В последнее десятилетие ХХ века системный кризис затронул все сферы жизни российского общества. Одна из основных причин кризиса — развал государства и системы управления производством. Утрата контроля над экономикой привела к глубокому падению производства, экономической активности и уровня жизни населения. Такое положение дел является следствием неспособности менеджеров планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с важнейшими законами и принципами управления. Следовательно, эффективность функционирования этого учреждения напрямую зависит от точности и правильности соблюдения законов и принципов управления в деятельности учреждения.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время трудно назвать более важную и многогранную отрасль деятельности, чем менеджмент, от которой во многом зависит как эффективность производства, так и качество обслуживания населения.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность проблемы изучения законов и принципов управления.
Объектом исследования является: управление.
Предмет: законы и принципы управления.
Цель курсовой работы: изучить основные законы и принципы управления.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать общее понятие термина «управление»;
- исследовать законы и принципы управления, и дать их краткое описание;
- изучить и охарактеризовать законы и принципы управления в системе таможенных органов, на примере Красноярской таможни.
Рассмотрением данной темы занимались многие ученые, например: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В. и многие другие.
Теоретической основой является дидактическая и методическая литература по теме исследования, публикации в прессе и интернет-ресурсах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе проведения обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цели исследовательской задачи.
Первая глава описывает теоретические аспекты теории менеджмента, подробно раскрывает законы и принципы менеджмента.
Законы, принципы и перспективы развития криминалистической методики ...
... исследованию принципов права, наряду с общим определением их сущности и значения анализируется соотношение принципов и методов регулирования права, раскрывается содержание идейпринципов в праве, показывается роль принципов права в правоприменительной деятельности и т.д. В ...
Вторая глава посвящена изучению практической реализации законов и принципов управления (на примере Красноярской таможни) в таможенных органах.
В заключении делаются выводы об основных момента поделанной работы.
1.1 Понятие управления
Существует более десятка определений понятия «управление». Управление — свойство, присущее любой сложной системе на любом этапе развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.
Управление — это способность целостных динамических систем осуществлять структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения условий внутренней и внешней среды своего существования.
Управление — это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.
Управление — есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
По А. Файолу: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, организовывать, координировать и контролировать».
В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).
Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.
Управление — деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.
В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью, а сама деятельность является целью. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.
Особенностью современного менеджмента является его внимание к эффективному управлению экономикой в условиях дефицита ресурсов, постепенное снижение регулирования производства административными методами и интенсификация производства.
1.2 Основные законы управления и их характеристики
управление таможня красноярский
Управление основано на системе экономических законов, законов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон — это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов хозяйствования. Понимание менеджером этих законов и согласованность его действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, иначе он потерпит неудачу или рухнет.
Управление финансами хозяйствующего субъекта и функции финансовой ...
... выработки цели управления финансами. Главная цель - обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости. В качестве конечной цели финансового управления можно ограничить взаимосвязь и сопоставимость интересов экономических государств и хозяйствующих ...
В объективном мире действуют универсальные законы развития природы, общества и мысли. Это законы диалектики (Приложение 2 ) : закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов разрабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные аспекты и требования этих законов.
Законы управления как особые законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных аспектов управления между ними и элементами внешней среды. Во-первых, эти законы касаются тех аспектов управления, которые характеризуются взаимным влиянием: когда изменение формы и содержания одной части управления вызывает стабильные и четко определенные изменения в другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).
Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.
К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективные законы управления считаются законами, присущими управлению в целом, и выражают зависимости, которые формируются независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы касаются тех аспектов управления, которые характеризуются взаимным влиянием: когда изменение формы и содержания одной части управления вызывает стабильные и четко определенные изменения в другой. К субъективным законам управления относятся закон об изменении функций управления, закон о сокращении количества этапов управления и закон о преобладании контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, — непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, правовые, социальные и другие законы.
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Во-первых, эти законы касаются тех аспектов управления, которые характеризуются взаимным влиянием: когда изменение формы и содержания одной части управления вызывает стабильные и четко определенные изменения в другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).
