В настоящее время мы живем в век современных технологий. Человечество глобально улучшило технологию труда. Все меньше и меньше людей предпочитают работать в промышленности, на принудительных работах, в сфере услуг. Появляется все больше и больше новых офисов, и, как следствие, в офисной сфере появляются новые профессии. Сфера интеллектуальной деятельности в современном мире преобладает над физической. Действия лидера часто связаны с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремально значимых профессиональных, социальных психологических факторов, что сопровождается негативными эмоциями, такими как раздражение, злость, гнев, страх, ужас отчаяние. Что приводит к перегрузке физических и психических функций.
В настоящее время изучение различных видов стресса и его негативного воздействия на человека стало одним из основных направлений психологических исследований. Об этом свидетельствует рост публикаций на эту тему, создание все большего количества научных и прикладных программ и крупных международных центров по изучению стресса, даже появление на «рынке» психологических услуг, а также появление огромного количества технологий управления стрессом.
Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, поэтому ему дают несколько иное значение применительно к причинам такого состояния, механизмам его развития и характеристике проявлений и последствий. Он объединяет широкий круг тем, связанных с возникновением, проявлениями и последствиями внешних воздействий окружающей среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией.
Проблема психологического стресса, в том числе специалистов различных сфер профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной крайности нашей жизни и существенным изменением содержания и условия работы.
Различные аспекты стресса исследуются в психологии, физиологии, медицине, социологии и других науках. Большое внимание было уделено содержанию этого понятия, и в данной работе будут даны его наиболее часто используемые интерпретации. Изучая статьи на эту тему, можно отметить, что большая часть работ отечественных и зарубежных исследователей посвящена исследованию проблемы профессионального стресса.
литературе не
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnyiy-stress/
Управление стрессами
... управления стрессом в современных организациях. Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим ... также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так ... а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей ...
Профилактика стресса незаменима в работе менеджера, так как именно он несет большую ответственность за свою работу, за всю команду, что приводит к стрессовым состояниям.
Цель исследования, Объект исследования, Объект исследования, Задачи исследования
— Изучение проблем стресса в зарубежной и отечественной литературе. — Выделить формы стресса, причины его возникновения, виды, фазы, и классификации.
— Определите влияние стресса на человека, а также наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактику.
— Минимизация отдельных видов деятельности в управлении.
— Влияние стресса на профессиональную деятельность лидера.
Гипотеза исследования – стресс оказывает негативное влияние на психическое здоровье руководителя в управленческой деятельности.
Теоретической и методологической основой работы послужило изучение работ основоположника концепции стресса Г. Селье, отечественных ученых А.Б. Леонова «Психодиагностика функциональных состояний человека», труды Ю.В. Щербатых, результаты исследований стресса опубликованы в специальных журналах. Работу Бодрова В. А. «Информационный стресс».Леоновой А. Б. «Психодиагностика функциональных состояний человека». Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса» и другие.
Глава 1. Психологические теории стресса
1.1 Отечественное и зарубежное исследование проблемы стресса
Как сказал известный психолог Ганс Селье: «Каждый человек испытал это, все об этом говорят, но вряд ли кто-то потрудится выяснить, что такое стресс». В последние десятилетия стресс стал предметом исследований в различных областях науки: биологии, медицине, психологии и социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психологическим и социальным явлением, стресс, по сути, является одним из видов эмоционального состояния.
Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренней среды организма, которые лежат в основе теории гомеостаза. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любое превышение допустимого диапазона чревато нарушением механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом. Так, мы все знаем, что нормальная температура тела человека колеблется в пределах 36-37 о С , а ее понижение или повышение от 34о С до 40,5о C представляет реальную угрозу для его жизни, а температура среды обитания может колебаться на несколько десятков градусов. Чтобы организм пластически адаптировался и активно действовал в таком меняющемся внешнем мире, природа предоставила нам сложнейшие регуляторные механизмы, в том числе скоординированную работу нейрогуморальной, барьерной и выделительной систем.
Теория гомеостаза получила развитие в работах известного американского психофизиолога У. Кеннон, показавший решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в формировании адаптивного поведения. Он первым продемонстрировал прямую связь между гуморальными механизмами мобилизации энергии и возникновением эмоциональных реакций, определяющих целостный паттерн реакции живого существа на осложнение ситуации.
