Современный период развития компании характеризуется постоянно растущей ролью менеджмента. Развитие науки и техники, усложнение социальных процессов, постоянное увеличение объема информации предъявляют все более высокие требования к повышению эффективности управления. Возможности для улучшения управления также значительно расширились в последнее время. В основном это связано с интенсивным развитием науки управления, электронных информационных технологий и коммуникационных структур.
Коренные изменения в средствах и методах ведения войны вызывают резкое повышение требований к управлению войсками.
В современных условиях успех боевых действий определяется соотношением не только сил и средств, но и качеством управления.
Из-за потери Россией геополитического равенства, а также в некоторых стратегических областях и превосходства военное управление в настоящее время является наиболее проблематичным.
Опыт оперативной и боевой подготовки, анализ развития систем управления войсками передовых стран мира, а также послевоенных конфликтов и локальных войн выявил дефицит целого набора функциональных свойств, отсутствие или недостаточное развитие которых существенно снижает не только возможности применяемого оружия, но и способность командования оптимально распорядиться выделенными силами и средствами в сложных условиях.
Исходя из вышесказанного, одной из важнейших задач наших Вооруженных Сил является устранение отставания в области управления. По крайней мере, не разрушайте полностью систему управления, которая существовала десятилетиями. Сделать это можно только при тщательном анализе проблем управления, возможных направлений и способов их решения.
В работе рассматривается следующие вопросы:
- Совершенствование системы управления.
- Основные направления решения проблемных задач управления.
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
боевой действие войско управление
Опыт войн показывает, что надежное руководство всегда было важнейшим фактором в достижении победы в битвах и операциях. Чем сложнее становились структура и техническое оснащение войск, условия, формы и способы ведения боевых действий, тем выше требования предъявлялись к системам управления войсками. Основная проблема — это полное выполнение современных требований к управлению войсками.
Управление конкурентоспособностью предприятия в современных условиях
... предмет исследования Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособностью предприятий в современных условиях. Объектом исследования являются теоретические аспекты и методологические основы управления конкурентоспособностью бизнеса в современных условиях. Анализ последних исследований и ...
Главное требование к командованию и управлению — обеспечить полное использование потенциальных возможностей подконтрольных войск, сил и ресурсов в интересах надлежащего и своевременного выполнения поставленных перед ними задач как в мирное, так и в военное время.
Выполнение этого требования возможно за счет выполнения определенных требований, которые представляют собой проблемные вопросы.
Частные требования можно разделить на требования к системам управления как материальной основе и к управлению войсками как целенаправленной деятельности органов управления. Эти требования выражены в следующем:
а) система управления должна быть: в постоянной готовности к функционированию, устойчивой и скрытной;
б) управление войсками должно быть: качественным, непрерывным и оперативным.
Рассмотрим сущность этих требований:
Качество контроля — свойство контролирующих органов, характеризующее их способность выполнять контрольные задачи в определенных условиях ситуации. это определяется составом, подготовкой руководящих органов и должностных лиц, их всесторонней безопасностью, выбором рациональных форм и методов работы, наиболее подходящих к текущей ситуации.
Качество управления предполагает высокую профессиональную подготовку должностных лиц, слаженность в работе органов управления, всесторонность обоснования и своевременность принятия (уточнения принятых ) решений и отрабатываемых (отработанных) планов, умелое руководство войсками при проведении в жизнь принятых решений и отработанных планов, всестороннее обеспечение действий войск.
Требование качества управления реализуется также через выполнение таких требований как: надежность и высокое качество работы систем управления, четкое взаимодействие элементов систем между собой и с элементами внешних связей, достоверность и полнота циркулирующей в системе информации и др.
Непрерывность управления войсками (силами) — способность органов управления в любой момент времени оказывать необходимое целенаправленное управляющее воздействие на подчиненные войска (силы).
Это требование может быть выполнено только при наличии обширной и надежной операционной системы для получения, сбора и обработки данных о ситуации с достаточной информационной емкостью.
Эффективность командования и управления достигается за счет способности органов управления и контроля своевременно реагировать на изменения ситуации, выполнять командный цикл в период времени, который позволяет им успешно выполнять поставленные задачи.
Управление органами внутренних дел
... учреждений, обеспечивающих деятельность внутренних войск, и органов управления внутренними войсками. Таким образом, органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему министерства. Пункты 3-6 вышеуказанного Положения констатируют принципы функционирования Министерства и его статус: Министерство в своей деятельности руководствуется ...
