Портрет современного менеджера

Курсовая работа

·распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;

·определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;

·подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;

·установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Методы исследования, используемые в курсовой работе:

анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический; описанные методы; классификации.

При написании диссертации использовалась литература экономистов-теоретиков, нормативные акты, учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

1. Менеджмент как наука, практика и искусство

Управление — это древнее искусство и самая новая наука. Это умение эффективно использовать накопленные знания на практике. это было определено в древности, когда границы искусства и науки не были определены. Современное понимание менеджмента как искусства управления связано с тем, что организации представляют собой сложные социотехнические системы, на функционирование которых влияет множество различных факторов как внешней, так и внутренней среды. Люди, которые работают в организациях и с организациями, являются наиболее важным фактором, учитывая, что это требует не только применения научного подхода, но и искусства его использования в определенных ситуациях. Чтобы направить свои устремления на достижение поставленных целей, менеджеры постоянно согласовывают с ними свои действия и создают условия для наиболее полного выявления потенциала сотрудников.

У каждого работника свой особенный характер, который имеет свою систему ценностей и мотиваций к труду и т.д. Таким образом, менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерии, должно основываться на базовых концепциях, теории, принципах, формах и методах. Такой подход позволяет объединить науку и искусство управления в одном процессе. Помимо стабильного поступления научных знаний, единый процесс требует развития личных качеств менеджеров, а также умения применять знания в определенных видах деятельности.

8 стр., 3802 слов

Методы исследования в менеджменте

... искусством влияния на людей, мотивацией эффективной деятельности, понимания системы ценностей и видением «тайных пружин» поведения человека. Актуальность темы. Методы исследования в менеджменте играют большую роль в ... личности. Общенаучные методы исследования (специальные). Современная наука имеет большой и богатый арсенал методов исследования. Классификация методов позволяет упростить ...

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце 19 в. Менеджмент как наука основан на собственных концепциях, принципах и методах.

Менеджер должен обладать острым и особенным умом, кругозором во всех сферах жизни и знаний, быть общительным. Любой руководитель, имеющий дело с людьми, должен обладать значимыми гуманитарными знаниями.

На практике менеджеры находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и должны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческий поиск образцового и оригинального решения придает руководству характерные черты искусства.

На любом предприятии, в организации приходится иметь дело с людьми. Следовательно, менеджмент — это организация работы людей, сотрудников. Работать с людьми всегда было не просто. У каждого человека есть свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных ситуациях проявляются по-разному. Менеджер должен обладать научными знаниями, которые в его практической работе приобретут новый смысл. Творческое применение своих знаний в различных управленческих ситуациях требует развития личных качеств руководителя.

Отсюда можно сделать вывод, что менеджмент — это не только наука, но и искусство. Он определяется как:

·вид деятельности;

·наука и искусство;

·категория людей;

·орган или аппарат управления.

Для достижения своей цели лидеры используют теорию, практику и искусство. Они дают им возможность создать стратегию, набор инструментов и методов решения принятых задач с личной ответственностью за принятые управленческие решения. Установив цель стратегии управления, выполнив решения, принятые с помощью производственной бригады, составляют основной набор функциональных обязанностей менеджера.

Следовательно, для эффективного управления необходимо знать все теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески применять теорию и практику, т.е. обладать искусством управления.

Менеджер по персоналу обеспечивает подбор сотрудников на вакантные должности, в некоторых случаях выполняет другие функции, связанные с управлением персоналом и создавая условия для повышения их квалификации.

Менеджер по персоналу общается с людьми, слушает информацию и принимает решение, публикует объявления о вакансиях в СМИ, в Интернете. Анализирует большое количество резюме, проводит собеседования с кандидатами.

Обязанности менеджера по найму зависят от размера компании и политики руководства. В малом бизнесе менеджер отбирает и обучает сотрудников, определяет, как вознаграждать их усилия, и заботится о личных делах.

