметить, что такая отмена может быть произведена по истечении не менее половины установленного испытательного срока.

Также правовые основания для продления испытательного срока условно осужденному проявляются в случаях, если лицо уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом или если лицо совершило определенное нарушение общественного порядка, в соответствии с которым на него было наложено соответствующее административное взыскание.

Контролирующий орган предупреждает в письменной форме осужденного о наличии возможности отмены условного осуждения, а также направляет представление о продлении испытательного срока в суд, который может, в свою очередь, продлить не более чем на один год испытательный срок или отказать в подобном продлении. Однако, условное осуждение не может при этом не подлежит отмене.

Правовые основания для отмены условного осуждения по признакам, компрометирующим осужденного, следующие:

совершение в течение испытательного срока условно осужденным преступления по неосторожности или умышленного преступления незначительной тяжести.

В этом случае вопрос о целесообразности отмены условного приговора подлежит рассмотрению судьей с учетом обстоятельств совершения правонарушения, а также данных, характеризующих личность и поведение правонарушителя в период отбывания наказания. Прошедшая часть периода испытания.

Наказание также устанавливается по правилам ст. 70 УК РФ в случае отмены условного осуждения;

  • совершение в течение испытательного срока условно осужденным умышленного преступления тяжкого, особо тяжкого или средней тяжести преступления.

В данном случае условное осуждение подлежит отмене в обязательном порядке, а наказание, назначенное судом, присоединяется к тому наказанию, которое было назначено за вновь совершенное преступление, согласно ст. 70 УК РФ. Соответствующее определение об отмене условного осуждения выносит суд при постановлении нового приговора;

  • злостное или систематическое неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей в ходе испытательного срока.

Согласно ст. 190 УИК РФ, систематическим неисполнением обязанностей выступает невыполнение предписанных или совершение запрещенных условно осужденному действий в течение года или более 30 дней (продолжительное неисполнение обязанностей), возложенных на него судом более двух раз.

Следует отметить, что те случаи, когда осужденный скрывался от допроса, приравниваются к систематическому невыполнению своих обязанностей.

По закону скрывающимся от контроля признан нарушитель, чья должность не устанавливалась более 30 дней. Вопрос об отмене условного приговора на этом основании решается судом по предложению органов, контролирующих поведение условно осужденного. Решение суда обязательно должно быть мотивировано в случае отказа в отмене условного приговора.

Таким образом, ст. 74 УК РФ посвящена регламентации процедуры отмены условного осуждения или продления испытательного срока.

В том случае, если условно осужденный до истечения испытательного срока своим поведением доказал собственное исправление, то суд по представлению осуществляющего контроль за поведением условно осужденного органа имеет право постановить о снятии с осужденного судимости и отмене условного осуждения.

В этом случае условное наказание подлежит отмене только по истечении не менее половины официально установленного испытательного срока.

Если условно осужденный уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или совершил нарушение общественного порядка, за которым последовало его привлечение к административной ответственности, то суд может продлить испытательный срок, однако, не более чем на один год.

Если условно осужденный в ходе испытательного срока нарушал систематически общественный порядок, за что был привлечен к административной ответственности, а также не исполнял систематически обязанности, возложенные на него судом, или скрывался от контроля, то суд по представлению указанного в ч. 1 ст. 74 УК РФ органа, может вынести соответствующее решение об отмене условного осуждения и исполнении назначенного приговором суда наказания.

В случае совершения в течение испытательного срока особо тяжкого или умышленного тяжкого преступления условно осужденным суд отменяет назначенное условное осуждение и устанавливает ему наказание в соответствии с правилами 70 УК РФ.

ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ, .1 Формы и виды контроля за условно осужденными лицами

Контроль за поведением осужденных осуществляется как уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства, так и командованием воинских частей.

Контролировать поведение условно осужденных при выполнении собственных служебных обязанностей и в границах компетенции обязаны администрации организаций, учреждений и предприятий по фактическому месту работы осужденных, сотрудники полиции, органов прокуратуры, местного самоуправления, судов и военных комиссариатов, других общественных объединений и организаций.

Инспекции во исполнение контрольной функции за условно осужденными лицами:

  • осуществляют персональный учет условно осужденных;
  • в полном объеме осуществляет все необходимые исполнительные мероприятия, предусмотренные ст. 33-38 УИК РФ, при назначении условно осужденному как дополнительного наказания лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретные должности;
  • контролируют исполнение возложенных обязанностей и соблюдение ими общественного порядка с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • направляют в военный комиссариат копию приговора суда в случае призыва условно осужденного на военную службу, а также в необходимых случаях — другие документы, которые требуются для реализации контроля за поведением по месту прохождения им службы;
  • осуществляют первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения, а также причин уклонения при уклонении условно осужденного от контроля в соответствии сл ст. 188 УИК РФ.

При получении распоряжения суда с копией приговора (постановления, определения или предписания), инспекция регистрирует данные документы в журнале учета осужденных и в журнале входящих документов, а далее оформляет документы в установленном в главе I настоящей Инструкции порядке.

Кроме того, постановка на учет может быть реализована только на основании документов, поступивших из суда. В свою очередь, судья или председатель суда направляют распоряжение об исполнении приговора с копией приговора в соответствующий орган.

В уголовно-исполнительной инспекции заводится личное дело условно осужденного, в котором содержатся необходимые сведения о выполнении возложенных судом на осужденного обязанностей, его поведении, связях и т.п.

