С увеличением количества нормативно-правовых актов возникла проблема систематизации законодательства. Сами правозащитники, адвокаты, юристы и законодатели погрузились в многочисленные тома нормативной литературы. Для изучения темы нужно обращаться к множеству источников, статьи по одной теме разбросаны по разным положениям. Как эта проблема решалась в ходе истории человечества и юриспруденции, мы рассмотрим в данной работе. В разных странах эту задачу решали великие умы, в результате были разработаны различные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.
Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права — в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.
Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Код разделен на 8 разделов, упорядоченных по принципу содержания.
Высока была техника оформления томов Свода.
В советский период также была проделана большая работа по совершенствованию действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.
В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все акты, включенные в Кодекс, отсортированы по тематике и сгруппированы в 5 разделов, разделенных соответственно на главы, параграфы, статьи и подпункты.
Трудовое законодательство и проблемы его совершенствования
... трудового законодательства Трудовое право - это независимая отрасль права, которая представляет собой набор правовых норм, регулирующих трудовые отношения между работниками и работодателями, а также другие тесно связанные отношения. В России основным источником трудового права в ...
Положительной особенностью Кодекса было то, что он был опубликован на сменных листах, что позволяло оперативно заменять текст акта, признанный недействительным или в который были внесены некоторые изменения и дополнения.
Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Кодекса быстро устарело, публикация дополнений постепенно прекратилась, и теперь он превратился в исторический памятник, напрямую не влияющий на развитие правоприменительного законодательства и практики. Кроме того, Кодекс страдает существенными недостатками, главным из которых является его неполнота. Тома Кодекса не включали все применимые правительственные законодательные и нормативные решения.
Глава 1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Нормативные акты создаются различными законодательными органами государства. Систематизация законодательства направлена на стабилизацию верховенства закона, превращение нормативного правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Если система права как следствие исторического развития является объективным явлением, не зависящим от воли народа, то систематизация и ее продукты — явление субъективное. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они сгруппированы по определенным системным характеристикам, собраны в кодексы, сборники законов и другие систематизированные акты.
В странах, где действует юриспруденция или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативную и юридическую согласованность правовых прецедентов и практики.
Систематизация законодательства — постоянная форма развития и рационализации действующей правовой системы. В современных гражданских государствах существует значительное количество постановлений, принятых различными законодательными органами. Законодательный процесс не может остановиться на определенном этапе, а находится в непрерывном движении, развиваясь за счет динамизма социальных связей, за счет появления новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Пределы действия нормативно – правовых актов
... по определенным системным характеристикам, сгруппированы в кодексы, сборники нормативных актов и другие систематизированные акты. В странах, где действует юриспруденция или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство ...
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такую деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему принято называть систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства необходима, в первую очередь, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, обеспечивает удобство в реализации закона, возможность быстро найти и правильно интерпретировать все необходимые правила. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой для целенаправленного и эффективного юридического образования, научных исследований и обучения студентов.
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Сегодня в России темпы законотворческого процесса и, прежде всего, законодательной деятельности быстрее, чем когда-либо. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
Локальные нормативные акты как источники трудового права
... изменения или отмены, высокая техника систематизации и кодификации нормативно-правовых актов. Особо следует отметить, что представления ... в систему трудового законодательства локальные акты, содержащие нормы трудового права. Пределы локального правового регулирования устанавливаются ... и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, ...
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
В теории права выделяются два основных типа систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в настоящее время используется другая форма систематизации нормативных правовых актов — консолидация.
Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).
Поскольку кодификация — один из основных видов систематизации, мы рассмотрим его более подробно и постараемся найти отличия между инкорпорацией и консолидацией, которые мы рассмотрим более кратко.
Глава 2. Отличие кодификации от инкорпорации и консолидации. Краткий обзор
2.1. Кодификация как форма систематизации
На современном этапе развития компании систематизация нормативных правовых актов начинается еще на этапе их публикации в газетах, журналах или официальных бюллетенях. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы — нормативные — ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.
Помимо приведенной выше первичной формы, существует два основных типа систематизации: инкорпорация и кодификация.
Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на критическое переосмысление существующих норм, устранение противоречий и несоответствий между ними.
