Управление — это результат интеллектуальной деятельности людей, их совести и воли. Это целенаправленное управляющее воздействие субъекта над объектом с целью перевода последнего в новое состояние. Он возникает тогда и только тогда, когда необходимы сознательные усилия для ведения любого бизнеса для достижения определенных социально значимых результатов. Вне управления может быть только одно: хаос и беспорядок и, как следствие, человеческие беды и трагедии.
Культура менеджмента — это особый тип культуры, связанный с воспроизводством экологических ценностей в продуктивной жизни, а также элемент управленческой деятельности, имеющий свои задачи, цели и средства их достижения, характерные для профессионального и профессионального уровня моральный уровень руководителя. Культура управления определяется следующими методами управления: стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, профессиональный уровень управленцев, применяемые методы стимулирования всех сотрудников,восприятие персонала как достояния организации, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д. Сегодня культура менеджмента — это культура сотрудничества, соучастия, согласия, прозрачности. Цель менеджера — позволить каждому сотруднику и организации максимально продемонстрировать свои профессиональные навыки. Корпоративная культура — важнейший инструмент, который помогает обеспечить эффективность любой организации. Корпоративная культура способствуетусилению деловых взаимодействий; она определяет способы общения междусотрудниками и способы регулирования внутренних отношений, а такжеинновационные методы. Основная трудность в формировании управленческой культуры заключается в отсутствии системы обучения управленческой культуре труда, различного образовательного, культурного, возрастного уровня сотрудников, степени трудовой активности, исполнительской дисциплины и так далее.
Следовательно, формирование культуры в управленческой деятельности – это механизм управления изменениями, который обеспечит эффективность и качество профессиональной деятельности, поможет стать учреждением с грамотно развитой управленческой культурой, которая в свою очередь станет интересной для потенциальных потребителей, партнеров, спонсоров и самих сотрудников. Однако в современных рыночных условиях у многих фирм остаются нерешенными вопросы эффективной управленческой культуры труда. Целью данной курсовой является анализ культуры управления и в ходе работы поставлены задачи:
Управленческие инновации в деятельности организации
... внедрения управленческих нововведений в деятельность руководителя коммерческой организации. Методы исследования - экономические, социологические, статистические. управление инновация персонал Глава 1. Теоретические основы управленческих инноваций ... различных ситуациях и которые впоследствии формируют образ корпоративной культуры. Многие факторы влияют на заинтересованность сотрудников в проявлении ...
1. Охарактеризовать теоретические аспекты культуры управленческого
труда. 2. Исследовать пути повышения эффективности труда менеджера. 3. Выявить пути совершенствования культуры управленческого труда.
Раздел 1. Теоретические аспекты культуры
управленческого труда
1.Понятие и сущность культуры управленческого труда
Организация — сложный механизм, в основе жизненного потенциала которого лежит организационная культура. А организационная культура предприятия — причина, по которой люди стали членами этой организации. То, как построены отношения между еѐсотрудниками, какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и в значительной степени предопределяет успех деятельности организации и ее долгосрочное выживание. Если сегодня мы говорим, что у организации есть душа, то эта душа и есть организационная культура. А носителями организационной культуры являются люди, которые прилагают максимум усилий для жизни этой организации. Но в организациях с уже сложившейся организационной культурой он кажется отделенным от людей и становится атрибутом организации, оказывая активное влияние на сотрудников организации, изменяя их поведение в соответствии с нормами и ценностями, которые формируют его основу. Одним из основных, принципиально уникальных инструментов воздействия на людей является культура.
Культура — универсальный инструмент, который сегодня обслуживает как иерархическую, так и рыночную системы управления. Завтра без него развитие органических и гибких конструкций будет невозможно. Это одно из важнейших организационных звеньев в любой системе управления, независимо от социально-экономической системы. Культура менеджера — это не абстрактное понятие культуры, а все его конкретные действия, отношения, поведение, искусство и навыки.Только через культуру можно судить о том, как менеджер заботится о своих сотрудниках, ведет свой бизнес как внутри компании, так и организует взаимодействие с окружающей его социальной средой. Любая организация — это, по сути, культурное пространство, которое играет очень важную роль в регулировании поведения людей, характера жизни организации. Культура и поведение взаимодействуют друг с другом по поводу того, что люди делают, как они это делают. Изучая проблемы организационного развития, исследователи констатируют, что организационная культура в настоящее время является важнейшим условием качественной работы персонала. Э.Шейн называет основные аспекты культуры организации (сферы еѐ проявления, формы функционирования и задачи), как: решение проблем выживания и адаптации к окружающей
среде(достижение консенсуса в области коллективных
представлений о роли и стратегии организации, а именно: видение
будущего и смысла существования организации, конкретных
целей и средств их достижения, критериев оценки результатов,
стратегии, коррекции и восстановления организации).