Влияние стресса на психическое здоровье преподавателя
... проблем. Исследования показывают, что большинство учителей эмоционально нестабильны, невротичны, склонны к стрессу и болезненному восприятию критики, подозрительны и подозрительны, профессионально нездоровы. Отрицательные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, ...
Естественным развитием изучения природы адаптационных процессов стало создание концепции стресса Гансом Селье.
Под ударением Г. Селье означает: «неспецифический ответ организма на внешние или внутренние требования, предъявляемые к нему».
Впоследствии понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики характеристик состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошла другим путем и начала искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего она обнаружила единственный неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно разные, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, с теми же биохимическими изменениями, цель которых — удовлетворить растущие потребности человеческой машины».
До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось показать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же гормоны, снимающие стресс, которые помогают организму адаптироваться к любому стрессору.
Существует трехступенчатая естественная реакция — общий закон поведения живых существ перед сложной задачей, широко известный как стресс. Сначала он чувствует трудности, связанные с возможностью их преодоления, затем они привлекают его и, наконец, он чувствует, что больше не может переносить стресс.
Если мы посмотрим на стресс с биологической точки зрения, мы можем определить его как синдром общей адаптации или синдром биологического стресса, при котором проявляются: 1) реакция тревоги; 2) фаза сопротивления и 3) фаза истощения.
Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Но если стрессор сильный и сопротивление недостаточно (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть.
Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки тревожных реакций практически исчезают, уровень сопротивляемости повышается значительно выше обычного.
Фаза истощения. После длительного воздействия стрессора, к которому организм адаптировался, запасы адаптивной энергии постепенно истощаются. Признаки тревожных реакций появляются снова, но теперь они необратимы, и человек умирает.
«Профилактика профессионального стресса медицинских работников» ...
... нервное напряжение, связаны с физическими и эмоциональными перегрузками в работе, с высоким темпом и объемом работы. Стресс, который испытывают сотрудники, разрушительно сказывается как ... адаптационный синдром или стресс. С точки зрения Г. Селье, все биологические организмы стремятся поддерживать внутреннее сбалансированное состояние функционирования. Реакция организма на внешний раздражитель ...
В рамках теории Г. Под стрессом Селье понимается реакция организма на любое достаточно сильное воздействие окружающей среды, если оно запускает ряд общих процессов, затрагивающих кору надпочечников. При этом тот же основоположник теории неспецифического адаптивного синдрома выделил две его формы: полезный стресс — эустресс и вредный — дистресс. [11; с.64]
Однако под стрессом чаще понимают реакцию организма на негативное воздействие окружающей среды, что находит отражение в определениях, которые дают этому явлению различные исследователи.
Так В.В. Суворова дает следующее определение: «стресс — это« функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего негативного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов». [12; 112]
П.Д. Horizons определяет стресс как «общую адаптацию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза».
В научной литературе стресс определяется как «стресс, возникающий при возникновении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации». [6; 456]
Однако, по словам самого Ганса Селье, стресс тоже может быть полезным. В этом случае он «усиливает» работу организма и помогает мобилизовать защитные силы (в том числе иммунную систему).
Чтобы стресс приобрел характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.
рисунке 1
Рис. 1 В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов, как объективных, так и субъективных . рисунок 2
Ганс Селье писал: «Вопреки распространенному мнению, мы не должны и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаемего механизм и выработаем соответствующую философию жизни»
Анализируя различные теории и концепции психологического и профессионального стресса, Бодров В.А. показывает, что они отражают две точки зрения на основные характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и нормативную, с другой стороны, предметную и коррелятивную.
Р. С. Немов сочетает в себе понятия «стресс» и «привязанность», принципиально разные как по силе, так и по длине дистанции. Как известно, продолжительность аффектов составляет секунды или минуты, тогда как развитие стресса занимает недели, дни или, в острых случаях, часы. В первом томе своего учебника Р. С. Немов пишет: «Один из самых распространенных типов привязанности сегодня — это стресс. это чрезмерно сильное и продолжительное состояние психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система испытывает эмоциональную перегрузку». []
А. Г. Маклаков, относит стресс к одному из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю неустойчивость», что противоречит базовому положению Г. Селье говорит о длительном и достаточно стабильном характере стресса, связанного с ее гуморальной природой. А. Г. Маклаков пишет: «Будучи одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути является еще одним типом эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. Кроме того, одной из основных характеристик стресса является его крайняя нестабильность. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоционального напряжения, которое характеризуется снижением эффективности и результативности функционирования систем и органов, истощением энергии. Ресурсы».