8 стр., 3543 слов

Особенности кадрового менеджмента на предприятии

... менеджеру по персоналу необходимы знания кадрового маркетинга, профессиональных сфер подготовки кадров и их занятости на предприятии, психологии, трудового законодательства; адаптация и обучение персонала, которые представляют собой введение принятых сотрудников ... решением следующих задач: рассмотреть современные подходы к организации системы работы с персоналом; провести анализ кадрового менеджмента ...

В его обязанности могут входить разработка и поддержание корпоративного стиля компании, создание системы поощрения и наказания работников предприятия, проведение мероприятий, способствующих сплочению сотрудников, повышению их мотивации, открытие перед работниками перспектив карьерного роста.

Он вместе с администрацией участвует в принятии кадровых решений: кого назначить на повышение, кого перейти на другую должность, в случае с кем должен быть поставлен вопрос об увольнении.

2. Стиль руководства: понятие, классификации

менеджмент руководство обязанность персонал

В работе руководителя немало привлекательных сторон. Он дает большие возможности для развития личности, придает достоинства человеку. Менеджер часто решает самые сложные задачи в напряженных обстоятельствах и неопределенных перспективах. В прошлом менеджеры набирались из людей с сильными лидерскими качествами, потому что рабочие были в основном послушными, плохо образованными, безликими массами, и принуждение считалось лучшим способом справиться с ними. В этих условиях формулой действий руководителя был бизнес: есть бизнес, работать без рассуждений. Понимая, что рабочих нужно не заставлять работать, а поощрять, требования к менеджерам также изменились. Их главным преимуществом было умение играть роль главы семьи, которая по-отечески относится к своим подчиненным, действуя по формуле твердости, но справедливости. Благодаря этому были устранены многие проблемы, и прежде всего борьба между рабочими и менеджерами. Кризис, который все больше потрясает западную экономику, потребовал от менеджеров новых качеств. Недостаточно было найти общий язык с людьми: взаимодействие должно было быть обеспечено надежной материальной базой, создаваемой бесперебойной продажей надежных товаров.

Лидеры также добавили множество внешних функций, включая взаимодействие с партнерами, профсоюзом, правительственными чиновниками и политиками. Каждый менеджер занимался определенным направлением, поэтому руководитель компании становился менеджером — организатором, основной задачей которого было координировать деятельность группы менеджеров. Выполняя эту обязанность, нынешний руководитель действует в разных обличьях. Во-первых, он менеджер, наделенный властью, руководящий большой группой людей. Во-вторых, он лидер, способный руководить подчиненными, используя свой авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции. В-третьих, он дипломат, который устанавливает контакты с партнерами и властями, успешно преодолевает внутренние и внешние конфликты. В-четвертых, это наставник с высокими моральными качествами, способный создать команду и направить ее развитие в правильном направлении. В-пятых, это новатор, понимающий роль науки в современных условиях, способный оценить и сразу же внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение. В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и навыками, уровнем культуры, честностью, твердостью характера и в то же время рассудительностью, способный во всех отношениях быть образцом для других.

12 стр., 5817 слов

Роль менеджера в организации

... быть направлены на повышение эффективности менеджера в организации. Целью данной курсовой работы является изучение деятельности менеджера и его роли в организации, анализ деятельности ... и далекого будущего в каждом решении и действии. Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны. Менеджер управляет работой одного, нескольких или нескольких сотрудников, управляет компанией ...

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

создание и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

·распределение заданий и инструктаж подчиненных;

·контроль за ними, подготовка и чтение отчетов;

·проверка и оценка результатов работы;

·ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии;

·выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

·решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;

·ответы на звонки и прием посетителей;

·проведение собраний и представительство заполнение форм отчетности;

·ведение переговоров повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются большим разнообразием до 200 видов действий в день, разнообразием форм самих этих действий и мест их выполнения, обширными контактами и коммуникациями внутри и вне компании, быстрой сменой событий, люди и действия. Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер контактирует с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть довольно неприятными, делать смешные и даже угрожающие просьбы, но в любом случае к ним нужно относиться вежливо, не выказывая раздражения. Остальная часть категории людей, с которыми довелось общаться менеджерам разной степени.

