Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Исследование проблемы развития личности старшеклассников проводится не изолированно, а в общей системе педагогической и психолого-педагогической работы. При существующей содержательной взаимосвязи теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в общей педагогике и психологии, возникает необходимость проведения анализа педагогических и психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении и выборе профессии, объектом которых выступили учащиеся старших классов общеобразовательных школ.
В педагогической работе по профориентации основная задача — организовать эффективную профориентационную деятельность, которая может осуществляться в рамках общеобразовательной средней школы. Однако для нас важно, что предметом исследования являются методы педагогических воздействий применительно к подростковому и подростковому возрасту. Поэтому появляется возможность выделить общие закономерности и психологические проблемы профориентации старших школьников в их профессиональном самоопределении и специфические особенности инициативности в процессе выбора будущей профессии, проявляемые ими.
Таким образом, в теоретической части курсовой работы будут рассмотрены основные подходы к пониманию понятия профориентации вообще и проблем профориентации в частности, а также основные подходы к ней. В практической части будут представлены результаты психодиагностического исследования профессиональной направленности старшеклассников.
Цель — изучение психологических проблем профориентационного консультирования в старшей школе.
Задачи:
- Дать анализ научной литературы, посвященной проблеме профориентации.
- Изучите и выберите методы профориентации для учебы школьников третьего возраста.
- Провести экспериментальное исследование, направленное на профориентацию группы старшеклассников, обработать результаты и сделать выводы.
Объект исследования — старшие школьники.
Предмет исследования — профориентация старших школьников.
Гипотеза исследования: Существующие методики профориентации позволяют в достаточном объеме судить о личностных характеристиках субъекта, важных для его будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация старшеклассников
... исследования: Работа по профориентации будет эффективной, если учитель в своей работе использует различные формы целевой организации. Задачи курсовой работы: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации старшеклассников. ... к появлению профориентации как практики и, как следствие, к появлению междисциплинарных научных знаний. Особенности старшего школьного возраста ...
Теоретической основой исследования послужила обширная литература по психологии и педагогике, русские монографии, периодические издания, справочники и базы данных в Интернете. Эмпирическая база исследования — средняя школа № 4 г. Белгорода.
Теоретические основы проблемы профориентации, .1 Проблема активизации школьников в процессе профориентации
Одним из лидеров «воспитательной» концепции в профориентации является А.Е. Голомшток. Правильная критика представлений о неизменности и наследственной обусловленности профпригодности человека, постановка вопросов о компенсаторных и резервных механизмах, о принципиальной возможности человека овладеть широким кругом разнообразных профессий, о формируемости профпригодности в процессе выполнения моделируемой в профессиональном обучении и реальной профессиональной деятельности, безусловно, ставят его работы в разряд прогрессивных. Высокая оценка этих работ объясняется также тем, что в связи с постановкой акцента на процессе формирования, воспитания и развития само понятие «выбор профессии» приобрело процессуальный смысл: возникло понятие «профессиональное самоопределение», которое описывало процесс подготовки личности к осознанному выбору профессии в течение длительного времени школьного обучения.
Однако для теоретического обоснования предложений по разработке методов профессионального самоопределения школьников выделена только одна сторона процесса — сторона педагогического воздействия на личность юноши. Предполагается, что если само воздействие организовано правильно, то его результат (профориентация подростков и юношей) обеспечен. В рассматриваемых работах, по сути, не ставится вопрос о том, как сам студент конкретно проявляет свою деятельность, в той или иной профориентационной деятельности. Не изучаются формы реальной активности личности в процессе профессионального самоопределения и выбора профессии. Такое положение вещей является следствием того, что в первую очередь учитывается педагогический план работы и, конечно же, учитель, воспитатель. Молодой человек, его место и его роль, по существу, отсутствуют. Его отношение к влиянию образовательной профориентации не определено.
В решении проблемы профессионального самоопределения личности, по нашему мнению, дальше продвинулся литовский исследователь Л.А. Йовайша. В основном он занимается двумя проблемами: разработкой оптимальной структуры профориентации, органично включенной в образовательный процесс, и изучением теоретических, организационных и методологических вопросов профориентации. В основном его работа затрагивает проблемы на стыке педагогики и педагогической психологии, но разработка предложений по их решению происходит преимущественно в педагогической плоскости.
