В наши дни человек не может получить профессию без надлежащего образования. Школьное образование — необходимое условие полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственного дела. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтобы дети были готовы учиться.
Мотивация и ее формирование — две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности студента. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития для каждого ученика и класса. Результаты исследования становятся основой для планирования тренировочного процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность, которая не просто развивает ребенка, но и укрепляет его психические процессы, мотивирует к дальнейшей деятельности, которая существенно влияет на весь жизненный период ребенка. Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивации. Мотивы показывают, ради чего обучающийся учиться.
Учитель планирует свою дальнейшую работу на основе следующих принципов обучения: индивидуальном подходе к ребенку, к его индивидуальным особенностям, к углубленному изучению личности ребенка, и к психическому развитию, так как у детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие «внутреннюю позицию школьника».
Педагог должен строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы вовлекать ребенка в учебную деятельность с самого начала обучения. Одна из важных задач учителя — изучение особенностей психического развития младших школьников.
Сергей Леонидович Рубинштейн рассматривал мотивацию как «детерминацию (от латинского «Ограничение», в широком смысле определение места того или иного явления, объекта по условным параметрам, его классификация индивидуальная характеристика в соответствующей категории) реализующуюся через психику»[21].
Алексей Николаевич Леонтьев считает, что «мотив — это предмет, который удовлетворяет определенную потребность и в той или иной форме, отраженный субъектом, приводит его к деятельности». А также различают две функции мотивов: функции мотивации и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные), «мотивы стимулы» — иногда эмоциональные, аффективные, лишенные смыслообразующих функций. Психолог Михаил Андреевич Алексеев отмечает, что доводы, приведенные студентам, оказываются просто ложными. Есть множество случаев замаскированной учебной мотивации. Например, многие обучающиеся утверждают, что стараются получить хорошие отметки только для того, чтобы усвоить учебный материал, но в действительности просто хотят избежать неприятностей, связанных с плохой успеваемостью, стремятся заслужить авторитет у товарищей, учителей или родителей.
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
... протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Итак - суть проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, ...
Аккуратность, активность, интерес, трудолюбие, ответственность начинают закладываться уже в начальной школе, в процессе учебной деятельности ребенка
Объект исследования: формирование мотивов учения.
Объект исследования: формирование учебных мотивов в обучении младших школьников.
Цель: выявить методы и формы формирования причин обучения в обучении младшего школьника.
Задачи:
-
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
-
Теоретически обосновать необходимость использованияметодов и форм формирования мотивов учения в обучении младшего школьника;
-
Изучить передовой педагогический опыт по формированию мотивов учения в обучении младшего школьника;
-
Обобщите результаты теоретической и практической частей исследования, сделайте выводы.
Глоссарий:
По словам Аэлиты Капитоновны Марковой, формирование мотивации не означает закладывание в голову студента готовых мотиваций и целей. Формировать мотивацию – это значит поставить ученика в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности [13].
Мотив – побудительная причина, повод к какому–нибудь действию[19].
Мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности[22].
Мотивация – побудитель поведения[23].
Учение – совокупность теоретических положений о какой – нибудь области явлений действительности [19].
Мотив как соединение представлений и чувств; первые являются основанием поступка, а вторые — побудительной причиной его [20].
Метод — (от греч.путь исследования — теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности[22]
Исследование познавательных УУД младших школьников в малокомплектной школе
... Структура курсовой работы Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных УУД младших ... учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную ... обучения, а младший школьник проявляет большую активность и усердие в этом плане. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших ... ожидаемого результата действия и его реального продукта; · оценка ...
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо[19].
Форма-способ существования содержания [19].
Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивов учения в обучении младших школьников
-
-
Сущность понятия мотив
-
Мотивы — это очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых проводятся анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Под мотивами понимаются конкретные мотивы, причины, заставляющие человека действовать, совершать действия, а также отношение ученика к объекту своей деятельности, ориентированность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы [1].
В системе обучения классификация мотивов, предполагает деление по видам, уровням, направленностям и содержанию[2].
1. По видам деятельности:
-
Социальные и познавательные
-
Внешние и внутренние
-
Осознанные и неосознанные
-
Реальные и мнимые
-
Самообразующие и побудительные [11] .