Кодификация — это форма правотворчества. Являясь обобщением действующего регулирования, он в то же время направлен на установление новых норм, которые отражают насущные потребности социальной практики, заполняют пробелы в правовом регулировании и заменяют неудачные и устаревшие правовые предписания новыми. Кодификация — это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание рационализации и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет нам рассматривать его как наиболее совершенную и высшую форму законодательства.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
... -правовые отношения. Таким образом, постановлением министра или руководителя федерального органа исполнительной власти могут быть установлены обязательные правила для всех органов, должностных лиц, предприятий и учреждений, действующих в сфере деятельности, закрепленной ...
Кодификация — это деятельность регулирующих органов государства, направленная на создание нового, консолидированного и систематизированного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокого и всестороннего пересмотра действующего законодательства и внесения в него новых значимых нововведений.
Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);
3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;
5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет согласованность правил, их единство и юридическую согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своего рода консолидированный регуляторный блок, который обеспечивает более четкую структуру регуляторной системы, а также удобство их использования.
Кодификация — наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая нормативный характер.
Разница между кодификацией и инкорпорацией заключается в том, что она всегда осуществляется руководящими органами. С другой стороны, регистрация может осуществляться как государственными, так и общественными органами, а также частными лицами. В основе кодификации лежат предмет и метод правового регулирования. В основе же инкорпорации лежат классификация нормативно – правовых актов по дате издания, алфавиту и т.п.
Обычно в литературе и в юридической практике встречаются разные виды кодификации.
- Первый вид — это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства),
- Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы),
- Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).
21 стр., 10364 слов
Нормативные правовые акты понятие и классификация
... и классификация нормативных правовых актов, во втором – закон и подзаконный акт и проблемы их соотношения. В заключении сделаны основные выводы о проведенной работе. Понятие, юридическая природа и классификация нормативных правовых актов Нормативный правовой акт как источник права: понятие и признаки В российской правовой системе нормативный акт ...
Кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность ( систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это единый, цельный, внутренне связанный юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся, как правило, большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.
Кодирующие акты, как правило, имеют определенную форму, присущую данной категории актов.
Тем самым выделяют три основные виды кодификационных актов:
1. Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;
2. Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
Кодифицированные акты имеют разные названия: «коды», «статуты», «правила», просто «законы».
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. Они содержат исходные и общие положения, важные для всего федеративного государства. В республиках и других субъектах Федерации акты принимаются в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов и иных федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Более того, весь этот нормативный материал был объединен в единую систему, разделен на разделы и главы и согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы объединяют в одном фокусе, сводят воедино основное содержание конкретной законодательной ветви власти. Все остальные законы, прочие постановления этого сектора, так сказать, адаптированы к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).
Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь
... вышеперечисленных авторов внимание уделяется вещному праву, понятию права хозяйственного ведения и оперативного управления и т. д.. Так, Точилин В. В. в своей работе «Право оперативного управления и право хозяйственного ведения: особенности правового регулирования» ...
3. Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).
Уставы – это комплексные нормативно – правовые акты, регулирующие ту или иную сферу государственной деятельности ( например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта).
Устав регулирует деятельность определенных органов и организаций, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.
Положение – свободный нормативно – правовой акт, всеобъемлюще и детально регламентирующий какую – либо группу вопросов, касающихся правового статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения)
Правила — это нормативный правовой акт, определяющий порядок организации любого вида бизнеса. Примером этого вида кодификационного акта могут служить Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены постановлением федерального горного и промышленного надзора России от 6 ноября 1998 года № 641)
Нормативные акты, принятые по вопросам, требующим детального урегулирования, в основном «облачены» в положения, уставы и правила. В контексте систематизации и кодификации законодательных актов важной проблемой является их упорядочение путем установления четкой иерархии.
Это предполагает:
- а) уточнение взаимосвязи конституционного законодательства, федеральных законов и Указов Президента РФ;
- б) определенное законодательное закрепление тех общественных отношений, которые должны регулироваться только законами;
- в) установление критериев соотношения законодательства РФ и законодательства входящих в нее субъектов.
Систематизация закона существенно влияет на качество и эффективность законодательного процесса и сил правопорядка, органов исполнительной власти — административных и правоохранительных органов, на уровне законности и стабильности верховенства закона. Обеспечивает доступность и удобство использования разнообразных юридических материалов, нормальную работу самых разных организаций. Следовательно, рационализация актов способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц и организаций.
На основе наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная ветвь власти. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев для отрасли законодательства не следует понимать в строгом смысле этого слова. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).
