Управление в черезвычайных ситуациях

Курсовая работа

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются — чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Несмотря на трудности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время серьезное внимание уделяется вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи по спасению населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако текущее состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они пока не дают полного решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Главной задачей развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.

Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.

Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения — за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Учитывая изложенное, механизм практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий должен быть программно-ориентированным.

31 стр., 15500 слов

Высшего профессионального образования пятигорский государственный

... органами ,обеспечивающими безопасность государства ,являются: федеральные органы безопасности, Вооруженные Силы, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, государственной ... деятельности органов ФСБ России, в частности правовой статус ФСБ и ее органов, ... органы, таможни, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы ...

Все это говорит об актуальности выбранной темы и необходимости ее исследования.

Целью данной работы является изучение организации управления в естественных и искусственных ситуациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Сначала дайте общую характеристику состояния защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Во-вторых, исследовать вопрос подготовки органов управления в природных и техногенных ситуациях.

В-третьих, рассмотрим одну из программ по снижению рисков и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.

Глава 1. Общая оценка состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1.1. Катастрофы сопутствуют человечеству

Наибольший экономический ущерб от стихийных бедствий приходится на развитые доктора географических наук С.М. Мягкова, в первой половине XX в. он возрастал медленнее, чем объем промышленного производства, но с 1960-х гг. перегнал промышленный рост (рис. 1).

Частота возросла с 1970-х гг. на порядок по сравнению с предшествующими пятью десятилетиями1. Опережающий рост ущерба от катастроф означает, что снижается защищенность производства от различных опасностей и увеличивается доля труда, требующегося на «ремонт» техносферы (рис. 2).

В таблице 1 приведены сравнительные величины риска и потерь от природных и иных опасностей в развитых гг.2.

Рис. 1.

Рост населения (1), промышленного

производства (2) и прямого экономического

ущерба от стихийных бедствий (3) в мире

в XX в., в процентах относительно

величин 1920-1930 гг.

Таблица 1

Сравнительные величины риска и потерь от природных и иных опасностей в Японии, Западной Европе (ФРГ,Франции и Великобритании) и США

в 1960-1990-х гг.

Показатель Япония Западная Европа США
Число стихийных бедствий на единицу площади 1 0,5 0,3
Плотность населения 1 0,5 0,1
Число жертв стихийных бедствий на 1 млн. человек 1 1,8 7,7
Валовой национальный продукт на единицу площади 1 4,1 0,1
Прямой экономический ущерб от стихийных бедствий на единицу площади 1 0,41 8
Число убийств на 1 млн.

чел. в 1990-х гг.

1 50-100 200-250

Как видно из таблицы, величина ущерба от стихийных бедствий сопоставима с объемом производства валового национального продукта развитых Япония, имеющая наивысшую плотность населения и производства, также имеет и наивысшую повторяемость стихийных бедствий на единицу площади, При одинаковой защищенности от природных опасностей наивысшей потери от природных следовало бы ожидать в «стране восходящего солнца» Но этого не происходит — самые высокие потери от природных стихий несут США а самые низкие (из развитых Ущерб от каждого стихийного бедствия в Японии в среднем ниже, чем Е Западной Европе и США. Причина этого находится, по мнению С.М. Мягкова, в социокультурном факторе, который определяет отношение общества к риску (не только к природному, но и к техногенному и социогенному).

Кроме того, готовность общества идти на риск также определяется стабильностью государства. Она периодически снижается после военных поражений, во время внутренних социальных конфликтов и теряется при распаде национальной культуры и государства. По мнению американского социолога Б. Берри, для современной японской культуры характерна сильная ориентация на коллективизм неопределенностей в повседневной жизни, в то время как культура США — противоположное, а культура Западной Европы — промежуточное отношение.

Управление в черезвычайных ситуациях

Рис. 2. Среднее годовое число техногенных чрезвычайных ситуаций в России в 1990-1993гг.в расчете на 1 млн. чел. городского населения: 1 — менее 3.3; 2 — 3.3-6.2;3 — 6.3-12.5; 4 — более 12.5. Среднее по России значение равно 6.3.

