Управление проектами

Курсовая работа

При организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи: формирование команды проекта; организация эффективной работы команды.

В зависимости от специфики, масштабов и типа проекта в его реализации могут участвовать от одного до нескольких десятков организаций и отдельных специалистов. У каждого из них свои функции, степень участия в проекте и степень ответственности за его реализацию. Специалистов и организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы участников проекта, в состав которых входят: заказчики, инвесторы, проектировщики, поставщики ресурсов, подрядчики, консультанты, лицензиары, финансовые институты — банки и, наконец, команда проекта, возглавляемая руководителем проекта — менеджером проекта, а также, в зависимости от специфики проекта, другие участники.

Команда проекта — одно из главных понятий управления проектами. Это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла.

Суть команды – в осознании значимости цели, общей для всех ее членов, которой проникаются все члены команды, верят в ее достижимость; в ее миссии, которая для проекта заключается в его эффективной реализации.

Для команды проекта необходимо наличие у ее членов комбинации

взаимодополняющих навыков (компетенций), составляющих три категории:

  • технические и/или функциональные, т.е. профессиональные навыки;
  • навыки по решению проблем и принятию решений;
  • навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика,

активное слушание и т.д.);

Команда обладает такими существенными признаками, как:

  • внутренняя организация, состоящая из органов управления, контроля и санкций;
  • групповые ценности, на основе которых формируется чувство общности в команде и создается общественное мнение;
  • собственный принцип обособления, отличающий ее от других команд;
  • групповое давление, т.е. воздействие на поведение членов команды

общими целями и задачами деятельности;

  • стремление к устойчивости благодаря механизму отношений, возникающих между людьми в ходе решения общих задач;
  • закрепление определенных традиций.

Команда – это самостоятельный субъект деятельности, который может

25 стр., 12031 слов

«Контроль и ревизия» Реализация в курсовом проекте «Контроль ...

... контролера. 1. Цели и задачи курсового проекта Цель выполнения курсового проекта – систематизация, закрепление и углубление полученных студентами теоретических знаний и реализация практических навыков, полученных при изучении учебной дисциплины «Контроль и ревизия», приобретение опыта ...

быть рассмотрен с точки зрения свойств, процессов, параметров, характерных для социальной группы.

Основными характеристиками команды являются:

1) состав;

2) структура;

3) групповые процессы.

Состав: набор характеристик членов команды, важных для ее анализа в целом. Например, численность, возрастной, половой состав и т.д.

Например, группы (команды) могут быть:

  • гомогенными – по возрасту, квалификации;
  • гетерогенными – по возрасту, квалификации, опыту, культуре и т.д.

Эти

группы обладают более широким спектром способностей и точек зрения, необходимых для решения проблем.

Чем разнообразней группа, тем сложнее людям этой группы работать

вместе.

«Дилемма между разнообразием и консенсусом представляет собой тенденцию, вследствие которой разнообразие в группах порождает трудности, но одновременно и повышает возможности решения проблемы».

рассматривается с точки зрения функций, выполняемых отдельными членами команды, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры:

  • предпочтений,
  • власти,
  • коммуникаций.

Группы с членами со схожими потребностями более эффективны, чем группы с разными членами.

К симптомам несовместимости относятся:

  • замкнутость членов группы;
  • открытая враждебность;
  • борьба за контроль и доминирование нескольких членов групп над остальными.

Исследователь У. Шутц замечает: «Если с самого начала мы сможем собрать группу людей, которые могут работать вместе, в гармонии, в будущем мы сможем избежать ситуаций, когда усилия группы будут потрачены впустую — в разрешении конфликтов».

К групповым процессам относятся такие показатели динамики:

  • развития;
  • сплочения группы;
  • группового давления;
  • выработки решений.

Совокупность показателей, определяющих положение человек в команде, включает:

  • систему групповых ожиданий;
  • систему статусов и ролей членов группы.

По отношению к каждому члену группы существует система ожиданий относительно его поведения. Поощряется поведение, соответствующее нормам и правилам группы, при этом неуместно наказывая себя.

Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимоотношений, складывающихся в группе. Каждый человек занимает определенное положение в группе:

  • по вертикали – руководство и подчинение;
  • по горизонтали – сотрудничество.

Это отражается на статусе каждого члена. Статус достигается за счет системы ролей, то есть функций, выполняемых человеком в соответствии с его положением в группе. Статус – эти о относительный ранг, престиж, положение человека в группе.

Статус может обуславливаться разными факторами и их сочетаниями:

возраст, служебное положение, профессия (квалификация), образование, производительность труда, положение (и авторитет) в других группах.

20 стр., 9874 слов

Формирование команды менеджеров

... Сбербанка России. Предмет исследования - комплексное исследование формирования и управления командой менеджеров в филиале Волго-Вятского банка Сбербанка России. 1 Теоретические основы формирования и управления деятельностью команды менеджеров 1.1 Понятие, сущность и ролевые функции команды менеджеров ... уменьшаются; 3) вырабатывается больше идей, инновационная способность возрастает; 4) лучше решаются ...

Государственная конгруэнтность — подразумевает соответствие статуса человека внутри группы и вне ее. Например, неконгруентность статусов будет в случае, когда молодого выпускника вуза назначили руководителем

проектной группы, состоящей из более старших по возрасту и опыту работников. В этом случае могут возникнуть проблемы, работа команды будет недостаточно эффективной.

Наличие общих принципов управления проектом и достаточно типизированных этапов его реализации и жизненного цикла позволяет определить примерный состав проектной команды в обобщенном виде. Данная структура может быть образована следующими членами команды:

  • Проект-менеджер

  • Инженер проекта

  • Администратор проекта

  • Администратор контактов

  • Менеджер по закупкам и поставкам

  • Менеджер по персоналу

  • Менеджер по качеству

  • Менеджер по коммуникациям

  • Менеджер по финансам

Таким образом, команда проекта представляет собой управленческую структуру, в которую входят специалисты, которые, по сути, являются руководителями в своих сферах деятельности, а команду возглавляет руководитель проекта, который отвечает за ее реализацию в целом.

Целесообразное формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная организационная культура; появляются последовательность в отстаивании своей позиции и разумная кооперация среди всех членов команды.