2. По уровням
-
широкие социальные мотивы (ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через обучение найти роль в обществе, утвердить свой социальный статус);
-
узкие социальные (или позитивные) мотивы (получить признание окружающих, получить достойноевознаграждение за свой труд);
-
мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими (одноклассники, родители, учителя), утверждение своей роли и позиции в группе);
-
широкие познавательные мотивы (удовлетворение от самого процесса обучения и его результатов; учебная деятельность является ведущей рольюв жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста);
-
учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
-
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний) [11].
8 стр., 3581 словСтруктура учебной деятельности ее характеристика
... о структуре учебной деятельности, ее значении в умственном развитии ребенка и начал свое экспериментальное исследование. На втором этапе были изучены характеристики этой деятельности и ее ... побуждаться адекватными мотивами . Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного ...
3. По направленности и содержанию:
-
социальные (социально-ценностные)
-
познавательные
-
профессионально-ценностные
-
эстетические
-
коммуникационные
-
статусно-позитивные
-
традиционно-исторические[11] .
При традиционном обучении у обучающихся формируется две группы побуждающих мотивов:
-
Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у ребенка благодаря педагогическим способностям учителя, формируя интерес к этой теме. Эти внешние факторы отражают интерес, а не когнитивную мотивацию.
-
Перспективно побуждающие мотивы. Так, например, учитель объясняет школьнику, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у школьников формируется мотив к обучению, поскольку впереди контрольная работа, или нужно отлично написать самостоятельную работу, чтобы получать высший балл. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности [13].
Сложная система мотивов обучения включает в себя следующие группы:
-
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом:
-
Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений)
-
Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач)[17].
-
Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
-
Широкие социальные мотивы:
-
-
мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;
4 стр., 1910 словРеферат внеурочная деятельность школьников
Направления развития личности. Направления внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное. Спортивно-оздоровительное. Игровая деятельность Спортивно-оздоровительная Познавательная деятельность Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). Секции Соревнования Экскурсии Олимпиады. Духовно-нравственное. ...
-
мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения)[17].
2. Узколичные мотивы:
-
мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников);
-
престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучше, занять достойное место среди товарищей)[17].
Существуют негативные причины, тормозящие научный процесс, негативно влияющие на усвоение знаний, академические интересы и отношение к школе. Среди них преимущественное место занимают:
-
отсутствие желания учиться;
-
неумение учиться;
-
неумение организовывать свой учебный труд [11].
1.2. Возрастные психологические особенности развития мотивов обучения при обучении младших школьников.
Младший школьный возраст, периодизация 6,5 – 7 – 11 лет. Ведущий вид деятельности: учебный. Новая социальная роль и внутренняя позиция – ученик [24].
Психические новообразования:
-
Формируются высшие психические функции (мышление, воображение, речь, память, ощущение, внимание)
-
Становится доминирующим мышление, которое постепенно превращается в словестно-логическое
-
Появляется внутренняя жизненная позиция, внутренние планы[25].
В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют движущую силу, сменяются новыми. То, что связано с учебной деятельностью, оказывается значимым, ценным, то же, что связано с игрой, становится менее важным. В то же время у школьников преобладание мотивов над мотивационными установками по-прежнему очевидно, поскольку они в основном ставят цели на ближайшее будущее, связанные с реальными событиями. По-прежнему ведущими являются «непосредственно действующие мотивы»[2]
Поданным Л. Кольберга, 70% семилетних детей ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас»[10].
У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования («быть грамотным»).
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
... мотивации обучения. Мотивы учебной деятельности школьников Как известно, мотивы могут быть познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Если мотивация ... цели); 3) познавательные мотивы (мотивы, связанные с самим процессом учебной деятельности). внешних и внутренних Вариант классификации мотивов ... овладении новыми умениями, навыками и знаниями - это внутренние мотивы; другие - связаны с ...
В период от 8 до 10 лет увеличивается количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается количество детей, которые учатся с интересом. Настоящая причина — получить высокие оценки или похвалу. Ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания [13].
В соревновательной ситуации у первоклассников мотив работы на себя и других исследователей, оказался более действенным, чем на команду, однако в 3-м классе уже сильнее выражен общественный мотив («за класс»), чем индивидуальный («за себя»).
При этом, если в третьем классе социальные мотивы в равной степени выражены у мальчиков и девочек, то в четвертом классе эти мотивы чаще проявляются у девочек.