Л.А. Йовайша подчеркивает необходимость активности студента — подчеркивает важность формирования его самопознания: «самопознание и знание выбранной профессии — основа правильного выбора профессии». Не раскрывая процесс самопознания с психологической стороны, автор подробно останавливается на формах организации таких профориентационных мероприятий, которые его формируют. Л.А. Джовайша подчеркивает важность позиции, которую сам студент занимает в процессе принятия решения о своем профессиональном будущем, будучи субъектом выбора профессии. Со стороны общества оказывается только действенная помощь для стимулирования развития субъективного начала в его личности.
Профориентация и профессиональный отбор персонала
... конкретной деятельности к людям, которые ее выполняют, о потребности в персонале и профессиональных навыках. В большинстве случаев именно менеджеры обращаются в кадровые службы для подбора ... это и является задачами профориентации. Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году и бюро по выбору профессий в Бостоне ...
В соответствии с таким пониманием роли молодого человека в процессе выбора профессии автор использует понятие «профессиональный опыт», хотя не обозначает его содержание и подчеркивает важность профессионального опыта при выборе профессии. Кроме того, в работах неоднократно высказывается идея о необходимости самопознания и самообразования юношей и девушек для реализации их правильного профессионального самоопределения. В методической части работ Л.А. Йовайши, эта идея воплощается в том, что одним из важнейших компонентов в системе профориентации он называет компонент «профессиональная активация» и развивает педагогический аспект этой проблемы. Профессиональная активация — это «процесс вовлечения подростков и молодых людей в профессионально важную деятельность и обучение во время их профессиональной ориентации», а также обогащение профессионального опыта.
При организации различных форм профориентации автор выдвигает ряд требований. Во-первых, обязательно нужно учитывать интересы и склонности юношей и девушек. Во-вторых, для того, чтобы их участие в практической работе действительно влияло на выбор профессии, необходимо, чтобы они осмысленно относились к своей работе, обобщая и оценивая результаты своей деятельности. В-третьих, педагог должен поддерживать активное отношение к практической деятельности среди молодежи.
Сторонником идеи профессиональной активизации является В.Ф. Сахаров на основании результатов собственного исследования и анализа литературных данных устанавливает, что у большинства юношей и девушек преобладает пассивно-созерцательное отношение к решению проблемы выбора профессии. В этой связи он видит главную задачу профориентации в том, чтобы превратить ее в «процесс управления самоопределением жизни молодых людей».
Рассмотренное Сахаровым содержание профессиональной активизации сходно с пониманием этого термина у Л.А. Йовайши — это организация различных видов практической деятельности, которая моделирует различные формы профессиональной работы взрослых с целью «предоставить каждому молодому человеку возможность проверить свои силы, проверить свои склонности и навыки в практической работе». В.Ф. Сахаров признает право ученика проявлять активность в учебном процессе. Логично поэтому и то, что он последовательно ставит в своей работе такие проблемы: проблему развития самостоятельности молодых людей, определяет ее психолого-педагогическое содержание, предлагает методы формирования этого качества, пишет о необходимости перехода процесса воспитания к самовоспитанию, ставит вопрос о взаимосвязи диагностики и самовоспитания. Реализуя отношение к юноше как субъекту профессионального самоопределения, В.Ф. Сахаров определяет этот критерий эффективной профессиональной ориентации как «обретение каждым человеком личного счастья в работе, собственного признания».
Другой исследователь — А.Г. Смирнов посвящает свои исследования развитию различных форм профориентации молодых людей с целью формирования их профориентации. Освещается вопрос повышения их познавательной активности. Считает, что активность, проявляемая юношами и девушками в процессе познавательной деятельности, основана на причинах выбора будущей профессии или направления работы.
Бухгалтерская профессия и профессиональная этика бухгалтера
... соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами. Для достижения профессиональных целей бухгалтер должен придерживаться фундаментальных принципов. Честность: при предоставлении профессиональных услуг профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно. Объективность : профессиональный бухгалтер должен быть справедливым, ...