управление внутренней интеграцией (выработка языка
концептуальных понятий группы, еѐ границ, распределение
служебных и властных полномочий, разработка правил общения,
Профессиональные заболевания (болезни) и их профилактика средствами ...
... сомнений существование следующих разновидностей профессиональных дискинезий: дискинезии при письме (также при черчении) - заболевание лиц умственного труда («писчая судорога», «писчий спазм»); дискинезии при работе на клавиатуре. Этой разновидностью болеют ...
поощрения или наказания, управления в условиях
неопределѐнности).
представления о времени, реальности, истине, и пространстве. представления о человеческой природе, деятельности и общении. Всовременном мире всѐ больше руководителей готовы целенаправленно заниматься совершенствованием и поддержанием организационной культуры, формулировать, выделять и обсуждать важнейшие принципы, ценности, установки жизнедеятельности организации, этические нормы поведения, отношения к организации и сотрудникам, которых бы придерживалось большинство членов коллектива. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить: Для реализации еѐ стратегии эффективно использовать человеческие ресурсы компании Повысить управленческий уровень компании Усилить сплоченность команды Использовать мотивирующий фактор стратегии, как направляющий на достижение целей компании, всех еѐ сотрудников Часто организационная культура понимается как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за еѐ пределами. Рассмотрение организаций как сообществ с общим пониманием их целей, задач, значения и места, их ценностей и поведения привело к появлению концепции организационной культуры в жизни.
Сегодня компании рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент для согласования всех своих отделов и отдельных сотрудников с общими целями для стимулирования инициативы сотрудников и создания продуктивного взаимодействия. Организационная культура представляет собой один из главных механизмов согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы, поведенческие и этические модели, разделяемые всеми сотрудниками. Носителями организационной культуры являются люди. Поскольку культура играет важную роль в жизни организации, она должна быть предметом пристального внимания руководства. Управление не только соответствует и сильно зависит от организационной культуры, но также может влиять на формирование и развитие организационной культуры. Следовательно, менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и влиять на ее формирование, улучшение и изменение в желаемом направлении. Управленческая культура в процессе достижения целей организации выражает уровень социальной интеграции и профессиональной зрелости персонала. Как отмечает В.А. Спивак, организационная (управленческая) культура – «это среда, атмосфера в которой мы прибываем, все, что нас окружает, с кем и чем мы имеем дело на работе».
Цель управленческой (организационной) культуры – помочь людям
более продуктивно работать, добиваться высоких результатов, а главноеполучать удовольствие от труда. Если человек находится в организационной культуре, которая ему не свойственна, его деятельность стеснена, ограничена. И наоборот, в комфортной организационной культуре компании активизируется деятельность сотрудника и соответственно повышается эффективность.
1.2.Функции организационной культуры.
Организационная культура формируется в совместном процессе преодоления людьми, работающими в организации, трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции. К трудностям внешней адаптации относитсявсѐ, что связано с проявлением организации во внешнем окружении – определение своей рыночной ниши, выстраивание отношений и установление контактов с партнерами, потребителями, властями, победа в соревнованиях с конкурентами и. т. д. Преодолевая трудности внешней адаптации, организации учатся выживать. Результатом становятся согласованные представления о: Стратегии и миссии предприятия; цели,отражающей миссию организации; средствах, достижения цели; критериях оценки результатов своей деятельности; стратегияхкорректировки направлений развития, если цели по
Совершенствование деятельности организации как объекта управления. 2013 г
... работу предприятия, необходимо спланировать основные показатели, по которым предприятие должно выполнять бюджет. 5. Несмотря на то, что предприятие осуществляет производственную деятельность на предприятии необходимо ввести в организационную структуру управления ...