В состав личного дела входят следующие документы и материалы:

  • справка о вступлении приговора в силу;
  • приговор;
  • копия извещения о принятии к исполнению данного приговора;
  • справка о проведении беседы;
  • документы о ежеквартальных проверках по административной практике;
  • рапорты участковых уполномоченных полиции;
  • материалы о розыске уклоняющегося от контроля;
  • материалы о нарушениях и принятых связанных с ними мерах;
  • рапорт о снятии с учета;
  • определение суда о назначении наказания с лишением свободы или отмене условного осуждения;
  • документы о снятии с учета по другим основаниям;
  • другие сведения и документы.

Контроль производится на основании данных, содержащихся в справочной картотеке органа внутренних дел в отношении тех лиц, которые совершившими правонарушения. В свою очередь, в личном деле устанавливается специальная карточка, в которую подлежат занесению правонарушения, которые были совершены как по месту жительства, так и за его пределами.

Основные виды контроля за условно осужденными, реализуемые УИИ РФ:

  • контроль за соблюдением правопорядка условно осужденным;
  • персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока;
  • контроль за соблюдением обязанностей, возложенных на условно осужденного судом;
  • контроль за соблюдением правопорядка осужденным;
  • исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности;
  • взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении;
  • взаимодействие с другими службами внутренних дел и командованием воинских частей по вопросам осуществления контроля за условно осужденным.

Суд возлагает исполнение ряда обязанностей на условно осужденного (не изменять постоянное место работы, жительства, учебы без соответствующего уведомления уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места (рестораны, игорные заведения и т.п.); оказывать материальную поддержку семье, пройти курс лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании, венерического заболевания и т.п.

Изменяя постоянное место жительства (учебы, работы), осужденный должен уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.

Кроме того, при обнаружении в запрещенном месте осужденного фиксируется данный факт его нахождения в неположенном месте.

Факт оказания материальной поддержки семье подлежит контролю при помощи опроса родственников, членов семьи или соседей с последующим составлением приобщаемой к контрольному делу справки.

Подтверждающим выполнение курса лечения документом выступает справка медицинского учреждения.

Осужденные должны являться как по вызову, так и самостоятельно для отчета в уголовно-исполнительную инспекцию. При наличии факта невозможности определения местоположения условно осужденного силами уголовно-исполнительной инспекции он подлежит объявлению в уголовный розыск.

Инспекция с целью контроля за поведением условно осужденных в течение испытательного срока:

  • принимает участие в проводимых органами внутренних дел профилактических мероприятиях, направленных на проверку осужденных в общественных местах и по их месту жительства;
  • проверяет осужденных по специальным учетам органа внутренних дел не реже одного раза в квартал на предмет выявления привлечения к уголовной ответственности (новых правонарушений);
  • уведомляет администрацию организации, лечебного учреждения или учебного заведения по отношению к условно осужденному, на которого возложены судом обязанности не изменять место работы (учебы) без соответствующего уведомления инспекции, пройти курс лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании, венерического заболевания;
  • не реже одного раза в квартал (систематически) направляет списки поставленных на учет инспекции осужденных в соответствующие подразделения органов внутренних дел;
  • заводит в отношении условно осужденного, на которого судом возложена обязанность посетить инспекцию с целью регистрации, регистрационный лист.

Справки о результатах проверок условно осужденных, проведении профилактических бесед с ними, а также все материалы насчет исполнения осужденным обязанностей и его поведения, объяснения осужденного и иные документы, в обязательном порядке подлежат приобщению к личному делу осужденного.

Таким образом, в зависимости от поведения условно осужденного в ходе испытательного срока к нему могут быть применены меры как взыскания, так и поощрения, а вопрос об их конкретном применении решается по представлению осуществляющего контроль за поведением условно осужденного органа судом.

2.2 Технические средства контроля и их значение в повышении его эффективности

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением условно осужденными ограничений и обязанностей предполагается использование таких технических средств, как аудиовизуальные, электронные и другие технические средства контроля и надзора.

Мониторинг в переводе с английского языка понимается как контроль, проверка, наблюдение, увещевание, наставление, и совет. Данное понятие в узком смысле в русском языке используется как синоним наблюдения.

Электронный мониторинг условно осужденных подразумевает систематическое наблюдение, а также связанными с ними явлениями и процессами с использованием электронных приборов для контроля своевременного реагирования их на негативные изменения, а также составление соответствующего прогноза и накопление информации об условно осужденных, их поведении и деятельности.

Под электронным мониторингом условно осужденных в широком смысле слова следует понимать комплексную систему взаимосвязанных организационных, правовых и технических мероприятий, реализуемых с помощью электронных средств контроля, наблюдения и накопления информации, ориентированных на предупреждение, раскрытие и пресечение правонарушений.

Существующая на сегодняшний день практика применения электронных браслетов за рубежом способствует классификации электронного мониторинга условно осужденных на несколько групп по различным критериям (основаниям).

Реализация электронного мониторинга напрямую затрагивает следующие гарантированные конституционные права граждан:

  • право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ);
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);
  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Также гражданину гарантируется, что сбор, использование, хранение и распространение информации о частной жизни не допускаются без его согласия в соответствии со ст. 24 Конституции РФ.

