Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между постоянно меняющейся жизнью и темой менеджмента углубляется, что вызывает кризис менеджмента, в том числе политического лидерства. Это замедляет темпы социального прогресса, вызывает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и антропогенные катастрофы, которые могут уничтожить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, по мнению науки, до сих пор не отвечает на грозные вызовы 21 века. Но вам придется ответить, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо стремление к сбалансированному устойчивому развитию, то, возможно, к гармоничному развитию — другого пути нет. Выбор очевиден — управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой отдельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.
Роковая ошибка современной российской политики состоит в том, что все сводится к захвату власти. Между тем, суть политического руководства при наличии власти — управление общественными делами, привлечение к этому всего общества, его общественных институтов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути социального прогресса.
Надо ли напоминать, что управлению надо учиться. Обучение управлению означает овладение наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал компании, а способствуя ее пробуждению и развитию. Политическое (государственное) управление — частный случай управления. Основным субъектом управления является общество в целом, политическое управление является его частью. Если часть не подчиняется целому, кризис власти и контроля неразрешим.
Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных отношений, которые становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации не может быть адекватным тем многообразным и неординарным управленческим ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения.
Человек и общество
... развития. 5) Все более очевидной становится ее социальная функция. 6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых. Ответ: 3456 5. Задание 6 . Студент работает над рефератом «Общество ... видов познавательной деятельности, могут ими применяться? 1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической не-устойчивости 2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях ...
В результате можно избежать ошибок управления, цена которых для общества по мере того, как оно становится все более и более сложным, возможна только в одном случае — если опираться на теорию управления, общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со времен античности, когда люди, общественные институты искали эффективные способы управления общественными делами в различных сферах: производстве, торговле, военном деле, политике, дипломатии и т. п.
Исторический опыт свидетельствует, что древнегреческие, древнекитайские и экономические лидеры уже обладали такими секретами управления, что не утратили своего значения . Традиции управленческой мысли обогатились новыми принципами эпохи Возрождения, промышленной революции, особенно в конце двадцатого века, когда произошла управленческая революция и появилась современная модификация теории управления: менеджмент.
В целом, в процессе исторической эволюции накоплен огромный и разносторонний опыт эффективного решения государственных дел, что нашло отражение в теории управления. Однако приходится констатировать печальный факт: субъекты управления (отдельные страны, политические лидеры, общественные институты, руководители, сообщества людей, каждый человек в отдельности) пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления, не умеют пользоваться ими в своей практической деятельности. Это во многом причина тех аномалий и социальных потрясений, которые препятствуют достижению устойчивого развития в мире, в частности в России.
именно управленческий ресурс как неотъемлемый и интеллектуальный ресурс сегодня становится решающим. Его неполное или искаженное использование ведет к стагнации общественного развития, тормозит прогресс, несет дезорганизацию и бесчисленные проблемы для национальной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин этот ресурс общества (управленческий) пока заморожен, хотя наряду с «человеческим» он является определяющим. Раскрыть его — задача первостепенной значимости. Однако, как это ни парадоксально, до сих пор нет учебника современных основ социального управления, построенного на единой логике.
Есть исследования, посвященные конкретным проблемам теории управления. Некоторые рассматривают социальное управление в первую очередь как часть экономических, организационных, психологических отношений, когда речь идет о мотивации управленческой деятельности . Другие изучают социальное управление как государственное (политическое) управление , затрагивая только некоторые законы и принципы социального управления как самостоятельной отрасли научного знания. Исключение составляют работы академика Афанасьева В.Г. , но они, во-первых, относятся к началу 80-х годов, во-вторых, посвящены решению другой задачи — не учебной, а исследовательской, поэтому не дают целостной картины управленческого знания.
Сегодня существует множество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, его внутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но явно недостаточно, ибо они должны быть представлены в единой логике (от целеполагания до оценки эффективности принятых решений).
Во многом лишены такого целостного подхода и многочисленные издания, посвященные изложению основ современного менеджмента , которые в большей мере представляют основы управления фирмой с точки зрения искусства современного управления в разных ситуациях.