тем или иным причинам недостижимы. К задачам, с которыми сталкивается любая организация в плане внутренней интеграции, можно отнести делегирование полномочий, распределение власти и ответственности, преодоление конфликтов «притирку» стилей деятельности, поведение, коммуникации и пр. Преодолевая трудности внутренней интеграции, организации получают знания о том, как работать вместе. Формируя общее для всех: концептуальные категории и язык общения; критерии членства в организации, и еѐ группах(критерии
определения того, кто «наш», а кто не «наш»); правила и критерии распределения власти и статуса; внутренние принципы и идеология; В процессе преодоления трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции организационная культура выполняет ряд существенныхфункций по отношению к организации, еѐ индивидам и различным структурным образованиям. Охранная функция. Культура — это своего рода препятствие для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды.Тем самым, она нейтрализует действие негативных внешних факторов. Управленческая культура как сознательно сформированное явление четко определяет границы, в которых прекращается действие ценового механизма, а неопределенность уступает место активным и планомерным действиям предпринимателей и менеджеров. Он включает в себя особую систему ценностей, особый климат и способы взаимодействия между членами организации и, таким образом, создает уникальный имидж компании, который позволяет ей выделяться среди других компаний. Интегрирующая функция. Прививая систему определенных ценностей, разделяющих интересы всех уровней организации, организационная культура создает чувство идентичности между отдельными людьми и группами — ее участниками. Это позволяет каждому сотруднику внутрифирменной жизни лучше осознать цели организации; прибрести наиболее благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает; Ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.
1.3.Методы измерения культурного уровня
Поскольку концепция управленческой культуры относится к уровню или ступени, важно использовать определенные методологические инструменты для измерения уровней. Ведь сама по себе эта концепция не гарантирует наличие только высокого уровня. Он может быть низким, средним и высоким, необходимость такого инструментария обусловлена, прежде всего, практическими потребностями оценки (диагностики, анализа) уровня культуры управления, определения «слабых звеньев», разработки соответствующих мер и их практической реализации. Обычным методом оценки для определенного типа и разновидности управленческой культуры является нормативный метод.Он дает возможность использовать предписывающую базу типа «как надо выполнять то-то и то-то», «какой должна быть данная подсистема или система», «как следует оформлять те или иные документы» и т.д. В рамках этого нормативно-правовая база определяет конкретные модели, образы, клише или схемы, по которым оценивается уровень культуры. Поэтому, во-первых, необходимо постоянно и своевременно обновлять, совершенствовать и пополнять нормативную основу управления и, во-вторых, нужно идти в ногу со временем и иметь инновационную нормативную базу, которая будет отражать высший уровень культуры управления.
Культура поведения за столом. История и современность
... чем больше выделяется «горячего» сока, тем лучше переваривается то, что вы едите. И забота об этом также отразилась в правилах поведения за столом. Почему бы, например, не нарезать котлету ... локти. А это значит, что окажется в опасности щека соседа. А локти на столе? Они занимают место, где должна быть соседская тарелка. Да и приятно ли ...
Характеристики культуры организации.
Не секрет, что успех бизнеса достигается в результате прямого взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть реальными и достижимыми, понятными каждому сотруднику и отражать фундаментальную природу бизнеса. именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не фабрики, оборудование и производственные запасы, являются основой конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Компания может иметь уже сформировавшуюся организационную культуру, в этом случае перед ней должна стоять задача сохранения и поддержания культуры или задача ее изменения. Компания также может находиться в процессе формирования культуры, и в этом случае она должна гарантировать, что ситуация не выйдет из-под контроля. Культуре обучаются. Начиная свою деятельность в той или иной организации, каждый сотрудник учится и перенимает определенные культурные ценности и правила поведения, присущие той или иной организации. Характеристика «мужской» и «женской» культуры организации. параметр культуры «мужская» культура «женская» культура
организации организации Роль мужчины и Мужчина должен Мужчина может женщины зарабатывать, женщина заниматься
- воспитывать детей воспитанием детей и
не обязательно должен
зарабатывать на жизнь Доминирование Мужчина должен Различие между
доминировать в любой полами не влияет на
ситуации занятие властных
позиций Главная ценность Успех — единственное, Качество жизни,
что самое главное уровень жизни
вжизни Жизнь и работа Жить для работы Работать, чтобы жить Что является важным Деньги и хорошие Окружение и мужчины
материальные условия Стремление Всегда быть лучшим Ориентирована на
равенство, не пытаться
казаться лучше других Отношение к свободе Независимость Солидарность Чувство Уважать тех, кто Сочувствие
добился успеха неудачникам Принятие решений Логика Интуиция
Раздел 2 Кадры управления и их роли. Необходимые
навыки и качества менеджера.