Требование постоянной готовности всех элементов систем управления к работе заключается в поддержании их боеготовности на более высоком уровне, чем боевая готовность подчиненных войск, для которых они предназначены.
Стабильность системы командования и управления достигается за счет обеспечения способности успешно функционировать в любых условиях ситуации. Это требование невозможно выполнить без обеспечения высокой живучести, помехозащищенности и надежности.
Живучесть в свое время определяется способностью сохранять или быстро восстанавливать свое работоспособность в условиях воздействия различных средств поражения (подавления) противника.
Помехозащищенность — это способность структур управления противостоять радиоэлектронным воздействиям противника и помехам от собственных радиоэлектронных средств.
Надежность характеризуется способностью систем управления выполнять свои функции в условиях потерь и снижения работоспособности персонала, а также в условиях естественных отказов технических средств.
Секретность систем командования и управления — это способность сохранять в секрете оперативные системы управления и контроля, содержание циркулирующей в них информации, а также запланированные и выполняемые действия.
Требование к скрытности управления войсками выдвигает частные требования к организации работы системы управления: надежная маскировка элементов системы от всех видов разведки противника, строго определенные порядок использования и режимы работы средств связи, наличие высокоэффективных средств шифрования и кодирования, защита циркулирующей в системе информации от постороннего воздействия.
Таким образом, решение главной проблемы управления войсками -обеспечение полного использования потенциальных возможностей управляемых войск сил и средств в интересах успешного и своевременного выполнения поставленных перед ними задач находится в прямой зависимости от решения взаимосвязанных и взаимообуславливающихся проблемных вопросов, касающихся как деятельности органов управления, так и ее материально-технической базы — системы управления войсками.
Так как организационно-техническую основу управления составляет система управления, рассмотрим пути ее совершенствования по составляющим ее элементам:
- совершенствование организационно-штатных структур органов управления;
- совершенствование состава и структур пунктов управления;
- организация рациональной связи и автоматизированного управления.
Несомненно, чтобы работать в этих направлениях, необходимо четко видеть существующие недостатки.
Действия подразделений по тушению пожаров тема 7. управление ...
... сформированный нештатный орган управления на пожаре и создается при: привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара; организации на месте пожара трех и более боевых участков;... 47. Управление боевыми действиями при пожаре - это ...
Опыт боевых действий, оперативной и боевой подготовки показывают, что существующие органы управления обеспечивают руководство войсками в основном в мирное время, однако не в полной мере соответствуют объему и характеру возлагаемых на них задач в военное время. Для большинства органов управления характерна существенная перестройка их структуры при переходе в боевой режим работы. При этом происходит перераспределение персонала между структурными подразделениями, частичная перенаправление и смена функциональных задач. Такая реструктуризация необходима для создания органов управления по планированию и управлению войсками различных видов боевых средств и спецподразделений. Например, группы общего планирования, группы планирования огневого поражения, группы оперативной (тактической) маскировки, группы планирования и управления борьбой с десантами противника и др. Это требует координации органов управления в условиях цейтнота. Кроме того, действия войск по ликвидации вооруженных конфликтов требуют создания органов управления различных ведомств. Все это не гарантирует повышенную готовность органов управления к боевой готовности войск. Различия в организационной и кадровой структуре органов управления в мирное и военное время негативно скажутся на управлении войсками при переводе их на военное положение и, что более важно, в начале войны.
Следовательно, основное направление совершенствования органов управления — создание штатных органов для подготовки войск и руководстве ими в ходе боя. Это прежде всего: штатные органы планирования и управления огневым поражением противника, оперативной (тактической) маскировки, информации и другие.
В основе определения количества органов управления и их структурных подразделений основным показателем является объем управленческих задач, которые данный орган может выполнять в данном составе в заданный период времени. Разнообразие объема и сложности задач должно быть взаимосвязано с количеством структурных единиц. Например, сокращение состава и численности вооруженных сил приводит к увеличению объема организационно-мобилизационных задач в 1,5-2 раза в мирное время и в 3-4 раза при развертывании мобилизации. Однако это отнюдь не означает, что количество указанных административных органов должно быть увеличено в такое же количество раз. Здесь необходимо уточнить функциональные обязанности, чтобы избежать дублирования самой работы, повысить производительность труда за счет улучшения инструментов управления и методов работы. Важным фактором, влияющим на численность органов управления, являются нормы управляемости должностных лиц (количество подчиненных, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель в определенных условиях).