К признакам электронного мониторинга относятся следующие, представленные на рисунке 2.1:

 технические средства контроля и их значение в повышении его эффективности 1

Рисунок 2.1 — Признаки электронного мониторинга

Средствами мониторинга выступают разнообразные электронные устройства, которые позволяют регулярно наблюдать за объектом, а также контролировать изменения его физических параметров (передвижение), в соответствии с чем оперативно реагировать на возникающие негативные изменения и аккумулировать всю полученную информацию с целью последующего анализа.

Например, ФСИН Российской Федерации проводится системная работа по развертыванию системы электронного мониторинга поднадзорных лиц.

Применение технических средств контроля и надзора условно осужденных преследует следующие основные цели:

  • предупреждение преступлений со стороны осужденных;
  • предупреждение нарушений порядка и условий отбывания наказания;
  • получение необходимой информации о поведении осужденных.

На наш взгляд, благодаря использованию системы электронного мониторинга возможно обеспечить получение объективной, своевременной, четкой информации об осужденном с целью принятия обоснованных решений.

Система применения электронного мониторинга поведения условно осужденных способствует оказанию на него воздействие в дистанционной форме, что значительно повышает безопасность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), а также исправительных центров в РФ.

В подтверждение изложенного приведем данные проведения исследования, респондентами которого выступили разные категории представителей службы исполнения наказаний г. Ростова-на-Дону, не связанных с изоляцией от общества осужденного.

Надзор за отбыванием наказания условно осужденными в соответствии с Законом осуществляется по месту их работы и в других местах их непосредственного пребывания.

В связи с этим, необходимо четкое разграничение особенностей и порядка данного надзора за поведением условно осужденных в местах их непосредственного нахождения.

Проведенный анализ практики свидетельствует о том, что при применении системы электронного мониторинга в отношении условно осужденных возникают проблемы организационного, правового и технического характера.

Например, действия условно осужденных могут быть ориентированы на обман системы слежения (попытка подмены сигнала, снятие с конечности электронного браслета), а также порчу имущества, поиск правовых «слабых мест», которые позволят им уйти от ответственности за назначенного судом нарушение режима.

Нарушение правильной работы и вывод из строя системы могут быть связаны с использованием так называемых «глушилок», причинением вреда (или имитацией) конечности в целях получения направления на проведение рентгена в медицинское учреждение (данное облучение выводит из строя оборудование), оборачиванием в фольгу (не выступает порчей оборудования, поэтому доказать подобную провокацию в суде крайне трудно).

В связи с этим, необходима разработка и последующее внедрение механизмов, которые позволяют как легко обнаружить, так и доказать факт умышленной порчи оборудования.

Следовательно, на наш взгляд, проработки требуют вопросы о снятии осужденным или сторонним человеком электронного браслета, а также те случаи, при которых медицинское заключение на электронный браслет, стационарное контролирующее устройство, мобильное контролирующее устройство, мобильный телефон и иное оборудование, которое необходимо для определения вероятного причинения вреда здоровью (влияние на людей с сердечной недостаточностью или применяющих специальные электронные средства, разнообразные натертости, негативное воздействие на кормящих матерей, вред от применения данных средств на потенцию) отсутствуют.

По нашему мнению, в первую очередь, технические средства контроля надзора необходимо применять по отношению к условно осужденным и с отсрочкой отбывания наказания, которые склонны к совершению правонарушений (в том числе совершающих рецидивы после постановки на учет), уклоняющихся от контроля УИИ.

Эффективно отлаженная и стабильно функционирующая система технических средств способна обеспечить высокое качество надзора за поведением осужденных как в жилых, так и в производственных помещениях, локальных зонах, а также при проведении разного рода массовых мероприятий спортивного и культурно-просветительного характера, в особенности, когда на данных мероприятиях присутствует большое количество приглашенных, в том числе способствует выявлению случаев, свидетельствующих о недозволенных контактах осужденных с другими лицами и с целью пресечения случаев передачи запрещенных предметов. Так, следует отметить эффективность и полезный общественный эффект от принятия 18.02.2013 г. Постановления Правительства РФ № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений».

Электронные системы слежения появились в отечественном списке мер наказания благодаря изменениям, внесенным в 2010 г. Федеральным законом от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы».

После внесения поправок в УК РФ, наряду с лишением свободы, появился такой вид наказания, как ее ограничение (ст. 53), который предусматривает три основные меры, которые применяются к осужденному гражданину на протяжении всего периода наказания:

  • ограничение передвижения (установление территориальных и временных рамок);
  • ограничение выбора места жительства и работы (учебы);
  • ограничение общения (отказ в посещении массовых мероприятий, а также мероприятий иного характера).

По последним данным ФСИН РФ, на данный момент электронные браслеты применяются в 60 регионах государства. Данные браслеты выдаются в комплекте со стационарным или мобильным устройством — в зависимости от вида ограничения свободы. С помощью стационарного контролирующего устройства (СКУ), по виду напоминающего факс, за носителем браслета ведется «наблюдение» дома.

На сегодняшний день в России создана нормативно-правовая база для использования электронных браслетов: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»; Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений»; Постановление Правительства РФ от 4.06.2012 г. № 553 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам», Приказ Минюста РФ от 11.10.2010 г. № 258 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» и др.

2.3 Мероприятия по совершенствованию процедуры контроля за условно осужденными

После постановки на учет условно осужденный вызывается в инспекцию для осуществления регистрации, в ходе которой ему подробно разъясняются обязанности, последствия невыполнения и ответственность как за нарушение общественного порядка, так и за совершение нового преступления, о чем у условно осужденного отбирается подписка, проверяются его анкетные данные, выясняются сведения о родственниках и лицах, которые способны оказать влияние на осужденного, а также ряд других вопросов, имеющие важное значение для осуществления контроля за поведением условно осужденного.

