Правоприменительная деятельность

Курсовая работа

Настоящая курсовая работа выполнена на актуальную тему. Невозможно недооценить роль правовой культуры в развитии общества и общественных отношений. Оглядываясь на специальную юридическую литературу, научные статьи, посвященные правосознанию населения, а соответственно и правовой культуре, мы видим, что имеется много нерешенных вопросов, ведь существует различное множество неоднородных мнений, представлений, иногда конфликтующих, и др. Встает вопрос «Почему это так?». Во-первых, это связано с многомерностью самого понятия «правовая культура» как части другого — публичной культуры, которая, по сути, проистекает из многозначности культуры в целом. Высокий уровень правовой культуры — важнейшая характеристика правового государства, и без его формирования и развития общества невозможно построить правовое государство.

Стоит исходить из того, что в современных государствах правовая культура имеет большое значение для развития права.

Важность темы исследования обусловенна тем, что у каждого человека (гражданина) имеются права, свободы, обязанности и др. Все это касается людей, которые так или иначе не связаны с легальной деятельностью, и людей, которые в ней конкретно вовлечены, даже обычные граждане должны иметь представление о законе и о том, как его «использовать», в том числе для в отношении их обязанностей, конечно.

Объектом исследования является правовая культура

Предмет исследования: правовая культура в современном обществе.

Целью настоящей курсовой работы является:

1. Рассмотреть понятия и сущность правовой культуры.

2. Изучить структуру правовой культуры.

3. Определите такие компоненты, как правовой нигилизм и идеализм, рассмотрите их концепции и сущность.

4. Рассмотреть правовое воспитание и его роль в современном обществе

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные при изучении темы, могут быть использованы в дальнейших исследованиях правовой культуры.

Методология исследования будет состоять из общенаучного метода познания, изучения юридической литературы и нормативно–правовых актов, а также следующие методы исследования: анализ, переработка, метод правового моделирования, формально–юридический, сравнительно– правовой, комплексный, системный, нормативный.

9 стр., 4408 слов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

... заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном ...

Структура курса состоит из: введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1 Правовая культура, её назначение, содержание, структура.

1.1 Понятие и сущность правовой культуры

Чтобы перейти к рассмотрению понятия правовой культуры, прежде всего стоит понять, что такое «обычная культура.

Как мы все знаем, существует множество различных определений культуры. Мы часто можем услышать, как употребляются такие словосочетания: культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. Кроме того, существует множество синонимов, заменяющих это слово в различных сферах, например, этикет, цивилизация, образование, просвещение. Почему же существует так много разнообразных трактовок? А всё потому что культура многоаспектна, многогранна, из–за этого возникла необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а, как водится, каждый исследователь культуры изучает конкретные её части по отдельности.

Это понятие «культура» (что идёт от латинского слова cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) раньше понимался, как функция, связанная с получением каких–либо знаний, а во времена средневековья появляется понятие духовной и интеллектуальной культуры. Давайте рассмотрим некоторые определения:

1. Культура – то, что складывается из определенного опыта и знания, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей, которыми человек овладел, как член определённой социальной общности;

2. Культура – это не естественные аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к абстрактному мышлению и самовыражению с помощью символов;

3. Культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что вся сущность культуры не может быть раскрыта в паре определений. Необходимо изучить три разные точки зрения, чтобы осмыслить такое социальное явление, как правовая культура:

1. Антропологическая точка зрения, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;

2. Социологическая точка зрения, т.е. культура – это сумма духовных ценностей; культура – компонент общественной жизни;

3. Философская точка зрения, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.

Проанализировав изложенные выше точки зрения, можно сделать вывод, что правовая культура — это социальная категория, очень емкая по своему содержанию. Если поискать в специальной юридической литературе, можно найти различные его определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру вот так: «Правовая культура – это элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка»1. Т.А. Артеменко же дает такое определение правовой культуре – «это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов» 2. Из этого следует, что даже человеку обладающему Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 18. Артеменко Т.А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти // Административное право и процесс. 2007. № 4. С. 22. правосознанием, не всегда присуща правовая культура. Стало быть, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)»3. А достаточно известный американский учёный–правовед Л.Фридман считает, что: «Правовая культура — это барометр общественной жизни, который в то же время является социальной силой, определяющей, как часто тот или иной закон применяется на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не работает: так спящая рыба лежит в корзине, а живая рыба плавает в океане »4.