1) К общим законам управления можно отнести:
1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
Управления персоналом в организации. Система управления персоналом ...
... системами управления предприятия; изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики; разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации; Такой отчет ...
2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия между содержанием и прямой и обратной формами в системе управления экономическим характером взаимоотношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, это объективный процесс управления работой работников, с другой — взаимоотношения сторон в процессе выполнения конкретной деятельности. Первая характеристика означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, поскольку сотрудники в совместных условиях труда вынуждены вступать в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Еще одна особенность указывает на то, что стороны, участвующие в рабочем процессе, вступают в отношения собственности друг с другом. Если возникновение управленческих отношений обусловлено характером социальной работы и уровнем ее взаимодействия, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, присущими данной социальной формации.
Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Плановое развитие, основанное на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального экономического развития в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Цель управления — достижение максимального экономического эффекта в интересах общества при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планового развития и функционирования.
Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. Объектом управления является хозяйственная деятельность организации. Субъектом организации являются компетентные органы или структурные подразделения, осуществляющие целевое управление объектом управления.
Объект и субъект управления формализованы в определенных системах — контролируемых и контролирующих. Эти системы являются неотъемлемыми частями системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе).
«Повышение эффективности управления системой мотивации персонала ...
... сфер деятельности. Объект исследования: санаторий «Лермонтово», трест оздоровления «Сургут». Объект исследования: система управления мотивацией персонала трестового ... принципах управления персоналом направлены, прежде всего, на реализацию политики мотивации, обучение и развитие мотивационной структуры человека. Лидеры всегда понимали необходимость поощрять людей работать в организации. ...
Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. В конце концов, именно субъект управления приводит в движение производительные силы отдельной организации и общества в целом. Следовательно, чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.
Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление заключается в подаче управляющих сигналов от субъекта для выполнения соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды для принятия решений, принимаемые на основе информации, которая поступает в руководящий орган из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между системой управления и управляемой системой может быть прямой и обратной. Прямая коммуникация выражается в виде командных сигналов от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это сигнальное сообщение от управляемой системы к контролирующему органу, выражающее его реакцию на управляющее воздействие.
Управляющее воздействие со стороны контролирующего органа принимает форму прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. От управляемого объекта запрашивается обратная связь с органами управления для управления системой и учета воздействия на нее внешней среды. Если в системе нет обратной связи или по какой-то причине она не фиксируется контролирующим органом, такая система может со временем потерять контроль и стать неуправляемой.
Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления взаимодействуют напрямую, влияя друг на друга в силу своих свойств. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в целом.
Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой — выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
2) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:
1. Закон изменения функций управления.
2. Закон сокращения числа ступеней управления.
3. Закон концентрации функций управления.
4. Закон распространения контроля.
Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
Принципы адвокатской деятельности
... деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура определьностокостокостокостокосток. В законе указывается, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов самоуправления. Законом адвокатура ... ведение своей профессиональной деятельности. Принципы адвокатской деятельности: 1) законность - ... и их основных функций. Глава 3. Права ...
3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без использования которых невозможна разработка и внедрение технологических процессов в этой сфере. Среди специальных законов об управлении есть те, которые могут или должны применяться к любому бизнесу, независимо от специфики его деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регулирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и правовые законы, регулирующие отношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с государственными органами.
Закономерность — первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и модели устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все модели управления можно разделить на группы: модели управления в целом, такие как модели целевого воздействия и модели управления. К закономерностям управления относятся:
- единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
- пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
- централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
1.3 Принципы управления: сущность и содержание
Принципы управления относятся к наиболее важным категориям управления. Они задуманы как базовые фундаментальные идеи, идеи по управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и моделей управления.
Принципы управления — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.
По своему прямому назначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления — законами управления — и практикой управления. Кажется, что они переводят объективные законы и модели на язык практики.
Принципы управления носят как объективный, так и субъективный характер, что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления. Принципы управления как фундаментальные идеи управленческой деятельности вытекают непосредственно из законов управления и отражают объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, то есть они объективны. При этом каждый их принцип — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективная конструкция, которая мысленно реализуется каждым лидером на уровне его знаний, общей и профессиональной культуры.