Вы должны общаться с ними ясно и недвусмысленно, учитывать только факты или свои соображения и кратко выражать свои мысли. Когда вы обнаружите проблему, лучше сразу предложить решение, чтобы начальник не разбирался с ней от начала до конца. В общем, лучше взять на себя значительную часть его работы — он этого не забудет. Общение с подчиненными должно быть предельно уверенным и доброжелательным: как известно, от них в решающей степени зависит судьба руководителя. Наконец, менеджер постоянно общается с коллегами и руководителями других отделов. Это не может иметь на них прямого влияния, и здесь нужно умение договариваться, торговаться и убеждать.

В процессе общения менеджеру доводится исполнять три основные роли:

Во-первых, это роль координатора, который объединяет группу людей и способствует диалогу между ними. Эту роль, имидж и представительство во внешнем мире действительно может исполнять номинальный руководитель компании. Обеспечивает и вдохновляет действия людей, направленные на лидера, достижение целей компании, коммуникатор, создающий возможность надежных постоянных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, который обеспечивает прием, передачу и обработку всех типов информации. Эту роль может сыграть руководитель, который контролирует работу подчиненных, сравнивая ее с поставленными задачами. Его может нанять распространитель идей, который знает обо всех изменениях, влияющих на работу сотрудников, информирует их, разъясняет политику компании. он также является представителем, который объясняет важность и характер проблем другим отделам или партнерам.

10 стр., 4614 слов

Имидж организации и менеджера

... решения проблем имиджа организации, возникло как отдельное направление деятельности, предлагающее разработки, как для бизнеса, так и для политической сферы. В современном бизнесе управления персоналом компании работа над имиджем организации находит свое ...

В-третьих, это роль, связанна с принятием решений. в нее играет предприниматель, который ищет новые способы достижения целей и берет на себя полную ответственность за связанные с ними риски. Ее играет менеджер, ответственный за разделение ресурсов фирмы. наконец, его проводит представитель компании, который ведет переговоры с партнерами.

Старшие руководители предприятия обычно являются номинальными лидерами, координаторами, представителями, которые устанавливают цели и основные принципы ведения бизнеса. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, устанавливая их функциональные обязанности и цели, улучшающие производственный процесс. Руководители нижнего звена мастера расположены ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них определяются на обозримое будущее их непосредственными руководителями и направлены на повышение производительности труда, квалификации некоторых рабочих и сокращение отходов. В отличие от предыдущих категорий менеджеров, они решают вопрос не «Что делать?», А «Как это сделать?». В зависимости от склонности к работе менеджеры делятся на пассивных и активных.

Первые используют, как правило, принципы деятельности, сформированные другими, желательно замыкаются в своих подчиненных, стараясь контролировать все свои действия. В своей повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем с рутинной точки зрения. Они берутся лишь за то, что дает пользу их карьере и разрешает набирать баллы, да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме так, чтобы наверняка, не стремятся увеличить кругозор, а недостаток знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

Как полагают психологи, окружающие воспринимают лидера по четырем основным моделям:

. Один из нас;

. Лучший из нас — образец для подражания;

. Воплощение добродетелей;

. Оправдание всех ожиданий;

В соответствии с этим они создают свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на команду и на каждого в отдельности.

Лидерство — это искусство влиять на людей, вдохновляя их добиваться определенных целей по собственной воле. Люди следуют за лидером, главным образом потому, что он может предложить им средства для удовлетворения их основных потребностей, указать направление в деятельности. Власть лидера строится на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, стремится к самосовершенствованию, вселять в подчиненных уверенность, понимание того, что надо совершить те или иные действия, ибо поведение сотрудников в основном отображает то, чего от них ждут. Лидер прекрасно воспринимает и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальников, умело использует их в официальных и неофициальных контактах. Убедив других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс. Но истинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, ведь выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.

11 стр., 5285 слов

Организация деятельности управления в органах адвокатуры

... равноправия субъектов. Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры — полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности; свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях; самоуправляемость адвокатских объединений; добровольное вступление в адвокатуру; право на ассоциации, ...

