Управление как объект административно-правового регулирования

Курсовая работа
Содержание скрыть

2. Социальное управление: понятие, признаки и функции

3.

4. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-kak-obyekt-administrativnogo-prava/

Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, обозначавшимся в Древнем Риме латинским термином «administratio», что означает руководство, управление.

Государственное управление — разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он используется и в нашей стране, обеспечивая конституционные основы для различения этого вида государственной деятельности.

«исполнительная власть».

Это объясняется провозглашением в конституции принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В этом плане интересны взаимоотношения между государством и исполнительной властью.

социальный государственный управление исполнительный

Административное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые складываются, главным образом, в сфере государственного управления, которое является разновидностью социального управления.

Управление

управление

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и пр.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек . Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия. Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления [3] . Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся принципами согласованности, разумной организации, структурирования и стремления к достижению определенных социальных целей и решению социально значимых проблем. В каждой организации есть процессы управления, необходимые для достижения своих целей и решения проблем.

37 стр., 18351 слов

«Повышение эффективности управления системой мотивации персонала ...

... деятельности. Объект исследования: санаторий «Лермонтово», трест оздоровления «Сургут». Объект исследования: система управления мотивацией персонала ... мотивации трудовых ресурсов; 3. Рассмотреть методы мотивации персонала в организации; 4. Дать организационно-экономическую характеристику санатория «Лермонтово» оздоровительный трест «Сургут»; 5. Проанализировать систему управления мотивацией персонала ...

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты (признаки):

1) необходимость создания и функционирования законченной системы; целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

2) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

3) информация как главное связующее звено между участниками управления;

4) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

5) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из этих типов управления отличается своей целью, качественным своеобразием, спецификой, интенсивностью выполняемых функций и выполняемых управленческих операций.

Социальное управление

Человек

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы).

Но часто он служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.

Тема менеджмента влияет на общественные отношения, вещи через волю и совесть людей. Организация всегда состоит в упорядочении другой деятельности.

Социальное управление достигается воздействием на волю людей. Воля — это регулирующая сторона сознания, которая направляет деятельность человека на выполнение поставленной цели. Таким образом, действия человека — это, с его точки зрения, сознательный, решительный, волевой характер. Необходимое условие согласованности действий людей – единство воли.

Способность обеспечивать господство, господство воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называется властью. Власть — это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

Собственность

признаки социального управления

1) социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

3 стр., 1054 слов

Специфика управления персоналом государственной и муниципальной службы

... данный момент управление персоналом в государственном учреждении претерпевает существенные изменения. Это происходит в силу рядов факторов, среди которых нужно подметить следующие: выражаются увеличения сложности управленческого труда в государственных и муниципальных службах; проводимые политические ...

2) главное назначение социального управления – это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;

3) объектом воздействия социального управления являются поведения участников совместной деятельности и взаимоотношения между ними;

4) социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

5) основа социального управления – это соподчиненность воли участников управленческих отношений;

6) механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления, иначе говоря, органы управления.

Социальное управление состоит из ряда функций или сфер деятельности. Они подразделяются на два вида: это общие и особенные функции.

Общие функции социального управления включают следующее: Сбор и анализ социальной информации., Прогнозирование, Планирование, Организация, Распорядительство, Регулирование, Контроль и учет

К особенным функциям управления относятся, например, такие, как функции управления в сфере хозяйственной деятельности, управления социально- культурной деятельностью, управления в административно-политической сфере и т.п.

Основными стадиями управленческого цикла являются:

1. Выработка и принятие управленческого решения.

2. Организация исполнения управленческого решения.

3. Контроль и проверка исполнения.

4. Контроль –, Государственное управление

государственное управление

Субъектами государственное управление, Объекты государственного управления

исполнительно-распорядительной.

исполнительная власть

Государственное управление

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления: 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность); 3) системность .

государственное управление —

Теория административного права разработала два подхода к определению публичного управления с учетом вышеуказанных положений.

Государственное управление, Государственное управление

Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. Местная администрация, ее органы и структурные подразделения также относятся к субъектам, выполняющим управленческие функции. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности более полно проявляются особенности, присущие менеджменту как особому виду государственной деятельности.

2 стр., 935 слов

Государственная поддержка инновационной деятельности (2)

... научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства. 1. Государственная поддержка инновационной деятельности. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня ... сети. 7. Создание информационных систем в России по всем видам продукции. С целью государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно ...

Государственное управление в строгом понимании имеет следующие характеристики.

1. Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию. Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

2. Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление). Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).

3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности). Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества — хозяйственно-экономическое строительство, социально- культурная и административно-политическая сферы (признак масштабности).

Государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на не государственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулирование посредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.

Государственное управление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность,

5. Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти , которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления. Эти органы, действующие от имени и от имени государства и выполняющие функции государственного управления, наделены полномочиями государственного характера и действуют в пределах компетенции, установленной законодательством.

Государственное управление отвечает принципу законности

7. Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений . В большей мере распространены вертикальные отношения, т. е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. В последние годы появились новые формы организации, горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров.