1.Способы повышения этичности поведения руководителей и
рядовых сотрудников. Управление — это единый процесс, представленный несколькими органами управления или персоналом. Цель их взаимодействия — выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители).Главное место в управлении занимает менеджер. Он руководит определенной командой, поэтому право принимать и контролировать управленческие решения остается за ним, он несет полную ответственность за результаты работы команды. Менеджер — профессиональный менеджер, лидер, занимающий постоянную должность и обладающий полномочиями принимать решения по конкретным направлениям деятельности организации. Специалисты — это сотрудники, выполняющие определенные управленческие функции. Они обрабатывают информацию и готовят решения для лидеров соответствующего уровня. Сам процесс управления включает в себя следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту. Управленческая деятельность подразделяется на три концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями).
Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью. ...
... объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады. Ответственными за организацию и производство работ повышенной ...
Роль менеджера — это набор представлений о его поведении. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге поможет менеджеру обеспечитьвыполнение всех четырѐх управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).
Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями, разделенными на три группы: концептуальные, коммуникативные и технические. Профессиональный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их проявления зависит от положения руководителя по карьерной лестнице. Топ-менеджеры должны в первую очередь обладать концептуальными навыками, более низкие менеджеры должны обладать техническими навыками. Менеджеры всех уровней должны в равной степени владеть коммуникативными навыками. Менеджмент — это наука, профессия, поэтому чтобы овладеть ею, менеджер должен пройти специальную подготовку. Но кроме того управление — это ещѐ и искусство. Требуются организаторские способности, ораторское мастерство, своеобразный лидерский талант. Управляющий, прежде всего, должен быть хорошим организатором с трезвым, расчетливым умом, обладать даром предвидения, смелостью, решительностью, способностью пойти на риск, должен быть новатором, восприимчивым к новым идеям, мыслям иметь деловую хватку, способным строить и регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе. Кроме того, он должен обладать высокими моральными качествами: честностью, порядочностью, справедливостью, ответственностью, трудолюбием и добротой. Кроме того, менеджер должен соответствовать определенным физическим характеристикам: впечатляющей внешности, активности, энергичности и здоровью. Фундаментальная этическая концепция — гарантировать личное достоинство и благополучие людей. Чаще всего мы думаем и действуем по отношению к другим так, как мы хотим, чтобы они думали и действовали по отношению к нам. Чтобы гарантировать, что решения принимаются с учетом этических норм, организации создают этические кодексы, определяющие ценности и модели поведения, необходимые для управления процессом принятия решений. Хотя они сильно различаются в зависимости от организации в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских подхода: утилитарный, индивидуальный, моральный и справедливый. Утилитарный подход. Этот подход предполагает, что лицо, принимающее решения, не только отражает, рассчитывает каждую альтернативу с участием всех заинтересованных сторон, но также выбирает решение, которое одобрено наибольшим количеством людей. Концепция утилитаризма рассматривается в первую очередь как анализ прибыли и затрат, поскольку он сравнивает затраты и выгоды от принятия решений. Один из недостатков метода является трудность точного подсчета взятых в отдельности прибыли и издержек. Моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены этим способом. Недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может подавлять права меньшинства. Индивидуальный подход.Заключается в том, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассматривают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения наивысшего качества. В итоге достигается общая польза, так как люди будут стараться согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, которое будет учитывать интересы других людей. Морально-правовой подход. Основывается на предпосылке, что человек или группа людей имеют право на должное обращение или право на что-либо. Принятое решение считается этичным, когда оно не нарушает права человека. Основной недостаток этого подхода – дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Справедливый подход основывается на том, что этически верное решение должно придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, иначе говоря, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей. Этические стандарты бизнеса становятся предметом пристального внимания со стороны менеджеров и потребителей. Компании уделяют огромное внимание этике поведения по всем аспектам деятельности во избежание негативного мнения общественности, утраты престижа фирмы, как в государственных органах, так и в деловых кругах. Этика менеджмента представляет собой совокупность моральных принципов, ценностей и требований, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения. Чтобы быть этичной, организация должна свои представления о должном поведении основывать на общечеловеческих нормах поведения. Она не может давать свои собственные определения добра и зла. Организации, как правило, принимают необходимые меры в целях повышения этичности поведения персонала. К таким мерам относятся: личный пример руководителей; разработка и подборка этических нормативов, морально-правовых кодексов организаций; обучение этическому поведению работников организации; создание комитетов по этике; проведение социальных ревизий.