Помимо этого, существуют и экономические причины роста природного (и техногенного) риска, обусловленные необходимостью сокращения срока окупаемости капиталовложений в производство (следствие научно-технического прогресса).

Во всем мире возрастает влияние транснациональных корпораций, на долю которых приходится половина всего мирового производства. Растущая конкуренция вынуждает предпринимателей сокращать непроизводственные затраты. В итоге надежная защита от природных опасностей вводится (поддерживается) для все меньшего числа объектов и на все меньший срок, а непредотвращенные потери все больше восполняются посредством

Как и в 2003 году, в течение года в Российской Федерации сохранилась тенденция небольшого уменьшения общего количества чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, увеличились масштабы последствий и размеры ущерба от них. К наиболее тяжелым социально-экономическим последствиям привели чрезвычайные ситуации связанные сезонным шинными природными явлениями (паводки, наводнений, землетрясения и торфяные пожары)1.

Проблемы обеспечения технологической безопасности остаются актуальными. Значительную опасность представляли аварии на потенциально опасных сооружениях, на транспорте, в электроэнергетических системах и системах жизнеобеспечения. Возникновение техногенных аварий связано с физическим износом основных производственных товаров, нарушениями установленных норм и правил эксплуатации опасных объектов, снижением аккуратности и личной ответственности должностных лиц за эти нарушения.

Анализ развития природных процессов и явлений, состояния техносферы, прогнозов потенциальных опасностей и угроз свидетельствуют, что на территории субъектов Российской Федерации сохраняется высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.

В 2003 году на территории Российской Федерации произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадал 15631 человек, из них 1161 человек погиб.

Общее количество чрезвычайных ситуаций по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 26,43 %, в том числе: биолого-социальных — на 55,9 %, техногенного характера — на 36,4 %. Количество чрезвычайных ситуаций природного характера возросло на 2,51 %1.

При этом число погибших в чрезвычайных ситуациях снизилось с 2151 до 1161.

1.2. Способно ли МЧС снизить природные и техногенные риски в

России?

За 10-15 лет наблюдательная гидрометеорологическая сеть Земли сократилась вдвое из-за недостаточного финансирования. Значительно сократился объем информации о природных процессах, происходящих в труднодоступных местах, в основном в горах, более подверженных различным стихийным бедствиям. Поэтому прогнозированием опасных природных явлений занимается не только сильно постаревшая Гидрометслужба России (постаревшая в прямом смысле — более 90% ее сотрудников — люди пенсионного возраста), но и Министерство чрезвычайных ситуаций России.

Мониторинг и контроль за чрезвычайными природными ситуациями осуществляется специалистами Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»).

В этот Центр входит и Служба наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), которая осуществляет мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций на основе анализа наблюдений более чем 7 тысяч станций различных министерств и ведомств. Специалистами Центра с привлечением других министерств и ведомств в 2001 г. была проведена проверка готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях СНЛК четырех субъектов Российской Федерации — Амурской, Архангельской, Кемеровской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Проверено 81 учреждение СНЛК: поведомственных Минздраву России — 27, Минсельхозу России — 21, Росгидромету — 5, другим министерствам, ведомствам и акционерным обществам — 28.

Для оценки практической готовности учреждений СНЛК к выполнению задач в 2001 г. было подготовлено и выдано 892 контрольные пробы на радиоактивные (РВ), отравляющие (ОВ) и другие химические опасные вещества (ХОВ) и имитаторы биологических веществ, содержащих возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний. Высокую практическую готовность проявили специалисты учреждений СНЛК Кемеровской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Процент правильно идентифицированных проб составил, соответственно, 90 и 91%. Несколько хуже в целом справились с задачей по идентификации проб специалисты учреждений СНЛК Амурской области (70%)1.

