Пространственное (территориальное) измерение процессов развития национальной экономики имеет принципиальное значение для любой страны. Для России пространственное планирование имеет особое значение с учетом факторов большой площади территории и разнообразия географических и климатических условий страны. Кроме того, планирование землепользования, с одной стороны, является важным этапом в планировании бюджетных вложений в сооружения для капитального строительства для государственных и муниципальных нужд и, следовательно, определяет ориентиры развития земельных инвестиций. С другой стороны, территориальное планирование одновременно выступает важным элементом обеспечения инвестиционного климата в стране, в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании, поскольку обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий органов публичной власти в одном из важнейших направлений экономической политики государства — в развитии общественной инфраструктуры, в деятельности по снятию инфраструктурных ограничений для развития бизнеса. Эта прозрачность и предсказуемость также является важной дополнительной гарантией, прежде всего, экономических прав граждан России.
Важность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значения территориального планирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей для самостоятельного развития регионов, в большей ответственности территорий за решение собственных проблем и проблем. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход к базовой модели рынка в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Более полный учет территориально-экономических факторов чрезвычайно важен для нашей страны, имеющей обширную территорию, характеризующуюся глубокими региональными и местными различиями. Они проявляются в природно-климатических и историко-национальных особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профиле и специализации территории. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы невозможны.
Учитывая важность территориального планирования не только с точки зрения социально-экономического развития, но и с позиции обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности России, государственная политика в сфере территориального планирования должна преследовать следующие стратегические цели:
Реферат управление развитием муниципального образования
... результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Проблемы развития муниципальных образований начали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления привела ...
- обеспечение государственных гарантий предоставления определенного объема и набора социальных услуг всем гражданам Российской Федерации независимо от региона проживания, а также создание равных возможностей гражданам в реализации их прав и законных интересов;
- сокращение различий в уровне социально-экономического развития и одновременное наращивание экономического потенциала субъектов Российской Федерации;
— Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении этой проблемы является начало процесса возрождения местного самоуправления.
Для создания экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо сформировать эффективную систему планового регулирования развития территории, в основе которой лежит муниципальное планирование. В муниципальных планах определены важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.
Целью данной работы является оценка эффективности системы территориального планирования регионального развития на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по оценке эффективности системы территориального планирования регионального развития необходимо решение следующих задач:
Изучить теоретические основы пространственного планирования на региональном уровне.
Рассмотреть понятие и принципы административно-территориального устройства
Изучить характеристику муниципального образования
Выполнить оценку экономического развития Нижнего Новгорода
Анализировать территориальное развитие города Нижнего Новгорода
Объектом исследования выступает Нижний Новгород.
В центре внимания исследования различные аспекты территориальной организации населения городского округа.
Глава 1. Цели и задачи территориального планирования регионов
1.1 Предпосылки создания системы территориального планирования
Проблемы правового регулирования градостроительства становятся чрезвычайно актуальными. Создание объектов капитального строительства — одна из основных форм инвестиционной деятельности. При этом их создание не является самоцелью: проекты капитального строительства направлены на удовлетворение определенных потребностей общества за счет увеличения производственной мощности промышленных предприятий, удовлетворения потребностей населения в жилье, транспорте, социальных услугах и в коммунальных услугах.
Современный город — довольно сложный организм, в который входят не только здания и сооружения, но и сложные транспортные системы, инженерная и социальная инфраструктура. Многие субъекты вовлечены в отношения, которые развиваются в связи с развитием городских территорий: помимо разработчиков, эти отношения включают государство, муниципалитеты, владельцев авторских прав на объекты, существующие на данной территории, и население города корреспонденты территорий. Создание нового объекта капитальной застройки, как правило, затрагивает интересы всех субъектов этих отношений. Это свидетельствует о необходимости существования четких правил развития городской территории, которые должны гарантировать защиту интересов всех участников отношений, складывающихся в процессе развития.
Стратегическое управление инновационным развитием территории
... основе определения преимущества, обусловливающие развитие инновационных процессов доказать необходимость управления инновационными процессами на региональном уровне; дать определение стратегии инновационного развития территории; предложить механизм реализации стратегии инновационного развития территории. Методология. В процессе исследования были ...
Государственная политика в настоящее время направлена на создание системы нормативных актов, регулирующих отношения в сфере девелопмента. Основной нормативный акт в данной сфере — Градостроительный кодекс РФ от 22 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее — Кодекс).
Градостроительный кодекс РФ закрепляет принципы законодательства о градостроительной деятельности (ст. 2), в числе которых указывает на обеспечение устойчивого развития территорий. Устойчивое развитие территорий определяется в ст. 1 Кодекса как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 Кодекса).
Устойчивость как одно из свойств, необходимых для развития территорий, предполагает стабильность, предсказуемость и определенность. К сожалению, к настоящему времени большинство городских поселений России столкнулись с проблемами, вызванными хаотичным (неустойчивым) развитием городских территорий. Таким образом, нередки ситуации, когда в результате возведения сооружений не учитываются потребности соответствующей территории в энергоресурсах, а ввод в эксплуатацию крупного сооружения приводит к недостаточной мощности для строительство и эксплуатация других зданий и сооружений. Нередко в ходе строительства не уделяется должного внимания обеспеченности соответствующей территории объектами социальной инфраструктуры, и население нового микрорайона вынуждено пользоваться услугами больниц, школ, детских садов, находящихся на значительном расстоянии от места жительства. Возникают также ситуации, когда строительство объекта, на первый взгляд удачно вписывающегося в существующую застройку (с точки зрения архитектурного облика, обеспеченности коммуникациями, транспортной и социальной инфраструктурой, местоположения и пр.), существенно затрудняет дальнейшее развитие территории (в связи с этим в городах появился термин «точечная застройка», который определенно имеет негативный оттенок).
Непредсказуемость развития территории приводит к ошибкам в оценке существующих построек. Каждый объект недвижимости уникален, и его оценка зависит от ряда факторов, одним из которых является местоположение объекта недвижимости. Так, гражданин может купить квартиру, руководствуясь тем, что в непосредственной близости от дома есть участок зеленой зоны, где можно отдохнуть, отправиться на прогулку с детьми. Однако никто не может гарантировать этому гражданину, что через год-два на этом участке не будет построен многоэтажный жилой дом и приобретенная им квартира перестанет иметь ту характеристику, по которой он принял решение о ее покупке.
Стратегическое планирование на предприятие: сущность, разработка ...
... менеджмент организации и провести анализ управления ООО «Шанс». 5. Разработать стратегический план развития предприятия ООО «Шанс». 6. Привести обоснование эффективности реализации стратегического плана развития бизнеса ООО «Шанс». : стратегическое планирование предприятия ООО «Шанс». Объект исследования: разработка мероприятий, ...