В настоящее время при современных средствах управления такой уровень может составлять: для командующих (командиров) в оперативном звене — 4-6, в тактическом звене — 4-7 объектов управления, для начальника штаба, в оперативном звене — 5-7, в тактическом звене — 6-8 объектов управления.
Одним на слабых мест организационно-штатной структуры существующих органов управления является их штатная численность, которая, как правило, недостаточна для решения оперативным составом задач на всех пунктах управления (особенно в дивизионном и бригадном звене).
Личный состав на командные пункты стандартно не закрепляется и определяется субъективными боевыми группами. Существенная часть возлагаемых на органы управления задач решается нештатными оперативными (рабочими) группами, как правило, в должной степени не обеспеченными средствами управления. Большая часть оперативного состава выделяется для работы на КП. Оперативный состав ЗКП по численности, качеству и возможностям уступает оперативному составу КП в 4 раза, что не может считаться нормальным явлением, т.к. при необходимости он не может без дополнительного усиления своевременно взять на себя и выполнить задачи управления войсками.
Рулевое управление и тормозная система автомобиля
... в неразборном крышка завальцована в головке (рис. 5, д). РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «ЗАПОРОЖЕЦ» МОД. ЗАЗ-968 И -968А, На автомобиле «Запорожец» Рулевой механизм, расположенный в чугунном картере 16 (рис. ...
Практика показывает, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению личного состава в подразделениях, обеспечивающих командные пункты. Это происходит в значительной степени благодаря техническому и инженерному персоналу, обслуживающему системы связи для управления автоматизацией. Оснащение существующих пунктов управления средствами управления, не в полной мере удовлетворяющими современным требованиям по эксплуатационной надежности и габаритно-весовым характеристикам, привело к тому, что на некоторых ПУ для размещения и работы оперативного состава используется только треть полезной площади. Это обстоятельство, кроме того, является следствием недостаточного использования возможностей современных организационных и информационных технологий, неспособности оперативного персонала обеспечить его правильное функционирование.
Анализ существующего порядка приема, обработки и передачи информации указывает на нерациональное распределение потока информации в органах управления.
Из-за неравномерного распределения потока информации возникает нерациональная загрузка различных средств приема и передачи информации, что снижает эффективность управления.
Кроме того, значительная часть рабочего времени (до 35%) высококвалифицированные специалисты аппарата управления затрачивают на выполнение не свойственных им функций по передаче, считыванию, редактированию и другим делопроизводственным операциям. Эффективность управленческой деятельности также снижается и за счет значительного документопотока, не предусмотренного руководящими документами (до 30%).
В результате управленческий аппарат, кадровики, смены командования перегружены информацией.
Для решения этих проблем в последние годы были внесены существенные изменения в органы управления, их организационную и кадровую структуру. Наряду с общей тенденцией к сокращению административного аппарата, штабы армий, дивизий и полков усиливаются за счет увеличения количества офицеров оператора.
Ведется работа по передаче в штатные рабочие группы, в основном группы планирования и управления огнем противника.
Для решения задач управления развернута система командного пункта, которая должна позволять эффективно решать все задачи управления и отвечать требованиям по поддержанию его высокой боевой готовности и обеспечению стабильного и секретного управления.
В настоящее время система пунктов управления армии (корпуса) представлена сетью командных, запасных командных, тыловых и вспомогательных пунктов управления армии (корпуса), дивизий, бригад, командных пунктов и тыловых пунктов управления полка, командно-наблюдательных пунктов подразделений. Кроме того, все контрольные точки существуют в двух версиях: мобильная и стационарная.
Совершенствование управления оборотными средствами предприятия
... ценность на стоимость созданной продукции. Управление оборотным капиталом - одно из важнейших функциональных направлений системы управления структурой компании. Управление оборотными средствами - это система ... 1. Теоретические основы управления оборотными средствами предприятия 1.1 Сущность, состав, структура и методика формирования оборотных средств предприятия Предпринимательский потенциал - ...
Актуальность проблемы совершенствования системы командных пунктов подтвердила опыт военного конфликта в Персидском заливе. Поражение или разрушение командных пунктов фактически предопределило поражение иракской армии.