Совершенствование управления закупочной деятельностью организации ООО «Контрейд»
... закупочную деятельность, подчеркивается значимость этого процесса, развитие и совершенствование его в исследуемой организации. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления закупками, повысят эффективность процессов снабжения ...
Сущность и содержание социального управления
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющих, определяемых формами движения материи: неодушевленная природа, живая природа и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих процессы развития происходят под влиянием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неподвижной природе или в технических системах, управление в живой природе или биологических системах, управление в человеческом обществе или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.
Контроль в живой природе, то есть контроль над биологическими системами, является предметом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальные, коллективные и классовые процессы относится к социальному менеджменту. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Самые общие законы и принципы управления рассматриваются наукой кибернетики. В соответствии с разделением окружающего мира на неодушевленную природу, живую природу и человеческое общество кибернетика делится на техническую, биологическую и социальную .
Понятие «социальный менеджмент» рассматривается в узком и широком смысле этого слова .
Строго говоря, социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы с целью достижения поставленных целей.
Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» . В самом широком смысле этого слова социальное управление рассматривается как сфера человеческой деятельности. Маркс обратил внимание на выделение социального менеджмента в определенный вид человеческой деятельности: «Контрольно-управленческая работа… непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда» , возникающего «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей» .
Объективная потребность в управленческой работе порождает особую группу работников — менеджеров.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда на группы людей, на большие коллективы, в масштабах государства, а также необходимостью его сотрудничества. Следовательно, как совместный труд людей является основой любого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом совместной работы, существования и развития общества.
Снижение рисков в управлении социальной инфраструктуры градообразующего ...
... одном аспекте экономической, экологической или социальной деятельности часто приводят к изменениям в других измерениях устойчивого развития. Принимая во внимание уникальные формы связи каждой организации с экономическими, экологическими и социальными системами, в ...
Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое происходит в социальных системах и может пониматься как воздействие контролирующего субъекта на объект управления с целью перевода его в новое желаемое состояние .
Однако влияние в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.
Например, в толковом словаре В. Даль, термин «управлять» означает управлять, давать курс, направление, организовывать, доверять, быть владельцем, управлять чем-то, регистрироваться. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью .
В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.
Поэтому основным элементом управления, с которого оно начинается, является определение целей.
Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.
Определение целей — это процесс проверки и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа социальных потребностей в продуктах, услугах, качества социальных связей, на основе реальных возможностей их полного удовлетворения.
Подчеркнем, что в социальных системах влияние контролирующего субъекта на объект не только не спонтанно, не случайно, не бессознательно, но, скорее, имеет тенденцию к максимальной жесткости, экономии, удобству и согласованности . Обратите внимание, что любое воздействие в обществе носит сознательный социальный характер, поэтому с этого момента слово «социальное» можно опустить: оно подразумевается, поскольку оно касается управления общественными делами.
Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.
Итак, уже само целеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).
Отчет по практике в управлении социальной защиты населения
... -2010годы" - взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов социальной защиты населения. Вариативная часть: Производственную практику проходила с 7 по 18 июля 2014 года в Управлении социальной защиты населения Администрации Светлинского района Оренбургской области. Работа ...
Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т. п.).
Источником активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, положительными и отрицательными, объективными и субъективными, материальными и духовными, сознательными и бессознательными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Следовательно, создав ту или иную систему стимулов, т.е.представление каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами и социальным поведением.
Итак, как видите, стимулы неразрывно связаны с постановкой целей, но причина имеет еще большее отношение к ней. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, «Я — концепцию» и т. п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с увеличением творческих сил личности необходимо все больше и больше использовать человеческий фактор, ресурс личности в управлении.
Все большее значение приобретает теория мотивации, хотя это не единственное средство управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного менеджмента, которое все больше полагается на основные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного, субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления.
Это интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих личностей, мотивированных управленческой деятельностью, которые способны добиваться наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать порядок и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода «управленческой элиты», облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.
Менеджер в системе управления сущность деятельности менеджера
... эмоции, такой человек - менеджер. 1. Менеджер в системе управления 1.1 Сущность деятельности менеджера Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных ...
Следовательно, менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
Скачайте полную версию работы.