Другой комплекс проблем, вызванный неопределенностью во взаимоотношениях по развитию территорий городских поселений, связан с порядком принятия решений по вопросам градостроительной деятельности и, в первую очередь, по вопросам предоставления земельных участков под строительство. В ситуации, когда принятие решения о строительстве определенного объекта на земельном участке в составе городской территории зависит не только и не столько от объективных предпосылок к необходимости создания такого объекта, сколько от усмотрения конкретного чиновника, дающего разрешение на строительство, создается благоприятная почва для развития коррупции. Следовательно, можно наблюдать, что процесс градостроительства развивается вопреки потребностям населения территорий.
Постепенно идет процесс совершенствования нормативно-правовой базы территориального планирования, который направлен как на решение технических вопросов, так и на углубление конструктивного подхода к обеспечению сочетания стратегического и территориального планирования <6>. Однако еще остаются многие нерешенные вопросы. В настоящее время ведется работа по разработке генеральной схемы территориального планирования России. При этом практически во всех субъектах Российской Федерации, а также на уровне муниципальных образований разработаны собственные схемы территориального планирования.
Учитывая достаточно жесткую регламентацию разработки и согласования схем территориального планирования как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а также очевидно возникающий конфликт интересов между согласующими субъектами территориального планирования, сам процесс территориального планирования превращается в достаточно сложную и вялотекущую процедуру, даже несмотря на установленные сроки разработки схем территориального планирования. Кроме того, процесс разработки схем пространственного планирования, особенно в муниципалитетах, обусловлен относительно высокими затратами на развитие.
Недостаточная способность разрабатываемых схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях устранить накопленные диспропорции пространственного развития страны и отдельных территорий, несогласованность на всех уровнях стратегических документов социально-экономического развития и документов территориального планирования требуют решения целого комплекса задач.
Во-первых, необходимо разработать стратегические направления в области пространственного развития страны в целом и отдельных регионов.
Во-вторых, необходимо усовершенствовать правовые механизмы разработки и реализации планов территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Таким образом, опыт формирования и реализации схем территориального планирования и стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации показал, что большинство из них разрабатывались без учета федеральных документов в этой сфере. Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации объединены общими стратегическими целями и горизонтальными связями между ними, но их схемы территориального планирования плохо согласованы друг с другом.
Бизнес-планирование развития предприятия
... деятельностью и развитием предприятия. Эффективное управление на этом уровне достигается за счет разработки бизнес-плана управления, который сочетает в себе основные элементы стратегического и оперативного планирования. Концептуальной задачей управленческого бизнес-плана в ...
Изложенное позволяет судить о необходимости существования понятных и определенных правил, в соответствии с которыми должна развиваться городская территория; правил, которые будут иметь силу юридической нормы и несоответствие которым будет означать незаконность строительства объекта; правил, которые будут обеспечивать права населения соответствующей территории на благоприятные условия жизнедеятельности, позволять всем заинтересованным лицам оценивать перспективу развития территории.
.2 Прогнозирование и планирование развития регионов
Целью форсайта и регионального планирования является обеспечение всестороннего и более эффективного социально-экономического развития региона. Его цель — конкретизировать ориентиры и перспективы развития территории, предоставить информационный материал для разработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Его вероятностный характер возрастает из-за высокой степени неопределенности рыночной экономики.
Прогнозы любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимозависимы. Следовательно, при составлении и реализации прогнозов необходимо стремиться к определенной совместимости целей и, кроме того, требуется тщательное рассмотрение всех видов ресурсов, необходимых для достижения определенной цели. Для современных экономических систем важно придерживаться следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения этого баланса. Внешним проявлением достижения такого равновесия в рыночной экономике является отсутствие излишков и, в меньшей степени, дефицита. Во-вторых, составление системы прогнозных целей и, следовательно, их конкретная реализация на основе результатов научно-технического прогресса и научно-технической революции. В-третьих, соблюдение соответствия между факторами производства на всех уровнях, оптимальное их сочетание также зависит от спецификации каждого. Таким образом, в условиях рыночной экономики при составлении прогнозов необходимо дать ответы на следующие вопросы: для кого осуществлять производство и реализацию; из чего осуществлять производство; каким образом должны осуществляться производство и реализация?
Важная задача прогнозирования включает выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим их адекватным отражением в системах прогнозирования различного уровня и детализации. При этом следует иметь в виду, что уровень структуры частных, коллективных и социальных потребностей постоянно развивается и должен соответствовать реальным условиям процессов воспроизводства и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и мотивированные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в любой конкретный период времени, служат основой для создания эффективного баланса экономических систем.
Разработка бизнес-плана развития торгового предприятия ООО «Трейдинтерком
... будет сделано в будущем. Будущее бизнес-планирование оформляется в виде бизнес-плана. Бизнес-план — это комплексный план развития предприятия (фирмы), который описывает все основ ... работы: разработать бизнес-план развития коммерческого предприятия ООО «Трейдинтерком». Данный бизнес-план призван продемонстрировать рентабельность и рентабельность инвестиционного проекта на торговом предприятии ООО « ...
Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Региональные власти руководят мероприятиями по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования в основном касаются социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:
- создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;
- внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;
- оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;
- обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;
- меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;
- проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;
- обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.
Нормативно-правовая база пространственного планирования еще только формируется. Только в третьей части регионов страны уже определены правовые основы планируемых работ. В половине регионов страны действуют законы или постановления, регулирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах до сих пор отсутствуют правила составления прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию программных документов, которые определяются регионами самостоятельно, исходя из своих потребностей и интересов.
Кто и как планирует индикаторы на региональном уровне? В каждом регионе в составе органов исполнительной власти есть структурные подразделения, которые осуществляют плановую и плановую работу. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Подготовкой бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся за пределами территории. Прогнозы, созданные в регионе, могут быть использованы в будущем для принятия решений по освоению земель.
Региональное планирование включает следующую примерную последовательность разработки планов:
-й этап — составление концепции развития. Этап включает анализ среды деятельности, оценку преимуществ и недостатков, выявление имеющихся ресурсов, а также внешних и внутренних факторов воздействия, обоснование целей и задач развития, в ходе чего определяются стратегическое приоритеты и основные направления развития;
Курсовая работа по социально экономической статистике
... Следовательно, эти тенденции обостряют региональные проблемы, а специфика региона определяет основные отличия в реализации социально-экономических преобразований. [4] Целью курсовой работы является экономико-статистический анализ динамики основных социально-экономических показателей. В соответствии ...
-й этап — разработка программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности. Большинство региональных программ социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционных, б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;
-й этап — мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи. В ходе этого этапа вносятся коррективы в действующие планы региона.
Региональные и местные бюджетные планы являются неотъемлемой частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном планирование характерно использование принципов: а) единства, т.е. связи с бюджетной системой страны; б) самостоятельности, что означает возможность использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории. Для нормального функционирования бюджетной системы региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной власти и наличие механизма распределения доходной базы средств между разными уровнями бюджетов страны.
Доходная часть бюджетного плана региона может состоять из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам. Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального бюджета вступают территориальные затраты на образование, социально- культурные мероприятия, здравоохранения и управления. В отличии от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).
