Государственный долг играет значительную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это связано с тем, что отношения, касающиеся образования, обслуживания и погашения государственного долга, оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежное обращение, инвестиционный климат, структуру потребления и развитие международного сотрудничества между ними состояния.
Причина возникновения государственного долга — проводимая государством политика, не гарантирующая баланса между доходами и расходами государства.
В то же время в мире нет государства, которое в определенные периоды своей истории не решало бы проблему государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством долговой политики для финансирования бюджетных расходов. Следовательно, государственный долг — нормальное явление в финансовой экономике любого супружеского государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг — это общая сумма государственного долга по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченные проценты по ним.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.
Правительства часто управляют крупными портфелями валютных резервов, и их бюджетная позиция часто подвержена значительным условным обязательствам и последствиям плохо управляемых балансов частного сектора. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО ‘ОКБ-Планета’
... курсовой работы легла методика, изложенная в главе 5 учебника А.Д. Шеремет «Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций». Также при написании данной работы ... государством, выявления эффективности использования финансовых ресурсов. В традиционном понимании финансовый анализ - это метод оценки и прогнозирования финансового ... не покрывают долги. При проведении финансового анализа ...
необходимо выделить проблемы, которые нельзя решить только за счет рационального управления долгом. Он не заменяет разумную макроэкономическую и налогово-бюджетную политику и сам по себе недостаточен для обеспечения надежной защиты от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Эта структура является важным фактором, помогающим участникам финансового рынка обрести уверенность в том, что они могут инвестировать в государственные облигации с минимальным уровнем неопределенности.
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Целью данного теста является изучение классификации, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этого использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты и другие материалы по данной теме.
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации
Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».1
Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, государств, включая целевые кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.
Еще одна составная часть государственного долга России — это долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.
Государственный долг. Проблемы управления
... В статье рассматриваются как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ и проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации в настоящее время. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом в России. В соответствии с целью поставлены следующие ...
Третья составляющая государственного долга России — обязательства, возникающие в связи с принятием законодательных актов Российской Федерации о отнесении долговых обязательств третьих лиц к государственному долгу, возникшему до вступления в силу Бюджетного кодекса. В том числе это обязательства бывшего СССР, взятые на себя Россией.
Государственный долг Российской Федерации полностью и безоговорочно гарантирован всем федеральным имуществом, составляющим государственную казну. «Следует сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. это одна из основных проблем российской экономики, которая напрямую влияет как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики »2.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства формах:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственные гарантии РФ;
5) иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.
Виды долговых обязательств России в зависимости от срока, на который они приняты, подразделяются на:
- краткосрочные – на срок менее одного года;
- среднесрочные – на срок от одного года до пяти лет;
- долгосрочные – на срок от пяти до 30 лет включительно.
Для государства на федеральном и региональном уровнях могут использоваться два типа долговых обязательств: внутренний долг или внешний долг. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных внешних заимствований»3. Для муниципальных образований это называется возможность использования только одного вида — внутреннего долга.
Процесс смены социально-экономической формации, проходивший в России в начале 90-х годов, и кризисные явления в мировой экономике и экономике России в августе 1998 года привели к тому, что вопросам государственного долга в Российской Федерации в настоящее время уделяется повышенное внимание.
До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
Правовая основа системы государственного кредитования закреплена в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Нотариат в Российской Федерации
... Федеральной нотариальной палаты в международных нотариальных организациях, государственных органах Российской Федерации, экономических и общественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты. Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью совета ...
В соответствии с положениями указанного закона Правительство Российской Федерации управляет внутренним и внешним государственным долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне была провозглашена концепция единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.
Однако, по сути, единая и целостная система управления государственным долгом еще не создана, и несовершенство российского законодательства играет первостепенную роль в этой ситуации.
Порядок применения обмена инвестиционных облигаций, а также конвертации и консолидации кредитов требует правового регулирования. Существует потребность в большей согласованности между активной и пассивной политикой управления долгом.
«В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом»4.
Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. В то же время необходимо внести большую ясность в бюджетные документы и тем самым устранить возникающую в них правовую неопределенность.
Как показывают результаты проверок Счетной палаты, «учет долговых обязательств в значительной степени фрагментирован и нет единой базы данных по государственным долговым обязательствам» 5.
Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении или аннулировании соглашений.
«Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не сопоставима с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга».6
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга только по валюте облигаций. При таком подходе понятие «внешний долг» является условным, поскольку объем валютных обязательств в полном объеме не является внешним для Российской Федерации. Принцип разделения долга, принятый в международной практике девелоперских домов, Минфином России не применяется.
Отсутствие единой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базы данных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени препятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетной политики.
Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...
... половине XIX века. Ранее главным органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) . В Российской Федерации у каждого субъекта есть свой ...
1.2 Внутренний государственный долг
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
В объем внутреннего государственного долга включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Данное долговое обязательство России как государственная гарантия России считается полностью погашенным и списывается из внутреннего государственного долга Российской Федерации по истечении срока действия этой гарантии.
Статья 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга.
Затраты на размещение, выплату дохода и погашение долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Статистический анализ развития внешнеторговой деятельности Российской ...
... в статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) [4], используемой в настоящее время в Российской Федерации ...
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России выполняет функции генерального агента по обслуживанию государственного государственного долга на безвозмездной основе.
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ).
Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 г. в сумме 1804189605,1 тыс. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. – 2249062621,8 тыс. руб. и 2817409429,4 тыс. рублей соответственно (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ) [8].
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Анализ внутреннего государственного долга в период 2008-2010 гг., Проведенный Счетной палатой, показывает, что доля государственных облигаций будет увеличиваться. Динамика и внутреннего долга на период до 2011 г. приведена в Приложении 1.
Объем внутреннего долга в 2008-2010 годах увеличится вдвое и к концу 2010 года составит 2618,2 миллиарда долларов. рублей (или 91,7% внутреннего долга).
Стоимость обслуживания внутреннего долга в 2010 году увеличится более чем вдвое по сравнению с 2007 годом и составит 170,9 млрд долларов. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации
... (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4614); Методические рекомендации по разработке по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (не нуждаются в государственной письмо Минюста ...
1.3 Внешний государственный долг
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте, в том числе по целевым кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 41,9 млрд. долларов США, или 27,2 млрд. евро; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 42,0 млрд. долларов США, или 28,2 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 42,2 млрд. долларов США, или 29,5 млрд. евро (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ) [8].
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, государств, включая целевые кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации внешние займы могут предоставляться Правительством Российской Федерации или уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.
Внешний долг Российской Федерации унаследовал СССР после его распада, когда Российская Федерация получила долг в 102 миллиарда долларов. долл., в дальнейшем к этим обязательствам прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.
«В 2006 году объем государственного внешнего долга Российской Федерации снизился с 76,5 млрд. долл. США (2201,4 млрд. рублей) по состоянию на 1 января 2006 года до 52,0 млрд. долл. США (1370,5 млрд. рублей) по состоянию на 1 января 2007 года, а его доля в государственном долге Российской Федерации снизилась, соответственно, с 71,6% до 56,3%, практически сравнявшись с задолженностью по внутренним обязательствам»7.
Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...
... должен осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и представителями трудящихся в лице профсоюзов в пределах их компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и ...
В условиях масштабного погашения внешних государственных долговых обязательств Российской Федерации значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивным привлечением заемных средств в корпоративный сектор российской экономики, задолженность которого выросла на 83,9 млрд. долл. США. На начало 2007 года она составила 260,1 млрд. долл. США (84,2% внешнего долга Российской Федерации против 68,1% в начале 2006 года), более чем в 5 раз превышая совокупные долговые обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования (48,6 млрд. долл. США).
«За период с 1 января 2001 года по 1 января 2007 года государственный внешний долг Российской Федерации увеличился на 149,2 млрд. долл. США. При этом задолженность банков без участия в уставном капитале увеличилась в 11,2 раза и на 1 января 2007 года составила 101,2 млрд рублей. долл. США. Долг прочих секторов увеличился с 22,3 млрд. долл. США до 159,9 млрд. долл. США (в 7,2 раза)»8.
Внешний долг Российской Федерации перед нерезидентами на 1.01.07 г., по данным Центробанка России, приведен в Приложении 2.