32 стр., 15646 слов

Реферат управление государственной собственностью социальной сферы

... характером их деятельности. Управление государственной собственностью состоит из множества выполняемых задач, которые распределены:  внутри органов законодательной и исполнительной власти, которые связаны с ... законом и гарантируется государством. Государственная и муниципальная формы собственности развивались в контексте необходимости выполнения социальных, экономических и политических функций ...

Государственное управление основывается на принципе организационности

9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего» управления (например, назначение административных наказаний, применение мер административного предупреждения или административного пресечения) .

Видами государственного управления являются:

внутреннее государственное управление

внешнее государственное управление

внутриорганизационное государственное управление

Функция управления

функции государства и его органов

Основные функции государственного управления Основные функции государственного управления включают следующее.

Информационное обеспечение деятельности государственных органов,

Прогнозирование и моделирование

Планирование

Организация

Распорядительство

Руководство

Координация

Контроль

Регулирование

Учет

Некоторые формы государственной деятельности соответствуют принципу разделения властей.

государственное управление

Исполнительная власть

исполнительную власть

Законодательная власть

исполнительную власть

Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции РФ, призваны осуществлять правосудие . Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция – это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.

Из всего вышесказанного следует, что исполнительная власть является непременным атрибутом механизма государственной власти, построенного на основе разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Он выражается в деятельности специальных субъектов, обладающих исполнительной компетенцией, и представлен в механизме государственной власти органами исполнительной власти.

У исполнительной власти есть определенная сфера отношений, где она действует, которая включает в себя:

  • отношение власти с гражданином;
  • хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;
  • отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований;

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

вторичность

организующий характер

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве,, Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов, В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы

7. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти — важнейшая основа единства государства.

7 стр., 3402 слов

Государственное управление и государственная политика РФ

... государственного управления. //Курс лекций./М., Юрид. лит-ра, 1997 2.2 Государственное управление как система При определении состава компонентов системы государственного управления не перспективно исходить из произвольного набора, определяемого по разным причинам. В состав компонентов системы государственного управления ...

8. Исполнительная власть выступает как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам , которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.).

Издаемые ими властные акты подчиняются закону, развивают, уточняют, детализируют, применяют закон в конкретной ситуации. Действия органов и должностных лиц системы исполнительной власти не могут противоречить закону, они являются его исполнением.

Исполнительная власть не подчинена другим властям

основные функции современной исполнительной власти:

исполнительная (правоприменительная)

«правозащитная»,

социально-экономическая

функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране

регулирующая

нормотворческая

охранительная (юрисдикционная),

Субъекты исполнительной власти

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равны между собой. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

1) Президент РФ;

2) Правительство РФ;

3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

4) территориальные органы федеральных органов исполнитель ной власти;

5) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);

6) правительства субъектов РФ;

7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

1) число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... должен осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и представителями трудящихся в лице профсоюзов в пределах их компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и ...

2) субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

3) должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

4) органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

  • Одна из основных задач государственного управления — подготовка потенциальных кадров государственных органов. Решение этой проблемы обеспечивает такой институт системы государственного управления, как государственная служба.

В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности занимают:

  • а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая и т. п.);
  • б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т. п.);
  • в) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
  • г) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
  • д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;
  • е) обеспечение реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
  • ж) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

основные функции

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 08.12.2010)

3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

20 стр., 9952 слов

Государственное управление в сфере образования

... государственного управления в сфере образования и предложить решения. Задачи исследования: рассмотреть понятие и задачи образования; исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации; проанализировать особенности разграничения предмета введения в сфере образования; рассмотреть федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере ...

4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-kak-obyekt-administrativnogo-prava/

5. Административное право : учебник / Бахрах Д.Н., — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2010. — 608с. – (Российское юридическое образование).. 6. Административное право : учебник / Смоленский М.Б. – М.: Феникс, 2007. 352с.

7. Административное право Российской Федерации : Учебник / Алехин А.П, Кармолицкий А.А, Козлов Ю.М М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. — 608 с.

8. Административное право. Учебник / Миронов А.Н. , Форум, 2007. – 304 с.

9. Виханский О. С , Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. : 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. С.670.

10.Социальное управление. Государство, коллектив, личность : учебник / Кнорринг В. И. – М.: Экзамен, 2008. С.688

11. Теория государственного управления. : учебник / Атаманчук Г.В, — М.: Омега-Л. С.38, 92—110.

Административное право Российской Федерации : Учебник / Алехин А.П, Кармолицкий А.А, Козлов Ю.М М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. — С.4

Социальное управление. Государство, коллектив, личность : учебник / Кнорринг В. И. – М.: Экзамен, 2008. С.2

Виханский О. С , Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. : 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. С. 8—9.

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Теория государственного управления. : учебник / Атаманчук Г.В, — М. Омега-Л. С.38, 92—110.

Теория государственного управления. : учебник / Атаманчук Г.В, — М. Омега-Л. С.35—39.

Административное право : учебник / Бахрах Д.Н., — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2010. — 608с. – (Российское юридическое образование).

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)