Совершенствование управления закупочной деятельностью организации ООО «Контрейд»
... закупочную деятельность, подчеркивается значимость этого процесса, развитие и совершенствование его в исследуемой организации. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления закупками, повысят эффективность процессов снабжения организации. Структура ...
Таблица 2.1 Виды и разновидности культуры управления Виды культуры управления Разновидности культуры управления
Информационная Культура работы с документами,
разработки форм
документов, использования
стандартных форм, культура деловой
речи
культура обработки, сбора, выдачи и
передачи информации.
Организационная Культура организации рабочих мест
работников (персонала) управления,
подготовки и проведения
совещаний, заседаний, собраний
Культура контроля, аудита,
проверки,
Культура организации приѐма
посетителей
Культура разработки и внедрения
Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в ...
... формированию ассортимента и управлению запасами сырья, оказанию коммерческих услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном ...
регламентов, норм, нормативов,
стандартов
Социальная Культура производственной среды в
аппарате управления Экономическая Культура предпринимательства,
бизнеса
Культура хозяйствования
Культура экономического
партнерства
Социально-психологическая Культура общения между
руководителями, подчиненными,
руководителями и подчиненными
Культура ведения разговоров по
телефону
Культура деловой одежды
Культура ведения
деловыхпереговоров
Правовая Культура использования
руководителями прав, полномочий, Техническая Культура использования
организационных и технических
средств управления
2.2.Пути повышения эффективности труда менеджера Стиль работы управленца представляет собой совокупность способов и приемов управленческого воздействия на персонал. Именно в стиле руководства находят своѐ отражение внутренняя культура, знания и опыт руководителя и только стиль оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации. Именно, с помощью стиля руководства можно значительно повысить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить.Необходимо помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления управления разными людьми. Хороший руководитель это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации. Таблица 2.2 Анализ проявления низкого и высокого уровня
культуры. Проявления низкой культуры Проявления высокой культуры Как правило, несвоевременное Своевременное начало приѐмов начало приѐмов Небрежная поза и «барские» Позы и манеры, не дающие не манеры руководителя малейшего намѐка на
«руководящее превосходство» Тон и слова, унижающие и Уважение к человеку, его оскорбляющие достоинство профессии. Умение слушать, человека вникать в ситуацию, вести
разговор Использование времени приѐмов Телефоны не влекут руководителя для решения служебных и личных к себе. Руководитель пользуется вопросов телефоном только для уточнения и
решения вопросов, связанных с
данным посетителем Обещает помочь или сделать что- Единство слова и дела. то, забывая об обещанном.
Руководствуясь, таким примерам «полярных культур», конкретный руководитель получает возможность «примерять» их к собственной деятельности для повышения культуры на основе самовоспитания или совершенствования необходимых навыков и умений. Ещѐ одна разновидность сравнительного метода — сопоставление по определенным показателям (индикаторам) культуры управления «у них — у нас». Речь идет о сравнении, считается полезным взглянуть на себя,черездругихи увидеть недостатки в собственной культуре управления. Для более детального и профессионального сравнения необходимо использовать специальные таблицы, состоящие из трех колонок:в первой определяются показатели (индикаторы) сравнения, во второй записывается то, что по данному показателю присуще нашему учреждению, а в третьей указывается то, что по данному показателю свойственно другому учреждению. Исходя из этого, если коллектив и руководство какого-то учреждения стремится повысить ту или иную разновидность культуры управления, необходимо использовать определенные аналитические методы ее измерения. Это позволит сделать стремление организации конкретным и перевести его на язык целей, задач, практических мероприятий и результатов.
Этапы творческой деятельности ребенка
... молодая наука способствует развитию творческого потенциала человека. Творчество Творчество - это деятельность, порождающая что-то качественно новое, чего раньше не было. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не ... Целью данной работы, как мне кажется, является изучение моделей построения новых действий в незнакомых ситуациях, то ...