Исходя из этого, важнейшей проблемой совершенствования системы пунктов управления является обеспечение их высокой живучести, т.к. она является одним из важнейших условий устойчивого управления. При этом под выживаемостью командных пунктов понимается их способность функционировать с достаточно высокой эффективностью и качеством при использовании различных средств воздействия на них противником и быстро восстанавливать свою работоспособность в случае нарушений.
На выживаемость командных пунктов влияет ряд взаимосвязанных и взаимозависимых групп факторов. К ним относятся:
— воспрещение (затруднение) противнику ведения всех видов разведки;
— снижение эффективности воздействия противника по вскрытым пунктам управления;
— восстановление возможностей пунктов управления, работу которых противнику удалось нарушить.
Одним из основных мероприятий, обеспечивающих воспрещение (затруднение) противнику ведения разведки и снижение эффективности его воздействия по вскрытым пунктам управления, является своевременная смена районов размещения пунктов управления, повышение мобильности их перемещения. При этом периодичность их перемещения должна определяться не видом боевых действий (как в настоящее время), а возможностями противника по поражению объектов системы управления. Наиболее целесообразным решением этой задачи является
создание пунктов управления, способных работать в движении или с кратковременными остановками на месте.
При этом следует учитывать, что сокращение продолжительности работы контрольных точек в одном месте затрудняет реализацию инженерного оборудования районов их расположения. Рациональное решение этой задачи, по-видимому, возможно путем полного перехода на командно-штабные, штабные и аппаратные связи на бронебазе, имеющей коллективные средства защиты от оружия массового поражения, навесное оборудование для самоокапывания, средства активной и пассивной защиты от обычных и высокоточных боеприпасов.
Определенную перспективу в этом же плане открывает варианты контейнерного размещения техники управления, в том числе путем создания съемных кузовов штабных машин и аппаратных узлов связи, допускающих их установку в подготовленных котлованах и достаточно легкое их извлечение для дальнейшей транспортировки. Также в перспективе рассматривается вопрос создания мобильных пунктов пропуска на принципиально новой технике.
Выживание системы управления фактически определяется выживанием органов управления постов управления и системы связи.
При этом живучесть системы управления может быть обеспечена не только при высокой вероятности выживания в каждом звене хотя бы одного ПУ, реализующего заданный объем функций управления, но и высокой вероятности сохранения хотя бы одной смены боевого расчета, хотя бы одного ПУ, а также четко разработанной системой передачи управления с одного пункта управления на другой. В связи с этим одной из мер по повышению устойчивости органов управления в условиях современных боевых действий мог бы стать вывод свободных смен боевых расчетов за пределы пунктов управления. В случае отказа центра управления его остаточная модификация может быть использована для организации управления из других существующих или резервных центров управления. Такая мера может повысить эффективность восстановления утраченного командования и управления и повысить вероятность сохранения оперативного персонала для ведения ядерной и обычной войны.
Управление силами и средствами на пожаре
... органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при: привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара; организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара; необходимости детального согласования с администрацией организации действий ...
В более отдаленной перспективе следует ожидать перехода к модульному принципу организации системы контрольных точек. Для реализации такого принципа необходимо части (подразделения) обеспечения и обслуживания органов управления сводить в комплексные формирования, которые располагать в заранее определенных и подготовленных районах в готовности к приему высокомобильных органов управления прибывающих в данный район по специальному графику. С такой системой можно значительно сократить количество органов и командных пунктов, а также создать более благоприятные условия для работы оперативного персонала, а главное, повысить устойчивость управления. В будущем такая система обеспечит эффективное использование возможностей единой распределенной компьютерной сети и автоматизированной сети связи. В свою очередь, это устранит необходимость в громоздких комплексах связи, САУ, информационных технологий в каждом диспетчерском пункте и позволит разместить модуль на нескольких автомобилях. За счет малого состава и мобильности резко возрастет разведывательная защищенность каждого пункта управления и устойчивость системы ПУ в целом. Актуальность перехода на предлагаемую систему обусловливается и объективной необходимостью создания разветвленной сети пунктов управления для ведения оборонительных операций в тех районах страны, где она практически отсутствует. Так как строительство и содержание стационарных защищенных пунктов управления по применяемой в настоящее время системе займет длительное время и потребует значительных финансовых затрат.