Специфика состояний страха, тревоги и экзистенциальной тревоги у спортсменов
... на состояние страха в различных видах соревнований, он влияет на интенсивность страха перед стартом. Состояние тревоги как эмоциональная стресс — реакция может возникнуть в условиях ... страха, печали, стыда и вины. Переживание тревоги характерно для любого человека, находящегося в подходящей ситуации. С физиологической стороны беспокойство сопровождается активацией вегетативной нервной системы. ...
Анализ научных исследований показывает, что многие авторы отмечают сложность, противоречивость и недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психологического феномена .
Таким образом, стресс — это устоявшееся понятие, которое в основном определяется, как попытка восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме, а профессиональный стресс – своеобразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
1.2. Основные аспекты стресса и формы его проявления.
Я хотел бы начать эту главу со слов лауреата Нобелевской премии Альберта Сент-Дьердьи: «Человеческая деятельность направлена на поиски счастья. Счастье — это во многом самореализация, то есть удовлетворение всех духовных и материальных потребностей. Удовольствие — это удовлетворение потребности, и не может быть большого удовольствия без большой потребности. Способность создает потребность использовать эту способность». Стресс — неизбежный спутник нашей беспорядочной современной жизни. Однако это не означает, что мы не можем уменьшить влияние тревоги или даже полностью устранить негатив.
Р. Лазарусом
Области стресса в повседневной жизни
Психологические причины стресса настолько разнообразны, что перечислить их все просто невозможно. Каждый человек уникален: их образ мышления и привычное поведение вместе создают уникальный образ личности и ряд возможных реакций на стрессовые ситуации.
эмоциональный, информационный, организационный
Информационный стресс
Отсутствие теплого и эмоционального контакта, поверхностного и формального общения, кроме того, перенаселенность жизни приводят к возникновению эмоционального дистресса и связанного с ним стресса постоянных изменений.
Профессиональный стресс — . Профессиональный стресс Стресс ...
... общения. Профессиональный стресс. Факторы стресса. Работоспособность. Функциональные состояния. Адаптационный период. Условия деятельности (нормальные, особые, экстремальные, сверхэкстремальные). Влияние профессионализма человека на деятельность в стрессовой ситуации. Теории и модели профессионального стресса. Общая модель профессионального стресса. Проблема десинхроноза. Профессиональный стресс ...
К.В. Судакова эмоциональный стресс
Этот термин часто обозначает состояния, которые попадают в физиологические и психологические границы психоэмоционального стресса. Также часто связаны состояния, развивающиеся из-за длительного или повторяющегося эмоционального напряжения, состояния на грани патологии, психической дезадаптации.
В целом, содержание термина « эмоциональный стресс» включает в себя как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе.
П.К. Анохин, К.В. Судаков
С этой точки зрения принято различать три формы эмоционального напряжения: импульсивную, тормозную и генерализованную. 19 Эмоциональный стресс подразделяется на эмоционально положительный и эмоционально отрицательный в зависимости от личного восприятия события. В жизни, невозможно разделить информационный и эмоциональный стресс. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, так как формирование чувств всегда связано с обработкой информации. Часто из-за неверной оценки ситуации человек испытывает негодование или злость. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными переживаниями.
Организационный стресс
В. Дибшлаг
1) интенсивность работы;
2) доминирование фактора времени;
3) недостаточность или высокая интенсивность общения;
4) монотония;
5) различные внешние воздействия;
6) резкое нарушение обычной системы (порядка) работы.
Перечисленные виды стресса, за исключением физиологического, характеризуются наличием таких признаков, как индивидуальнопсихологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особенностей по их преодоления.
1.3.Формы проявления стресса
В психологической литературе классификация стресса по формам его проявления основана на разделении стрессовых реакций на физиологические, поведенческие, эмоциональные и интеллектуальные. Ранее аналогичная классификация реакций организма применялась при исследовании состояния тревоги, которое часто сопровождает психологический стресс. Выделяют четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:
— настроение (например, волнение);
— когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
— физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);
- поведенческие реакции.