По заключению Счетной палаты, абсолютный размер внешнего долга в рублях будет иметь тенденцию к росту и к концу 2008 года составит 1132,4 млрд долларов. рублей, или 3,2% ВВП, к концу 2009 года – 1164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8%), или 2,9% ВВП, к концу 2010 года – 1232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9%), или 2,8% ВВП. Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена в Приложении 3.
внешнего долга уменьшится доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий. Согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации, тенденция к увеличению абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008-2010 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. 22 марта 2007 г.
Вопросы управления внешним государственным долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это связано как с резким увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и со значительным увеличением уровня затрат на его погашение и обслуживание.
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
В последние годы наблюдается постепенное снижение относительных и абсолютных показателей государственного долга. Снижается значение процентного соотношения величины госдолга Правительства Российской Федерации по номинальной стоимости к ВВП.
За период с 1 января 2002 г по 1 января 2007 г государственный долг правительства Российской Федерации снизился с 4,43 трлн. рублей (49,5% от ВВП) до 2,44 трлн. рублей (9,1% от ВВП).
При этом государственный внешний долг правительства Российской Федерации за указанный период уменьшился в 2,49 раза и на 1 января 2007 года составил 1,37 трлн. рублей в пересчете в национальную валюту Российской Федерации (52,0 млрд. долл. США) – Приложение 3.
Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
... правовой основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, 20 декабря 2002 года юстиции ... от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов. Остановимся на отдельных положениях ...
В 2005–2006 годах были досрочно погашены ранее обязательства перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США).
Кроме того, были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредиты Внешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств Банка России (4,3 млрд. долл. США).
В 2006 году тенденция существенного сокращения объема государственного долга Российской Федерации сохранялась на прежнем уровне, прежде всего, за счет двух разнонаправленных факторов: планового и досрочного погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, в том числе перед членами Парижского клуба кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного увеличения чистого объема привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации на внутреннем рынке в объеме 177,6 млрд. рублей.
«Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей, или 9,1% к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах, сократившись на 641,4 млрд. рублей, или на 26,3%, по сравнению с началом 2006 года, когда его объем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2% к ВВП»9.
2.2 Управление государственным долгом
«Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика»10. Управление государственным долгом заключается:
- в формировании политики в отношении государственного долга;
- в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
- в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
- в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под управлением государственным долгом в строгом смысле слова понимается комплекс мер, касающихся выпуска и размещения государственного долга, обслуживания, погашения и рефинансирования государственного долга, а также регулирования рынка государственных облигаций.
Реализация мер по управлению государственным долгом требует системного подхода со стороны государства и определяет многогранный характер существующего управления долгом.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
- обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
- контроль за состоянием государственного долга.
Система управления государственным долгом — это взаимосвязь бюджетных, финансовых, бухгалтерских, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера и стоимости государственного долга.
Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
- сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
- разработка программы заимствований Российской Федерации на которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
- своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
- проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых
- осуществление контроля за соблюдением предельного значения и государственного долга;
- контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
- контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
- экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением объема государственного долга;
- экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.
Ключевой целью управления долгом является достижение баланса между минимизацией налогового риска и минимизацией стоимости обслуживания долга.
Несмотря на то, что управление госдолгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых – риска и доходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Россия в полной мере испытала издержки такой стратегии в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались в основном «короткие» ценные бумаги, в основном инвесторами, но характеризовавшиеся наибольшими рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на выплате процентов вызвала серьезный шок для всей финансовой системы.
Однако, если в другую крайность мы поместим минимизацию рисков государственного долга, то на пределе это будет означать полный отказ от использования кредитов. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся
На практике баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долга часто называют ключевой целью управления долгом.
Управление внешним долгом — один из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение международного рынка капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению его международного престижа и обеспечивает дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, растет доверие к его валюте и укрепляются торговые связи с зарубежными странами. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.
Как показали проверки Счетной палаты Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ [4].
С конца 1980-х годов в международной практике появился ряд достаточно диверсифицированных методов управления внешним долгом суверенных должников. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.
Рассмотрим основные методы управления внешним долгом. «К таким методам относятся:
- консолидация – пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств либо путем рефинансирования существующей задолженности;
- основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Другими словами, – это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;
- рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
- конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника.
Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
- секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
- аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов»11.
Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации»12. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.
2.3 Обслуживание государственного долга
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
Обслуживание долга не имеет существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и