В том же году проверена готовность бактериологической и химической лабораторий учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами. В целом готовность бактериологических и химических лабораторий, соответственно, составила в Дальневосточном — 56 и 55%, Приволжско-Уральском — 82 и 49%, Северо-Западном — 83 и 78%, Северо-Кавказском (Южном) — 64 и 70%, Сибирском — 51 и 51% и Центральном регионе — 78 и 62%, в Москве — 100 и 33%. Проверка показала, что укомплектованность учреждений СНЛК специалистами в среднем составляет 92.4%, в основном это люди с высшим и средним образованием. Обеспеченность приборами, оборудованием и специальной техникой учреждений СНЛК составляет в среднем 80%. В то же время наблюдается большой износ оборудования, особенно в учреждениях, подведомственных Минсельхозу России. Многие устройства устарели физически и морально, больше не соответствуют современным требованиям. Низкая укомплектованность приборами и оборудованием отмечается в учреждениях СНЛК Приморского края (60-67%), Алтайского края (60%) и Республики Бурятия (55%).

Подведомственные Минздраву РФ учреждения СНЛК отличаются лучшим оснащением оборудованием и приборами для действий в чрезвычайных ситуациях1.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23.03.2000 № 86-рп, в 2001 г. разработано и согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минздравом, Минатомом, Минприроды, Минобороны, Минэнерго, Росгидрометом, Госгортехнадзором и Госстроем России) Положение о Системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эта Система позволяет повысить оперативность и качество мониторинговой и прогностической информации, необходимой для решения задач в области снижения рисков и последствий природных и техногенных

Основными задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) являются:

  • оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и практической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
  • лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья (в соответствии с «Положением о СНЛК»);
  • разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению чрезвычайных ситуаций;
  • разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;
  • информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов.

В 2001 г. при МЧС России создана сеть региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ближайшем будущем будут созданы и региональные и территориальные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создан информационный банк нормативных и методических документов, что обеспечит эффективный межведомственный информационный обмен и взаимодействие всех служб, осуществляющих мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций.

1.3. Прогнозирование и смягчение последствий стихийных бедствий При сравнении прогнозов Центр «Антистихия» МЧС России использует данные Росгидромета, Авиалесоохраны, Минздрава России, Минсельхоза России и Российской академии наук. На основе собранной информации Центр готовит прогнозов:

долгосрочный планирования (прогноз на год);

  • долгосрочный циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период;
  • долгосрочный циклических чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним снеготаянием;
  • долгосрочный прогноз ситуаций, обусловленных пожарами;
  • среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на месяц;
  • краткосрочный декадный прогноз чрезвычайных ситуаций;
  • оперативный ежедневный прогноз;
  • экстренное предупреждение1.

Показатели предсказуемости прогнозов и предотвращения стихийных бедствий представлены в таблице. 2.

Таблица 2
Показатели оправдываемости прогнозов и предупрежденноести чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и природно-техногенного характера
Федеральный округ Достоверность долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных весенним снеготанием,% Оправдываемость среднесрочного прогноза ЧС на месяц,% Оправдываемость краткосрочного прогноза ЧС,% Оперативный ежедневный прогноз
Оправдываемость,% Предупреждаемость,%
Дальневосточный 90 73 81 83 72
Сибирский 87 69 72 87 73
Уральский 91 63 90 85 71
Приволжский 86 65 89 87 67
Южный 96 72 65 69 72
Северо-Западный 95 67 92 91 60
Центральный 76 64 78 84 80
В среднем по РФ 90 68 81 84 71

В соответствии с прогнозами Центра «Антистихия» МЧС России на 2000-2001 гг. ожидалось увеличение количества значимых (редко повторяющихся) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Прогноз оправдался — период 2000-2001 гг. был отмечен опасными и редкими чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Достаточно вспомнить катастрофу селевого потока в Кабардино-Балкарии и разрушительное наводнение на Лене, аномальные снегопады в Краснодарском крае, огромные катастрофические лавины на проезде в республике Северная Осетия — Алания.

Как показала практика, эффективность информационного взаимодействия между подразделениями министерств и ведомств, работающих в области мониторинга и прогнозирования источников чрезвычайных ситуаций, становится наиболее актуальной при возникновении чрезвычайной ситуации федерального уровня, аналогичной сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) в период прохождения весеннего половодья в мае 2001 г.