Высокий уровень методологического и теоретического обоснования своих взглядов характерен для исследований П.А. Шавира. Автор поставил проблему активности личности в профессиональном самоопределении, основываясь на классическом положении С.Л. Рубинштейна о совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Более того, эта деятельность не является деятельностью избирательной реакции на внешние воздействия и не сводится к их простой интернализации. Эта деятельность — обработка и систематизация внешних воздействий на человека и появление нового содержания в этих процессах. Поэтому активность внутреннего мира человека как бы порождает новые содержания, «которые выходят за пределы окружающих условий, преодолевают их». Рассуждая о принципе внешней детерминации психических явлений, утвержденном в психологии, П.А. Шавир определяет, что существуют вторичные процессы детерминации, которые он связывает с процессами саморегуляции. Таким образом, по П.А. Шавира, активность человека проявляется в основном в процессах саморегуляции человеком собственной мыслительной деятельности.
П.А. Шавир, как и многие исследователи до него, предлагает решение проблемы активизации молодых людей в профессиональном самоопределении путем организации их активной проверки на прочность в процессе практической деятельности.
П.А. Шавир считает, что еще до окончания школы и выбора профессии следует организовывать различные виды трудовой или спортивной деятельности, участие в которых поможет молодым людям преодолеть названные выше противоречия, а также часто сможет явиться основным фактором выбора этой деятельности в качестве своей будущей профессии.
2 Проблема жизненного самоопределения школьников
Анализ теоретических оснований исследования психологического содержания профессионального самоопределения личности и его принципиального отличия от выбора профессии осуществляется в работах Л.И. Божович. В ее исследованиях поставлена проблема жизненного самоопределения подростков и юношей, которая вслед за Л.Г. Выготским трактуется как сложнейший процесс поиска личностью своего жизненного пути, «определенного места в общественном производственном процессе, окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего признания и выбора своего основного жизненного дела». Течение процесса самоопределения жизни подростков связано с развитием их самопознания как направленной ими психической деятельности по отношению к себе. В работах Л.И. Божович неоднократно подчеркивается общественный характер процесса жизненного самоопределения личности — влияние социальной ситуации развития, а также выделение основной линии жизненного самоопределения, связанной с процессом становления молодого человека как субъекта общественных отношений: самоопределение характеризуется «осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции».
Решая вопрос о границах протекания процесса самоопределения, Л.И. Божович считает, что «самоопределение как системное образование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого, возникает значительно позже и является завершающей стадией онтогенетического развития ребенка».
Профессиональная деятельность специалиста дефектолога. Профессиональная ...
... дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования общепринятой педагогической подготовки совершенно недостаточно. Профессиональная профессиональной деятельности ... (Л.С. Выготский «Основы дефектологии»). Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания ... подчеркнула важность прежде всего социализации личности. На первый план выходят не ...
Теоретическим основанием исследования активности личности в жизненном и профессиональном самоопределении, на наш взгляд, может служить положение Л.И. Божович о наличии внутренней позиции молодого человека. Это показывает, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, ее влияниям, реагирует на них, но и к своему положению, месту, роли, самому себе.
Общефилософские и психологические представления о развитии личности, ее субъективности и активности в этом процессе нашли воплощение в концепции профессионального становления личности и в ее методологическом и теоретическом обосновании. Профессиональное становление личности рассматривается как длительный процесс развития, имеющий следующие стадии: возникновение и формирование трудовой направленности и профессиональных намерений (психологический критерий — обоснованный выбор профессии); профессиональное обучение и воспитание (психологический критерий — профессиональное самоопределение); профессиональная адаптация (психологический критерий — овладение профессией) и полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде (психологический критерий — мера мастерства и творчества в деятельности).
Таким образом, профессиональное самоопределение вытекает из второй фазы профессиональной подготовки личности и представляет собой «формирование отношения личности к себе как к субъекту избранной деятельности и формирование этой профессиональной ориентации в котором… отражается установка на развитие профессионально значимых качеств».
