Сущность и принципы самоменеджмента

Курсовая работа

Управление организацией в наше динамичное время — сложная работа, которую невозможно успешно выполнить с помощью простых, сухих, усвоенных формул. Лидер должен сочетать понимание общих истин и важность множества вариаций, которые делают ситуации отличными друг от друга. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.

Распространено мнение, что существует процесс управления, применимый к любой организации, заключающийся в выполнении функций, которые должен выполнять каждый лидер.

Сила современного менеджмента, его стержень, состоит, с одной стороны, в том, что он исходит от человека, от его потребностей и целей, от трансформации знаний, опыта и достижений научно-технического прогресса в продуктивные. С другой стороны, движущая сила современного управления, видимого и невидимого, заключается в творческом применении информационных технологий.

Актуальность аргументации объясняется тем, что самоуправление, а точнее самоуправление, независимость и личный контроль над собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и с организацией, социальным управлением.

Целью курсовой работы является изучение роли, места в структуре, области применения самоуправления в общей теории менеджмента. Поэтому стоит задача изучить принципы и методы самоуправления, основные особенности и области применения.

Глава 1. Сущность и понятие самоменеджмента

Самоменеджмент — последовательное и целенаправленное использование руководителем (специалистом и т.д.) испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей. Он направлен на максимальное раскрытие способностей сотрудника и сознательное управление его рабочим временем. Лукашевич Н.П.Теория и практика самоменеджмента. Учебное пособие для ВУЗов//М.: МГУПП-2002

Понятие самоменеджмента следует отделять от понятия самоорганизации, одного из принципов организации личного труда руководителя (специалиста и т.д.).

Заключается в необходимости использования в повседневной работе рациональных приемов и методов планирования и распределения рабочего времени; проведения служебных совещаний и бесед; выполнения рабочих процедур и операций; решения задач управления на базе комплексного применения средств вычислительной и организационной техники. Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности во многом определяется его повседневной работой. Бляхман Л.С., Галенко В.П., Минкин А.В. Введение в менеджмент.-Учебное пособие. — СПб.: СПбУЭФ, 1994

9 стр., 4086 слов

Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

... местных органах управления. Управление тесно связано с органами, его осуществляющими. Тем не менее, раздел V Конституции Республики Беларусь правильнее было бы назвать «Органы местного управления и местного самоуправления» ... и справедливому развитию территориального образования, тем или иным образом распространяет полномочия на все организации, расположенные на его территории. Иных подобных органов ...

Важным шагом в создании эффективной системы управления своим временем для лидера является постановка целей как для краткосрочной, так и для долгосрочной деятельности. Управление на основе целей не связано с дополнительными усилиями, т.к. базируется на процессе планирования с определением предельных сроков выполнения намеченных действий или мероприятий.

Цели, поставленные лидером, не только определяют действия, которые следует выполнить, но и стимулируют их выполнение. Постановка цели означает, что лидер сознательно выполняет свои действия.

Постановка цели действует как движущая сила, энергия которой исчезает при достижении цели. Цели, определяемые руководителем, должны быть реалистичными и конкретными; ориентированными не на осуществление деятельности, а на достижение конкретного результата, измеримыми и ограниченными во времени конкретными сроками. Определение целей — начальный этап. необходимо превратить цель в план действий по ее достижению — определить степени важности и решить, какие цели и задачи являются наиболее важными. Успешное решение задачи выделения степеней важности очень сильно влияет на результативность лидера. Необходимым условием для достижения целей менеджером является использование своего рабочего времени для выполнения действий, ведущих к этим целям.

важно установить связь между планированием времени и желаемыми результатами. Введение периодов планирования на время руководителя способствует более точной оценке ситуации в целом, способствует выявлению главного и повышает уровень результативности. Для получения оптимальных результатов при планировании рабочего времени руководителю необходимо использовать периоды планирования: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. В этой связи следует иметь отдельный план для каждого периода. При разработке плана каждого периода руководитель должен ответить на следующие вопросы: какова основная цель данного периода? Каким количеством времени он располагает? В какой очередности должны быть выполнены основные задачи периода? Какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены? Важнейшим периодом планирования для руководителя является день.