На основе комплексного анализа информации, полученной от Росгидромета, Министерства природных ресурсов России, региональных центров МЧС России и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) субъектов Российской Федерации, Центром «Антистихия» в марте-апреле 2001 г. были сделаны долгосрочные прогнозы о высокой вероятности развития чрезвычайных ситуаций федерального уровня, обусловленных прохождением половодий в ряде регионов, прежде всего в Республике Саха (Якутия).

При этом было отмечено, что механизм аномального развития наводнений на территории республики будет явлением затора, поскольку сложились редкие по частоте и параметрам условия для образования заторов. Повторяемость складывающейся ситуации оценивалась на уровне один случай в 50-70 лет.

1.4. Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций

Основу системы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при решении текущих задач составляют органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам ГОЧС) МЧС России: центральный аппарат Министерства, региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также республиканские, краевые, областные, городские и районные органы управления по делам ГОЧС1.

Для непосредственного управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций на базе органов гражданской защиты и управления чрезвычайными ситуациями создаются внештатные органы управления — оперативные отделения и группы.

Управление силами и средствами по ликвидации естественного и искусственного осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям республик, краев, областей, городов и районов с мест постоянной дислокации или с мобильных пунктов управления.

Для современного этапа развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов этого развития в направлении от задач экстренного реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения последствий природных и техногенных приоритеты нашли свое отражение в федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098.

Постоянным органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и реализует мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на федеральном и региональном уровнях.

В 2001 г. МЧС России осуществляло оперативное информирование общественности и средств массовой информации о возникающих чрезвычайных ситуациях, а также по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварий и катастроф, преодоления их последствий, защиты жизни и здоровья людей, проведения работ особого назначения1.

В средствах массовой информации регулярно публиковались информационные материалы МЧС России по основным темам его деятельности, в том числе по реформе министерства, также была организована работа журналистов непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения процессов управления РСЧС является их автоматизация. С этой целью создается и разрабатывается автоматизированная информационно-управляющая система АИИС РСЧС, которая должна максимально полно удовлетворять современным требованиям.

Глава 2. Подготовка органов управления в природных и техногенных ситуациях

Особенности управления чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон определяет полномочия государственных и местных органов власти по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность — предупреждение таких ситуаций.

Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются неотъемлемой частью их компетенции и выполняются в нормальных условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. д1.

В экстренных ситуациях выполняются спасательные и другие неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) — МЧС России – является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Он образует территориальные органы соответствующего подчиненного профиля.

Закон также определяет права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Особенности управления определяются именно аварийными ситуациями и необходимостью их устранения.

Таким образом, при возникновении чрезвычайных ситуаций Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным законом, может ввести чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее населенных пунктах. Он может принимать решение об участии Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, в результате чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две группы:

  • а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. В целом они ориентированы на решение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.

В 2004 году Федеральным агентством и жилищно-коммунальному хозяйству были разработаны организационно-методические указания по подготовке органов управления сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству на 2005 год.

Главной задачей по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧС Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству на 2005 год является совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, действенному осуществлению государственного пожарного надзора, повышению уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.

Руководители подведомственных организаций, подразделений центрального аппарата Агентства, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организовывают подготовку органов управления, сил и средств РСЧС в 2005 году основным направлениям:

  • в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – обеспечение эффективной работы и повседневной готовности функциональных подсистем и звеньев РСЧС, их органов управления, сил и средств в решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе соблюдения норм законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при осуществлении совместной деятельности;

— в области обеспечения пожарной безопасности – реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городах и населенных пунктах, совершенствование технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики1.

Основные усилия по обеспечению реализации указанных основных направлений подготовки в 2005 году сосредотачиваются на:

  • совершенствовании ведомственной правовой и методической базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечении в подведомственных организациях, независимо от организационно-правовых форм собственности, дальнейшей реализации положений федеральных законов от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

— совершенствовании подготовки (переподготовки) вновь назначенных председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, их заместителей, а также работников, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для реализации главной задачи:

  • в функциональных подсистемах подведомственных Агентству, отраслевых и объектовых звеньях РСЧС при изменении организационно-штатной форм собственности подведомственных организаций, обеспечивается сохранение управленческого аппарата должностей работников, специально уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в качестве постоянно действующих органов управления подсистемы (звеньев) РСЧС;
  • подготовка руководителей и специалистов органов управления функциональных подсистем и звеньев РСЧС, аварийно-спасательных формирований организовывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также программами обучения, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • обеспечивается реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения в соответствии с решениями совместного заседания совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол № 4 от 13 ноября 2003 г.), а также федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098;
  • упорядочивается информационное обеспечение в подведомственных организациях в соответствии с приказами Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 «Об организации работы по сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Минпромэнерго России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в их ведении» и Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 октября 2004 года № 134 «О предоставлении в Минпромэнерго России оперативной и текущей информации о чрезвычайных ситуациях на объектах жизнеобеспечения населения»;
  • обеспечивается своевременное представление информации в вышестоящие органы управления функциональной подсистемы РСЧС Агентства о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по ликвидации их последствий;
  • повышается уровень готовности центрального диспетчерского отдела Агентства, дежурно-диспетчерских и иных служб отраслевых подсистем и звеньев функциональной подсистемы РСЧС Агентства, обеспечиваются их рабочие места современной техникой и аппаратурой для сбора, обработки и передачи информации;
  • в функциональных подсистемах Агентства продолжается работа по созданию локальных систем оповещения персонала и населения в районах размещения потенциально опасных объектов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р;
  • подготовка специалистов органов управления РСЧС всех уровней обеспечивается по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С этой целью активизируется работа по накоплению материальных и финансовых ресурсов в указанных резервах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • в подведомственных организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г.

№ 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол № 4 от 18 декабря 1997 г.), создаются аттестационные комиссии и активизируется их работа по аттестации аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей. Обеспечивается укомплектованность сил постоянной готовности функциональных подсистем подведомственных организаций личным составом, техникой, материально-техническими средствами (специальной аппаратурой);

  • продолжается наращивание усилий по поддержанию аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями и чрезвычайными ситуациями на потенциально опасных объектах отраслей промышленности, ликвидации последствий террористических актов;
  • полнее используется потенциал научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на решение проблем защиты производственного персонала, прогнозирования, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;

— надзорная и контрольная деятельность за работой подведомственных организаций организовывается в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Методическими рекомендациями по проверке деятельности функциональных подсистем федеральных агентств Минпромэнерго России, утвержденными заместителем Реусом (письмо от 28 июня 2004 г. № АР-524).

При проведении проверок функциональных подсистем подведомственных организаций практикуется одновременная проверка и оказание методической помощи одному или двум объектам, находящимся в их ведении1.

Основной задачей руководителей подведомственных организаций по оперативной подготовке на 2005 год является повышение готовности органов управления и войск РСЧС к действию и выполнению заданий в соответствии с планом. Основными формами обучения для них определяются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводятся с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Главные цели проводимых мероприятий:

  • совершенствование знаний, практических навыков руководителей и специалистов в принятии решений и планировании действий сил и средств;
  • оценка реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • отработка вопросов взаимодействия в работе органов управления и сил различных уровней2.

При проведении оперативной подготовки студенты получают самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценка ситуации и разработка решений осуществляется на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, моделей и методов решения оперативных задач.

Тематика командно-штабных, тактико-специальных (специальных) учений, командно-штабных (штабных) тренировок определяется с учетом вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на соответствующей территории. Кроме того, на соответствующих территориях, которым присущи чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, предусматривается по согласованию в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отработка вопросов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов1.

Подготовка председателей, заместителей председателей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности подведомственных организаций планируется и проводится на учебно-методических сборах и семинарах в соответствии с планом основных мероприятий Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год.

Подготовка аварийно-спасательных формирований проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и программами обучения.

Практические занятия считаются основой для обучения аварийно-спасательных формирований, с особым вниманием к приобретению и совершенствованию навыков реагирования на чрезвычайные ситуации, соблюдению мер безопасности и способности оказывать самостоятельную и взаимную помощь.

Центральной ведомственной, отраслевым и объектовым аттестационным комиссиям при аттестации аварийно-спасательных формирований следует особое внимание обращать на знание правил, норм