По моему мнению для того чтобы повысить культуру управленческого труда заведующей д/с №70 необходимо проводить научно-практические конференции, педагогические советы, семинары или обмен опытом. Еще целесообразно изучать реальные образовательные потребности разных социальных групп населения и предоставлять им соответствующие услуги. Также можно сотрудничать с семьями для совместного построения индивидуальных программ образования и воспитания дошколят, формирование у населения ценностных образовательных ориентиров. Необходимо расширять участие общественности, и прежде всего педагогической, в определении перспектив развития образования, анализе программ развития образовательных учреждений. Нужно постараться обеспечить опережающее развитие системы управления, так как от этого зависит эффективность решения всех других проблем образования. Совершенствование управления должно стать приоритетнейшим направлением любой программы развития образования. 2.3. Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации. Итак, для повышения своей деловой квалификации менеджеру необходимо направить свои усилия на: 1)Совершенствование структуры управления организацией, максимальное ее упрощение, объединение большинства функций, определение полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств. 2) Разработку стратегии развития организации сопоставляя еѐ сильные и слабые стороны, философию и политику организации, охватывающую все ее функциональные области. 3) Разработку информационных источников организации, обеспечивающих эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования. 4) накопление необходимых навыков с помощью системы постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, профессиональной переподготовки, развития инициативы, творчества. 5) Применение адекватного внутренним и внешним факторам стиля руководства, воздействующего на организацию. 6) Формирование работоспособности, совместимой группы работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата. 7) Плодотворная работа по созданию культуры организации, выработкесовместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками. Менеджер может требовать от своих подчинѐнных необходимых качеств, если он сам является для них примером. Только в ходе постоянной работы над собой, он может достичь успеха.Не смотря на то, что огромное значение имеет повышение квалификации в учебных центрах и вузах, большое значение имеет самообразование и самостоятельная работа по расширению своих знаний в области менеджмента. Обычно рекомендуется следующая программа индивидуальной работы по повышению квалификации отдельного специалиста: 1) Определение содержания работ. Фиксирование выполнение работ в специальном дневнике. Составляется подробное описание фактически сделанной работы. Соотношение полученных данных с нормативными материалами, определяющими обязанности. Определение функций, которые специалист, стремится выполнить. 2) Составление письменного описания всей работы на следующий год. 3) Анализ подробного описания произведѐнной работы, самостоятельный анализ проделанной работы, анализ подготовленного работником документа его коллегами, анализ этого же отчѐта непосредственно начальником и его заключение. Изучение результатов всех анализов, обобщение, выявление недостатков, необходимости в профессиональном развитии; 4)Исходя из всего этого, составляются собственные системы целевого управления профессиональным ростом. Определение конкретных целей по совершенствованию профессионального мастерства и личных качеств, достижение которых имеет огромное значение в решении поставленных задач. Систематический анализ и корректировка программы повышения квалификации в соответствии с изменениями ситуации и появлением новых требований.
Раздел 3. Основы управленческой деятельности руководителя ДОУ.
3.1 Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №70
«Солнышко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №70 «солнышко» был открыт в 1973году, местонахождение детского сада г. Улан-Удэ, улица солнечная 15а. В данном учреждении работает 120 человек. Руководство деятельностью ДОУ осуществляется заведующей, которая назначается на должность и освобождается от должности комитетом по образованию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Во время отсутствия заведующей руководство осуществляется старшим воспитателем (методистом).
Деятельность ДОУ направлена на организацию воспитательно образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Основная цель ДОУ заключается в создании условий для гармоничного, полноценного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста на уровне их индивидуальных возможностей. А также создание условий для эмоционального благополучия ребѐнка в процессе совместной деятельности и общения: ребѐнок-педагог, ребѐнок родители, ребѐнок-ребѐнок.Такжевсе работники ДОУ несут огромную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника.
Организационная система взаимодействия в управлении ДОУ.
Комитет по
образованию
Заведующая ДОУ
Совет педагогов ДОУ Общее собрание ДОУ Родительский комитет
ДОУ
Педагогические Все работники ДОУ Родители (законные работники ДОУ представители)
воспитанников
3.2Анализ культуры управленческого труда персонала МБДОУ д/с
№70«Солнышко»
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Именно это предопределяет необходимость еѐ постоянного совершенствования и повышения эффективности, зависящей от взаимодействия различных факторов: знание всех и каждого члена педагогического коллектива; четкое продуманное разделение и кооперация труда работников ДОУ; рациональная организация личного труда руководителя; самоанализ;Руководитель МБДОУ д/с №70 организует работу педагогического коллектива, медицинского и всего обслуживающего персонала для решения одной из основных задач: создания культурной развивающей среды для дошколят. Организационно — педагогическая деятельность предполагает:
- Выбор и формулирование целей и задач развития учреждения;
- Планирование образовательного процесса;
- Отбор средств, для его реализации;
- Подбор и подготовку исполнителей;
Прогнозирование возможных проблем и трудностей,
достижения целей и решения задач, реализации целей;
Разработку технологии реализации целей и задач развития
учреждения;
- Оценку результативности работы педагогического коллектива;
Факторами, влияющими на результат организационно– педагогической
деятельности заведующей, являются: Рациональная организация труда, руководителя дошкольного
учреждения; Самооценка результативности; объективное распределение функциональных обязанностей между работниками учреждения;
- знание потенциальных возможностей членов коллектива; Для МБДОУ д/с №70 характерен подход привлечения к
управленческой деятельности самих педагогов, таких как планирование
деятельности образовательной деятельности.