Согласно этому подходу мы проанализируем поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.
Физиологические формы
Разнообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы. Нарушения психомоторики могут проявляться:
Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной ...
... Следовательно, качество подготовки, в том числе физической подготовки, к следующей профессиональной деятельности каждого молодого специалиста «приобретает не ... профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (далее в тексте этот термин будет приводиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физической культуры ...
в избыточном напряжении мышц, (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны), дрожании рук, изменении ритма дыхания, дрожании голоса уменьшении скорости сенсомоторной реакции, нарушении речевых функций и т.д.
Рисунок 3 Эмоциональные
импульсивная
— тормозная («торпидная») форма обусловливается общей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из- за значительного понижения ресурсов нервной системы;
генерализованная
Управленческий стресс, классическим примером которого является стресс, испытываемый руководителями различных коммерческих структур. Нужно обратить внимание на парадоксальность ситуации: казалось бы, высокая должность — несомненный показатель жизненного успеха, однако уровень стресса, сопряженный с подобным успехом, таков, что очень часто служит причиной несчастья, болезней и даже смерти.
Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет процесс поиска выхода из стрессовой ситуации.
окружающей среды, травма и т.д. Такими же стрессорами могут быть и лю
Особенное значение имеет оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Как сказал Брайан Трейси: «Сделайте душевное спокойствие своей высшей целью и организуйте свою жизнь вокруг нее».
Глава 2. Основные аспекты профессионального стресса
1.1.Профессиональный стресс
В последние годы большое внимание уделяется влиянию специфики профессиональной деятельности на состояние здоровья специалистов, работа которых тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми.
Проблема профессионального стресса стоит сегодня особенно остро. В современном обществе меняется отношение людей к работе: работники теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, гарантии занятости, усиливается конкуренция за престижные и высокооплачиваемые рабочие места. Все это сильно увеличивает риск психологического стресса, профессиональных заболеваний и нестабильности человека в современных организациях.
Всемирная Организация Здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры глобальной эпидемии. Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Сильным стрессовым агентом для современного человека является развитие систем коммуникации: городские и сотовые телефоны, факсы, автоответчики, электронная почта, скайп.
В прикладных исследованиях появились термины «профессиональный стресс», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс»,
«индустриальный стресс», «организационный стресс».
Физическая культура в профессиональной деятельности
... в жизни человека вообще, так и в его профессиональной деятельности, а в частности в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста экономики. Для изучения влияния физической культуры на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо учитывать как постоянно существующие факторы, ...
В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья сотрудников. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточно контроля.
« J. Sharit и G. Salvendy определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А. Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса: «… 1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности; 2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений; 3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений; 4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений».
По мнению М.Л.Мельниковой профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоциональноотрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека. Развитие стресс — реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно — организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.
В психологии существует такое понятие как организационный стресс.
Понятие «организационного стресса» можно определить следующим образом – это психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.
Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного пособия по основам менеджмента выделяют факторы, способные вызвать стресс: организационные факторы, организационно – личностные факторы, организационно – производственные факторы.
По мнению Лавриненко, В.Н к организационным факторам , способным вызвать стресс можно отнести:
• перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
• конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
организационно-личностными,
• страх не справиться с работой;
• страх допустить ошибку;
• страх потерять работу;
• страх потерять собственное « Я».
организационнопроизводственного
Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие их группы:
1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
4. Факторы, связанные с деловой карьерой:
5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
6. Внеорганизационные источники стрессов.
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnyiy-stress/
На рисунке 5 наглядно показана схема профессионального стресса.
рис.5
2.2.Формы проявления профессионального стресса.
Длительный внутриорганизационный стресс разрушает личность, снижает производительность, вызывает «выгорание».
Профессиональное выгорание
Профессиональное выгорание представляет собой стресс – синдром, как совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работо – способности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности. В соответствии с моделью К. Маслач выгорание является ответной реакцией на профессиональные стрессы, состоящей из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений .
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь всех тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков. Всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу:
«Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Психологи выделяют определенные закономерности проявления у людей группы риска подверженных профессиональному выгоранию:
Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, воспитатели и т. п.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт, в связи с работой. В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность.
