С началом реформ в нашей стране вырос интерес к так называемой шведской экономической модели. Собственно, это вполне объяснимо: шведы действительно сумели гармонизировать социальные отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем, связанных с дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным Именно в Швеции возникли и получили развитие «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». На протяжении десятилетий не было крупных забастовок, не было массовой безработицы. В этой стране вообще многое делалось впервые: отказались от конвейерного производства, передали принятие решений на «низовой» производственный уровень и др.
Однако даже сторонники «шведской модели» не всегда четко представляют, что она означает на практике. Попытаемся в какой-то мере восполнить этот пробел.
В первой главе я попытался раскрыть понятие «смешанная экономика» в целом и роль государства в смешанной экономической системе. Кроме того, для более полного пояснения того, какой должна быть степень государственного вмешательства и какую роль государство и рынок играют в смешанной экономике, приводится описание двухсекторной модели смешанной экономики.
Во второй главе я рассмотрел компоненты шведской смешанной экономики: частную, государственную и кооперативную собственность.
Что на сегодняшний день мы понимаем под термином «Шведская модель». Этому я посвятила третью главу своей курсовой работы. Потому что мы углубимся в историю шведской экономики и ее достижения на сегодняшний день.
В заключение делаю вывод об эффективности и целесообразности смешанной модели экономики.
Глава 1. Теоретические основы смешанной экономики
1.1. Понятие «смешанная экономика»
Термин «смешанная экономика», хотя и был запрещен в советское время, активно приобретает права гражданства на нынешнем этапе общественного развития. Причем этот термин нередко используется не по назначению. Например, поскольку он присутствует в заголовке журнальной статьи, он не упоминается в тексте. Для других смешанная экономика является синонимом переходной экономики, а теперь уже переходной. Для других смешанная экономика — это «разнообразие и взаимодействие форм собственности»‘. В-четвертых, «экономика переходного периода характеризуется одновременным функционированием плановых и рыночных механизмов и состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, поэтому можно сказать, что она смешанная”. Это перечисление можно продолжить, но дело не в перечислении, а в выявлении теоретических и методологических основ познания рассматриваемого явления, где, прежде всего, необходимо выявить его содержательные основы. Мы видим решение этой проблемы не в том, чтобы отвергать накопленные знания, наклеивать на них различные ярлыки и не приукрашивать их модными терминами или точками зрения.
Западноевропейская модель менеджмента
... моделей менеджмента. А.Б. Бахур в своей статье «Особенности национального менеджмента» проанализировал свойства российской модели управления. 1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента Экономические отношения ограничивают национальную экономику ... Франции, Испании и Нидерландах, придерживаются смешанной модели, сочетающей традиционную европейскую систему университетского ...
Авторы некоторых теорий формирования смешанной экономики выводят это из сложившейся ситуации. «В развитых странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма, цивилизация». Можно было бы согласиться с приведенным положениями, но понятие “смешанная экономика” – не порождение только сегодняшнего дня. О смешанной экономике начали писать ровно 100 лет назад и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой высказывания о формировании смешанной экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такой основой служит “…многосложность системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации на базе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализации производства». Авторы этих Шеффле, А. Вагнер, А. Зомбарт выводит эту концепцию не из внутренних законов функционирования общественного производства, а из внешнего вида. В результате рекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный и многогранный характер, не имеющий логической последовательности, генетически выведенной из действий властей.
Практически все авторы различных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в «разрешении общественных и частных интересов», в «сочетании государственных и частных принципов», в «государственной и частной собственности». Но что движет и подвигает к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Более того, некоторые авторы считают, что «содержание формирования рыночной экономики смешанного типа нацелено… на более эффективную социально-экономическую систему и связано с трансформацией плановой экономики в рыночную» . Здесь принятие желаемого за действительное выдается за реальное и накапливается до такой степени, что, по-видимому, нужно сначала понять содержание терминов, а затем перейти к содержательной части цитаты.
Как показывает практика, рынка в чистом виде нет ни в одной стране. Освобождая общество от дефицита товаров, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решить социально-экономические проблемы, особенно те, которые нельзя измерить деньгами и, следовательно, не могут быть решены на рыночной основе. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должны полностью предоставляться государством, финансируя их из государственного бюджета за счет налогов и других платежей.
Экономика труда и социально-трудовые отношения
... производства, в которой работает рабочий. Отношения, возникающие в производственном процессе, затрагивают важные социально-экономические проблемы и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.[3, 10] В рыночной экономике ... к месяцу. Внутренний рынок - это система социальных и трудовых отношений в рамках компании, в середине которой происходит размещение работы и определение ее цены ...
совершенно очевидно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на увеличение платежеспособного спроса, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Их суть заключается в том, что деятельность фирм в рыночной экономике имеет, помимо положительных, еще и отрицательные результаты, которые действительно влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.
Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.