По результатам проведенной процедуры регистрации составляется справка, которая приобщается к личному делу осужденного вместе с подпиской. В том случае, если на условно осужденного возложена судом обязанность не менять место работы или учебы без уведомления инспекции, а также пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, инспекция уведомляет администрацию предприятия (учебного и лечебного учреждения) об этом.

За добросовестное исполнение условно осужденным возложенных на него обязанностей судом и хорошее поведение в течение испытательного срока суд может частично или полностью отменить установленные обязанности по соответствующему представлению инспекции.

Следует отметить, что на сегодняшний день а нормах УИК РФ нет такого понятия привода как меры государственного принуждения по отношению к лицам, нарушающим порядок и условия исполнения наказаний, выступающих альтернативами лишения свободы. Кроме того, не урегулированы законодательно форма решения, а также порядок осуществления привода и его исполнитель.

Анализируя смежное законодательство РФ, содержащее понятие «привод», выводим следующее.

Согласно ст. 113 УПК РФ, приводу могут быть подвергнуты только обвиняемый, подозреваемый, потерпевший и свидетель в случае неявки по вызову. При этом привод заключается в принудительном доставлении определенного к следователю, дознавателю, прокурору, а также в суд на основании определения или постановления о принудительном приводе.

Данные определения и постановления подлежат исполнению судебными приставами или органами дознания. Согласно ст. 27.15 КоАП РФ, органы внутренних дел реализуют приводы только граждан, в отношении которых организуется производство по делу об административном правонарушении. Приводы проводятся полицией на основании определения органа или должностного лица, которые рассматривают соответствующее дело об административном правонарушении.

Следовательно, понятие «привод осужденных» является, в первую очередь, мерой государственного принуждения, которая применяется к уклоняющимся от отбывания наказания или контроля лицам и предписывает принудительное обеспечение следования в орган, непосредственно исполняющий наказание, а также осуществляющий контроль за поведением, с целью выполнения мероприятий по контролю (исполнению наказания), регистрации данного лица, реагирования на факты правонарушений и пресечения противоправных деяний.

Таким образом, постановление о приводе осужденного должно включать в себя данные об осужденном, основания для его привода и сроки выполнения. Кроме того, саму процедуру осуществления привода условно осужденных требуется закрепить в нормах действующего административного законодательства.

В том случае, если условно осужденный совершил нарушение общественного порядка или уклонился от исполнения обязанностей возложенных на него судом, инспекция направляет представление в суд о продлении испытательного срока, но не более чем на один год.

О продлении испытательного срока условно осужденному делается специальная отметка в журнале учета, а также ставится в известность администрация предприятия (учебного заведения), в котором он работает или учится, подразделение по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции, паспортно-визовая служба.

Относительно ответственности за уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей условно осужденного или при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, инспекция проводит с условно осужденным профилактическую беседу, в процессе которой отбирает у него объяснение и в дальнейшем выносит в письменной форме предупреждение о возможности отмены условного осуждения.

Справка о проведении беседы, предупреждение и объяснение подлежат приобщению к личному делу условно осужденного. При оставлении места постоянного проживания условно осужденным инспекция реализует первоначальные мероприятия с целью установления его непосредственного местонахождение, а также причин уклонения от контроля.

Как показывает современная практика розыска осужденных, не связанным с лишением свободы, данная работа на сегодняшний день проводится эффективно. Данный вывод можно сделать, ссылаясь на обзор материалов Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

В том случае, если условно осужденный злостно или систематически не исполняет возложенных обязанностей в течение испытательного срока или скрывается от контроля, то начальник инспекции имеет право направить в суд соответствующее представление об отмене условного осуждения и исполнении назначенного приговором суда наказания.

Необходимо установить виновность условно осужденного, а также выяснить наличие у него реальной возможности для выполнения обязанностей, возложенных на него судом. Если данные обязанности были не выполнены по уважительным причинам, то основания для отмены условного осуждения или продления испытательного срока отсутствуют.

Согласно ч. 5 ст. 190 УИК РФ, систематическое неисполнение обязанностей — невыполнение предписанных или совершение запрещенных условно осужденному действий чаще двух раз в течение года или продолжительное неисполнение обязанностей, возложенных на него судом (более 30 дней).

Понятие злостного уклонения ни в УИК РФ, ни в УК РФ не представлено.

По нашему мнению, практика рассмотрения судами представлений УИИ РФ об отмене условного осуждения, осуществляемая в порядке ст. 190 УИК РФ, не имеет разработанной системы, особенно по отношению к тем лицам, которые находятся на нелегальном положении длительное время.

Практика заочной формы отмены условного осуждения не сложилась. При этом суды, как правило, ссылаются на ст. 247 УПК РФ, указывающую, что дело должно быть отложено при неявке подсудимого, однако, ст. 399 УПК РФ, определяющая порядок разрешения связанных с исполнением приговора вопросов, не обязывает вызывать на судебное заседание осужденного во всех случаях.

В аналогичных случаях УИИ РФ фактически ждали истечения испытательного срока данных осужденных, а затем снимали их с учета в качестве доказавших свое исправление. Данная порочная практика деятельности судов в сущности поощряет неисполнение приговоров, вынесенных ими в части условного осуждения и наказания.