Вышеизложенные концептуальные положения по системе мобильных пунктов управления в принципе могут быть основополагающими для перспективного развития системы управления. Шаги в направлении создания соответствующей технической основы для этого уже предпринимаются. Однако, для построения необходимой сети связи и передачи данных может потребоваться 10-15 лет. Поэтому в плане ближайшей перспективы, при выборе структуры органов и пунктов управления, приходится исходить из реальных характеристик существующих и разрабатываемых пунктов и средств управления, учитывать их различия по выживаемости и оперативно-техническим возможностям. Вместе с тем, уже в настоящее время целесообразно начать поэтапный плановый перевод органов управления на унифицированные организационно-штатные структуры с ориентацией на последующий переход к мобильным пунктам управления, территориально-комплексной системе обеспечения и обслуживания органов управления с базированием на распределенную вычислительную сеть и автоматизированную сеть связи.
Управление денежными средствами организации сферы услуг
... на отклонения от нормальной деятельности предприятия. Управление денежными потоками - это инструмент, с помощью которого можно получить желаемый результат деятельности бизнеса, получение прибыли. Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы ... понятие «денежные средства» и «денежные потоки» предприятия; описать принципы и методы управления денежными средствами; проанализировать денежные потоки ООО « ...
Мировой опыт развития средств управления показывает, что наиболее перспективным является путь перестройки управления войсками на качественно новой технической основе, главным образом, за счет автоматизации и роботизации наиболее важных и трудоемких процессов.
В связи с этим заслуживает внимания рассмотрение эволюционного пути развития средств и систем автоматизации наших Вооруженных Сил.
Оснащение ВС СССР системами и средствами автоматизации управления войсками (силами) осуществлялось с конца 50-х, начала 60-х годов. При этом в первую очередь автоматизировались процессы управления стратегическими ядерными силами. Начиная с середины 70-х годов, в ВС начали поступать автоматизированные системы боевого управления с доведением команд (сигналов) централизованного боевого управления до общевойсковых объединений, объединений видов ВС, пусковых установок РВСН, носителей ядерного оружия ВВС и ВМФ. Для получения данных о внезапном нападении была развернута Система предупреждения о ракетном нападении.
Автоматизация процессов управления войсками, силами и оружием до начала 80-х годов, в основном, осуществлялась по линии главных командований видов ВС (каждый главкомат планировал и заказывал для себя системы и средства автоматизации, как правило, оперативного и тактического предназначения) и ГШ ВС (АСУ для решения задач по управлению Вооруженными Силами и СЯС).
В начале 80-х годов, с целью повышения уровня управления и объединения автономных АСУ видов ВС, была принята программа развития единой АСУ ВС. В последующие годы эта программа неоднократно уточнялась, в основном в сторону увеличения сроков ее реализации.
В 80-е годы в ВС поступает АСУ войсками, оружием, разведкой, боевым, техническим и материальным обеспечением. Из них наибольший интерес представляла полевая автоматизированная система управления войсками (ПАСУВ) «Маневр» Как показал анализ, позитивной тенденцией её создания и развития являлось осуществление комплексной автоматизации процессов управления во всех звеньях. Эта тенденция этапа общей для вновь разрабатываемых АСУВ. Результаты государственных испытаний ПАСУВ показали, что в целом она работоспособна. Основные недостатки:
- недостаточная программная обеспеченность;
- низкая надежность отдельных технических средств,
- система громоздкая;
- большое энергохозяйство,
- не обеспечивается удобство работы органов управления;
- эргономические требования выполнены не полностью.
В то же время испытания показали результаты, превосходящие во всем параметрам существующие ПАСУВ подобного назначения других армий.
Совершенствование управления основными средствами предприятия ООО «СВ-ДУБЛЬ»
... экономических требований. Цель дипломного проекта Задачами дипломного проекта являются: Изучить теоретические аспекты управления основными средствами предприятия; Провести анализ эффективности управления основными средствами на примере ООО ... Актуальность Для нормальной работы предприятия необходимы определенные средства и источники. Один из этих источников - основные средства, без их наличия ...
В начале 90-х годов, после детального изучения реального состояния дел и практической проверки имевшихся систем и средств автоматизации, было принято решение о свертывании дорогостоящих, неперспективных работ, не дающих практических результатов в ближайшие годы. Этим же решением планировалось в основном создать и принять в эксплуатацию единую АСУ ВС СССР к 1995 г. Однако это решение так и не было выполнено.
