При организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи: формирование команды проекта; организация эффективной работы команды.
В зависимости от специфики, масштабов и типа проекта в его реализации могут участвовать от одного до нескольких десятков организаций и отдельных специалистов. У каждого из них свои функции, степень участия в проекте и степень ответственности за его реализацию. Специалистов и организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы участников проекта, в состав которых входят: заказчики, инвесторы, проектировщики, поставщики ресурсов, подрядчики, консультанты, лицензиары, финансовые институты — банки и, наконец, команда проекта, возглавляемая руководителем проекта — менеджером проекта, а также, в зависимости от специфики проекта, другие участники.
Команда проекта — одно из главных понятий управления проектами. Это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла.
Суть команды – в осознании значимости цели, общей для всех ее членов, которой проникаются все члены команды, верят в ее достижимость; в ее миссии, которая для проекта заключается в его эффективной реализации.
Для команды проекта необходимо наличие у ее членов комбинации
взаимодополняющих навыков (компетенций), составляющих три категории:
- технические и/или функциональные, т.е. профессиональные навыки;
- навыки по решению проблем и принятию решений;
- навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика,
активное слушание и т.д.);
Команда обладает такими существенными признаками, как:
- внутренняя организация, состоящая из органов управления, контроля и санкций;
- групповые ценности, на основе которых формируется чувство общности в команде и создается общественное мнение;
- собственный принцип обособления, отличающий ее от других команд;
- групповое давление, т.е. воздействие на поведение членов команды
общими целями и задачами деятельности;
- стремление к устойчивости благодаря механизму отношений, возникающих между людьми в ходе решения общих задач;
- закрепление определенных традиций.
Команда – это самостоятельный субъект деятельности, который может
«Контроль и ревизия» Реализация в курсовом проекте «Контроль ...
... контролера. 1. Цели и задачи курсового проекта Цель выполнения курсового проекта – систематизация, закрепление и углубление полученных студентами теоретических знаний и реализация практических навыков, полученных при изучении учебной дисциплины «Контроль и ревизия», приобретение опыта ...
быть рассмотрен с точки зрения свойств, процессов, параметров, характерных для социальной группы.
Основными характеристиками команды являются:
1) состав;
2) структура;
3) групповые процессы.
Состав: набор характеристик членов команды, важных для ее анализа в целом. Например, численность, возрастной, половой состав и т.д.
Например, группы (команды) могут быть:
- гомогенными – по возрасту, квалификации;
- гетерогенными – по возрасту, квалификации, опыту, культуре и т.д.
Эти
группы обладают более широким спектром способностей и точек зрения, необходимых для решения проблем.
Чем разнообразней группа, тем сложнее людям этой группы работать
вместе.
«Дилемма между разнообразием и консенсусом представляет собой тенденцию, вследствие которой разнообразие в группах порождает трудности, но одновременно и повышает возможности решения проблемы».
рассматривается с точки зрения функций, выполняемых отдельными членами команды, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры:
- предпочтений,
- власти,
- коммуникаций.
Группы с членами со схожими потребностями более эффективны, чем группы с разными членами.
К симптомам несовместимости относятся:
- замкнутость членов группы;
- открытая враждебность;
- борьба за контроль и доминирование нескольких членов групп над остальными.
Исследователь У. Шутц замечает: «Если с самого начала мы сможем собрать группу людей, которые могут работать вместе, в гармонии, в будущем мы сможем избежать ситуаций, когда усилия группы будут потрачены впустую — в разрешении конфликтов».
К групповым процессам относятся такие показатели динамики:
- развития;
- сплочения группы;
- группового давления;
- выработки решений.
Совокупность показателей, определяющих положение человек в команде, включает:
- систему групповых ожиданий;
- систему статусов и ролей членов группы.
По отношению к каждому члену группы существует система ожиданий относительно его поведения. Поощряется поведение, соответствующее нормам и правилам группы, при этом неуместно наказывая себя.
Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимоотношений, складывающихся в группе. Каждый человек занимает определенное положение в группе:
- по вертикали – руководство и подчинение;
- по горизонтали – сотрудничество.
Это отражается на статусе каждого члена. Статус достигается за счет системы ролей, то есть функций, выполняемых человеком в соответствии с его положением в группе. Статус – эти о относительный ранг, престиж, положение человека в группе.
Статус может обуславливаться разными факторами и их сочетаниями:
возраст, служебное положение, профессия (квалификация), образование, производительность труда, положение (и авторитет) в других группах.
Формирование команды менеджеров
... Сбербанка России. Предмет исследования - комплексное исследование формирования и управления командой менеджеров в филиале Волго-Вятского банка Сбербанка России. 1 Теоретические основы формирования и управления деятельностью команды менеджеров 1.1 Понятие, сущность и ролевые функции команды менеджеров ... уменьшаются; 3) вырабатывается больше идей, инновационная способность возрастает; 4) лучше решаются ...
Государственная конгруэнтность — подразумевает соответствие статуса человека внутри группы и вне ее. Например, неконгруентность статусов будет в случае, когда молодого выпускника вуза назначили руководителем
проектной группы, состоящей из более старших по возрасту и опыту работников. В этом случае могут возникнуть проблемы, работа команды будет недостаточно эффективной.
Наличие общих принципов управления проектом и достаточно типизированных этапов его реализации и жизненного цикла позволяет определить примерный состав проектной команды в обобщенном виде. Данная структура может быть образована следующими членами команды:
-
Проект-менеджер
-
Инженер проекта
-
Администратор проекта
-
Администратор контактов
-
Менеджер по закупкам и поставкам
-
Менеджер по персоналу
-
Менеджер по качеству
-
Менеджер по коммуникациям
-
Менеджер по финансам
Таким образом, команда проекта представляет собой управленческую структуру, в которую входят специалисты, которые, по сути, являются руководителями в своих сферах деятельности, а команду возглавляет руководитель проекта, который отвечает за ее реализацию в целом.
Целесообразное формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная организационная культура; появляются последовательность в отстаивании своей позиции и разумная кооперация среди всех членов команды.