Региональная политика государства в сфере финансов направлена на укрепление единства государственных финансов. Так, постоянно совершенствуется практика трансфертов в рамках реформы межбюджетных отношений. Трансферты распределяются на основе на индексе бюджетных расходов, определённых по региональным нормативам финансирования основных социально значимых расходов и оценок налогового потенциала регионов. Совершенствование межбюджетных отношений в государстве направленно на нормализацию механизма финансовой поддержки регионов страны, нуждающихся в ней. Государство усиливает свою составляющую в регионах посредствам косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик. В этой сфере проводятся меры по:
Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула
... управлению муниципальной собственностью Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее — Комитет) является отраслевым органом местного самоуправления, ... управлению и распоряжению муниципальным имуществом и личный вклад в социально-экономическое развитие ... территории муниципальных и районных советов. К ним относились жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной ...
- упорядочению региональных отношений по вопросам собственности,
- территориальной организации использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.
В региональном планировании и прогнозировании за последнее время стали проявляться новые тенденции:
. Переход от краткосрочных и среднесрочных к долгосрочным планам и программам развития региона.
. Формирование единой методологии разработки региональных планов с учетом стратегии развития территории.
. Перерастание программ социально — экономического в общественные соглашения. Если раньше подавляющая часть плановых документов разрабатывалась администрациями регионов кулуарно, то сейчас после опубликования проекта в средствах массовой печати, к их обсуждению привлекаются представители бизнеса, общественности, науки и культуры.
. Выбор разработчиков региональных планов документов. Региональные планы могут разрабатываться: а) силами самой власти; б) с привлечением внешних организаций; в) с созданием специальной структуры. Например, в ряде областей (Красноярский край, Орловская область и др.) создаются некоммерческие организации, в компетенцию которых входит проведения регулярного анализа и мониторинга стратегических документов территории и их научно — методическая поддержка. К числу внешних организаций могут относится научно — исследовательские центры, вузы и консалтинговые фирмы.
К ныне существующим недостаткам регионального планирования и прогнозирования можно отнести:
- отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общи декларации, а документы управления;
- недостаточное внимание вопросам долгосрочных планов и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования;
- слабая связь между долгосрочными и текущими планами;
- неглубокий и некомплексный анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов;
- слабая обоснованность блока целепологания;
- недостаточное активное использование современных принципов и методов в планировании; тяготение к отжившим и устаревшим подходам в планировании.
- отсутствие чёткой формулировки и научного обоснования стратегического выбора;
- отсутствие в стране системы территориального планирования;
- взаимоотношения между центром и регионами в основном ограничены рамками бюджетного федерализма и отраслевыми каналами и, соответственно, отсутствие должной связи региональных показателей с соответствующими показателями федерального уровня;
Основы государственного и муниципального управления : «Формирование ...
... муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.6, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом ... века его начали использовать как особенность власти хозяина. Триада как модель субъективных ... Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»2. В развитие названного выше постановления ...
- особенное обоснование показателей социально экономического развития региона без должной увязки с другими уровнями управления, что влечет низкую эффективность такого документа;
- слабая поддержка программных мер действенными механизмами и их осуществления;
- отсутствие в планах механизма мониторинга.
Частью региональной системы регулирования социально — экономических отношений территории является деятельность местных (муниципальных) властей (городских, районных, сельских и поселковых).
Сферой их воздействия является деятельность организаций и учреждений находящихся на их территории и входящих в их ведение. Это организации банковской системы, малого бизнеса, здравоохранения и медицинского страхования, правоохранительных органов, социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и др. Для регулирования их деятельности местной администрацией также используются различные средства, в том числе планирование основных показателей работы. Экономическое предвидение местных властей затрагивает в основном такие сферы, как:
- определение экономического потенциала муниципального образования;
- состояние рынка труда (уровень безработицы, занятость населения по отраслям и секторам экономики);
- состояние инфраструктуры (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);
- уровень жизни населения (динамика численности населения, отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент, индекс потребительских цен для территории и др.).
Таким образом, региональная система планирования может включать разработку прогнозов и планов, в том числе концепций, программ, стратегических планов, бизнес-планов и др. составной частью регионального планирования являются бюджетные планы территорий: области, края или республики. В практике регионального планирования имеются свои методологические особенности, отличающие обоснование их плановых документов от методологии федерального уровня. В стране продолжается процесс становления и совершенствования механизма регионального управления, составной частью которого является планирование и прогнозирование.
.3 Специфика региональных комплексных программ
территориальный планирование стратегический муниципальный
К настоящему времени в России накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности, их разработка должна проводится на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составления должны быть обусловлены учетом специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправданно использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надёжно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.
Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».
Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.).
Система социально-экономического планирования муниципального образования является управленческим ресурсом органов местного самоуправления, позволяющая в том числе реализовывать программы и проекты развития с привлечением дополнительных средств других уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных средств в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Документы социально-экономического планирования (стратегии, прогнозы, целевые программы, инвестиционные проекты) позволяют органам местного самоуправления обосновывать и формировать заявки на получение средств из федерального и регионального бюджетов в порядке, предусмотренном в аналогичных целевых программах. Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.
Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д.) программ.
Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно — территориального деления РФ (республика, край, область, города федерального значения).
Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства — в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.)
Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объёмами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политики России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ вписывается в комплекс хозяйственно — рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.
Основные задачи региональных программ:
- Выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно — технического развития;
- Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
- Сбалансирование (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
- Максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
- Развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
- Охрана окружающей среды;
- Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
- Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
- Духовное возрождение регионов, сохранения их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
Глава 2. Стратегическое планирование развития муниципального образования
.1 Признаки и функции муниципального образования
Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.
Перечислим эти признаки:
. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.
Город как муниципальное образование больше других населенных пунктов может соответствовать выделенным признакам. Однако это обстоятельство не может не вызывать беспокойства региональной власти, опасающейся возможности расширения экономического влияния входящих в региональные образования городов. Природа этого беспокойства имеет объективный характер и обусловлена тем, что статуе региона в РФ не всегда соответствует его экономическим возможностям как хозяйствующего субъекта. В большинстве регионов России входящие в них отдельные крупные города и, прежде всего, областные центры на 60-80 % обеспечивают доходную часть региональных бюджетов, тогда как основные параметры их собственных бюджетов определяются решениями законодательных органов региональной власти. Сложившаяся в ряде европейских стран (Великобритания) практика наделения правами самоуправляемых сообществ как городов, так и географически поглощающих их районов, выбивает объективную основу противоречий между территориальными уровнями. Сферы компетенции городов и районов (регионов) фактически не пересекаются, а бюджеты формируются независимо друг от друга.
Разумеется, простое перенесение этой схемы на российскую почву нецелесообразно по ряду причин, одной из которых представляется крайняя слабость негородских поселений, живущих подчас в режиме натурального хозяйства и вряд ли способных содержать огромные пространства неурбанизированных земель.
Муниципальное управление — это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.