9 стр., 4156 слов

Управление сферой культуры: региональный аспект

... чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Псковской области. [4] Основной смысл государственной ... вторжение в культуру рынка с его жесткими законами. Особенность современной обстановки - развитие самодеятельного движения, создание различных ассоциаций, пробуждение комнаты, формы общения в ...

Каждый ученый понимает этот термин по–разному, например, В.Д. Перевалов даёт такое определение правовой культуры, которое происходит через перечисление факторов, влияющих на нее, и элементов, составляющих ее структуру: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»5.

В другом из многих определений: правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Смолина И.Г. Правовая культура избирательного процесса. Персоноцентристский анализ. 2008. С. 128.

Фридман Л. Введение в Американское право. 1984. С. 11.

Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — 2е изд., перераб. и доп. М: Юрайт. 2012. С. 240.

Есть три основных момента, побуждающих к соблюдению закона: потребности, стремления и интересы. Подчеркивается целый ряд мотивов правового поведения, к ним относят наличие:

  • самостоятельного убеждения в истинности и справедливости требований, которые выдвигают правовые нормы;
  • в желании индивида соблюдать закон;
  • осознания общественной необходимости соблюдения законов;
  • намеренного подчинения требованиям закона;
  • осознания собственных прав;
  • осознанной защиты групповых интересов;
  • страха юридической ответственности;
  • следованием традиции и обычаям;
  • самостоятельным тремлением к подчинению государству и его требованиям. Так же считаю нужным отметить, что правомерное поведение понимает знание своих прав, а так же умение их защитить, умение выражать правовые притязания (право на иск).

Качества, что перечислены выше, воспитывают общество в тесной связи с социальными взаимодействиями, образуют и направляют их. Говоря об уровне развития правового сознания, следует отметить, что этот уровень может быть зафиксирован только в процессе реальной юридической деятельности, в правовом поведении. Исходя из этого, еще одним элементом структуры правовой культуры является уровень развития юридической деятельности. Элемент включает в себя и теоретическую часть – деятельность ученых в сфере юриспруденции, образовательную часть – воздействие на студентов юридических вузов и др. и практическую – правотворческую и правореализующую деятельность, в том числе правоприменительная. Чтобы наиболее полно и точно раскрыть сущность правовой культуры, стоит обратиться к ее структуре, но при этом необходимо учитывать тот факт, что вопрос о структуре является дискуссионным в отечественной юридической литературе. Если обобщить мнения учёных, то можно отметить, что в качестве структурных элементов правовой культуры выступают элементы юридической действительности (т.е. эталоны поведения) в виде права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов.

6 стр., 2724 слов

Правовая психология

... юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы: Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения; Развитие правосознания ... правовых норм: макросоциальные условия - реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права ...

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность правовой культуры, мы пришли к выводу, что она является неотъемлемой частью современного общества и играет важную роль в подготовке специалистов в области права, а также в понимании права простых граждан.

1.2 Структура правовой культуры

Что ж, теперь можно сделать вывод, что правовая культура — это некое «качество» правовой сферы жизни общества, которое можно более полно объяснить, только рассматривая все его элементы. Какие же это элементы? Давайте изучим их.

Во-первых, правосознание определяет степень развития правосознания граждан. Правосознание – это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне).

Оно является очень важным элементом правовой культуры. И его влияние на организацию общественной жизни действительно велико. Недаром российский правовед И. А. Ильин подчеркнул, что человек без правосознания будет жить по собственному произволу и терпеть чужой произвол6. Также И. А. Ильин считал, что правовое сознание следует рассматривать не только как совокупность точек зрения на право, но и как точки зрения на государство, на всю организацию общественной жизни. Каким будет уровень, качество правосознания и каким будет поведение человека в обществе.

В юридической литературе выделяется разное количество элементов юридической совести, и их количество часто вызывает споры. Но есть два

Ильин И.А. Демагогия. М., 1991. С. 7. элемента, наличие которых признают все, а именно правовую психологию и правовую идеологию.

1) Правовая психология – это эмоциональная реакция на какие–либо происходящие ситуации.