Руководствуясь таблицы 2.1 можно провести анализ культуры управленческого труда заведующей МБДОУ д/с №70 «Солнышко»:
1.В ДОУ действуют правила внутреннего трудового распорядка
2.Заключены договоры с Учредителем, о сотрудничестве с другими организациями, с родителями. Утверждены все Положения, должностные инструкции. Получены заключения санитарно-эпидемиологическое и от государственной противопожарной службы. 3.Документы, регламентирующие деятельность ДОУ соответствуют законодательным нормативно-правовым актам. Утверждены на всех уровнях. 4.В ДОУ ведется делопроизводствоорганизован архив, ведутся личные дела работников и др. 5.Материально-техническая база ДОУ находится в постоянном развитии, дополнении и максимально используется. Осуществляются текущие ремонты. 6.Оценка организационных условий образовательного процесса: Участие педагогов в развитии пед.процесса(освоение новых программ и технологий, диагностика профессиональной деятельности педагогов, разнообразные формы взаимодействия педагогов).
Педагогический коллектив внедряет эффективные методы и приемы, новые технологии при реализации общеобразовательной программы ДОУ. 7.В ДОУ создана оптимальная образовательная среда, где творческий потенциал педагогов реализуется в инновационной деятельности, а также при повышении квалификации, аттестации. Используются разнообразные формыработы с пед.коллективом, велась работа над реализацией программы «От рождения до школы», внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ. 8.Разработаны формы перспективного и календарного планирования в соответствии с ФГОС, календарно-тематическое планирование по возрастным группам. Также соблюдается социально-психологическая, правовая, техническая, культура управления. Состояние управления обеспечивает развитие ДОУ в соответствии с современными требованиями. Сформировано единое целевое пространство. Факторами результативности деятельности заведующей ДОУ в первую очередь служат: личные качества заведующей, опыт работы в качестве руководителя, образование в области управления, желание работать руководителем.
3.3 Оценка эффективности культуры управленческого труда в
МБДОУ д/с № 70 « Солнышко» Центральным звеном оценки эффективности культуры управленческого труда является использование трудовых ресурсов, анализ производительности труда, который включает изучение его уровня, динамику и общую оценку выполнения плановых заданий. Эффективность работы всего детского сада зависит от приложенных усилий каждого сотрудника ДОУ для реализации интеллектуального воспитания в сфере своей деятельности. Для этого используется метод наблюдения, аналитические методы работы с персоналом ДОУ и метод оценок. Так уровень эффективности работы заведующей обычно оценивают по десятибальной шкале.Оценивание происходит по следующим направлениям: Организация всего образовательного процесса, распределение
обязанностей между членами коллектива; Сотрудничество с комитетом по образованию; Повышение квалификации кадров в области интеллектуального
развития и воспитания; Обогащение развивающей предметной и пространственной среды; Решение финансовых вопросов; Работа с родителями; Координация работы с другими учреждениями; Связь со школой; Следовательно, что «педагогически» оформленный процесс самоорганизации руководителя и воспитателей – это и есть единственно возможный способ решения главных проблем дошкольного образования в современных условиях. Современное содержание педагогических знаний об открытой, неповторимой, беззащитной личности ребѐнка, о средствах педагогической поддержки сознания, о приоритетных ценностях души дошкольника пробуждает «человеческое в человеке», способствует организации гуманного педагогического сознания управленца тогда, когда оно вызывает ответную волну эмоций.