В.В. Чебышева также разрабатывает понятие о профессиональном самоопределении молодого человека, в котором основной идеей выступает идея его активности в профессиональном самоопределении, направленной им не столько на познание мира профессий и профессиональных требований, сколько на развитие самого себя: профессиональное самоопределение — «это не только ознакомление с миром профессий и с особенностями и требованиями избираемой профессии, но также — самоанализ, самооценка и самопроверка своего соответствия этим требованиям».
Эта же идея положена в основу разработки структуры профессионального самоопределения, в которую входит шесть компонентов: «понимание значения и необходимости профессионального самоопределения; стремление к ознакомлению с миром профессий и предпочитаемой областью труда; овладение знаниями в избираемой области…; самоанализ и самооценка…; практическая проверка соответствия личных особенностей профессиональным требованиям намечаемой профессии; работа над формированием у себя необходимых качеств».
Следует отметить, что В.В. Чебышева выступает против создания профориентационных мероприятий, подчеркивает важность активной практической проверки самими молодыми людьми своих профессиональных навыков, склонностей и интересов и поиска ими возможностей для такой проверки. В то же время он предлагает организацию мероприятий с различными видами трудовой деятельности, сравнение их склонностей и возможность переключаться с одного вида деятельности на другой. Данная идея нашла отклик во многих работах по профориентации.
П.А. Шавир понимает профессиональное самоопределение «как важнейший аспект общего процесса развития личности». При этом сам процесс личностного развития представляется в работах П.А. Шавира как процесс непрерывного взаимодействия субъекта с окружающим миром, поиск себя в этом взаимодействии. Профессиональное самоопределение, по П.А. Шавиру — это система, основными элементами которой являются профессиональная ориентация и профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание, т.е. осознание человеком самого себя как субъекта профессиональной деятельности, проявляется в наличии готовности к самовоспитанию, а также в процессах саморегуляции: «самосознание как ориентировка в самом себе необходимо для активного регулирования собственной деятельности». И через самосознание личности П.А. Шавир заново ставит проблему своей субъективной роли, «отражающей прошлое, профессиональное самосознание… ориентировано на будущее и является существенным фактором самоопределения, позволяющим молодому человеку не оставаться в роли пассивного объекта профориен тированных воздействий, но сознательно осуществлять выбор общественной деятельности».
«Моя будущая профессия». Техника «Составление ...
... с ориентацией на личность ученика, т.е. с помощью профессионального самоопределения. «Профессия (от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной ...
Е.А. Климов развивает идею профессионального самоопределения студента как процесса его развития как субъекта деятельности.
Профессиональное самоопределение понимается «как частный случай включения человека в группу (в данном случае — в необозримую профессиональную общность) с вытекающими отсюда последствиями (принятие, усвоение целей, ценностей, норм, образа жизни, способов поведения и действий).
Это включение можно рассматривать как процесс постепенного встраивания в профессиональную группу, которая имеет свои этапы, логическую последовательность, а также как уровень и степень этого вовлечения…».
Процесс профессионального самоопределения представлен на стадии адаптации как совокупность основных линий взаимосвязанных изменений, среди которых выделяется группа качеств субъекта (информированность, склонности, способности, операционные возможности, уровень притязаний, профессиональные личные планы) и группа его взаимоотношений (с родителями, учителями, консультантом).
Для каждого направления застройки тщательно разрабатываются критерии серьезности рассматриваемых свойств. Как видите, основное внимание ученого уделяется изучению проблемы предмета деятельности, но при этом изучается и такая важная особенность предмета деятельности, как деятельность.
Проблема активизации личности в профессиональном самоопределении ставилась и постоянно решается в контексте активной профессиональной информации. Комплекс работ в области профессионального информирования подростков и юношей предусматривает решение следующих задач:
- сообщение им сведений о наиболее массовых профессиях;
- информирование о способах и условиях овладения теми или иными профессиями;
- формирование положительного отношения к различным видам профессиональной деятельности;
— формирование устойчивых профессиональных интересов и правильно мотивированных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей (возможностей) личности.
3 Психологические закономерности процесса профориентации старших школьников
психологический профориентация школьник самоопределение
При переходе от анализа психологических особенностей и проблем профессионального самоопределения учащихся старших классов к практическому исследованию психологических особенностей их профессионального самоопределения, следует сделать вывод о наличии общих закономерностей, а также, безусловно, собственно специфике психологических характеристик профессионального самоопределения старших школьников.
Профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной ...
... школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на ... деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности ... исследовательскую, подготовил реферат. Так как ...
Среди общепсихологических закономерностей профессионального самоопределения школьников выделим следующие. Во-первых, у школьников проблемы выбора будущей профессии связаны с личными проблемами. При принятии решения о том, кем стать в будущем, проявляется уровень личной зрелости молодого человека, его способность строить взгляд на жизнь, предвидеть свое будущее.
Поэтому, прежде всего, ученик должен «найти себя» как личность, определить свои жизненные цели.
Во-вторых, психологическая структура профессионального самоопределения старшеклассников имеет следующее содержание. Считается, что осуществить профессиональное самоопределение — это значит, в результате самоопределения и самооценивания соответствующих способностей и возможностей понять свое несоответствие требованиям выбираемой профессии и заняться саморазвитием в процессе подготовки самого себя к успешному труду в данной профессии.
Следовательно, психологическая структура профессионального самоопределения школьника содержит такие процессы, как самопознание — познание своих психологических возможностей, способностей и склонностей относительно выбираемой профессии. Кроме того, профессиональное самоопределение школьников включает в себя процесс самооценивания — осуществление адекватной самооценки своих способностей, возможностей и склонностей. И, наконец, в психическую структуру профессионального самоопределения школьников входят действия по саморазвитию и самовоспитанию, т.е. их психической и профессиональной самоподготовки к выбираемой профессии.
Однако, кроме общепсихологических закономерностей профессионального самоопределения учащихся старших классов, выделяются также и специфические, отличительные особенности профессионального самоопределения. Так, например, можно отметить, что в жизни детей-спортсменов, в отличие от их ровесников, серьезно не занимающихся спортом, компонент практического ознакомления с реальной деятельностью присутствует в полной мере. Ребята участвуют в тренировочных циклах, выступают на соревнованиях, ездят на сборы, живут в спортивных школах-интернатах и прочее. Они хорошо знакомы с практической стороной того вида спорта, которым занимаются и знают группу профессионалов, которые данный вид спорта «обслуживают» — менеджеров, тренеров, организаторов, врачей, журналистов, педагогов и т.п. Кроме того, у юных спортсменов, как правило, сформированы сенсомоторные комплексы спортивных умений и навыков относительно вида спорта, которым они занимаются. Следовательно, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка к данному виду спортивной деятельности у юных спортсменов присутствует в структуре их профессионального самоопределения.
При безусловной положительной оценке данного обстоятельства, к сожалению, следует отметить, что именно оно зачастую выступает психологическим фактором, препятствующим успешному выбору будущей профессии школьниками, у которых компонент практического ознакомления с реальной деятельностью присутствует в достаточной мере. Дело здесь в том, что такая полная психологическая и психофизиологическая включенность школьника в определенный вид деятельности связана с формированием у него узкопредметной направленности и его полной поглощенностью только одним видом деятельности. Действия самопознания, самооценивания и самоподготовки, составляющие психологическую сущность активного профессионального самоопределения, формируются у него только в рамках конкретной, единичной деятельности и не выходят за ее пределы. Такая узкопредметная направленность создает психологический феномен ограниченного, «усеченного» профессионального самоопределения школьника и, по существу, лишает его возможности осуществлять реальные выборы из множества альтернатив. Реализация данных психологических действий возможна при условии организации специальных психолого-педагогических условий повышения личностной и мыслительной активности молодых людей; развития у них личностных качеств самостоятельности и инициативности, а также таких мыслительных способностей, как аналитические способности, рефлексия и прогностичность. С целью успешного профессионального самоопределения школьников должны быть организованы условия реального или мыслительно-игрового опробования ими различных видов деятельности, а также профессионального информирования молодых людей о разных профессиях, что значительно расширит их жизненный кругозор и будет способствовать принятию ими обоснованного решения о выборе своей будущей профессии. Подводя итоги анализа наиболее содержательных работ в области психологии и педагогики, посвященных проблемам профориентации и затрагивающих вопросы проблем профориентации молодежи в профессиональном самоопределении и выборе профессии, мы формулируем следующие выводы:
Противоречивый характер профессионального самоопределения на современном этапе
... интересов к той или иной профессии уже в школьном возрасте . В литературе есть косвенные указания на возможную связь свойств темперамента с особенностями профессионального самоопределения. Так, в диссертационном исследовании Ю.А. Селезневой, отмечается, ...