3. Требования к менеджеру

Практика показывает, что одни руководители способны вести людей за собой, благополучно одолевая появляющиеся трудности, другие же в похожих обстоятельствах вызывают лишь сомнение со стороны подчиненных и терпят неудачи. Неспособность уверить, мотивировать действия подчиненных, наконец, оказать влияние на человека, чтобы он пожелал выполнить решение, которое принял менеджер — свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру. Возникает вопрос: какие черты личности обязан иметь руководитель?

Один из первых сводов требований к руководителю выразил византийский автор Оносандро Маврикий (6 в.).

Этот свод гласит: Руководителя полагали видеть праведным и справедливым в деле, умным и решительным. Ко всему относиться мирно и невозмутимо, быть элементарным и сдержанным в поведении, не беспокоиться слишком о себе и о своих потребностях, предостерегаться жадности, корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги. Руководитель обязан беречь права подчиненного, спать мало и в ночное время думать о том, что следует сделать в будущем. Не зазнаваться при удаче и не падать духом от неудач — признаки твердого и непреклонного ума.

Личность менеджера имеет большое значение в управлении. От нее зависит уместность и качество получаемых управленческих решений. Конечно, решения создаются, решаются группой специалистов, но большинство ключевых решений инициируются и принимаются в окончательном виде менеджером. Кое-какие черты личности менеджера достаются ему природой, но многие из них вырабатываются в процессе образования, накопления опыта, как жизненного, так и профессионального.

Управление — масса функций, реализация которых превращается в воздействие, согласующее деятельность людей по общей цели. В процессе управления осуществляются разработка цели, различные виды планирования, регулирование, координирование, изучение ситуаций, выявление проблем и т.д. При этом используются различные коммуникации, информация, техника, технологии. Справиться с таким огромным объемом разносторонней работы без особых знаний нельзя. Именно поэтому менеджер представляет собой профессионально подготовленного специалиста с широким диапазоном профессиональных качеств. Профессионализация менеджмента обусловливается возрастающей сложностью управления, которая поступает не столько повышением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, увеличением динамики, подъемом социальной ответственности, усилением конкуренции.

19 стр., 9061 слов

Планирование и организация управленческих решений

... улучшение условий труда и отдыха работников, а так же развитие некоммерческих направлений деятельности организации [14, c. 72]. В зависимости от вида лица, принимающего решение, и организации выработки управленческие решения могут быть ...

Современный менеджмент — это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства. Профессионализация менеджмента обусловливается следующими факторами:

·профессиональная подготовка самого менеджера;

·профессионализм персонала управления;

·организационные и социально- экономические условия, в которых возможны появления профессионализма, его практическая реализация;

·стимулирование реализации потенциала менеджера и персонала управления в созидательном труде;

·духовность, выдержка;

·патриотизм.

Потребность в профессиональном управлении обусловлена и разнообразными ролями менеджера как функционального работника: генератора идей; проводника концепции управления; защитника и организатора реализации инноваций; проектировщика организационных структур; главного лица в разрешении конфликтов; эксперта и консультанта.

Безусловно, что чем сложнее управление, тем больше потребность в его профессиональном исполнении. Таким образом, профессиональное управление для менеджера — это:

·потребный объем и структура знаний;

·практические навыки решения проблем;

·интуиция, понимание обстановки;

·инновационный тип мышления, творческие подходы, оценки;

·искусство общения, влияния, понимания.

Работа менеджера должна быть производительной, т.е. созидающей перераспределяющая общественные блага в пользу развития социальных установок и социальной справедливости общества. Возможно, он станет одним из источников усиления социального неравенства, социальных конфликтов и потрясений. Исходя из этого, менеджеру предъявляются требования:

·наличие общих знаний по управления предприятием;

·осведомленность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;

·владение навыками предпринимательства, умение не только видеть, но и владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

·принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределение участия каждого в их исполнении;

10 стр., 4866 слов

Отчет по практике менеджера организации ооо

... практики проводились мероприятия по работе на конкретном рабочем месте в качестве менеджера по маркетингу производился сбор и систематизация материалов для анализа и оценки организационной деятельности ... организации т.к. один сотрудник получает поручения от нескольких руководителей. В ООО Сити Строй делегируются следующие виды полномочий 1 решение ... при повышении производительности труда работников 2 ...

·наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или предполагает работать;

·умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;

·умение предвидеть тенденции развития.

Для удачного выполнения управленческих функций уже не достаточно только знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество. Нужна способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим.

Интеллект, воображение и информированность — несомненно, существенные качества, но только лишь в сочетании с эффективностью они воплотятся в результатах. Взятые сами по себе, они лишь определяют планку возможных достижений.

Следует указать качества менеджера, которые являются психологическими противопоказаниями к этому виду деятельности:

·не может решать появляющиеся противоречия, которые связаны с достижением определенных целей и взаимодействием людей;

·не имеет личного авторитета;

·совершает действия и поступки, которые снижают уважение к своей личности;

·терзается внутренними сомнениями;

·проявляет большую тревожность;

·боится неудач и рискованных действий;

·нет последовательности поступках;

·недостаток творческого подхода.

Хороший менеджер обязан действовать на фрагментированной, сложной арене никогда не заканчивающихся задач и бесконечного взаимодействия с другими людьми. Ему нужны такие поведенческие характеристики, как экстраординарное терпение, выносливость и способность думать на ногах — заключать спонтанные компромиссы, переговариваться на пике момента и переориентировать мышление от предмета к предмету по требованию момента.

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции. Иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога.

Руководитель (менеджер) организации как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

24 стр., 11758 слов

Организация деятельности по подбору и отбору персонала

... и отбора персонала учреждения; дать характеристику деятельности и провести анализ персонала МБОУ «СОШ № 1» округа Муром; изучить особенности подбора и отбора персонала в МБОУ «СОШ № 1» округа Муром; разработать рекомендации по организации ...

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль представителя организации (общественного деятеля) — подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.

4. Характер труда и роль менеджеров в организациях

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занимающимися управлением. Работа в этой сфере называется управленческой. Если сравнивать менеджмент с иными видами труда в организации, то он владеет рядом особенностей, которые выражаются в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Особенность труда менеджеров вытекает из сути управления как деятельности, обращенные на постановку целей и объединение усилий значительного количества людей для их своевременного и эффективного достижения. Осуществляя эти функции, менеджеры постоянно сталкиваются с проблемами, которые представляют собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем очень много, и они носят различный характер. Нередко они требуют незамедлительного вмешательства, в прочих случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальными изменениями ранее принятой политики. Следовательно, менеджерам необходимо своевременно обнаружить проблемы, но и располагать методами их решения, обладать четким представлением того, какие подходы лучше использовать в каждом конкретном случае.

Весьма важной является роль менеджера как лидера, т.е. человека, влияющего на других работников организации. Как правило — это связывают с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности употреблять эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Информационные роли менеджеров одолевают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций, которые создаются и поддерживаются ими. В этой группе Г. Минцберг отметил три специфические роли.

. Роль приемников информации, характеризует менеджеров как людей, находящихся в непрерывном поиске информации, нужной для того чтобы управлять организацией и выполнять собственную работу. Эта информация может быть письменная и устная, внутренняя и внешняя.

. Роль распространителей информации характеризует менеджеров как получателей, так распространителей информации по всем каналам связи, обеспечивающих решение целей и задач организации или подразделений. Именно, они дают информацию своим подчиненным, если у них нет другого способа ее получения.

. Менеджеры выступают в роли представителей организации. Они передают информацию о ее планах и политике для исправления внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

Группы ролей, связанные с принятием решений, включают такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательское. В роли предпринимателей менеджерам часто приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы снизить степень риска, такие решения реализуются через серию небольших проектов, которые позволяют по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.