Планирование дня включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени, а не ограничивается только выявлением цели, желания или намерений, как это может быть применительно к пр. периодам планирования. Планирование на день создает предпосылки, чтобы жить в настоящем. План на день должен обеспечивать обзор всех дел дня, помогать руководителю максимально использовать свое время и определять конечные цели работы в порядке их важности. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня. При разработке еженедельного плана рекомендуется уточнить конечные цели на следующую неделю и определить необходимые работы в порядке важности. Вся разновидность работ предстоящей недели условно может быть представлена следующими тремя группами: работы обязательные (важные и срочные) с точки зрения достижения конечных целей; работы важные, но не срочные — к их выполнению следует приступить в том случае, если хватит времени на предстоящей неделе; работы менее важные и не срочные — они будут выполнены, если останется время на неделе. При недельном программировании уточняются предварительно запрограммированные контакты и способы их выполнения. В конце рабочей недели должна быть сделана оценка недельного расписания и конечных достигнутых целей. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1995 704с.

11 стр., 5091 слов

Аннотация цель и задачи курсовой работы

... работа позволяет решить следующие задачи: 1. формирование культуры мышления на основе теоретических знаний о значимо сти анализа и оценки эффективности бизнес-процессов предприятия для приня тия управленческих решений, целях, задачах, ... резервов улучшения результатов деятельности хозяйствующего субъекта и разработку мероприятий по внедрению выявленных резервов. Курсовая работа сложна и включает ...

Основная цель самоуправления — максимально использовать свои способности, сознательно управлять своим жизненным ходом и преодолевать внешние обстоятельства. Добротворский И.Л.Самоменеджмент. Эффективные технологии. Практическое руководство для решения повседневных проблем/М.: Приор 2003-272с

Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд ( следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешки и стрессы.

Глава 2. Цели и методы самоменеджмента

2.1 Основополагающие принципы самоменеджмента

Принцип Парето (соотношение 80:20), а именно:

20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли

80% клиентов дают 20 % оборота

В процессе работы 80% результатов достигаются за первые 20% затраченного времени. Остальные 80% затрачиваемого времени приносят лишь 20% общего итога. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально//М.: Онега-Л-2005 127с.

Основные принципы самоменеджмента:

1. Самопроизвольность.

Принцип является фундаментальным и предусматривает появление эффекта в условиях управляемых систем. При определенных условиях этот принцип позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности любой социально-экономической системы, но и передавать им большую часть функций, в том числе самоуправление. Учет этого принципа требует определенности в поведении самих менеджеров, руководителей и исполнителей процессов. Параллельные процессы и сам эффект открывают благоприятные возможности для практической реализации функции самоуправления.

2. «Погружённость» системы.

Данный принцип при реализации самоменеджмента последовательный. Эффект самоорганизации, саморазвиваясь и возникая лишь в так называемых «погружённых» в свою внешнюю среду, во-первых, зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним, во-вторых, спонтанно может ограничивать число состояний по формированию любых системообразований следующими конечными результатами: а) для «себя» (до завершения работы);

  • а) для теневого рынка;
  • б) для общества.

«Погружённость» обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.

3. Направленность самоорганизации.

Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующегося процесса, развивает параллельность: на себя (семью), теневой рынок, на общество.

4. Искусственное начало.

Лидеры, менеджеры должны либо учитывать, либо искусственно «создавать» ситуацию, в которой те, кто «погружен» в систему, могут на некоторое время вооружить себя тем, что им нужно, чтобы «сдержать» эффект самоликвидации.

10 стр., 4715 слов

Технологический процесс работы участковой станции

... методов работы, обеспечивающих наиболее эффективное использование технических средств, разумный порядок и последовательность отправки поездов и вагонов различных категорий и нормативное время работы. Разработанный технологический процесс основан на следующих принципах: ...

5. Ресурсная поддержка.

При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов:

  • а) самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, должен дать ей самоопределиться, то есть менеджер обязан стать на время наблюдателем;
  • б) конкретная система произвольно решает необходимые задачи для обеспечения себя ресурсами и услугами;
  • в) при развитии самоуправления способна ликвидировать себя с получением или без получения результатов;
  • г) практически система, реализовав свои внутренние задачи, способна мгновенно финишировать по конкретной работе в пределах предыдущих принципов, не заботясь о конечных результатах.

С появлением тенденций 3 и 4 менеджер должен быть частью системы и обеспечивать жесткий контроль изнутри.

6. Сочетание скачкообразных и эволюционных процессов.

Самоменеджмент при структурных эволюциях минимален. Скачки, системные мутации каналов управления реализуются чаще всего спонтанно, но, как правило, после «воздействия», т. е. параллельно.

7. Параллельность.

Предполагается, что явления самоорганизации и самоприватизации развиваются одновременно с текущими процессами в системах.

8. Концептоёмкость.

Данный принцип является глобальным и представляет собой набор нескольких разных принципов:

  • а) обязательное наличие гибкости;
  • б) наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками;
  • в) ассоциативность композиционного построения;
  • г) горизонтальное ассоциативное построение, как основа временной устойчивости;
  • д) сохранение иерархического вмешательства центральных органов;
  • е) учёт предыдущий подпринципов;
  • ж) самоуправляемость систем.

9. Виртуальность.

Создание на основе самоорганизации новых объектов самоуправления — нечетких множеств временных отношений частей.

10. Двойственность самоуправления

Этот принцип проявляется в том, что в иерархических структурах самым необычным образом «смешиваются» функции власти предпринимателя, административной, методической (функциональной) власти управляющих и незримого влияния менеджмента.

11. Дополнительность самоменеджмента.

Развивая демократическое управление, самоуправление эффективно реализует самоорганизацию.

12. Дигитальность.

Является важнейшим современным решением задач управления. Сочетание применения перечисленных во взаимодействии принципов обеспечивает эффективность самоуправления. Эффективность управления во многом зависит от людей и критериев мотивации их работы. Управленческая практика разработала набор критериев для улучшения деятельности сотрудников в процессе управления.

15 критериев активизации деятельности работников:

Любые действия должны быть осмысленными. Большинство людей испытывает радость от работы. Каждый на своём рабочем месте хочет показать, на что он способен. Каждый стремится выразить себя в труде. Практически каждый имеет свою точку зрения на то, как улучшить свою работу, свою организацию. Людям нравится ощущать свою значимость. Каждый человек стремится к успеху. Успех без признания приводит к разочарованию. Кстати, в какой форме и как быстро сотрудники получают информацию, оцените ее, в чем ее истинный смысл. Сотрудникам не нравится, что решения об изменениях в работе и на рабочем месте, даже если эти решения положительные, принимаются без их ведома, без учета их знаний и опыта. Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Для всех нас контроль со стороны неприятен. Большинство людей стремятся получить новые знания в процессе работы.

15 стр., 7342 слов

Управление персоналом в спортивной организации

... провести анализ человеческих ресурсов спортивной организации; проанализировать эффективность существующей системы управления персоналом; представить мероприятия по совершенствованию системы ... На странице представлена краткая версия работы. Полную версию можно получить в офисах Всероссийского учебного центра ...

Сотрудники реагируют резко, если их усилия и лучшие результаты, которых они достигают, приводят только к тому, что они испытывают еще больший стресс.

Тот, кто сталкивается с трудностями в своей управленческой деятельности, которые, по его мнению, заключаются в непривлекательности самой работы, должен проверить по этим 15 пунктам, можно ли создать необходимое условие.

Для обеспечения комплексных, скоординированных и эффективных действий необходимы компетентные, высокоорганизованные, настойчивые и смелые лидеры и менеджеры. Они должны мыслить глобально, действовать, ориентируясь на международные стандарты концепции для обеспечения эффективного управления:

Ориентируйтесь на клиента.

Чётко определите, что ему от вас надо;

  • Принять решение по обстоятельствам (иногда необходимо исследование);
  • Только высшее руководство устанавливает правила, позволяющие сотрудникам проявлять инициативу и принимать решения.

Принятие совместных решений устанавливание общих правил (работа в команде);

Работа основана на доверии друг другу

Обеспечение всех менеджеров необходимой информацией для их работы.

Любая важная информация доводится до менеджера оперативно.

Ответственность ложится на всё руководство организации в целом

Топ-менеджмент не вмешивается без надобности в работу отделов.

Старшее руководство несет ответственность за поддержку бизнес-лидера, который принимает трудное решение и берет на себя ответственность.

Информационные данные руководителя любого ранга должны отражать количественные и качественные показатели.

Учёт всех факторов контроля, выводы и принятия решения. Обеспечить качество товаров и услуг, превосходящее все ожидания. Контроль итогов, наиболее важных моментов работы.

2.2 Методология самоменеджмента, основные общесистемные концепции

Целью самоуправления можно считать временное обеспечение отношений, или «взаимопомощь в условиях взаимозависимости», или «помощь без зависимости».

Для эффективной работы менеджер должен уметь использовать различные инструменты влияния на артистов. Это методы личного общения и косвенные.

Методы, используемые при личном общении:

Использование власти, основанной на обязанности.

Это влияет на поведение в пределах области, которую другой считает законной в свете своих обязанностей. Этот метод быстрый и не требует затрат, однако, если запрос покидает зону, он не работает, а если он заходит слишком далеко, его можно считать незаконным.

2. Использование власти основанной на предполагаемой тенденции. Влияйте на отношение и поведение в пределах предполагаемой области знаний. Как и первый метод, он быстрый и бесплатный, а обратная сторона такая же, как и у первого метода.

3. Использование власти, основанной на отождествлении с руководителем. Метод влияет на отношение и поведение в соответствии с идеалами, лежащими в основе идентификации. Этот метод быстр, не требует затрат ограниченных ресурсов, но ограничен влиянием, которое не противоречит идеалам, лежащим в основе идентификации.

3 стр., 1003 слов

Процесс стратегического планирования в организации

... Изучая стратегический менеджмент, менеджеры смогут лучше работать в рыночных условиях, правильно оценивать ситуацию и принимать необходимые меры для предприятия. Целью курсовой работы является систематизация знаний, связанных с разработкой процесса стратегического планирования на примере ...

4. Использование власти, основанной на представлении о зависимости. Это влияет на самые разные виды поведения, которыми можно управлять. Метод быстрый, он может быть неоднозначным в случаях, когда другие методы не работают, но повторное влияние побуждает другого человека получить власть над влиятельным лицом.

5. Использование силы принуждения и понятие зависимости. Этот метод влияет на самые разные формы поведения, которые можно контролировать, но предрасполагают к ответственному инсульту, метод очень рискованный.

6. Использование убеждения. У этого метода широкий диапазон отношений и видов поведения. Он может генерировать внутреннюю мотивацию, которая не требует управления, власти или затрат ограниченных ресурсов. Метод может требовать много времени, нужен хороший слушатель.

7. Сочетание различных методов — зависит от точности сочетаний. Он может быть более неоднозначным и менее рискованным, чем использование любого метода, но этот метод требует более дорогостоящего подхода, чем любой метод.

Косвенные методы

1. Манипулирование окружением другого человека с использованием любых или всех прямых методов. Имеет широкий диапазон отношений и видов поведения. Он может дать результаты, когда прямые методы не работают, но он также может быть трудоемким, сложным в использовании и рискованным при частом использовании.

2. Изменения в силах, влияющих на человека: правила формальных и неформальных организаций, технологии, доступные ресурсы, заявленные цели организации. Он имеет широкий диапазон взглядов и поведения на постоянной основе, оказывает постоянное воздействие, а не разовый эффект, может иметь мощное воздействие, но часто требует значительной силы для достижения целей.

В эффективной системе менеджмента важнейшее место принадлежит учетной политике, установленной на основе бухгалтерского учета. Учетная политика — это совокупность принципов и правил, их совокупность. Только систематический анализ всех факторов может способствовать разумной разработке учетной политики, которая должна обеспечивать полноту отображения всех проблем деятельности организации в бухгалтерском учете.

Для этого в системе управления должна быть создана система контроля. это концепция, направленная на устранение узких мест, ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.

Менеджер, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек.

В связи с этим необходимо разработать общую модель современного менеджера.

1. Знания и умения менеджера.

Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный и новаторский лидер = лидер + власть + стиль работы + карьера. Менеджер должен иметь широкое видение и нестандартное системное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, бизнес-факторов и взаимодействия последних с внешней средой. Должен обладать высокими человеческими качествами и психологическими возможностями, уметь принимать разумные и взвешенные риски, уметь осуществлять бизнес-планирование, разрабатывать, адаптировать и реализовывать бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учётом потребностей и занятие в нём новых инновационных ниш.

12 стр., 5817 слов

Роль менеджера в организации

... управления персоналом в условиях нестабильности рынка должны в первую очередь быть направлены на повышение эффективности менеджера в организации. Целью данной курсовой работы является изучение деятельности менеджера и его роли в организации, анализ деятельности руководителей организации ...

2. Личные качества менеджера. Менеджеру необходимо иметь:

  • жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
  • упорство, уверенность в себе и преданность делу;
  • нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
  • психологические способности влиять на людей;
  • коммуникабельность и чувство успеха;
  • эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;
  • ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
  • внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
  • энергичность и жизнестойкость;
  • склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
  • ответственность за деятельность и за принятые решения;
  • потребность работать в коллективе и с коллективом.

3. Этические нормы менеджера. Менеджер в своей деятельности с коллегами и партнёрами руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами: следовать методам честной конкуренции; не использовать «грязные деньги» в своей деятельности; «играть в открытую», если партнёр делает также, стараться выполнить данное им обещание при любых условиях, использовать только честные методы при попытке влиять на подчинённых, быть требовательным, но не оскорблять достоинство, быть внимательным и предупредительным. 4. Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал, время и люди, умело используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организации.

5. Навыки и способности менеджера эффективно управлять. На эффективность управления могут влиять:

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • чёткие личные цели;
  • упорный постоянный личный рост;
  • навыки и упорство решать проблемы;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
  • умение обучать и развивать подчинённых;

6. Ограничение саморазвития менеджера.

К таким недостаткам следует отнести:

  • неумение управлять собой;
  • размытые личные ценности;
  • смутные личные цели;
  • остановленное саморазвитие;
  • недостаточность навыка решать проблемы;
  • недостаток творческого подхода;
  • неумение влиять на людей и их консультировать;
  • недопонимание особенностей, процессов управления;
  • слабые навыки управления людьми и ресурсами;
  • неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие;
  • низкая способность формировать коллектив.

На эффективное управление оказывает действие оперативная информация, коммуникации, т. е. способность обмениваться информацией. Менеджер должен понимать важность коммуникации, постоянно совершенствовать коммуникацию. Существует несколько способов совершенствования информационного обмена:

5 стр., 2388 слов

Планирование и управление временем

... управлению временем. Заблаговременное планирование времени помогает сократить потери времени. Ежедневное оперативное планирование ... Для юриста-менеджера подобная ... качеств человека и на ... планирование направлений юридической деятельности с указанием временных отрезков; 2) распределение по каждому направлению задач по времени между опытными юристами и вчерашними выпускниками; 3) постановку целей ...

1. Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях организации должны понимать потребности в информации свои собственные, своих начальников и подчинённых, должны научиться оценивать качественно и количественно стороны информационных потребностей.

2. Управленченские действия. Планирование, реализация и контроль формируют дополнительные возможности управления в совершенствовании информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, контроль хода работы, отчёты по результатам такого контроля — вот дополнительные действия, подвластные руководителю.

3. Системы обратной связи. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной в организации. Один из вариантов — перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определённых вопросов или опрос работников с целью получения информации от руководителей и работников.

4. Системы сбора предложений. Разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Чаще всего реализуется в виде ящиков для предложений, куда работники могут анонимно подавать свои предложения или развернуть частную телефонную сеть, куда работники могут анонимно звонить, задавать вопросы или подавать предложения.

5. Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Они выпускаются и реализуются для того, чтобы все работники получали информацию о событиях в жизни организации.

6. Современная информационная технология. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию коммуникации.

Глава 3. Самоменеджмент на практике

3.1 Планирование и целеполагание в рамках самоменеджмента

Постановка целей помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Даже самый лучший способ работы безнадёжен, если руководитель заранее чётко не обозначил то, к чему он стремится. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к. цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться. Колпаков В.М.Методы управления//М.: МАУП 2003 365с.

Для того, чтобы добиться успеха необходимо правильно выбрать цели. У каждой фирмы, у каждого менеджера есть одна основная, важнейшая цель, которая разбивается на множество небольших промежуточных целей низшего уровня, достижение которых обеспечивает достижение цели более высокого уровня и, в конечном счете, высшей цели. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было непосредственно планировать. Четко определенные, зафиксированные на бумаге цели автоматически приобретают обязательный характер, побуждают к постоянному анализу, перепроверке и ревизии.

Ситуационный анализ представляет собой своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем ещё надо работать (слабые стороны).

4 стр., 1773 слов

Цели управления персоналом

... управления человеческими ресурсами в США наибольшее количество сотрудников занимается наймом, адаптацией и оценкой персонала. При этом на отбор одного менеджера высшего уровня затрачивается 32 тыс. Долларов , на менеджера ... компании. Социально-экономические основы кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики Результаты ... ее условия. Чем сложнее работа, тем больше времени требуется для ...

Путём анализа своих способностей менеджер определяет, что вообще он может сделать, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей он располагает. С другой стороны, менеджер должен ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков. Помочь в этом может составление баланса своих крупнейших неудач и поражений и выделение, следствием отсутствия каких качеств они были. «Знать свои слабости — значит укреплять свои сильные стороны».

Установка сроков воплощения целей и формулирование желаемых результатов. Это последняя ступень при постановки целей, когда формулируются конкретное практических целей для последующей стадии планирования.

Нельзя брать на себя слишком много, чтобы не погрязнуть в невыполненных делах. Следует устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением долгосрочных глобальных целей.

Планирование призвано обеспечить хозяйское использование самого ценного ресурса — времени. Чем лучше распределено (т.е. спланировано) время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование времени.

Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение затрат времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.

Очевидно, затраты времени на планирование не могут бесконечно увеличиваться, существует оптимум, после которого дальнейшее увеличение времени на планирование становится неэффективным. От общего планового периода (год, месяц, неделя, день) надо максимально 1% времени тратить на планирование.

Чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, чтобы перепоручать менее важные дела, уменьшать их число или отодвигать на более поздние сроки, менеджер должен ясно представлять свой временной бюджет и совокупность задач. Планирование представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период.

Основные правила планирования времени:

1. Соотношение (60:40).

Опыт показывает ,что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (на 60%).

Соснина Л. Личный тайм-менеджмент//М.: Феникс-2005

События, которые трудно предусмотреть, отвлекающие моменты (“поглотители” времени) не могут быть запланированы целиком без остатка

2. Сведение задач воедино — план действий.

Чтобы составить хороший план расхода времени, важно всегда иметь представление о предстоящих делах. Целесообразно разделить их на долго-, средне- и краткосрочные задачи, установить их приоритетность и действовать в соответствии с нею.

3. Регулярность — системность — последовательность.

Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

4. Реалистичное планирование.

Т.е. планировать нужно только такой объем задач, с которым менеджер реально может справиться.

5. Восполнение потерь времени.

Восполнять потери времени лучше по возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня нагонять утраченное накануне.

6. Фиксация результатов вместо действий.

Фиксировать в планах нужно результаты или цели , а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были изначально направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

7. Установление временных норм.

Опыт показывает, что на работу, как правило, тратится столько времени, сколько его имеется в распоряжении. Поэтому следует задавать точные временные нормы, предусматривать в плане ровно столько времени на то или иное дело, сколько оно действительно требует.

8. Срок исполнения.

Чтобы избежать промедления и откладывания дел, следует устанавливать точные сроки исполнения для всех видов деятельности.

9. Переработка — перепроверка.

План нужно постоянно перерабатывать и перепроверять с точки зрения того, могут ли те или иные задачи быть выполнены полностью.

10. Согласование временных планов.

Чтобы успешнее претворять свои планы в жизнь, менеджеру необходимо согласовывать их с планами других людей (секретарши, начальника, подчиненных, коллег).

Реализация и организация предполагает составление распорядка дня и организация трудового процесса в целях достижения поставленных целей. Организация своего рабочего дня должна соответствовать основному принципу: “Работа должна подчиняться мне, а не наоборот”. Существует 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня. Правила начала дня:

  • начинайте работу по возможности в одно и то же время;

перепроверка плана дня, составленного накануне

вначале — ключевые задачи;

  • согласовать план дня с секретарём (он будет эффективнее работать и сможет оградить руководителя от ненужных помех);
  • утром заниматься сложными и важными делами, т.к. потом менеджер обычно бывает занят текущими делами;

Правила основной части дня:

  • Влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
  • Перепроверять все акции с точки зрения их необходимости;
  • Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы;
  • Избегать незапланированных импульсивных действий;
  • Своевременно делать паузы и соблюдать размеренный темп;
  • Небольшие однородные задачи выполнять сериями ( при этом только один раз проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель занимается однородной деятельностью;
  • благодаря непрерывности и концентрированности процесса достигается экономия времени);

Рационально завершать начатое (отвлечение и последующее возвращение к работе требует некоторого времени, поэтому начатое дело нужно либо доводить до конца, либо прерывать в целесообразном месте)

Использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной или рутинной деятельности;

  • Работать антициклично ( т.е. в начале дня целесообразно заниматься важнейшими задачами, а в более беспокойный период — делами менее важными);
  • Выкраивать спокойный час;
  • Контролировать время и планы;

Правила завершения рабочего дня:

  • Завершить начатые небольшие дела;
  • Контроль за результатами и самоконтроль;
  • План на следующий день;
  • Помимо этих правил также важно соблюдать естественный дневной ритм.

Трамп Д., Макивер М. Как стать богатым//М.:Альпина Бизнес Букс 2005 — 238с.

У разных людей разная психология и организм. Вследствие этого работоспособность людей различна в различные периоды времени. Некоторые люди продуктивнее работают утром, некоторые днём, а некоторые вечером. Но при этом нельзя сказать, что одни из них работают лучше, а другие хуже. Просто пик работоспособности у этих людей приходится на разные периоды дня. Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей — так это относительные, ритмичные колебания. Все это необходимо учитывать в своей работе.

3.2 Стратегия управления временем

Основными элементами стратегии управления временем являются:

а) Анализ реальной ситуации с использованием времени и временных потерь. Он включает в себя целый набор операций и действий, а именно: различного рода исследования, тестирования, сопоставление, консультации, непосредственно предшествующие планированию.

б) Планирование использования времени. Планирование предполагает постановку целей, разработку самого плана использования времени и доведение его до исполнителей.

в) Реализация плана. Именно на этой стадии принимаются решения. Все конкретные задачи, условно говоря, разбиваются на две основные категории. Первая — это задачи индивидуального уровня, решение которых сопряжено с Вашей относительной личной свободой. Разумеется, степень их сложности и срочности может быть разной. Одно дело — написать две строчки распоряжения, и совсем другое — подготовить доклад или статью для журнала. Вторая категория — это задачи, выполнение которых сопряжено с рядом операций и привлечением других людей. Например, организация переезда офиса на другое место. В любом случае, задачи в каждой из категорий так или иначе переплетаются друг с другом и взаимосвязаны с планированием.

г) Организация контроля, учета, анализа, оперативного корректирования хода выполнения планов. Любая работа должна проверяться как в отношении исполнительности, так и с точки зрения достижения оптимальных результатов. Получение запланированных результатов работы в оптимальном, с точки зрения временных затрат, режиме — главная цель процесса управления временем. Ибо, что бы мы не говорили, без достойных результатов вся наша работа превращается в бессмысленный набор действий. Калинин С.И Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем//М.: Речь-2006

Применительно к стратегии управления временем, самоменеджмент может быть представлен как своего рода “круг правил” или набор методик, позволяющих оптимально и со смыслом использовать свое время. Кей Фр. Сдвинте с мертвой точки ваш тайм-менеджмент//М.: HIPPO 2004

Ниже приведена систематизация рабочих приемов и методов самоменеджмента, используемых для достижения конкретных результатов.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Менеджер должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов бизнеса. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели. Свои собственные планы времени менеджер должен согласовывать с планами подчиненных и непосредственного руководителя, чтобы достичь максимального эффекта.

То, насколько успешно менеджер будет претворять в свою работу принципы эффективного использования времени, зависит в первую очередь от него самого и от его желания работать рационально, т. к. для того, чтобы путем постановки ясных целей, правильного выбора приоритетов и планирования своего времени, добиться большей эффективности в работе, нужно приложить определенные усилия и затратить немного времени.

На основе работы можно попытаться сформулировать основополагающие правила, позволяющие повысить эффективность самоменеджмента. Представим их в виде практических рекомендаций:

1. не браться за множество дел в течении одного дня

2. на текущий день планировать 2-3 первоочередных и 4-5 менее важных дел

3. начинать день с более сложных, важных и менее приятных, а заканчивать простыми

4. ежедневно оставлять временной запас 20-30% для непредвиденных заранее дел

5. не делать задание самому, если его можно кому-либо поручить

6. не браться за новое дело, не завершив начатое

Вывод из этих правил достаточно прост. Хорошая организация труда — залог успеха в борьбе за время. Каждому менеджеру необходимо подумать о том, как стать организованным и сохранить это качество навсегда.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/znachenie-samomenedjmenta/

1. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально//М.: Онега-Л-2005 127с.

2. Бляхман Л.С., Галенко В.П., Минкин А.В. Введение в менеджмент.-Учебное пособие. — СПб.: СПбУЭФ, 1994

3. Добротворский И.Л.Самоменеджмент. Эффективные технологии. Практическое руководство для решения повседневных проблем/М.: Приор 2003-272с

4. Гамидуллаев Б.Н. “Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием” Пенза, 1997

5. Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1995

6. Калинин С.И Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем//М.: Речь-2006

7. Кей Фр. Сдвинте с мертвой точки ваш тайм-менеджмент//М.: HIPPO 2004

8. Колпаков В.М.Методы управления//М.: МАУП 2003 365с.

9. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент — СПб.: Питер, 2001г. — 752с.

10. Лукашевич Н.П.Теория и практика самоменеджмента. Учебное пособие для ВУЗов//М.: МГУПП-2002

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1995. — 704с.

12. Соснина Л. Личный тайм-менеджмент//М.: Феникс-2005

13. Трамп Д., Макивер М. Как стать богатым//М.:Альпина Бизнес Букс 2005 — 238с.

14. Фоке Дж. Самоменеджмент//М.:Альпина Паблишер 2003 — 189с.