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. Но помимо эмоционального выгорания профессиональный стресс имеет свои формы проявления:
Глубокие ( тяжелые ) депрессии
— Агрессивное отношение к коллегам, которое может проявляться; через замечания, унижающие достоинство, в презрительном отношение к вам и вашей работе и, наконец, непризнание вашего труда.
— Прогулы, нежелание выходить на работу;
— Наличие большой доли брака в выпускаемой продукции;
— Излишняя нагрузка на работе;
- Гиперответственность, результатом которой может стать конфликт и др.
2.3. Стресс руководителя
Согласно одному из важнейших постулатов китайской философии, все в этом мире уравновешено и сбалансировано. Также, как две сущности инъ и ян плавно перетекают друг в друга, любое наше достижение, любой успех имеют оборотную сторону, которая вносит горечь в сладкий вкус победы. Стресс руководителя — это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.
Известный польский ученый А. Кемпински так описывает стресс руководителя: «Типичным примером гиперстенической формы может служить так называемый «директорский невроз», появляющийся у людей, занимающих руководящие посты, которые не могут справиться со своими обязанностями и живут в постоянном напряжении. Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают окружающих, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению»
Ю.Щербаков, в числе основных стрессов руководителя различного уровня называет: «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций, низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля деятельности работников, отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними, постоянную нехватку времени, чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства; ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами, потерю смысла деятельности, стресс несбывшихся надежд». 41
Руководителю приходится общаться со множеством людей, в том числе и подчиненных, которых надо стимулировать к эффективному труду, что приводит к появлению ряда неприятных психологических и физических симптомов. Психологи выделяют основные три типа проявления:
Соматические (телесные) симптомы, Эмоциональные симптомы, Поведенческие симптомы
Психологи отмечают, что главным стрессором для руководителя является бремя ответственности за решение разнообразных задач. Многие исповедуют принцип: “Хочешь, чтобы дело было сделано хорошо – сделай его сам”, или по крайней мере стремятся скрупулезно контролировать все этапы решения каждой профессиональной проблемы.
Развитие профессионального стресса обусловлено множеством причин, важное место среди которых занимают факторы психологической и социальной природы, а не принятие проблем развития профессионального стресса приводит к профессиональному выгоранию. Синдром эмоционального выгорания является защитным механизмом психики человека. Выгорание отчасти понимается как функциональный стереотип, так как позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
2.4.Способы борьбы со стрессом в работе руководителя
Россияне, занимающие руководящие должности, последнее время ведут свой бизнес в режиме хронического стресса, и не пытаются защититься от него психологически. Все силы уходят на выживание в условиях экономической нестабильности. Руководителям – менеджерам трудно планировать деятельность компании в таких условиях. Им нужно оперативно принимать правильное решение в условиях ограниченного времени, а это проводит информационному стрессу. Менеджеры, продавцы, секретари постоянно вынуждены выслушивать жалобы и претензии недовольных клиентов, что вызывает у них эмоциональный стресс. Очень часто в компании активно ведутся карьерные войны, переплетаются интриги, что создает напряженную ситуацию внутри коллектива. Чтобы справиться со всем этим достойно, есть стресс-менеджмент.
Существует несколько способов снять стрессовое напряжение. Рассмотрим некоторые из них.
Снять напряжение, Смена обстановки, Осознание и принятие сути проблемы
Чтобы избежать развития профессионального стресса следует придерживаться следующих жизненных принципов.
1. Ставить и достигать жизненные цели, соответствующие вашим возможностям. Ведь лидер с широким диапазоном гибких взглядов и достаточным количеством ближайших и долгосрочных целей («галерея целей»), способный заменить их в случае неудачи, демонстрирует свою способность справляться со стрессом. Как писал Г. Селье: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц».
2. Умение различать главное и второстепенное. Данный принцип помогает человеку определить основную и доминирующую линию жизни, предостерегает его от преследования сиюминутных и случайных целей.
3.Умение оценивать меру воздействия на события, то есть быть реалистом в оценке не только собственных возможностей, но и ситуации, в которой вы находитесь. Игнорирование этого принципа может привести не только к бессмысленной трате сил, но и к дистрессу.
4. Умение анализировать проблему с разных сторон. Это многомерный взгляд на возникающие проблемы, способность смотреть на них с разных сторон и позиций, а также необходимость гибкого подхода к оценке людей и событий.