Характер труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальной перестройкой ранее принятой политики поведения фирмы в быстро меняющейся обстановке. Это означает, что менеджеры должны не только во время выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае. К примеру, если проблема возникла в самом производстве, в финансовом отделе или исследовательском звене фирмы, ее решение потребует учета особенностей работы каждой из этих подсистем, а также изучения конкретных причин, по которым она возникла.

Но при всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при их решении ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем?

Есть ли альтернативы, то есть другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т. д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека.

Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу.

У них особый предмет труда — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта.

При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разнообразной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

5. Качества необходимые для менеджера

Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 — 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 -28 лет. Жить лидерам не просто. На своем пути они встречаются с немалыми трудностями, главным является руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы, на третьем — увольнение сотрудников.

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне кажутся эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», оттого быстро изменяют позиции, и следуют исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо одолевают проблемы.

«Открытые» лидеры не настолько приметны, но они последовательны; хватаются за разные самые трудные дела, стараются добросовестно во все вдуматься, чем заслуживают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно их можно назвать истинными лидерами, владеющими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Подчиненным внушает уважение руководитель, который берет на себя ответственность, смело принимает решения, честно признает ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающие работе. Авторитет приобретается с опытом, долго, а теряется быстро. И главной причиной этого является бездеятельность и перестраховка. Ошибки же почти не сказываются на авторитете — от них никто не застрахован, а внести поправки при желании не трудно. Обычно авторитетный лидер — руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, назначить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно выбрать, надо узнать качества, которые ему в обязательном порядке присущи.

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. К личным качествам, во-первых относят честность и порядочность, полагающие, что всегда соблюдают нормы общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен пытаться понять своих подчиненных, увидеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и беспокоиться о людях, иметь стремление к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех. Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. Работа менеджера является весьма тяжелой, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно выносить удары судьбы, удачно одолевать стрессы. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности. Сила и энергия необходимы, поэтому рационально распределять ее между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий.

Для принятия управленческих решений менеджерам требуется не только квалификация, но и эмоциональная зрелость, проявляющаяся в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно преодолевать их, не делать трагедию из поражений, неизбежных на жизненном пути любого менеджера. Современный менеджер обязан активно бороться с собственными недостатками, создавать у себя положительное отношение к жизни и работе, организовывать «здоровое» окружение, выдвигая и обучая людей, раскрывать их способности и таланты. При этом не надо бояться, что потеряете авторитет — в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, напротив, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, которая необходима любому менеджеру — профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она может быть специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важным является и ряд других моментов. Прежде всего, современный руководитель отличается хорошим знанием действительности как внутренней, так и внешней, понимает цели фирмы и своего подразделения, умеет видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новому и изменениям. Тем не менее, руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высокообразованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого нужно быть упорным, чувствовать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически их использовать.

Творческий руководитель, как правило, работает с группами, использует метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрерывно учится, в том числе и на собственных ошибках. Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными. Так же прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отделяться от того, что может угрожать устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, повсюду находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы. Но наиболее значительным для менеджера это схватывать все на лету, согласовывать вновь приобретенные знания со старыми, располагать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышать компетентность, но избегать при этом одностороннюю специализацию.

Следующая группа качеств менеджера, определяющая его как менеджера — организаторские, и деловые способности. Они раскрывают уровень организаторской культуры менеджера, понимание их технологий управленческой работы: подбор, расстановка и использование кадров, выработка норм, нормативов и регламентов, частных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведение заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем. К организаторским качествам можно прибавить целеустремленность. Характер теперешней жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он, возможно, будет чувствовать нехватку твердости и решимости, пропускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Так как в мире все переменчиво, чтобы удержаться на плаву, менеджеру подобает эти цели исправлять. Но целеустремленность состоит не только из того, чтобы цели устанавливать, а настойчиво к ним стремиться. Этим и отличают менеджеров от остальных работников.