Само понятие «качество образовательного процесса» с позиции каждого его участника понимается по-разному: Для детей – это обучение в интересной, игровой форме. Для родителей – это эффективное обучение детей — обучение без утомления;
- сохранение как психического, так и физического здоровья детей;
- успешность обучения;
- поддержание желания детей учиться;
- обеспечение возможности поступления детей в престижную школу; -обучение престижным предметам (иностранные языки, хореография…) Для воспитателей – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ, родителями:
- успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
- оптимальный подбор приѐмов и методов с детьми;
- поддержание интереса детей к учебному процессу;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- оснащенность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием. Для руководителя – это:
- высокая оценка деятельности воспитателей детьми и родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
- сохранение здоровья детей;
- рациональное использование рабочего времени педагогов и учебного времени детей;
- успешность деятельности детей и педагогов;
— полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе. Структура управления демократична. Работает стабильный кадровый состав, способный эффективно осуществлять поставленные цели и задачи, активно участвовать в инновационной деятельности. Разработана «Образовательная программа ДОУ», осуществляется план по здоровьесбережению. Внедряются эффективные методы, приемы, новые технологии при реализации комплексных и парциальных программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образование-это процесс передачи определѐнной общественно значимой информации. В частности он происходит в процессе обучения детей на занятиях, прогулках, в процессе игр, общения с родителями. Поэтому в современном мире пристальное внимание обращено на управление качеством образовательного процесса. Образовательная программа является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом дошкольного уровня образования. Образовательная программа является основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Содержание образовательной программы может по мере необходимости корректироваться ежегодно. А приступая к составлению годового плана, руководитель должен помнить, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.
Влияние культуры управленческого труда на трудовые процессы, происходящие, в организации является одним из самых важных моментов, который должен учитываться любым руководителем, как начинающим, так и имеющим опыт. Правильное использование и знание всех элементов культуры труда управленцем, будь то культура проведения совещаний или же организационная культура по подбору персонала, поможет прийти к положительным результатам повышения производительности на предприятии, а значит, не может игнорироваться на любом этапе управленческой деятельности.
На современном этапе, искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и предпринимательский успех. В свою очередь возникает острая потребность в подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно руководить и создавать благоприятные условия труда, поэтому изучение такой науки, как управление, является основой деятельности руководителей любого типа предприятия. Необходимо уметь правильно организовать рабочие процессы в организации, создать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и др. – все эти понятия составляют и характеризуют сущность культуры управленческого труда.
Без сомнения, культура управленческого труда — есть понятие многогранное, характеризующееся множеством показателей и определений. Необходимо расширять участие общественности, и прежде всего педагогической, в определении перспектив развития образования, анализе программ развития образовательных учреждений. Нужно постараться обеспечить опережающее развитие системы управления, так как от этого зависит эффективность решения всех других проблем образования. Совершенствование управления должно стать приоритетнейшим направлением любой программы развития образования. Следовательно, для оптимальной организации работы дошкольного образовательного учреждения необходимо прежде всего разработать соответствующую систему управления, функциональные обязанности всех субъектов образовательного процесса.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlencheskaya-kultura-menedjera/
1.Абрютина.В.А. «Корпоративная культура: значение и
функции.Менеджмент в России и за рубежом.2009.г- 272с 2. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. — М.: Д. В.Г. Коновалова. Управление персоналом: теория и
практика 2014г.154с.
3.В.Г. Коновалова. Управление персоналом: теория и практика. Управление организационной культурой. Учебно-практическое пособие Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.Я. Кибанова
2010г.432с.
4.Ирина Беликова «Организационная культура»2013.г 263с. 5. Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. — 5-е изд. — М.: Академический Проект, 2005.— 560
с. 6.Лит. Мир- электронная библиотека>автор: Дорофеева. Л.И.>книга
«Менеджмент: конспект лекций»>2005.г 46с. 7.Менеджмент социальной работы автор: Е.И. Комарова 2008г.324. 8.Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного
учреждения: Практическое пособие 2013г.- 80 с.
9.Организационная культура учебное пособие
В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова 2015г.165с.
10. Резник С.Д. персональный менеджмент: учебник 2013г.234с. 11.Российская деловая культура. Воздействие на модель управления
И.В. Колесникова, Л.Г. Борисова, С.П. Мясоедов 2012г. 173с. 12.Учебник онлайн « Государственное и муниципальное управление»
Уткин. А.Э. 2009.г 5.Теория, практика и искусство управления
Кнорринг. В. И.2012.г 189с. 13. «Учебное издание для бакалавров» С.А. Ким Теория управления учебник 2016г. 252с. 14.Шекшня С.В Управление персоналом современной организации: учебно — практическое пособие. М.:ЗАО «Бизнес школа» 2012 г.163с.