5.Способность быть готовым к неожиданным поворотам событий. Приспосабливаясь к возможным и даже непредвиденным поворотам событий, человек тем самым демонстрирует определенную гибкость, реалистичный подход к действительности, избавляется от ненужных иллюзий и тем самым иногда готовится к неприятным новостям.
6. Смотрите на реальность такой, какая она есть на самом деле, а не в воображении. Опять же, мы говорим о реализме в оценке происходящего, что позволяет нам воспринимать и разумно решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не попадая в оболочку иллюзий.
7. Умение понять других. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет выбирать более гибкие линии поведения, избегать ненужных столкновений и в конечном итоге обеспечивать себе определенный уровень психологического комфорта.
8.Научитесь извлекать положительный опыт из всего происходящего.
Любой полученный опыт при его серьезном осмыслении и соответствующих выводах может значительно расширить возможности в оценке людей и ситуаций, тем самым способствуя лучшей адаптации к жизни.
Один из способов справиться со стрессом является стресс – менеджмент – новое направление в управлении – управление стрессом.
И наконец, хотелось бы сказать, концепция управления стрессом, как и многие другие, бизнес – термины, пришла к нам с Запада. В Европе и Америке почти все пользуются услугами психологов и психоаналитиков, потому что твердо уверены, что стресс, вызванный постоянными неурядицами в семье, напряжением на работе, перегрузкой информацией, не только вредит здоровью, но и значительно приносит экономический ущерб вашей работе. Руководитель, находящийся в состоянии стресса, как правило, вносит элементы нервозности и нестабильности, что явно не способствует чувству уверенности и спокойствия у персонала. Любой руководитель для предотвращения дистресса в профессиональной и личной жизни, должен уметь правильно организовывать свою деятельность и повышать свою стрессоустойчивость.
Для этого необходимо:
- Периодически проводить анализ своих способностей и возможностей в области профессиональной деятельности и определять «критические области», требующие дополнительной и своевременной подготовки;
- Иметь четко поставленные цели в различных областях деятельности;
- Правильно определять приоритеты деятельности, с учетом стратегически поставленных задач;
- Заниматься планированием своей деятельности, с обязательным выделением нерабочих дней и времени на физические нагрузки (гиподинамия и повышенное нервное напряжение приводит к преждевременным сердечно – сосудистым заболеваниям (34% руководителей страдают данным заболеванием);
- Периодически посещать семинары и психологические консультации специалистов в области стресс – менеджмента;
- Вырабатывать умение говорить «нет», т.е. умение отказывать;
- Повышать эффективность личного тайм – менеджмента;
— Совершенствовать систему самомотивации трудовой деятельности. Подводя итог, следует отметить, при выборе оптимальной стратегии реагирования на стресс необходимо расставлять приоритеты. Полное снятие стрессовой активации значительно снижает возможности человека максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, в то время, как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме. [47] Глава 3. Проведение диагностики стрессовых симптомов и состояний руководителя
В процессе определения стрессовых состояний организма используются различные методы и методики: наблюдения, опрос и тестирование. Очень часто исследователь использует несколько методов психодиагностики, анализируя комплекс своих результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к теме людей и объединяя их в одно понятие уровня развития стресса и состояния устойчивости к стрессу.
Одной из составляющих профилактики стресса (консультативной поддержки) является персональная психодиагностика нервно – психической напряженности (стресс – состояний) и стрессоустойчивости работников, разработка индивидуальных рекомендаций по снижению уязвимости к стрессу с учетом личностных, социально – демографических и других особенностей и специфики работы.
Для проведения исследований я выбрала следующие методики.
1. «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера . (Адаптация , модификация Ю.Л.Ханина)».
2. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.
Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера . (Адаптация , модификация Ю.Л.Ханина)». Настоящая методика позволяет нам сделать первые и важные уточнения о качестве интегральной самооценки индивида: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим характеристикам индивида, но и к общему вопросу о соотношении параметров реактивности и активности индивида, его темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуальных, так и для групповых исследований. По словам Ю. Л. Ханина, состояние тревоги — «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры. Личная тревожность («ЛТ») как черта, свойство, предрасположенность дает представление об индивидуальных различиях в подверженности различным стрессорам. Мы говорим об относительно устойчивой тенденции человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на эти ситуации увеличением «КТ». Значение «ЛТ» обозначает прошлый опыт человека, то есть, как часто ему приходилось испытывать «СТ…».