Другим организаторским качеством, важным для менеджера, является деловитость. Она состоит из умения четко и своевременно устанавливать задачи, принимать обоснованные решения, проверять их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках. Еще одним важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность вселять людям уверенность, стремится действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма. Менеджеру должна быть характерна дисциплина и контроль над собой. Без этого у него не получится призывать к порядку других, контролировать их деятельность. Поэтому менеджер в первую очередь должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также проверять дисциплину подчиненных. Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение работать напряженно, не приносить себя в жертву. Силы надо сохранять для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок.

Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительный, направленный на внешний мир, проявляющий интерес к окружающим. Он должен суметь расположить к себе людей, выслушать и понять их, убедить в своей правоте. С точки зрения контактности выделяют несколько типов руководителей. Первые те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на реализацию внешних связей. Вторые те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени. Третьи те, кто реализовывает только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не хочет общаться с коллегами своего уровня. Четвертые те, кто избегает вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей важны для оперативного управления, четвертый — для стратегического, третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Важной чертой менеджера является реализм. Он должен уметь верно, оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не летать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче. Хорошего менеджера можно охарактеризовать здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе нельзя. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому говорят свободно свою точку зрения, хотят достичь того, чтобы их слышали и понимали, но при этом почитают других людей и их мнения. Хороший руководитель должен уметь обеспечивать связь сотрудников в работе. Для этого нужно правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, находя нестандартные подходы и незнакомые грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен принимать во внимание желание подчиненных добиваться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь. Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, образовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определять объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению. Для этого менеджер должен иметь терпение к слабостям людей, не мешающим работе, и нетерпимость ко всему, что мешает успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Необходимо помнить, что не существует, и не будет существовать менеджера, который будет обладать универсальными способностями и одинаково эффективно действовать в любой ситуации.

Заключение

В результате проведённого исследования, необходимо сделать следующие выводы.

.Эффективность работы менеджера имеет влияние, на то, как он умеет использовать возможности подчиненных.

.Трудности для руководителя появляются и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним беседовать, толком пояснить свои проблемы и желания, но всегда ждет указаний и инструкций.

. Менеджер обязан знать и уметь использовать на практике законы, которые регламентируют функционирование социальных организаций.

. Он должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки, распознавать статические и динамические особенности организационных систем, грамотно употреблять принципы рационализации, созданные на использовании новых рыночных технологий.

. Менеджер должен разбираться в мелочах организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки.

Все это указывает на то, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных.

Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда — информация, преобразуя которую они принимают решения.

Быть менеджером — значить разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, — не менеджер.

Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Именно менеджер способен сделать то, на что неспособны другие: донести до подчиненных сущность стоящих перед ними целей и раскрыть пути их достижения. Таким образом, эта образовательная функция и моральная ответственность и служат, в конечном счете, исчерпывающим определением менеджера.

менеджмент руководство обязанность персонал

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/portret-sovremennogo-menedjera/

1.Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010 — 122 с.

.Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. — М.: Дело, 2014. — 275 с.

.Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие — Москва: ИНФРА-М, 2010 -88 с.

.Волкогонова О. Д. Стратегический менеджмент: учеб. / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010 — 254 с.

.Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.В. Гуськов. — М.: Альфа-М, 2011. — 192 c

.Джо Оуэн «Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих» Издательство: Претекст Переводчик: Мария Чомахидзе-Доронина, 2011 — 352 с.

.Дорофеев В. Д. Менеджмент: Учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. — Москва: ИНФРА-М, 2010 — 439 с.

.Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. -Москва : Юрайт, 2012. — 640 с.

.Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. — М.: Юрайт, 2013. — 507 c.

.Лаврентьева И. П., В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. Социальная политика и управление в социальной сфере. Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2009 — 129 с.

.Московская А. А. Профессионализация менеджмента в России: цели, барьеры, перспективы // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 26-37

.Минцберг Генри. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. Издательство: ЗАО Олимп-Бизнес — 2010 — 544с.

.Овчарова Р.В. Психология менеджмента. Учебное пособие — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011 — 122 с.

.Пирогова, Е. В. Управленческие решения: учебное пособие / Ульяновск: УлГТУ, 2010 — 176 с.

.Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. — М.: Академцентр, 2013. — 240 c.

.Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.