Управление системой организации внеурочной деятельности обучающихся ...
... внеурочной деятельности современной системы образования являются: Деятельность классных руководителей. Они организуют различные виды работ, выполняемых во внеклассной деятельности: экскурсии, спортивные мероприятия, общественно-полезные занятия, дополнительные уроки, часы занятий по разным темам. ...
Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. Основное требование к принципам управления в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности.
Автором первых принципов управления был знаменитый французский специалист в области теории управления А. Файоль, который отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать (Приложение 3).
Эти принципы и составляют основу классической школы управления.
Выделяют принципы, в соответствии с которыми осуществляется построение и функционирование системы управления. К таким принципам относятся:
- разделение функций управления и на их основе построение структуры управления, интеграции и дифференциации функций, которые выражаются в единстве системы органов управления;
- сочетание операций различных функций управления — функций органа управления и внутренней структуры органа управления;
- сочетание центризма и автономности в организации структуры управления;
- принцип иерархии системы управлении — необходим для распределения информации и организации ее движения по ступеням системы управления, что обеспечивает взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи.
- научность — этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития;
- системность и комплексность — предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов;
- решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям;
- принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений — любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно).
Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. При решении сложных проблем (внедрении новой технологии, автоматизации производства, поиске новых каналов товародвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров, посредников и т.д.;
- принцип централизованности и децентрализованности — централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления. Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоординированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и самостоятельности функционирования подразделений. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура — она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, — с потерей автономности она потеряет свою структурность;
- принцип пропорциональности в управлении — принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть ее заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта (управляющей подсистемы);
- принцип единства распорядительства в управлении — рациональная структура управления — это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем;
- принцип экономии времени — требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений;
- принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях — создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур. В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры. В процессе функционирования организации лишние элементы структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции;
- принцип делегирования полномочий;
- принцип обратной связи . Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.
Обратная связь — это воздействие результатов функционирования, управления какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования, управления. Основная идея принципа обратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостазис, обеспечивающий сохранение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внутренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.
Цели и функции управления в таможенной сфере
... таможенных органов. Основная цель Концепции - создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и «прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности. Результатом реализации мер, предусмотренных Концепцией, должно стать таможенное управление, ... определяют перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе ...
Роль и функции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ...
... деятельности и таможенного регулирования большинства стран и международных организаций получили три классификационные системы: Единая товарная номенклатура ... поданным в региональные таможенные управления и отдельные ... Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) или Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). Все эти международные номенклатуры были построены на основе разных принципов ...
Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.
Таким образом, исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.
2.1 Общая информация о Красноярской таможне
Наличие на территории Красноярского края большого количества участников экспортно-импортной деятельности обусловило открытие таможенного учреждения. Приказом Главного управления государственного таможенного контроля от 20 ноября 1989 года №192 в городе Красноярске был создан Красноярский таможенный пост, подчинённый Иркутской таможне. В 1990 году пост был преобразован в самостоятельную таможню, которой была определена зона деятельности территория Красноярского края, Тувинской АССР и Таймырского автономного округа. Затем, под влиянием объективной необходимости в местах наибольшей деловой активности экспортёров и импортёров, создавались оперативные подразделения Красноярской таможни.
Сегодня регион деятельности Красноярской таможни: Красноярский край, за исключением: районов Красноярского края: Ермаковский, Идринский, Каратузский, Краснотуранский, Курагинский, Минусинский, Шушенский, города Минусинска краевого подчинения Красноярского края.
Задачи и функции структурных подразделений Красноярской таможни представлены в Приложении 4.