Совершенствование материальной базы управления войсками ВС СССР осуществлялось и путем внедрения средств вычислительной техники. Проводились работы по объединению вычислительных центров войск в информационную сеть, внедрению в практику работы штабов различных математических моделей операций, боевых действий.
Анализ применяемых в настоящее время в ВС РФ математических моделей и задач показывает, что они еще не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к ним органами управления войск. Большинство штабных моделей и задач оценочного типа. Они не в полной мере учитывают ряд основных факторов, существенно влияющих на подготовку и ведение современных операций (боевых действий).
Часть моделей (задач) не вписывается в существующие методы работы органов управления и должностных лиц, сложны для непосредственного применения оперативным составом. Применяемые для их разработки программные средства частично устарели. Единые требования к разработке математического и программного обеспечения (как и других видов обеспечения), как правило, не соблюдаются.
В целом, анализ эволюции и общих тенденций автоматизированных систем показывает, что характерными особенностями современного этапа автоматизации управления войсками (силами) являются следующие обстоятельства.
Во-первых, диапазон применения средств автоматизации в решении задачи повышения эффективности управления войсками (силами) ничем не ограничен. Автоматизация процессов управления охватывает уже не только оружие и боевую технику, но и системы управления войсками (силами), создание которых является общей тенденцией современного этапа развития автоматизации вооруженных сил.
В-третьих, революционным образом изменилась элементная база электронных средств автоматизации, которая изменяет направление разработки математического и программного обеспечения с ориентацией на создание условий естественного общения человека и ЭВМ (речевой ввод — вывод информации, обработка графической информации и т.п.).
Вместе с тем значительно улучшились эксплуатационные характеристики электронных средств (быстродействие, надежность, автономность, габариты, энергопотребление и т.д.).
В-четвертых, стал совершенно очевидным тот факт, что главным критерием использования того или иного средства автоматизации является возможность обеспечения программной и аппаратной совместимости существующих средств автоматизации со средствами, разработка которых еще и не намечалась.
Перечисленные выше обстоятельства позволяют реализовать современные требования к АСУВ. К таким требованиям можно отнести:
1. Автоматизированная система управления войсками должна обеспечить интеграцию сил и средств, участвующих в огневом поражении противника.
Основной формой интеграции, в наибольшей степени соответствующей характеру современных и будущих операций является разведывательно-огневая система. Она должна представлять собой иерархически, организационно, технически, информационно и функционально интегрированную совокупность сил и средств разведки, огневого поражения, радиоэлектронной борьбы и других видов обеспечения, объединенную единым автоматизированным управлением, обеспечивающую практически в реальном масштабе времени вскрытие группировок и объектов противника и их эффективное поражение.
Автоматизированная система управления войсками должна бить доведена до отделения (экипажа) и обеспечивать автоматическое формирование и передачу информации о местонахождении (координаты) и состоянии объекта и сигнал «Здесь свои войска».
. Она должна позволить сократить цикл боевого управления в 2-3 раза, который будет составлять: во фронте — не более 6 часов, в армии (корпусе) — до 2 часов, в дивизии не более 1 часа.
4. Система должна обеспечивать переход к автоматизированной выработке рекомендаций для принятия решений, автоматизированной разработке планов и директивных документов за счет значительного расширения комплекса оперативно-тактических задач, решенных с помощью математических моделей, а также введения элементов искусственного интеллекта.
Само собой разумеющимся является требование обеспечивать скрытое и надежное управление войсками.
Таким образом, совершенствование системы управления войсками возможно только решением комплекса проблем по совершенствованию всех ее составляющих: органов управления, пунктов управления, средств управления.
. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ
Современное развитие средств вооруженной борьбы, способов ведения боевых действий выдвигает ряд проблемных вопросов, касающихся деятельности органов управления по руководству войсками.
Эти вопросы вытекают из современных условий подготовки и ведения боевых действий.
Во-первых, все более решающее значение приобретает фактор времени, который определяется быстродействием современного оружия, возрастанием мобильности войск, их способность, в короткие сроки изготавливаться к бою, быстро совершать маневр, внезапно наносить удары.
Во-вторых, постоянно увеличивается объем управленческих работ, связанный с появлением ряда новых мероприятий по управлению войсками. К их числу можно отнести, например, планирование и подготовку применения ВТО, частей (подразделений), оснащенных высокоманевренными средствами передвижения, планирование защиты войск, оперативной и тактической маскировки, борьбы с бандформированиями, новыми видами обеспечения и др.