Младшие школьники чаще, чем дошкольники, подавляют свои желания ради других. Так, Л. С. Славина (1972)предлагала младшим школьникам, увлеченным игрой, сделать другую работу — вырезать и оклеить цветной бумагой картонные квадратики для детского сада [22].
Половина детей бросили игру и, что важно, — в дальнейшем они интересовались, как в детсаде оценили их работа [17].
К концу младшего школьного возраста большинство учеников, когда меняется общий смысл деятельности, могут изменить конкретную цель. Это указывает на то, что механизм повторяющегося формирования рисунка начинает работать. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия [6].
Социальные причины обучения по-разному выражаются у школьников с разной академической успеваемостью. Мотивы неуспевающих школьников специфичны. Когда есть веская причина для получения хорошей оценки и одобрения, их социальная мотивация к обучению уменьшается. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-му классу [11].
Успешных детей привлекают различные учебные предметы, в том числе самые сложные, а опоздавших чаще интересуют самые легкие, с их точки зрения, дисциплины: пение, физкультура.
Неуспешные ученики руководствуются процессом выполнения индивидуальных и частных действий, и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют тенденцию облегчать воспитательную работу, механически копировать действия учителя.
У детей с высокими академическими достижениями есть сильная мотивация к успеху: желание хорошо выполнять работу в сочетании с причиной получения высокой оценки или одобрения взрослых. У плохо успевающих учеников начальной школы причина успеха гораздо менее выражена, а в некоторых случаях полностью отсутствует. В этом же возрасте школьники ощущают потребность реализовать себя как предметы, объединяющие социальные аспекты жизни не только на уровне понимания, но и как трансформеры. Главным критерием оценки себя и других становятся нравственные и психологические особенности личности [7].
1.3. Методы и формы формирования мотивов учения в обучении младшего школьника
Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков [4]
Психология» : «Мотивация: роль мотивов в развитии человека
... чтобы моделировать мотивацию, возникающую у рабочих для обучения или исправления рабочих целей. Можно сказать, что мотивация на производстве ... развивается и развивается дальше в результате формирования мотивационной сферы. Но индивидуальность как особенность ... на фоне тревожной мнительности. Лабильному типу – мотивы общения, долгосрочных отношений. Шизоид: причины независимости, самовыражения, ...
Обучение, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников» [5]
Обучение, согласно Адольфу Дистервегу, включает:
-
человека, подлежащего обучению, ученика — субъекта;
-
предмет учения и обучения — учебный предмет — объект;
-
внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.;
-
обучающего учителя.
и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности [13].
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности обучающихся Лернер И. Я., Скаткин М. Н:
-
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный).
Преподаватель различными способами передает готовую информацию, а ученики ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция); печатного слова (учебник, дополнительные пособия); наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы); практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).
Основная цель метода — организовать усвоение информации обучаемыми путем передачи им учебного материала и обеспечения их правильного восприятия. Познавательная деятельность студентов сводится к запоминанию уже готовых знаний.
-
Репродуктивный метод. Обучающиеся воспроизводят изложенную учителем информацию, а так же повторяют (многократно) способы деятельности по заданию учителя. Их деятельность носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по, инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Деятельность учителя заключается в разработке и передаче шаблона, а деятельность ученика — в выполнении действий в соответствии с шаблоном, алгоритмом.
Основная цель метода — формирование навыков и умений, использование и применение полученных знаний.
Главное преимущество — экономичность, дает возможность передать значительный объем знаний и навыков в кратчайшие сроки и с небольшими усилиями. Сила знаний за счет возможности их многократного повторения может быть значительной.
Метод проблемного изложения. Учитель ставит задачу и решает ее сам, распространяя систему тестов, сравнивая точки зрения, разные подходы, показывая тем самым нить мысли в познавательном процессе. При этом студенты следуют логике изложения, осваивая этапы решения интегральных задач. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.).
Формирование у школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности»»
... / ее пребывания в школе и является основой для его личного обучения и совершенствования в будущем. Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой 8 мотивации к учебной деятельности. 1 . Важную роль в мотивации учения играет ...
Хотя учащиеся, использующие этот метод обучения, не являются участниками, а просто наблюдают за ходом мысли, они учатся решать когнитивные трудности. Цель этого метода — показать образцы научных знаний, решающих научные задачи.