В результате деятельности за первое полугодие 2012 года (по данным таможенной статистики) Красноярская таможня перечислила в федеральный бюджет 7 млрд. 766 млн. рублей, что больше на 849,295 млн. руб. по сравнению с АППГ. Оформлено 15230 деклараций на товары. Внешнеторговый оборот Красноярского края за период составил 3652,4 млн. долларов США, что на 9% больше, чем за 2011 год. В натуральном выражении объем продекла-рированных товаров снизился на 3% по сравнению с АППГ и составил 2935 тыс. тонн. Крупнейшими торговыми партнерами региона в экспортных операциях стали Нидерланды; в импортных операциях — Китай, Германия, США. Лидирующее положение в экспорте региона по-прежнему занимает продукция цветной металлургии, древесина, продукты неорганической химии. Импортируемыми товарами стали: оборудование и электрооборудование, глинозем, топливо минеральное и нефтепродукты. Проведено 47 инспекционных мероприятий в отношении участников внешнеэкономической деятельности, по результатам которых доначислено таможенных платежей и наложено взысканий в виде штрафа на общую сумму 5 млн. 945 тыс. рублей, взыскано 2 млн. 159 тыс. рублей. Возбуждено 215 дел об административных правонарушениях. Стоимость товаров, являющихся объектами правонарушений, составила 172 млн. 946 тыс. рублей. Возбуждено 8 уголовных дел, из них: 3 по ст. 193 УК РФ по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, 3 уголовных дела по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ по факту контрабандного перемещения через таможенную границу РФ сильнодействующие вещества «сибутрамин»; 2 уголовных дела по ч. 4 ст. 229 УК РФ. По прежнему большое внимание уделялось проблемам лесоэкспорта, а также работе по процедуре удаленного выпуска товаров. Кроме этого, под пристальным вниманием руководства таможни находилась работа, направленная на профилактику и борьбу с проявлениями коррупции.
2.2 Законы и принципы в управлении Красноярской таможни
Ведущий принцип управления — системность. В управлении таможенными органами системность обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы. Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.
Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования. К ним относятся:
- Закон единства системы управления.
- Закон пропорциональности.
- Закон оптимального соотношения централизации функций управления.
- Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.
Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.
Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы — таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.
Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления. Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития. Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.
Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.
Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления. Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами. Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.
Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.
К частным мы относим следующие принципы управления: законности; централизации в сочетании с разумной децентрализацией; непрерывности; оперативности; гибкости; ответственности; преемственности; нацеленности на конечный результат и др .
Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и др.
Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.
К ним можно отнести принципы управления: единоначалия; конкретности; разделения труда; скалярный; иерархии; единства распорядительства и одного начальника; делегирования полномочий; диапазона управления и др.
Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой — установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.
В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в:
- полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой;
- наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав;
- кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;
- материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;
- наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.
На принципе единоначалия всей системой таможенных органов руководит Председатель ГГК России. На принципе единоначалия действуют и начальники региональных таможенных управлений — Красноярской таможне, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений.
Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле.
Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.
Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.
Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.
Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.
Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это — необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.
Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.
Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.
Таким образом, мы рассмотрели понятия об основных категориях теории управления, а именно законы и принципы управления, применительно к таможенной службе. Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.
1. Алёхин Э.В. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Э.В. Алёхин. — Пенза: Пенз. гoс. ун-т, 2007. — 170 c.
2. Атаманчук Г.В. Государственное управление: Организационно-функциональные вопросы: Учеб. пособие. — М.: Экономика, 2008. — 301 с.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 216 с.
4. Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие / Л.А. Бурганова. — М.: Инфра-М, 2009. — 153 с.
5. Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах / В.Г. Дегтярев. — СПб.: Питер, 2006. — 269 с.
6. Игнатов В.Г. Теория управления: Курс лекций / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова — Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2006. — 464 с.
7. Кнорринг В.И. Искусство управления. Учебник / В.И. Кнорринг. — М.: Изд. БЕК, 1999. — 528 с.
8. Красноярская таможня. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stu.customs.ru/index.php? option=com_content&view=section&id=24&Itemid
9. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 356 с.
10. Лысов О.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебно-методическое пособие / О.Е. Лысов. — СПб.: ГУАП, 2004. — 131 с.
11. Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин. — М.: Экзамен, 2002. — 256 с.
12. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие / Е.С. Пивнев. — Томск: Томский МЦДО, 2005. — 246 с.
13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: Закон и право, 2007. — 351 с.
14. Теория организаций. Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. — М.: Луч, 2001. — 432 с.