Чтобы рассуждать о правовой психологии стоит выделить её признаки:

  • познание права, а также и правовых явлений с помощью эмоций и пережитых чувств и т. п. которые возникают неожиданно;
  • это познание приводит к определённым практическим результатам, имеющим значение для дальнейших правовых действий;
  • она включает в себя: общественный интерес;
  • мотивы каких–либо поступков;
  • психологический уклад;
  • чувства, эмоции;
  • настроения, иллюзии.

2) Так или иначе правовая идеалогия – это система, которая состоит из идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Более того познание происходит не по конкретной норме или документу, а рассматривается всё право в целом, со всеми его аспектами, т. е. его сущность, природа, общественное значение.

9 стр., 4472 слов

Акты применения права

... эффективность актов применения права. В качестве объекта исследования выступают правовые отношения, возникновение, изменение и прекращение которых связано с реализацией компетентными органами своих полномочий в сфере правоприменения Предметом исследования выступают акты применения права. В ...

Правовая идеалогия может отражать интересы как целого государства, так и какого–то класса, политической партии, общественного объединения и т.д.

Она может быть выражена в письменной форме, например, план, программа.

Существуют следующие признаки правовой идеологии:

  • призвана отстоять интересы определённого класса, партии и пр.;
  • дает шаблон, представления о наиболее идеальной форме права;
  • заполняет или предаёт конкретики научным знаниям и стремиться постичь истину права. Необходимо учесть, что в различных государствах, при разнообразных правовых режимах она предлагает иные пути практической деятельности;
  • в неё входят: идеи;
  • концепции;
  • правовые принципы;
  • прогнозирования развития права в будущем;
  • цели, задачи принятия нормативно–правовых актов.

Следует отметить, что идеологическое разнообразие признано в России на основании Конституции Российской Федерации. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 ч.1, 2)7.

Нередко в структуру бывает включен и следующий элемент:

3) Поведенческий (волевой) – это решение субъекта по поводу совершения каких–либо действий, как правомерных, так и противоправных, что основывается на правовой психологии и идеалогии.

Элементы правосознания проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.

Правосознание классифицируют по следующим основаниям:

Классифицируется по субъектам:

1. Индивидуальное правосознание – отношение человека к праву с личной точки зрения;

2. Групповое правосознание – это отношение к праву определенных групп, коллективов и т. п.;

3. Общественное – это правосознание всего общества в целом.

А так же и по уровню:

1. Обыденное правосознание – это отношение к праву обычного гражданина или специалиста, который не работает в сфере юриспруденции и не занимался изучением права;

2. Профессиональное правосознание – это правосознание, которое возникло, как результат специальной подготовки в юридической сфере (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21 марта 2014) // Собрание законодательства Российской федерации 26 ноября 2009 года, №4,

ст. 455.

Научная юридическая совесть — это юридическая совесть, которая относится к тем, кто изучает право, то есть к юристам, специалистам в области юридических наук, изучающим право.

Определить высокую развитость правосознания можно, выделив следующие признаки:

  • человек является высшей ценностью, это признает общество и государство, признает правы и свободы и защищает их (что закреплено в ст. 2 Конституции РФ)8;
  • граждане осознают свои права и свободы, понимают механизм их защиты, относятся с уважение к правам и свободам других людей;
  • гражданам присуще правомерное поведение;
  • граждане знают нормы Конституции и иных важных законных актов, в частности, которые защищают их права;
  • люди получают необходимую информацию о процессах, которые происходят в области права;
  • так же они положительно относятся к суду.

Во-вторых, правовая деятельность, а точнее уровень, на котором она находится, во многом определяет правовую культуру. Правовая деятельность делится на теоретическую (деятельность учёных–правоведов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).

21 стр., 10364 слов

Нормативные правовые акты понятие и классификация

... природа и классификация нормативных правовых актов, во втором – закон и подзаконный акт и проблемы их соотношения. В заключении сделаны основные выводы о проведенной работе. Понятие, юридическая природа и классификация нормативных правовых актов Нормативный правовой акт как источник права: понятие и признаки В российской правовой системе нормативный акт ...

Правовая деятельность — это совокупность действий, охватываемых понятием и целью, обеспечивающих достижение эффективного результата, содержанием которых являются рациональные изменения и трансформации социальной и правовой действительности.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21 марта 2014) // Собрание законодательства Российской федерации 26 ноября 2009 года, №4,

ст. 455.

Правовая культура существенно зависит от уровня развития и качества законодательного процесса. Даже в законотворчестве есть свои принципы: законность, научность, демократичность, согласованность.

Это в равной степени влияет на правовую культуру правоохранительной деятельности, в частности, на применение закона: уполномоченные органы осуществляют силовую деятельность, занимаются индивидуальным регулированием общественных отношений, целью которого является выполнение требований законодательства норм. На качество правоприменения влияет совсем другое количество факторов, например: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм полицейского, его культура и многое другое.

Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

  • наличие развитой и мощной юридической науки;
  • достойное качество преподавания юридических дисциплин в учебных заведениях;
  • вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;
  • высокое качество законотворческой деятельности и профессионализм;
  • при правотворчестве соблюдение юридических и демократических процедур;
  • развитость и совершенство государственного аппарата;
  • бесспорный авторитет суда перед насилением и государственной властью;
  • гарантирована независимости судебной ветви власти;
  • приоритет прав и свобод человека в суде, демократичность правосудия в целом;
  • правоприменительная деятельность обладает высоким качеством.

В-третьих, степень совершенства нормативных правовых актов определяет правовую культуру, в которой права общества выражаются и закрепляются. При этом учитывается уровень каждого нормативного правового акта, так как все должно быть законным. Как способ осуществления права нормативно–правовой акт должен отвечать определенныи требованиям, с точки зрения его формы: формулировка должна быть чёткой и ясной, желательно понятной для населения, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для человека, что может не обладать юридическими знаниями; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.

3 стр., 1437 слов

Система управления физической культуры и спорта в России на современном ...

... система управления физической культурой и спортом на всех уровнях, от федерального до местного. На федеральном уровне схема управления физической культурой и спортом в РФ ... и способы его формирования через физическую культуру и спорт. «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года». Нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: ...

Состояние правовых актов играет важную роль (например: решение и приговор судий, акты прокуроров) и правореализационных (например: договоры в хозяйственном обороте).

Оценивая вышеупомянутые законодательные акты, а также тексты аналогичного правового характера, такие как научные и публицистические тексты по юридической тематике, можно судить об уровне развития правовой культуры.

Для достижения системы нормативно–правовых актов необходимо:

  • наличие конституции, которая является демократичной и отвечает высоким правовым стандартам и интересам общества;
  • соответствие конституции законов, а всех иных нормативно– правовых актов (подзаконных) – законам;
  • чёткая иерархия нормативно–правовых актов;
  • высокое правовое и технико–юридическое качество законов и подзаконных актов, актов применения права.

Таким образом, изучив структуру правовой культуры, мы пришли к выводу, что основными составляющими структуры являются правовое сознание, уровень развития правовой деятельности и степень совершенства всей системы нормативных актов. Исходя из этого, можно сказать, что сущность правовой культуры гражданина может быть выражена следующей формулой: знать — уважать — уважать. То есть требования законов и предписаний. Как и в случае с правосознанием, это первичный, повседневный уровень правовой культуры, который, однако, приобретает социальную значимость.

2 Роль правосознания и правовой культуры в современном обществе

2.1 Правовой нигилизм и идеализм, понятие, сущность

Деформация правовой культуры привлекла к ее изучению немало умов. Это довольно крутая тема, но для начала нужно понять, что это такое. А. У. Абдигалиев определяет формы деформации правовой культуры как внешние формы поведенческой активности, доказывающие, что субъект правового регулирования не считает нужным для себя сверять собственное поведение с правовыми установками и демонстрирует своё пренебрежительное либо отрицательное отношение к ним9.

В юридической литературе, например, А.А. Потякин выделяет следующие основные типы деформаций правовой культуры: юридический инфантилизм, юридическое безразличие, юридический нигилизм10.

Мы же будем рассматривать наиболее глубоко лишь последнее понятие.

Правовой нигилизм — одна из самых распространенных форм правовой деформации. Само слово «нигилизм» (от латинского nihil – ничто, впервые был использованы философом Якоби) в общепринятом понимании означает отрицание принятых обществом

Абдигалиев А.У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления. М. 2006. С. 2-3.

Потякин A. A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика. 2008. С. 312–317. ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и пр. Правовой нигилизм имеет несколько иное значение: это отрицательное отношение к закону, законам и правовым формам организации общественных отношений, отчуждение общества от закона, его отрицание. Н.Л. Гранат дает правовому нигилизму такое определение «направления социальной и политической мысли, которое отрицает социальную или личную ценность закона и считает его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений» 11.

7 стр., 3266 слов

Муниципальное управление в сфере культуры и досуга

... управления сферой культуры и досуга. Предмет исследования - муниципальная администрация в сфере культуры и досуга. Цель исследования - комплексный анализ теоретических и практических аспектов муниципального управления в сфере культуры и досуга. Задачи исследования: рассмотреть теоретические аспекты муниципального управления в сфере культуры и досуга; проанализировать управление в сфере культуры и ...

А вот философы высказываются о нигилизме весьма положительно. К примеру, Ф. Энгельс писал: «Возникновение молодой буржуазии отразилось на либерально-конституционном движении, а появление пролетариата отразилось на движении, которое обычно называют нигилизмом.

П.А. Горохов отмечает, что решение проблемы правового нигилизма с философской точки зрения становится одной из актуальных задач. Что необходимо попытаться развить статус предмета философского знания и разработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы его анализа13. Он отмечает, что государство в России изначально занимало такую ​​позицию по отношению к людям, когда считало их не готовыми защищать свои права и свободы.

Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. Н. Чичерин… Все эти дореволюционные ученые, упомянутые выше, согласились с тем, что отрицание закона и недоверие к нему, порожденные властью, являются определяющей чертой российского общества. П. И. Новгородцев полагал, что правовой нигилизм народа – есть ответная реакция на несправедливые действия власти и «неправедные» законы, а Н. М. Коркунов полагает, что

Общая теория государства и права / Под. ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 169.

Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала вв. // Вопросы философии. 1991. С. 25-27.

Горохов П.А. Автореферат, диссертация, к. ю. н. Проблема оснований правового нигилизма: гносеологиеский аспект. М., 2015. С. 12 русский человек найдёт повод и способ нарушить закон, каким бы справедливым и продуманным он ни был. Такого же мнения придерживался известный публицист, критик К.С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души»14. И совсем по аксаковски звучит бакунинское изречение в его книге «государственность и анархия»: «Немцы ищут жизни и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб»15.

Благодатной почвой для формирования правового нигилизма послужил советский период, в то время правовой нигилизм играл важную роль по укреплению коммунистической партии, т. е. в советский период право не считалось чем–то нужным, оно было отжившим себя и необходимым лишь на краткий срок.

Следует согласиться с К.С. Аксаковым и П. А. Гороховым, по мнению последнего русский народ изначально относился к праву настороженно, презрительно: «Не бойся закона, бойся законника»; «Законы святы, да судьи супостаты»; «Про нужду закон не писан».

В современном российском обществе на данный момент существуют такие формы правового нигилизма, в которых он проявляется:

1. Тотальное неисполнение и нарушение правовых норм, что проявляется

  • в скудном знании либо игнорировании права гражданами на бытовом уровне;
  • в неисполнении законов государственными органами;
  • в использовании гражданами противоправных способов решения конфликтов;
  • Аксаков К.С.

О внутреннем состоянии России. М. 1855. С. 158.

Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали //Правоведение. 2006. С.54.

13 стр., 6091 слов

Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации

... следующие задачи: рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская стерилизация человека, а ...

2. Осознанное нарушение законов и подзаконных актов гражданами, находящее отражение:

  • в сознательных преступлениях;
  • в гражданских, административных, дисциплинарных правонарушениях;
  • в осуществлении организованной преступной деятельности;
  • в сращивании преступного мира и части госаппарата;
  • в распространение криминальных отношений в обществе (например: рэкет);
  • в части бизнеса подконтрольной преступности;
  • в давлении, шантаже, заказных убийствах представителей частного бизнеса и государственных структур;

3. Распространение антиправовой психологии:

  • появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальных норм, которые оправдывают антиправовое поведение;
  • романтизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, которые делают преступность, чем–то красивым и интересным;
  • сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни;

4. Целенаправленное нарушение законодательства, принятие противоречащих правовым нормам решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками полиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе и правоохранительных органов;

5. «Война законов», проявляющаяся:

  • Формируется параллельная система законодательства (например, вспомогательное регулирование регламентированных законом отношений различными правовыми актами, которые носят «правозаменительный» характер);
  • центр и субъекты Федерации состоят в правовом противостоянии;
  • происходит издание взаимоисключающих актов органами разных ветвей власти;

6. Многочисленное нарушение прав и свобод человека:

  • каждодневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, в частности, когда осуществляется правоохранительная деятельность;
  • зачастую невозможность законными способами защищать свои права и свободы;
  • недостаточная защищённость и сомнение граждан в способности государства гарантировать право на жизнь (смерть от рук преступников, высокое число аварий, несчастных случаев и пр.);

7. Низкий уровень авторитета суда и судий, правоохранительных органов:

  • длительной бюрократической волокиты и большого её количества при судебных разбирательствах;
  • высоких материальных затрат, которые необходимы для ведения судебного процесса;
  • равнодушного отношения к людям со стороны большинства работников судебно–правоохранительных органов;
  • большого количества судебных ошибок;
  • распространённости нарушений прав человека при правоохранительной деятельности и исполнение наказаний. У правового нигилизма существует две разновидности:

1. Теоретический нигилизм – учёные ищут доказательства того, что существуют ценности более значительные, чем право и подчинение ему.

2. Практический нигилизм – проверка на практике взглядов и учений.

Теперь стоит поговорить о причинах появления правового нигилизма в российском обществе, какие же это причины? Давайте рассмотрим некоторые из них: специфика исторического развития; монархический характер власти; крепостное право; слаборазвитые демократические и правовые принципы; распространённость противоправных способов решения конфликтных ситуаций; репрессивный характер права на протяжении, как дореволюционной эпохи, так и советского времени; трудности современного переходного периода; несовершенство и недостаточная эффективность судебно–правоохранительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий; несовершенство правовой системы и др.

Современный российский правовой нигилизм имеет ряд особенностей, таких как:

  • широкая распространённость и повсеместность;
  • многообразие форм проявления (бытовые и на высшем государственном уровне;
  • открыто и тайно);
  • высокая степень агрессивности и неподконтрольности;
  • слияние правового нигилизма с различными формами социальных и иных протестов (например: перекрытие железных дорог);
  • усиление правового нигилизма нигилизмом других сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);
  • эстетизация правового нигилизма.

Но, несмотря на сложность ситуации, многомерность явления правового нигилизма, с ним необходимо бороться, необходимо остановить его развитие, распространять такими методами, как убеждение, поощрение, принуждение и наказание.

Основными же направлениями борьбы с правовым нигилизмом признаются:

  • укрепление режима законности в стране;
  • реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;
  • гарантированность прав и свобод человека;
  • совершенствование правовой системы;
  • повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;
  • обеспечение в стране правопорядка;
  • правовое воспитание.

Правовой идеализм

Одновременно с правовым нигилизмом существует такое явление как правовой идеализм (иногда это понятие называют правовым романтизмом).

Юридический нигилизм и юридический идеализм имеют одни и те же причины возникновения: «незнание юридических знаний, неграмотность и измененная юридическая совесть, отсутствие политической и юридической культуры». Несмотря на то, что правовой идеализм в настоящее время в современном государстве не так очевиден, как сам правовой нигилизм, он наносит значительный вред как всей государственной системе, так и отдельному человеку в целом, обществу. Его последствия, а также последствия юридического нигилизма пагубно сказываются на юридической совести и юридической культуре, делая невозможным создание юридического государства.

Правовой идеализм — это завышенная оценка возможностей права. Правовой идеализм основан на переоценке существующей реальности и реального содержания института права.

Можно обратиться к мыслям З. Н. Каландаришвили, «присущая правовому идеализму позиция основана на преувеличении, понимании ценностей права и своего места в процессе достижения целей и задач правового регулирования. У субъектов, обладающих таким сознанием, складывается своя, не соответствующая

правовым шкала ценностей»16.

В. Р. Петров полагает, что «главными причинами распространения в России на уровне общественного сознания правового идеализма является социально–экономический, правовой, а на ряде исторических этапов развития страны, и политический кризисы, преобладание в обществе чисто прагматического подхода к праву как к орудию и средству разрешения всех проблем, планирование и проведение масштабных мероприятий без соответствующего правового обеспечения, декларативный характер большинства законов и бездействие отдельных из них»17.

Идеализм включает в себя несколько переплетающихся между собой понятий:

1. В узком смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке людей и каких–либо событий, т.е. к идеализации действительности;

2. Следующее указывается, как идеализм — это преобладание у людей общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;

3. Более углубленно идеализм рассматривается, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного духовного порядка и др. (В. С. Соловьёв «Идеализм»)18.

«Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско– конституционные пути решения назревших проблем, в новые демократические институты. Идеализмом с самого начала страдали

Каландаришвили З. Н. Деформация правосознания молодежи и правовые пути ее преодоления. СПб., 2005. С. 60.

В.Р. Петров Причины и формы деформации правосознания в современных условиях // Ученые записки МОУП. Чебоксары., 1999. С. 30 – 31.

Соловьев В.С. Идеализм. М., 2018. С. 12 некоторые лозунги «перестройки», а затем и периода реформации. Фактически насильственный переход общества из одного состояния в другое не сработал »19.

Т. е. можно сказать, что правовой идеализм – это переоценка права и его возможностей, проявляющаяся в следующих формах:

1. Невероятное отношение к праву со стороны юристов, восприятие права как обобщения, оторванного от жизни.

2. Слепая вера граждан в существование «хороших законов», которые могут быстро изменить жизнь;

— Основной ошибкой власти было выдвижение чего–то всесильного. Большинство людей считало, что достаточно принять некий «правильный» закон, и жизнь сразу станет лучше. «Но чуда не происходило, законы принимались, а дела стояли на месте или даже ухудшались. В результате было некоторое разочарование в законах и признаки правового скептицизма. Из низов раздаются более раздраженные голоса: Хватит, мы уже устали от законов, они ничего не дают. Это и понятно – ведь законы сами по себе не могут накормить, одеть, людей, улучшить только на «шоковое» правотворчество – значит питать юридические иллюзии…»20.

3. Дословное понимание права как средства регулирования общественных отношений и игнорирование того факта, что в реальности общественные отношения регулируются не только правом;

4. Идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей;

5. Неадекватная оценка должностными лицами и госорганами возможностей закона;

6. Увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрение многих судебных дел).

Кистяковский Б.А. В защиту права. (Интеллигенция и правосознание) / Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 14.

Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение. Изд-во С.Петербург. ун-та., 2002. С.4-16.

Есть несколько причин распространения идеализма в российском обществе. Перечислим некоторые из них: особенности исторического развития, монархическая власть, неразвитость демократических основ; историческая вседозволенность государства (полное подчинение ему права); идеализация жизни западных правовых государств, резкое перенесение их традиций на отечественную почву; отсталое и измененное правосознание; юридическая неграмотность; дефицит политико–правовой культуры и др.

Несмотря на то, что правовой нигилизм и правовой идеализм являются противоположностями, они представляют опасность для государства, личности и общества, одинаково серьезную опасность, и основные способы борьбы с ними схожи. Для борьбы с идеализмом используются следующие методы:

  • укрепление законности в стране;
  • гарантированность прав и свобод граждан;
  • снижение частоты принятия и количества нормативно–правовых актов с параллельным улучшением их качества;
  • уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;
  • создание надёжных аппаратов приведения в исполнение законов и подзаконных актов;
  • правовое воспитание.

Проблемы связанные с правовым нигилизмом и правовым идеализмом в современной научной мысли в должной мере учеными пока все еще до конца не исследованы, но потребность в их изучении давно назрела, так как данные негативные социально–правовые феномены имеют самое широкое распространение в реальной жизни, правовой культуре, правосознании людей, политике, экономике, законотворчестве, государственной и общественной деятельности21.

Милиус А.В. Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке. М., 2018. С. 8.

Всё выше сказанное позволяет сделать определённые выводы:

Эти явления, несомненно, родственны и взаимосвязаны, имеют сходное происхождение. Следовательно, бороться нужно одновременно и с правовым нигилизмом и с правовым идеализмом.

2.2 Правовое воспитание

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Так, например, А.А. Кваша предлагает говорить о правовом воспитании, рассматривая его элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон»22.

В 60–х гг. двадцатого столетия было обращено внимание на такой способ развития правовой культуры, как правовое воспитание, то было время, так называемой, «хрущевской оттепели». Вероятнее всего, первой

Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис…. канд. юрид. наук: 12.00.01 Волгоград., 2002. С. 160. специальной монографической работой, которая была посвящена проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», которая была опубликована в Ростове–на–Дону в 1969 г. В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов…»23.