Частично — поисковый (эвристический) метод. Студенты самостоятельно решают сложную учебную задачу не от начала до конца, а лишь частично. Преподаватель вовлекает студентов в выполнение индивидуальных исследовательских фаз. Часть знаний передает преподаватель, часть ученики усваивают сами, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задачи.
Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому, что:
— не все знания обучающимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно;
— деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.
Основная цель метода — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению задач. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Метод исследовательского обучения предполагает творческое усвоение студентами знаний и навыков. Сущность его состоит в следующем:
-преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему;
-обучающиеся самостоятельно ее разрешают, самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера;
-преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Суть метода сводится к организации исследования, творческой деятельности студентов по решению новых для них задач.
Основным недостатком метода обучения является то, что он требует от учителя значительного количества времени и высокого уровня педагогической квалификации.
Форма обучения — это способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей между участниками учебного процесса.Формы работыдля стимулирования познавательной активности обучающихся, формирования повышения качества обучения у младших школьников:
-
Индивидуальные — педагог обучает одного ребенка(коррекционная работа);
-
Группа: педагог одновременно занимается с группой детей, в рамках которой каждый самостоятельно выполняет учебное задание. Группа может включать в себя весь коллектив или разделена на части. Возможно смешанная форма обучения;
-
Коллективные — совместное выполнение задания несколькими детям;
Глава II. Практическая работа по изучению формирования мотивов учения в обучении младших школьников
Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению
... неосознанные мотивы Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения. Первичное представление о преобладании и действии определенных учебных мотивов дает отношение ученика к обучению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения: ...
Для подтверждения теоретических аспектов рассмотренных нами в первой главе курсовой работы, мы провели диагностику позволяющую определить уровень мотивации учения в обучении младших школьников в школе на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения среднеобразовательной школы № 6 г. Черняховска. В исследовании приняли участие 5 реципиентов 1 класса.
Цель исследования: выявить методы и формы формирования учебных мотивов в обучении младшего школьника.
Задачи практической работы:
-
Подобрать методики для выявления уровня учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являющихся отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах ;
-
Количественный и качественный анализ результатов исследования ;
-
Анализ передового опыты работы учителя начальной школы Юровой Нины Ивановны, учителя начальных классов МБОУ «Палатовская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район Белгородская область», выявление форм и методов формирования мотивов учения в обучении младшего школьника.
2.1. Организационный этап
Цель:
1) методика М.Р. Гинзбурга «Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе» (Приложение 1).
Цель: выявить уровень учебной мотивации у детей, идущих в школу, и явиться отправной точкой для отслеживания динамики развития учебной мотивации в более позднем возрасте.
Методика представляет собой формулировку вариантов окончаний каждого неоконченного предложения и его балльное оценивание учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, — позиционного, социального, учебного).
2) Методика «Представь себе…» (Приложение 2)
Цель исследования: выявить оценку ориентации ребенка на учебный процесс в школе.
3) Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Приложение 3).
Автор: методика разработана Г. Н. Казанцевой
Цель исследования: выявление качественного анализа причин предпочтения определенных предметов и причин обучения.
Анализ результатов и выводы:
В соответствии с ответами студента делается вывод о его иерархии причин обучения и его предпочтении определенным учебным предметам.
2.2. Интерпретация полученных результатов
Цель: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Результаты исследования с использованием методики М.Р. Гинзбурга «Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе»
Цель: выявить уровень учебной мотивации у учащихся, поступающих в школу, и явиться отправной точкой для отслеживания динамики развития учебной мотивации на более поздних этапах возраста.
Методика представляет собой формулировку вариантов окончаний каждого неоконченного предложения и его балльное оценивание учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, — позиционного, социального, учебного).
Требования к прохождению теста М.Р. Гинзбурга
Респондентам сообщается инструкция.
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+»»
Обработка результатов
Каждый вариант ответа имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какая конкретная причина фигурирует в предложенном ответе.