Главная цель исследования : Определение уровня ситуативной и личностной тревожности личности. Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой.
Приложение 3
Инструкция к первой части шкалы определения СТ: «В зависимости от самочувствия в данный момент, напротив утверждения, напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».
Инструкция ко второй части шкалы определения ЛТ: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.
Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом. Ситуативная тревожность (СТ) определяется по формуле: СТ = ∑1 — ∑2 + 35, где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения ∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения .
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по формуле:
Приложение 4
Если необходимо контролировать состояние тревожности и состояние психодинамики личности, изменяющееся при длительном обследовании, а также при необходимости такого контроля в «пилотных» исследованиях, применяется сокращенный вариант определения реактивного ( ситуативная) тревога (РТ).
Инструкция: «В зависимости от самочувствия в данный момент напротив утверждения напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно». № 1 2 3 4 1. Я чувствую себя свободно 2. Я нервничаю 3. Я не чувствую скованности 4. Я доволен 5. Я озабочен
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывается по формуле:
- РТ =∑1 — ∑2 + 15, где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 5;
- ∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 3, 4. Величина показателя меняется от 5 до 20. Соответственно, чем выше показатель, тем выше уровень реактивной тревожности.
приложение №1
Методика диагностика профессионального «выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой
Тест на профессиональное выгорание направлен на выявление степени выраженности проявлений эмоционального выгорания у специалистов разных профессий, в основном в сфере общения.
Современные психологические исследования работников социальных профессий показывают их подверженность профессиональным деформациям. Одним из наиболее частых негативных проявлений у представителей этих профессий является феномен «эмоционального истощения» или, по другой редакции, синдром профессионального выгорания. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора. Методика содержит три шкалы:
1) «Эмоциональное истощение» — отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
2) «Деперсонализация» — показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).
3) «Редукция личных достижений» — эта шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.
Инструкция
Ключи к психодиагностической методике выявления уровня профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
приложении№2
Заключение
И в заключение хотелось бы отметить, что стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Изучению данного феномена посвятили себя ученые разных направлений; психологии, физиологии, биологии и социологии. И все они приходят к выводу, что стресс оказывает негативное влияние на наше состояние как эмоциональное, психическое, но и физическое. Ведь нас окружает огромное количество стрессоров.
Стресс – это защитная реакция нашего организма не только на внешние раздражители, но и на внутриличностные. Очень часто именно мы приводим себя к стрессу.
Согласно проделанному исследованию, можно сказать, что профессиональный стресс занял ведущую позицию в современном мире. Наша жизнь полная новых технологий, социально — экономических проблем, негативных воздействий в профессиональной сфере приводит к чувству ненужности, неудовлетворенности и как следствие к эмоциональному истощению.
Больше всего стрессу подвержены работники руководящих должностей. Ведь они несут ответственность не только за себя, и свое эмоциональное состояние, но и за коллектив, а иногда и за всю организацию.
Ситуация, сложившаяся среди управленцев – профессионалов привела к необходимости внедрения новых технологий развития стрессоустойчивости и психической стабильности персонала.
Стресс – менеджмент — это новое направление по работе с управленцами. Руководители заинтересованы в психическом здоровье своего персонала, организации. Только эмоционально удовлетворенный работник способен приносит пользу для организации. И нам надо научиться жить и управлять стрессом.
Существует много методик и техник по коррекции и укреплению нашего психоэмоционального состояния.
Таким образом, можно сказать, гипотеза данного исследования подтвердилась.
Библиографический список источников использованной литературы.
1. Бильданова В.Р., доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. — 1996. — №17. — с.64-74.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал.
- 2006. — № 2. — с.113-123.
5. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. Практикум. – Спб: итер.
- 2009. –с. 337
6. Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А.. Психология стресса и эмоционального выгорания // учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е,В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. — Куйбышев, 2012. — 96 с.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. -265с.
8. Лавриненко. В.Н. // Психология и этика делового общения: Учебник для вузов П86 /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с.
9. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,
2006. — 583с.
11. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Питер, 2001. — 258с.
12. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. — Москва., 1999, — с. 442
13. Нестерова О.В. Интернет-курс по дисциплине «Управление стрессами». Москва.2010
14. Пигулевская И. С. «Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым»: Центрполиграф;
- Москва; 2012 – 61с
15. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2005. -№6. С.35-43.
16. Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление
ДОУ. – 2003. — № 4. – с. 16.
17. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
18. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1992. — 165с.
19. Суворова В.В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208с.
20. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.
21. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Академия, 2005. — 250с.
22. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256с.
23. www.stress.depressii.net
Приложение 1
Практическая часть
Исследования уровня тревожности с использованием
«Шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности
Ч.Д.Спилбергера»
Исследование проводилось среди учителей и директора образовательного учреждения МКОУ « Тургеневская СОШ». В исследовании приняли участие 12 человек. Стаж работы в школе всех испытуемых свыше 15 лет.
Результаты исследования отображены в таблице №1.
Результаты по шкале СТ И ЛТ
Уровень тревожности |
Количество человек |
Процент |
Ситуативная тревожность |
||
Низкий |
5 |
42 % |
Средний |
4 |
33 % |
Высокий |
3 |
25 % |
Личностная тревожность |
||
Низкий |
3 |
25 % |
Средний |
7 |
58 % |
Высокий |
2 |
17% |
Интерпритация результатов
«Шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности
Ч.Д.Спилбергера»
Результаты эксперимента показали, что в данном коллективе преобладает низкий уровень СТ ( ситуативной тревожности ) – (42%) и средний уровень ЛТ (личностной тревожности) – (58%).
Однако отмечено, значительное количество педагогов с высокой ситуативной и личностной тревожностью:
(25%), (17%) соответственно.
Приложение 2, Результаты исследования с использованием диагностики профессионального «выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой )
Таблица 2
Компонент |
Уровень |
Количество |
Процент |
«Психоэмоциональное истощение» |
Низкий |
2 |
17 % |
Средний |
6 |
50 % |
|
высокий |
4 |
33 % |
|
Деперсонализация» (личностное отдале- ние) |
Низкий |
4 |
33 % |
Средний |
3 |
25 % |
|
Высокий |
5 |
42 % |
|
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) |
Низкий |
4 |
33 % |
Средний |
2 |
17 % |
|
Высокий. |
6 |
50 % |
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что эмоциональное истощение находится на среднем уровне 50% от всех испытуемых и выражается в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности
Деперсонализация также соответствует высокому уровню –42% , среднему — 25 %, выражается повышенной раздражительностью и нетерпимостью в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Самый высокий уровень психического выгорания наблюдается по шкале «редукция личных достижений» (50% — высокая степень),может проявляться снижением уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе. Снижением продуктивности профессиональной деятельности, оптимизма и заинтересованности в работе, самооценки профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Приложение 3 Трафарет для подсчета суммы баллов первой части шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л.
Ханина:
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
2. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
3. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
5. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
6. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
7. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
8. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
9. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
10. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
11. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
12. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
13. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
14. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
15. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
16. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
17. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
18. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
19. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
20. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
Ситуативная
∑ 2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
для подсчета суммы баллов второй части шкалы
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
2. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
3. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
5. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
6. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
7. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
8. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
9. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
10. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
11. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
12. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
13. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
14. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
15. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
16. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
17. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
18. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
19. |
∑2 |
О |
О |
О |
О |
20. |
∑1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Личностная тревожность
∑ 2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.
Приложение 4
Инструкция к первой части шкалы
«1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Вы спокойны |
||||
2. |
Вам ничто не угрожает |
||||
3. |
Вы находитесь в напряжении |
||||
4. |
Вы испытываете сожаление |
||||
5. |
Вы чувствуете себя свободно |
||||
6. |
Вы расстроены |
||||
7. |
Вас волнуют возможные неудачи |
||||
8. |
Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком |
||||
9. |
Вы встревожены |
||||
10. |
Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения |
||||
11. |
Вы уверены в себе |
||||
12. |
Вы нервничаете |
||||
13. |
Вы не находите себе места |
||||
14. |
Вы взвинчены |
||||
15. |
Вы не чувствуете скованности и напряжения |
||||
16. |
Вы довольны |
||||
17. |
Вы озабочены |
||||
18. |
Вы слишком возбуждены и вам не по себе |
||||
19. |
Вам радостно |
||||
20. |
Вам приятно |