При отказе суда в удовлетворении представления об отмене условного осуждения или о продлении испытательного срока УИИ РФ продолжают реализовывать контроль за поведением осужденных.

Повторное обращение с подобным представлением в суд УИИ РФ проводят только при наличии у данных лиц новых правонарушений. В связи с чем, у большинства условно осужденных присутствует негативное отношение к правосудию в течение длительного периода времени, а у некоторых — на протяжении всего испытательного срока.

Мы полагаем, что организация и проведение воспитательной работы с условно осужденными должны быть отражены в УИК РФ для того, чтобы осужденные воспринимали правильно требования УИИ РФ в данной части и не реагировали негативно.

Таким образом, УИИ РФ должны проводить воспитательную работу, учитывая индивидуальные особенности личности условно осужденного, степень и характер общественной опасности свершенного преступления. В свою очередь, индивидуальная воспитательная работа с условно осужденными должна быть направлена на повышение уровня их качественных показателей.

Следует отметить, что на сегодняшний день элементы воспитательной работы имеют место в содержании исполнения условного осуждения. Данная работа реализуется в индивидуальной форме, а ее видами выступают:

  • нравственное и этическое воспитание, ориентированное на лиц с поведенческими отклонениями;
  • правовое воспитание, включающее минимум базовых знаний правовых норм, которые необходимы с целью соблюдения правомерного поведения и режима испытания;
  • трудовое воспитание, организованное преимущественно для лиц, не имевших должной квалификации постоянного места работы, а также интереса к трудовой деятельности как таковой;
  • физическое воспитание, проводимое в отношении страдающих заболеваниями лиц и, в связи с этим, обязанных пройти курс лечения.

Важную роль в процессе исправления условно осужденных играет их вовлеченность в стабильные коллективы, отличающиеся хорошими и устойчивыми трудовыми традициями.

Взаимодействие разнообразных организаций (благотворительных, религиозных и др.) и государства несет положительный эффект. Тем не менее, при этом следует отметить замечания Антоняна Ю.М., который при оценке в местах лишения свободы роли священников, отмечал, что они приняли на себя большинство функций, делегированных воспитателям, которые оказались не в состоянии в большинстве случаев выполнять их в силу низкого уровня профессиональной подготовки. Основной функцией при этом выступало «коснуться души осужденного и воздействовать на нее».

Данная работа священнослужителей условно осужденными, выступающими прихожанами, являясь по характеру духовно-нравственной и просветительной, крайне полезна и может скорректировать их побуждения, мысли, поведение и т.п.

В отношении условно осужденных в отечественной практике УИИ подобная работа, к сожалению, не проводится. Однако, на наш взгляд, она давала бы положительный эффект.

Очевидно, что подобного рода помощь следует предлагать только категориям условно осужденных, действительно нуждающимся в ней.

В деятельности УИИ РФ в качестве субъекта уголовно-исполнительных правоотношений по реализации контроля за условно осужденными на сегодняшний день присутствуют проблемы, требующие незамедлительного решения.

Эффективность исполнения условного осуждения во многом зависит от того, насколько УИИ с учетом задач качественно сформированы, а именно:

  • имеют оптимальное материально-техническое оснащение;
  • обеспечены профессионально подготовленными кадрами;

хорошо и продуманно отработаны формы взаимодействия с иными

правоохранительными органами (общественными организациями, структурами социального назначения, трудовыми коллективами);

  • деятельность поддерживается обществом в целом и властями.

Следует отметить, что во всех регионах РФ в УИИ введены должности психологов. Данное направление уголовно-исполнительной деятельности требует в дальнейшем совершенствования при учете обозначенных проблем.

Современное уголовно-исполнительное законодательство предусматривает разные формы контроля за деятельностью УИИ, определенные в ст. 19- ст. 24 УИК РФ и направленные на повышение эффективности исполнения уголовных наказаний и мер условного осуждения, государственного принуждения, укреплению правопорядка и законности в складывающихся между сотрудниками и условно осужденными взаимоотношениях

За последнее время в РФ в ходе становления гражданского общества и правового государства закономерно осуществляется расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний, что требует своевременного и грамотного закрепления статуса субъектов контрольной деятельности в системе уголовно-исполнительного законодательства.

электронный браслет, надеваемый на условно осужденного с целью его дистанционной идентификации, а также отслеживания текущего местоположения.

Данное техническое средство предназначено для ношения на теле на срок более 3 месяцев и имеет встроенную систему контроля вскрытия корпуса и несанкционированного снятия;

  • мобильное контрольное устройство для ношения совместно с электронным браслетом, оборудованное стационарным контрольным устройством в целях отслеживания его местонахождения по сигналам глобальной спутниковой навигационной системы «ГЛОНАСС.GPS»;
  • стационарное устройство аудиовизуального контроля, применяемое для автоматической голосовой и визуальной идентификации условно осужденного;
  • технические устройства и средства региональных информационных центров.

Если еще 5 лет назад процент осужденных к лишению свободы не превышал 30% общего числа осужденных, то сейчас он уже не достигает этого показателя. Огромную роль играет распространение практики наказаний, не связанных с лишением свободы, а также наблюдается устойчивый рост к такому виду наказания, как ограничение свободы.

Из общего числа 564 тыс. заключенных в РФ 85% отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, и этот показатель за последние пять лет вырос на 5%.