Непременным атрибутом в системе муниципального управления являются нормативы, закладываемые в основу государственной политики выравнивания социального качества территорий. Нормативы, определяющие границы функционирования муниципалитета, следует разделить на следующие группы: по доходам (заработная плата, детские пособия, пенсии и т.д.), по обеспеченности жилой площадью, в т.ч. по строительным нормам, по техническому обслуживанию жилища (температура в квартире, наличие воды, газа и т.д.), по соблюдению льгот (по инвалидности, потери кормильца и т.д.), по профессиональной принадлежности и т.д. При этом соответствующие показатели могут быть разделены на два блока: материально-технический и функционально-территориальный. Содержание первого блока определяется состоянием муниципального фонда; опись имущества, находящегося в собственности муниципалитета, а также контролируемого местными органами власти, жилой и нежилой фонды, торговые места, строения, производственные объекты и т. д. К содержанию другого блока следует отнести реализацию функций жизнеобеспечения территории, заключающихся в экономической и технологической поддержке объектов материально-технической сферы и претворению в жизнь мероприятий, составляющих стратегию развития муниципалитета. Общую схему муниципального управления иллюстрирует рис.1 (см. приложение рис.1).
Наличие материально-технической сферы, закрепленной за муниципальным образованием в виде собственности, является условием извлечения стабильного дохода, обращенного на поддержание жизнеобеспечения и развития территории. К перечню объектов материально-технической сферы относятся недвижимость муниципального образования, представленная в виде земельных ресурсов, жилых и нежилых строений, основные и оборотные средства муниципальных предприятий, банковские кредитные ресурсы, а также контролируемые органами муниципальной власти материальные активы. Основным источником извлечения муниципального дохода является активная политика специализированных административных ведомств по проведению землеотводов, аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности, определение на их основе местных налогов и сборов и пр.
Располагающее соответствующей материально-технической сферой муниципальное образование участвует в реализации основополагающих направлений своей текущей политики, представленной в функционально-территориальной сфере, отображающей полномочия муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения. К наиболее характерным направлениям такой политики, определяющей основные категории расходных статей муниципалитета, следует отнести ЖКХ и жилищную политику; социальную помощь, в т.ч. помощь учреждениям социальной сферы; взаимодействие с общественными организациями по широкому кругу проблем местного значения; поддержание инженерной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения; благоустройство территорий; организация досуга, а также работа по информированию населения.
Разнообразие целей, положенных в основу муниципального управления, унифицируется общностью проявляющихся в текущей деятельности функций, лежащих в исключительной компетенции местных органов власти и направленных на удовлетворение первоочередных интересов членов местных территориальных общностей. Критерием отбора определяющих муниципальное образование функций является муниципальный интерес, служащий способом оценки для управленческих действий по реализации целей и задач в развитии территориальной общности.
В режиме реального функционирования органов государственного и муниципального управления в рамках каждого его элемента проявляются действия обеспечивающих воспроизводство этой структуры субъектов, сгруппированные в перечень типовых функций, способствующих этому воспроизводству. Состав этих функций отображает по сути дела идеальную модель поведения эффективного менеджера, воплощающего в своих действиях последовательное исполнение необходимого круга задач в разрезе полного производственного цикла. Взаимоотношение этих функций представлено на рис. 2. (см. приложение рис.2).
Выделенные выше функции являются функциями муниципального менеджмента, выступающими средством эффективного социально-экономического регулирования региональных систем. Функции муниципального менеджмента — это виды деятельности государственных и муниципальных служащих по поддержанию и развитию региональных социально-экономических систем. Перечень функций задается порядком подготовки, принятия и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления. Благодаря функции планирования территориальное образование определяет перспективные направления своей деятельности, распределяет имеющиеся ресурсы в соответствии со сложившимися на различных территориальных уровнях потребностями и выработанными приоритетами.
На основе разработанных планов осуществляется организация деятельности государственных и муниципальных органов власти по исполнению запланированных целей н задач. Для реализации этой функции проектируется организационная структура управления территорией, определяется перечень функциональных подразделений аппарата управления, его территориальных уровней, избирается модель местного самоуправления.
Спроектированная таким образом организационная структура региональной власти является основой налаживания многоуровневой, внутренне дифференцированной схемы контроля, обеспечивающего своевременное и бесперебойное выполнение запланированных целей на основе тесного взаимодействия субъектов контроля как со службами самого аппарата, так и находящимися на территории региона предприятиями и учреждениями. Функция контроля должна быть дополнена функцией мотивации, обусловливающей внутреннее стремление исполнителей действовать в соответствии с целями и задачами организации.
Организация деятельности государственных и муниципальных органов власти, налаженная схема контроля за реализацией основных функций управления выступают предпосылкой для принятия решений, главным критерием эффективности которых является, с одной стороны, соответствие планам, а с другой — предвосхищение результатов от выбранных вариантов решения, определяемых на основе проведенного прогноза, являющегося составной частью функции прогнозирования — важнейшего средства разработки и корректировки организационных планов.
.2 Сущность стратегического планирования
Стратегия — это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений.
В настоящее время существует множество определений понятия «стратегия», но в целом под стратегией понимается общее направление будущего развития города, путеводная линия, которой местное сообщество придерживается в конкретной ситуации; это обозримая перспектива, разделяемая членами городского сообщества и реализуемая в их намерениях и действиях.
Стратегия развития города должна быть корпоративной: она призвана вычленять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Это означает, что предприниматели, чиновники, ученые, все основные группы населения города должны стремиться к согласованному, во многом компромиссному представлению о перспективах развития города, о создании условий для реализации этих перспектив, о мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей развития города.
Стратегический план — это прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и основные организационные действия (включая программы и проекты), направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики.
Стратегическое планирование — процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний. Это процесс познания того , как достичь своих целей , как использовать знания , чтобы направить логическое будущее к более желаемому , и затем построить эти действия , Обратный процесс идеализации стимулирует творческое мышление . Он представляет людям возможность укрепить свою уверенность в том что они знают , какие состояния и системы желательны и с каким приоритетами. Используя обратный процесс, специалисты по планированию выявляют как благоприятные возможности , так и препятствия и в итоге выбирают эффективные стратегии , облегчающие достижение желаемого будущего. Очевидно, что все планы имеют три общих элемента- начальное состояние , цель (или конечное состояние ) и процессы , связывающие эти два состояния . Цель планирования — соединить эти элементы так , чтобы с наименьшими затратами достигнуть наибольшей эффективности — т.е . максимизировать результаты. Первый элемент любого плана — начальное состояние. Стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами , а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.
Актуальность внедрения системы стратегического планирования в муниципальных образованиях обусловлена следующими причинами:
стратегическое планирование — признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;
местное самоуправление в РФ — это форма осуществления народом своей власти [1], а процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.
Участниками стратегического партнерства являются городские власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население.
Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.
Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.
.3 Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством
Местное самоуправление представляет собой средство регулирования воспроизводственного процесса в интересах населения, проживающего на данной территории. Оно выступает необходимым условием для обеспечения соответствия интересам жителей решений, принимаемых органами власти и управления. Последние должны способствовать устойчивому социально-экономическому развитию территории, созданию действенной социальной защиты населения и стабилизации уровня его потребления. В этом смысле местное самоуправление есть форма и способ развития разнообразных способностей населения, создания стимулов к труду, в том числе мотивации выполнения управленческих функций.
Как уже было отмечено в предыдущих главах, муниципальное хозяйство, в силу двойственности своей природы действует в двух различных по своей сути средах, испытывает на себе различия влияния, которые должны учитываться при Организации управления муниципальным хозяйством.
Являясь властным институтом, органы местного самоуправления действуют в рамках определенной социальной среды, которая оказывает влияние на цели, предмет деятельности, а также на выбор методов управления.
Как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вынуждены учитывать и влиять на всю совокупность производственных отношений и хозяйственных интересов на территории муниципального образования.
Переход от системы планирования советского периода означает, что должна возникнуть система, которая гармонично учитывает интересы развития каждой из управляемых административно-территориальных единиц (страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).
Существует три основные методологии формирования системы планирования: «сверху», «снизу», «последовательного прицепления вагонов к локомотиву», и у каждой есть свои сторонники [1].
При формировании комплексной системы планирования установление жесткой очередности разработки плановых документов, а также установление вертикали планирования «сверху-вниз» или «снизу-вверх» не соответствует реалиям времени и невозможно с практической точки зрения. У каждого уровня публичной власти есть свой круг законодательно установленных полномочий, реализация которых невозможна без построения систем планирования своего уровня. В условиях разграниченных полномочий документы планирования одного уровня ни законодательно, ни функционально не могут регулировать процесс управления другого уровня. Внутри системы должны быть формализованные механизмы координации процесса планирования.
Позиция построения идеальной модели комплексного планирования «с нуля» также невозможна на практике, так как системы планирования разных уровней и субъектов управления имеют различную степень сформированности. Кроме того, многие процессы планирования идут параллельно, существуют одновременно и предполагают тесное взаимодействие.
В сложившихся современных условиях необходимо одновременное формирование систем, независимо от вида или уровня планирования, на основе действующего законодательства Российской Федерации и с использованием приемов эффективного менеджмента. Внедрение механизмов взаимодействия и координации в процесс планирования в рамках распределенных полномочий между уровнями публичной власти позволяет организовать государственное и муниципальное управление развитием территорий на принципах системности и с применением непротиворечивых документов планирования.
В современной российской практике государственного и муниципального планирования выделяют ряд уровней (вертикальная структура) и видов (горизонтальная структура) планирования. Уровни планирования различаются по временному горизонту, на который данный вид планирования рассчитан: краткосрочное (1-2 года), среднесрочное (3-7 лет), долгосрочное (7-20 и более лет, чаще всего 10-15 лет).
Краткосрочное планирование называют также текущим, долгосрочное — стратегическим. К основным видам планирования относятся социально-экономическое, бюджетное и территориальное планирование. Основанием для их выделения служит объект планирования.
Не менее важно на этапе определения Стратегических приоритетов развития детально изучить и составить перечень всех региональных и федеральных программ, реализуемых на территории муниципального образования.
Документ стратегического социально-экономического развития муниципального образования может лежать в основе технического задания на разработку (корректировку) схемы территориального планирования, генерального плана. Целевые программы также могут являться источниками исходных данных для разработки (корректировки) схемы территориального планирования, генерального плана, если они содержат в себе задачи, решение которых предусматривает строительство объектов муниципального значения или рост объемов строительства какого-либо назначения. В то же время существует обратная связь от документов территориального планирования к документам социально-экономического планирования. Действующие документы территориального планирования показывают земельно-ресурсные и градостроительные ограничения для потенциального решения задач, связанных с необходимостью строительства конкретных объектов или увеличением объемов строительства. Эти ограничения принимаются во внимание при формировании прогнозов социально-экономического развития, программ и инвестиционных проектов на соответствующий плановый период.
На основе данного анализа можно определить роль и место органов местного самоуправления в иерархии интересов, определить, какие нагрузки по развитию территории берут на себя органы власти и управления иного иерархического уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления определяет коридор, в границах которого стратегические цели и задачи его деятельности будут дополнять, а не противоречить общим стратегическим установкам государства. Тем самым достигается иерархия целей и задач и взаимная согласованность стратегических задач всей системы государственного управления.
На втором этапе проводится углубленный анализ горизонтальных интересов, т.е. интересов субъектов деятельности на территории муниципального образования. Его основу составляет анализ интересов населения и хозяйствующих субъектов. Он, как правило, оформляется в виде социального и экономического пас портов муниципального образования.
Данный этап позволяет не просто выделить стратегические приоритеты в рамках обозначенного выше «коридора», но и определить впоследствии методы реализации стратегических планов развития территории, сделать эти стратегические планы общественно значимыми.
Анализ стратегий и деятельности хозяйствующих субъектов позволяет произвести инвентаризацию, и сопоставить интересы местного сообщества с интересами действующих на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов.
На третьем этапе производится оценка ресурсов территории, поскольку наличие или отсутствие определенного вида ресурсов могут также ограничить сферу, в рамках которой должны лежать приоритеты развития муниципального образования. Важно, чтобы ресурсная составляющая рассматривалась не как ограничитель развития, а как граница выбора.
Незавершенность основных институциональных преобразований на муниципальном уровне в нашей стране обусловила формирование в теории и на практике различных подходов к содержанию планирования и инструментов его организации. Несмотря на множество определений сущность планирования сводится к тому, что это целенаправленная управленческая деятельность, связанная с определением целей муниципального развития и разработкой эффективных методов их достижения. Все многообразие принципов территориального планирования, сформулированных в литературе, можно свести к следующим основным принципам: непрерывности территориального планирования; субсидиарности; системности и комплексности; адаптивности; единого экономического и социального пространства; баланса интересов органов власти, бизнеса и населения. В пользу планирования свидетельствует целый ряд факторов, что подтверждено лучшей практикой:
планирование позволяет повысить эффективность муниципального управления в традиционных для российских муниципалитетов условиях ограниченности местных ресурсов;
наличие собственного планового документа позволяет организовать процесс управления при решении повседневных проблем;
во время работы над плановым документом формируется база для согласования интересов сторон (власть, бизнес, население, общественные организации), предотвращения конфликтов между ними;
наличие плана формирует образ территории, привлекательный для инвестиций.
Глава 3. Специфика Нижегородской области как объекта стратегического планирования развития территории
.1 Характеристика и схема территориального планирования Нижегородской области
Нижегородская область — субъект Российской Федерациив центре Европейской части России. Входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — Нижний Новгород.
Один из крупнейших регионов Центральной России. Площадь — 76 900 кмІ, протяжённость с юго-запада на северо-восток — более 400 км.
Население — 3 297,047 тыс. человек (2013).
Плотность населения: 43,44 чел/кмІ (2013), удельный вес городского населения: 78,9 % (2013).
Граничит: на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке — с Кировской, на востоке — с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге — с республикой Мордовия, на юго-западе — с Рязанской областью, на западе — с Владимирской и Ивановской областями.
Реки — Волга, Ока, Сура, Ветлуга.
Нижегородская область сегодня — это:
территория — 74,8 тыс. кв. км (0,4 % территории России),
население — 3524 тыс. чел (2,4 % населения России),
ВРП — 222,4 млрд. руб. (2003 г.) (1,9 % ВВП России) Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 «О Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года»// СПС «Гарант».
По объему выручки в области лидируют автомобилестроение (доля сектора в общей выручке в экономике = 13,8 %), транспорт и логистика (8,5 %), пищевая промышленность (7,4 %), черная металлургия (6,8 %), при этом среди поддерживающих секторов лидируют телекоммуникации (4,6 %) и электроэнергетика (3,9 %).
Наибольшую занятость населения обеспечивают автомобильная промышленность (93 тыс. чел.), сельское хозяйство (73 тыс. чел.), транспорт и логистика (64 тыс. чел.), а также научно-образовательный комплекс (55 тыс. чел.).
Среди поддерживающих секторов по численности занятых лидируют жилищно-коммунальный сектор и строительство (62 и 34 тыс. чел. соответственно).
Самый высокий уровень оплаты труда в секторе информационных технологий (более 21 тыс. руб. в месяц), топливной (14,33), химико-фармацевтической (11,4) и стекольной (10,28) промышленности, при этом в указанных секторах экономики занята незначительная часть трудоспособного населения. Самый высокий уровень оплаты труда среди поддерживающих секторов экономики в финансовом, телекоммуникационном секторах и электроэнергетике — от 8 до 11 тыс. руб. в месяц.
Наиболее высокий уровень производительности труда (выработки на одного сотрудника) в 2004 г. был обеспечен в стекольной, топливной, пищевой промышленности, черной металлургии и секторе информационных технологий. В последние годы значительный рост производительности был обеспечен в судостроении, стекольной промышленности, черной металлургии и топливной промышленности — с учетом ценовых индексов в 2002-2004 гг. темп роста более 10 % (CAGR CAGR (Cumulative Average Growth Rate) — кумулятивный среднегодовой темп роста).
Электроэнергетика и сектор телекоммуникаций лидируют по уровню производительности среди поддерживающих секторов.
По объему отчислений в консолидированный бюджет РФ в Нижегородской области лидируют автомобилестроение, транспорт и логистика, пищевая промышленность и строительство.
Схема территориального планирования Нижегородской области.
Схема территориального планирования Нижегородской области разработана МП ИРГ «НижегородгражданНИИпроект» по заданию Департамента градостроительного развития правительства Нижегородской области.
Согласно части 5 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), Положения о территориальном планировании включают в себя:
) Цели и задачи территориального планирования;
) Перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Графические материалы (карты-схемы) подготовлены в соответствии с частями 3 и 6 статьи 14 Кодекса.
Схема разработана в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ и Закона Нижегородской области от 8 апреля 2008 г. №37-З «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» в составе:
положений о территориальном планировании Нижегородской области;
предложений по территориальному планированию области.
Схема территориального планирования разработана с учетом федеральных целевых программ, национальных проектов РФ и региональных программ экономического, социального и культурного развития Нижегородской области.
Территориальное планирование, определяя экономические и экологические условия размещения объектов, становится важным рычагом государственного регулирования развития региона, определения целей развития области в целом и отдельных ее частей в частности.
Проект выполнен на следующие сроки реализации:
-исходный год — 2006г.;
Первая очередь строительства — 2015г.;
-расчетный срок — 2025г.
Цели и задачи территориального планирования.
Схема — документ, направленный на создание условий устойчивого территориального и социально-экономического развития области до 2025 г.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ, Схема является документом, обязательным для органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Нижегородской области, при принятии ими решений и реализации таких решений.
Схема также является основополагающим документом для разработки специализированных отраслевых, тематических программ и проектов, реализуемых на территории Нижегородской области
Схема территориального планирования, это, прежде всего, инструмент управления территорией, где все пространственно-территориальные факторы представлены в системной взаимосвязи с перспективами развития.
Реализация планировочных и функциональных проектных предложений формирует оптимальный пространственный каркас системы расселения, предоставляя современные стандарты качества жизни на периферийные городские и сельские территории, определяет новые центры экономического роста.
Работа основывается на общих принципах, основных требованиях и генеральных направлениях государственной Концепции перехода РФ к модели устойчивого развития, при которой достигается удовлетворение потребностей нынешнего поколения без лишения возможности будущих поколений.
—установлены зоны особо охраняемых природных территорий, земель сельсксельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, объектов культурного наследнаследия;
определены границы зон с особыми условиями использования территорий, а также территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
изучены зоны негативного воздействия объектов капитального строительства федерального и регионального значения.
Основным экономическим документом, определяющим перспективы развития, является «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года», в которой была проведена оценка конкурентоспособности области по отношению к другим регионам России с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий жизни, а также условий для ведения бизнеса.
Принимая во внимание различные сценарии развития, были построены прогнозы для ключевых секторов экономики области, включая:
—потенциал роста выручки в каждом секторе;
уровень производительности труда;
количество занятых и средний уровень заработной платы;
экспортный потенциал сектора и отраслевые риски;
определены проблемы и ограничения для развития секторов экономики на территории области.
Учитывая неоднородность территории области с точки зрения условий для развития секторов экономики, область была разделена на четыре территориальные зоны, объединяющие районы области:
лесопромышленная;
промышленная и научно-образовательная;
инновационная;
агропромышленная.
В основу пространственной организации территории положен принцип выравнивания территориальной неравномерности в создании экономических и социальных условий жизнедеятельности центральных и периферийных районов области. С этой целью в проекте предусматривается на периферийных территориях больший объем капитального строительства объектов производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Формирование зон градостроительной активности — зон активного роста экономики, организация новых опорных центров расселения создаст также предпосылки для улучшения качества жизни населения на периферийных территориях.
В качестве опорных центров на территории области выделяются городские поселения, обеспечивающие удовлетворение потребностей городского и сельского населения в пределах, как правило:
—1,5-часовой транспортной доступности главного города-центра;
1-часовой транспортной доступности среднего и малого города-центра.
Совершенствование транспортной инфраструктуры имеет решающее значение для перспективного расселения, так как обеспечивает взаимосвязанное развитие сети городских и сельских поселений, доступность центров трудового тяготения и обслуживания.
В основу формирования среды обитания заложен принцип обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности населения, при котором предусматривается:
—— создание современных образцов организации поселений с улучшением застройки и планировки, рациональной прокладкой коммуникаций, обустройством дорог, охраной и улучшением окружающей среды;
— образование системы особо охраняемых природных территорий;
-сохранение и регенерация исторических городов, памятников архитектуры и ценных природных образований, создание градостроительных ансамблей;
— сохранение природных ландшафтов (лесных, луговых, долинных), традиционного сельскохозяйственного использования, естественной структуры лесных насаждений;
— сведение к минимуму случаев дробления лесных территорий линейными транспортными и инженерными коммуникациями;
— создание и восстановление непрерывности природно-экологического каркаса территории области.
Схема территориального планирования Нижегородской области предусматривает:
—цели региональной политики в области градостроительства, с учетом социально-экономических, природно-климатических и прочих условий;
увеличение экономического потенциала региона за счет сохранения и создания новых рабочих мест, макроэкономическую оценку ресурсного потенциала и проектные решения по отраслям хозяйственного комплекса, предложения по оптимизации структуры занятости;
предотвращение оттока населения, преимущественно молодежи;
функциональное зонирование и планировочную организацию территории области, членение территории региона на планировочные районы по принципу тяготения к поселениям и на зоны по принципу однородности сочетаний характеристик территорий в пределах каждой зоны, выделение зон опережающего развития (зон концентрации градостроительной активности);
формирование иерархически построенной сети поселений, определение межселенных связей и межрайонных центров расселения, взаимоувязанных с предложениями региональных целевых программ по развитию социальной инфраструктуры, улучшение качества образования, здравоохранения, социального обеспечения населения;
—определение характера транспортной инфраструктуры области, предложения по ее модернизации, включая новое строительство автомобильных дорог, автодорожных обходов городов и районных центров со строительством развязок в разных уровнях, развитие речных портов, аэродромов и терминальных комплексов;
модернизацию инженерной инфраструктуры со строительством инженерных объектов коммунального хозяйства, объектов электроэнергетики, в том числе атомной, газоснабжение северных районов Нижегородской области;
обеспечение гармонии между социальными, культурными и экономическими потребностями при сохранении благоприятной экологической обстановки и улучшение экологической ситуации градостроительными средствами.
Одним из важных результатов мероприятий Схемы территориального планирования является сокращение разницы между экономическим потенциалом и качеством жизни в муниципальных районах региона и у различных слоев населения
.2 Муниципальные и целевые программы Нижегородской области
В настоящее время в Нижегородской области разрабатываются программы как комплексные, охватывающие все сферы территориального хозяйства, так и отраслевые, посвященные какой- либо одной отрасли. Кроме того, встречаются программы, посвященные проблемам группы отраслей (например, отраслям социальной инфраструктуры), а также программы, направленные на решение проблем внутри региональных поселений.
Важными факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне являются:
стратегическая значимость проблемы для развития области,
невозможность решения проблемы без концентрации ресурсов различной принадлежности и целевой поддержки со стороны Администрации области,
необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы,
высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых для реализации и обеспечивающих структурные сдвиги в экономике,
значительный социальный, экономический, экологический эффект Филатов О.К. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование): Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2010. С.67..
В процессе разработки и реализации областных целевых программ участвуют: инициатор программной разработки проблемы на областном уровне, государственный заказчик областной целевой программы, исполнитель областной целевой программы. Инициатор программной разработки проблемы на областном уровне — любое физическое или юридическое лицо, выходящее с предложением и обоснованием о программной разработке проблемы на областном уровне; государственный заказчик областной целевой программы — Администрация Нижегородской области; исполнитель областной целевой программы — комитет, управление, департамент администрации, другая организация, на которую возложена ответственность за своевременную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы, функция координации действий, участников реализации утвержденной программы.
В настоящее время в Нижегородской области разработаны и успешно реализуются многочисленные программы развития различных отраслей. Перечислим в качестве примера некоторые программы, которые действуют в настоящее время в Нижегородской области.
Областная целевая программа «Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 годах»
Областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на 2010 — 2014 годы и на перспективу до 2020 года
Областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Нижегородской области на 2011-2015 годы»
Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области с использованием ипотечного кредита на 2012 — 2014 годы»
Областная целевая программа «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2012 году».
Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы
Областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы»
Областная целевая программа «Молодежь Нижегородской области» на 2009 — 2011 годы»
Областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012 — 2014 годы»
Областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах»
Областная целевая программа «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 гг.»
Областная целевая программа «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012-2014 годах»
Программа развития промышленности Нижегородской области на 2009-2013 годы
Программа «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области» на период 2011 — 2013 годов
Программа модернизации системы здравоохранения Нижегородской области
Программа «Покупайте нижегородское» на 2009-2012 годы направлена на создание благоприятных условий для эффективной деятельности местных товаропроизводителей, стимулирование продвижения их продукции на региональном и российском рынках, сниже-ние потребительской инфляции в Нижегородской области.
Эти и многие другие программы позволяют более эффективно организовать развитие различных отраслей социально — экономической сферы Нижегородской области.
Заключение
Методы органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.
В условиях перехода к рыночной экономике эти методы существенно видоизменились и расширились. Так, например, местные органы и прежде выполняли экономический анализ, планирование и прогнозирование развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые методы: налоговое, тарифное, ценовое регулирование.
Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структура градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т.д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т.п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития.
Территориальное планирование муниципального социально-экономического развития является современной управленческой технологией, позволяющей адекватно оценить перспективы муниципального развития, сбалансировать приоритеты и темпы развития с имеющимися ресурсами. Формирование плановых документов в условиях взаимодействия различных уровней и координации видов планирования и их утверждение позволит целенаправленно управлять социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Стратегия развития региона нужна для того, чтобы увереннее смотреть в будущее, иметь твердые ориентиры, четко определить пути поступательного развития региона, а в конечном итоге — кардинально изменить жизнь всей области.
Главной целью работы Правительства Нижегородской области является повышение благосостояния жителей области. Решение задачи превращения Нижегородской области в процветающий регион с высоким уровнем и качеством жизни населения в первую очередь зависит от способности власти построить эффективную экономику, которая обеспечит людям возможность получать достойную зарплату, а бюджету — налоги, достаточные для финансирования насущных социальных программ.
Величие России будет прирастать регионами. Вследствие глобализации регионы становятся полноправными участниками международных экономических отношений. При этом они жестко конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, таланты, бюджетные и административные ресурсы.
В отличие от других регионов России Нижегородская область не располагает месторождениями полезных ископаемых, которые могли бы составить основу для экономического процветания. Все, на что регион может рассчитывать, — это уникальное географическое положение и человеческие ресурсы: талантливые, квалифицированные, предприимчивые и хорошо образованные жители области.
Сегодня региональное Правительство вынуждено действовать в условиях ограниченных возможностей и ресурсов, а значит, необходимо выстроить приоритеты и сконцентрироваться на самом важном. Необходимо масштабное исследование состояния ключевых секторов экономики области и перспектив их развития. Анализ собранных фактов позволит оценить текущий уровень конкурентоспособности области, возможности для роста ее экономики, определить стратегические приоритеты в деятельности Правительства.
Таким образом, формирование комплексной системы планирования на муниципальном уровне позволяет активизировать основные управленческие процедуры: от определения целей и задач в сфере планирования текущей деятельности до выявления ресурсов развития в ключе стратегических целей. Взаимодействие систем планирования различных уровней и координация видов планирования потенциально увеличивает возможности развития муниципальных образований в условиях ограниченности ресурсов.
Примечания
1. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г.Ю. Ветрова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. 258 с.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/strategiya-razvitiya-munitsipalnogo-obrazovaniya/
1.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. — М.: Торговая компания «Дашков и К», 2005. — С. 215 — 225.
.См.: Жилкин С.Ф., Князева А.В. Стратегирование регионального планирования // Вестник Самарского государственного университета. 2006. N 8(48).
.См.: Чистобаев А.И. О сочетании функций стратегического и территориального планирования в регионах России. Проблемы государственной политики регионального развития // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 апреля 2008 г.).
М.: Научный эксперт, 2008. С. 583.
.Падилья Сароса Л.Ю. О механизмах координации видов планирования и взаимодействии систем планирования // Городской альманах: вып.4. / науч. ред. Г.Ю. Ветров. — М.: Фонд «Институт экономики города, 2009. — С.139-146.
.Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003.
.Распоряжение Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 1608-р «О мероприятиях по развитию производительных сил муниципальных районов и городских округов на 2007-2010 гг.»
.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — М.: «Книга сервис», 2009. — 80 с.
.Устав муниципального образования — Краснобаковский район Нижегородской области (с изменениями на 05.02.2007года).
.Система муниципального управления: Учебное пособие / А.А. Васильев. — Н. Новгород: Гладкова О.В., 2008. — 556 с.
.Муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. А.И. Гаврилова. — Т.1. — Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. — 347 с.
.Муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. А.И. Гаврилова. — Т.2. — Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. — 151 с.
.Муниципальные финансы: Учебное пособие для преподавателя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АНХ, 2007. — 608 с.
.Основы муниципального управления: учебник (А. И Гаврилов, Н. Е Жигалова, А.П. Денисов и др.) Отв. ред. А.И. Гаврилов. — Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2009. — 312 с.
.Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
.Распоряжение Правительства Нижегородской области от 20.04.2006 №277-р «О развитии информатизации в Нижегородской области».
.Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 «О Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года»// СПС «Гарант»
.Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 14.
.Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы / Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2011. 123
.Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2010. 26 с.
.ВоронинА.Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории. М., 2010.
.Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Городской альманах. 2010. Вып.2. С.8.
.Ветлугин С.Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики // Проблемы современной экономики. 2011. № 1/2. С. 13-14.
.Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2010. С. 337.
.Жихаревич Б.С., Яновский А.Э. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. 43 с.
.Костин В.А., Костина Н.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Екатеринбург, 2011. С. 53.
.Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2010. № 3. С. 16-17.
.Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно — целевой метод управления социально — экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. 2011. № 204(30).
С. 3.
.Филатов О.К. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование): Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2010. 608 с.
.Харченко К.В. Стратегический план города: концептуальность как условие практической реализуемости // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 15.
Приложения
Таблица 1 — Основные градостроительные задачи, решаемые на различных территориальных уровнях.
УровеньОсновные градостроительные задачиМакротерриториальныйПрогноз развития основных форм расселения, а также условий, соотношений, региональных различий и параметров региональных систем расселения и крупных городских агломераций;Прогноз развития форм расселения и уточнение числа и параметров городских агломераций в специфических условиях данного экономического районаМезотерриториальный Разработка концепций развития сети населенных мест области (края, республики в составе РФ), определение границ и наиболее важных параметров городских агломераций, районных схем расселения, масштабов и направлений развития городских поселений, общих тенденций в развитии сельского расселения.Разработка планировочной структуры городской агломерации, определение перспектив и направлений развития всех систем расселения и отдельных поселений. Разработка планировочной структуры систем расселения.МикротерриториальныйРазработка важнейших архитектурно-планировочных вопросов (функционального зонирования, планировочной структуры, системы магистралей, общественных центров и т. д.) отдельного города или сельского населенного пункта.Детальная проработка архитектурно-планировочных вопросов отдельных частей населенных мест.Наиболее детальная проработка (вплоть до привязки отдельных зданий) архитектурно-планировочных вопросов жилых микрорайонов и кварталов.
Основные технико-экономические показатели
Генерального плана города Нижнего Новгорода.
ПоказателиЕдиницы измеренияСущ. положение1-ая очередь, 2020г.Расчетный срок 2030г.1. Население в существующих границах города1.1 Постоянное населениетыс. чел.1286,41347,01470,01.2 Плотность населениячел./га27,628,931,51.3 Возрастная структура населениямладше трудоспособноготыс. чел.172,0201,0198,5%13,415,013,5трудоспособноетыс. чел.814,3830,8904,0%63,362,061,5старше трудоспособноготыс. чел.296,4308,2323,4%23,023,025,02. Экономика2.1. Численность занятыхтыс. чел.561,4602,0660,52.2. Доля занятых в производстве%.35,430,028,02.3. Доля занятых в обслуживании%64,670,072,03. Территория3.1. Общая территория в существующих административных границах города, в том числе:тыс. га46,646,646,6%1001001003.1.1. Жилые территориитыс. га7,17,99,1%15,217,019,53.1.1.1. Жилые территории многоквартирной застройкитыс. га4,45,25,8%9,411,212,43.1.1.2. Жилые территории индивидуальной застройкитыс. га2,72,73,3%5,85,87,13.1.1.3. Жилые территории сохраняемыетыс. га-7,10,6%-15,21,33.1.1.4. Жилые территории реконструируемыетыс. га-0,16,1%-0,213,13.1.1.5. Новые жилые территории за счет трансформации существующей застройкитыс. га-0,31,5%-0,73,23.1.1.6. Новые жилые территории на свободных от застройки земляхтыс. га-0,40,9%-0,91,93.1.2. Производственные территориитыс. га5,95,84,1%12,712,48,83.1.3. Общественные территориитыс. га1,21,82,9%2,63,96,23.1.4. Рекреационные территориитыс. га15,016,317,8%32,235,038,23.1.5. Территории специального назначениятыс. га0,60,62,5%1,31,35,43.1.6. Транспортная инфраструктуратыс. га1,32,62,9%2,95,66,23.1.7. Территории внешнего транспортатыс. га1,21,61,2%2,63,42,63.1.8. Акваториитыс. га2,92,93,0%6,26,26,43.1.9. Территории сельскохозяйственного назначениятыс. га4,53,10,3%9,46,60,73.1.10. Прочие территориитыс. га6,94,02,8%14,88,66,03.2. Территория перспективного развития города за границей существующей городской черты, в том числе:тыс. га25,9-25,9%100-1003.2.1. Жилые территориитыс. га1,9-3,9%7,1-15,13.2.2. Производственные территориитыс. га0,7-1,3%2,6-5,03.2.3. Общественныетыс. га0,04-0,8%0,1-3,13.2.4. Территории сельскохозяйственного назначениятыс. га21,6-4,2%80,3-16,23.2.5. Территории специального назначениятыс. га0,05-0,9%0,2-3,53.2.6 Прочие территориитыс. га2,6-14,8%9.7-57,1