— В психолого-педагогических работах проблема профориентации личности не выступает самостоятельной проблемой исследования. Эта проблема теснейшим образом связывается с проблемой изучения развития молодого человека как субъекта деятельности собственного развития.
- В понимании термина «активизация» существует в какой-то мере единство взглядов ученых, работающих в области профориентации, воспитания и обучения.
— В педагогических работах проводится обоснование необходимости стимулировать самостоятельность молодых людей. Ставится задача формирования у них качеств осознанности, обдуманности и ответственности в процессе принятия решения о выборе будущей профессии.
- Основное внимание в педагогических профориентационных работах направлено на поиск и разработку различных методов активизации подростков и юношей в профессиональном самоопределении и выборе профессии.
. Эмпирическое исследование, направленное на изучение профориентации учащихся старших классов средней школы
1 Программа исследования
Для исследования были выбраны учащиеся 10 «А» класса средней школы № 4 г. Белгорода. В данной школе было исследовано 15 школьников, из них 7 юношей и 8 девушек. В исследовании применялись психодиагностические профориентационные методики «Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда» и «Опросник профессиональных предпочтений», взятых из монографии Климова Е.А. «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации» (Москва, изд-во «Знание», 1983 г., с.77-81), и проведена статистическая обработка результатов обследования данных школьников с целью достоверного анализа их личностных особенностей. Предварительным этапом исследования было изучение социальных характеристик выбранных испытуемых (табл. 1.).
Профессиональная ориентация молодежи понятие, сущность, механизмы формирования
... методики профориентации молодежи; рассмотреть проблемы в системе профессиональной ориентации молодежи; изучить деятельность межшкольного учебного комбината №4 в профориентации школьников; рассмотреть профориентационную деятельность общеобразовательных школ. Методами исследования в данной курсовой работе являются ...
Таблица 1. Характеристика выборки
Анализ показал, что на момент обследования большинство школьников находятся в возрасте 15 лет — 66,6%, более половины живут в полной семье, в которой есть мать и отец (60%), в основном это девушки (53,4%).
Для исследования автором курсовой работы был самостоятельно произведен статистический анализ результатов исследования. Данный анализ проводился на основании существующих статистических методик для обработки данных. Согласно поставленным задачам, 15 испытуемым, учащимся 10 «А» класса средней школы № 4 г.Белгорода, было предложено ответить на вопросы тестов «Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда» и «Опросник профессиональных предпочтений» во время одного из перерывов между уроками. После этого бланки анкет с ответами были собраны и обработаны.
2 Интерпретация и анализ результатов исследования
Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества учащихся старшего школьного возраста профессиональные предпочтения выражены в достаточной степени.
По результатам опросника № 1 (цель профессиональной деятельности) была составлена следующая диаграмма:
Рис. 1. Результаты исследования с помощью профориентационной методики № 1.
Из диаграммы видно, что у каждого испытуемого имеется определенное предпочтение и цель профессиональной деятельности.
Таким образом, изыскательскую деятельность предпочитают 3 испытуемых (20 %); преобразующую деятельность — 6 испытуемых (40 %); гностическую деятельность — 6 испытуемых (40 %).
Рис. 2. Процентное соотношение результатов испытуемых по видам деятельности.
Что же касается теста Шмишека, то здесь мы получили следующие результаты:
Таблица 2. Результаты опроса по методике Шмишека.
Как мы видим, среди учеников старших классов встречаются лица с невыраженной акцентуацией личности, т.е., гармоничные. Однако, в основном среди испытуемых преобладают выраженные акцентуации, что характерно для данного возраста
Также среди испытуемых не было циклотимной, застревающей, экзальтированной акцентуаций.
Графически результаты можно представить следующим образом:
Рис. 3.. Процентное распределение акцентуаций личности среди испытуемых.
