Курсовая работа проектирование организационной структуры управления

Курсовая работа

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством.

В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих.

Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации идей и подходов к формулировке кейсов, форм взаимоотношений и достижению бизнес-результатов, которые отличают эту организацию от всех остальных.

Организационная структура управления — одно из ключевых понятий управления, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением полномочий между ними.

В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить со строительным каркасом системы управления, построенным таким образом, что все процессы, происходящие в ней, выполняются своевременно и эффективно.

Под организационной структурой менеджмента следует понимать совокупность звеньев управления, находящихся в тесном подчинении и обеспечивающих связь между менеджментом и управляемыми системами. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.

17 стр., 8019 слов

Управление структурой капитала предприятия (на примере СПК ‘Уленкульский’)

... предприятия. Цель работы - изучить управление структурой капитала предприятия. Для реализации выбранной цели определены следующие задачи: теоретически исследовать методику управления структурой капитала на предприятии; проанализировать результаты управления структурой капитала на предприятии; определить пути совершенствования управления структурой капитала предприятия в условиях ... системой, ...

В качестве приоритетного метода решения данной проблемы предлагается разработать и внедрить механизм формирования и развития организационной структуры управления бизнесом.

Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

В теоретической основе исследования очерчены основные понятия, виды, принципы организационной структуры организации.

Целью данной курсовой является проектирование организационной структуры управление предприятием, на примере салона красоты «МАХ»

Для достижения данной цели, в курсовой решаются такие задачи как:

  • изучить организационную структуру управления организации;
  • рассмотреть классификации организационной структуры;
  • определить необходимости изменения организационной структуры управления организации.

Объект курса — действительно действующий фирменный салон красоты «Макс».

Речь идет о различных особенностях, закономерностях и проблемах, возникающих в процессе построения системы управления малым бизнесом.

Методами исследования являются: сбор данных, анализ и синтез

Анализ заключается в разделении целого на части, представлении сложного в виде простых компонентов, изменении этих частей, добавлении новых или удалении некоторых для более эффективной деятельности или для удобства исследования.

Синтез — это сочетание, объединение обновленного набора простых компонентов объекта в единое целое, согласование их действий для более эффективных действий или удобства исследования.

Информационная база данной курсовой работы разнообразна, она содержит справочник по унифицированным квалификациям сотрудников по должностям, учебные пособия по управлению персоналом.

Организационная структура управления бизнесом — это фиксированные отношения, существующие между отделами и сотрудниками организации. Его можно понимать как устоявшуюся схему взаимодействия и согласования технологических и личных элементов. Структурные отношения в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и менеджеров, и для эффективного достижения целей требуется четкое понимание структуры работы отделов и функциональных единиц.

Глава 1 Теоритические основы проектирования организационной структуры на предприятии

1.1 Сущность формирования организационной структуры управления предприятием

Сегодня эффективная экономика — это прежде всего эффективное управление. Рассмотрение организаций как сообществ с единым пониманием их целей, значения и места, ценностей и поведения привело к появлению концепции организационной структуры управления бизнесом.

Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат стратегия качества производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. это система общепринятых в организации представлений и подходов к делу, формам отношений и достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других. Ведь организационная структура — это один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации . [2,7]

3 стр., 1089 слов

Управление денежными средствами организации сферы услуг

... реагировать на отклонения от нормальной деятельности предприятия. Управление денежными потоками - это инструмент, с помощью которого можно получить желаемый результат деятельности бизнеса, получение прибыли. Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы исследования. ...

Понимание роли и важности организационной структуры для успеха в реализации стратегических целей не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе, а также способность «выстраивать», расти, формировать желаемую организационную структуру является наиболее важным обусловить организационные изменения для успеха. Российские компании смогут по-настоящему конкурировать с западными компаниями только тогда, когда им удастся догнать их не только в плане технического оснащения, но и в искусстве управления социальной структурой, составляющей ядро ​​организации.

Организационная структура играет очень важную роль в жизни компании. Следовательно, он должен быть объектом пристального внимания руководства. Каждый уважающий себя руководитель много раз кроил и перекраивал структуру своей организации, решая дилеммы: кого из двух назначить, как назвать «вот эту вот» должность, какие функции передать в отдел маркетинга, какие задачи будет выполнять служба контроллинга, организовывать или нет Совет Директоров, нужна ли специально служба логистики.