Таким образом, корректировка государством действий рыночных механизмов смягчает или даже устраняет негативные последствия рыночных сил, проявляющиеся во внешних эффектах.
Особого внимания требует еще одна группа проблем, связанных с ограниченностью рыночного механизма. Это социально-экономические права человека и, прежде всего, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предположения о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не говорим, что необходимо гарантировать «полную занятость» любой ценой, потому что это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат, людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.
Существует очевидная потребность в гибкой системе образования, способной удовлетворить требования новых технологий и новые потребности. Это касается среднего и высшего образования, переподготовки на рынке труда и обучения без отрыва от производства для людей, подверженных риску безработицы. Одна из основных целей экономической политики Швеции заключается в том, чтобы обеспечить полную занятость с помощью различных государственных программ.
«Невозможно обойтись без активного вмешательства государства в решение других проблем, которые классический рынок не может решить. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.
Следовательно, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, требуется государственное вмешательство. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.
Экономическая система, в которой смешанный метод управления экономическими процессами реализуется с помощью рыночного механизма и государственного регулирования, называется смешанной экономикой.
Экономика предприятия» «Бизнес-планирование в рыночной экономике
... или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что успех компании на рынке во многом зависит от ... и цели бизнес-плана. принципы и подходы к составлению бизнес-плана структуру бизнес-плана роль бизнес-планирования в рыночной экономике России особенности бизнес-планирования в России Теоретической и ...
На данный момент можно сказать, что экономика большинства является смешанной. Эти экономические системы занимают своего рода промежуточное положение между двумя крайностями: чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно он придерживается принципов экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Либеральная (американская)., Социально-рыночная., Японская модель., Шведская модель:
В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.
государственная собственность
Исторически во многих странах государственный сектор включает в себя объекты транспортной системы, объекты энергоснабжения, которые, с одной стороны, очень капиталоемки, а с другой стороны, услуги этих отраслей носят коллективный характер. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть гарантировано государственной собственностью. Однако у государственных предприятий, как правило, нет высоких стимулов для повышения эффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику для других целей: он способствует эффективному распределению ресурсов в обществе в целом.
Например, расходы на образование и здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования и здоровья населения приносит пользу всему обществу, а не отдельному человеку или компании. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышению эффективности экономики в целом. Следовательно, есть экономические причины для передачи части секторов здравоохранения и образования государственному управлению и финансам.
В принципе, вопрос о необходимости госсектора теоретически и практически решен. Однако его размер и роль в экономике различаются в отдельных штатах, поскольку в Соединенных Штатах и Японии небольшой государственный сектор сосредоточен в ключевых отраслях и отраслях. Благодаря созданным ключевым системам регулирования правового статуса осуществляется гибкая поддержка стимулов для эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с эффективным механизмом отчетности за использование этой поддержки. именно эта система гарантирует приоритет национальных интересов в этих государствах. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны, государственные расходы достигают 62 % валового национального продукта [2].
экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически все страны, в том числе с развитой рыночной экономикой, приватизируют государственные предприятия, наиболее активно в Англии и Франции. Причина этих динамичных процессов изменения собственности — в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
... рынка информации о ценах, спросе и предложении товара. Идеальный рынок, отвечающий ... антимонопольной политики - одна из важнейших экономических функций современного государства. Эта функция характеризует деятельность не только тех государств, в которых уже существует социально ориентированная рыночная экономика, ... конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он ...
Сами по себе собственность и свобода выбора являются необходимыми, но недостаточными условиями для обеспечения эффективного функционирования бизнеса. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг.
Поэтому государственное регулирование как обязательный элемент включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономике высокого уровня конкуренции.
В смешанной экономике очень важна роль государственного регулирования. И осуществляется она по трем основным направлениям.
путем воздействия на предприятия
государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества
важной функцией государства является стабилизация экономики
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, основным из которых является налоговая система. Однако прямое влияние государства на экономику возможно также через государственные инвестиции, субсидии, создание и деятельность предприятий государственного сектора.
Но здесь возникает справедливый вопрос: какой должна быть степень государственного вмешательства и какую роль государство и рынок играют в смешанной экономической системе.
Ответ на этот вопрос можно получить, исходя из концепции двухсекторной экономики, исходя из признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного производства.
«смешанный»
Его условием является обязательное превышение «цены спроса» над «ценой предложения»
P
K
A равновесная цена E
0Q (d, s)
D
Рис.1. Модель рыночного сектора экономики
Модель рыночного сектора смешанной экономики можно получить следующим образом: начнем выводить навстречу друг другу линии спроса и предложения (из точек К и О соответственно), — но только до точки их пересечения (Е). Именно эта ситуация и представлена на рис.1. «Рыночным» этот сегмент (ОКЕ ) графика делает то обстоятельство, что он строго соответствует главному, существенному признаку рынка, суть которого в том, что – сфера доходного предпринимательства (индивидуального или корпоративного).