Результаты теста ШТУР:
Таблица 3. Результаты обследования учащихся
Рис. 4. Результаты обследования учащихся по тесту ШТУР
Таблица 4 Результаты выполнения субтеста на осведомленность (процент правильных ответов)
Качественный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для заключения о возможности профориентации у детей старшего школьного возраста через систему профориентационных методик, направленных на развитие конструктивных способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им эффективно вступать во взрослую жизнь и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности.
Заключение
В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены. Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:
Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что существующие профориентационные методики позволяют в достаточном объеме судить об особенностях личности испытуемого, имеющих значение для его дальнейшей профессиональной деятельности, получила подтверждение. Во-вторых, выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую направленность. Примененные методики и результаты исследования могут быть использованы в массовой практике работы с детьми старшего школьного возраста. Данная работа не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширена, поскольку профориентация — тема, достойная всестороннего изучения. Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе можно предполагать, что установление определенных особенностей личности и профессиональных предпочтений старших школьников реально оказывает влияние на их профориентацию. Работа по профориентации у детей старшего школьного возраста должна носить общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые специфичны для данного возраста. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов личности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В старшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми. В профориентации старших школьников существенную роль играет обеспечение их необходимым набором сведений, средств и способов действий для каждой выбранной профессии.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-po-proforientatsii-starsheklassnikov/
1. Абульханова-Славская К.А., О путях построения типологии личности // Психологический журнал, 1983, Т. 4, №1;
— Ануфриев Е.А., Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений), М.: МГУ, 1984;
— Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: «Просвещение», 1988;
— Божович Л.И., Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976, №6;
— Божович Л.И., Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии, 1995, №1;
— Борисова Е.М., Гуревич К.М., Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1998, № 1;
— Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев: «Наукова думка», 1989;
— Гаврилов В.Е., Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 1. Вып. 2, М.: «Наука», 1995;
— Голомшток А.Е., Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации), М.: «Педагогика», 1979;
— Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун А.П., Психологические аспекты индивидуальной профориентации, Барнаул: АГУ, 1990;
— Йовайша Л.А., Вехи воспитания, Каунас: «Швиеса», 1985;
— Йовайша Л.А., Педагогика профессиональной ориентации, Каунас: «Швиеса», 1978;
— Йовайша Л.А., Профессиональная ориентация, Вильнюс, 1965;
— Йовайша Л.А., Основы подготовки учащихся к выбору профессии, Автореферат докторской диссертации, Вильнюс, 1971;
— Йовайша Л.А., Проблемы профессиональной ориентации школьников, М.: «Педагогика», 1983;
— Йовайша Л.А., Вяйткявичус Ю.В., Основы педагогики, Каунас: «Швиеса», 1989;
— Косенко В.В., Психологические аспекты экстра-интроверсии для задач профориентации и воспитательно-педагогического процесса // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько и П.Т. Петрюка, Харьков, 1996
— Климов Е.А., Знание о себе в учении и труде // Профессионально-техническое образование, 1979, №10;
— Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М.: «Знание», 1983;
— Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993;
— Кудрявцев Г.В., Сухарев А.В., Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1985, №1;
— Методы математической обработки в психологии / под ред. Е.В. Сидоренко, СПб.: «Речь», 2000;
— Сахаров В.Ф., Система профессиональной ориентации учащихся средних школ, Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1977;
— Смирнов С.Д., Психология образа: проблемы активности психического отражения, М.: МГУ, 1985;
— Суходольский Г.В., Основы математической статистики для психологов, СПб.: Изд-во СПбУ, 2000;
— Талызина Н.Ф., Практикум по педагогической психологии, М.: «Академия», 2002;
— Чебышева В.В., Психология трудового обучения, М.: «Высшая школа», 1983;
— Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии, 1971, №1;
— Чебышева В.В. Об активизации профессионального самоопределения молодежи // Проблемы инженерной психологии и эргономики, Ярославль: «Высшая школа», 1977;
— Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии, 1978, №2;
— Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, М.: «Владос пресс» 2001;
— Шавир П.А., О некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-воспитательного процесса, Тюмень, 1974;
— Шавир П.А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности, М.: «Педагогика», 1987;