За 3 года с момента введения в РФ «электронных браслетов» — системы электронного контроля за осужденными — с их помощью отбыли наказание свыше 30 тыс. человек. Сегодня в России носят «электронные браслеты» почти 9 тыс. человек, 978 из которых помещены под домашний арест, остальные осуждены к ограничению свободы. Применение ограничения свободы как альтернативы лишения свободы сегодня активно практикуется судами.

Мобильное контрольное устройство и электронный браслет — два неразрывно связанных механизма. Браслет передаёт импульс на мобильное контрольное устройство, а спутник ГЛОНАСС ловит сигнал мобильного устройства и определяет местонахождение. Если осужденный отходит от мобильного устройства, у на мониторе ГУФСИН по Ростовской области сразу высвечивается нарушение. За период применения оборудования четырех нарушителей отправили в колонию.

За попытку уклониться от наказания грозит возбуждение уголовного дела по статье «Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера». При помощи данного устройства контролируются и другие ограничения, установленные судом: не менять место жительства и место работы без согласия инспекции, не покидать своё жилье в ночное время, не посещать массовые мероприятия, бары и рестораны. Каждый браслет может прослужить три года.

Мобильное устройство нужно подзаряжать от сети, как обычный сотовый телефон. Однако, это не единственное сходство с телефоном: с помощью устройства осужденные и инспекторы могут связываться друг с другом. Также в экстренной ситуации носитель браслета может вызвать помощь.

Сам браслет осужденным не причиняет особых неудобств, а единственное ограничение — его нельзя погружать в воду свыше пяти минут.

Электронный браслет рассчитан на три года автономной работы. По истечении трехлетнего срока использования и при преждевременном выходе из строя заменяют сам браслет или батарейку. Ремонтом и техническим обслуживанием браслетов занимается Самарский филиал Центра информационно-технологического обеспечения ФСИН России.

В Ростовской области на сегодняшний день комплекты электронного слежения есть в наличии на случай, если число приговоренных к ограничению свободы увеличится.

Несмотря на то, что электронные браслеты в РФ применяются сравнительно недавно, в судебной практике уже встречаются дела по данному вопросу. Рассмотрим наиболее интересные из них.

июля 2015 г. Ростовским областным судом в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело по иску уголовно-исполнительной инспекции УФСИН по Ростовской области к N. о взыскании убытков, причиненных повреждением мобильного устройства. N. был осужден в соответствии со ст. 264 ч. 1 УК РФ к назначению в виде ограничения свободы сроком на 10 месяцев. Постановлением уполномоченного начальника уголовно-исполнительной инспекции к N. было применено электронное средство надзора и контроля: мобильное контрольное устройство и электронный браслет, также осужденному вручена памятка, разъяснены правила эксплуатации указанных электронных устройств.

N. мобильное контрольное устройство было повреждено. Дело инициировано иском уголовно-исполнительной инспекции, которая просила взыскать с N. убытки за утрату федерального имущества.

С N. в пользу уголовно-исполнительной инспекции в счет возмещения убытков за утрату федерального имущества взысканы денежные средства. При этом суд исходил из остаточной стоимости поврежденного имущества. В данном деле особый интерес представляет тот факт, что суд вынес решение о взыскании с осужденного не всей стоимости поврежденного имущества, а лишь его остаточной стоимости.

февраля 2015 г. в Ростовском областном суде было рассмотрено гражданское дело, сигнализирующее о наличии определенных проблем, связанных с применением к осужденным электронных браслетов, которые, на наш взгляд, в ближайшее время потребуют детального осмысления и разрешения.

Прокурор г.Ростова-на-Дону обратился в суд с заявлением в интересах N. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой округа в ходе проверки по обращению осужденной N. были выявлены нарушения действующего уголовно-исполнительного законодательства. Установлено, что в отношении осужденной к ограничению свободы N. уполномоченным начальником уголовно-исполнительной инспекции было вынесено постановление об использовании технических средств контроля и надзора в виде стационарного контрольного устройства и электронного браслета.

Однако, достаточных оснований для применения к N. указанных средств не имелось. При вынесении постановления не были учтены сведения, характеризующие личность осужденной, не мотивированы основания применения данных средств.

Из приговора суда следует, что N. имеет постоянное место работы, характеризуется положительно по месту жительства и работы, возместила причиненный ущерб потерпевшей в полном объеме, в период отбывания наказания не совершала какие-либо правонарушения. Прокурор также приводил доводы об унижающем человеческое достоинство обращении и нарушении принципов уголовно-исполнительного законодательства.

Несмотря на то что суд оставил без удовлетворения апелляционное представление без удовлетворения, а доводы прокурора о том, что ношение электронного браслета унижает человеческое достоинство N. признал необоснованными, так как использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля было направлено исключительно на достижение предусмотренной законом цели обеспечения надзора и контроля за соблюдением осужденной N. ограничений, установленных судом при назначении уголовного наказания в виде ограничения свободы, и не умаляет ее право на достоинство личности. Тем не менее, наличие данного дела свидетельствует об определенных проблемах, требующих осмысления и разрешения.

На сегодняшний день широко распространена практика подачи заявлений осужденных с просьбой снять электронный браслет, так как его ношение унижает человеческое достоинство осужденного, приравнивается к клеймению людей и нарушает основные права человека, гарантированные Конституцией РФ.

Тем не менее, подобного рода заявления являются неправомерными и не подлежат удовлетворению. Согласно Конституции РФ и УИК РФ ни одно из предусмотренных законом видов уголовного наказания не является унижающим человеческое достоинство обращением, тем более что уголовные наказания альтернативные лишению свободы являются наиболее гуманными видами уголовно-правового воздействия.

В заключение необходимо отметить, что применение электронных браслетов в российской уголовно-правовой практике, несомненно, является положительной тенденцией, позволяющей не только уменьшить количество осужденных, отбывающих срок наказания в местах лишения свободы, но и предостеречь осужденных от совершения повторных преступлений.

Однако, применение электронных браслетов сопряжено с рядом проблем организационного и правового характера, которые требуют практического разрешения и научного осмысления. Одной из таких проблем выступает компенсация осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми стоимости испорченного оборудования, обусловленная его высокой стоимостью.

С целью разрешения указанной проблемы видится целесообразным нормативно предусмотреть порядок расследования подобных случаев, а также возможность частичной компенсации оборудования при отсутствии прямых причинно-следственных связей между действиями осужденных, подозреваемых и обвиняемых и наступившими последствиями в виде порчи оборудования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Условное осуждение можно отнести к разновидности освобождения от наказания или специфической форме реализации уголовной ответственности.

Правовая природа условного осуждения состоит в условном освобождении виновного от реального отбывания им наказания, назначенного приговором суда, при условии выполнения лицом обязанностей, возложенных на него, и соблюдения установленных ограничений в ходе конкретного испытательного срока, установленного приговором суда.

Если суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания им наказания (содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения по военной службе, исправительных работ, лишения свободы на срок до 8 лет), то он постановляет считать условным назначенное наказание. При назначении отсрочки наказания судья принимает во внимание личность виновного, степень и характер социальной опасности преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

На сегодняшний день в России создана нормативно-правовая база для использования электронных браслетов: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»; Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений»; Постановление Правительства РФ от 4.06.2012 г. № 553 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам», Приказ Минюста РФ от 11.10.2010 г. № 258 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» и др. В процессе написания данной бакалаврской работы были разработаны следующие мероприятия по совершенствованию процедуры контроля за условно осужденными.

Постановление о приводе осужденного должно включать данные осужденного, сроки выполнения и основания для привода. Процедура осуществления привода осужденных и других правонарушителей должна быть закреплена в нормах административного законодательства.

Нами было предложено следующее определение: злостное уклонение —

продолжительное (свыше трех месяцев) и неоднократное неисполнение обязанностей, возложенных на условно осужденного, указанных в ст. 187.1 УИК РФ, дополнительно назначенных судом, а также совершение нового административного правонарушения (когда за первое уже были применены меры административного воздействия) и нахождение вне контроля УИИ РФ более 30 дней.

Также в действующем УИИ РФ нет прямого указания на проведение воспитательной работы с условно осужденными. Однако, реальная процедура исполнения условного осуждения предусматривает данную меру. Следовательно, необходимо создание в УИК РФ нормы, определяющей, что УИИ РФ с данной категорией лиц проводят соответствующую воспитательную работу с учетом особенностей личности, характера поведения и отношения к выполнению обязанностей, возложенных судом.

УИИ РФ должны проводить воспитательную работу, учитывая индивидуальные особенности личности условно осужденного, степень и характер общественной опасности свершенного преступления. В свою очередь, индивидуальная воспитательная работа с условно осужденными должна быть направлена на повышение уровня их качественных показателей.

Введение должности психолога в штаты межрайонных УИИ РФ, безусловно, будет направлено на преодоление стрессовых ситуаций и напряженности, с которыми приходится сталкиваться как условно осужденным, так и сотрудникам данных отделов.

В области осуществления технического контроля за условно осужденными нами рекомендованы следующие средства:

  • электронный браслет, надеваемый на условно осужденного с целью его дистанционной идентификации, а также отслеживания текущего местоположения. Данное техническое средство предназначено для ношения на теле на срок более 3 месяцев и имеет встроенную систему контроля вскрытия корпуса и несанкционированного снятия;
  • мобильное контрольное устройство для ношения совместно с электронным браслетом, оборудованное стационарным контрольным устройством в целях отслеживания его местонахождения по сигналам глобальной спутниковой навигационной системы «ГЛОНАСС.GPS»;
  • стационарное устройство аудиовизуального контроля, применяемое для автоматической голосовой и визуальной идентификации условно осужденного;
  • технические устройства и средства региональных информационных центров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, № 405, 29.12.2014.

— Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 01.05.2016) // Российская газета, № 165, 29.05.2016. 3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации № 1-ФЗ от 08.01.1997 (ред. от 28.11.2015) // Российская газета, № 230, 29.12.2015 . Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001 (ред. от 01.05.2016) // Российская газета, № 412, 29.05.2016 . Постановление Правительства РФ № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» от 18.02.2013 // Российская газета, № 119, 15.03.2016

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/deyatelnost-uii/

1. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. — М.: Логос, 2004.

— Батычко В.Т. Уголовное право. Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

— Артамонов Д., Ковалева М. Организационно-правовые проблемы контроля за условно осужденными. // Закон и право. 2015. № 10. — С. 96-98

— Артеменко Н.В. Проблемы применения условного осуждения // Проблемы российского законодательства: история и современность. 2014. № 4. — С. 32-39

— Баландин В.П. Эффективность освобождения от отбывания наказания при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора. — Свердловск: Наука, 2013. — 219 с.

— Батычко В.Т. Уголовное право. Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015. — 390 с.