Но один или несколько кодифицированных актов необходимы для признания определенной группы норм отраслью законодательства. Очевидно, из этого не следует, что до принятия кодифицированного акта вообще нельзя говорить о промышленности. Развитие и становление отрасли – процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод).
Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
... федеральными законами. Субъекты предпринимательской деятельности наделены соответствующими правами действующим законодательством. «Совокупность прав и обязанностей ... защиты; раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей; определить особенности различных способов защиты прав и интересов предпринимателей; сформулировать основные направления совершенствования механизма защиты прав ...
Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершает формирование отрасли.
Свод права признается отраслью права в процессе кодификации. Обоснование новой отрасли, поиск ее объекта и метода — задача науки, а переход от научных рекомендаций к внедрению, кодификации — удел практики.
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Он позволяет решить две взаимосвязанные задачи: улучшить как содержание, так и форму законодательства. В будущем кодификационные акты должны стать основой законодательной и, прежде всего, законодательной деятельности. Множественность и фрагментация законов, их узкий предмет представляют собой значительный недостаток в законодательстве и будут становиться все более очевидными по мере развития и усложнения правовой системы и углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативно-правовая база быстро растет, и, помимо этого, появляется больше возможностей для создания пробелов, несоответствий и противоречий в действующем регулировании.
В будущем публикация кодификационных актов должна стать основной формой законодательной деятельности. Мы не должны разделять нашу законодательную экономику на отдельные части, мы не должны сокращать нормативные акты. Главный путь преодоления множественности законодательных актов, их мелких проблем, а также пробелов и нормативных противоречий — повышение внимания к кодификации законодательства, принятию законов о консолидированных нормативных блоках. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой.
2.2. Инкорпорация как форма систематизации
Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.
Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.
Актуальные проблемы права
... нормативных актов до их вступления в силу. Третий касается отношений между законом и законодательством: концепция законодательства ... права). Все остальные подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить) Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, ... кодификацией римского национального права. И ... основных вопросов теории права, которым посвящена ...
В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация — утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами).
Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно — правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод).
Официозная инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
Неофициальная инкорпорация — производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация.
Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.
2.3. Консолидация как форма систематизации
С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» законодательства. Один из путей преодоления такой множественности — это консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.
Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.
Консолидация – это такая форма систематизации, при происходит объеденение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.
Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.
Задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, и поэтому она становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.
Заключение
Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.
В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.
Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237.
Таким образом, кодификация, инкорпорация и консолидация играю огромную роль в жизни страны.
А уж тем более без кодификации не обойтись совсем, ведь при кодификации-цели систематизации нормативного материала достигаются, так сказать, естественным образом, как бы сами собой, в ходе правотворчества. Причем кодификация решает главные задачи систематизации – достижение единого, юридически и логически цельного регулирования в основных подразделениях правовой системы – отраслях, а в некоторых случаях также подотраслях, крупных правовых институтах.
Вместе с тем надо видеть, что кодификация как способ систематизации имеет известные границы. Не во всех областях права имеются объективные материальные и юридические предпосылки, позволяющие обеспечить такое согласование и упорядочение нормативного материала, которое свойственно кодифицированным актам. К тому же, как правильно отмечено в литературе, кодификация по большей части проводится «тогда, когда назревает необходимость существенного обновления целых отраслей и институтов права.
Необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/sistematizatsiya-normativno-pravovyih-aktov/
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М.: Юристъ, 2000
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 2000
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/sistematizatsiya-normativno-pravovyih-aktov/
1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996
2. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994
3. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1998
4. Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика. — №7. – июль, 2000
5. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществлние права. Л., 1987
6. Жилин Г. Соотношение права и закона //Российская юстиция. — №4. – апрель. — 2000
7. Зивс С.Л. Источники права. — М.: “Право”,1981
8. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М.1962.
9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 1996.
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.
11. Лившиц Р.З Теория права. М.: Изд-во Бек, 1994
12. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во вре¬мени // Государство и право. — 1995. — № 3. — С.69-75.
13. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. — М.: Слово,1997
14. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева, М., Юристъ, 2000
15. Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. — М.: Манускрипт, Русь-90, 1996
16. Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. М., 1998
17. Развитие кодификации советского законодательства. М. 1968.
18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 1996.
19. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, М.: Юристъ, 2001
20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996
21. Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996.
22. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992
23. Херлок Е.С. Исторический экскурс в теорию права. М., 1997.
24. Язык закона. / Под ред. А.С.Пиголкина, М., 1990