Правовое воспитание играет серьезную роль в сдерживании и устранении правового нигилизма и правового идеализма. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы (из постановления ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся»)24.

Рассматривая этот вопрос выделяют определенные пункты, такие как: форма правового воспитания, метод правового воспитания и систему правового воспитания.

Что же такое формы правового воспитания? По мнению В.П. Зенина, Н.И. Козюбры, В.В.Оксамытного — это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которых определенные субъекты проводят воспитательную работу с гражданами в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально–правовую активность25.

Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе, опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969. Ростов н/Д, 2019. С. 135.

Сборник документов «Вопросы идеологической работы КПСС (1965-1973 гг.).

М., 1973. С. 227–228.

Зенин Е.В. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев: Наукова думка., 1979. С. 284.

На данный момент выделяются следующие формы правового воспитания:

1. Правосознание и правовая культура, которые развиваются в семье ;

2. Воспитательные работы и обучение азам права в школах;

3. Подготовка профессионалов в юридических вузах;

4. Самостоятельное воспитание;

5. Печать и популяризация через розничную торговлю юридической литературы;

6. Правовая пропаганда государственными органами и их должностными лицами;

7. Создание общедоступных электронных баз данных («Консультант– плюс», «Гарант», «Кодекс»), а также распространение информации о праве в сети Интернет.

Обращаясь к тем же авторам методы правового воспитагия – это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально–правовой активности.

Методы правового воспитания, которые применяются:

1. Убеждение; 2. Предупреждение; 3. Поощрение; 4. Принуждение; 5. Наказание.

Убеждение и принуждение являлись основными методами правового воспитания в советский период, а точнее – их «умелое сочетание».

Снова вовзратимся к тем авторам, по их мнению система правового воспитания это организационая структура, состоящая из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.

1. Субъекты — это те, кто осуществляет воспитательные работы в

области права:

  • государственные органы;
  • должностные лица;
  • учебные заведения;
  • общество в целом.

2. Объекты – это те, с кем проводятся воспитательные работы: граждане, различные слои населения, учреждения и т.д.

Стоит заметить, что конкретность и разделение в правовом воспитании приводит к постепенному формированию довольно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;

3. Правовоспитательные действия, которые осуществляются для достижения поставленных целей, с помощью необходимых средств, с использованием соответствующих форм и методик. А средствами правового воспитания являются все материальные средства, использующиеся в процессе правового воспитания и средства духовного воздействия.

Итак, мы можем сделать вывод, что система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировке, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться, дабы повысить уровень правовой культуры.

Заключение

Правовая культура является важным элементом современного общества и важным условием становления правового государства, государства, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека

Подводя итог, сделаем некоторые выводы:

1. Мы рассмотрели понятие и сущность правовой культуры и пришли к выводу, что та является неотъемлемой частью современного общества и несомненно играет важную роль в обучении специалистов в области права, а так же понимании права обычных граждан. Как и обычная культура, правовая культура очень значима в жизни общества и со временем позволит построить правовое государство.

2. Изучив структуру правовой культуры, мы пришли к выводу что основными составляющими структуры являются правосознание, уровень развития правовой деятельности и степень совершенства всей системы нормативно–правовых актов, все они имеют так же и свои составляющие, но в качестве основных лучше использовать 3 элемента. Исходя из этого, можно сказать, что сущность правовой культуры гражданина может быть выражена следующей формулой: знать — уважать — уважать. То есть требования законов и предписаний. Как и в случае с правосознанием, это первичный, повседневный уровень правовой культуры, который, однако, приобретает социальную значимость.

3. Рассмотрев понятия нигилизм, идеализм, разобравшись, что они обозначают, в их сущности, мы можем сказать, что эти явления, несомненно, родственны и взаимосвязаны, имеют сходное происхождение. Это означает, что бороться нужно одновременно и с правовым нигилизмом и с правовым идеализмом, ведь они в равной степени вредят людям, обществу и в особенности государству.

4. После рассмотрения понятия и углубления в тему, мы можем сказать, что система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировке, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться. В современном обществе правовое воспитание, как часть правовой культуры играет большую роль. Разумеется, было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — это одно из условий развития правовой культуры.

Теоретическая значимость состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, можно будет использовать в дальнейших исследованиях правовой культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/pravoprimenitelnaya-deyatelnost/