В этом многократном повторении каждый руководитель, положа руку на сердце, мог бы признаться: идеально работающей структуры не получалось никогда! Всегда оставались структурные конфликты между руководителями одного уровня, всегда как снежный ком накапливались претензии друг к другу по взаимодействию структурных подразделений, участвующих в одном бизнес-процессе, всегда был разрыв между должностью и реальным ее исполнением.

Организационная структура управления должна непременно обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению, чтобы организация была способна сама произво­дить лидеров завтрашнего дня.

Обязательное условие для этого — минимум уровней управления. Способный человек, поступающий на базовую управленческую работу, скажем, в 25 лет, не должен тратить свою жизнь на подъем с одной ступеньки на другую. Иначе, когда он окажется на верху лестницы, у него уже не останется сил. Еще важнее опыт, который можно приобрести в организации. Структура должна помогать каждому сотруднику учиться и развиваться на любой занимаемой должности.[5,8]

Процесс формирования организационной структуры включает в себя

формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

— формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

13 стр., 6107 слов

Экономические методы в управлении современными организациями. ...

... предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике. Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления предприятия, ... расчет реализуется в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения ...

— разработка состава основных подразделений и связей между ними — заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно — целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

  • регламентация организационной структуры — предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности, которая включает в себя: определение проектной численности подразделений;
  • распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
  • установление ответственности за их выполнение;
  • разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
  • расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

На заре современного российского предпринимательства подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется несовершенством организационной структуры управления, но этот вопрос мало кого интересовал, так как создаваемые новые фирмы были, как правило, с небольшим количеством сотрудников и просты в управлении.[6]

Для современной России проблема выбора типа организационной культуры управления бизнесом стала очень актуальной, что зависит от ряда факторов. Наиболее значимыми являются следующие факторы (Приложение):

  • размер и степень разнообразия деятельности организации;
  • технология;
  • отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации;
  • динамизм внешней среды;
  • стратегия, реализуемая организацией.

Организационная структура должна соответствовать размеру организации и не должна быть более сложной, чем необходимо. Обычно влияние размера организации на ее организационную структуру проявляется в виде увеличения количества уровней иерархии управления организацией.

Географическое положение организации, если регионы достаточно изолированы, ведет к делегированию определенных прав принятия решений региональным подразделениям и, как следствие, к появлению региональных подразделений в организационной структуре. Если права не очень большие, количество ячеек в функциональной структуре увеличивается.

Ниже показано влияние технологий на организационную структуру. Во-первых, организационная структура связана с технологиями, используемыми в организации. Количество структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от технологии, используемой в организации. Во-вторых, организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы допускать технологическое обновление.

Организационная структура во многом зависит от того, как менеджеры относятся к своему выбору, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы к внедрению нетрадиционных форм построения организации. Часто менеджеры склонны выбирать традиционную и функциональную форму организационной структуры, поскольку она более понятна и привычна. Кроме того, на тип организационной структуры, сформированной в организации, влияют характер и склонность к работе, которые характерны для сотрудников организации. [4,9]

10 стр., 4674 слов

«Структура управления библиотекой.»

... приводит к сбоям в работе системы управления в целом. 5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения ... принципов можно сформулировать следующим образом. 1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации и, следовательно, быть подчинена производству и ...

Высококвалифицированные рабочие, а также работники с творческой ориентацией предпочитают структуры, которые дают им больше свободы и независимости. Обычные работники больше ориентированы на простые, традиционные организационные структуры.

Динамизм внешней среды является очень сильным фактором при выборе организационной структуры. Если внешняя среда стабильна, в ней есть небольшие изменения, то организация может успешно использовать механистические организационные структуры, которые обладают небольшой гибкостью и требуют больших усилий для их изменения. В том же случае, если внешняя среда очень динамична, структура должна быть органичной, гибкой и способной быстро реагировать на внешние изменения. В частности, такая структура должна предполагать высокий уровень децентрализации, наличие структурных подразделений больших прав в процессе принятия решений.

Стратегия оказывает существенное влияние на выбор организационной структуры. Нет необходимости менять структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии. Однако совершенно необходимо установить, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, и только затем, при необходимости, внести соответствующие изменения.

Таким образом, организационная структура отражает упорядоченный набор подчиненных и тесно взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации в целом. Другими словами, организационную структуру управления можно определить как форму разделения и взаимодействия управленческой деятельности, в рамках которой управление осуществляется путем выполнения соответствующих функций, направленных на достижение поставленных целей.