— Бельгарова Н.В. Проблемы применения института условного осуждения, возникающие в судебной практике (по материалам судов Ставропольского края) // Сборник научных трудов юридического факультета РГТЭУ. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2009, № 2. — С. 274-285

— Благов Е. В. Наказание и иные меры уголовно-правового характера. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 240 c.

— Борзенков Г.Н., Бриллиантов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный).

— М.: Юрайт, 2013.

— Боровиков В. Б., Смердов А. А. Уголовное право. Общая и Особенная части. — М.: Юрайт, 2013. — 672 c.

— Борсученко С.А. Условное осуждение в истории развития уголовного права России // Юстиция. Научно-практический журнал. — М.: Юрист, 2015, № 2. — С. 10-17

— Ветров Н.И., Дайшутов М.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный).

— М.: Юриспруденция, 2013.

— Виноградов А.Б., Чугаев А.П. Условное осуждение как мера уголовной ответственности в законодательстве России и некоторых зарубежных государств. // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. Материалы международной научно-практической конференции. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 2015. — С. 83-94Гафурова Г.Д. Предупредительные начала российского уголовного права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2014. — С. 49

— Дегтярева О.Л. Общегосударственные особенности роста и снижения уровня повторной преступности среди лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осужденных от общества, в общей структуре преступлений, совершаемых на территории страны // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 1. С. 3 — 6.

— Егоров С. Отец условного осуждения. // Законность.- 2012.- №3.- C.55-57.

— Жабский В.А. Институт условного осуждения в законодательстве России и зарубежных странах // Актуальные проблемы современного российского права: Материалы V Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 10-11 февраля 2011 г. — Невинномысск: НГГТИ, 2011. — С. 130

— Жук М.С. Методология системного анализа институтов российского уголовного права // Общество и право. — 2012. — № 1 (38).

— С. 132-140.

— Журавлева М.П, Наумов А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. — М., 2013. — 249 c.

— Зайцева Т.Ю. История условного осуждения // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. // Юридический журнал. — М., 2015, № 4. — С. 278-289

— Закомолдин Р.В. Преступные нарушения специальных правил и требований безопасности: монография. Тольятти: Филиал РГСУ в г. Тольятти, 2013.

— Земляной Г.Л. Введение института условного осуждения в законодательстве зарубежных стран и России // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. — Спб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2013, № 3. — С. 85-100

— Иванов В. Д. Уголовное право. Общая часть. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 625 c.

— Инкина Ю.А. Эффективность применения условного осуждения // Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 18-19 октября 2015 года. — Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. — С. 49-64

— Казанцев С. Я., Кругликов Л. Л. Уголовное право. — М.: Академия, 2013. — 352 c.

— Кара С.В., Кара И.С. Проблем ысовершенствования условного осуждения в России (историко-правовой аспект) // Российское законодательство в современных условиях. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции, 10 октября 2014 г., г. Брянск. — Брянск: Курсив, 2014. — С. 243-264

— Кленова Т.В. Условное осуждение как средство разрешения задач уголовной политики в России. // Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». М.: МГЮА, 2014, с. 87-90.

— Козочкина И.Д. Уголовное право зарубежных государств: Англия. США. Франция. ФРГ. Япония. Италия: Общая часть.- М.: Ин-т междунар. права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2015. — 570 с.

— Кондалов А.Н. Условное осуждение и механизмы его обеспечения // Государство и право.- 2013.- №8.- С.102-106.

— Коробов П.В. Некоторые вопросы применения условного осуждения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. — Саратов: Сателлит, 2008. № 3. — С. 179-191

— Никулин С. И., Чучаев А. И. Уголовное право РФ. — М.: ИМПЭ, 2015. — 319 с.

— Рарог А. И., Степалин В.П. Уголовное право: Общая часть в вопросах и ответах.- М.: Юристъ, 2015. — 229 с.

— Романова С. В. Практика применения электронных браслетов: история и современность // Концепт. -2015. — № 02 (февраль)

— Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к УК РФ.- М.: Инфра-М, 2013.- 159 с.

— Смаева Р.В. Институт условного осуждения в российском уголовном праве, законодательстве и практике его применения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2015.

— Смирнов Б. Российское уголовное право.В 2-х тт.Т.1. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 319 с.

— Соловьева Н.А. Эволюция взглядов на институт признания обвиняемым вины: назад в будущее // Актуальные проблемы рос. права. — 2014. — № 12. — С. 2859-2865

— Филимонов О.В. Меры воздействия на условно осужденных и основания их применения в нормах уголовного и уголовно-исполнительного права // Проблемы теории наказания и его исполнения в новом Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах. — М.: Юрайт, 2012. — 220 с.

— Фомин М.А. Отмена условного осуждения: проблемы применения части 5 статьи 74 УК РФ // Уголовный процесс. — 2015. — № 10. — С. 60-71

— Хаитжанов А.И. История возникновения и развития института условного осуждения // Научные труды РАЮН. — 2014 — № 8. — С. 470-476

— Шнитенков А.В. Условное осуждение: основания и особенности применения // Уголовный процесс. — 2015. — № 5. — С. 59-64

— Щепельков В.Ф. Проблемы применения и конструирования норм об условном осуждении // Российский судья. — 2015. — № 2. — С. 30-31

— Яковлева Л.В. Международно-правовые аспекты осуществления контроля за условно осужденными // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2013, № 1. — С. 57-62.

Материалы судебной практики

1. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33994/2015.

— Апелляционное определение Ростовского областного суда от 20.02.2015 по делу № 33-879/2015.