Увеличилось количество необходимой информации в ходе управления войсками, что обусловлено большим пространственным размахом боевых действий, разнообразием применяемых боевых средств, увеличением количества объектов управления, резкими изменениями обстановки.
В-третьих, возрастает требовательность к конкретности решений, их полноте, которые должны опираться не только на интуицию и опыт командира, но, прежде всего, на четкие расчеты, объективную количественно-качественную оценку возможностей сторон и оперативное прогнозирование.
В-четвертых, всёвозрастающие возможности сил и средств разведки и поражения противника увеличивает требовательность к скрытому управлению и обеспечению непрерывности управления.
Исходя из этих особенностей, можно с полной уверенностью утверждать, что важнейшими проблемными вопросами управления являются:
- проблема выигрыша времени, т.е. повышения оперативности управления;
- проблема расчетного обоснования принимаемых решений и оптимизация планирования;
- проблема обеспечения скрытности и непрерывности управления.
Решение этих проблем возможно решением проблем организационного порядка.
Изменившиеся условия ведения современных и перспективных боевых действий требуют прежде всего уточнить существующие принципы управления войсками.
Принципы управления войсками — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности командования и других органов управления на всех уровнях по руководству войсками.
Принципы, как и законы управления, носят исторический характер. Они не вечны и изменяются в соответствии с изменениями условий и характера ведения боевых действий. В зависимости от этого некоторые принципы наполняются новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену. Так, в настоящее время полностью потерял свое значение принцип партийности управления. По-видимому, требуется уточнение принципа «централизации управления», с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.
Рассмотрим как этот принцип реализуется в настоящее время. Как известно, боевые задачи войскам ставятся сверху вниз по подчиненности. Получив боевую задачу, командир, согласно требованиям наших уставных документов, обязан принять решение о способах выполнения боевой задачи и доложить его своему начальнику и только после утверждения решения он может поставить задачи своим подчиненным. Так происходит в каждой командной инстанция. Подобный порядок значительно удлиняет цикл управления, что в условиях ведения мобильных боевых действий, во-первых, снижает оперативность управления, а во-вторых, как бы снимает ответственность с командира, ведь решение утверждено старшим начальником, т.е. происходит нарушение принципов «предоставления подчиненным инициативы…» и «…ответственности за правильное применение подчиненных войск».
Еще большее увеличение цикла управления происходит при планировании боевых действий устаревшими методами. Особенно наглядно это происходит при планировании огневого поражения противника, где вначале поток информации в виде боевых распоряжений проходит от армии до полка, затем в виде донесений от полка до армии и в последующем в виде выписок из графиков ударов авиации, ракетных войск и огня артиллерии опять от армии до полка (дивизиона).
В результате такая организация работы по планированию занимает очень много времени и зачастую не соответствует меняющейся обстановке.
Весьма перспективным здесь является переход к зональному принципу планирования и осуществления огневого поражения. Суть которого, заключается в назначении подчиненным инстанциям зон ответственности за разведку и огневое поражение противника. Такой принцип позволит применять метод встречного планирования огневого поражения, т.е. подчиненные инстанции смогут приступить к планированию в своей зоне не дожидаясь окончания планирования в вышестоящей инстанции. Это несомненно позволит повысить оперативность управления, а значит и его эффективность.
Статья 54 Боевого устава гласит «При уяснении полученной задачи командир должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего командира (особенно способы разгрома противника), задачу, место в оперативном построении (боевом порядке) и роль дивизии (полка) в операции (бою)». Однако, если мы посмотрим содержание боевых распоряжений, какими доводится боевая задача, то увидим, что в них не излагается ни цель предстоящих действий, ни замысел старшего командира.
Для действительной реализации вышеназванного требования необходимо или расширение содержания боевых распоряжений, или уточнение существующих методов работы. По мнению многих исследователей, наряду с методами последовательной и параллельной работы, весьма перспективным является метод совместной работы по выработке замысла операции (боя).
Этот метод предполагает участие подчиненных командиров в выработке замысла. Такой метод широко использовался нашими полководцами А.В.Суворовым, М.И.Кутузовым и другими, когда замысел сражения вырабатывался на военном совете с участием командиров корпусов, дивизий, бригад. При современных и перспективных средствах управления такой метод возможен без непосредственного вызова подчиненных командиров на КП старшего начальника, и обеспечит четкое понимание всеми подчиненными командирами замысла своего начальника, место и роль своего соединения (части, подразделения) в операции (бою), облегчит поддержание взаимодействия.
По-видимому, требуется уточнение принципа «плановости ведения боевых действий». Дело в том, что в последние десятилетия детализация при планировании перешагнула предел необходимости. Например, планирование первой оборонительной операции армии осуществляется с детализацией до роты. Вследствие этого органы управления перегружены разработкой всевозможных планов с излишней детализацией и это зачастую является причиной несогласованности как самих планов, так и действий войск. Здесь, по-видимому, необходимо исходить из требования упрощения планирования, ибо только простой и ясный план, четкие приказы и распоряжения уменьшает возможность неправильного понимания задач и облегчат их выполнение.
Известно, что деятельность органов управления условно состоит из двух основных видов: логико-аналитической и информационно-расчетной. При этом логико-аналитическая деятельность — главный вид деятельности, именно она лежит в основе управления. Информационно-расчетная деятельность — это деятельность вспомогательная, она призвана обеспечить главный вид деятельности. Но по объему трудозатрат информационно-расчетная деятельность в настоящее время занимает около 80% трудозатрат органов управления и лишь около 20% приходится на логико-аналитическую деятельность. Такая разница в трудозатратах не может считаться нормальной.
Научные исследования показывают, что для осуществления эффективного управления войсками в современных условиях необходимо время на информационную деятельность органов управления сократить до 15-20% и высвободить время для творческой и организаторской деятельности до 80-85%.
Добиться этого невозможно без внедрения в методы и содержание работы органов управления новых информационных технологий.
Новая информационная технология — это совокупность методов и процессов сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, базирующихся на новых достижения в области вычислительной техники и средств передачи информации.
К ним относятся: технологии информационных сетей, систем и средств искусственного интеллекта, систем автоматизированного моделирования, обработки информации (принятие решения, планирования), новых технических средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации.
Решение этой проблемы следует искать в:
- упорядочении потока информации;
- выработке научно-обоснованных методов принятия решения и планирования операции (боя);
- систематизации методик производства оперативно-тактических расчетов;
- применении средств механизации и автоматизации при разработке боевых документов;
- переходе к безбумажной информационной технологии;
- освобождении должностных лиц от работы по поддержанию идентичной информации на всех пунктах управления одного звена управления;
- разработке математических моделей рекомендательного и прогнозирующего характера;
- создании библиотек данных по автоматизированному управлению войсками с возможностью корректировки планов боевого применения войск;
- разработке возможностей обеспечения автоматизированного контроля за выполнением принятых решений (разработанных планов) с выдачей результатов сопоставления реальных действий войск (сил) с ожидаемыми по принятым решениям;
- обеспечении осуществления автоматизированного контроля за сбором данных обстановки с выдачей предупреждения о не поступившей к данному времени информации;
- повышении уровня автоматизации (за счет использования достижений в создании искусственного интеллекта) по выработке рекомендаций на рациональное применение сил и средств при различных вариантах действий противника, моделировании боевых действий, разработке планов боевого применения войск, доведении до них боевых задач в автоматизированном режиме.
Именно решение вышеназванных проблемных вопросов будет способствовать обеспечению высокой эффективности управления войсками и оружием, и добиться превосходства в управлении перед потенциальными противниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последующие сокращения Вооруженных Сил и поэтапный переход на профессиональный принцип их комплектования, развитие средств и способов вооруженной борьбы объективно обусловливают необходимость существенного совершенствования управления войсками.
На основе опыта, исследований, перспектив и прогнозов развития военного дела, компьютерной техники и программного обеспечения в данной работе сделана попытка изложить пути повышения эффективности управления войсками. Произведен краткий анализ существующих проблем управления, рассмотрены пути повышения эффективности управления.
Несомненно, что реализация вышерассмотренных путей повышения эффективности управления войсками возможна прежде всего на основе развития теории управления войсками, глубокого знания принципов, законов военного управления, овладения современными методами работы должностных лиц.
Работа не охватывает всех возможных путей повышения эффективности управления войсками. Вместе с тем, автор надеется, что основные положения могут оказать помощь в практической деятельности войск и штабов различных звеньев управления.