Курсовая работа экономика труда
... требуется. Рынок труда подчиняется закону спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую ... экономики. И чем выше общий уровень экономического развития, чем более сложные задачи оно решает, тем ... трудовой деятельности Теоретическая основа исследования: данная работа основана на трудах Туровца О.Г., Родионова В.Б., Герчикова И.Н., ...
Рынок не может быть «убыточным», он может быть убыточным — рынок по определению может быть только прибыльным. Частные субъекты, добровольно участвующие на рынке — физические лица и компании — не могут позволить себе, чтобы их затраты превышали их доход. Строго говоря, рынок по определению есть частнодоходное предпринимательство. На графике равновесной цены такое доходное предпринимательство возможно и обеспечено только при объеме производства в пределах OD , т.е. в пределах превышения любой из возможных «цен спроса» (отрезок КЕ ) на линии спроса любой из возможных «цен предложения» (отрезок ОЕ ) на линии предложения. И действительно, взглянув на график, не трудно убедиться в том, что все возможные цены спроса расположены в диапазоне АК , тогда как все возможные цены предложения расположены в диапазоне ОА.
рыночного
Из графика однозначно следует, что переход объема производства (и потребления) за точку D открывает новое (ещё точнее – альтернативное ) соотношение «цен спроса» и «цен предложения»: теперь любое увеличение объема производства (и потребления) приводит к нарастающему превышению любой «цены предложения» над любой «ценой спроса» (т.е. расходов – над доходами), что экономически обессмысливает частнопредпринимательскую деятельность. Именно поэтому нерыночный сектор экономики и представлен «правой» частью графика равновесной цены (см. рис. 2).
Р
Е
Q (d, s)
D C
Рис. 2. Модель нерыночного сектора экономики
экономического анализа рынка
убыточного
Теперь ничто не мешает нам построить уже целостную модель смешанной экономики как «двухсекторного производства» (Приложение 1), необходимо объединяющего «рыночную» и «нерыночную» формы его организации. Действительно, график, представленный на рис. 1. соответствует требованиям доходного предпринимательства (здесь, по условиям графика, доход обеспечен изначальным превышением цен спроса над ценами предложения); и наоборот, — график, представленный на рис. 2 соответствует требованиям убыточного производства (здесь, по условиям графика, цены предложения изначально выше, чем цены спроса).
Нетрудно также заметить, что исходная точка графика 2 (Е – точка равновесия) есть конечная точка графика 1. И это не случайно: экономическая практика знает только одно состояние предпринимательства – «доходное» . Невозможен доход – невозможен и рынок.
Объеденив обе рассмотренные — рыночную и нерыночную – модели в рамках одного графика, мы и получаем обобщенную модель устройства современной экономики как экономической системы смешанного (двухсекторного) типа. При этом под «смесью» современной экономики следует понимать неизбежность и необходимость сочетания двух полярных, альтернативных, диаметрально противоположных форм организации общественного производства — «рыночной» и «нерыночной».
Реферат управление государственным сектором экономики
... функционирования современной рыночной экономики и управления ею. Методы регулирования государственного сектора В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. ... Методы регулирования государственного сектора Приватизация Инвестирование Налоговая политика ГЧП косвенные Стимулирование спроса Рисунок 2 – Методы регулирования государственного сектора [1] ...
То есть должен существовать особый баланс: с одной стороны — между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно рынком «так называемых «классических товаров», и с другой стороны — между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно государством (так называемых «общественных благ»).
Представленная графическая модель смешанной экономики носит характер, но проясняет ее суть.
Конкретная экономика конкретной свои проблемы, но логика смешанной экономики едина, это:
1. насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;
2. насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор;
3. процесс приватизации (в том числе и земли) будет до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного [1].
Приложение 1
Глава 2. Исследование особенностей экономики Швеции
частной, государственной и кооперативной.
Частные компании представляют 75% занятых в производственном секторе, из которых 8% работают в компаниях с капиталом. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г. Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.
Заметим: хотя «общественный» сектор, охватывающий предприятия и учреждения, находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточно велик, определяющим является частный.
2.1. Характеристика частного сектора
Частный сектор играет ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции. В его рамках можно выделить крупный капитал, который доминирует в отраслях, определяющих специализацию экспорта, в основном в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. Один включает в себя множество малых предприятий, в которых основатель, владелец и генеральный директор часто являются одним и тем же человеком. В другую группу входят крупные публичные компании.
За последние несколько десятилетий структура собственности этой группы претерпела серьезные изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам — с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился — с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих За после военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров — с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. — вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.
Субъекты и объекты государственного управления
... государственный сектор и в казну; 2) собственность субъектов Федерации; 3) муниципальная собственность; 4) частная (корпоративная, индивидуальная) собственность; 5) общая (смешанная) собственность. По выполняемым функциям объекты государственного управления могут быть разделены на ...
Таким образом, институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей