Регулирования инвестиционного процесса,

Курсовая работа

Процессы, происходящие на макроэкономическом уровне существенным образом предопределили необходимость формирования принципиально новой государственной инвестиционной политики, где регулирование инвестиционных процессов должно иметь системный характер и отражать экономическую ситуацию с учетом интересов участников воспроизводственного процесса и их потенциальных возможностей. В этой связи регулирование с точки зрения использования потенциала его участников представляет собой систему инвестиционных интересов в базовых отраслях экономики, в которых государство должно играть основную роль. Активизация инвестиционного процесса — это долгосрочная задача, решение которой связано с обеспечением устойчивого экономического роста, социально-экономических преобразований и развития национальной экономики. Отсутствие стройной инвестиционной стратегии и острейшая необходимость ее формирования проявляется в территориальном инвестиционном дисбалансе, что не позволяет своевременно реагировать на состояние национальной экономики и тенденции рыночной конъюнктуры, от которой зависит экономический рост и макроэкономическая стабильность в целом. Исходя из вышеизложенного, вопрос регулирования инвестиционного процесса приобретает актуальность, с точки зрения автора, совмещая роль государства и роль рынка.

Предмет исследования — инвестиционный потенциал и его связь с государственным регулированием.

Объектом исследования является совокупность организационно-экономических взаимосвязей, предопределяющих влияние государства на инвестиционный процесс на рынке.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию инвестиционной политики.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

  • изучить понятие инвестиций и определить их роль в национальной экономике;
  • рассмотреть понятие, цели и задачи государственной инвестиционной политики;
  • проанализировать механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов;
  • разобрать характеристику инвестиционных процессов в Российской Федерации;
  • определить субъекты и механизмы государственной инвестиционной политики;
  • изучить инструменты привлечения иностранных инвестиций;
  • рассмотреть опыт развитых стран в привлечении инвестиций;
  • проанализировать механизмы совершенствования государственной инвестиционной политики.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования инвестиционных процессов и инвестиционной деятельности, в том числе.

7 стр., 3426 слов

Инвестиционная политика в антикризисном управлении

... предприятии. Предмет исследования - инвестиционная политика в антикризисном управлении. Целью работы является рассмотрение особенностей инвестиционной политики в антикризисном управлении. 1. Понятие и особенности инвестиционного процесса Особенности состояния инвестиционного процесса - основа принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении. Объем инвестиций считается важнейшим критерием ...

Эмпирическую основу исследования составили: нормативные документы Российской Федерации и ряда других стран, данные Росстата, российских и международных научных конференций, журнальные статьи и другие источники информации.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы (первая глава- «Теоретические основы государственной инвестиционной политики», вторая глава – «Анализ государственной политики применения инвестиций», третья глава – «Разработка по совершенствованию государственной инвестиционной политики»), заключение и список использованных источников.

В заключении представлены основные выводы и рекомендации по результатам исследования.

1. Теоретические основы государственной инвестиционной политики

1.1Инвестиции: понятие и роль в национальной экономике

Развитие любой социально-экономической системы во многом зависит от инвестиционной политики, проводимой в стране. Инвестиции, которые вкладываются в развитие экономики, не бывают без затрат, так как сначала необходимо вложить средства, и только потом, если вложения были оправданны и проведенные расчеты оказались верны, средства окупятся и могут принести доход. Но есть варианты, при которых вложенные средства не принесут дополнительного дохода, а в некоторых случаях их можно просто потерять, то есть есть определенный риск в инвестиционной деятельности, как и в любом виде бизнеса. Но без вложений дальнейшее развитие производства практически невозможно. Даже для простого воспроизводства необходимо поддерживать функционирующий производственный капитал в определенном рабочем состоянии, а, следовательно, нужны вложения, инвестиции в производство [1].

Понятия инвестиций различны. В микроэкономике инвестиция — это покупка пакета ценных бумаг на вторичном рынке, но с точки зрения макроэкономики это действие не является вложением, поскольку количество функционирующих средств производства не увеличивается, а размер капитала вообще не увеличивается.

Инвестиции — с точки зрения страны в целом — вложения в создание нового или замену изношенного человеческого или природного производимого капитала.

Инвестиция (от лат. investire — облачать) — это вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия (предприятий) в целях получения дополнительной прибыли или воздействия на дела предприятия, компании.

Инвестиции — это совокупность затрат, реализуемых в виде долгосрочных капитальных вложений в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики.

Инвестиции могут быть финансовыми (портфельными), реальными и интеллектуальными.

Финансовые инвестиции (операции с ценными бумагами) — вложения в финансовые инструменты, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, активы других предприятий. Осуществляя портфельные инвестиции, инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды — доход по ценным бумагам.

13 стр., 6469 слов

«Инвестиции» …………. 5 3. Показатели и ...

... реферат, доклад, денежных потоков «инвестиционная деятельность эссе; инвестиционных деятельность», «субъекты Инвестиции и инвестиционная контрольное проектов инвестиционной деятельность. Инвестиционный тестирование деятельности», «объекты процесс и инвестиционный рынок. инвестиционной Финансовые рынки и финансовые деятельности», институты. Инвестиционная «инвестиционный рынок», политика ...

Реальные инвестиции — это, как правило, долгосрочные вложения в материальную среду для производства любого продукта. Они предназначены для инвестирования в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае фирма-инвестор путем инвестирования увеличивает свой производственный капитал — основные производственные товары и товары в обороте, необходимые для их работы.

Интеллектуальные инвестиции — это вложения в научные разработки, ноу-хау.

Долгосрочные вложения связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также с реконструкцией, расширением и техническим переустройством действующих предприятий и непроизводственных объектов.

Прямые инвестиции осуществляются юридическими или физическими лицами, которые владеют всей компанией или контролируют не менее 10% акций или капитала компании.

Портфельное инвестирование — покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия[2].

К инвестициям можно отнести все вложения, которые отвечают следующим признакам:

  • у них есть потенциальная способность приносить доход;
  • в процессе инвестирования свободные неиспользуемые средства могут превращаться в любой вид активов экономического субъекта;
  • для инвестиций можно использовать любой свободный ресурс, если он характеризуется спросом, предложением и ценой;
  • инвестиции всегда целенаправленны, то есть вкладываются в определенный ресурс;
  • осуществляются инвестиции инвесторами, преследующими свои индивидуальные цели, поэтому срок инвестиций тоже индивидуален и зависит от этих целей;
  • каждая инвестиция сопровождается большим или меньшим риском.

Исходя из этих признаков, инвестирование следует понимать как целевое вложение средств в любой форме в течение определенного периода для достижения конкретных целей инвестора.

Главный источник, определяющий сущность инвестиций,- сбережения.

Сбережения — это часть доходов отдельных субъектов экономики, не расходуемая на текущее потребление.

Инвестиции и сбережения жестко взаимосвязаны: не может быть инвестиций без сбережений, но не все сбережения могут превратиться в вложения. Инвестициями становятся только те сбережения, которые прямо или косвенно вкладываются в развитие общественного производства с целью извлечения дохода в будущем [1].

Инвестиционный процесс зависит от важных факторов, таких как ожидаемая норма прибыли или предполагаемая доходность инвестиций. Если эта доходность слишком мала, инвестиции не будут осуществлены. Кроме того, инвестор при принятии решений всегда учитывает альтернативные возможности инвестирования, и здесь решающим будет уровень процентной ставки. Существенную роль в принятии инвестиционных решений играет реальная процентная ставка, которая выводится из номинальной ставки за вычетом уровня инфляции. Инфляция наиболее существенно влияет на инвестиционную активность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики: по мере стабилизации и роста экономики она снижается. При этом следует учитывать, что ставка по банковскому кредиту тесно связана с инфляционным процессом.

3 стр., 1014 слов

Внедрение бережливого производства в деятельности предприятия

... видов затрат. Цель работы - комплексное исследование бережливого производства на предприятиях. Поставленная цель достигается решение следующих задач: рассмотреть бережливое производство и его инструменты; изучить экономическую эффективность и возможные потери внедрения бережливого производства; проанализировать существующую практику ...

Снижение производственных инвестиций, т. е. будущих средств производства, ведет к спаду самого производства, произведенного национального продукта и национального дохода, из которого образуется потребление.

В этих условиях даже увеличение доли потребления в национальном доходе не приведет к увеличению потребления. Потребление снижается из-за снижения общего уровня национального дохода, и как иностранная помощь, так и продажа национального богатства страны могут предотвратить это снижение. Из этой экономической ловушки практически есть только один выход: соблюдение рациональной связи между накоплением и потреблением. Как бы ни было тяжело социально-экономическое положение страны, нельзя сокращать инвестиции, жертвовать будущим ради настоящего.

Инвестиции играют важную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения количественных соотношений инвестиций влияют на объем общественного производства и занятости, на структурные изменения в экономике, на развитие секторов и сфер экономики.

Обеспечение накопления денежных средств предприятий, производственного потенциала, инвестиций напрямую влияет на текущие и будущие результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестиции должны осуществляться в эффективных формах, поскольку вложения в устаревшие средства производства и технологии не дадут положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию ресурсов и, как следствие, к снижению объемов производства. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту[3].

Инвестиции всегда играют решающую роль в экономике, поскольку они способствуют качественному и количественному развитию действующего производства, обеспечивают определенные результаты хозяйственной деятельности. Поэтому проблема эффективности инвестиций приобретает особое значение; Само по себе увеличение масштабов инвестиций может не дать желаемых результатов. Нерациональное использование инвестиционных средств всегда приводит к снижению объемов производства.

1.2 Понятие, цели и задачи государственной инвестиционной

политики

Инвестиционная политика государства представляет собой составную часть общей экономической политики государства, при помощи которой оно воздействует на темпы роста объема производства, ускорение научнотехнического прогресса, на изменение структуры общественного производства и решение социальных проблем.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

Государство влияет на инвестиционную деятельность в стране через косвенное регулирование инвестиционной деятельности в форме принятия законов, постановлений, инструкций и других нормативных актов. Путем проведения налоговой и амортизационной политики, принятия антимонопольных мер, проведения переоценок и других мероприятий, а также защиты инвестиций государство может стимулировать инвесторов вкладывать капитал не только в краткосрочные проекты, но и в долгосрочные проекты по развитию различных производств и отраслей экономики. Непосредственно участвуя государственными средствами в финансировании создания новых и техническом перевооружении действующих производств, государство может осуществлять структурную перестройку экономики, развитие отдельных, в том числе отсталых, регионов и отраслей хозяйства [4].

16 стр., 7938 слов

Курсовая работа управление инвестиционной деятельностью

... цели оценки инвестиционных активов. Во-вторых, рассмотрите управление инвестициями и различные теории. И, наконец, третья задача данной работы - изучение проблем, возникающих в современных условиях при осуществлении инвестиционной деятельности. Работа состоит из ...

Состояние инвестиционной деятельности в стране характеризует динамика следующих показателей:

  • общий объем инвестиций;
  • доля инвестиций в валовом внутреннем продукте;
  • доля реальных инвестиций в общем, объеме инвестиций;
  • общей величины реальных инвестиций.

Косвенно, но достаточно эффективно, состояние инвестиционной деятельности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей:

  • национальный доход;
  • валовой внутренний продукт;
  • объём промышленного производства;
  • выпуск отдельных важнейших видов промышленной продукции;
  • объём сельскохозяйственного производства;
  • производительность общественного труда;

— Объективность этих показателей связана с тем, что их рост немыслим без вложений инвестиций. Эти же показатели в той или иной степени характеризуют эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей превышают темпы роста инвестиций, то это явный сигнал о повышении эффективности использования инвестиций и наоборот.

Цель инвестиционной политики заключается в реализации

стратегического плана экономического и социального развития страны.

При разработке инвестиционной политики рекомендуется предусмотреть:

  • соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в РФ;
  • достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций;
  • получение предприятием прибыли на инвестируемый капитал;
  • эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;
  • использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций;
  • привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков.

1.3Механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов

представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Одна из основных задач государственного регулирования инвестиционной деятельности — создание и поддержание такого объема предложений на рынке капитала, который максимально удовлетворяет инвестиционные потребности экономики.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:

1) определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ;

6 стр., 2570 слов

Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

... основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, 20 декабря 2002 года юстиции РФ ... 31 мая 2001 г. 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов. Остановимся на отдельных положениях ...

2) приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий;

3) предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности;

4) расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений;

5) сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования [5].

Сущность капитальных вложений предусмотрена статьей 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г.№ 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.)заключается в следующем:

1) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведётся органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путём:

  • совершенствование налоговой системы;
  • установление субъектом инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

3) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может происходить и с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ[7].

При формировании и реализации системы управления инвестиционной деятельностью исполнительные органы власти Российской Федерации имеют полномочия применять следующие группы управленческого воздействия:

Правовые методы — это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).

Административные методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. Законодательные и нормативные акты служат инструментами такого воздействия. Например, закон требует, чтобы все инвестиционные проекты подвергались оценке воздействия на окружающую среду .

Экономические методы государственного воздействия — это методы, с помощью которых государство воздействует на субъектов инвестиционной деятельности, стимулируя принятие инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах общества в целом. К ним относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей по таким инвестиционным ресурсам, как земля, природные ресурсы.

5 стр., 2252 слов

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Предмет: ...

... субъекта; максимизация доходности инвестиционного объекта; минимизация рисков инвестиционной деятельности; Инвестиционный менеджмент предполагает анализ, выбор и оценку инвестиционных объектов с учетом риска и доходности. Цель инвестиционного менеджмента заключается в выборе такой инвестиции, которая давала бы ...

Организационно-управленческие включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления[6].

При этом следует учитывать, что использование инструментов отдельных ударных блоков осуществляется в рамках бюджетов субъектов Российской Федерации. Некоторые направления реализации инвестиционного менеджмента необходимо сравнить и согласовать с федеральной системой управления инвестициями. Кроме того, в контексте регулирования инвестиционной деятельности в регионе необходимо учитывать сложившуюся систему взаимодействия и координации с органами местного самоуправления.

2.1 Характеристика инвестиционных процессов в Российской

Федерации

О состоянии дел в экономике можно с большой уверенностью судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств [7].

Проблема инвестиций в нашу страну актуальна, прежде всего потому, что на инвестициях в Россию можно заработать огромное состояние, но в то же время страх потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги [8].

В номинальных рублях объем инвестиций за 2010– 2014 годы — вырос в 1,5 раза (таблица 1).

В реальном выражении инвестиции за 2010– 2014 годы — выросли менее чем на 7% (на 1% в год).

Основной объем инвестиций (более 40%) попадает в категорию «здания (кроме жилых) и сооружения», но ее вес постепенно снижается. Таблица 1 — Инвестиции в основной капитал в России по видам основных фондов, 2010–2014 годы [9]

2010 2011 2012 2013 2014 Инвестиции в 9,15 11,04 12,59 13,45 13,53

основной капитал,трлнно

мин.руб.

Жилища 12,2 12,7 12,2 12,5 15,3

Здания и 43,3 43,3 44,2 41,5 40,9 сооружения

Машины, 37,9 37,9 37,6 38,8 35,9 оборудование

Прочие 6,6 6,1 6,0 7,2 7,9

В трлн руб.2014 года Инвестиции в 11,7 12,9 13,8 13,9 13,5

основной

капитал

Жилища 1,4 1,6 1,7 1,7 2,1

Здания и 5,1 5,6 6,1 5,8 5,5 сооружения

Машины, 4,4 4,9 5,2 5,4 4,9 оборудование

Прочие 0,8 0,8 0,8 1,0 1,1

Инвестиции в машины и оборудование снизились в 2014 году и сразу на 10%, вернувшись почти к уровню 2008 года. В конечном итоге инвестиции в оборудование играют ключевую роль в повышении уровня производительности труда и эффективности производства. По данным Росстата, доля оборудования в суммарных вложениях в основной капитал страны между 2005 и 2014 годами сократилась с 41% до 36%. Это снижение указывает на будущие проблемы страны: отсутствие технологий параллельно с чрезмерным строительством зданий и сооружений, которые медленно окупаются и оказывают гораздо меньшее влияние на повышение эффективности. Более 85% инвестиций направляется в объекты, находящиеся в российской собственности, из них 2/3 — частные. При этом доля инвестиций в частную собственность быстро растет (с 51 до 58% за два года), а в государственную (и федеральную, и региональную) — падает (Таблица 2), что свидетельствует об урезании государственных инвестиционных расходов [10].

12 стр., 5856 слов

Инвестиционная деятельность предприятия (2)

... третьей главе рассматриваются основные направления повышения эффективности инвестиционной деятельности или стратегические цели инвестиционной деятельности компании. В заключении представлены краткие выводы об инвестиционной деятельности фирмы. Инвестиции, которые не приносят дохода или не приносят ...

Таблица 2 — Инвестиции в основной капитал в России по формам собственности, трлн руб. и %

2010 2011 2012 2013 2014 Инвестиции 9,15 11,04 12,59 13,45 13,53 в основной капитал, трлн руб. Российская 86,2 87,8 84,5 85,8 86,3 собственнос

ть Государстве 17,2 16,9 16,8 17,2 13,9 нная собственнос

ть Федеральна 10,9 10,8 10,1 9,7 8,5

я собственнос

ть Собственно 6,2 5,9 6,7 7,5 5,2

сть субъектов федерации Муниципал 3,2 3,1 3,2 3,4 2,9

ьная собственнос

ть Частная 57,0 54,2 50,7 53,9 57,9 собственнос

ть Смешанная 7,5 11,9 12,1 9,5 9,7 российская собственнос

ть Собственно 1,2 1,6 1,7 1,7 1,7

сть государстве нных корпораций Иностранна 5,9 6,0 9,1 7,7 7,3

я собственнос

ть Совместная 7,9 6,2 6,4 6,5 6,4 российская

и иностранна

я собственнос

ть

В последние годы инвестиционный климат в стране несколько улучшился, что увеличило объем инвестиций. Процесс развития инвестирования поддерживался целым рядом общенациональных факторов:

  • в связи с высокой доходностью значительно возросли собственные инвестиционные возможности предприятий экспортно-ориентированных отраслей;
  • некоторое улучшение финансового положения произошло и на предприятиях, хоть не намного, но средняя норма прибыли в промышленности выросла;
  • снижение ставки рефинансирования позволило увеличить предприятиям заемные средства;
  • относительная стабилизация, которая наблюдалась в экономике страны, привлекла дополнительные иностранные инвестиции;
  • рост доходов населения привел к увеличению сбережений и росту вкладов и, соответственно, к увеличению кредитных ресурсов банков.

Однако инвестиционный процесс в России еще не достиг уровня, позволяющего компенсировать текущие потери из-за старения основных фондов в реальном секторе экономики. Процесс преодоления выбытия жизненно важных элементов основных средств активизировался в связи с вводом новых основных средств, что стало одной из многих причин возникновения кризиса. Абсолютная сумма прямых отечественных инвестиций в основной капитал резко отставала от потребности в них. Чтобы восполнить этот пробел, эти инвестиции пришлось удвоить. В результате инвестиционный спрос снизился, и высветились все негативные стороны инвестиционного климата[11].

Оценивая территориальное распределение иностранных инвестиций в России, следует иметь в виду, что картина, создаваемая статистикой, не отражает текущей ситуации. Российская статистика учитывает иностранный капитал только по месту регистрации фирмыреципиента, а не по месту реального вложения ресурсов. В значительной мере это объясняет лидирующее положение Москвы в привлечении иностранных инвестиций, которые могут затем перемещаться в регионы.

Особенностями инвестиционного процесса в России в последние годы можно считать:

  • возросшие размеры инвестиций;
  • оставшуюся диспропорцию между потребностями реального сектора экономики и инвестициями в него.
  • сохранение топливно-сырьевой направленности развития;
  • неравномерное отраслевое и региональное распределение инвестиций;
  • увеличение притока иностранного капитала в страну, но лишь в отдельные отрасли и регионы;
  • проблемы современного инвестиционного процесса.

Сегодня можно отметить некоторые пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации с целью повышения инвестиционной привлекательности:

38 стр., 18518 слов

Оценка инвестиционной привлекательности региона (на примере Томской ...

... капитала и восстановлению экономики. При принятии решений о вложении средств в экономику региона инвестор в первую очередь ориентируется на уровень инвестиционной привлекательности региона, которая ... процесс экономического роста в целом. Понятие «инвестиции» является основным составным элементом инвестиционного бизнеса. Понятие заимствовано русским языком и происходит от слова иностранного ...

  • создание системы информирования потенциальных иностранных инвесторов о политике государства по привлечению инвестиций;
  • внесение предложения в Государственную Думу о праве законодательной инициативы регионов для внесения изменений в федеральное законодательство;
  • ужесточение средств борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями[12].

2.2 Субъекты и механизмы государственной инвестиционной

политики

Инвестиционный процесс представляет собой сложный комплекс работ, который включает следующие основные фазы: определение объекта инвестирования, финансирование капитальных вложений и контроль за их исполнением [2].

В соответствии с Конституцией в РФ существует государственная власть, осуществляемая высшими органами власти страны (Президент РФ, Федеральные органы, Правительство РФ), нижестоящие органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако в сфере инвестиционной деятельности их роль может быть такой же, как и у органов государственной власти.

Согласно статье 13 Федерального закона № 39-ФЗ разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, производится в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

Участие органов власти в инвестиционной деятельности в строительстве осуществляется в двух формах:

  • создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • прямого участия в инвестиционной деятельности.

Первая форма осуществляется государством в виде создания льготного налогообложения для субъектов инвестиционной деятельности, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, защиты интересов инвесторов, представления субъектам инвестиционной деятельности в рамках закона льготных условий пользования землей.

Прямое участие органов власти в инвестиционной деятельности осуществляется следующими способами:

  • разработка и утверждение стандартов, осуществление контроля за их соблюдением;
  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и средств бюджета органов местного самоуправления;
  • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета [13].

Следующим участником инвестиционного процесса являются инвесторы. Инвестор — это юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные, заёмные или иные привлечённые средства в инвестиционные проекты и обеспечивающее их целевое использование.

Еще одним участником инвестиционного процесса является заказчик. Заказчиком могут быть инвесторы, а также любые иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта. При этом заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую деятельность других участников инвестиционного процесса [14].

Также участниками инвестиционного процесса являются пользователи объектов инвестиционной деятельности. Ими могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создаётся объект инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников инвестиционного процесса.

Граждане и юридические лица Российской Федерации вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом, руководствуясь российским законодательством, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Таблица 3 — Состав субъектов и объектов инвестиционной деятельности, классификационная структура инвестиций.

Субъекты инвестиционной деятельности

Пользоват Банки Страхов Посредн Другие Инвес Заказчик ели Постав ые ические участники торы и объектов щики организ организа инвестици

инвестици ации ции онного

онной

Классификационная структура инвестиций процесса Блок- Блок-2 деятельно

Блок-3 Блок-4 Блок-5 Блок-6 Блок-7 Блок-8 1 сти

Содержа Целенапра Качест сфера(о инновац временн фондообр Источ тельное вленный венная трасль) ионная ый азующая ники значение вид форма деятель отрезок структура

ность объекта

Объекты инвестиционной деятельности Вновь Ценные Целевые Научно- Другие Имущес Права Другие создавае бумаги денежн техниче объекты твенные на виды мые, ые ская собствен права интелле деятельн модерни вклады продукц ности ктуальн ости, не зируемы ия ую запреще

е собствен нные основны ность законом

е фонды и оборотн ые средства

В представленные блоки входят следующие виды инвестиций:

  • Блок 1 — Государственные инвестиции, муниципальные инвестиции, отраслевые инвестиции, частные инвестиции, смешанные инвестиции, включая инвестиции зарубежных инвесторов;
  • Блок 2 — прямые (реальные) инвестиции в объекты отраслей материального производства;
  • портфельные инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги;
  • интеллектуальные инвестиции в приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, подготовку персонала и т.п.;
  • альтернативные инвестиции в недвижимость, предметы искусства и т.п.;
  • Блок 3 — начальные инвестиции в освоение проекта или для покупки предприятия;
  • экстенсивные инвестиции на расширение (увеличение) производственного потенциала;
  • эффективные инвестиции на повышение эффективности производства или предпринимательской деятельности;
  • реинвестиции, связанные с заменой объектов на новые, диверсификацией производства и т.п., брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций;
  • Блок 4 — Материальные инвестиции, связанные с применением технологий, машин, оборудования и т.п.;
  • финансовые инвестиции в денежной форме;
  • Блок 5 — Производственные инвестиции (производственная сфера);
  • инвестиции социального назначения (социальная сфера);
  • инвестиции экологического назначения (экологическая сфера);
  • Блок 6 — Инвестиции в новое строительство;
  • инвестиции в реконструкцию (модернизацию);
  • инвестиции в капитальный ремонт;
  • инвестиции в обновление производственного аппарата;
  • Блок 7 — Долгосрочные инвестиции;
  • среднесрочные инвестиции;
  • краткосрочные инвестиции;
  • Блок 8 — Пассивные инвестиции (пассивная часть основных фондов -здания, сооружения и т.п.);
  • активные инвестиции (активная часть производственных фондов — машины, оборудование и другая техника) [15].

2.3Инструменты привлечения иностранных инвестиций

На сегодняшний день, инвестиции в российские проекты, в том числе региональные, продолжают рассматриваться потенциальными зарубежными инвесторами в качестве венчурного(связанного с финансированием новых идей) бизнеса. Поэтому стремление к высокой доходности проектов сталкивается с вопросами высоких рисков, как и любой классический пример венчурного проекта [10].

Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

1) международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;

2) получение зарубежных кредитов;

3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;

4) получение кредитов на компенсационной основе;

5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций;

6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;

8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции;

9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.[13]

У иностранных инвесторов существует убеждение, что инвестиции, осуществляемые совместно с государством — гарант не только возврата инвестиций, но и их мультиплицирования. Сложно не согласится, что подобные инвестиции обладают более высокой степенью защиты, так как в данном случае государство, главным образом, рискует собственным имиджем.

Инвесторы хорошо понимают, что реализация новых проектов в России связана с прибыльностью и окупаемостью, которые в свою очередь неразрывно связаны с политическими рисками и доступностью капитала. Капитал в основном находится под контролем государственных ведомств: государственные банки, крупные государственные компании.

Проводимая денежная политика в стране лишает российскую экономику возможности для самостоятельного генерирования долгосрочных кредитов и сужает спектр направлений развития экономики до экспорта сырья и импорта инвестиций. А согласно прогнозам Минэкономразвития России, текущая ситуация с нарастающим ослаблением европейской экономики, замедлением роста в развивающихся странах может стать дополнительным фактором снижения и российской экономики [14].

В последние годы в России, хотя и наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

  • высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
  • избыточные административные барьеры для предпринимателей;
  • недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;
  • достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
  • отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • недостаточный уровень развития фондового рынка[12].

В России начала XXI века существуют все атрибуты научнотехнического развития, которое могло бы дать социально-экономический эффект инновационного развития. Наша страна обладает наукой, образованием, промышленностью, вошла в координаты информационного общества. Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социальноэкономических, природных, экологических, политических и других условий определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона.

В современных исследованиях социальных проблем (электронный научный журнал), существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.

3.Разработка по совершенствованию государственной инвестиционной политики

3.1. опыт развитых стран в привлечении инвестиций

На сегоднящний день ведущее положение в мировой экономике занимают такие развитые страны, как Япония, США, Канада, Австралия.

Япония:

Япония — один из крупнейших инвесторов на мировом рынке, прямые инвестиции за рубеж по состоянию на конец 2013 года составили 117,7 млрд йен. С другой стороны, страна до сих пор достаточно закрыта для инвестиций извне, даже несмотря на проводимую политику увеличения открытости: поступление прямых инвестиций из-за рубежа на конец 2013 года составило около 18 млрд йен. По сравнению с 2012 годом показатель почти не изменился, тогда как инвестиции за рубеж выросли на 31 %.

В рейтинге DoingBusiness в 2014 году Япония занимала 29-е место, опустившись по сравнению с предыдущим годом на две позиции. Самым слабым местом среди оцениваемых в рамках рейтинга характеристик является налоговая система: число налогов составляет 14, а на их выплату уходит 51 % прибыли (для сравнения в Катаре, занимающем верхнюю строчку рейтинга по этой характеристике, всего 4 налога, выплаты которых составляют 11 % прибыли).

Япония также показывает средние результаты по сложности процедуры запуска бизнеса, получению разрешений на строительство, регистрации собственности и получению заёмных средств. А наиболее высокую оценку получила процедура банкротства — по благоприятности этой процедуры Япония занимает второе место.

Для иностранных инвесторов Япония привлекательна как рынок с высокой ёмкостью, генерируемой, с одной стороны, значительной численностью населения, а с другой — высоким уровнем доходов и расходов на душу населения. Благодаря этому Япония хорошо подходит для реализации технически сложной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Если первоначально Япония проводила протекционистскую политику, ограничивая приток иностранных инвестиций, то теперь препятствием стали высокая стоимость производства в стране, закрытый рынок труда, система возобновляемых контрактов, существование закрытых финансовопромышленных групп и другие особенности деловой среды.

Политика повышения открытости, нацеленная на увеличение притока инвестиций из-за рубежа, предполагает улучшение предпринимательской среды и снижение административных барьеров, продвижение Японии как площадки для инвестирования за рубежом, повышение качества жизни иностранных работников, развитие специализированных организаций[16].

США.

Традиционно США являлись одним из крупнейших экспортеров прямых капиталовложений. Вместе с тем, сейчас возрастает роль США как крупнейшего объекта приложения прямых иностранных инвестиций. В середине текущего десятилетия инвестиции в экономику США составляли 22% мирового объема прямых иностранных инвестиций. Основными факторами привлечения ПИИ в страну являются высокий научнотехнический уровень экономики, ёмкость внутреннего рынка. Не последнюю роль играют политическая и экономическая стабильность в стране. Кроме того, программа «InvestinAmerica», созданная Министерством торговли США, повышает привлекательность американской экономики для иностранных инвесторов. В американскую экономику инвестируют примерно 110 государств. Ведущая роль принадлежит небольшой группе развитых стран. Крупнейшие иностранные инвесторы — Великобритания (19,6% всех накопленных прямых иностранных вложений в стране), Япония (11,2%), Канада (10,2%), Нидерланды (10%), Германия (9,7%), Франция (8%), Швейцария (7,4%) и Люксембург (6,4%).

На долю этих стран приходится около 83% всех прямых иностранных инвестиций в США[17].

Таблица 4 — Прямые иностранные инвестиции в США, млрд. долл [16].

Факторы влияющие на привлечение иностранных инвестиций:

  • США имеют большое преимущество для развития бизнеса в сферу своей большой территории, огромного потребительского рынка, как на территории США, так и возможности экспорта товаров зарубеж;
  • США является мировым лидером по защите прав интеллектуальной собственности.

Многие компании более успешны в США, чем в других странах мира, т.к. их инновации надежно защищены, что позволяет получать им большую прибыль;

  • по мнению многих инвесторов, в США имеется качественная и справедливая правовая система, что дает им уверенность в развитии своего бизнеса;

— в США располагаются семь из десяти ведущих университетов мира, а в общей сложности имеется более чем 4000 университетов и колледжей. Более того, США привлекает студентов со всего мира и более чем 670000 иностранных студентов были зачислены в американские образовательные учреждения в 2008-2009 учебном году. Существует разветвленная сеть местных колледжей, которые могут помочь компаниям обучать своих сотрудников для получения новых навыков работы в постоянно меняющемся рынке, многие из которых также имеют специальные программы для инвесторов.

Немаловажным фактором привлечения инвесторов является транспортная инфраструктура США. Соединенные Штаты хорошо связаны с миром через свою сеть портов, аэропортов, автомобильных и железных дорог. В 2007 году 45 процентов двусторонней торговли произведено через морские пути, 25 процентов по воздуху и остальная часть наземным транспортом. Американские города, районы и села связаны более 47000 милями автомагистралей и 140000 милями грузовых железных дорог, а также десятками тысяч миль государственных и местных автомобильных дорог. В 2007 году в США располагалось 565 аэропорта, из которых 7 входило в двадцатку крупнейших по грузовой загруженности аэропортов мира (2009г.).

  • в США, как местные, так и зарубежные компании следуют одинаковым законам, правилам и процедурам ведения бизнеса и не имеется никакой дискриминации в отношении компаний с иностранным капиталом;
  • по данным отчета Всемирного Банка “Doing Business-2010” открытие бизнеса в США занимает 6 дней[18].

Канада.

Канада, идя по пути принятия единого акта в сфере инвестиций, в 1973 году приняла Закон об иностранных инвестициях, который в дальнейшем был заменен Законом об инвестициях в Канаде.

Сейчас в Канаде отсутствуют какие-либо существенные ограничения на иностранные инвестиции или на канадские — за рубежом. Политика в области иностранных инвестиций строится в Канаде с 1985 г. в соответствии с Законом об инвестициях (InvestmentCanadaAct).

Указанный закон признает за иностранными инвестициями ведущую роль в развитии экономики и создании новых рабочих мест. Для большинства иностранных инвесторов или фирм, открывающих свое представительство в Канаде, определяется уведомительный порядок регистрации

В некоторых специфических секторах канадской экономики для иностранных инвесторов канадскими законами установлены специальные правила[14].

Австралия:

Австралийское правительство проводит политику привлечения иностранных инвестиций в страну, видя в них движущую силу развития экономической активности и занятости населения. Прямые иностранные инвестиции также обеспечивают доступ к новым технологиям, управленческим навыкам и прокладывают дорогу на новые рынки зарубежных стран.

Австралия традиционно рассматривается одной из привлекательных стран для прямых иностранных капиталовложений. Общий объем иностранных инвестиций в Австралию в 2011-12 ф.г. возрос на 86,8 млрд. австр. долл. и составлял 2,1 трлн. австр. долл. Портфельные инвестиции составили 1185,5 млрд. австр. долл. (доля – 55,9%), прямые инвестиции 560,2 млрд. австр. долл. (доля – 26,4%), другие финансовые обязательства – 268,8 млрд. австр. долл. (доля – 12,7%) и финансовые деривативы — 106,2 млрд. австр. долл. (5,0%).

США и Великобритания остаются крупнейшими источниками иностранных инвестиций в Австралию. В последние годы наблюдается рост поступлений из стран Азии, что отражает растущие связи Австралии с этим быстро развивающимся регионом. Стабильность политического и экономического режима, так же как и благоприятные условия для ведения бизнеса в стране являются главными составляющими привлечения иностранных капиталовложений в Австралию.

На начало 2012 года доля США в общих инвестициях в страну составляла 27,4%, доля Великобритании — 23,2%, Японии – 6,1%, Нидерландов – 2,2%, Гонконга – 1,9%, Сингапура – 2,4%.

Новая Зеландия:

Новая Зеландия, являясь полноправным участником международного финансового рынка, активно участвует в мировых инвестиционных процессах. Австралия и США являются важнейшими финансовыми партнерами страны. По данным 2006 года суммарный объём текущих суммарных инвестиций предпринимателей этих стран в экономику Новой Зеландии составил ориентировочно 110 миллиардов долларов (здесь и далее в этом разделе цифры приводятся в долларах Новой Зеландии), что составило почти половину общего объёма иностранных инвестиций. Следующими по объёму общих текущих инвестиций в страну стали Великобритания, Швейцария и Сингапур инвестировав суммарно более 20 миллиардов долларов . Наиболее популярными областями для иностранных инвестиций в экономику Новой Зеландии являются проекты в области финансов и страхования[14].

Объём инвестиций иностранных предпринимателей в Новую Зеландию в 2006 году составил 19,5 миллиарда долларов, при этом новозеландские предприниматели инвестировали в том же году лишь 10,7 миллиарда долларов в зарубежные проекты.

3.2 Механизмы совершенствования государственной инвестиционной политики

В настоящее время основными проблемами регионов в инвестиционной сфере являются острый недостаток источников финансирования, отсутствие стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики, недооценка региональных аспектов Федеральной инвестиционной программы. В российской экономике в целом и в большинстве субъектов Федерации задача совершенствования управления инвестиционными процессами приобрела особую значимость, от ее решения зависят перспективы экономического роста.

Россия потенциально является одной из ведущих стран по привлечению иностранных инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой, существенная ресурсная база, прежде всего это: земельные, лесные и водные ресурсы, богатые недра и почвы, благоприятные природно-климатические условия, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность практически в любой отрасли экономики.

В настоящее время наблюдается процесс медленного подъема экономики России, темпы роста изменений в российской экономике также возрастают. Следовательно, промышленным предприятиям для сохранения своих позиций на рынке (и тем более для завоевания дополнительной доли рынка) необходимо применять современные инновационные подходы и решения в своём поступательном развитии . В таких условиях страна нуждается в колоссальном количестве инвестиционных ресурсов [19].

Дальнейший подъем экономики будет зависеть, в основном, от величины привлечения внутренних и иностранных инвестиций.

Экономика нашего государства, к сожалению, не может обеспечить надлежащего уровня инвестиционной активности. Инвестиции внутри страны замедляются за счет таких факторов, как: недостаточная развитость национального фондового рынка, недоверие со стороны отечественных инвесторов, расслоение доходов населения страны. Поэтому часто высказывается мнение о том, что иностранные инвестиции являются единственным спасением для экономики России. Хотя во многом это не совсем так. Для этого достаточно внимательно следует посмотреть на официальный платежный баланс России.

Общеизвестно, что эффективность реформирования экономики любой страны, ее структурные преобразования с качественным обновлением товаропроизводства, рыночной и социальной инфраструктуры; формирование современной конкурентоспособной среды невозможно без соответствующих капиталовложений. В данном контексте не подвергается сомнению тот факт, что обеспечение постоянного экономического развития может быть только при проведении активной инвестиционной политики, при условии учета, как интересов субъектов этого процесса, так и осознание ими ответственности о судьбе государства и его место в мировом сообществе. Определение ключевых принципов инвестиционной политики и ее содержание связано с формированием согласованной системы законодательства об инвестиционной деятельности; четким определением задач для органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере; созданием действенных механизмов и хозяйственно-правовых средств государственного регулирования инвестиционных отношений.

Исследуя мировой опыт, можно с уверенностью сказать, что активное привлечение и рациональное использование инвестиций самый быстрый путь к подъему экономического развития государства на новый уровень, в частности инновационный. Продуманная инвестиционная политика обеспечивает ее участников благоприятными нормативно-правовыми и экономическими условиями для вложения капитала в экономику государства, сосредоточивая их инновационную направленность . Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. Исходя из этого, рассмотрение вопросов организации и особенностей реализации инвестиционной политики, как на макро-, так и на микроуровне является актуальной задачей для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике [20].

Инвестиционные ресурсы макро экономики преимущественно аккумулируются и перераспределяются на рынке ценных бумаг неотъемлемой составляющей самого сектора. Поэтому актуальным становится вопрос привлечения финансовых ресурсов через соответствующие инвестиционные инструменты. И главной проблемой, которая требует прагматического решения выступает усиление инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, ориентация его участников на привлечение (вложение) капитала и обеспечение при этом корпоративных интересов эмитентов и инвесторов (собственников или кредиторов).

Россия в 2013 году в инвестиционном рейтинге стран поднялась на 8 пунктов, заняв при этом 112 место, это, конечно, можно назвать положительным результатом, однако при этом необходимо отметить, что наша страна уступает Пакистану, Вьетнаму, Замбии, Гане, Таиланду, что в свою очередь уже несколько омрачает первоначальное впечатление от достигнутого и не позволяет назвать данное положение вещей удовлетворительным. Очевидно, движение вперед по намеченному пути с еще большим эффектом и отдачей может обеспечить только обоснованная, основательная и действенная инвестиционная политика.

В данном контексте представляется, что инвестиционная политика России должна базироваться на современных тенденциях развития экономики государства, в частности, динамике объема ВВП; объеме капитальных вложений и вложений в основной капитал с выделением видовой и региональной структуры инвестиций; структуры источников финансирования инвестиций; инфляционных процессов и т. п., а также прогнозных оценок их изменений. Инвестиционную политику государства следует направлять на совершенствование правового обеспечения инвестиционных процессов; формирование организационного и институционального механизмов управления инвестиционной деятельностью на уровне государства и регионов; повышение эффективности экономических рычагов развития инвестиционных процессов, в частности, налоговой, амортизационной и кредитно-денежной политики. Важной задачей инвестиционной политики России на сегодняшний день является обоснование выбора приоритетных сфер вложения капитала из государственных источников финансирования [21].

В процессе разработки инвестиционной политике необходимо

учитывать опыт экономически развитых стран мира, но при этом обязательным является адаптация зарубежных положений к национальным условиям.

Основные задачи инвестиционной политики должны включать в

себя:

  • выбор и поддержку развития ключевых отраслей народного хозяйства;
  • обеспечение конкурентоспособности современной продукции;
  • поддержку развития малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики страны.

Разработанная и принятая инвестиционная политика подлежит реализации с учетом четкого механизма ее внедрения, включающего в себя:

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиций политики;
  • создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Реализация всех указанных функций, направлений и задач предполагает использование специфических механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса с целью достижения максимальной эффективности инвестиционной деятельности, которая при этом может носить как характер совместных государственно-частный инвестиций, так и инвестирования исключительно за счет собственных ресурсов субъектов хозяйствования.

Для создании благоприятного инвестиционного климата государственная политика России, в области инвестиционного сотрудничества, должна соответствовать определенным требованиям:

  • создание четкой правовой базы в сфере финансов, в таможенном и налоговом регулировании;
  • приемлемый уровень налогов, тарифов и отчислений в соответствии с международными нормами;
  • безоговорочное доминирование законов и решений органов высшего государственного управления над частными ведомственными интересами и политикой местных органов власти.

Государственную политику в отношении инвесторов следует наделить селективным характером, т. е. в одних случаях инвестиции можно привлекать на любых условиях, а в других случаях только на определенных условиях, имея в виду жизненно важные отрасли промышленности или регионы. При разработке планов дифференцирования финансовых потоков следует учитывать сложившиеся в стране на данный момент отраслевые и региональные структуры.

Инвестиционная политика должна быть сбалансированной и направленной на гармоничное дополнение внутренних инвестиций внешними, где определяющим фактором будут национальные интересы государства, его инновационное развитие. Дополнительными мерами по привлечению внешних инвестиций, которые будут направляться в приоритетные проекты, являются:

  • дополнение существующей законодательной базы и разработка новой, предусматривающий льготы для иностранных инвесторов, которые намерены вкладывать средства именно в развитие наукоемких отраслей;
  • обеспечение высокого уровня подготовки инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартами;
  • активное сотрудничество с международными инвестиционными и финансовыми структурами;
  • эффективное информационное обеспечение потенциальных иностранных инвесторов относительно возможностей реализации инвестиционных проектов в России.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, отметим, что именно эффективная инвестиционная политика является залогом улучшения инвестиционного климата страны и инвестиционной привлекательности ее регионов и, как следствие, инструментом стимулирования инвестиционной активности, повышения имиджа России как инвестиционно-привлекательного государства с высоким уровнем доходности и защищенности инвестиций [22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях значительно возросла роль государственной поддержки и регулирования инвестиционных процессов. Государство должно способствовать укреплению инвестиционных возможностей предприятий путем выделения на конкурсной основе государственных инвестиций, снижения налогов, уменьшения учетной ставки; на состояние и развитие инвестиционной деятельности предприятий активное воздействие оказывают рыночные преобразования. Благоприятное влияние государственного регулирования на инвестиционные процессы должно формировать привлекательность инвестиционной среды для всех участников рыночного процесса; укрепление инвестиционной деятельности предприятий, привлечение внешних инвестиций, во многом зависит от инвестиционной привлекательности, определяемой конкурентоспособностью предприятий и их продукции, доходностью предприятий, их местом и долей на рынках, качеством и эффективностью менеджмента и маркетинга, окупаемостью используемых инвестиционных проектов. Приоритетными направлениями инвестирования на предприятиях являются инвестиции в укрепление и обновление материально-технической базы, прежде всего, путем технического перевооружения и реконструкции, в инновации и на внедрение ресурсосберегающих технологий, а также в человеческий капитал, в повышение квалификации и доходов работников предприятий. Для повышения эффективности использования инвестиционного потенциала предприятий имеет значение оценка и выбор инвестиционных проектов, а также их своевременная и эффективная реализация при высокой доходности и окупаемости. Немаловажную роль в российский экономике играют иностранные инвестиции, которые несут с собой современные технологии: повышение производительности труда, создание новых социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты, опыт управления. Поэтому усилия государства необходимо направлять на привлечение иностранных инвестиций. Таким образом, инвестиционная политика является одним из важнейших средств, используемых государством для установления устойчивого роста экономики в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Николаева, И.П. — Инвестиции: Учебник для бакалавров / И.П.Николаева.- М., 2013.- 145 с. 2 Найман, Э. — Путь к финансовой свободе: Профессиональный подход к трейдингу и инвестициям / Э.Найман.- М., 2013.- 250 с. 3 Блудова, С.Н. — Основы внешнеэкономической деятельности в РФ / С.Н.Блудова, А.В.Гвоздиков, Ж.А.Попова, Э.А.Русецкая.- М., 2012.- 200 с. 4 Евсеенко, О.С.- Инвестиции в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / О.С. Евсеенко. — М.: Проспект, 2011. — 324 с. 5 Слюнина, В.А. — Особенности инвестиционного процесса в современной экономике Российской Федерации / В.А. Слюнина// Современные научные исследования и инновации.- 2012.- № 11.- 20 с. 6 Егорова, Е.А. — Механизм привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры / Е.А. Егорова, В.В. Зезюлин, А.В. Некрасов.- М., 2010.- 237 с. 7 Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». 8 Фирсов, В.- Организационные формы венчурного предпринимательства / В. Фирсов // Экономист.-1994.-№6.-С.93-100. 9 Бюллетень социально-экономического кризиса в России.-2015.- № 4. 10 Карпей, Т.В.- Экономика, организация и планирование промышленного производства / Т.В. Карпей // Министерство экономического развития Российской Федерации.- М., 2004.-328 с. 11 Инвестиционная привлекательность региона [Электронный ресурс].Режим доступа: http://invest.bujet.ru/article/57462.php (Дата обращения: 25.11.2015).

12 Иоаннесян, С.Л.- Государственная регулирование инвестиционного процесса в России //США: Политика. Экономика. Идеология. –М.,1997.- 41 с. 13 Беренс, В.- Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ, перераб. и доп. издан./ В. Беренс, П.М. Хавранек- М.: АОЗТ «Интерэкспорт», ИНФРА-М, 1995.-378 с. 14 Бетин О.И.- Некоторые аспекты региональной социальноэкономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика.- М., 2003.- 215 с. 15 Портал внешнеэкономической информации// нормативные акты иностранных государств[Электронный ресурс].-Режим доступа: http//www. ved.gov.ru (Дата обращения 24.10.2015).

16 Власов Г.Н.- Государственное регулирование экономики//Учебное пособие// Г.Н. Власова, А.М. Желтова.-М.,2008.-42 с. 17 KeyPartner&Intesco// аналитика// статья «Японский опыт привлечения инвестиций»[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.keypartner.ru/ (Дата обращения: 27.11.2015).

18 Borga M. and Mataloni R. U. S. Investment Position for 2000. Survey of CurrentBusiness,July2001,p.16.

19. Макроэкономика США[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://investfuture.ru (Дата обращения 24.11.2015).

20 Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main/ (Дата обращения: 20.11.2015).

21 Слепов В.А.-Инвестиции// Учебное пособие// под.ред. д.э.н. В.А. Слепова,-М.,2002.-280 с. 22 Вознесенская Н.Н.- Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт.: сравнительно-правовой комментарий /Н.Н. Вознесенская- Москва: изд-во «Инфра», 2006г. – 213 с.