Таблица 1. – Результат диагностики уровня мотивации у респондентов 1 класса МБОУ СОШ №6
Кол – во баллов №1
Кол – во баллов №2
Кол – во баллов №3
Кол – во баллов №4
Сумма баллов итогового уровня мотивации
1
5
4
5
4
18
2
4
4
3
3
14
3
3
3
3
3
12
4
2
0
2
2
6
5
1
1
1
0
3
Рис.1. Результат диагностики уровня мотивации у респондентов 1 класса МБОУ СОШ №6 в виде диаграммы
Вывод: Исходя из результатов диагностик уровня мотивации видно, что 1-ый респондент набрал 18 баллов, это говорит о том, что уровень мотивации находится на очень высоком уровне с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху, 2-ой респондент имеет 14 баллов, уровень мотивации высокий, 3-ий респондент прохождении диагностики набрал 12 баллов, средний уровень мотивации, 4-ый респондент, имеет сниженный уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, нами были подобраны следующие формы и методы: для повышения уровня мотивации 4-го испытуемого, в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями:
— метод: исследовательский (творческий упражнения);
— формы: коллективные (совместное выполнение задания с коллективом), групповые, индивидуальные.
2.3. Обобщающий этап.
Цель: анализ передового опыты работы учителя начальной школы Юровой Нины Ивановны, учителя начальных классов МБОУ «Палатовская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район Белгородская область», выявление форм и методов формирования мотивов учения в обучении младшего школьника.
В представленном педагогическом опыте Юрова Нина Ивановна при формировании мотивов обучения младших школьников опиралась в основном на урокную деятельность. Данный опыт можно взять за основу в дальнейшей работы автора, принимая во внимание все виды профессиональной деятельности учителя начальных классов:
1. Преподавание по программам начального общего образования.
2. Организация внеурочной деятельности и общения обучающихся.
3. Классное руководство.
4. Методическое обеспечение образовательного процесса.
Таблица 3. — Выявление эффективных способов формирования мотивов учения в обучении младших школьников, с учетом анализа опыта учителя начальных классов и теоретического анализа психолого-педагогической литературы
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
турнир; культпоход; социально – образовательный проект и др.
Устные, письменные, наблюдение и оценка
самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя
Нестандартный урок:
Урок-сказка;
урок-путешествие;
заочная экскурсия; прогулка в прошлое; уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.)
Совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия
Из изучения передового опыта следует, что данные формы и методы активизируют деятельность учащихся на уроке, улучшают учебный процесс, формируют учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности. Студент становится заинтересованным и создает возможность поддержать свою индивидуальность. Студент получает право на инициативу, самостоятельность, индивидуальные исследования и творчество.
Лекция; познавательная беседа; тематический диспут и др.
Наглядные красочные пособия;
ИКТ-технологии
проблемная ситуация
Традиционный урок: Дидактические игры.
Этот модуль делает процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассника. Способствует формированию мотивации обучения.
Исходя из практической работы по изучению формирования мотивов учения в обучении младших школьников нами были выделены следующие наиболее эффективные методы — частично — поисковый (эвристический) метод; исследовательский и формы – групповая, самостоятельная работа — для повышения мотивации (мотивов) учения в обучении.
Заключение
Мотивация в обучении занимает видное место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивов системы в целом также определяет содержание видов деятельности, характерных для человека. Причина определяет не только реальную проводимую деятельность, но и желаемую область, перспективы дальнейшего развития бизнеса. Таким образом, проблема формирования мотива является одной из актуальных в методологическом, теоретическом и практическом плане.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у обучающихся положительных устойчивых мотивов к учебной деятельности, таких мотивов, которая побуждали бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без таких мотивов деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной
Мотивы, как видите, представляют собой сложную структуру, в которой различные методы, формы проявляются в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивов не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т. д.).
Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивов. Цель — именно то звено, с помощью которого можно управлять процессом формирования паттерна.[9]
Исходя из результатов теоретической и практической работы над проблемой исследования, можно выделить наиболее эффективные методы и формы повышения мотивации (мотивов) учения в обучении младших школьников. К таким методам можно отнести:
Частично — поисковый (эвристический) метод. Студенты самостоятельно решают сложную учебную задачу не от начала до конца, а лишь частично. Форма: самозанятость — самообразование ребенка в развивающей среде.
Метод исследовательского обучения предполагает творческое усвоение студентами знаний и навыков.
Сущность его состоит в следующем:
-преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему;
-обучающиеся самостоятельно ее разрешают, самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера;
-преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Форма:
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/formirovanie-motivatsii-u-mladshih-shkolnikov/
-
Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н.. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2009.
-
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. — В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. — М., 1972.
-
Гогоберидзе А.Г., Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.
-
Григорович Л.А., Педагогика и психология: Учеб.пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Сидоренко. – Гадрарики, 2010.
-
Давыдов В.В., Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. — № 6.
-
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. М., 2006
-
Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Изд-во «Питер», 2011.
-
Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002.
-
Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы /— СПб.: Питер,. «Мастера психологии». 2003.
-
Кольберга Л. (L.Kohlberg, 1963)
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед./ Н.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
-
Лозоцева В. Н., (1982).
-
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение. 1990.
-
Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., Просвещение, 1993.
-
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004.
-
Матюхина М.В. Мотивация учения – М.,1984: Московский психолого-социальный институт, 2001.
-
Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. – К.: «Магістр –S», 1997
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М: Юрайт – 2016.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов: /Под общ.ред. Проф. Л.И.. Скворцова.. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.
-
ОжеговаС.П. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23-е изд., исп. – М.: Рус. яз., 1991.
-
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/ научный журнал — 2010.
-
Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.:ИНТОР, 1996.
-
Словарь психолого-педагогических понятий и терминов [Электронный ресурс] – Электрон.дан. — (20.04.16)
slovar-psihologo-pedagogicheskih-ponyatoy-i-terminov/?page=6
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 2009.
-
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2009. – обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Приложение 1
Автор: М.Р. Гинзбург
«Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе»
При составлении диагностической анкеты для обучающихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, — позиционного, социального, учебного).
Обучающимся сообщается инструкция.
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
1. Я учусь в школе, потому что…
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
— в) я чувствую себя взрослым;
— г) я люблю хорошие отметки;
— д) хочу получить профессию;
— е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке…
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
— в) общение с друзьями;
— г) ответы у доски;
— д) познание нового и выполнение задания;
— е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы…
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
— в) мне покупали красивые вещи;
— г) у меня было больше друзей;
— д) меня любила и хвалила учительница;
— е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что…
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
— в) учительница будет рада;
— г) дома меня похвалят;
— д) смогу побольше поиграть на улице;
— е) я узнаю больше нового. Спасибо!»
Обработка результатов
Каждый вариант ответа имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какая конкретная причина фигурирует в предложенном ответе (таблица ниже).
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица.
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II — высокий уровень учебной мотивации;
— III — нормальный (средний) уровень мотивации;
— IV — сниженный уровень учебной мотивации;
— V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Приложение 2
Название методики «Представь себе…»
Цель исследования: выявить оценку ориентации ребенка на учебный процесс в школе.
Проведение исследования: Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История первая
Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький, и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?
История вторая
Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья
Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе — уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?
История четвертая
Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет — можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?
История пятая
Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?
История шестая
Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо пятерки шоколадку. Что ты выберешь — шоколадку или пятерку?
Выводы: показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
1) отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома;
2) направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;
3) отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
4) предпочтение школы с определенными правилами;
5) ориентация на обучение в группе, классе;
6) выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению 8 школе.
Приложение 3
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»
Автор: методика разработана Г. Н. Казанцевой
Цель исследования: выявление качественного анализа причин предпочтения определенных предметов и причин обучения. (Приложение 2)
Инструкция: необходимо выполнить следующие указания.(
I — Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые_____________________________________
б) нелюбимые____________________________________
II. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу быть грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу получить полные и глубокие знания.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я — тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтобы похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
Анализ результатов и выводы:
В соответствии с ответами студента делается вывод о его иерархии причин обучения и его предпочтении определенным учебным предметам.
Приложение 4, Классификация методов
Примеры применения:
Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений)
Репродуктивный – основам на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений
Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнения.
Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание
Упражнение на основе образца учителя
Эвристический (частично – поисковый) – проблемная задача делится на части-проблемы, в решение которых принимают участие обучающиеся (применение знаний в новых условиях)
Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельности обучающихся
Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание.
Упражнение конструктивного характера, дидактические игры, моделирование, эвристическая беседа
Исследовательский – направление на развитие творческой деятельности, на основе способов решения проблем
Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов
Восприятие проблемы, составление плана ее решения, поиск способов, контроль и самоконтроль
Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование
Проблемный (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь ее решения
Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения
Восприятие и осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание
Рассказ воспитателя о способе решения проблем, воссоздающее наблюдение (на основе воображения)
(Скаткин М.Н., Лернер И.Я)